Мир униженных и оскорбленных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Примерный текст сочинения
Первымпроизведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великогописателя, явился эпистолярный роман «Бедные люди», в котором молодойавтор решительно встал на защиту «маленького человека» — бедногочиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту иблагородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.
Ив идеологическом романе «Преступление и наказание» она имеет огромноезначение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненнымиусловиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романапогружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном изпереулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийствоРодион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую,душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чемквартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми,отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферутесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня вПетербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странногармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, снестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники ицеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютитьсяв убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночества втолпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачиваютспособность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакциипосетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В егорассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека,которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного,совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходитсябыть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей,знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету. Переполненныйстраданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простогочеловеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает толькохихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.
Вообще,именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается темауниженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сейвеликолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Таквозникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушновзирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы ещебольше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургскихтрущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелыекомнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютитсясемья Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик иразнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганнойженщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чемнакормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей напанель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицыДуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладаягордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причинакоторых — постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойныечеловека.
Всеэти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мирежить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкаютлюдей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано илипоздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. Кэтому миру неприложимы общепринятые нравственные законы. Если бы СонечкаМармеладова не стала жить по желтому билету, умерла бы с голоду ее семья. КогдаРаскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственнодостойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А сними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такоговыхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убиваетсебя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, ивысокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям,готовностью к самопожертвованию.
СестраРодиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина,не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Онарешается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты,помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных иоскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранитьблагородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургскихтрущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным иуниженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами,которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.
Такимобразом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теориейРаскольникова не только потому, что она порождена жестокостью окружающего мираи является своего рода бунтом против него. В этом же мире существует и любовь, исострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писателя верой ввозможность построения общества, в котором люди будут «изнемогать от любвидруг к другу». Только любовь, а не насилие — единственный возможный путьдля достижения гуманного, справедливого общества. В этом, по-моему, смыслромана великого русского писателя.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/