Министерство образования РФ
Реферат по истории искусств
Масштабно-ритмическое единство вархитектурных ансамблях Петербурга
Екатеринбург 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Архитекторы Петербурга
1.1 Трезини
1.2 Растрелли
1.3 Кокоринов и Деламот
1.4 Воронихин
1.5 Захаров
1.6 Росси
Список литературы
Приложение
Введение
С наибольшей наглядностьюи полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуреПетербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайнобыстро.
С архитектурной точкизрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный городЕвропы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение нетолько своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства тоговремени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой»планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось всоздании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных.Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерийс самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств исвоеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербургапервой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д.Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.
Петр I придавал большоезначение регулярной застройке города. Для разработки генерального планаПетербурга был приглашен в Россию известный французский архитектор Жан БатистЛеблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд оченьсущественных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города,и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишьчастично осуществлен в планировке улиц Васильевского острова. Русскиеархитекторы внесли много существенных коррективов в его планировку Петербурга.
Определениеархитектурного стиля первой половины 18 в. вызывает обычно немало споров средиисследователей русского искусства. И действительно, стиль первых десятилетии 18в. складывался сложно и зачастую очень противоречиво. В его формированииучаствовал в несколько видоизмененном и более сдержанном по форме виде стильзападноевропейского барокко; сказывалось и воздействие голландской архитектуры.В той или другой степени давало себя знать и воздействие традиций древнерусскойархитектуры. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга быласуровая утилитарность и простота архитектурных форм. Неповторимое своеобразиерусского зодчества первых десятилетий 18 в. заключается, однако, не в сложном иподчас противоречивом переплетении архитектурных стилей, а прежде всего вградостроительном размахе, в жизнеутверждающей мощи и в величии сооружений,воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.
1. АрхитекторыПетербурга
1.1 Трезини
Петропавловский собор
Лучшим и наиболеезначительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор,построенный в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен план трехнефнойбазилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверхколокольня. Так же как Меншикова башня Зарудного в своем первоначальном виде,колокольня Петропавловского собора увенчана высоким шпилем, завершенным фигуройангела. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями иархитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственноколокольни к «игле» собора. Колокольня Петропавловского собора была задумана иосуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, каколицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финскогозалива свою новую столицу.
Здание Двенадцатиколлегий
В 1722—1733 гг. создаетсядругое широко известное сооружение Трезини — здание Двенадцати коллегий. Сильновытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформленакак относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием,фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие пилястры в данном случаеиспользуются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный,спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольнисобора Петропавловской крепости и спокойная протяженность здания Двенадцатиколлегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини сбезупречным тактом выдающегося мастера.
Большинству произведенийТрезини свойственны сдержанность и даже строгость в архитектурном решениизданий. Это особенно заметно рядом с декоративной пышностью и богатымоформлением сооружений середины 18 столетия.
1.2 Растрелли
В середине 18 столетияразворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли(1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. ТворчествоРастрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразиловозросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которыебыли основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли ивозглавляемым им коллективом.
Ансамбль Петергофа
Большое значение имеладеятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа.Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившеговпоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г.самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофскийдворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколькоархитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка ифонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».
Ансамбль Петергофа ссамого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблейсадово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем.Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целоеБольшой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротомв центре и возвышающимся над всем дворцом.
Следует отметитьустановку в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслускульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно неустановлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярныхпарковых ансамблей 18 века.
В 1740-х гг. началсявторой этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиознаяперестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранивнекоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную длястиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративноеоформление в стиле барокко. Особенно сильно Это проявилось в оформлении зановопристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемогоКорпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофаотносится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлеченыархитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров.русскойскульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.
В целом первые проектыРастрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилюпетровского времени и не поражают той роскошью и помпезностью, которыепроявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском)дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре вПетербурге.
