Министерство образования и науки Российскойфедерации
ГОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмическийуниверситет имени академика М.Ф. Решетнева»
Кафедра Р.К.
Контрольная работа №1
По курсу: Культурология
тема: Культурология в системесоциально-гуманитарного знания
Выполнил: ст. группыТСЗУ-01
Иванов С.Ф.
Проверил: пр. ТитовЕ.В.
Красноярск 2011 г.
Введение
Культурология — исследование феномена культуры какисторически-социального опыта людей, который воплощается в специфическихнормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение ввиде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах»философии, религии, искусстве, праве.
Термин «культурология» был предложен в 1946 годуизвестным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) дляобозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексесоциальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии,истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения.
Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека науровне культуры, как её создателя.
В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщениявыделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучаеткультуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена,занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; наэтом уровне можно выделить философию культуры.
Прикладная,опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные еёподсистемы — экономическую, политическую, религиозную,художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулированияактуальных культурологических процессов.
1. Предмет культурологии
Культурология,наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческойкультуре как целостностном феномене. О предмете и месте культурологияв системе научного знания не сложилось единого мнения.
В Оксфордскомсловаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкийученый В. Оствальд в 1913, а английский термин culturology первым употребил в1949 американский антрополог Л. Уайт. После чего термин культурологиивстречался в литературе лишь несколько раз — в 1949,1956,1957.
В словареВебстера фиксируется: «Culturology — наука о культуре; более специальный смысл:некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта,который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, акультурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимыхот некультуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний ицелей)».
Прямойаналогии отечественной культурологии в принятых за рубежом классификациях науквыявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятиекультуры, прежде всего с художественной и просветительской практикой, зарубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а именносоциально-этнографическом смысле.
Сложившиеся вотечественной литературе точки зрения можно разделить на две группы:
а)изоляционистскую позицию, согласно которой у культурологии свой, непохожий надругие науки, подход,
б)интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что
культурология— синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Изоляционистскаяточка зрения заключается в сведении, а затем и подмене культурологии другой наукой,например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры илиантропологией.
В последнеевремя российские ученые склоняются в пользу интеграционистского подхода. Егосторонники понимают культурологию, как синтетическую область знаний, возникшуюна стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры,этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выступают противсведения культурологии исключительно к философии культуры или к историиискусства. Интеграционистский подход имеет те преимущества, что, синтезируяразные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив,изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будетповторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры илиистории мировой художественной культуры.
Интеграционистскийподход, по всей видимости, заложен и в государственном образовательномстандарте, где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации«Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры,социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука,материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрываетсякакой-либо одной наукой.[1]
Но если культурологиянесводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе неозначает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами,теоретическими и эмпирическими достижениями.
2. Культурология в системе социально-гуманитарного знания
Научноеизучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именноони могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов),позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерноеобразование.[2]
Полное знаниео культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологическогознаний.
В культурологиивыделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), историякультуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурологии(антропология и социология культуры).
Культурологиянаходится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, еенаучный статус до конца не определился.
Онапринадлежит одновременно области социального знания (этому способствуютсоциология культуры и антропология), использующего количественные методы сбораданных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философиикультуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Культурологчаще всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания,психологии, семиотики, историческим методам, а также к аналитическим процедураммеждисциплинарного плана — структурно-функциональному подходу, методумоделирования и др.[3]
В СССР культурологии,обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметоми объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало.
О ней в полноймере стали говорить только в начале 90-х.
По существумы имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся, отраслью знания.
В Россиикрупными культурологами считаются: Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев, Ю. М.Лотман, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Б. А. Успенский, С. С. Аверинцев, Б. А.Рыбаков, М. А. Алпатов и др.[4]
Культурология в России развивалась также как и на западе, она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира.
Русский народ отличался патриотизмом. Революционные катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в России отразились на ее культуре.
Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной теократии, оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм. Данилевский-публицист и естествоиспытатель — он выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно биологическим организмам.
Бердяев определил становление отечественной идеологии.
В условиях непремеримой вражды между капитализмом и социализмом Бердяев сделал попытку объективно оценить, на сколько и та и другая форма сознания отвечает религиозному культурному идеалу человечества. Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для нашей дисциплины как культура и познания.
Также огромный вклад в развитие Отечественной культурологии внесли такие известные люди как Федоров, Франк, Шестов и другие.
3. Методология культурологических исследований
Различныеподходы и методологии в истории культурологии нашли достаточно полное отражениев современной научной литературе, что позволяет нам не останавливатьсяспециально на этих вопросах.
Однакоследует различать понятия «подход» и «метод». Подход к исследованию чего–либохарактеризует то, с какой преимущественно стороны видится объект исследования.Впрочем, некоторые подходы могут одновременно представлять собой и методы. Так,если явление культуры рассматривается прежде всего как система, то одним изметодов его исследования может быть системный[5].
Методнаучного исследования
– этосовокупность объединенных единым обшим принципом исследовательских технологий,которые используются для решения конкретных исследовательских задач.
Метод – этото, как исследуется нечто. Выбор метода исследования полностью определяетсясодержанием исследуемой проблемы, которая представляет собой противоречие междупознанным и непознанным в структуре научного знания. Непознанное не может бытьпредставлено сознанию в силу того, что речь идет об отсутствующем знании.Отсутствующее знание есть одновременно и указание на то уже существующеезнание, которое следует дополнить, развить или видоизменить.
Для тогочтобы охватить область непознанного каким–либо предварительным знанием,выдвигаются различного рода научные догадки, формируются научные гипотезы.
Научнаягипотеза
– это научнообоснованное предположение, задающее направленность научному исследованию,поиск ответов на заранее поставленные вопросы, которые возникли в ходе анализаи осмысления исследовательской проблемы. культурология социальныйметодология исследование
Научнаягипотеза или совокупность нескольких научных гипотез является промежуточнымзвеном между знанием и незнанием. Четкое формулирование научной гипотезыпредваряет любое научное исследование, обеспечивая конкретность в постановкеисследовательских задач, выделении объекта исследования, выборе метода, скоторым прежде всего связана возможность разрешения проблемы, получение ответана поставленные ранее вопросы.
Метод, такимобразом, предстает перед нами как основной рабочий инструмент, призванныйобеспечить частичное или полное опровержение или признание выдвинутых в началеисследования гипотез. Изучение проблемы в конечном счете и состоитисключительно из формулирования, проверки, опровержения гипотез или превращенияих в новое знание, что напрямую зависит от избранной методологии и конкретногометода. Правильный выбор научного метода – важный, а порой и решающий этаплюбого научного исследования, в том числе и культурологического.
В наукевыделяют три типа методов:
философские(базовые);
общенаучные;
специальные(конкретнонаучные).
К философским
(базовым)относятся методы, имеющие философское обоснование: эмпирический итеоретический, наблюдение и эксперимент, выделение и обобщение, абстрагированиеи конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, опредмечивание ираспредмечивание, формализация и актуализация, исторический и логический,рефлективный и аксиоматический и ряд других.
Эти методы вравной степени обеспечивают продуктивность исследований как в философии, так ив области других наук: точных, естественных (астрономии, физике, химии,математике, биологии, медицине и др.), технических (электротехнике,машиностроении и др.), гуманитарных (филологии, психологии, культурологии,искусствознании, социологии, истории, юриспруденции и др.). Данные методыпредставляют собой фундаментальные подходы к исследованию в любой отраслизнания. В соответствии с особенностями изучаемой проблемы и содержаниемпоставленных задач осуществляется выбор базовых методов и их варьирование входе того или иного, в том числе и культурологического, исследования. Прикультурологическом изучении культуры данные методы применяются в соответствии споставленными задачами исследования, но, как правило, начальная фазаисследования предполагает сбор эмпирических данных, их обобщение; однаковозможен и другой вариант, основанный на философской рефлексии с использованиемлогического или исторического метода в осмыслении феномена культуры.
