Реферат по предмету "Культура и искусство"


Марийский национальный костюм как пример художественного наследия народа

Муниципальный орган управления образованияг.Красноуфимск
Дома детского творчества
Детская художественная школа
МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕРХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА
 
Учебно-исследовательская работа по истории искусств
Исполнитель:
ПетровановаЮля,
ОУ№ 9 кл. 10
Руководитель:
ШустиковаВ.А.,
пед.доп. обр. I  кв. категории
Местоработы  ДДТ
г. Красноуфимск
2004
СОДЕРЖАНИЕ
 
 Введение 3 Глава 1 Марийцы – одна из народностей Среднего Урала 4 Глава 2 Мужская и женская одежда 5 2.1. Особенности мужской одежды 2.2. Рубахи и штаны женской одежды 6 2.3. Верхняя одежда мариек 8 2.4. Головные уборы женщин 8 2.5. Украшения 9 2.6. Обувь 10 Заключение 11 Список литературы 12 Словарь терминов 13 Приложения 14

ВВЕДЕНИЕ
 
Каждый народ имеет своиособенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Нонаряду с этими, вследствие общности экономического развития и историческихсудеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.
В своей работе я решилапоказать самобытность марийской одежды, т.к. в нашей местности много деревеньэтой национальности.
Цель работы – исследоватьисторию и разнообразие костюма марийцев.
Задачи:
1.   Выявить особенности костюмов марийцеви их сходство, и различие с костюмами других народностей.
2.   Влияние других культур и развитияпромышленности на одежду марийцев.
3.   Дать характеристику костюмовмарийцев.
4.   Изучить литературу по историинародностей и их костюмов.



Глава 1.   МАРИЙЦЫ  — ОДНА ИЗНАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО УРАЛА
В Пермской губернии, (всостав которой входила  нынешняя Свердловская область), жили финноязычныенароды: удмурты, коми, мордва,  марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары,башкиры.
Марийцы живут в бывшемКозьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском иУржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимскойгуберниях. На значительной части этой территории, марийцы расселенычересполосно с русскими и другими народностями края.
Марийцы делятся на триязыковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцызанимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторонуВолги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, вчастности одеждой.
Восточные марийцы несоставляют особой группы марийского народа и являются теми же луговымимарийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIIIв.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет рядсвоеобразных черт в одежде и быту.
Народный костюм марийцевимеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности скостюмами чувашей, мордвы и удмуртов. (см. прил. фото 1).
Марийские женщины издавнавладели высоким искусством ткачества и вышивки.  Дошедший до нашего временикостюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеровхудожественного наследия народа.

Глава 2.   МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
 
2.1 Особенностимужской одежды
Основными частямистаринной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны илетом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха былатупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно сталираспространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка настаринных рубахах украшала воротник,  грудь и подол спереди (см. прил. фото 2)Воротника обычно не было, разрез ворота делали на  правой стороне груди; вместопуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна.  Особым изяществом отличалисьвышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всегощелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. Втехнике шитья преобладал косой стежок (см. прил. фото 3).
Вышивка на рубахахвосточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет ипуговиц.
Штаны шили из грубогосурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, адержались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей вполоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс.Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно вокучи.
Поверх рубахи и штанов влетнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русскойподдевки.
Зимней одеждой былисуконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носилишерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, аиногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточнуюшляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, востальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носилиобычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.
На ноги одевали лапти,сплетенные из липового льна, и белые окучи.
Женский костюм былсложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основномповторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женскиеголовные уборы.  Основными частями женского костюма была так же, как и мужскогорубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головнойубор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных ипоясных (см. прил. фото 6).
2.2.   Рубахи и штаныженской одежды
 
Рубаха («тувыр», «тучир»)служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покройрубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составлялоперед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигалащиколоток,  но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуяпазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцыделали разрез  посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, каки в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся поразрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.
Наиболее богатую вышивкуимели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта былаплотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный итемно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка,желтый и зеленый служили дополнительными цветами.
Рубахи восточных мариекнесколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху уних шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава изфабричных тканей. На ее покрое также  отразилось влияние татар и башкир. Рубахавосточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высотыбедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из несколькихполотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани (прил.фото 7). Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной.Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи иразноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а воротзавязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.
Вышивки на рубахахвосточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, ирасполагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии былаажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный,темно-красный, коричневый (см. прил. фото 8).
Под рубахой марийкиносили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они былианалогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточныемарийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседиих, башкиры.
Поверх рубахи марийкинадевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки иукрашали его вышивкой.  Восточные и горные носили передник с грудкой. Первыечасто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и нетолько с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкойукрашали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезатьнагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.
2.3.    Верхняяодежда мариек
 