Екатерининский дворец
Приступив к созданиюЕкатерининского дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. Вкомпозицию своего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовыесооружения архитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшиекорпуса, сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединилв одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигалтрехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым поднятыдо общей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпусавключались в новое здание как выступающие ризалиты.
Внутреннее пространствоЦарскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные дляпарадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивуюанфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет.Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формыкартушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дниторжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количествомсвечей
Зимний дворец
В 1754—1762 гг. Растреллистроит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущегоансамбля Дворцовой площади.
Учитывая местоположениеЗимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящийна юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильнойпластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд водвор). Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в болееспокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимаетсяпротяженность здания.
1.3 Кокоринов иДеламот
Александр ФилипповичКокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного извиднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показываютновейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современникамидворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который до наших днейдошел измененным и перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этотансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям середины 18 в.,возводимым Растрелли и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль русскогоклассицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера воформлении въездных ворот дворца Разумовского.
Примерно с 1760 г.началась многолетняя совместная работа Кокоринова с приехавшим в РоссиюВалленом Деламотом (1729—1800). Родом из Франции, Деламот происходил из семьиизвестных архитекторов Блонделей. С именем Валлена Деламота связаны такиезначительные сооружения Петербурга, как Большой гостиный двор (1761 — 1785),план которого был разработан еще Растрелли, и Малый Эрмитаж (1764—1767). Тонкойгармонии архитектурных форм, торжественно-величавой простоты исполненосооружение Деламота, известное под названием Новая Голландия — зданиеадмиралтейских складов, где особенное внимание привлекает перекинутая черезканал арка из простого темно-красного кирпича с декоративным применением белогокамня.
Академия художеств
Валлен Деламот участвовалв создании одного из своеобразнейших сооружений 18 в. — Академии художеств вПетербурге (1764—1788). Строгое, монументальное здание Академии, выстроенное наВасильевском острове, приобрело важное значение в городском ансамбле. Величавои спокойно решен главный фасад, выходящий на Неву. Общий замысел этой постройкисвидетельствует о преобладании стиля раннего классицизма над элементамибарокко.
Всего более разителенплан этого сооружения, который в основном, видимо, был разработан Кокориновым.За внешне спокойными фасадами здания, занимающего целый городской квартал,скрывается сложнейшая внутренняя система учебных, жилых и подсобных помещений,лестниц и коридоров, дворов и переходов. Особенно примечательна планировкавнутренних дворов Академии, включавшая один огромный круглый двор в центре ичетыре дворика меньших размеров, имеющих в плане форму прямоугольника, в каждомиз которых закруглены два угла.
1.4 Воронихин
Казанский собор
Значительнейшимпроизведением Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1800—1811). Вэтом сооружении отразилось то новое, что характеризует зодчество первой трети19 в.: новое отношение к человеку, новое понимание задач архитектуры с точкизрения оформления города в целом и создания обширных городских ансамблей.Завершающие длительную подготовительную работу чертежи, относящиеся к 1810 г.,свидетельствуют о том, какой грандиозный замысел хотел осуществить русский зодчий,не выходя при этом за пределы реальных возможностей его осуществления.
Архитектору пришлосьстолкнуться с рядом значительных трудностей. Участок, на котором сооружалисобор, имел неправильную форму трапеции. Трудность представляла и задача связисобора с проходящим мимо него Невским проспектом, тем более что главный вход всобор как обыкновенно в христианских церквах должен был быть с западнойстороны, то есть не со стороны Невского, а с боковой улицы. И все же Воронихинне только преодолел все затруднения, но и заставил сами особенностиместорасположения Казанского собора «работать» с пользой для своегопроизведения. В умении исходить из конкретных условий места и окружения,извлекая из них максимальную пользу, Воронихин показал себя продолжателем лучшихтрадиций русской и мировой архитектуры.
Казанский соборпринадлежит к типу однокупольных храмов с планом в виде латинского креста.Входы в собор имеются с трех его сторон — с запада, севера и с юга, где ихоформляют торжественные портики. Образуя перед собором полукруглую площадь, отсеверного его портика отходят к Невскому проспекту две великолепные колоннадыиз 108 стройных каннелированных колонн коринфского ордера. Аналогичнуюколоннаду архитектор задумал и с южной стороны здания, но она не была осуществлена.