Неизбежно вкультурологии применение таких методов, как анализ и синтез, индукция идедукция, опредмечивание и распредмечивание, абстрагирование и актуализация идр. Эти методы достаточно полно описаны в теоретико–методологической ифилософской литературе, философских словарях, энциклопедиях и широкоиспользуются во всех науках, но в каждой из них имеют свои особенностиприменения. Все базовые методы в равной степени обеспечивают фундаментальностьисследований, служат эффективным инструментом для всех наук независимо от того,в пространстве каких предметных областей они находят свое применение. Но нетолько философские (базовые) методы обеспечивают приобретение новых знаний опредмете исследований. Не в меньшей степени этому способствуют и общенаучныеметоды, широко используемые в практике: описательный, сравнительный(компаративистский), сравнительно–исторический, обеспечивающий сопоставленияпроцессов, а не состояний, структурный, типологический,структурно–типологический, системный, моделирование, реконструктивный,генетический и др.
Общенаучные методы составляют особую группунаучных исследовательских технологий. Они разрабатываются и формируются в тойили иной конкретной науке и могут быть заимствованы из смежных наук всоответствии с поставленными сходными задачами. Однако в условиях заимствованиякорректируются правила их применения в зависимости от специфики конкретнойнаучной дисциплины.
Основноеотличие общенаучных методов от философских (базовых) заключается в том, чтообщенаучные методы более конкретны, в большей мере способны учитывать спецификупредмета. Сочетая базовые и общенаучные методы, ученый может добиватьсязначительно больших результатов за счет конкретизации подходов к исследованию.Общенаучные методы обеспечивают более детальную разработку проблем,рассматривают предмет исследования с разных сторон, извлекая из него новыесведения благодаря восприятию его в новых ракурсах и новом освещении. Дополнительнойособенностью этих методов является то, что они могут корректироваться,приобретая все новые и новые свойства, в зависимости от предметной областикаждой конкретной науки. В настоящее время общенаучные методы исследованиязанимают в культурологии господствующее положение, и в последние годы именноони во многом определяют ее содержательное развитие. Но эффективность ихиспользования напрямую зависит от того, насколько успешно была проведенакорректировка общенаучных методов в соответствии со спецификой культурологическойпроблематики. Любая недоработка в этом направлении может ограничить возможностьполучения искомого результата[6].
На основеобщенаучных методов постепенно складываются и специальные (конкретнонаучные)методы, которые, как правило, используются в основном только в границахопределенной предметной области, что позволяет вести исследование, взначительной степени учитывая специфику конкретной области знания. Висследовательской практике культурологии постепенно сформировались свои особыеметоды, заметно пополнившие существующие способы исследования культуры и вопределенном смысле вносящие свой вклад в понимание научной методологии.
К методам,разработанным непосредственно в предметном поле культурологии, можно отнести:
методреконструкции культурных полей;
методмоделирования культурных объектов;
социокультурныйисторико–генетический метод;
методмозаичных реконструкций;
методсоциокультурных наблюдений;
методсоциопсихологических и социокультурных инверсий и др.
Специальныеметоды неприменимы в сфере других наук в связи с тем, что они ограниченыособенностью конкретного предмета исследования, в данном случае в областикультурологии.
Любое научноеисследование может быть проведено с использованием как специальных, так идругих – философских, общенаучных и специальных методов.
