Реферат по предмету "Культура и искусство"


Лиможские эмали XII-XIV веков

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМАЛИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1 История эмали
1.2 Свойства и разновидности эмалей
1.3 Становление и развитие искусствавыемчатой лиможской эмали
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИМОЖСКИХ ЭМАЛЕЙ XII-XIVВЕКА
2.1 Техника выемчатой эмали
2.2 Анализ работ выполненных втехнике лиможской эмали XII-XIV века
2.3 Лиможская эмаль в Эрмитаже
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

 ВВЕДЕНИЕ
Французский Лимож – одиниз тех маленьких провинциальных городов, которые приобрели мировую известностьблагодаря изделиям местного производства. Лимож прославился в средневековой Европесвоими эмалями на меди. Высокие эстетические качества этих работ сделали ихпопулярными, а небольшая стоимость материалов (меди и стекла) – доступными.
Лиможские эмали наравне слиможским фарфором — примерно такая же национальная гордость, как ростовскаяфинифть. Эмали из Лиможа были известны с XII века; до XV века они украшалиалтари, позже сюжетами стали батальные сцены, мифы. Создавались они так: медныепластинки расписывали непрозрачной цветной эмалью, причем каждый ее слойобжигался по отдельности.
С XII в. церковная утварь украшаласьвыемчатой эмалью. С XIV в. появиласьэмаль по чеканному рельефу: вся поверхность покрывалась эмалью, сквозь которуюпросвечивало изображение. В эпоху Возрождения (Ренессанса) доминирующейтехникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль. В XV-XVI вв. Лимож стал центром развития живописной эмали.Особенную известность получила эмаль в стиле гризайль, т. е. эмаль в серыхтонах: на пластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наноситсяизображение белой эмалью; в зависимости от толщины слоя темный цветпросвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. Сначала в техникелиможской эмали изображали только библейские сюжеты, но на передний планвыдвинулись мотивы итальянского Возрождения.
В ранний период именамастеров, как правило, не известны, и по стилистическим признакам произведенияобъединяют вокруг какого-либо памятника или приписывают одной из мастерских.Начиная с середины XVI века, эмали часто подписываются их создателями.Выделяется целый ряд имен — Колен Нуалье, Пьер Реймон, Пьер Куртейс.Одновременно работают мастера, ставившие на изделиях лишь монограммы: IC, IP,KIP и другие. В XVII веке многочисленные представители семей Лимузен, Лоден иНуалье продолжают традиции предшествующего столетия. Атрибуция и датировкалиможских расписных эмалей достаточно сложна.
Цель курсовой работы –охарактеризовать специфику лиможских эмалей XII-XIVвв.
Задачи курсовой работы:
-  изложить историю эмали;
-  раскрыть свойства и разновидностиэмалей;
-  описать становление и развитиеискусства выемчатой лиможской эмали;
-  изучить технику и технологиювыемчатой эмали;
-  проанализировать работы, выполненныев технике лиможской эмали XII-XIV вв;
-  рассмотреть представление лиможскойэмали в Эрмитаже.
лиможкаяэмаль искусство эрмитаж

 ГЛАВА1. ЭМАЛИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 1.1 Историяэмали
Эмаль — этообразовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловиднаязастывшая масса неорганического, главным образом окисного состава, иногда сдобавками металлов, нанесенная на металлическую основу.
Наиболее ранние известныеукрашения с эмалью были найдены в Греции, их датируют 1450 годом до н.э. Наострове Кипр были обнаружены две подвески в виде цветка, выполненные в техникефилигранной эмали, изготовленные приблизительно в X веке до н.э. В форме итехнике исполнения отчетливо прослеживается египетское влияние.
В Азербайджане найденадиадема с листьями и цветами, украшенными эмалью (VII век до н.э.). С первойполовины VI века до н.э. греческие украшения покрывали белой, темно-синей,темно-зеленой и бледно-бирюзовой эмалью.
Из III века до н.э. дошлидо нас небольшие, в виде капли подвески из металла, сплошь покрытые эмалью.Вероятно, их погружали в расплавленное цветное стекло.
Несмотря на отрывочныесведения, можно утверждать, что в восточном Средиземноморье уже в первомтысячелетии до н.э. наплавляли стекло на металл и что греческие украшениядекорировались цветной эмалью. Несмотря на то, что эти первые попыткисоответствовали по техническим признакам эмалированию, все же они являлись лишьформой полихромного обогащения металлического украшения, инкрустированногошлифованными пластинками драгоценных камней, смальты или стекла, наклеенными ввыемки или напаянными перегородками.
Переход от инкрустации кэмали мог произойти там, где были достаточно хорошо развиты техническиепредпосылки для металлообработки и изготовления легкоплавких стекол. Еслиискать истоки эмалирования, то речь должна идти не о первом кусочке стекла,наплавленном на металл, а о массовом изготовлении изделий из металла всоединении с цветным стеклом.
Египетские вставки изподелочных камней по принципу перегородчатых эмалей были известны уже вовремена 5-й династии (с 2563 до 2423 г. до н.э.). Фигурные изображения,письменные знаки и орнаменты выполнялись на золоте в виде углублений и затемзаполнялись драгоценными камнями и смальтой. Оформление гладкими неразделеннымикрасочными плоскостями помогало пониманию древнеегипетской живописи. Именно этатехника имела большое значение для дальнейшего развития ювелирного дела, таккак подготовила обогащение благородного металла цветным отделочным материалом.
