Вологодскийгосударственный педагогический университет
КафедраОтечественной истории
Материальная и духовнаякультура Устюженского края в 1920-1930 годах
Выполнил:
Ухов АртемЕвгеньевич,
Студент5 курса
Историческогофакультета ВГПУ
Вологда
2004
Объектом данногоисследования является Устюжна — небольшой город районного значения,расположенный на юго-западе Вологодской области. Город известен с 1252 года.Известен как центр металлургического производства вплоть до ХУШ века. Край былбогат лесами, зверем, рыбой, по территории протекала прежде судоходная рекаМолога.
Предметом данной работывыступает материальная (в первую очередь бытовая, тесно связанная на мой взглядс экономической и социально-политической сферами жизни общества) и духовнаякультура устюжан.
Целью данной работыявляется освещение культурной сферы жизни российской провинции. Мы проследим,как изменялись занятия населения города и деревни, их нравы, быт, обычаи, ихотношение к законам и власти, состояние здравоохранения и образования — главныхпоказателей социальной политики, наука, искусство и традиции, праздники,жизненные ценности и досуг устюжан.
Реализуя эти цели, нужно,по-моему, затронуть частично и хозяйственную составляющую жизни устюженскогокрая. Это важно по причине тесной связи экономической и культурной составляющихв жизни города и деревни.
Полагаю, сразу нужновыделить 2 фактора, влиявших на занятия устюжан. Природно-климатический факторвсегда оказывал влияние на занятия жителей Северо-запада и устюженского края, вчастности. Устюжна находилась в зоне рискованного земледелия и поэтомуиспытывала трудности в ведении сельского хозяйства. Это отражалось в том, чтосуществовал недостаток продуктов питания, прежде всего, хлеба собственногопроизводства.1
Ранние заморозки осенью,поздние весной и 5.5 месяцев снежного покрова обусловливали свойственныйНечерноземью характер занятий населения: большую роль в нем играли промыслы.
Важное место в занятияхнаселения имел лес. Это проявилось в характере отхожих промыслов. В 1920-1930-егоды главными были «лесплавные» ( сплав леса по реке Мологе) промыслыи лесозаготовки.2
Что касается кустарныхпромыслов, то до революции были развиты кузнечный, сапожный, гончарныйпромыслы, в дальнейшем уступив место (в 1930-е годы) бондарному, колесному,смолокуренному, дегтярному, катальному, корзиночному и некоторым другим.«Большинство населения было занято выработкой деревянных изделий, сухойперегонкой дерева, отчасти занималось и кузнечным, слесарным делом, изготовлялисапоги и посуду» — сообщают документы.3
Доходы населенияскладывались из: занятий с/х — 36,4%, неземледельческих занятий — 63,4%.4
Другим фактором, влиявшимна занятия и культуру устюженских города и деревни, была экономическаяситуация, тесно связанная с социально-политической.
В период Гражданскойвойны и разрухи после нее экономика пришла в упадок. Как отмечают исследователиВ.А.Сидоров и Ю.К.Крукле, «посевные площади по сравнению с 1913 г снизились в1920 г на 1/3, снизилась урожайность». Валовый сбор всех с/х культур в 1920г внашем крае составлял менее ½ довоенного. «Сократилось поголовье скота,не хватало хлеба, а наш край и до войны не обходился своим хлебом», — пишутисследователи.5 А если учесть, что в уезде в 1927 г по результатамВсесоюзной переписи числилось 63000 человек сельского населения, или 90% отвсего населения уезда,6 — это обусловило первоочередную задачувосстановление сельского хозяйства края, поднятие его на довоенный уровень.
Поэтому в районе начали,хотя и несколько позже, чем в других районах Ленинградской области, насаждениеколхозов и обобществление имущества, а в промышленности – перевод ее наиндустриальные рельсы. Это повлияло и на культуру селян. «Если бы не советскаявласть, я бы и сейчас был батраком, колхозный строй вырастил и воспитал меня»,- рассказывает со страниц газеты «Вперед!» тракторист Левин.7
Крестьяне могли отходитьна заработки и на промышленные предприятия. В устюженском районе в эти годысоздаются следующие предприятия: судоверфь им. Желябова(1928), а позднеесудоверфь Лесснабсбыттоварищества, 2 винзавода(Спасский и Устюженский), имеласьсвоя гидроэлектростанция с мельницей, льнообрабатывающий завод, 3 крупных идюжина мелких механических мельниц ( в районе уже было около 30 мельниц,принадлежавших райисполкому или колхозам.)8
Это также были места дляприложения рабочей силы отходников. Их численность в 1931г – 6279 отходниковпротив 3530 чел постоянно работающих – фабрично-заводских, транспортников,батраков и служащих.Главной же отраслью, куда направлялись они,оставалась лесопереработка. Судостроение (древнейшая отрасль для Устюжны с ХУПвека) также требовало большого количества рабочих рук. Большие запасы хвойноголеса( ель до 38% и сосна до 60%) способствовали развитию судоверфи им.Желябова,построенной в 1928 году. Это было довольно крупное производство(60-75 судов вгод).9 Всенаселение близлежащих деревень было занято назаводе.
