Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Российской империи в XVIII веке

Культура Российской Империи в XVIII веке
 

Содержание
1. Петровские реформы и культурно-цивилизационное обновлениеРоссии
2. Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в.
3. Становление стилей и жанров светской литературы
Список использованных источников

1. Петровские реформыи культурно-цивилизационное обновление
России
XVIII век в историиРоссии стал поистине судьбоносным, временем коренных перемен, вызванныхпетровскими реформами, исторические предпосылки которых вызревали впредшествующее столетие. Системное реформирование началось с реорганизацииинститутов государства сверху донизу по всей иерархической вертикали и получилосвое продолжение в социально-экономических нововведениях, открывших дорогуспецифическому раннему русскому капитализму, отягощенному крепостничеством исамодержавием.
Реформы Петра I. Первыевоенные и гражданские реформы были проведены вскоре после возвращения Петраиз-за границы. Мятежные стрелецкие полки в 1698 г. расформировали, зачинщиков бунта казнили, остальных разослали по дальним городам. Взаменстрелецкого воинства создавались первые регулярные полки солдат и драгун.Горожане, находившиеся до этого в подчинении воевод, были переданы в ведение Бурмистрскойпалаты в Москве и городских бурмистров на местах. В 1700 г. было введено летоисчисление от Рождества Христова, а 1 января стало первым днем Нового года.Боярам и дворянам было приказано стричь бороды и носить европейское платье.
Большое внимание Петруделял развитию мануфактурной промышленности. В первой четверти XVIII в. вРоссии возникло более 100 мануфактур, которые быстро перерастали в крупныефабрики и заводы. Главными отраслями промышленности были металлургия,производство оружия, полотна и сукна.
Развивалась внутренняяторговля, чему способствовали строительство каналов (Вышневолоцкий, Ладожский)и крупное речное судостроение. Во внешней торговле главную роль начали игратьпорты Балтийского моря (Петербург, Выборг, Ревель). В 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз русских товаров за границу иограничивавший ввоз товаров, в которых страна уже не нуждалась.Покровительственный тариф как одно из средств патерналистской политикигосударства надежно защищал русских промышленников и купцов от иностраннойконкуренции, приносил большие выгоды и купечеству, и казне.
Возвышению и обогащениюдворянства способствовал указ 1714 г. «О единонаследии», по которому поместьяприравнивались к вотчинам и становились наследственной собственностью дворян.Чтобы помещичьи хозяйства не дробились, все недвижимое имущество предписывалосьпередавать одному из сыновей владельца. Остальным приходилось поступать нагосударственную службу в гражданско-административные или военные ведомства идобиваться служебным рвением и ратными подвигами чинов, наград (в том числе ввиде жалуемых царем поместий). Сословные права и привилегии дворянства былискорректированы и в измененном варианте закреплены в Табели о рангах 1722 г. Дворян разделили на 14 рангов в соответствии с должностью, занимаемой на государственнойслужбе, которая считалась не только обязанностью, но и священным долгом.Выходцы из других сословий могли получить дворянство, дослужившись до 8-горанга.
При Петре I (1672–1725)сложилась новая система государственных учреждений, получила окончательноеоформление абсолютная монархия, причудливо сочетавшая черты европейскойцивилизованности и азиатской деспотии. Законодательно устанавливалось, что«император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». В 1711 г. из лиц, назначенных царем, был создан (вместо прежней Боярской думы) высший орган управления –Сенат, который осуществлял контроль за центральной и местной администрацией,сбором налогов, разрабатывал законы на основании «именных указов» императора.За деятельностью Сената следил генерал-прокурор – «око государево». В 1718 г. вместо старых приказов были учреждены 12 коллегий (министерств), каждая из которыхвозглавляла определенную отрасль государственного управления (коллегиииностранных дел, воинская, адмиралтейская, мануфактурная, коммерционная и др.).Церковными делами (вместо упраздненного патриаршества) ведала Духовная коллегия(Синод), которая действовала под контролем обер-прокурора и составляла частьгосударственной системы управления.
С цельюусовершенствования местного управления и усиления верховного контроля за ним в1708–1709 гг. вся территория державы была разделена на восемь губерний,которые, в свою очередь, делились на уезды. Губернаторы назначались царем ибыли наделены большой властью в рамках предоставленных им полномочий.
В царствование Петра Iбыла сформирована сильная регулярная армия. Рядовыми становились рекруты изкрестьян и горожан, офицерами – дворяне. Служба в армии для тех и другихоказывалась практически пожизненной. В 1716 г. был издан Воинский указ, в составлении которого принимал непосредственное участие сам царь. Одержав решающиепобеды в войне со Швецией, Россия обеспечила себе выход к Балтийскому морю,создала мощный военно-морской флот, состоявший из нескольких десятков большихпарусных кораблей и сотен галер. Появились свои инженеры и артиллеристы, морякии кораблестроители. Были составлены первые морские карты и атласы.
Характерная особенностьразвития российской культуры в первой четверти XVIII в. – светскаянаправленность различных видов творческой, преобразовательной деятельности,ослабившая духовное господство церкви. Культурный прогресс отвечалцивилизационной перестройке общества. При Петре I были заложены основы длясоздания новых отраслей науки и техники, строительных технологий, городскойархитектуры европейского типа, развития инфраструктуры культурных учреждений(типографий, театров, музеев, библиотек и т.п.). В Петербурге и Москвеоткрылись Морская академия, артиллерийские и военно-инженерные школы.Характерно, что науки и искусства в петровской России органично дополняли иобогащали друг друга.