Ячейки были ступенью какдля появления оправ под камни, так и для более поздних перегородчатых ивыемчатых эмалей. Ячейки изготовляли напаиванием перегородок, а поделочныекамни и смальту обрабатывали по форме ячеек и закрепляли на смоле, позднее ихстали закреплять в ячейках при помощи клея. Итак, оставался еще маленький шагдо настоящей эмали: необходимо было разогреть все изделие и расплавитьстеклянный порошок до получения гладкой поверхности. Только в VI веке до н.э.греки начали систематически наплавлять эмаль на свои золотые украшения. Этимони создали основы цветовой отделки металла камнем. В отличие от греческихегипетские украшения всегда остаются строго плоскостными: помещенные вуглубление драгоценные камни стоят на одном уровне с керамикой и пластинкамицветного стекла как мозаичные составные части общей композиции.
Греко-римские украшенияотличаются ярко выраженной пластичностью. Она подчеркивается акцентированнымицветовыми эффектами: как единичными цветными драгоценными камнями, так инаплавленным цветным стеклом.
Уже в V веке до н.э. укельтских племен, населявших часть Франции и Британии, получил развитиесовершенно другой вид эмали — выемчатая эмаль. Сначала это было тольковплавленное непрозрачное красное стекло, которое применяли вместораспространенных тогда вставок коралла. Непрозрачную эмаль насыщенного цветаприжимали плотно друг к другу, отделяя узкими перегородками. Этим способомдекорировали ювелирные изделия, сосуды, оружие, детали конской сбруи.
С целью цветовогообогащения дорогостоящих ювелирных изделий немецкие ювелиры (с IVпо VII в.)применяли в качестве вставок цветные камни и цветное стекло, причемпредпочтение отдавали красному альмандину. При этом тонкие пластины альмандинаотполировывались очень хорошо. Альмандины в некоторых изделиях закреплены сзелеными пластинками стекла в сетке из золотых перегородок, но уже безоснования. На оборотной стороне отчетливо видно, что стеклянные пластинкивпаяны в рамки. Итак, можно уже говорить об «оконной» эмали.
Развитие науки и техникиобусловило появление в VIII веке очень быстро достигшей высочайшегосовершенства византийской перегородчатой эмали, которую использовали не каксредство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием вне связис прошлым.
Классическими образцамиэмалей считаются именно византийские, а не совершенно отличные по исполнениюкельтско-римские выемчатые эмали, появившиеся на 500 лет раньше, и неегипетские вставки камней по принципу перегородчатых эмалей.
Обработка драгоценныхметаллов получила в позднеантичной Византии высокое развитие. Появилисьтехнические предпосылки объединения стекла и металла. Таким образом,византийская эмаль развивалась в совершенно новом качестве как изобразительноесредство. Временем расцвета считается период до XII века.
Опыт Византии оказалрешающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в средние века. В начале Xвека в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатойэмали. Сохранилось довольно много образцов эмалевой и сканной работы тоговремени, поражающих тонкостью технического и художественного исполнения. Изтонких золотых нитей-проволочек на поверхности предмета набирался рисунок,мельчайшие ячейки которого заполнялись эмалью различных тонов.
С XII века выемчатаяэмаль получила признание как художественный метод украшения церковной утварицветовыми образными и орнаментальными мотивами. Наиболее значимые мастерскиенаходились на Рейне и во французском городе Лиможе. Лимож превратился в ведущийцентр массового производства церковной утвари с использованием различных видовэмали. Он и удерживал за собой первенство до XVI века. Следующая ступеньразвития этой техники, относящаяся к началу XIV века, — эмаль по чеканномурельефу. Фигуры выполнялись плоскорельефными, прозрачная эмаль накладывалась повсей поверхности. Таинственно просвечивало сквозь эмаль изображение,пластичность которого еще больше подчеркивается различными по толщине слоямиэмали.
Эпоха Возрождения(ренессанс) достигла апогея на экономической основе зарождающихсякапиталистических отношений. Особенно большое развитие она получила во всехобластях кустарного производства. Потребность подчеркнуть свое общественноеположение роскошной одеждой и дорогими украшениями особенно характерна длявторой половины XV века. По сравнению с образцами искусства готики бросается вглаза живая пестрота оформления украшений. На относительно небольшой площадипреобладает перенасыщенный орнамент, частично покрытый эмалью, с включениямицветных камней и жемчуга, рельефных фигур из эмали. Доминирующей техникойэмалирования стала объемная рельефная эмаль.
В начале XV векапоявилась совершенно новая техника — живописная эмаль. Тонко растертымицветными эмалями наносили изображение на одноцветную эмалевую основу, причемкраски накладывали без разделяющих перегородок. В Италии было несколькомастерских, где применялся этот метод, но все же центром развития новой техникив XV-XVI веках стал Лимож. В XVI веке получила развитие типичная техникамастеров Лиможа — эмаль в стиле гризайль, то есть эмаль в серых тонах. Напластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наносили изображение белойэмалью. В зависимости от толщины слоя темный цвет просвечивает больше илименьше, что дает серые полутона. В основе другого способа заложены графическиеприемы: черное основание покрывали тонким слоем белой эмали, процарапывали вувлажненном состоянии рисунок и придавали изображению пластичность посредствомштриховки. После этого эмаль обжигали. Вначале в технике лиможской эмалиизображали исключительно сцены из Библии, в середине XVI века на первое местовыдвигаются мотивы итальянского Возрождения. Затем лиможской эмалью сталипокрывать различную утварь. Особую группу составляют выпуклые сосуды схарактерным рисунком, эмалевое покрытие которых принято называть венецианскойэмалью, так как считалось, что свое развитие она получила в Венеции. Речь идето прочеканенных и покрытых эмалью сосудах, в эмаль вплавлены золотые букеты,розетки, листья. Эти изделия появились в первой половине XVI века. 1.2 Свойства и разновидности эмалей
По составу эмальпредставляет собой стекловидный твердый раствор кремнезема, глинозема и др.окислов, которые обычно называют «плавнями». Некоторые из них увеличиваютлегкоплавкость, некоторые — тугоплавкость эмалей.