Кроме этого, 26,3%населения было занято переработкой в спирт местного сырья – картофеля.10 Этомуспособствовало и введение государственной винной монополии. Хотя последняяспособствовала широкому распространению самогонения, что явствует из числаправонарушений, зафиксированных правоохранительными органами, о чем будетсказано ниже.
Если в 1920-х годах многобыло занятых в частном и кооперативном секторах и распылялось на небольшихпроизводствах: спичечное, кожевенное, мукомольное, то в 30-х годахгосударственный сектор превалирует, мелкие же производства уступают место болеекрупным, индустриальным, и промыслы отходят на второй план.
Занимались устюжане иторговлей. Регулярно проводились летняя и осенняя ярмарки, был устроен базар,где торговали скотом, изделиями и товарами из крестьянских хозяйств.
Но земледелие игралотакже важную роль, особенно для отдельной семьи в условиях нехватки продовольствияи преимущественно натурального хозяйства.
Завершая разговор озанятиях устюжан, необходимо отметить, что наряду с негативными сторонами(раскулачивание, насильственное обобществление, тяжелые условия труда ибесправие колхозников), коллективизация принесла району в целом немалопозитивного. Увеличилась урожайность — в середине 30-х годов колхоз «ИмениХШ годовщины Октября» перевыполнил план, собрав 115 ц. зерновых с гектара,а доярка этого колхоза Мария Егорова впервые надоившая 5000 литров молока вгод, представляла район на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в1939 году».14
Кроме того, отмечался вовторой пятилетке рост поголовья скота,23 ликвидировались«чересполосица и мелкополосье, выросла урожайность, шло строительство новых школ,детских садов, техникума, библиотек, улучшалось здравоохранение и обслуживаниенаселения. Это отмечают местная пресса, статистика, исследователи (например,П.А.Колесников15).
Известно, что до 1917 года в районебыло 2 монастыря: Филаретова пустынь и Николо-Моденский монастырь. Последнийпросуществовал до 1929 года. А.Ю.Хрусталев считает, что возраст монахов (40-71лет) позволяет утверждать, что «вера в российской деревне не исчезла,несмотря на давление и репрессии „строителей будущего“.16
Несмотря на то, что вмонастыре сформировали с/х артель, а затем совхоз, власти проводили жесткуюполитику: увеличивали налоги на аренду строений в десятки раз, с 1923 годаначалось ограбление монастыря при попустительстве властей (сначала похищалидрагоценные оклады икон), затем — сами иконы. А с ликвидацией властями совхоза,было вывезено все хозяйственное имущество монастыря. Хотя, государствонаправляло вырученные средства на закупку хлеба за границей в кризисные годы.17Подобным образом поступали и с церквями Устюженского уезда, которыхнасчитывалось на 1930-й год 30(в районе — 21, в городе — 7).18
В 20-е годы монастырьслужил местом ссылки известного иерарха русской православной церкви митрополитаПетроградского Ивана Семеновича (Иосифа) Петровых.
Немалую роль в переоценкеценностей в обществе сыграли различные советские организации: в 1925 годудействовала (хотя пресса отмечала неудовлетворительную работу) ячейка Союзавоинствующих безбожников (СВБ). Устав СВБ провозглашал „борьбу с религиейво всех ее формах, как тормозом социалистического строительства и культурнойреволюции“. Ячейки создавались на фабриках, заводах, госучреждениях,колхозах и хуторах. Членами могли быть гр-не с 14 лет, порвавшие с религией,создавались даже Юные безбожники с 8-ми лет без права голоса. Основным доходомдля деятельности служили членские взносы19 — вероятно это служитпричиной плохого функционирования ячейки в Устюжне. Да и люди не торопилисьотрекаться от Бога, что подтверждает выводы А.Ю.Хрусталева.
Тем не менееидеологическая борьба продолжалась, и в прессе (»Устюжанин",«Знамя юности» в 20-е гг., «Вперед" в 30-е гг.) постоянноприсутствуют статьи антирелтигиозного характера ( о пьянствесвященнослужителей, о том, как обманывают в проповедях и т.д.), причемнедоверие испытывали и приверженцам других конфессий. Например, разоблачающийматериал в газете «Вперед!» за 1936 г: «Иван Соболев, сектант-евангелист, ходитсо смиренным видом и говорит о любви. Однако это не мешает ему зверскиобращаться с лошадью».20
Молодежь активно действовалаи в создании собственных организаций: в 1918 году создается ячейка Российскогокоммунистического союза молодежи (Комсомол). Посредством массовойкультурно-просветительской работы (в годы разрухи — 20-е годы устраивались спектакли,митинги, работа 1918-1921гг. в «Знамя юности») активно привлекаласьбеспартийная молодежь, а «революционные пьесы имели шумный успех усельских жителей».
