ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Факультет юриспруденции
Курсовая работа
на тему: Культура Египта в ретроспективесовременных исследований
Студентки I курса очного отделения
Преподаватель:
Москва 2007
Оглавление
Введение
Глава I.Генезис истории Египта
Глава II.Истоки древнеегипетской культуры
Глава III.Культура Древнего царства
Глава IV.Культура Среднего царства
Глава V.Культура Нового царства
Заключение
Библиографический списокиспользованной литературы
Введение
Историю возникновения иразвития культуры Древнего Египта можно проследить на огромном протяжениивремени – свыше четырех тысяч лет. Уже благодаря одному этому обстоятельствуизучение египетского искусства представляет большой интерес, так как можновыяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в историичеловечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений,которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества.
Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали,начиная с IV тысячелетия до нашей эры на территориях Передней Азиии Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту.
Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами,возникали в долинах больших рек эти первые государства – рабовладельческиедеспотии. Их экономика была проста, основана на обширном землевладении.Сельская община – прямой потомок родовой общины, застойный, малоспособный кразвитию организм. И так же, из века ввек, воздвигались усилиями человеческого муравейника колоссальные храмы, дворцыи гробницы царей. Рабство сделало возможным грандиозное строительство, котороенаходилось в странном контрасте с примитивностью производственной основы.
Искусство тяготело к грандиозным масштабам, к монументальнымгеометрическим формам. Не странно ли: почему тогда на заре истории, когдаорудия были сравнительно примитивны, а кругозор человека ограничен, – почемуименно тогда он создал культ гигантского и величественного?
В этом, видимо, была известная историческая закономерность: ведь переходот первобытного строя к основанной на рабстве цивилизации был действительногигантским переворотом. Впервые человек стал создавать «вторую природу»: онвозводит ирригационные сооружения, обрабатывает металлы, путешествует по морям,составляет карту звёздного неба, закладывает основы медицины и математики. Онначинает сознавать себя венцом природы, а не игрушкой её и не пасынком. Никогдав последствии, ни в феодальную, ни в капиталистическую эпоху, не был с такимпафосом самоутверждения выражен в искусстве идеал исполина, победителя, как вдревности. Но переход к цивилизации не только раскрепостил человеческие силы, –он принёс и порабощение человека человеком. Непрерывные завоевательные походыдоставляли ему рабов, черную рабочую силу.
Властелин окружался ореолом божественности. Невозможно было признать егопросто человеком: если он такой же, как всё, то откуда же его господство? Оноприписывалось загадочной силе, родственной силам природных стихий. Толькостихии могут справиться со стихиями. И художественное мышление создаёт образысверхчеловеческие, уподобленные небесным светилам, горам, зверям. Оно рисуетвладык, стоящих высоко над миром, способных мановением руки покорять врагов.
Среди древневосточных государств было одно, которое просуществовало,сравнительно мало изменяясь, больше трёх тысяч лет и создало особенно высокую иутонченную культуру. В его искусстве сконцентрировалось все характерные чертыстиля деспотий с их «гигантоманией», но оно преодолело грубую тяжеловесность ивыработало художественные формы несравненного благородства и чистоты. Религия икультура этого государства питали собой и культуру Ассирии, Финикии, Иудею и,наконец, Греции. Это государство Древнего Египта в долине Нила.
Предметом настоящегоисследования будет Древний Египет.
Объектом – культураДревнего Египта.
В данной работе помимонаучных работ виднейших египтологов были использованы данные археологическихраскопок.
Глава I. Генезис истории Египта
Совершенно очевидно, чтоневозможно рассматривать культуру государства без краткого экскурса в историю,тем более если речь идет о такой необычной и загадочной культуре – культуреДревнего Египта.
Древнее Царство – эпохаправления I-VI династий – 2900-2270 года до нашей эры.
9000-летие до нашей эры. В то время более обильное, чем сегодня,выпадение осадков в долине Нила способствовало образованию плодородных почв ираспространению саванн по обе стороны реки. Кочующие племена охотников концентрировалисьв пойме реки, т.к. более отдаленные земли выжигались солнцем, превращаясь впустыни. К 5 тыс. до н.э. здесь возникли два четко разграниченных политических объединения:Нижний Египет – в дельте Нила и Верхний Египет – вдоль Нила, от Мемфиса допервого порога. Около 3000 г. до н.э. или, возможно, несколько ранее ВерхнийЕгипет покорил своего северного соседа, объединив два народа и положив темсамым начало Первой династии.