Эмали различают посоставу и по технологическим особенностям подготовки металлической основы под эмаль.По составу эмаль разделяют на прозрачные и глухие (непрозрачные). По технологиисреди эмалей различают: выемчатые, перегородчатые, оконные, сплошные, гладкие,расписные и т.д.
Миниатюра на эмали(финифть) — техника художественного эмалирования, которая использует приемкистевой станковой живописи. Первую прописку изображения (подмалевок) выполняютна белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластинувысушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают.Этот процесс для получения максимальной цветовой изысканности и детальностирисунка художник- эмальер повторяет многократно.
Миниатюра на эмалипоявилась в Европе в начале XVIIвека. Широкое развитие она получила во Франции. Сегодня, например, знаменитыелиможские эмали известны не меньше, чем знаменитый лиможский фарфор. Появлениерусской миниатюры на эмали относится к концу XVII века и связано с именем царя Петра I, чьи миниатюрныепортреты, усыпанные драгоценными камнями, служили высшей наградой России ивручались лично государем за большие заслуги перед государством.
Эмали во все времена былидороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету,прозрачности и блеску. Они являлись достоянием, главным образом, высших слоевобщества, представители которых всегда живо откликались на перепады скоротечноймоды, на требования которой необычайно чутко реагировало искусство эмали.
Русская эмаль имеетбогатую историю. За многовековую историю своего существования она не толькосохранилась (в отличие от многих других стран), но и превратилась в драгоценнуюжемчужину русского и мирового искусства.
Расписная (живописная)эмаль — техника художественного эмалирования, использующая живописный приемписьма эмалями при помощи кисти. Тонкую пластину серебра, меди или сделанную изэтих материалов объемную форму покрывают с двух сторон белой эмалью. На лицевойстороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и егодетали, например лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисункаприменяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый«припорох», когда контур изображения накалывается на бумажном листе иприпорашивается сверху толченым углем или голландской сажей, которые, проходячерез наколотые отверстия, образуют точечный контур. Затем его обводят эмалевойкраской, подвергают обжигу и расписывают контурное изображение разноцветнымиэмалями, которые располагают одну рядом с другой, создавая из отдельныхцветовых пятен эмали единую красочную гамму. Так как эмаль накладываетсялокальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровеньтемпературы плавления используемых эмалей. В расписной эмали используют цветныепрозрачные и непрозрачные эмали. Применяют также бесцветную прозрачную эмаль(фондон), которой перед последним обжигом покрывают рисунок для предохраненияросписи от повреждений.
В русской художественнойэмали расписную эмаль стали применять в последней четверти XVII века. В этой технике работалимастера- эмальеры Оружейной Палаты Московского Кремля, а также Великого Устюгаи Сольвычегодска. Сольвычегодские расписные эмали часто называли«Усольскими», так как старое название Сольвычегодска было Усольск.
Перегородчатая эмаль — одна из самых сложных эмальерных техник по способу изготовления. Для ееизготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают,гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этомуконтуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получаяизображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняютэмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали.После этого эмаль шлифуют и полируют таким образом, чтобы эмаль и верхперегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнениеэмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. В итогеполучают разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценныхкамней, с четким контурным рисунком из металлических линий. В технике перегородчатыхэмалей металлическую пластину- основу и перегородки выполняют, как правило, иззолота, серебра или меди.
Русские цветныеперегородчатые эмали имеют богатую историю. Первое упоминание о перегородчатыхи выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года.Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другоеназвание-«финифть». И только в XIXвеке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор самидрагоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественнымиэмалями, стали именоваться «Эмалями».
Эмаль по скани(филиграни) — разновидность техники перегородчатой эмали. В России она получилаширокое распространение. На металлическую поверхность напаивают (выкладывают)растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической (золотой,серебряной, медной) проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку из сканойпроволоки заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседаети оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани неполируют, чтобы не повредить рисунок из сканой проволоки. Отсутствие полировкии эмаль, лежащая ниже края сканых перегородок, являются главным отличиемтехники эмали по скани от классической техники перегородчатой эмали. В эмали поскани слой эмали очень тонок, так как высота сканого контура меньше, чем высотаперегородок в перегородчатых эмалях. Иногда в эмали по скани для усилениядекоративности в отдельные ячейки эмаль наплавляется в несколько приемов, такчто в результате она лежит выше края сканой проволоки, создавая ощущениежемчужин или бусин. Для эмали по скани используют цветные прозрачные инепрозрачные эмали, а также фондон. Для усиления художественного звучаниятехнику эмали по скани в русском искусстве с конца XVII века нередко сочетали с техникой расписных эмалей. Вэтом случае на эмали в сканых ячейках дополнительно живописным приемомпрописывали изображения трав, цветов, зверей или жанровые сцены.