Также Комсомол боролся заправа молодого поколения, которое в 20-е годы привлекалось к тяжелымтрудповинностям в сельском хозяйстве, где тогда существовалинеудовлетворительные условия труда.21
Страницы местной прессыисследуемого периода пестрят сообщениями об успехах советского хозяйства, обулучшении жизни тружеников села и города, напротив, о мировом экономическом кризисе1929-1933 годов за рубежом и недостатках капиталистической модели развитияэкономики. Это порождает иллюзию благополучия жизни населения, и можно сделатьневерные выводы. Следуя газетным сообщениям, ценностью для индивида становилось,например, перевыполнить план по севу или надоям, воспитать детей, которыеслужили бы делу партии (например, утверждение тракториста Левина в газете«Вперед!» за 1938 г: «Когда мне удавалось вместо 3.5 га вспахать 4-5 га, япереживал огромную радость. А так как таких дней в году было немало, то значит,я жил неплохо» 22).
В то же времяхозяйственные успехи, достигнутые уже к середине 1930-х годов, внушали оптимизмне только властям, но и простым труженикам. Ведь поколение, не видевшее ничегохорошего при Николае П, испытавшее ужасы Первой мировой, революции и бедыГражданской войны, получило от советской власти новую веру, совершенно другиенравственные идеалы, отличные от тех, что были при царе.
В бытовом отношенииситуация в городе постепенно менялась к лучшему.
Если «после революциигород поражал своей неприглядностью», старики «вспоминали осеннюю темень улиц,кое-где освещаемых керосиновыми и газовыми фонарями»23, то в 30-егоды город получил коммунальную службу, налаживалось освещение сначала правой,а затем, в 30-е гг, — левой (относительно реки Мологи) части города. В 1934 г.На одного горожанина приходилось в среднем по 6.5 кв.м. жилплощади.24В то время это были сравнительно неплохие условия.В городе имелась баня, таккак в 30-е годы еще не было водопровода, но поначалу с малой пропускнойспособностью. Ижинская гидроэлектростанция обеспечивала мощностью 55 кВт толькоорганизации и несколько домов( затем была построена более мощная — до 350 кВт).
Соответственно с этимиудобствами городское население по сообщениям Губфинотдела в 1922 г платило на36% налогов больше, чем сельское. Но крестьянское хозяйство «быломалодоходным».25 Хотя доход в 1922г. вырос до 58р. (без учетапромыслов, которые играли, как мы видели, большую роль в хозяйстве крестьянина).Расходы — 59р, что «позволяло крестьянам накапливать в эпоху нэпа излишки» .26
Колхозным работникамПорословского с/с в 1931г выделялись участки по 7-10 соток под картофель, онимогли держать птицу ( не обобществлялась). Но все же колхозники были почтибесправны: на отход их распределяли без желания по распоряжению местныхвластей, они не могли уйти из колхоза, работали за трудодни, причем со строгиминормами выработки. Основным источником существования было подсобное хозяйство.Но в условиях курса на построение «светлого будущего», предполагавшего отменуторговли, существовало и централизованное снабжение. Хотя в первые годысоветской власти отмечались грубые просчеты и нарушения, особенно в 20-е гг (детдомавместо мяса снабжались сушеной воблой – «карими глазками» ит.п.).27Для 30-х характерно уже номенклатурное снабжение( например, печенье выдавалосьсо склада только пайщикам, подписавшимся на облигации государственного займа ).27
В 1932 году, несмотря нанеурожай, снижение централизованного снабжения (вдвое по мясу, маслу, яйцам,муке, крупе), планы по заготовкам были выполнены более 80% по хлебу, льну,картофелю, молоку, кожам, пушнине.28 Но в то же время возросло вдвоепотребление ржаной и пшеничной муки: люди ели меньше белковой пищи. Молоко,судя по сообщениям о трудностях с поставками, оставалось основным источникомбелка в деревне.
Отношения с властями, напервых порах советской власти складывались далеко неоднозначно. Кулаки частосаботировали хлебозаготовки, агитировали против вступления в колхозы. ВластиУстюжны в русле центральной политики поддерживали бедноту (действовал Комитеткрестьянской взаимопомощи, предоставлявший землю на льготных условиях илибесплатно нуждающимся, ссужал семена и с/х инвентарь, деньги на первичноеобустройство).