Старый церковнославянскийалфавит был заменен новым, гражданским. В Москве и Петербурге открылисьтипографии, которые печатали унифицированным шрифтом книги по математике,астрономии, архитектуре, медицине. Издавались буквари, учебники по геометрии итригонометрии, механике, военному делу, выпускались карты необъятной России,Европы и Америки, создавались примерные атласы континентов. «Арифметика»Леонтия Магницкого содержала дополнительные сведения по астрономии, геодезии,навигации. Ее наряду с «Грамматикой...» Мелетия Смотрицкого М.В. Ломоносовназвал «вратами своей учености».
Научно-техническийпрогресс и просвещение. По инициативе царя-реформатора в России были учрежденыпервые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории стелескопами; химики и медики пользовались микроскопом. К числу крупных ученых,изобретателей, авторов научных книг периода создания российской наукипринадлежали Г. Скорняков-Писарев, В. Корчмин, Я. Брюс, В. Татищев, В.Геннин. Механик Андрей Нартов изобрел и сконструировал множество инструментов,приборов и «махин» (машин), которые приводили в восхищение не только русских,но и западноевропейских специалистов. Уральский теплотехник Иван Ползуновразработал проект универсального парового двигателя и построил паровую установку.Механик-самоучка Иван Кулибин усовершенствовал механизм компактных часов иизобрел прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву.Большой организационный вклад в развитие русской науки и техники внес сам ПетрI, обладавший обширными познаниями в кораблестроении и военно-инженерном деле.
В становлении и развитиироссийской науки ведущую роль сыграла Петербургская академия наук, созданная поинициативе Петра и открытая в 1725 г.
В послепетровскую эпохуразвитие просвещения продолжалось. Важнейшей вехой в становлении российскойнауки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета, ставшего крупнейшим центром по подготовке специалистов в основных отраслях знания. В 1783 г. была основана Российская академия наук, превратившаяся в кузницу ученых специалистов разногопрофиля, центр фундаментальных и прикладных научных исследований, а также базудля интегрального гуманитаризованного образования и интеллектуальногопросвещения. Первым крупным научно-образовательным достижением академии явилсяшеститомный Словарь Российской академии, содержавший толкования основныхнаучных терминов и понятий, взятых из совмещенных областей естествознания игуманитаристики. В целом с полным основанием можно сказать, что в течениеодного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начав почти снуля, она смогла подняться до европейского уровня.
В XVIII в. Россия, как идругие страны Европы, переживала свой «век Просвещения». Он ознаменовалсяпоявлением яркой плеяды оригинальных и глубоких мыслителей, талантливыхсамородков, смелых исследователей, отвечавших уровню современной науки,общественно-философской мысли и внесших большой вклад в российскую иобщеевропейскую культуру.
Интеллектуальноесодружество мыслителей, ближайших сподвижников Петра I называли мученойдружиной Петра». В нее входили ученый, поэт и дипломат А. Кантемир (1708–1744),государственный деятель и историк (автор пятитомной «Истории Российской») В.Татищев (1686–1750), вице-президент Синода архиепископ Ф. Прокопович (1681–1736).Содружество выступало за развитие тех достижений и традиций Петровской эпохи,которые обеспечивали политическую и экономическую мощь государства, ратовало запоступательный прогресс в областях науки и просвещения. Но при этом в основевзглядов его членов лежала твердая убежденность в правомерности и незыблемостинеограниченной монархии, сословного строя и дворянских привилегий, хотя они ивозлагали надежды на цивилизационное совершенствование России на европейскийманер. Наиболее полно эти воззрения от лица государственной идеологии выразилВ. Татищев.
В середине XVIII в.российское Просвещение вышло на новый уровень развития, связанный с критическойоценкой крепостного права, пороков сословного деления общества и прочихфеодальных пережитков, сдерживавших выдвижение России в число наиболеепередовых европейских стран. Основоположником нового просветительскогонаправления в России был Михаил Ломоносов (1711–1765) – великийученый-энциклопедист, подвижник передовой практической науки иматериалистической философии, которую он отделял от богословия. Критикуяидеалистов и теологов, он язвительно писал: «Оным умникам легко бытьфилософами, выуча наизусть три слова: «Бог так сотворил» – и сие дая в ответвместо всех причин».
Творчество М.В.Ломоносова исключительно разносторонне. Особенно велики его заслуги в развитиии сближении физики и химии. По существу, ученый заложил основы физическойхимии, сформулировал в общем виде закон сохранения и превращения энергии ивещества, выдвинул теорию электричества и изобрел «молниеотвод», высказалгипотезу о наличии атмосферы на Венере, создал оригинальное учение о цвете,разработал начала минералогии, геологии и ряда других прикладных наук. Трудноопределить, какой вклад Ломоносова значительнее: в области естествознания или всфере гуманитаристики. Велики его творческие заслуги в русской филологии,истории (труд «Древняя Российская история»), риторике и поэзии. Являясь основателемМосковского университета, Ломоносов подготовил плеяду отечественных ученых, чьядеятельность способствовала развитию не только естествознания, но игуманитарных наук. В понимании общественных явлений ученый занимал передовуюдля того времени позицию, связывая возможность улучшения жизни общества с егопросвещением и совершенствованием нравов. Одной из причин темноты и отсталостинарода он считал грубые суеверия, помноженные на невежество многих русскихсвященников. Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал на просвещенныйабсолютизм. Идеалом государственной деятельности для него являлись реформыпервой четверти XVIII в., а образцом просвещенного монарха – император ПетрВеликий, обладающий, с его точки зрения, божественным величием.