В качестве верхней летнейодежды у мариек была распространенахолщовая  одежда в виде распашногокафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминалибашкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов.Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна (см. прил. фото 9).Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.
Осенью женщины одеваликафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов.Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, аиногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.
Зимой марийки носилиовчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.
Верхняя одежда уральскихмарийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья.  Женщины шилираспашные кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами поталии (см. прил. фото 10). Подол и борта елана обшивались цветными лентами. Навремя моления одевали другой кафтан – «шобр», «шовыр» — из белого холста.
2.4.    Головныеуборы женщин
 
Головные уборы замужнихмариек были весьма различны по своей форме и способу ношений.
Головной убор подназванием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территорииуздов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.
Шимакш, пожалуй, былнаиболее самобытным головным убором мариек.  Он представлял собой продолговатыйкусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены исоставляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову (см.прил. фото 11). Все поле холста  вышивали нитью или шелком, а нижний крайшимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакшукреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередьнадевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, авосточные  надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком иликосынкой («пылышмович»).
Наряду с обычным холщевымплатком носили еще «солык» — узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солыкнадевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили сраскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю».
Замужние женщины носилиостроконечный головной убор «шнашобычо». Он имел сходство с убором «шимакш».Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался поспине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивалисьмонеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневногоупотребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чащеназывают «шлыком». Это слово заимствовано у татар.
Поверх «шнашобычо»надевали четырехугольный платок из тонкого холста «солык» (см. прил. фото 12).Перед тем как надеть солык, его перегибали по диогонали. Та часть платка, которая оказывалась снаружи, украшалась богатой вышивкой, бусами, бисером,монетами, красными лентами. Солык чаще всего одевали во время свадьбы ипоминок, им дорожили и передавали  его по наследству.
2.5.    Украшения
 
Из украшений можноотличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовленияиспользовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Изголовных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера ираковин.
Марийцы носили большихразмеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижнийконец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Издругих украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторыеисследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но такли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья ипрямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама»,«почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.
Кроме того былираспространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширанкрестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитымина них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса былиплетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из раковин, пуговиц имонет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами игусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».
2.6.    Обувь
 
В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывалипортянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенныепо краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь впозапрошлом веке  распространена была слабо. Носили ее только зажиточныемарийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньшесчитались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местныхремесленников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В данной работе ярассмотрела одежду марийцев, проживающих на Среднем Урале.
В ходе изучениялитературы выяснила, что костюмы марийцев имеют свои особенности. Ониотличаются от одежды других народов, близко живущих с марийцами, но  тем неменее их близкое соседство оказывает немалое влияние на самобытность костюмовмарийцев. В основном сильное влияние на одежду марийцев оказали костюмы татар,башкир, удмуртов и русских.
Кроме того, выяснила,что  с течением времени, новыми введениями и открытиями в текстильнойпромышленности и кустарном производстве в одежде этой народности тожепроисходят изменения.
К сожалению со временем вмарийских деревнях утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепеннопроисходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываютсяподрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения иглубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальныекостюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   В.Н.Белицер Крестьянская одежданаселения Европейской России (XIX-нач. XX в.); Народы Среднего Поволжья иПриуралья. – М.: Издательство «Советская Россия», 1971.
2.   Н.М.Калашникова Одежда народов СССР.– М.: «Планета», 1990.
3.   Г.Н.Чагин Народы и культуры Урала в XIX- XX в.в. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
 
1.     Гайтаны –металлические цепочки;
2.     Грешневик –головной убор;
3.     Елан – распашнойкафтан
4.     Кидшал — браслет;
5.     Корж – ушныеподвески с монетами и гусиным пухом;
6.     Онучи – обувь;
7.     Ончалосакие –передник;
8.     Пылышмович –холщовый платок или косынка;
9.     Солык – узкаянадлобная повязка;
10.    Такийя – шапочка;
11.    Тывыр (тучир) – рубаха;
12.    Ужга – овчинная шуба;
13.    Шергаш – кольца;
14.     Шимакш – головной убор;
15.    Ширан крестткыл – шнуры из бисера;
16.     Ширкама (почкама) – прямоугольныекуски кожи, обшитые монетами и бисером;
17.    Шнашобычо – головной убор;
18.    Шобр (шовыр) – холщевый костюм;
19.    Яга – нагрудник из монет и бисера;
20.    Янаш, йолаш – штаны.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.