Кулаков же, то есть владельцевкрупных (обычно свыше 100 десятин) участков, с/х машин, владельцев лавок илииспользующих наемный труд, власти считали «нетрудовым элементом» иприбегали к репрессиям. В частности, их лишали избирательных прав, что влеклонепринятие в колхоз, повышенные ставки налогов и др. меры. А то и простовыселяли в спецпоселения как единоличников на неудобные земли. Кулакам жеприписывали все просчеты самих властей: например, в 1923 году планыхлебозаготовок были выполнены только на 1/3, что власти приписали саботажукулаков. Власти выполняли постановление В.М.Молотова 1930г. по «ликвидациикулачества как класса»: у единоличников земля урезалась до 0,13-0,15 газемли на едока, при норме жизни в 2-3га. При такой политике они не справлялисьи с госповинностями (по лесозаготовкам, в частности).29
В 1934 году числилось555 лишенцев в районе при 6328 хозяйствах единоличников. «В кулацких,антисоветских, преступных элементах значилось 274 хозяйства (1931 г – 151хозяйство, 1934 г – всего 5). Их имущество передавали под школы, больницы,культурно-просветительные учреждения, здания советских органов, или просто вфонды колхозов или с/советов. Их разделяли на 3 категории: «освобожденная» — 703 хозяйства, «платящая твердый налог» — 768 и платящие «прогрессивный налог»(самый тяжелый) – 4059 хозяйств его платили на 1 июля 1934 г.30 Средняясумма сельхозналога на кулака составляла 507 руб (а «с учетом самообложения,кульсбора, единовременного налога» — доходила до 2500 руб). «Взыскание этихсумм практически означало окончательное экономическое подавление обложенногокулацкого хозяйства».31
Конечно, многие«лишенцы» ходатайствовали о возврате их прав. Некоторые прошенияудовлетворялись, если семья начинала жить на трудовые доходы. Например, в годыликбеза семья создателя районной типографии Самойлова добилась прав, когда егодочь стала учительницей. Если жена бывшего священника подрабатываладомохозяйкой или портнихой, торговала на рынке по лицензии, семья могла стать«трудовой». Но много встречалось и отказов (например, как бывшему«судовладельцу и промышленнику»).32
В уезде в 20-х ггситуация с правонарушениями была напряженной. Данные 1923-1924 годовпоказывают, что среди несовершеннолетних большинство совершали кражи (18 из 43случаев), но были и такие, как «покушение на изнасилование». Взрослыеправонарушители лидировали по «приготовлению, сбыту, хранению спиртныхнапитков( 397 дел из 1634 за 3 мес.)», кражам (233), «нарушениюохраны безопасности и публичного порядка(135)», «уклонение от госповинностейи налогов(103)».33 В Устюженском Исправдоме содержалось 679чел, главным образом за хозяйственные преступления (в основном самогонение),против личности и жизни (пьяные драки, убийства), имущественные( конокрадство)- эти виды увеличивались в кол-ве. 98%преступлений совершали крестьяне, 2% — служащие и рабочие.
В сводке ЗАГСа за 1924г — число родившихся значительно превышало число умерших, что характерно в целом постране. Число браков тоже значительно превышало число разводов(1242 против 43).Было налажено социальное обеспечение: платились пенсии по инвалидности, имелсядом престарелых.34
Новые ценности социализмаформировались с помощью средств массовой информации, но по причине того, чторадио имели очень немногие, главным средством оставались газеты. Ониутверждали, выступали с критикой властей и плохих работников. В местнойтипографии выходили «Известия рабочих и красноармейскихдепутатов»(1918-1919), «Знамя юности»(1919-1921),«Устюжанин»(1919-1923), «Вперед» (с 1930г) с приложением«Штурм леса» по с/советам. Кроме того в пос. имени Желябово выходиласвоя газета «Желябовец», журнал укомиссариата по пропаганде«Зарево», в сельсоветах — стенгазеты («Красный трудовик»,повторявшие темы районки). Тираж главной районки «Вперед» был в 1934г5600 экземпляров.
Нужно отметить ту особенность,которая стала знаменательной чертой эпохи: в статьях прямо указывались фамилиинерадивых работников. В следующих же номерах обязательно присутствовали отчетыпо ликвидации упущений и наказании виновных. Общественное мнение здесь, на мойвзгляд, выступало мощным орудием в руках властей. Осуждалось взяточничество,бюрократизм (статья «Устюжанина» о «взяточнике из лесничества» Хрипелевскойволости, статья «Долой бумажку» — в ней ВЦИК критикует работниковуправленческого аппарата35).
Интересно в этомотношении открытое письмо к матери красноармейца Антонова в газете«Устюжанин». В нем он на стремление вернуть потерянный по правувладения покос, публично стыдит мать, «власть, — говорит он, — сумеет датьотпор собственническим поползновениям», она «укажет вам вашенастоящее место».36 Власти использовали любой пример дляпропаганды идеи социальной ответственности .