Во второй половине XVIIIв. достойное место в авангарде развития русской культуры заняло дворянскоепросветительство – широкое и многообразное духовное движение, основанное напринципах деятельного гуманизма. Оно продолжало скрытое наступление наидеологию феодального общества с позиций теорий «естественного права» и«общественного договора». Передовые просветители новой волны Н. Новиков, Д.Фонвизин, Д. Голицын совершенным государственным устройством считалипросвещенную конституционную монархию, в которой бы на практике осуществлялисьтребования всеобщего общественного блага: правовое обеспечение гражданскихвольностей для свободного индивида и его право владеть собственностью, ненарушающее стремление других к материальному благоприобретению.
Позднее на вершине просветительскогодвижения оформилась антикрепостническая, антифеодальная позиция АлександраРадищева (1749–1802), которая стала прологом деятельности будущих декабристов ипредтечей революционно-демократических выступлений против царизма. Радикализмего личной социально-философской позиции проявился в требованиях немедленнойотмены крепостного рабства и замены самодержавного строя народовластием,осуществляемым в форме демократической республики.
Итак, в течение XVIII в.в России сложился качественно новый тип общенациональной культуры ицивилизации. Архаичный византизм остался в безвозвратном прошлом, однакокрепостничество, самодержавие и коррумпированная система бюрократическогоуправления по-прежнему тормозили общественный прогресс.
Благодаря произошедшемукультурному сдвигу и (не лишенному сложностей) обновлению общества возникли иутвердились вполне европейские, но обладавшие ярко выраженной национальной(русской) спецификой виды и стили архитектуры, живописи, скульптуры,литературы, театрального и музыкального творчества.
Театр и музыка. В Россииуже в XVIII в. появился профессиональный публичный театр. Его основателемсчитается великий русский актер и режиссер Ф. Волков (ок. 1729–1763). В 1750 г. начала выступать со спектаклями созданная им в Ярославле любительская труппа. Но основе этойтруппы и был в 1756 г. в Петербурге основан «Российский для представлениятрагедий и комедий театр». Возглавивший его Волков впервые вывел на сценугероев комедии И.Д. Фонвизина «Недоросль», положив начало реалистическимтрадициям русского театрального искусства. В конце XVIII в.распространились образцы крепостного театра. Самым знаменитым был театр графаН.П. Шереметева в Останкино.
Балет (франц. ballet отballetto – танцую) в России зародился в 1738 г., когда для подготовки танцоров придворной балетной труппы был утвержден проект «Собственной Ее Величестватанцевальной школы». Тематику балетных спектаклей сначала черпали преимущественноиз мифологии (например, был поставлен балет «Победа Флоры над Бореем»). В концеXVIII в. появился балет, в идейном и стилевом отношении близкий ксентиментализму (ярким примером может служить «Новый Вертер» балетмейстера И.Вальберха). На рубеже XVIII–XIX вв. возник романтический балет.
XVIII в. был временемзарождения национальной музыки. Творчество уже первых русских композиторовотличалось глубоким интересом к народному мелосу. Создавались комические ибытовые оперы, скрипичные и фортепьянные пьесы. Большим успехом пользоваласьопера Е.И. Фомина (1761–1800) «Ямщики на подставе». Особого вниманиязаслуживает творчество Д. Бортнянского (1751–1825), создавшего классический типрусского церковного духовного концерта, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».
На рубеже XVIII–XIX вв.появился новый жанр камерной музыкальной песни – русский романс. Одним из егосоздателей стал О. Козловский (1754–1831), автор «Российских песен»,героико-патриотических полонезов, в том числе написанного на слова Г.Р. Державина«Гром победы раздавайся», который долгое время был государственным гимномРоссийской империи.
2. Русскоеизобразительное искусство и архитектура XVIII в.
XVIII в. – переломнаяэпоха в истории России и развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули втой или иной степени все стороны жизни, государственное устройство, экономику,идеологию, общественную мысль, науку, художественную культуру. Россияперенимала, осваивала и перерабатывала социально-культурный опыт европейскихстран, достижения в области искусства и архитектуры.
Позднее (по сравнению состранами Западной Европы) вступление русской художественной культуры в эпохуНового времени обусловило ряд специфических особенностей ее развития. Напротяжении XVIII в. русское искусство влилось в общеевропейское русло и прошлопуть, на который многие страны затратили несколько веков. Стили и направленияевропейского искусства, последовательно сменявшие одно другое, в Россиисуществовали почти одновременно. В середине столетия повсеместно распространилосьбарокко. За периодом доминирования развитого «пламенеющего» барокко и краткойвспышкой рококо наступило время расцвета классицизма, который преобладал споследней трети XVIII в. до 1830-х гг.
