Реферат по предмету "Культура и искусство"


Маньеризм как течение в европейском искусстве

Маньеризм (итал. manierismo, отmaniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 века, зародившеесяв лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансныхгуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления онеустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во властииррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать«внутреннюю идею» образа, рожденного в душе художника. Дляитальянского маньеризма 1520-х годов (живопись Понтормо, Пармиджанино, ДжулиоРомано, Беккафуми) характерны драматическая острота образов, преувеличеннаяэкспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические исветовые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. В элитарном,ориентирующемся на знатока искусстве маньеризма возродились и отдельные чертысредневековой, придворно-рыцарской культуры.
Вманьеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитииэтого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострениемсубъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад вэволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага идругие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные,насыщенные гротескной орнаментикой решения.
К 1540-мгодам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; егохудожественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругупосвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительныхсредств (Джорджо Вазари, Анджело Бронзино, Франческо Сальвиати, ТоммазоМанцуоли, Федерико Бароччи, Алессандро Аллори, Франческо Приматиччо, отчастиПаоло Веронезе, Якопо Тинторетто и другие). В скульптуре (Бенвенуто Челлини,Бартоломео Амманати, Джамболонья, Бандршелли) и архитектуре (БартоломеоАмманати, Буонталенти, Джорджо Вазари, Лигорио, Джулио Романо) маньеризмпроявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции,подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам, кэкстравагантности деталей.
Превращениюманьеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянскихмастеров во Франции (Россо Фьорентино, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Челлинии др.), Испании (В. Кардучо), Чехии (Джузеппе Арчимбольди) и других странах, атакже широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики ипредметов декоративно-прикладного искусства. Принципы маньеризма определилитворчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. КузенМладший, А. Карон), немца Xанса фон Аахена, нидерландских мастеров АбрахамаБлумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, Карела ван Мандера,Бартоломеуса Шпрангера, Корнелиса ван Харлема, Иохима Эйтевала, КорнелисаФлориса. Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка(1532-1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и СевернойЕвропе. Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, антверпенцу по происхождению, нополучившему образование и работавшему в Риме, Парме и Венеции, а позже в Вене иПраге, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия 16 века претерпелрешительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме,куда в 1577 прибывает Голциус, который с 1585 перевел многие произведенияШпрангера в гравюру. После 1583 года при участии Корнелиса ван Харлема и Карелаван Мандера, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене.Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциусав Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Расцвет живописиманьеризма в Утрехте в 16 веке связан с именами Абрахама Блумарта и ИоахимаЭйтевала стиль которых отмечен итальянским влиянием, одновременно героическим иреалистическим. В Германии ярким представителем маньеризма стал Ханс фон Аахен.Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой —Караваджо ознаменовало конец маньеризма и утверждение барокко. В современномзападном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия«Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путем, илилишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Якопо Тинторетто, ПаолоВеронезе, Эль Греко, Лоренцо Лотто, Питер Брейгель Старший и другие).Справочные и биографические данные «Галереи живописи Планеты SmallBay» подготовлены на основе материалов «Истории зарубежногоискусства» (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), «Художественнойэнциклопедии зарубежного классического искусства», «БольшойРоссийской энциклопедии».
Ханс фонАахен(Hans von Aachen) (1552, Кёльн — 4 марта, 1615, Прага), немецкий живописец ирисовальщик. Родился в Кельне (несмотря на фамилию, которая ведет происхождениеот места рождения его отца). Обучался живописи в Кельне, в мастерскоймалоизвестного в настоящее время фламандского художника Георга Эрриха. В 1574году Ханс фон Аахен совершил поездку в Италию, где продолжил обучениеизобразительному искусству во Флоренции и Риме и, вероятно, также в Венеции.Большое влияние на дальнейшее творчество Аахена и формирование егоманьеристического стиля оказали произведения Тинторетто и Караваджо. АахенХанс, как живописец, активно работал в Нидерландах. В 1588 году Ханс фон Аахенвозвратился в Германию и приобрел признание как художник и мастер тонкогопсихологического портрета в аристократических семействах в Кельне, герцогскомдворе в Мюнхене и знатной семье Фуггер в Аугсбурге. В 1592 году Ханс фон Аахеннаписал официальный портрет императора Рудольфа II, после чего был приглашен надолжность художника придворного двора императора в Праге. Кроме служенияимператору на поприще изобразительного искусства, Ханс фон Аахен работал насемью Габсбургов в качестве дипломата и оценщика произведений искусства. Онмного путешествовал по странам Европы с дипломатической миссией, а также сцелью приобретения картин для великолепной художественной коллекции РудольфаII. В 1596 Ханс фон Аахен сочетался браком с дочерью знаменитого композитораОрландо ди Лассо. В 1601 году Ханс фон Аахен окончательно переселился в Прагу иоставался там до конца своих дней. После смерти Рудольфа (1612) Ханс фон Аахеннедолгое время работал придворным живописцем императора Маттиаса.  