С приходом советскойвласти остро встал вопрос о ликвидации безграмотности в уезде и районе. Прессаи документы постоянно отчитываются о мерах по ликбезу: в 1920г ставятся на учетвсе безграмотное население в возрасте 8-50 лет,37 в 1923г открыты 2ликпункта, где занимаются 148 человек в возрасте 13-35 лет, в 1924г намеченооткрыть от 46 до 90 ликпунктов для 1680 человек, с выделением канцтоваров икниг,38в 1926г в уезде уже 80,4% грамотных (в т.ч. в городе — 94%,на селе — 78,5%. Грамотность женщин немного ниже — 68,8%).39 В 1931гвыявлено 1792 неграмотных и намечено ликвидировать ее у 1425 человек.40 В1934 г развернуто 204 ликпункта для 1679 человек.41
В 20-х годах велика былабеспризорность (в 1924г — 480 зарегистрировано, в т.ч. 100 — круглых сирот).Через приемник Устюженского отдела народного образования прошло тогда 54 чел. В3-х детдомах содержалось 88 детей. Положение в детдомах и школах было плохим: дети«абсолютно голодали», содержались в душных, не отремонтированных помещениях,плохо снабжались одеждой и обувью. Сельсоветы ходатайствовали о материальной иэкономической помощи в Губернские органы и Уотнаробраз.42
В 1924 году в связи сразрухой была введена платность для школ 1 и 2 ступени.
В области качестваобразования в 1924 г «положение дела с учебно-образовательной работой, несмотряна недостаток письменных принадлежностей, удовлетворительное». Использовалиразнообразные методы работы: «экскурсионный метод, иллюстративный метод, методзаданий, моделирование, лепка, рисование и др. теперь уже не редкость».«Общественно-политическое воспитание осуществляется путем разработки иосвежения вопросов современности беседами на общественно-политические темы,устройства в школах революционных вечеров и праздников, путем использованиягазетного материала». Отмечалось, что «историзм, процветавший в школах, сведенсейчас к минимуму», «программы по обществоведению построены на современности».Большое внимание уделялось физическому воспитанию (организовались подвижныеигры, имелся спортклуб «Спартак»).43
В 30-м году было 75 школ1 ступени (четырехлеток) и 1 школа 2 ступени(семилеток), началась работа поначальному всеобучу, завершившаяся в 34-м году. Тогда было уже 54 начальныхшкол (4 класса), 15 неполных средних (1-7 кл), 1 средняя школа (5-8 кл).44
Положение постепенноналаживалось, «школы перешли на работу по стабильным программам истабильным учебникам», при школах развертывали подсобные хозяйства, гдевелось самое настоящее крестьянское хозяйство: сеяли зерновые, разводили скот иптицу, занимались пчеловодством. Благодаря этому в 47 школах обеспечивалисьгорячими завтраками 4580 учащихся.
Что касается положенияучителей, пресса отмечает как общую нехватку кадров, так и случаи пропусковзанятий, небрежного отношения к профессиональным обязанностям, а также низкийуровень квалификации педагогов. Но ситуация улучшалась, и, если в 1928 годубыло 111 учителей, то в начале 1934г — 292 педагога.45 Улучшениематериального состояния постепенно решало проблему кадров.
Если смотреть наобразовательный ценз, то и в 1924, и в 1934 годах около 70% имели среднее илисреднее специальное, и только 10% — высшее образование, остальные – начальное.46Проблема повышения квалификации стояла остро.
Сеть полит. и культ.просветучреждений района представлена так: 86 красных уголков, 1 райполитцентр(велась марксистская работа), 1 киностационар(позже еще 1), 11 кинопередвижек(затем — 6), 22 изб-читален,17 библиотек сельских и 1 — центральная(в 1936г — 13897 книг), действовали Народный театр, Краеведческий музей.47Сетьпостоянно расширялась за счет изб-читален и красных уголков.
В годы гражданской войныи голода 1921-1922гг. ситуация со здравоохранением была довольно сложной. В1921-1923гг свирепствовала эпидемия сыпного тифа и оспы. На борьбу были брошенывсе силы, делались прививки, соблюдался жесткий карантин. Несмотря на этоболезнь унесла нескольких человек врачей и медперсонала. Самоотверженным трудоми общими усилиями в 1923г эпидемию победили.
В 1934 году в районедействовало: 2 больницы (на 100 коек), 5 амбулаторий(2 — в городе, 3 — населе), 1 женская и детская консультация, 6 фельдшерско-акушерских пунктов.Медперсонал составлял 106 человек, в т.ч. 12 врачей и 1 зубной, отмечается, чтов 1934 г. была крепкая санитарная организация. Был собственный санитарный врач,делались бесплатные прививки от оспы, причем прямо на квартире квартальных,имелась бактериологическая лаборатория.48
Недостатком было то, чтона 1 больницу среднее число населения составляло 31400 человек, на фельдшерскийпункт – 6000. Этого, конечно же, было мало, если учесть, что зимой приходилосьпорой добираться пешком за 30 километров по глубокому снегу до ближайшегофельдшерского пункта.