Изобразительноеискусство. В первой четверти XVIII в. искусство заняло принципиально новыепозиции в жизни общества, оно стало светским и расценивалось какобщегосударственное дело. Новые идеи и образы, жанры и сюжеты, образцысекуляризированной живописи и скульптуры разрывали оболочку средневековойзамкнутости, косного религиозного мировоззрения. Обновленное русское искусствовыходило на общеевропейский путь развития, вытесняя старую художественнуюсистему.
В живописи началастолетия в первую очередь появлялись и развивались жанры, в которых нуждалосьгосударство: «персоны» и «гистории». К первым относились портреты, под вторымиподразумевались весьма разнородные произведения – баталии,мифологически-аллегорические композиции, декоративные панно, картины нарелигиозные сюжеты. Понятие жанра в первой четверти XVIII в. еще толькоскладывалось.
Примером связи искусствас жизнью России тех лет служит гравюра – самый распространенный, оперативнооткликающийся на происходящее вид искусства. Она использовалась при оформлениии иллюстрировании книг, но создавались и самостоятельные станковые листы. Втаковых преобладали батальные сюжеты и городской пейзаж, что было актуально длявоевавшей и строившей Петербург России. Петр I приглашал в страну иностранныхграверов, преимущественно из Голландии. Крупнейшим русским гравером XVIII в.был А.Ф. Зубов (1682–1749). Наиболее известная его гравюра – «Гангутскийтриумф». Центральное место в живописи постепенно заняла картина, написаннаямаслом на светский сюжет. Новая техника и новое содержание требовалиспецифических приемов и образной системы выражения. Древнюю, отшлифованнуювеками отвлеченно-символическую технику иконописи сменили иные выразительныесредства: материальная плотность письма и зрительно осязаемая форма предметов,достоверно передававшие их объем, массу, цвет, фактуру; линейная и воздушнаяперспектива, создававшая на двухмерной плоскости впечатление глубины реальногопространства; светотень, которая придавала изображению жизненность иубедительность подчеркивала объемность фигур и предметов. Иными словами, этоуже была живопись в ее современном понимании, в которой к середине XVIII в.выдвинулся жанр портрета.
В станковых картинахпредпочтение вначале отдавалось портрету во всех его разновидностях: камерному,парадному, в рост, погрудному, двойному, групповому. В портрете XVIII в.проявился исключительный интерес к человеку. Уже в портретах так называемойПреображенской серии (портрет Якова Тургенева и др.), еще походивших на парсуныпрошлого столетия, заметно пристального внимание к человеческому лицу.
Петр I торопился выраститьотечественных мастеров. Он ввел пенсионерство (обучение художников загосударственный счет), отправлял наиболее талантливую молодежь учиться заграницу.
В числе первых российскиххудожников-портретистов, поощряемых царем, был И.Н. Никитин (ок. 1690–1742).Никитину доверяли писать портреты членов царской семьи (царевны НатальиАлексеевны – сестры Петра I, Прасковьи Ивановны – его племянницы, цесаревныАнны Петровны), что говорит о признании таланта художника. В творческомнаследии Никитина можно особо отметить две работы, не имевшие равных в русскойживописи того времени, – портреты Петра I и напольного гетмана.
Первый из них помещен вкруглой раме и отличается необыкновенной выразительностью и простотой.Российский император изображен без атрибутов высшей власти (многие европейскиепортретисты, напротив, злоупотребляли выписыванием символов избранничества).Решительный взгляд, крепко сжатые губы, энергичный поворот головы – признакимогучей воли, неистовости и страстности натуры Петра.
Другой портрет –«Напольный гетман». Он впечатляет редкой для искусства того временипсихологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана, в еговнимательном, настороженном взгляде нет ничего парадного, показного.
В лучших своихпроизведениях художнику удалось выразить дух бурной и противоречивой петровскойэпохи. Стремление к правдивости изображения проявилось и в последнем натурномпортрете императора «Петр I на смертном ложе». Иван Никитин мастерски передалвеличие и драматизм образа усопшего царя. Кроме того, он добился эффектаотражения пламени свечей на одежде и лице почившего самодержца. Художник словнопочувствовал, что со смертью Петра закончилась целая эпоха в истории России,краткая и бурная, как природная стихия.
Заметной фигурой врусской живописи был А.М. Матвеев (1701–1739), учившийся искусству в Голландии.Наиболее известные из немногочисленных сохранившихся его работ – «Аллегорияживописи» и «Автопортрет с женой» – первый автопортрет в русской живописи.Очень выразителен сам Матвеев – молодой, исполненный энергии, с живым и острымвзглядом. На обороте картины сохранилась характерная надпись: «Матвеев Андрей,первый русский живописец и его супруга. Писал сам художник».
Многие мастера XVIII в.еще находились под впечатлением предшествующего художественного наследия. Этопридавало особое своеобразие их живописи. Так, в работах А.П. Антропова (1716–1795)заметно влияние доминировавшего долгое время в портретной живописи парадногонаправления, которое зародилось в допетровской Руси. Празднично красочен портретдонского атамана Ф.И. Краснощекова, он насыщен звучными, усиливающими другдруга цветовыми тонами. Работая над портретами М.А. Румянцевой и А.М.Измайловой, Антропов старался показать цельные и яркие характеры, типичные длярусского общества своей эпохи. Однако наряду с несомненными достоинствамикартин Алексея Антропова нельзя не заметить отдельные недостатки: до конца непреодоленную плоскостность форм, статичность контуров и излишнюю увлеченностьдекоративными элементами.