Первый переходный период – VII-X династии – 2270-2100 гг. до н.э.
Сильно вырастает культ солнца, затмевая власть фараона. На первый планвыдвигается местная аристократия, обретая независимость. Междоусобицы ибеспорядки ослабляют мощь Египта. Происходит катастрофический распад страныКемет: в Фивах власть захватывают местные князья, основывая новую династию, вМемфисе сохраняют призрачную власть прежние правители.
Среднее Царство – XI-XIII династии – 2100-1700 гг. до н.э.
Объединив Египет, фиванский фараон XI династии Небхепетра Ментухотпе какбы провозгласил начало Среднего царства. Цари этой эпохи пользуются поддержкойчиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. Они такжезаботятся о нуждах населения, осваивая, путем искусственного орошения, тысячиакров пахотной земли. Снова развиваются торговые связи и расцветает искусство.Среди богов на первое место выдвигается Озирис, властитель подземного царства:его культ распространяется по всему Египту, одинаково привлекая к себе богатыхи бедных.
Второй переходный период – XIV-XVII династии – 1700-1555 гг. до н.э.
По неизвестным нам причинам Среднее царство распадается и Египет сновапогружается в пучину безвластия. Кочевые племена гиксосов – царей пастухов – вторгаютсяв Египет и захватывают власть на столетие. XVII династия Фив объявляет им войнуи, используя новейшее и несокрушимое военное снаряжение того времени, заимствованноеу народов Среднего Востока, – лошадей, запряженных в колесницы – освобождаетДельту от иноземного владычества и тем самым провозглашает новую эру в историиЕгипта – Новое царство.
Новое Царство – XVIII-XX династии – 1555-1090 гг. до н.э.
Полные решимости никогда больше не допускать, чтобы Египет снова подпалпод пяту иноземцев, фараоны времени Нового царства стремятся создатьнесокрушимую империю. Поскольку в страну с востока непрерывным потоком идутнаграбленные трофеи и пленники, Египет снова превращается в процветающее иоткрытое общество, отказавшись при этом от многих своих старых обычаев. Вискусстве и архитектуре наступает период возрождения. Большинство произведенийискусства посвящено Амону, фиванскому божеству, высший авторитет которогооспаривается во время правления фараона – еретика Эхнатона.
Третий переходный период – XXI-XXIV династии – 1090-712 гг. до н.э.
После периода царствования фараона Рамзеса II Великого – эпохи наивысшегополитического расцвета Египта – снова наступает период неудач и упадка.Захватчики, вторгшиеся в страну с севера и востока, оккупируют палестинскиевладения Египта, в то время как внутри страны зреет кризис власти, выразившийсяв падении престижа престола и коррумпированности чиновничьего аппарата. В концеконцов Египет оказывается расколотым надвое: военная хунта, преодолевсопротивление жрецов, захватывает в свои руки власть в Верхнем Египте, в товремя как в Дельте правит династия фараонов – купцов. Затем Египет переходит кливийской династии, которая правит всем Египтом до тех пор, пока не отдаетвласть в руки военных из Нубии, армии которых наводняют страну. Фараоны XXIVдинастии носили на коронах двойной Урей – символ объединенного владычества надЕгиптом и Нубией.
Поздний период – XXV-XXX династии – 712-332 гг. до н.э.
В I веке до н.э. в Египет проникают ассирийцы.Они грабят и разрушают его города. К власти приходит новая египетская династия– XXVI. Наступает короткий период спокойствия, расцветают ремесла и торговля.Однако в 525 г. до н.э. в Египет вторгаются персы. Одержав победу над фараоном,они превращают страну в провинцию и основывают XXVII династию. С XXVIII по XXXдинастии Египтом правят последние независимые фараоны. Затем персы сновананосят Египту сокрушительный удар, навсегда покончив с его независимымсуществованием. Но даже могучая Персия пала под ударами армий АлександраМакедонского, который покорил ее в 332 г. до н.э. и тем самым перевернул последнюю страницу истории великой египетской цивилизации.
Глава II. Истоки древнеегипетскойкультуры
В IVтыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации.Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальныесооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.