Эмаль по гравировке(резьбе) является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветнаянепрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветнаяпрозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение, таки всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок иметаллический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте,серебре, меди, латуни и бронзе.
Эмаль по гильошированномуфону (эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошированная эмаль) — это варианттехники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировкавыполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка,который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором ввиде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихсяштрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмалисамой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенныйна него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают в основном назолоте или серебре, а с начала ХХ века для недорогих изделий стали применятькрасную медь.
Эмаль по литью — разновидность техники выемчатой эмали. Ее отличие заключается в том, чтоизображение получают не путем выборки металлического фона ручным способом, апутем его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углублениена пластине заполняют эмалью. В технике эмали по литью используются золото,серебро, медь и бронза. Если эмаль по литью делают по золоту и серебру, тоупотребляют прозрачную эмаль, если по меди и бронзе- то непрозрачнуюпастообразную.
Эмаль по рельефу — техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу,когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения,выступая как поливная глазурь. Это достигается тем, что цветная прозрачнаяэмаль, которой покрывают перед обжигом рельеф, в процессе обжига плавится и,ложась тонким просвечивающим слоем на высоких частях рельефа, стекает в егоуглубления, заполняя их более толстой и плотной по цвету массой. Это позволяетподчеркнуть рельефность изображения. В эмалях по рельефу металлической основойчаще всего служат медь и бронза, иногда используют золото и серебро.1.3 Становление и развитие искусства выемчатой лиможскойэмали
Лиможская эмаль — французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью,изготовлявшиеся в г. Лимож (Limoges, France), расцвет производства которогоприпадает на середину XV –середину XVII вв.
Изготовление изделийэтого рода состоит в том, что медный предмет покрывается весь непрозрачнойэмалью темного, по большей части черного цвета, и на полученном фоне художникпишет огнеупорными красками изображение, которое потом обжигается.
Лиможские эмали делятсяна эмали старой школы и новой.
В основу искусства т. н.старой школы Лиможской эмали (реликварии, многочастные складни, триптихи,пластинки-образа 2-й половины XV –1-й половины XVI вв.) легли местный опыт работы втехниках эмали – непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы XII-XIV вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях XIV-XV вв. из драгоценных металлов), а также художественныепринципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненныйросписью).
Вначале мастера Лиможскойэмали вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала XVI в. – итальянской, что определилоэволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей дляпроизведений этой школы чертой остается празднично яркое сияние росписи,усиленное введением в нее линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефныекапли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).
Виднейший мастер старойшколы Лиможской эмали – Нардон Пенико .
Около 1530 формируется т.н. новая школа Лиможской эмали. От старой ее отличает светский характер изделий(шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доскидля фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль(порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкуюграфичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большейчастью теплого землистого тона.
Известнейшие мастерановой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен – авторогромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых иразнообразных орнаментальных композициях (порой с введением легких золотыхштрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейскихсцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Лиможскойэмали образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло.
В середине XVII в. эмальерное дело в Лиможепереходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенноорнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большойстиль в Лиможской эмали исчезает. К началу XVIII в. замирает и производство эмалевых сосудов, невыдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором.
С переходом в середине XVII в. эмальерного дела в Лиможе в рукиювелиров произошли значительные изменения. Эмаль на меди уступилапервенствующее положение эмали на золоте. И хотя работы мастеров Лиможскойэмали (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декоркерамики, большой стиль в Лиможской эмали исчезает. Ввиду дороговизны материалауменьшились размеры вещей, и роспись стала по преимуществу миниатюрной.Основным сюжетом расписных эмалей XVII в. были портреты. Художественная эмалевая посуда, не выдержавконкуренции высококачественных фаянсовых изделий, а с начала XVIII века –фарфора, вышла из употребления.
Образцы лиможской эмали –блюда, тазы, другие сосуды различного вида, образа, декоративные щиты и доски –высоко ценятся любителями искусства за изящество их форм и мастерствоукрашающей их живописи.

 ГЛАВА 2. АНАЛИЗЛИМОЖСКИХ ЭМАЛЕЙ XII-XIV ВЕКА 2.1 Техника выемчатой эмали
Выемчатая эмаль — одна издревнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщиныглубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение.Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью ипроизводят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжигашлифуют и полируют. В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображениеприподнято за счет перегородок над металлической пластиной- основой, в техникевыемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
В технике выемчатой эмалиизвестно несколько приемов для достижения художественного эффекта. Один изприемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностьюпокрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Другой — в том, чтоцветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяюттакже прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, ауглубление рисунка- эмалью других цветов. Выемчатые эмали делают на золоте,серебре, меди.
Выемчатая эмаль(champleve) выполнялась, прежде всего, на меди и бронзе. Следует отметить, чтопри этой технике с помощью долота и штихеля в металле делаются неглубокиевыемки, которые создают изобразительную композицию. Эти выемки заполняютсяопаковой стеклянной массой, которая обжигается и по охлаждении шлифуется. Этатехника, применявшаяся еще в римское время кельтскими племенами, была особенно распространенав XII и начале XIII века. Главные центры находились в областях Мааса и НижнегоРейна и во французском Лиможе
Для лиможской эмали изАнглии доставляли корнуэльское олово (оно придает сплавляющимся во время обжигакраскам непрозрачность, что усиливает их кроющую способность). Из Испаниипривозили особый краситель – сафру, естественную смесь окиси кобальта и натрия.Сафра придавала чистоту и глубину тона знаменитой синей эмали лиможскихмастеров. Добавки олова разбеливали цвет, позволяли использовать тональныенюансы. Эти приемы были неизвестны мастерам предшествующего периода в районахМааса и Рейна.