Среди русских художников XVIIIв. было немало выходцев из низов. Например, талантливый живописец И.П. Аргунов(1729–1802) являлся крепостным графа Н.П. Шереметева. В отличие от Антропова,он избежал влияния парсунной традиции. Работы Ивана Аргунова близкиевропейской, главным образом барочной, живописи. Одновременно он воспринялпринципы русского портретного искусства, в котором уже просматриваласьреалистическая направленность. К лучшим работам художника, отмеченным живыминтересом к человеческой личности, относятся портреты Шереметевых, И.И.Лобанова-Ростовского, К.А. Хрипунова, портрет жены художника, «Портретнеизвестной крестьянки в русском костюме».
Большую роль в русскомискусстве второй половины XVIII в. играла петербургская Академия трехзнатнейших художеств (1757). Здесь учили живописи, скульптуре и архитектуре.Создание Академии художеств стало важной вехой в истории культуры России. У неепоявился свой, отечественный центр профессионального художественногообразования, не уступавший лучшим европейским академиям. Здесь начинали многиеизвестные художники.
Господствующимнаправлением в академической живописи являлся классицизм – европейский стиль,который рассматривался как возврат к античности и подражание Рафаэлю. Согласнотеории и канонам русского классицизма, приоритетным «высоким штилем» в живописисчитался исторический жанр; в нем доминировали батальные композиции,аллегорические изображения торжественных въездов царственных особ и т.п.
Помимо собственноисторической тематики он включал нравоучительные сюжеты из античной мифологии,библейских сказаний. И если портрету, особенно групповому, классицизм находилместо, то пейзаж, натюрморт и бытовая живопись расценивались им каквторостепенные жанры.
Одним из питомцевАкадемии художеств и ярким представителем обращенного к историческому прошлому,«дидактического» жанра был A.П. Лосенко (1737–1773). Для его работхарактерно стремление соединять принципы классицизма с национальным колоритом.Первым масштабным историческим произведением в русской живописи стало полотноЛосенко «Владимир и Рогнеда»: князь Владимир изображен перед неутешно горюющейполоцкой княжной Рогнедой, которую он осиротил, убив ее отца и братьев, инасильно взял в жены. С помощью приемов академического классицизма художникуудалось показать сложные и противоречивые характеры.
На фоне развитияисторической живописи, а также тяготевших к протореализму натюрморта и пейзажаведущим в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII в. оставалсяпортретный жанр.
Оригинальным мастеромэтого жанра являлся Ф.С. Рокотов (1735–1808). Очень скудны сведения о жизнимастера и его моделях. Более трети всех произведений художника – портретынеизвестных. Федор Рокотов предпочитал простые композиции. Основное внимание онуделял человеческому лицу как средоточию всех переживаний и даже отказался отпрямоугольных холстов, предпочтя им овальные. Вершиной творчества художникастал интимный лирический портрет, с которым связаны наиболее значительныеуспехи мастера и в котором особенно ярко проявился его авторский стиль (портретыграфини Е.В. Санти, А.П. Струйской, В.Н. Суровцевой, B.Е. Новосильцевой).Необычайная выразительность цветовой палитры Рокотова ставит художника в числосамых выдающихся колористов XVIII в.
Крупнейшим портретистомбыл Д.Г. Левицкий (1735–1822). В творчестве художника поражают широта охватадействительности, огромная сила таланта, с которой он отразил стиль эпохи,богатство и разнообразие эстетических устремлений и сами характеры именитыхсовременников. Уже в начале деятельности Дмитрий Левицкий написал блестящие помастерству исполнения портреты архитектора А.Ф. Кокоринова и промышленника ифилантропа П.А. Демидова.
В «Портрете П.А.Демидова» художник отступил от принципов парадного портрета, изобразив одногоиз богатейших людей России в домашней обстановке в халате и ночном колпаке.Левицкий, тем не менее, владел всеми видами портретного искусства – отпарадного до камерного. Вдохновленный его парадным портретом «Екатерина II –законодательница в храме богини Правосудия», Г.Р. Державин сочинил оду «Видениемурзы». В 1770-е гг., в период высшего расцвета творчества, Левицкий создал позаказу Екатерины серию полотен, на которых запечатлел воспитанниц Смольногоинститута. Наполненные жизнерадостностью, лиризмом портреты юных смолянокотличаются психологической глубиной. Особое место в творчестве художниказанимают камерные портреты, в частности друзей художника и представителейтворческих профессий – Н.А. Львова, членов семьи Бакуниных, М.А. Дьяковой.
Не менее талантливым вплеяде живописцев второй половины века был В.Л. Боровиковский (1757–1825). Онтакже работал в портретном жанре. Его заказчиками и моделями являлись императорПавел I, вице-канцлер А.Б. Куракин. Парадные портреты обоих отличаютсяединством живописного тона и цельностью образа. Художник умело сочетал богатый колоритс обилием деталей. Екатерину II Боровиковский изобразил в образе «казанскойпомещицы», какой она хотела выглядеть в глазах дворян. Сорок лет спустя А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка» описал царицу очень близко к этому портрету,возможно, находясь под впечатлением, им навеянным.