Казанский соборпредставляет собой тесно связанное с городом, с его общей планировкойсооружение. Так, колоннада своими широко раскинутыми «рукавами» как быраскрывает соборную площадь в сторону Невского проспекта, утверждаяторжественность всего ансамбля. Больше того, теснейшим образом связанная ссамим зданием и портиком колоннада заканчивается настоящими уличными проездами,включаясь непосредственно в городскую жизнь, оформляя уличные артерии города.Тем самым она служит для связи между зданием и окружающим его городскимпространством, утверждая один из важнейших принципов русского классицизма 19 в.— решение архитектурного замысла здания с учетом его места в городскомансамбле.
Какархитектор-градостроитель Воронихин проявил большой такт. Он не стремился«перебить» вновь устроенной площадью общую устремленность Невского проспекта(или «перспективы», как тогда говорили) к Адмиралтейству как к центральному,основному зданию города. С этой целью, чтобы подчеркнуть линию улицы,проходящей мимо собора, архитектор дает плоскостное в общем решение фасадовпроездов, которые обращены к проспекту. Объемные колонны заменяются здесьплоскими пилястрами, попарно стоящими по сторонам проездов. Между пилястрами —спокойная гладь стен, подчеркнутая еще небольшими декоративными барельефамипрямоугольной формы, помещенными на уровне капителей. Вместо балюстрады надантаблементом обоих проездов возвышается высокий, довольно тяжелый аттик смонументальными барельефами И. П. Мартоса и И. П. Прокофьева. Подлинным шедевромрусского декоративного искусства является созданная по проекту Воронихинасадовая ограда с западной стороны Казанского собора. Ограда вопринимаетсясейчас несколько обособленно, в то время как по замыслу архитектора она должнабыла соединяться арками с северной и южной (неосуществленной) колоннадамихрама.
В противоположностьмногим произведениям позднего классицизма Казанский собор отличает ясноесоответствие внешних объемов и внутреннего пространства. Четкие отношенияобъемов здания не обманывают зрителя, когда он попадает внутрь собора. Общеевпечатление стройности всего сооружения, которое создается у обходящего соборчеловека, соответствует тому, что он видит и войдя в его светлое, полноевоздуха и солнца внутреннее помещение.
Здание Горного кадетскогокорпуса
Спустя несколько летпосле начала строительства Казанского собора Воронихину была поручена другаязначительная работа, а именно перестройка здания Горного кадетского корпуса(1806—1811). Несколько некрасивых, не связанных между собой зданий было решенообъединить одним общим фасадом, обращенным к Неве. Подобное решение было оченьхарактерно для зодчества первой трети 19 в., в период, когда происходилиодновременно и быстрый рост городов и их перестройка с целью созданияцелостного организма с более или менее единообразнымархитектурно-художественным решением улиц, площадей и целых городскихансамблей.
Важность сооруженияединого здания Горного корпуса, призванного заменить группу строений,определялась в большей мере его месторасположением в ансамбле города. С однойстороны, оно должно было завершить собой набережную Васильевского острова,поскольку дальше начинались уже портовые сооружения. С другой стороны — служитькак бы «воротами» города для въезжающих в Петербург с моря. Одновременно сВоронихиным на противоположной стороне реки Невы проектировал свои провиантскиесклады другой выдающийся русский архитектор — А. Д. Захаров. К сожалению,последнему не удалось осуществить свой замысел.
Принцип архитектурногорешения Воронихина основывается в данном случае на контрастном сопоставлениивыступающего вперед мощного портика с дорическими колоннами и гладких стенсравнительно невысокого здания, которое отходит назад, давая возможность лучшепочувствовать выступ портика. В отличие от раннего классицизма здесь нетчеткого выявления объема и внутреннего пространства сооружения.