Жители сел обычно самисодержали пункты, а зарплата медперсоналу платилась районными органами.
С 1935г в Устюжнеоткрылась медшкола, готовившая медсестер самого широкого профиля.49
Таким образом, в городе ирайоне ситуация с образованием и здравоохранением постепенно налаживалась.Причем не усилиями властей или финансов, а прежде всего мужественным исамоотверженным трудом людей, трудившихся на благо своего будущего,восстановления хозяйства своей страны. В городе в это время работали известныепедагоги А.А. Поздеев, В. Павлов, П. Войтяцкий, к сожалению, испытавшие колесосталинских репрессий, врачи С.И. Адрианов, М. Адрианова, М.С. Судаков (сделавшийза свою врачебную практику 12000 операций, то есть почти каждому пятому жителюрайона!), военный хирург С.Сычев. Можно с полной уверенностью сказать, что безэтих людей нашему району было бы совершенно не достичь тех хозяйственныхуспехов, которые были в предвоенные годы.
Несмотря на то, что Москва иЛенинград были законодателями в областях науки и искусства, северная глубинкастаралась не отставать от них. В уезде еще в 1918 г действовал Кружок деятелейсценического искусства (позже — Общество сценических деятелей), которыйпроводил представления, имел свое здание – Народный дом. Он был в 20-30-х годахсвоего рода Меккой культурной жизни уезда и района.
Поначалу серьезнойпостановочной деятельности не велось. Но после вхождения Общества в 1921г воВсероссийский союз работников искусств ( на праве полного членства с уплатойвзносов) и прибытия из Москвы руководителя, артиста и музыканта, умелыйорганизатор, Б.Е.Милославского(Левита), жизнь театра изменилась. Если раньшеставились сценки, небольшие концерты, творческие вечера годовщин поэтов ипрозаиков, то теперь устюжане знакомились с пьесами русских и зарубежныхклассиков (например, «Женитьба» Н.В.Гоголя), устюжане услышалипроизведения Глинки, Чайковского, Монти, Венявского, Алябьева, Брамса, Шуберта,Шмидта. Театр начинает гастроли по деревням, усадебным домам, даже «наладонях» (гумнах с глинобитным полом для сушки зерна).В это же время всельсоветах создаются собственные театры( размещаются в домах купцов,помещиков, церквях).
Общество контролировалосьцентральной организацией и Уездным отделом народного образования, в ведениикоторого находилось здание театра. По поводу тематики пьес нередки были острыеконфликты с этими органами ( в 30-е гг власти осуждали пьесы Л.Андреева,Арцыбашева, Вербицкой). Некоторые артисты были даже осуждены по ст.58(Уголовного кодекса СССР 1926 года).
В 1936 г. театрпереименовали в Колхозно-совхозный театр. Ставилась классика (Лесков, Пушкин,Мольер, Б.Шоу и др.), а также произведения соцреализма (Карасев, Финн,Успенский). В 1937 году в 49 деревнях были драмкружки, проводились творческиевечера. В городе нередко ставились интермедии на злобу дня: например, по улиценеожиданно проносилась тройка с реалистичными Чапаевым и ординарцем Петькой у«Максима».50
В предвоенные годы театрсильно повлиял на жизненный выбор многих артистов: многие ушли на фронт, иныене вернулись. Театр играл большую роль в культурной жизни района, к артистамотносились уважительно.
Среди других деятелейискусства можно назвать пианистку-дворянку В.У.Сипягину-Лилиенфельд (аккомпанировавшуюФ.Шаляпину), родом из уезда был художник В.И.Козлинский и некоторые другиедеятели.
Что касается науки, тоцентром ее притяжения был, на мой взгляд, Устюженский краеведческий музей(тогда Устюженский музей местного края). Он был открыт 30 июля 1921 года.Поначалу он был, в основном, искусствоведческим — из Петрограда в 1921 годубыли привезены картины известных русских и иностранных мастеров ХУП – Х1Х вв.Устраивались выставки-передвижки на период реконструкции. С 1924 г действовалов городе Общество по вопросам изучения уезда (в него входило 30 человек иимелось 3 секции: историческая, экономическая и естественная). Были найдены исобраны архивные материалы, грамоты и челобитные по истории Устюжны ХУ1 — ХУПвеков. За 1921 год имеется прошение некоего М.В.Егорова о возврате в Устюжнувечевого колокола из Новгорода. Это факты, свидетельствующие об активнопроводящейся краеведческой работе.51
При музее появляютсякружок краеведения, собирающий частушки, кружок юных натуралистов, где велисьфенологические работы, музей ведет совместную работу со столичнымиорганизациями и историческими обществами (напр., по вопросам о декабристах илидля организации экскурсий для рабочих).