В XIV-XV вв., возможно, под воздействием мастеров-витрариев(расписывавших витражи), итальянской майолики и ренессансных гравюр, лиможцыстали переходить от архаичной техники выемчатых эмалей к сложной, нораскрывающей новые изобразительные возможности, живописной (расписной) технике.
В прошлом столетиихудожники в поисках новых художественных форм, используя опыт и стили мастеровпрошлого, создавали работы в технике лиможской эмалевой живописи. Французскийэмальер Клаудиус Попелин создал художественный женский портрет в стиленеоренессанса и использовал для этого старую технику лиможской эмалевойживописи. В представленном примере использовались фольга, прозрачные и опаковыеэмали и в некоторых местах золотые блестки. До нас дошел доклад, с которым онвыступил 6 марта 1868 г. перед Центральным обществом изящных искусств в Париже,объяснив процесс изготовления этой эмалевой работы. Рассмотрим наиболее важныемоменты, поскольку подробное изложение технологии интересно и сегодня.
Доклад начинается сописания обработки слегка выпуклой медной пластины толщиной примерно 0,1 мм. К.Попелин подчеркивает необходимость нанесения контрэмали, описывает подготовку эмалевыхкрасок к работе. Далее он рассматривает процесс изготовления изделия:«Растертую эмаль распределяют на тщательно протравленной металлическойповерхности, примерно так, как намазывают бутерброд. Для этого используютжелезный или медный шпатель, размер которого зависит от выполняемой работы.Чистой салфеткой из бывшего в употреблении льняного полотна промокаютсодержащуюся в эмали воду. Затем эмаль разглаживают с легким нажимом шпателемво всех направлениях. Так же покрывают обратную сторону, причем для этой целичаще всего используют бесцветную эмаль, что позволяет просматривать чистыйметалл сквозь слой эмали. Заготовку укладывают на плиту из огнеупорной глины,покрытой красной охрой, чтобы исключить прилипание жидкой эмали, и производятобжиг. Пластину шлифуют наждаком и производят блестящий обжиг. Затем наэмалевую поверхность переводят рисунок через кальку, подложив под неекопировальную бумагу. Берут очень тонкую золотую фольгу, оклеенную с двухсторон шелковой бумагой, вырезают ножницами по контуру те детали, которые потомбудут покрываться прозрачной эмалью, как, например, лента карминно-красногоцвета в волосах женщины или многочисленные драгоценные камни, используемые дляукрашения женской головки. Точно так же поступают с платиновой и серебрянойфольгой.
Эти кусочки металлическойфольги наклеивают трагантом в тех местах, где они должны быть согласно контурурисунка. Фильтровальной бумагой кусочки приглаживают, слегка прижимая чтобы ониплотно легли на металлическую основу. Затем наносят тугоплавкую темнуюэмалевую, растертую с лавандовым маслом краску, которая должна выдерживатьмногочисленные обжиги и не растрескиваться. Когда все высохнет, пластинуобжигают. После охлаждения можно наносить на фольгу прозрачные эмали. Ихследует предварительно растереть описанным выше способом и сохранять в воде.Затем маленьким шпателем каждая краска наносится на соответствующее место.Желтая, красная и зеленая эмаль — на золотую фольгу, для сохранения цветасеребра на него наносится бесцветная эмаль. Затем изделие опять просушивают иобжигают еще раз. Просматривая после обжига изделие, вы получитеудовлетворение, видя, что все нанесенные эмали сверкают, как драгоценные камни,благодаря тому, что свет отражается от металла в углублениях.
При обжиге изделия могутобразоваться небольшие сколы эмали. В этом случае после охлаждения на местосколов снова наносится эмаль и изделие еще раз обжигают.
Если из-за многократныхобжигов рисунок с эмалевой основы исчез, то кальку снова накладывают точно нато же место, что и прежде, прижимают контуры к эмали и еще раз наносятпунктиры.
Для дальнейших работследует смешать примерно с наперсток тонко растертой белой эмали на предметномстекле стеклянной ложечкой с терпентином, который затем испарится, до густотыполужидкой кашицы, которую хранят во избежание попадания пыли в закрытой таре.Этим составом при добавлении вязкотекучего масла, приготавливаемого изтерпентина, и выполняют живопись. Перед обычным лавандовым маслом, которымпользуются художники по фарфору, этот состав имеет то преимущество, что сохнетбыстрее и защищает живопись от запыления.