К числу лучшихпроизведений художника относится «Портрет М.И. Лопухиной». Он создавался вту пору, когда наряду с классицизмом в искусстве утверждался сентиментализм (отфранц. sentiment – чувство). Интерес к облику отдельного индивида, признание зачеловеком права на глубоко личное, затаенное внутреннее переживание отражены вэтой картине. В качестве фона использован пейзаж, прекрасно дополнивший изящныйодухотворенный образ. Поэт Я.П. Полонский написал стихотворение «К портретуЛопухиной»:
Она давно прошла, и нетуже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, имысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас.
В искусстве XVIII в.изображение природы приобрело самостоятельное звучание. Пейзаж развивался какотдельный жанр, его видными представителями были С.Ф. Щедрин (1745–1804) и Ф.Я.Алексеев (1753–1824). Щедрин изображал окрестности Петербурга – Царское село,Павловск, Гатчину, передавал впечатления от путешествий по Франции и Италии. Алексеевпосвятил большинство своих полотен русским столицам – Петербургу и Москве. «ВидДворцовой набережной от Петропавловской крепости» – одна из самых известных егоработ. Она завораживает игрой света на воде, строгой красотой дворцов –шедевров классической архитектуры.
Это был век подъемасветского искусства, этап накопления творческих сил. Русская живописьсравнялась с европейской, продемонстрировав свою национальную оригинальность.Полотна талантливых портретистов оказали плодотворное влияние на дальнейшееразвитие русской художественной школы.
Архитектура. В русскойархитектуре на рубеже XVII–XVIII вв. значительно усилились светские элементы,однако устойчивые традиции русского зодчества, сложившиеся за века, не исчезли.Русская архитектура XVIII в. сохранила национальный колорит и связь спредшествующими стилями.
В Петровскую эпоху вархитектуре господствовал строгий стиль, задававшийся работами архитектора Д.Трезини (Адмиралтейство, Собор Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I,здание Двенадцати коллегий). В Екатерининскую эпоху быстро распространилсядекоративный стиль, доминирующим становится русское барокко, воплотившееся вшедеврах Ф.-Б. Растрелли (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе,Екатерининский дворец в Царском Селе, собор Смольного монастыря), в талантливыхпроектах С.И. Чевакинского (Никольский военно-морской собор в Санкт-Петербурге)и Д.В. Ухтомского (Триумфальные Красные ворота в Москве, колокольняТроице-Сергиевой лавры).
Во второй половине XVIIIв. стиль барокко потеснил классицизм. Русский классицизм пережил два этапа. Напервом архитектура еще не была свободна от воздействия барокко, напоминавшего осебе отдельными элементами и формами построек. Показательны в этом планетворения А. Ринальди, А.Ф. Кокоринова, В.И. Баженова. Освобождаясь навтором от влияния барокко, язык архитектуры приобрел строгость и лаконичность. ЗодчиеИ.Е. Старов, Н.А. Львов, Д. Кваренги, М.Ф. Казаков, Ч. Камерон комбинироваликомпоненты ордерной системы при украшении фасадов создаваемых сооружений. Русскийклассицизм не был явлением однородным. Крупные представители этого направленияпривнесли в свои проекты черты неповторимой творческой индивидуальности,запечатлели в них оригинальные авторские замыслы.
Выдающимся мастером русскогоклассицизма был В.И. Баженов (1738–1799). Следование основным принципамклассицизма у него органично сочеталось с использованием элементов античногонаследия, а также предшествующих форм отечественной и западной архитектуры. Дляпроектов Баженова характерна усложненность планового иобъемно-пространственного решения (дом Пашкова в Москве, здания Инженерногозамка в Петербурге).
Одним из самых типичныхпредставителей классицизма являлся М.Ф. Казаков (1738–1812), которыйсчитается ярким представителем московской архитектурной школы. Созданные имздание Сената в Кремле, Колонный зал Дворянского собрания, Голицинская больницавоплощают идеи гармонии, спокойствия и внутреннего совершенства.
Для многочисленныхобщественных зданий, спроектированных Д. Кваренги (1744–1817), характерныподчеркнутая рациональность плановых и объемно-пространственных решений,скупость деталей, строгость и замкнутость архитектурной композиции. Натворчестве этого мастера явственно сказалось следование европейским традициямклассической архитектуры и обращение к памятникам античной Греции и ДревнегоРима. Торжественностью и величавостью отмечены воздвигнутые им здание Академиинаук в Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.
Простота композиции илаконизм форм присущи и зданиям, построенным по проектам И.Е. Старова (1745–1808).Но здесь простота сочетается со свободой в обработке объема и отдельныхэлементов конструкции. Строгая рациональность несколько смягчается декором. Обэтом можно судить по зданию Таврического дворца в Петербурге – лучшего творенияСтарова, облик которого исполнен теплоты и уюта.
Творчество Ч. Камерона(1730-е гг.–1812) отличал тонкий лиризм, умение создать ощущение светлойгармонии соединением архитектурного ансамбля с окружающим ландшафтом. Лучшиеего работы связаны с пригородными усадьбами Царского Села и Павловска, где онсмог наиболее полно воплотить свои идеи. Произведения Камерона отличалистройность пропорций, нежность световой гаммы, изящество декора.