Культура Древнего Египтанастолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотезаее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскимикультурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенностисоздали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию,привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. Развитиедревнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловленоблагоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях.Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и устраивалнавесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно появилисьхижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и обмазанныеглиной, в которых верхушки тростников связывались наверху, образуя крышу.Жилища вождей племен и племенные святилища вначале делались таким же образом,как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища или в его оградеукрепляли фетиш – изображение почитавшегося здесь духа. Позднее для постройкижилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор,обнесенный оградой, а позже – стеной.
Погребения вначале такжеимели форму простой овальной ямы, выстланной циновками в подражание жилищамлюдей. То, что первоначальные формы жилищ, святилищ и гробниц имели между собоймного общего, объясняется тем, что все они мыслились именно обиталищами людей,духов, мертвых. Отсюда понятно, почему и позже в архитектуре Древнего Египтаобнаруживается известная общность в планировке и оформлении дома, храма,гробницы, равно как понятна и связь в развитии погребений доклассового периодас развитием жилищ. Так, по мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольнымии обкладываются кирпичом. Такие гробницы появляются у наиболее обеспеченнойверхушки общества, рядовые же общинники по-прежнему погребались в овальных ямах.
Развитие имущественногонеравенства в общине, обусловившего различие в форме жилищ, отразилось и наразличии погребении. Особое внимание обращалось на оформление могилы вождяобщины, поскольку считалось, что «вечное» существование его духа обеспечивалоблагоденствие всей общины. В Иераконполе была найдена гробница такого вождя,глиняные стены которой были уже покрыты росписью.
При раскопках могил вних находят не только скелеты людей, но и ряд предметов – сосуды, статуэтки ипр. Это было связано с верой в посмертное существование умершего, котороепредставлялось продолжением земного. Для обеспечения этого существования родныеставили в могилу сосуды с пищей и питьем и предметы домашнего обихода.
Все эти вещи показываютпостепенное развитие техники в трудной борьбе первобытного человека с природойи людьми, изменения в жизни общины, своеобразное осмысление человеком явленийокружавшего его мира. Отсутствие знаний подлинной связи явлений, «бессилиедикаря в борьбе с природой», породившее «веру в богов, чертей, в чудеса и т.п.»,вызвало фантастические объяснения явлений окружавшего человека мира. Возникшиеуже в этот период верования и обряды определили характер художественныхизделий, находимых в древнейших гробницах.
Самыми ранними из нихявляются глиняные сосуды, сделанные от руки, часто лощеные. По краям некоторыхсосудов идет неровная полоса черного цвета, которая получалась оттого, что приобжиге сосуд ставился кверху дном, и его верхний край оказывался в огне.Встречаются сосуды с несложными белыми узорами, четко выделяющимися на красномфоне глины, покрытой красной охрой или гематитом.
Постепенно формы сосудовстановятся разнообразнее; меняются и содержание росписей и их техника. Росписивыполняются уже красной краской по желтоватому фону. В этих росписях отражалисьзаупокойные и земледельческие обряды. Часто мы видим на них плывущие по Нилуладьи, украшенные ветвями, с людьми, совершающими культовые действия, причемглавную роль играют женские фигуры, что было связано с восходящей еще кматриархату ведущей ролью женщины. Подобные же представления отражают и женскиестатуэтки из глины и кости, явно относящиеся к культам плодородия. Очень близкок росписям на сосудах и содержание стенной росписи из гробницы вождя вИераконполе, показывающее, по-видимому, загробное странствование души умершего;часть сцены здесь связана и с охотничьими обрядами. Охота еще не потеряласвоего значения, отзвуки древних охотничьих обрядов нашли выражение и в особыхпластинках из серо-зеленого шифера, имеющих форму рыб, страусов, различныхзверей и предназначавшихся для растирания красок во время обрядов.
Образы людей и вросписях и в примитивных скульптурах охарактеризованы в самой общей и условнойформе; передаются лишь черты, наиболее существенные для характеристики данногообраза. Так, у статуэток жриц или богинь особо выделен ритуальный жест поднятыхрук, у статуэток, связанных с культом плодородия, подчеркнуты половые органы и т.д.,несущественные же для определения подобного образа черты разрабатывалисьменьше, а иногда и вовсе не обозначались (детали лица, ступни ног). Животные,птицы, ладьи, деревья также передавались в самых общих чертах, но при этомтаких, которые лучше других позволяют узнать изображение.