Характерны для русскогоклассицизма первой трети века барельефные фризы и скульптурные группы, стоящиена специальных пьедесталах перед портиком Горного института. Созданные С. С.Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, они органически отвечают пропорциям имасштабам здания; скульптурные группы, стоящие на лестнице Горного института,могучи, динамичны, хотя и массивны по своим пропорциям, что соответствуетподчеркнуто тяжелым формам портика, на фоне которого они установлены. Нелегкость, а именно идея связи с землей как тяжелой, весомой массой лежит воснове решения и портика здания и его скульптурных произведений. Впечатлениетяжести портика подчеркивает очень широкий, массивный антаблемент, покоящийсяна дорических, не имеющих баз, колоннах. Помещение на фоне этих колонн имощного антаблемента легких по своим пропорциям и общей массе скульптурныхгрупп нарушило бы необходимую связь скульптурного образа с общим характеромархитектурного решения.
1.5 Захаров
Крупнейшим представителемрусской архитектуры начала 19 в. был Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811),воспитанник Петербургской Академии художеств, впоследствии руководительархитектурного класса Академии. Захаров был автором многочисленных проектов,большинство из которых остались по тем или иным причинам неосуществленными.Единственным сохранившимся сооружением его является здание ГлавногоАдмиралтейства, памятник искусства мирового значения. По своей смелости,гениальности решения и исключительной силе художественной выразительностиАдмиралтейство Захарова представляет собой вершину классического русскогозодчества послепетровского времени. Напомним, что история ГлавногоАдмиралтейства восходит еще к началу 18 в., ко времени основания Петербурга.Старое здание Адмиралтейства было одним из первых сооружений города. ЗаложенноеПетром I осенью 1704 г., оно представляло вначале корабельную верфь, что иобусловило П-образное решение плана этого сооружения. В дальнейшем, сучреждением Адмиралтейств-коллегий, оно неоднократно достраивалось иперестраивалось, превратившись из верфи в общественно-правительственное здание.Будучи окружено со всех сторон рвами и укреплениями, это сооружение являлосьодновременно и крепостью. В 1735 г. архитектором И. Коробовым была построенатрехъярусная центральная башня Адмиралтейства, которая завершалась высокимзолоченым шпилем («спицем»), что в основном и определило архитектурный образздания. Однако свой окончательный, законченно классический вид Адмиралтействопринимает значительно позже, после того как было, по существу, зановоперестроено Захаровым.
Адмиралтейство
Работа над проектамиАдмиралтейства была начата Захаровым сразу же по назначении его «ГлавныхАдмиралтейств архитектором» в 1805 г. Основные строительные работы продолжалисьс 1806 по 1811 г. (год смерти А. Д. Захарова). Завершение строительства,включая сюда и скульптурное оформление, продолжалось до 1823 г. После окончаниястроительства новая русская столица получила одно из ключевых сооружений своегоансамбля.
Захаров прекрасно учелконкретные условия месторасположения здания как важнейшего сооружениягорода-порта. Общий идейный замысел Адмиралтейства выражает силу и могуществорусского военно-морского флота, торжество великого народа, пробившего жизненнонеобходимый для государства выход к Балтийскому морю. Не случайно средискульптурных произведений Адмиралтейства мы встречаем изображение ПетраВеликого. Статуи, скульптурные группы и рельефы Адмиралтейства посвящены темаммореплавания, торговли, мирному груду и военной славе, строительству Петербургаи Балтийского флота. Синтез скульптуры и архитектуры был заранее задуманЗахаровым, и скульптура органически вошла в ансамбль здания.