Простейший рабочийинструмент, который можно изготовить самостоятельно, представляет собойжесткую, длинную и тонкую кисточку, конец которой ровно срезан, и несколькоострых иголок в деревянных ручках. Эмалевые краски наносят кисточкой и затемраспределяют по поверхности иголкой, для получения светлых мест наносят белуюэмаль толстым слоем, а теней и полутеней — соответственно тонким слоем. Этаработа должна производиться очень быстро, так как эфирсодержащее масло быстросохнет и раз высохшие краски невозможно больше растереть. Когда первый слойбелой эмали обожжен, то, естественно, получают лишь очень блеклое изображениемодели, которое-необходимо доработать: выписать лицо, тело, усилить световыеблики, повторив операцию два-три раза». Затем Попелин обращается к техникегризайль и подчеркивает, что при выполнении таких деталей, как нос, глаза, губыи т.д., без доработки иглой не обойтись, и продолжает дальше: «Перед последнимобжигом белой эмали наносят отдельные точки, которые должны изображать илижемчужины или драгоценные камни; ниспадающее легкое покрывало намечается совсемлегким слоем белой эмали. Если покрывало должно быть цветным, то нам следовалобы в самом начале перед накладкой фольги моделировать его белой эмалью, обжечьее и одновременно окрашенными прозрачными эмалями, окрашивающими фольгу,придать оттенок. Таким же способом можно смоделированные белой эмалью частитела покрывать тонким слоем эмали телесного цвета.
В заключение еще раз наконтуры в сетке для волос или на костюм добавить черной эмали и обжечь. Теперьзолотом выполняем белокурые волосы женской головки. Для этого используютобычную золотую краску, имеющуюся в продаже, разбавляют ее с водой и наносяточень тонкой акварельной кисточкой. Здесь не обойтись без гравировальной иглы:с ее помощью мы убираем золото, когда оно высохло, с тех мест, где есть тени.Это позволяет добиться таким образом очень тонкого, напоминающего гравировкуисполнения. Точно так же выполняется узор ткани или вышивка золотом на костюме,надписи и подпись художника на основе. Во всех случаях нанесение золота должнобыть последней операцией. Его закрепляют слабым обжигом, и работа готова.2.2 Анализ работ выполненных в технике лиможской эмали XII-XIV века
Любовь к красочности, кнасыщенной, яркой цветовой гамме пронизывала все прикладное искусствосредневековья. Лиможские же эмальеры умели добиваться особенно чистых и яркихкрасок; в их изделиях преобладали ярко- и бледно-голубые тона в изысканномсочетании с тонким белым орнаментом, напоминающим усики виноградной лозы. Какправило, основные краски дополнялись желтым и красным цветом, тоже чистогояркого тона. При преобладающих в лиможских Эмалях холодных тонах теплые — желтые и красные — цвета создавали свежий, праздничный и нарядный колорит.
Особый характер изделиямлиможских эмальеров придавало то, что они, как правило, покрывали эмалью всюплоскость вещи, а не монтировали на ней отдельно выполненные эмалевые пластины,как это было свойственно, в частности, очень распространенным в то же времярейнским выемчатым эмалям. Правда, более ранние памятники свидетельствуют отом, что и в Лиможе сначала делали вещи, украшенные отдельными эмалевымиклеймами.
Мастерство лиможскихэмальеров в обработке и украшении эмалью больших досок было так высоко, что имудавались и вещи очень значительного размера. Такова, например, надгробнаядоска Готфрида Плантагенета, находящаяся в Лиможском соборе. На ней изображенГотфрид Плантагенет в плаще, с мечом и щитом.
Вся плоскость доскиорнаментирована, фигура короля помещена на фоне мелкого спокойногоузора-чешуйки, заполняющего условно намеченную арку. По изысканности деталейдоска напоминает современную ей миниатюру, но широкая статичная орнаментальнаярама выполнена в крупных декоративных, красочных пятнах, что придает еймонументальный характер.
Миграция лиможских эмалейв XII-XIII вв. была очень велика; они достигали Англии иСеверной Африки и всюду пользовались громкой славой. В позднейший периодпроизводства выемчатых эмалей в Лиможе распространился новый прием оформлениявещей. Эмалью стали покрывать только фон, фигуры же выступали высокимметаллическим рельефом; покрытые позолотой, они придавали изделию богатый,роскошный вид. Образцом такого рода изделий является известная луврская ваза,очень сложной формы, загруженная разного рода украшениями. Усложнение формысвязано с постепенным сложением искусства готики.
В Лиможе изготавливалишкатулки-реликварии, алтари-триптихи, кувшины, тарелки, плакетки смногоцветными композициями на религиозные сюжеты. Медные пластины расписывалиэмалевыми красками с многочисленными – от десяти до пятнадцати — промежуточнымиобжигами. В этой технике краски нельзя смешивать, иначе получается грязный цвет.Поэтому каждый красочный слой закреплялся отдельным обжигом. Сначала обжигаюткраски с более низкой температурой плавления (ок. 600°С), затем с более высокой (800-900°С).
По завершении роспись покрывалитонким слоем прозрачной эмали – фондона, который предохраняет ее отповреждений. Роспись также дополняется золотом – штрихами, напоминающимииконописную ассистку, звездочками, надписями. С обратной стороны медныепластины покрывали слоем контрэмали для предотвращения коробления во времяобжига. Для большего эффекта изделия украшали кабошонами, имитирующимидрагоценные камни, — крупными, округлой формы застывшими каплями прозрачнойэмали. Под них подкладывалась золотая или серебряная фольга.
В конце XIII в. в связи со Столетней войной Лиможбыл сильно разорен, производство эмалей прекратилось. Новый расцветпроизводства, на этот раз расписных эмалей, начался в Лиможе лишь в XV в.