Памятники более позднеговремени свидетельствуют об изменении художественных требований, явившемсяследствием иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия. Образыпередаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции приобретаютизвестную организованность. Примерами нового этапа в развитии египетскогоискусства являются тонкие каменные плиты с рельефными изображениями битв междуобщинами. Характерной чертой этих рельефов является стремление возвеличитьтакого предводителя, который изображался поражающим врагов, в виде льва илибыка.
В подобных памятникахуже намечается известный отбор образов и приемов, которые затем, повторяясь нааналогичных произведениях, постепенно становились обязательными. Этомусодействовал культово-официальный характер этих памятников, предназначавшихсядля увековечивания побед.
Постепенное усилениетакого отбора наряду с продолжением освоения новых тем и новых средств передачистановится важнейшей чертой последующего этапа развития древнеегипетскогоискусства. В процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческогогосударства перед искусством встают иные задачи, которые так же определяют егороль при новом общественном строе, как определяется при нем роль религии,которая отбором верований, мест и предметов культа, сложением ритуала,характером мифов становится на службу интересам верхушки рабовладельческогогосударства и его главе – фараону. Подобный путь проходит и искусство,призванное отныне в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей изнать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своемуназначению должны были выполняться по определенным правилам, что испособствовало образованию канонов, которые становятся тормозом в дальнейшемразвитии египетского искусства.
Глава III. Культура Древнего царства
египет культура художественный ремесло
В истории египетскойкультуры ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царствабыли созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды. Этостремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенностигробниц было связано с древнейшими верованиями.
Для истории египетскойархитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружениекоторых тратились огромные средства. Именно здесь применялись техническиеизобретения, новые идеи зодчих.
Построенная вблизиМемфиса (на месте современного селения Сакара около Каира) пирамида Джосерабыла центром сложного ансамбля из молелен и дворов, не отличавшегося ещестройностью общей планировки. Этот ансамбль был расположен на искусственнойтеррасе, окруженной массивной высокой стеной, облицованной камнем. Самапирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи масштаба,поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формойпирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качествеосновного строительного материала камень. Правда, камень еще не везде имелздесь конструктивное значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединенысо стенами, от которых зодчий не решается их отделить. Здания ансамблявоспроизводят в камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам:потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны впропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и посвоей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие,величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абаквместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытыхцветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, ав ряде подземных покоев – блестящими зелеными фаянсовыми изразцами,воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера вцелом была чрезвычайно характерным для своего времени памятником, замечательнымсвидетельством интенсивной работы мысли и творческого дерзания. Еще не былинайдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образоморганизована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществленоосновное – здание начало расти вверх и камень был определен как главныйматериал египетского монументального зодчества.
Особое внимание, котороезодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилосьна общем развитии архитектуры того времени, в частности, появляется новый типзданий – так называемые солнечные храмы. Такой храм устраивали на возвышении,которое обносилось стеной. Внутри стены находился большой открытый двор смолельнями, а в центре стоял сам объект культа – колоссальный каменный обелиск.Его верхушка обивалась позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Передобелиском находился огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храмсоединялся крытым проходом с воротами в долине.
Исключительное место вегипетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс Основу Большого сфинксасоставляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминалафигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшиечасти были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. РазмерыСфинкса огромны: его высота – 20 м, длина – 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен Урей – священная змея,которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородкомвидна искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. ЛицоСфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие икрасные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основныепортретные черты фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище слицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление осверхчеловеческой мощи правителей Египта.
Большое место в культуреДревнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц ихрамов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципыдальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялисьоба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф и свойственныйименно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхностькамня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контурыизображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинстворосписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницахэтот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленныеуглубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка,красная – из красной охры, черная – из сажи, зеленая – из тертого малахита,синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. Росписи вряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известныхизображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тонафигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняютсянежной зеленью растений
В период Древнегоцарства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различныхпород камня – алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия иззолота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также изфаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева – кресла, носилки,палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянныеложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы,глины – таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые ужевырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремеслаДревнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкиелинии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода. Таковыконтуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения благовоний, инеглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и благородство линий неотвлекают внимания от главной прелести таких сосудов – чудесно обработанногокамня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии, причудливые сочетаниясливочных, белых, желтоватых волнистых полос полусквозящего алебастра, топараллельных, то неровных, матовые зеленые или темно-серые оттенки шифера – всеэто как бы подчеркивается самой формой ваз.