Длительное господствоклассицизма в России свидетельствует о его органичном совпадении ссоциально-культурными потребностями и эстетическими предпочтениями российскойэлиты. Отчасти данный стиль служил средством художественной идеализации«регулярного государства». Образ Петербурга в первую очередь связан свеликолепными ансамблями классицизма, придающими городу тот «строгий, стройныйвид», который вдохновлял Пушкина. Классицизм стал в России подлиннонациональным стилем.
Скульптура. С началомПетровской эпохи открылась возможность ускоренного развития русской скульптуры.Царские дворцы и дома знати украшались круглой скульптурой, декоративнойпластикой и портретными бюстами. Не дожидаясь, пока появятся отечественныескульпторы, Петр повелел покупать за границей античные статуи и произведениясовременной скульптуры, приглашал иностранных специалистов.
Русская пластика первыхдесятилетий XVIII в. ограничивалась главным образом декоративной резьбой дляцерквей и рельефами не слишком высокого качества. Исключение составляли работыИ.П. Зарудного, среди которых наиболее известен иконостас Петропавловскогособора, и рельефы д. Шлютера для Летнего дворца Петра I.
Искусство ваяния в первойполовине XIX в. поднял на новую высоту Б.К. Растрелли (1675–1744). Он внесзначительный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурныекомпозиции, в том числе и в украшение Большого каскада в Петергофе. В 1720-егг. оригинальные барельефы Б.К. Растрелли и А.К. Нартова украсили фигурутриумфального столпа в память о Северной войне.
Самое замечательное внаследии Б.К. Растрелли – это скульптурные портреты. Он много работал надобразом Петра I. Так, в 1723 г. скульптор создал бронзовый бюст императора, вкотором подчеркнул ум, волю и энергию царя. Наиболее выразительнымпроизведением последнего периода творчества Растрелли стал парадный портрет«Анна Иоанновна с арапчонком», в котором барочная монументальность идекоративность приобретают гротескные очертания.
Вторая половина XVIII в.ознаменовалась развитием искусства ваяния, главным образом основных его видов –рельефа, статуи, портретного бюста.
Крупнейшим русскимскульптором этого времени, непревзойденным мастером психологического портретаявлялся Ф.И. Шубин (1740–1805). Он выработал разнообразные и убедительныеприемы для передачи в бронзовых и мраморных статуях конкретного человеческоголица с учетом возраста, пола и иных особенностей модели. Никогда не повторяясьв решениях, скульптор каждый раз находил и своеобразную композицию, и особыйритмический рисунок, идущий не от внешних признаков, а от характерологическихчерт личности изображаемого им человека («Портрет неизвестного»).
Портретирование с натурыоставалось для Федора Шубина основной линией творчества. Пристально вглядываясьв свои модели, скульптор стремился каждый раз изобразить с максимальнойточностью конкретного человека, подчеркивая неповторимые особенности егооблика. Он умел художественно ярко выразить духовную глубину, неповторимоеиндивидуальное своеобразие личности через подчас внешне неброские и далеко неидеальные черты портретируемого. Достоверность и убедительность образовхарактерны для бюстов А.А. Безбородко, В.Я. Чичигова, И.И. Бецкого, ПавлаI, посмертного портрета М.В. Ломоносова. Выдающееся дарование Шубинанеотделимо от эпохи, в которой оно сформировалось и расцвело. В его работахреализм сочетался с элементами классицизма. Особенно наглядно это выразилось впортретах Екатерины II.
Наряду с русскимимастерами яркие работы создавали французские скульпторы. Э.М. Фальконе,поселившийся в России, с помощью М.А. Колло создал для ее столицы произведениеПамятник Петру I («Медный всадник»). Двенадцать лет потребовалось Э.М. Фальконедля создания величественного памятника, ставшего символом Петербурга. Приполной естественности движения коня, органичности позы и жеста всадника статуясимволична. Порыв неукротимой монаршей воли подчеркивают конь, мощным усилиемруки всадника вздыбленный у края обрыва, скала, волной вздымающая вверх ивозносящая всадника, звериная шкура, на которой он восседает. Единственныйаллегорический элемент – змея, попираемая копытами. Она олицетворяетпобежденное зло. Эта деталь важна в конструктивном отношении, ибо служиттретьей точкой опоры.
Не менее совершеннаголова Петра, выполненная ученицей Фальконе М.А. Колло. Образ созвучен общемузамыслу монумента; величие, внешняя сдержанность и ощущаемая за ними могучаяимпульсивность, ясный холодный ум и всепобеждающая воля читаются впронзительном взгляде Петра, плотно сжатых губах, в энергичном повороте головы.За эту работу двадцатилетняя Колло была избрана академиком Российской Академиихудожеств.
Начиная с 1770-х гг. вРоссии сформировалась плеяда талантливых воятелей: Ф.Г. Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос. Их творчество продолжилось в XIX в.
Мастером мемориальнойпластики был Ф.Г. Гордеев (1744–1810), автор барельефного надгробия Н.М.Голицыной. Тип этого памятника восходит к древнегреческим стелам. Обращение кантичности помогало скульптору в решении его творческих задач.
Наиболее последовательночерты классицизма проявились в работах М.И. Козловского (1753–1802). Самымзначительным произведением этого скульптора является памятник А.В. Суворову вПетербурге. В нем не наблюдается буквальное сходство с оригиналом, но всозданном образе угадываются характерные черты личности великого полководца.Мужество, энергия, благородство, мудрость Суворова переданы с большимхудожественным мастерством.