В соответствии с тойответственнейшей, решающей ролью, которую играет центральная частьАдмиралтейства как в композиции и общем виде самого сооружения, так и вансамбле всего города, наиболее богатое и значительное по идейно-художественнымдостоинствам скульптурное оформление получает башня. К башне Адмиралтейства сходятся,как лучи, три центральных проспекта города, в том числе Невский проспект.Будучи видима с очень большого расстояния, башня с высоким золотым шпилем,увенчанным эмблемой Адмиралтейства — изображением парусного корабля, образуетстройно-величавый силуэт. Постепенно приближающийся к Адмиралтейству зрительразличает объем окруженного колоннами параллелепипеда второго яруса башни. Поосям колонн, четко рисуясь по углам на фоне неба, высится ряд статуй. Ониявляются первыми скульптурными произведениями Адмиралтейства, которыевоспринимаются издали. Подходя еще ближе, зритель переходит к восприятию иоснования башни. Это мощный куб, углы которого акцентированы статуями сидящихвоинов, а по обеим сторонам арки проезда — монументальными скульптурнымигруппами кариатид.
Удивительны смелость ихудожественный такт, которые проявил Захаров, соединив в единое целое высокийтонкий шпиль и классический периптер, строгую ордерную систему и простой, безединой колонны или пилястры, куб основания башни.
Колоссальные каменныегруппы кариатид, фланкирующие главные ворота здания, являются наиболее крупнымипроизведениями скульптуры Адмиралтейского ансамбля. Исполненные одним из лучшихскульпторов конца 18—начала 19 в.— Феодосией Щедриным, группы состоят из трехмогучих женских фигур, поддерживающих огромный глобус. Тематически связанные совсем замыслом здания, они должны изображать морских нимф, поддерживающихнебесные сферы. Установленные на специальных постаментах перед стеной здания итесно с ним связанные, группы производят впечатление законченных монументальныхкомпозиций. Поставив их перед фасадом Адмиралтейства, Захаров явно постаралсявыделить эти памятники и подчеркнуть их масштабность. С этой целью архитекторакцентирует постаменты групп. Постаменты выделяются на фоне цокольной частиздания не только своим материалом и цветом, но и более крупной рустовкой. Прямонад аркой высоким рельефом даны изображения двух женских фигур — летящих Слав,скрещивающих победные знамена. Эти Славы были исполнены И. И. Теребеневым, проявившимсвое большое дарование монументалиста-декоратора. Над дорическим антаблементом,метопы которого украшены барельефными изображениями якорей и военных атрибутов,в довольно высоком аттике расположено одно из важнейших по своему содержаниюскульптурных произведений Адмиралтейства — барельеф «Заведение флота в России»работы того же Теребенева. Темой рельефа является основание Петром I Петербургаи строительство в новом русском городе военно-морского Балтийского флота.
Ансамбль скульптур,связанный с основанием башни Адмиралтейства, завершается фигурами воинов надаттиком по углам куба. Будучи обращены друг к другу, фигуры восседающих воиновпривлекают внимание к центру архитектурной композиции, к барельефу в аттике ивозвышающемуся над основанием башни высокому параллелепипеду, окруженномубелыми колоннами ионического ордера. Расположенные по осям этих колонн статуизавершают скульптурное оформление башни Адмиралтейства, заметно усиливая еевертикализм. Как бы подготавливая взлет иглы Адмиралтейства, они зрительнооблегчают всю верхнюю часть сооружения. Примыкающие к башне крылья здания былидвухэтажными. Редко расставленные окна имелись лишь в нижнем, цокольном этаже ив основном, верхнем; окна третьего этажа пробиты позднее. Замковые камни надокнами были украшены барельефными изображениями голов Тритона и Горгоны (первыйэтаж), Нептуна и Амфитриты (второй этаж). Эти маски были выполнены из гипса помоделям Ф. Ф. Щедрина.
Не останавливаясь нарассмотрении всего обширного архитектурно-скульптурного комплексаАдмиралтейства, следует особо отметить выходящие к Неве так называемыепавильоны, которые самым непосредственным образом связывают сооружение с рекойи с морем. Эти павильоны исключительно удачно оформляют набережную и в то жевремя торцы двух колоссальных по протяженности П-образных зданий, из которыхсостоит Адмиралтейство. В центре каждого из павильонов находится выступающийкуб, завершающийся невысокой ротондой с флагштоком. По аналогии с центральнойбашней куб прорезан аркой, которая была перекинута через канал, проходящийвнутри адмиралтейства (позднее засыпанный).