Обработка самыхразличных материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественногоремесла, которые показывали тем самым широкие возможности декоративногоиспользования данных материалов; красота полированных поверхностей камня иразнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала были освоены в ремесле, азатем использованы в зодчестве и скульптуре. С другой стороны, ремесленники,тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками егоживотворящего влияния на произведения профессионального искусства.
Глава IV. Культура Среднего царства
Культура Среднегоцарства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политическойборьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Ещепервые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом,стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.
Важным моментом явилосьвозобновление строительства царских гробниц снова в виде пирамид. Первым началсооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решилсяпри этом поместить ее уже на севере, порвав связь с гробницами предков, – шагдостаточно трудный, если учесть мировоззрение древних египтян.
Стремление фараоновначала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетскихзодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойныххрамов начала XII династии и их взаимоотношение полностью совпадают срасположением усыпальниц фараонов V-VI династий.
Однако вследствиеизменившихся экономических условии сооружение гигантских каменных пирамид былоуже невозможно, что и отразилось на масштабах и технике пирамид XII династии.Размеры этих пирамид значительно уменьшились, например, пирамида Сенусерта Iимела 61 м в высоту. Строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец,причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемькапитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ееуглам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусовотходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломкамикамня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известковыми плитами,соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка восновном только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства; не удивительнопоэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой груды развалин.Разумеется, в момент сооружения пирамид недостатки техники были скрытыоблицовкой, и внешне пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили типусыпальницы царей Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной сторонепирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, откоторого шел проход к храму в долине.
Следование древнимобразцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры,рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводятпортретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно иидеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабомоделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежнийидеализированный образ царя-бога.
В равной степениследование искусству Древнего царства наблюдается и в росписях гробницпридворной знати.
Иным характеромотличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворахправителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрахразвивались более передовые художественные направления в искусстве началаСреднего царства. И это было совершенно закономерно. Политическую иэкономическую самостоятельность, которую приобрели эти номы в конце Древнегоцарства, не смогли окончательно побороть и подчинившие их фараоны-фиванцы.Номархи Среднего Египта в 20 веке до н.э. еще чувствовали себя хозяевами своихобластей. В своем обиходе они подражали обычаям царского двора, велилетоисчисление по годам собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы,окружая себя зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростомстолиц этих номов росло и их значение как художественных центров. Работавшиездесь мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески егопереработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении новогонаправления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность общественнойсреды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции: для их произведенийхарактерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовалоновым задачам, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу20 века исторической обстановкой.
Особый интереспредставляют находимые в гробницах группы деревянных статуэток слуг и рабов,подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, имастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, иносильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большимищитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе впотустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью инепосредственностью. В них особенно чувствуется связь с народным искусством,они полны подлинной жизненной правдивости.
Художественное ремеслополучило в Среднем царстве значительно большее развитие, что было обусловленоусилением роли местных центров и общим ростом городской жизни. В известнойстепени этому способствовало и возросшее в итоге захватнических походов богатствознати и увеличившийся приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.
Таким образом Среднеецарство было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства.Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало многонового. Трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны,колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма посравнению с самой пирамидой, рост реалистических тенденций и блестящее ихпроявление в ряде памятников – таков вклад мастеров Среднего царства всокровищницу египетского искусства.
Глава V. Культура Нового царства
Новое царство – эпохатретьего, и последнего, подъёма египетского государства, наступившая послепобеды над азиатскими племенами гиксонов. Она была плодотворной и дляхудожественной культуры, особенно в период XVIIIдинастии, царившей в течение двух веков – от середины XVIдо середины XIV века до нашей эры.
Культура Нового царстваимпозантна и величественна, но в ней пробивается пламя земного чувства,размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новымсветом.
Расцветает архитектурахрамов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже свластью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образомхрамы-святилища, посвященные Амону, определяли архитектурный облик Египта.
В течение несколькихвеков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра – современныеКарнакский и Луксорский. Если пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминаютдремучий лес, где можно затеряться.
Памятником фиванскойкультуры XVIII династии является храм царицы Хатшепсутв долине Деир-эль-Бахри. Хатшепсут, царствовавшая в конце XVI– начале XV века до нашей эры, была единственной вистории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобавшие фараонамбожеские почести, её изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, спривязанной под подбородком бородой. Она не очень занималась завоевательнымипоходами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабномстроительстве. Свой заупокойный храм она поместила рядом с усыпальницей фараонаМентухотепа, родоначальника фиванских царей, желая подчеркнуть своё с нимродство и приемлемость. Но её храм грациознее и роскошнее скромного храмика Ментухотепа,увенчанного маленькой пирамидой.