Втеоретико–методологической литературе принято различать понятия «метод»,«технология» и «методика». Понятие «метод», как об этом уже писалось выше,определяется как совокупность объединенных единым общим принципомисследовательских технологий, применяемых для решения конкретных исследовательскихзадач. Метод и технология тесно связаны друг с другом. Метод дает общеенаправление, общий принцип организации процедуры исследований, в то время кактехнологии составляют совокупность отдельных операций, обеспечивающихреализацию исследовательских задач. Технология – это совокупность ранееосвоенных операций, определяющая конкретное действие (часто с применениемспециальных инструментов и орудий труда) по проведению задуманногоисследования. Метод может состоять из нескольких последовательно расположенныхили параллельно применяемых технологий, которые обеспечивают результатисследования. При этом технологии не представляют собой некий раз и навсегдаутвердившийся порядок или последовательность процедур: с каждым новымисследованием технологии меняются, обогащаются, корректируются. Они тесносвязаны с индивидуальными особенностями исследования, проводимого конкретнымчеловеком или группой научных сотрудников, и обусловливают особый, неповторимыйстиль исследования. Стиль в данном случае означает особые признаки, «почерк»,повторяющиеся или, наоборот, всегда обновляющиеся способы, приемы или средстваисследования, которым исследователь отдает предпочтение.
Помимопонятия «технология исследования» при характеристике метода применяется идругое понятие – «методика исследования». Данное понятие не затрагиваетхарактеристику конкретных инструментов и орудий труда, но указывает наразличные способы и приемы их использования. Так, в границах определеннойтехнологии могут быть применены разные методики, т. е. сама технология можетбыть по–разному задействована и использована в исследовании в соответствии ссуществующими и разработанными методиками. Метод по своей природе концептуален,он сам является результатом научных исследований и создается как особое научноедостижение, поскольку связан с определенными новыми теоретическими знаниями,отвечает определенному пониманию содержания и формы исследовательскойдеятельности, в то время как технологии и методики, применяющиеся в процедуреисследования, не несут серьезной теоретико–методологической нагрузки. Определяяпроцедуру конкретного исследования, они могут, не нарушая изначально заявленныхположений и принципов исследования, свободно изыматься и заменяться другимитехнологиями и методиками. Так же точно они могут использоваться в другомисследовании, связанном с иными целями и задачами, потому что методики итехнологии обладают относительной самостоятельностью по отношению к методу и независят от него. Эти общие положения фиксируют в определениях понятие и особенностиметода, технологий и методик, составляющих процедуру исследования.Культурология, как и другие науки, в своем развитии полностью зависит отизбираемых методов и методологий исследования, эффективности методик итехнологий, что заставляет исследователя быть особенно ответственным, выбираяих в ходе подготовки к предстоящим работам.
Заключение
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание,почитание; др.-греч. λόγος — мысль,причина) — наука о культуре, изучающая наиболее общиезакономерности её развития.
В задачикультурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определениенаиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культурыкак системы.
Оформилась всамостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
В основекультурологических исследований лежит принцип единства логического иисторического подхода к изучаемым культурам.
Логическийметод: предшествует историческому.
Исследовательсоздаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Историческийметод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы вразвитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения историикультуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический:направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический:сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другомкультур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культурили культурных явлений (синхронический подход).
Сравнительныйподход является основой современной компаративистики (методологиясравнительно-исторических исследований).
Культурология в России развивалась также как и на западе, она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира. Русский народ отличался патриотизмом. Революционные катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в России отразились на ее культуре.
Список литературы
1. БагдасарьянН.Г. О беднойкультуре замолвите слово // Личность. Культура. Общество.-2005.- № 3
2. ЗапесоцкийА.С. Культурология Дмитрия Лихачева // Общественные науки и современность. — 2007.- № 1.
3. КондаковИ.В. Культурология. История культуры России. – М.: Оме-га-Л, -2008.-564с.
4. КошманЛ.В.История русской культуры IX – XX веков. / Под ред. Л.В. Кошман. – М.:Дрофа,- 2009. — 564с.
5. Культурология:Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2007.— 566 с.
6. СтепановБ.Е.Методика преподаваниякультурологии и коммуникативный потенциал культурных исследований// -2008. — №7,8, 9.
7. ПоповЕ.А. Культурология и современная социология // Социологические исследования. -2006. -№ 12. — С. 64-71.
8. Розин В.М.,Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологическиеисследования. -1999. — № 1. — С. 130-136.