Среди изделий излиможской эмали XII-XIV вв. можно отметить:
/>
Ларец-реликварий, которыйслужил вместилищем для частицы мощей св. Валерии — покровительницы Аквитании,обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена вэпизодах история ее мученической смерти, на обороте — полуфигуры апостолов исцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутыесилуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо итюрбан палача), тонкий гравированный орнамент «вермикуле» говорят онезаурядном таланте мастера.
/>
Доска от книжногопереплета с изображением сцены Распятия. Доска от переплета является типичнымпримером продукции лиможских мастерских. Подобные доски служили верхнимикрышками переплетов, а на нижних помещалась композиция «Христос вославе» в окружении символов евангелистов. Особенностями данного памятникаявляются накладные головы фигур, отличающиеся от типовых«классицизирующих» голов (возможно, они были добавлены позднее) инеобычный предмет в руках Мадонны — вероятно, сосуд для священных масел, болеехарактерный для иконографии Марии Магдалины.
/>
Также интереспредставляет распятие — пластинка с накладной рельефной фигурой христа являласьчастью креста-распятия. На его боковых концах помещались фигуры предстоящихМарии и Иоанна. Иконография Христа — в короне, с открытыми глазами, спокойностоящего, а не висящего на кресте — несколько архаична, но вполне типична длялиможских мастерских, которые в это время переходят к массовому производству.Не прислушиваясь к веяниям нового готического стиля, они копируют свои старыеобразцы, в которых сохраняется романская стилистика.
/>
Пластинка от переплета сизображением сцены Распятия. Пластинка служила центральной частью доски откнижного переплета. Композиция сцены Распятия, с гравированными фигурамипредстоящих и ангелов, рельефной фигурой Христа и встающим из гроба Адамом — типичны для периода расцвета лиможских мастерских. Небольшая иконографическаянеточность — Мария изображена босой, как и апостол Иоанн, — очевидно,свидетельствует о том, что эта вещь была создана не в монастыре, а в городскойсветской мастерской, где такой детали уже могли не придать значения.
Перечисленные изделиянаходятся в музейной коллекции Эрмитажа, о которой речь пойдет в следующемпункте. 2.3 Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали- одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусстваэпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписныхэмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX века и некогдаукрашали Галерею драгоценностей Зимнего дворца. Однако основу собраниясоставили произведения, приобретенные императором Александром III у коллекционераА.П. Базилевского в Париже в 1884 г. После 1917 г. в Эрмитаж поступилипамятники из национализированных частных коллекций и расформированных музеев.
Эрмитажное собрание,может быть поставлено в ряд с лучшими мировыми коллекциями лиможских эмалей за пределамиФранции. В нем представлены произведения большинства мастеров и мастерскихЛиможа с конца XV до конца XVII столетия
Основу эрмитажногособрания составляют произведения, поступившие из знаменитой парижской коллекцииА.П.Базилевского. Много ценных эмалей вошло в состав эрмитажного собрания изМузея бывшего Училища барона Штиглица, из национализированных коллекций графовШуваловых, Строгановых и других.
В Эрмитаже находитсясамая крупная коллекция лиможских эмалей, несколько экземпляров хранятся в ГМИИим. А.С. Пушкина. Периодически проводятся выставки. Так в 2003 году на выставкене были показаны экземпляры Эрмитажа, поскольку экспозицию составилипроизведения, привезенные из Муниципального музея Лиможа — в отличие отэрмитажного собрания «классики Лиможа» (XIV-XVI вв.) образцылиможских эмалей первой половины XX века и современные работы — всего более 60произведений.
В 2004 году выставкаотправилась «на историческую родину» в Лимож, где, в свою очередь,были продемонстрированы 100 предметов из эрмитажного собрания лиможских эмалейСредневековья и эпохи Возрождения.
В период 23 июня 2009 г.- 23 мая 2010 г. в Эрмитаже проходила выставка «Лазурь и золото Лиможа: ЭмалиXII — XIV веков»
Куратор выставки была Е. Н.Некрасова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладногоискусства Государственного Эрмитажа. К выставке был подготовлен научный,иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2009), авторкаталога — Е. Н. Некрасова.
Выставка в Синей спальнеЗимнего дворца (Зал N 307) была посвящена лиможским выемчатым эмалям. Основнаячасть экспонатов (их на выставке было более 70) относится к концу XII — началуXIII века, «золотому веку» лиможских мастерских. Одни из них уже знакомызрителю по постоянным экспозициям в Романовской галерее и Галереедрагоценностей, другие хранятся в фондах Эрмитажа. Экспозиция дала возможностьпоказать их вместе, проследив все этапы развития лиможского производства.
Церковная утварьсоставляла основную часть экспонатов выставки. Это литургические сосуды — пиксиды, или сибориумы, в которых хранились гостии (облатки для причастия),книжные переплеты, процессионные кресты, подсвечники, епископские посохи. Одиниз наиболее интересных типов лиможской продукции — ларцы-реликварии для мощейсвятых.
В приложении к курсовойработе представлены иллюстрации миниатюр, которые были выставлены в Эрмитаже.Один из экспонатов — Ларец-реликварий XII-XIII века из коллекции Эрмитажа. Это одиниз наиболее интересных типов лиможской продукции — ларцы-реликварии для мощейсвятых. Ранние памятники (вторая половина XII века) отличались гравировкой позолотому фону.