Картины фонАахена, изображающие изящные, удлиненные фигуры (также, как и картины егоколлеги Бартоломеуса Шпрангера), являются образцами сложного искусстваманьеризма, бывшим тогда ведущим стилем в искусстве Северной Европы. Ханс фонАахен писал картины мифологической, аллегорической и религиозной тематики, атакже портреты. Лучшем произведением художника считают картину «ТоржествоИстины и Справедливости» (1598, Пинакотека, Мюнхен), выполненную в сложнойтехнике живописания на меди.
АллориАлессандро(Alessandro Allori) (1535-1607), флорентийский живописец, ученик и приемный сынБронзино. Аллори Алессандро был одним из самых плодовитых и активных живописцевв конце шестнадцатого столетия во Флоренции. Яркий представитель маньеризма.Родился 31 мая 1535 года во Флоренции. Его отец, оружейный мастер, умер, когдаАллори было только пять лет. Друг семьи живописец Аньоло Бронзино стал опекуномбудущего художника. Много лет спустя художник Аллори закончил последнюю фрескуБронзино в Сан Лоренцо, которую мастер оставил незавершенной вследствие кончиныв 1572 году.
Аллори быллюбимым учеником Аньоло Бронзино, и в большом множестве исторических хроникБронзино упоминается как дядя Аллори. Аллори позже включил фамилию Бронзино всвою собственную, это подтверждается в надписи на одной из его картин:«Алессандро Аллори, воспитанник Аньоло Бронзино, сделал это в году1552». Посещение Рима в молодые годы и знакомство с фресками и картинамиМикеланджело добавило к изысканной манере живописи Аллори несомненное влияниевеликого мастера. После короткого пребывания в Риме, где Аллори испытал сильноевлияние искусства Микеланджело, а также творчества Андреа дель Сарто,Бартоломео, Леонардо да Винчи, Понтормо, художник возвратился на родину воФлоренцию, где вскоре Аллори стал одним из основных живописцев для правящейсемьи Флоренции, Медичи. Первой известной работой Аллори был запрестольныйобраз, написанный в 1560 году для Часовни святой Аннуциаты, часть алтаря оСтрашном суде, в котором заметно влияние Микеланджело. Когда БуонарротиМикеланджело умер четыре года спустя, Алессандро Аллори готовил художественноеоформление к похоронам гениального живописца и скульптора.
Кроме АнжелоБронзино Аллори был тесно связан с некоторыми другими лучшими флорентийскимихудожниками своего времени. Он сотрудничал с художником-маньеристом иисториографом Джорджо Вазари, автором классического труда жизнеописанийитальянских художников, который был другом Бронзино.
Когда Великийгерцог Тосканы Медичи распорядился расписать Студиоло Франческо в ПалаццоВеккьо (ратуша Тосканы), Аллори работал над росписями совместно с Вазари.Работа в Палаццо Веккьо была закончена после смерти Бронзино, который былглавным живописцем герцога Медичи много лет. Аллори в Палаццо Веккьо закончилработы Бронзино и самостоятельно создал великолепную живописную композицию,названную «Ловля жемчуга». Картину «Ловля жемчуга» (Палаццо Веккьо, Флоренция,1571) вообще считают шедевром живописи маньеризма. Игривый и изобретательный,Алессандро Аллори комбинирует в полотне нагие фигуры: могучие и рельефные, какна фресках Микеланджело, со стройными и изящными, как на картинах Бронзино.