Большой вклад в созданиемузея внес Б.М.Яковцевский. За период его 31-летнего директорства фонды вырослидо 14000 экземпляров. Бесконечно любя родной край, он вел большуюисследовательскую работу: геологическую разведку полезных ископаемых, изучениехудожественных ремесел, вел паспортизацию Устюженского, Бабаевского,Чагодощенского районов, археологические раскопки. Им написаны ценные научныеработы по краеведению. Борис Модестович в 1936 году, рискуя быть арестованным,отстоял от разрушения храм Рождества Богородицы под предлогом необходимостиразмещения там фондов музея. Церковь ХУП века имел богатый иконостас и былодним из красивейших храмов города. Иконы и утварь из порушенных святыньсвозились туда.52
В прессе впросветительских целях часто встречаются заметки о знаменательных историческихсобытиях (о Парижской коммуне, «Кровавом Воскресенье»). Документысообщают, что 1927 году власти принимают меры по охране памятников природы икультуры от различных посягательств (в частности, в ответ на неофициальныераскопки).53 Из известных ученых можно сказать о С.Крылове — юристе-международнике, составлявшем Устав ООН, ученом-металлурге В.И.Явойском,династии ветеринаров Д.И., И.И., В.И. Казанских, профессоре П.А.Колесникове(директоре УСШ№1, заведующем Районным отделом образования), учителе биологииН.Кудрявцеве. Таким образом, и провинция стремилась не отставать в культурномплане от столиц.
В исследуемый периодхарактерно стремление властей уничтожить все проявления старой культуры. Этоактуально и для культуры праздников и досуга устюжан. Но несмотря наантирелигиозные гонения, люди продолжали отмечать церковные праздники (даже в30-е годы «Вперед» сообщала о прогулах работников судоверфи попричине «празднования Николая Угодника».).
Официально в 1924готмечались следующие праздники: Годовщина Октября, День урожая,Сельскохозяйственная кампания, Комсомольское Рождество, День 9 января,Годовщина Красной Армии, Образование Коминтерна, Международный день работницы,«Крестьянская реформа 1861г», День Парижской Коммуны, Комсомольская Пасха и др.54Из неофициальных проводились дни и месячники, посвященные каким-либо событиямили мероприятиям (например, противотуберкулезный месячник, или День дирижабля,обычно со сбором средств на строительство его). В 1931 году на первомайскуюдемонстрацию готовились все сельсоветы (проводились беседы среди колхозников иединоличников о значении 1 мая, школы, с/советы, квартиры колхозников украшалисьзеленью и флагами). 6 колхозов участвовали в демонстрации в Устюжне, 3 колхоза– в своих деревнях. 2 мая проведен смотр боевой готовности к севу с пробнымивыездами в поле, в деревне Слуды проведены сборы на дирижаблестроение, былапроведена первая запашка.55
Фантазия строителейбудущего не имела пределов: например, отмечалась анекдотичная неповская«Комсомольская Пасха».
В городе функционировалРайполитцентр, а по сельским советам – кружки политграмоты, где обсуждалисьпроблемы марксизма-ленинизма и мировой политики. Среди молодежи действовалаячейка Р.К.С.М., молодежная коммуна, главной целью которой было повышениекультурного уровня ее членов, т.е. привитие гигиены, отказ от выпивок, курения,ругани, хулиганства и разгильдяйства и т.д.56 В 30-м гг. действоваликурсы ЛИТа, устраивались с/х выставки по с/советам, там же проводился показкинофильмов, которые имели большую популярность у колхозников (а первый к/фильмгорожане посмотрели еще в 1918г), действовал фотокружок, проводились митинги (вответ на новые требования Англии к СССР в 1923г), на предприятияхфункционировали Партпрофклубы с кружками: историческим, марксистским,драматическим.57 Для детей создавались детские площадки ( в 1934 гставилась задача довести их число до 250). «Знамя юности» подчеркивала, чтомолодежь – будущее страны. В газете — проводились конкурсы беллетристическихпроизведений.
Отмечалась особая рольженщины «в улучшении культурно-бытовых условий в деревне». Ставилась задачаорганизовать женщин в этом направлении и «на образцовую ударную работу напроизводстве, в бригаде».58
Физическое воспитаниеиграло большое значение в подготовке будущих защитников Отечества.А.Г.Куделинский вспоминал, что в конце 30-х (он был в 9 классе) устраивалисьвоенизированные лыжные пробеги до Череповца, которые они проходили за 2 суток.В городе были также хорошие футбольные команды, существовал Спортклуб«Спартак», ведавший в 20-е гг массовой спортивной работой.
В прессе отмечалась«особая полезность» для канцелярских работников спорта (но не было квалифицированноготренера и занимались без руководителя, кто как умел) .59
Таким образом, в районеи городе проводилась огромная культурно-массовая и просветительская работа.Воплощался лозунг Ленина: «Победить народом неграмотным, победить народомнекультурным нельзя». Мне кажется это справедливым и актуальным и длясовременности.