1.6 Росси
Громадную роль в созданиинеповторимого облика Петербурга сыграла многолетняя плодотворная деятельностьзамечательного зодчего Карла Ивановича Росси (1775—1849), в молодости ученика ипомощника архитектора Бренны.
Ансамбль зданий Главногоштаба и министерств на Дворцовой площади
Одним из первых крупныхсооружений Росси был загородный дворцовый ансамбль на Елагином острове. Следомза ним Росси обращается к своему наиболее прославленному ансамблю зданийГлавного штаба и министерств на Дворцовой площади в Петербурге (1819—1829).Замысел Росси состоял в противопоставлении изящно-пышному зданию Зимнего дворцавеличаво грандиозного сооружения, состоящего, собственно, из двух зданий, соединенныхаркой и образующих огромное полукружие. Превосходя по протяженностиАдмиралтейство, фасад Главного штаба отличается еще большей сдержанностьюсвоего оформления. Так, коринфские колонны выступают лишь наполовину своегообъема, почти не нарушая собой спокойной глади стен. Основное внимание зрителяобращается на великолепную двойную арку. Последняя, оформляя улицу, соединяющуюплощадь с Невским проспектом, становится композиционным узлом всего комплекса,в ней сходятся огромные полукружия фасада Главного штаба.
Общее перспективноесокращение здания хорошо воспринимается зрителем благодаря ясным горизонтальнымчленениям фасада, тягам. Переход от горизонтальных членений к вертикальнымустоям арки подготавливается колоннадами (по восемь колонн) по обеим еесторонам и утверждается двумя выступающими парами колонн самой арки. Поконтрасту с остальными частями сооружения она богато оформлена бронзовойскульптурой — фигуры воинов, военная арматура, фигура летящих Слав.Скульптурное убранство завершается венчающей арку и все здание торжественнойколесницей Славы, исполненной величия, мощи и размаха, звучащей как подлинныймарш победы. Арка Главного штаба с ее скульптурой становится не толькокомпозиционным узлом нового здания, но и его художественным центром, раскрывающимобразно-пластическими средствами монументально-декоративной скульптуры темутриумфа и торжества русских войск над Наполеоном. Скульптура арки Главногоштаба была создана В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым, которые напротяжении многих лет сотрудничали с Росси.
Решение задач синтеза исоздание единого ансамбля площади оказались настолько совершенными, что трудносказать, что является доминирующим на площади: Зимний дворец с его богатой имногочисленной декоративной скульптурой или же здание Главного штаба с егоаркой.
В 1834 г. было законченосооружение одного из важнейших архитектурно-художественных компонентов ансамбляДворцовой площади — Александровской колонны (архитектор А. Монферран, авторколоссальной фигуры ангела — Б. Орловский). Позднее, в начале 1840-х гг., наплощади было выстроено здание Штаба гвардейского корпуса. Архитектор А. П.Брюллов (брат известного живописца), может быть, не проявил здесь большоготаланта, но все же обладал достаточным тактом, чтобы не нарушить того целостноговида, какой имеет эта строгая и в то же время великолепная площадь.
Список литературы
Всеобщая история искусств. Том 4.Искусство 17-18 веков — 1963
'Всеобщая история искусств. Том 5.Искусство 19 века- 1964
Приложение
/>
Доменико Трезини.Петропавловский собор в Ленинграде. 1712-1733 гг. Вид с северо-запада.
/>
В. В. Растрелли. Большой(Екатерининский) дворец в Царском Селе (г. Пушкине). 1752-1756 гг. Вид состороны парка.
/>
А. Ф. Кокоринов и ВалленДеламот. Академия художеств в Ленинграде. 1764-1767 гг. Вид со стороны Невы.
/>
А. Ф. Кокоринов, ВалленДеламот. Академия художеств в Ленинграде. План.
/>
К. И. Росси.Александрийский театр, Театральная улица и Чернышева площадь в Ленинграде.1828—1834 гг. План ансамбля