Храм Хатшепсут былбогато и разнообразно украшен скульптурами и рельефами, отделан драгоценнымиматериалами, обширные дворцы-террасы оживлялись искусственными прудами идеревьями. После смерти царицы её приемник Тутмес III,которого она в своё время оттеснила от престола, многое уничтожил; стремясьпредать забвению имя женщины-фараона. Но храм и в руинах свидетельствует овысоком расцвете искусства той поры.
Почти ничего не осталосьот заупокойного храма Аменхотепа III, отца будущегореформатора Эхнатона. Сохранились, в повреждённом состоянии, сидевшие передхрамом 21-метровые колоссы. Теперь они высятся на фоне пустыни. Два сфинкса сликом Аменхотепа III из храма спокойно и царственновозлежат на берегу Невы, в Санкт-Петербурге, напротив здания Академиихудожеств. На их пьедестале написано, что они привезены из Древних Фив в градПетра в 1832 году. Они так хорошо вошли в архитектурный ансамбль Петербурга,гармонируя с его зданиями, мостами, решетками, со всем «строгим, стройнымвидом» северной столицы, что кажется, будто здесь они у себя дома.
Портретные фигуры жрецаАменхотепа и его жены Раннаи, исполненные в плодотворную для искусства эпоху XVIII династии – в XVI веке до нашейэры из черного дерева исключительно тонкой и изящной работы, хранятся вмосковском собрании. Ранная изображена в традиционной позе египетской статуи,но есть нечто новое, подчеркнута её хрупкая женственность, фигура необычайнотонкая, пропорции вытянуты, силуэт тела напоминает опрокинутый бутон лотоса.
«Светский» дух проникаетв искусство Египта. В рельефах и росписях гробниц, храмов и дворцов щедроизображаются пиры, праздники, арфистки танцовщицы, приёмы послов, одевания икосметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир дамы и тудаберут с собой наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости,фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящныетуалетные ложечки.
При таком наплывесветских мотивов со старыми канонами начинают обращаться более свободно. Хотяпрежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняется,всё чаще появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в три четверти, соспины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится более изысканным.
Многообразные поискипериода XVIII династии подготовили новаторский перелом,происшедший в царствование фараона-реформатора Аменхотепа IV-Эхнатона в начале XIV века до нашей эры.
Эхнатон отменил единымзаконодательным актом весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмови, впервые в истории, ввёл единобожие – поклонение богу-солнцу Атону, толькоему, и никому больше. Новое божество Атон был самим солнцем – диском, сияющим внебе: светлый круг, испускающий лучи. Каждый луч оканчивался человеческойрукой, что должно было символизировать дарование благ на земле. Эхнатонприступает к строительству новой столицы – Ахетатон («Небосклон Атона»). Местобыло выбрано севернее Фив, на восточном берегу Нила, где гряда гор полукружиемобступает долину, образуя естественную ограду.
Хотя столица былапостроена в короткий срок на пустом месте, где раньше ничего не было, онабыстро разрослась в оживлённый город с дворцами, храмами, некрополями (вкоторых почти ни кого не успели похоронить – Ахетатон просуществовал не долго),с ремесленными и торговыми кварталами, красивыми домами-усадьбами, а в садахнарядные беседки, бассейны, пруды, обильные рыбой. Ахетатон не походил на«страну могил», как иногда называли Египет, – в его облике было что-тородственное искусству Китая, с которым Египет имел торговые сношения. Больше неизготовляли статуй с головами львов и шакалов, зато дворцы щедро украшалисьдекором с удивительно натуральными изображениями лотосов, папирусов,виноградных лоз, газелей, аистов, уток, взлетающих из зарослей тростника.
По-новому сталиизображать людей. Разрушается броня душевной непроницаемости, возникает интереск интимным переживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы сизображениями сцен частной жизни Эхнатона: он в семейном кругу, ласкает изабавляет детей. Две женщины сопровождали его на жизненном пути, и может быть,соучаствовали в его реформаторской деятельности: его мать Тия и любимая женаНефертити, родившая Эхнатону шестерых дочерей. Их иконография обширна, икакой-то неуловимый отпечаток женственности лежит на искусстве той поры.