Примечания
1 Устюженский район в годы первых пятилеток. Авторскаяработа В.А.Сидорова и Ю.К.Крукле, УКМ;
2Архив Устюженского краеведческого музея (УКМ). – Ф.3.– К.161. – Д.12(16). «Протоколы заседаний и отчеты устюженского уездногоисполкома за 1923-1924 гг.»;
3УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12. «Отчет об Устюженскомуездном экономическом совещании к 1 октября 1921 года»;
4Архивный отдел Администрации Устюженского района (АОАУР).– Ф.21. – Оп.21. – Д.7. «Экономическое описание Устюженского района за 1934г».
5Там же;
6АОАУР. – Ф.21. – Оп.21. – Д.7;
8 АОАУР. – Ф.21. – Оп.21. – Д.7;
9 АОАУР. – Ф.21. – Оп.21. – Д.7. – Л.20;
10 Там же. – Л.3;
14 УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(16);
15 Знамя юности. Орган ячейки Р.К.С.М.октябрь 1920 года;
16 Вперед! От 1 января 1938 года;
17Устюжанин.Уездная газета.9 июня 1922года, № 13Колесников П.А. Устюжна… – с.136;
18 УКМ. – Ф.24. – К.201. – Д.94(12)«Списки церквей Устюженского района и статистические отчеты и протоколыпервичных организаций СВБ за 1938г»; АОАУР. – Ф.21. – Оп.21 — Д.7. – Л.20;
19 УКМ. – Ф.3. – К.194. – Д.82(1).«Материалы по истории УКМ за 1921-1929 гг»; Там же;
20 Вперед! От 25 февраля 1936 года;
21 Знамя юности. Орган ячейки Р.К.С.М. октябрь1920 года;
22 Вперед! От 1 января 1938 года;
23 Колесников П.А. Устюжна… – с.136;
24 АОАУР. – Ф.21. – Оп.21 — Д.7. –Л.20;
25 У КМ. – Ф.3. – К.144. – Д.6(1). –Л.39; У КМ. – Ф.3. – К.144. – Д.6(1). – Л.39;
26 УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(13)-а«Документальные материалы уездного земского отдела Устюженского исполкома за1922г»;
27 УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(13)-а«Документальные материалы уездного земского отдела Устюженского исполкома за1922г»; Вперед! 4 декабря 1930 г, №30;
28 УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(18).«Документальные материалы по истории местных советов за 1928-1937
29 АОАУР. – Ф.21. – Оп.6. – Л.55;
30 АОАУР. – Ф.21. – Оп.6. – Л.9.«Материалы по проведению коллективизаций»;
31 АОАУР.- Ф.21. – Оп.5. – Л.16«Плановая комиссия исполнительного комитета
Устюженского районного Советадепутатов трудящихся Вологодской области. Отчетный доклад Устюженскогорайисполкома за 1930 – 1934 гг».
32 УКМ. – Ф.3. – К.165. – Д.16(1)«Документальные материалы по истории местных издательств и типографий за 1918-1990-егг»; АОАУР. – Ф.22. – Оп.2. – Д.113. « Дела о лишенных избирательных прав». –Л.11; там же. – Л. 13;
33 УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(13);
34 Устюжанин. 10 июня 1922 года;
35Устюжанин. 6 января 1920 года;
36УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(16);
37Там же;
38Там же;
39 АОАУР. – Ф.21. – Оп.21 — Д.7. –Л.45;
40Там же;
41Там же;
42 УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(12).«Заседания 11 очередного Устюженского уездного Съезда Советов от 4 июня 1921года». – Л.16;
43УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д. 12(16);
44АОАУР. — Ф.21. – Оп.21. – Д.7;
45 Устюженский район в годы первыхпятилеток…;
46АОАУР. – Ф.21. – Оп.1. – Л.21.
47АОАУР. – Ф.21. – Оп.21. – Д.7. –Л.32;
48Там же. – Л.14;
49УКМ. – Ф.3. – К.208. – Д.106.«Материалы по истории Устюженской Медицинской школы в 1935-1948 гг»;
50Беляев Л.А. Устюжна театральная в ХХвеке.// Устюжна, Вып.5. – Вологда,2003;
51 УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(12). –Л.61-62;
52УКМ. – Ф.3. – К.194. – Д.82(1);
53Там же;
54УКМ. – Ф.3. – К.161. – Д.12(16);
55Вперед! 1 мая 1931 года;
56Знамя юности. Орган уездной организацииР.К.С.М. 7 ноября 1920 года, №2;
57Коммунист. Газета Череповецкойгубернии. 1 июня 923 года, №120;
58Знамя юности. 15 января 1921 года, №1;
59Коммунист. 10 июня 1923 года, № 128.