Собственно,герцог Медичи использовал таланты Аллори несколькими годами ранее, пригласивхудожника в 1565 году для художественного оформления свадьбы своего сынаФранческо. Это была достойная работа для молодого приемного сына БронзиноАлессандро Аллори, поскольку Бронзино сам работал с герцогом Медичи надоформлением его собственной свадьбы. Жизнь и искусство художника АлессандроАллори были тесно переплетены с заказами, которые получала мастерская Бронзино,но творческое наследие Аллори имеет и собственное хорошо ценимое собраниепроизведений. К лучшим работам живописца Алессандро Аллори относят картины:«Чудо святого Петра, идущего по воде» (1596, Галерея Уффици, Флоренция),«Снятие с креста» (1590-е, Музей Прадо, Мадрид), «Два ангела у тела Христа»(около 1600, Музей изящных искусств, Будапешт), «Аллегория Человеческой жизни»(1570-1590, Галерея Уффици, Флоренция), «Сусанна и старцы» (Музей Магнин,Дижон); и картину, написанную бесспорно под влиянием Аньоло Бронзино, «Венера иКупидон» (1570-е, Музей Фабре, Монпелье). На протяжении долгой творческой жизниу Алессандро Аллори было много сотрудников и студентов, включая ДжованниБуттери, Кристофоро дель Альтиссимо, Джованни Биццели, Чезаре Дандини, АурелиоЛоми, Джона Моснира, Джованни Баттисту Ванни и Лодовико Киголи. Вклад Аллори вофлорентийское искусство не закончился этим, поскольку художник был отцомживописца Кристофано Аллори, (1577 – 1621). Кристофано брал свои первые урокиживописи у отца, обучался и помогал ему в мастерской, но позже отошел отподобной мрамору, маньеристической живописи отца, склоняясь к более естественнойи красочной живописи венецианцев. Кристофано стал одним из ведущихфлорентийских живописцев, работающим в более натуралистичном стиле. Широкоизвестна его работа, «Юдифь с головой Олоферна» (Палаццо Питти, Флоренция,1615). В последующих столетиях это была одна из самых известных картин вИталии.
АлессандроАллори помимо своих картин на мифологические и религиозные темы, былвеликолепным портретистом. В Оксфордском музее находится множество портретовкисти Алессандро и Кристофано Аллори.
В середине 1570-хгодов Аллори был назначен директором флорентийской фабрики гобелена. Живописьхудожника Алессандро Аллори, на картинах которого изображены обнаженныемифологические герои в различных сложных и невероятных позах, типичная дляфлорентийского маньеризма последней четверти 16 века, влияла на художественныйстиль в Тоскане в течение почти пятидесяти лет после смерти живописца. Аллорибыл одним из последних известных живописцев маньеризма, период которогозакончился вместе с его смертью. Скончался Алессандро Аллори 22 сентября 1607года.
Бронзино (Bronzino; собственно диКозимо ди Мариано, di Cosimo di Mariano) Анджело или Аньоло (1503–1572),итальянский живописец флорентийской школы.
Родился 17ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции. Бронзино был учеником и помощникомЯкопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело Буонарроти. С 1540 придворныйхудожник флорентийского герцога Козимо I Медичи. Представитель маньеризма,Бронзино Анджело создал тип аристократического портрета, в котором отчужденнаязамкнутость образов подчеркнута торжественной застылостью композиции, острымвыверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью ввоспроизведении деталей (портрет Козимо I Медичи, 1545).
Репрезентативные,виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самыхярких страниц искусства зрелого маньеризма. Бронзино великолепно умеетпостроить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословноеположение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченныйаристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретноесходство. Но в портретах Бронзино отчетливо сказывается и воздействие жесткихтребований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатленномофициально-парадного облика человека, его сословного величия. КомпозициямАнджело Бронзино свойственна также преувеличенная экспрессия, позы егоперсонажей переусложнены, их движения напряжены. Бесстрастие, надменнаязамкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с ихпарадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающемравнодушии мастера к человеку. Недаром во многих его портретах блестяще, снатуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают болеепристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо;таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыномДжованни или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портретеиз Турина (1550-е годы). После 1540 года Бронзино выполнил фрески в ПалаццоВеккьо во Флоренции («Поклонение кресту с бронзовой змеей», «Моисей иссекаетводу из скалы», «Архангел Михаил», «Гирлянда с ангелами» и другие). Втворчестве Анджело Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картинызаполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок;они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер нестремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагоналиподчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая,скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах «Пьета» и «Сошествие во Ад»(Галерея Уффици, Флоренция).
Литературныепристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашлиотражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты,«Аллегория триумфа Венеры», «Амур», «Глупость» и «Время» (1544–1545, Лондон,Национальная галерея). В портретах, особенно таких, как «Элеонора Толедская ссыном» (1545), «Молодой человек с лютней» (около 1530) и «Лукреция Панчиатики»(1540) (все – в Уффици), художник последовательно применяет маньеристическиеживописные приемы для достижения декоративности и изящества форм. КартиныБронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностьюобразов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художникомкоторого он был с 1540 года. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572 года.
ВазариДжорджо(Vasari Giorgio) (1511–1574) Итальянский архитектор, живописец, историк искусства.В 1562 основал во Флоренции академию рисунка. В архитектурных работах (Палаццодеи Кавальери, 1562, и церковь Сан-Стефано деи Кавальери, 1565–1569, в Пизе), втом числе в своей главной постройке — ансамбле Уффици во Флоренции (зданиеправительственных канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории инабережной реки Арно; 1560-1585, совместно с архитектором Б.Буонталенти) — Вазари сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма. Какживописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в ПалаццоВеккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573). Вазари — автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550;2 изд., 1568; в русском переводе тома 1–4, 1956–1970; 2 изд., с 1993),сохраняющих свое значение как памятник литературы и как важнейший источниксведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения.
Первымучителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавшийвитражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскорепосле этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию. Тамон учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело.Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоребыли вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получилнесколько заказов и даже писал фрески.
Известный вто время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, далнесколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробноописал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнилкартину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер,и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазариобучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалосьискусством.
Флоренция,где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи;в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италиии поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своихпокровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари сталнеутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказнаписать картину «Венера и Грации».
Когда Карл V(1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогуАлександру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написалнесколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественномвъезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративныепостройки. В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццокартину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом(La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.
В 1537 годуАлександр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя.Несмотря на свой юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и сталполучать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал вБолонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению онасчитается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лицаэтой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге.Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодыххудожников, имена которых тоже сохранились.
К сожалению,ценность этих произведений сомнительна. Вазари не сознавал своих недостатков и,напротив, с особенным удовольствием описывал все свои работы в самых мелкихподробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим рисовальщиком, в егофигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовойгамме и часто не гармоничны. Сюжет часто поверхностен, глубины чувств нигде невидно.
Успех Вазарив архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился снеудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколькозданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазариновые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание дляпапы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари,свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежиткомплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей святого Стефана в Пизе и многоедругое.
Собственно,самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописаниянаиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelentiPittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 году. Вторымдополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышлав 1568. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в историиитальянского искусства был бы большой пробел. Вазари в своей книге подробноповествует о собственном творчеством и не стесняется отдавать должное своемуталанту живописца и архитектора. Более поздние издания, снабженныекомментариями разных авторов, неоднократно выходили за прошедшие десятилетия.
Тинторетто (Tintoretto) Якопо(настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594,там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианоми Паоло Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианскойшколы.
Был сыномкрасильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще вдетстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своихживописных опытов на стене дома. Первый биограф художника Ридольфи сообщает одетстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинтореттобегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участиев работах маляров». Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопов росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне.Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромномбыте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшегосовременника Тициана или его друга Веронезе. Вместе со своей обширной семьейТинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция),которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастерачасто были религиозные и филантропические братства. Известный своимбескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви сединственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный циклв Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату —ежегодную ренту в 100 дукатов.
Современникиценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. К узкому кругу егодрузей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты —Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие.Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием,прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраиватьвсякого рода музыкально-сценические инсценировки. В 1545-1546 Тинтореттопобывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, раноумершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставилисамостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника ФранческоКассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя. Имена учителейТинторетто не подтверждены документально. Своих идеальных вдохновителей ипредшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерскойдевиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Пребывание Тинторетто вмастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней послевступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас жепредписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской. Что послужилопричиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, ПьетроАретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным. Для самого же ТинтореттоТициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славыи великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианцаоказало на него самое прямое и сильное воздействие.
Быстрый темпработы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительнойстепени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобыбеглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именноТинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи,чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что«краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишьупорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Сранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только снатуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелосьбогатое собрание слепков. Первые самостоятельные произведения Тинторетто(начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказуАретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связьмолодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти сТицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манераширокого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта,сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят оразвивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервыепоявляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченныелегкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особуюодухотворенность.
В 1548 позаказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка»(в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когдасвятой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своегохозяина и пришедшего молиться на могилу святого. «Чудо святого Марка» являетсякак бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий,которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусствоМикеланджело, римско-флорентийский маньеризм. Картина построена на диагоналях икривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — начисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего планаи нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи истрастной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело. Картина «Чудосвятого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: онполучает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, воДворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств,пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи,высшая знать Италии. В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и вжизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Онисовершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретамТинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет сзолотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нетничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью,особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенностьдуховного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «СебастьяноВениер», Музей истории искусства, Вена). Глаза самых поздних портретов(например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегдасмотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свойвнутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенкоммеланхолии или недоуменного вопроса.
Сериярелигиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением вохрам» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самымиизлюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низкимгоризонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненныепропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.
Впечатляющая,захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх ивдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картинТинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто —«Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапнообрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы —недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.
В 1562Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке(«Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия;«Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта сериямонументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (1566). В 1566Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиатибыл избран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы онвыполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции«Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует вукрашении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишетсерию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французскогокороля Генриха III).
В 1560-е годыпроисходит сближение художника с Веронезе — отныне их будет связывать крепкаядружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологическиесюжеты («Млечный путь», Лондон). Некоторые из них были призваны аллегорическипрославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), еевоенную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняетМарса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни сталиработы для братства Сан Рокко — 56 картин. Братство святого Роха (Скуола ди СанРокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощьбедным и больным. В 1564 братство решает приступить к украшению своего дворца иплафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболеепрославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе,Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложилсовету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. Сэтого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членомкоторого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства —«Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
В 1576Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к праздникусвятого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупнуюкомпозицию плафона — «Медный змий». В 1577 он заканчивает еще две картины,довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается кбратству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона инаписать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнегоэтажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромнуюработу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годахживописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает надстенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается циклкартиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. На потолкеверхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодамНового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в историческойпоследовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большимикомпозициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлебнасущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медныйзмий». Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центрплафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумяпророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а напротивоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светомобразы «Воскресения» и «Вознесения».
Вдесятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан РоккоТинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага»(1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей(1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Тогда же, в 1588-1590 годах, мастерсоздает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной».
К последнимгодам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта МарияМаджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в годсмерти художника (1594). Ни один художник не возвращался так часто к темеТайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 1560; СанТровазо, около 1565; Сан Поло, 1578 и др.). Впервые в искусстве итальянскогоВозрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический моментпредсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический моментутверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина «Тайная вечеря»Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Эль Греко (El Greco; собственноДоменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец,архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, уместных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался уТициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело,Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции иРиме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства иперспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащимикисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих изхрама”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570,Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, МузейКаподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576,собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда онпереехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе вМадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко,родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), виллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом,реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию(торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588,церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музейискусства, Кливленд).
Резкиеракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создаютэффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапновырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичествосвятого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этихпроизведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодныхрефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих илиприглушенных.
Остраяэмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченныхтонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”,1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестногорыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистическоговизионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”,Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “ВидТоледо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышеннаяодухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Грекос маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры ПозднегоВозрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражениювозвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко вXVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.