Помимо памятников XII — XIV веков на экспозиции были представлены и несколько изделий XIX века — стилизации и подделки, отражающие возрождение интереса к этой технике в эпохуисторизма.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лимож — один из техмаленьких провинциальных городов, которые приобрели мировую известностьблагодаря изделиям местного производства. Как Дельфт стал знаменит своимбело-голубым фаянсом, бельгийский Динант стал именем нарицательным для изделийиз литой бронзы (dinanderie), так Лимож прославился в средневековой Европесвоими эмалями на меди. Изделия лиможских мастеров разошлись от Исландии доПалестины.
В XII — XIV веках весьхристианский мир знал Opus Lemovicense («лиможскую работу»), как тогда называлилиможские эмали. Но город Лимож был известен в то время не только эмалями. В XI— XII веках это крупнейший центр религиозной жизни Франции. Через него проходили назывался лиможским один из четырех путей паломничества ко гробу святогоИакова в Сантьяго-де-Компостела, а в аббатстве Сен-Марциал находились мощисвятого Марциала — крестителя Аквитании, который почитался здесь кактринадцатый апостол. В городе и его окрестностях было около тысячи церквей, и вкаждой хранились свои драгоценные святыни. Считают, что возникший здесь спросна церковную утварь и сыграл определяющую роль в развитии эмальерногопроизводства. Со второй половины XII и до начала XIV века лиможские мастерскиестановятся основным ее производителем в Европе.
Предметы изготавливалисьиз простых материалов. Основой служила медная пластинка, в которой вырезалисьвыемки, — это и дало название технике. Выемки заполнялись стекловидной массой сдобавлением оксидов металлов, которая при обжиге прочно сплавлялась с основой.При этом эмали были исполнены на уровне произведений ювелирного искусства.Такая замена казалась вполне равноценной, ведь в Средние века золото и сереброценились главным образом за их способность взаимодействовать со светом. Влиможских эмалях медь полностью покрывалась позолотой, а цветные эмали,обогащавшие поверхность игрой красок, в некоторой степени даже имелипреимущество перед изделиями из драгоценных материалов. Кабошоны из стекляннойпасты или прозрачного стекла с подложкой из фольги играли роль самоцветов.Высокие эстетические качества и небольшая стоимость делали лиможские изделиядоступными и привлекательными для любой церкви.
Ранние памятники (втораяполовина XII века) отличались гравировкой по золотому фону. С конца XII векапроизводство постепенно ускорялось, пока не приобрело масштабы массового.Первым шагом стал переход от золотых фонов к синим, поменявший местами эти двецветовые категории. Сначала фоны покрывали тонким гравированным орнаментом и золотили.С конца XII века в резерве стали оставлять фигуры, а фоны, наоборот, полностьюпокрывали эмалью и украшали различными орнаментами — розетками, дисками,звездами, псевдокуфическими надписями, растительными побегами. С тех порлиможские изделия приобретают «классический» вид, хорошо знакомый современномузрителю. Это технологическое новшество позволило значительно упростить иускорить работу. Но и в середине XIII века появляются редкие по качествупроизведения — такие, как фигура Мадонны с Младенцем. Они принадлежат уженовой, готической эпохе.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АРТ //Территориябизнеса. — №6 (31), 2009
2. Всеобщая историяискусств. В 6 т. Том 2, книга первая (часть 2). – М.: Искусство 1960
3. История и техникигорячих художественных эмалей // www.enamel.ru/history.html
4. История эмалей,свойства, разновидности и применение // Технологии. – №2, 2008
5. Клементьева С. Ю.Три лиможские пиксиды из собрания Государственного Эрмитажа // ЮИМК 5. — СПб.- 1998. — С. 51-52
6. Лазурь и золотоЛиможа // www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2009/hm4_1_221.html
7. Лиможская эмаль// livingspace.com.ua/article/limozhskaja-jemal
8. Лиможские эмали вЭрмитаже // www.gif.ru/themes/culture/limozh-emal/
9. Лиможские эмали.Огневое искусство ХХ века. – М.: Славия, 2003. – 64 с.
10. Некрасова Е.Н.Лазурь и золото Лиможа. Эмали XII-XIV веков. Каталог выставки. – СПб: Эрмитаж, 2009.– 184 с.
11. Примеросуществления лиможской эмали //http://www.emaliruem.ru/page/primer-osushhestvleniya
12. Раппе Т.В.,Булкина Л.С. Лиможские расписные эмали в собрании Эрмитажа. – СПб:Государственный Эрмитаж, 2005. – 342 с.
13. Современноеэмальное искусство. — СПб: Мир металла, 2009. – 138 с.
14. Техникахудожественной эмали, чеканки и ковки: Учеб. пособие /Под ред. А. В. Флеров, М.Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю. А. Шеманов — М: Высш. шк., 1986.- 191 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О музее самоваров
Реферат Visual Analysis Essay Research Paper A Tour
Реферат The Common Man And Aristocrat In Early
Реферат 01010, Київ-10, вул. Суворова, Для телеграм: Київ-10, наан україни. Тел
Реферат Геологическое строение и нефтегазоностность Совхозного месторождения
Реферат Особенности психологической готовности военнослужащих
Реферат Проблемы взаимоотношений государства и общественности в России
Реферат Правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
Реферат Страховые риски и условия страхования грузов
Реферат Проектирование следящей системы автоматического управления
Реферат Учет затрат и калькулирование себестоимости швейной промышленности
Реферат Microsoft Internet Explorer
Реферат Методы стимулирования и мотивации учащихся. Оборудование учебных мастерских
Реферат Фиджи
Реферат "Эти деревья... укрывали нас от всего остального мира..."