Углубление мастерамибарокко и классицизма идейного содержания русского изобразительного искусстваXVIII в., в котором отчетливо просматривается национальный колорит, обеспечилоему почетное место в европейском искусстве эпохи.
3. Становление стилейи жанров светской литературы
культурныйклассицизм искусство литературный
Молодая российскаякультура XVIII в. уверенно прогрессировала во всех видах и направлениях,демонстрируя высокий творческий потенциал, большие возможности и перспективы.Русская литература, как и другие виды искусства, переживала период бурногостановления на отечественной почве светских жанров и стилей, подобныхевропейским. В литературе послепетровских времен господствовал классицизм,который ярко представляли М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, В.К. Тредиаковский,Г.Р. Державин. На первом этапе ее развития в русле классицизма важное местозанимали вопросы создания нового литературного языка, реформированиястихосложения и разработки в литературе строгой системы жанров.
Основы современногорусского литературного языка закладывались во многом под влиянием ученияЛомоносова о трех «штилях»: высоком, который отличали торжественно звучащиеслова, общие для церковнославянского и русского языков, и пригодном длянаписания возвышенной трагедии, героической поэмы и торжественной оды; среднем,представленном в основном церковнославянизмами, малопригодными длялитературного творчества; и низком, опиравшемся только на слова русского языкаи подходящем для написания комедий, эпиграмм, сатирических произведений.
Сам М.В. Ломоносовотдавал предпочтение торжественной оде (всего им было создано 20 больших од) игероической поэме («Петр I»). Он рассматривал этот жанр как возможностьпреподавать исторические уроки царям, хотя бы и в духе ангажированной поэзии сее обязательными похвалами адресату произведения за истинные и преувеличенные,придуманные заслуги. Огромную роль в развитии русского литературного языкасыграла «Российская грамматика» Ломоносова, закрепившая изменения в русскомязыке.
Жанры трагедии и комедииполучили наиболее полную разработку в творчестве А.П. Сумарокова (1717–1777),написавшего 9 трагедий и 12 комедий. Драматургия Сумарокова подчиняласьправилам классицизма (единство времени, места и действия, резкое разделениегероев на добродетельных и порочных) и была рассчитана на прямое воспитательноевоздействие на зрителя. В его пьесах присутствовали тираноборческие мотивы (трагедия«Дмитрий Самозванец»). Сегодня менее известен Я.Б. Княжнин (1740–1791), висторической трагедии «Вадим Новгородский» прославивший восстание республиканцаВадима против деспотической власти князя. Екатерина II приказала сжечь книгу,где была напечатана трагедия, публично, усмотрев в историческом сюжетепокушение на существующее абсолютное самодержавие.
Реформа стихосложениясвязана с именем В.К. Тредиаковского (1703–1768). Он заменил силлабическуюсистему на силлабо-тоническую. Тредиаковский является автором поэмы«Телемахида». Он пробовал себя в разных жанрах, писал оды, трагедии, сатиру,эпиграммы.
Поэт Г.Р. Державин (1743–1816)известен как певец подвигов русских воинов, полководцев и «бич вельмож»,обличитель фаворитизма при дворе, праздности, пьянства. Ему принадлежитнаполненная глубоким философским содержанием ода «Бог», в которой человек,будучи слабым и бренным как плотское существо, тем не менее наделен силами испособностями демиурга. Державину удалось обновить поэзию благодарятрансформации жанра оды, существенной корректировке теории трех стилей ивведению разговорных оборотов в литературный язык.
В конце XVIII в. врусской литературе сложилось новое направление – сентиментализм. Егоосновоположником стал Н.М. Карамзин (1766–1826), повесть которого «Бедная Лиза»(1792) имела большой успех. Растроганные читатели проливали над ней потокислез. История несчастной любви дворянина Эраста и крестьянской девушки Лизызаканчивалась трагически: героиня бросилась в пруд, потрясенная изменойвозлюбленного.
В целом сформировавшиесяв XVIII в. новые направления, стили, которые нашли свое выражение визобразительном искусстве, архитектуре, драматургии, литературе, тяготели кнормативному типу художественного сознания, признававшему преобладание формынад содержанием и подчинение мыслей и намерений художника, архитектора,писателя строгим правилам, приемам, формальным нормативам. Законодателирусского барокко и классицизма, а также их подражатели были обязаны направлятьсвое официальное искусство на утверждение идеи должного, ставить своипроизведения на службу эстетическому и риторическому воплощению идеологиипросвещенного абсолютизма, воспроизводя отретушированный образец «идеальноймонархии».
Однако к концу столетия врусской литературе стали нарастать антиаристократические, демократическиетенденции. Более того, появлялись деятели русского Просвещения, такие, как А.Н.Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, которые позволяли себе резкоотклоняться от господствовавшей самодержавной идеологии. Заглядывая за «фасад»монархического нарциссизма, они высвечивали мерзость и запустение, царившие вплутократических и крепостнических недрах антигуманного эксплуататорскогостроя, и создали своими острыми произведениями идейные предпосылки дляформирования индивидуально-творческого типа художественного сознания ипоследовательного демократического искусства, вольнолюбивой литературы XIX в.

Список использованныхисточников
1. Культурология. Учебное пособие / Подредакцией А.А. Радугина – М., 2001.
2. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.:Оникс, 2007.
3. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.