Обновлённое содержаниене так легко укладывалось в стилевые категории египетского искусства,выработанного веками. Язык изобразительного иероглифа, торжественно-плавныхсилуэтов, фризообразный построений на первых порах вступает в противоречие сновыми веяниями. Эхнатон требовал от художников реализма передачииндивидуальных черт без прикрас: прежде всего это касалось его облика. До тойпоры фараонов изображали с портретным сходством, но героизированно, непременнос могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всего соответствовалаидеалу героического владыки.
Исторический Эхнатон былне слабым мечтателем, а исключительно властным человеком, умевшим диктоватьсвою волю – в том и художникам. Подлинные шедевры создавались в портретнойкруглой скульптуре. В мастерской Тутмеса при раскопках были обнаружены иголовки дочерей Эхнатона, каждая со своим индивидуальным складом лица, ипортреты самого Эхнатона, плохо сохранившиеся, разбитые. Все эти головы должныбыли служить моделями для портретов, помещаемых в гробницах. Модели делались наосновании масок, снятых с живых людей. Мастер исполнял с масок последовательнуюсерию отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужныеподробности. Без помощи масок египетские художники не могли бы достигатьбольшого портретного сходства, требуемого загробным ритуалом: ведь с натуры онине работали. Но в процессе претворения маски в портрет безжизненный слепокстановился высоким произведением искусства. Одним из самых известных портретовявляется портрет царицы Нефертити – вернее три её портрета самых лучших.
Первый – бюст изпесчаника, изображает царицу совсем молодой. Второй портрет – самый известный –Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», властительнаяцарица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором.Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадинаоставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетскихскульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталём и чёрнымдеревом. У Нефертити инкрустирован только один правый глаз. Исследователипредполагают, что это сделано, умышлено, потому что Нефертити была жива, аразверзание очей являлось сакральным действием: оно оживляло душу уже умершегочеловека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала.
Третий скульптурныйпортрет Нефертити, оставшийся незавершенным, является облик царицы, ставшейзначительно старше: ей более тридцати лет. Но теперь, став ещё более одухотворённым,облик Нефертити выдаёт следы физического увядания: черты жестче, сильнееобозначились скулы, чуть опустилась углы рта. Тень печали лежит на всё ещёпрекрасном её лице.
Религиозно-политическиереформы Эхнатона были радикальными, чтобы закрепиться надолго. После его смерти– а он царствовал семнадцать лет – прежние культ стали восстанавливаться.Первый приемник Эхнатона Сменхкара, муж его старшей дочери (в Египте престолнаследовали мужья дочерей фараонов, причём часто браки заключались между своднымибратом и сестрой), царил очень не долго; по-видимому, поклонение Амонувозобновлялось уже при нём. Следующий фараон, Тутанхатон, женившийся на другойдочери Эхнатона, взошел на престол, когда ему было всего десять лет, и жрецывоспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старым порядкам.Тутанхатона переименовали в Тутанхамона, столицу вновь вернули в Фивы, городАхетатон был заброшен, а вскоре и разрушен. Храм Атона, царский дворец,художественные мастерские – всё было превращено в обломки не временем, а рукамилюдей, политических противников царя-реформатора, само имя которого неупоминалось или его называли «врагом из Ахетатона».
Амарнские художественныенововведения не угасли с исчезновением Ахетатона – они оказались болеестойкими, чем политические. В гробнице Тутанхамона, умершего в 18-летнемвозрасте, в 1342 году до нашей эры, следы культа Атона вытеснены старым культомАмона-Ра и других богов, но господствует амарнский художественный стиль в своёмсамом утонченном варианте.
Открытие в 1922 годугробницы Тутанхамона было большим событием в археологии и в египтологии. Этооткрытие принадлежит археологу Говарду Картеру. После долгих поисков у подножияранее открытой гробницы Рамсеса, обнаружили каменные ступени, ведущие кзапечатанной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер,наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследованияпонадобилось пять лет.
Тут были большие статуии маленькие статуэтки; золотые ларцы; ложа и кресла из черного дерева,инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, покрытыевеликолепными росписями и рельефными; золотые модели колесниц, тожерасписанные; фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. Впоследней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом,внутри него – ещё три таких же ящика, в последнем ящике находился каменныйсаркофаг, заключавший в себе три золоченых гроба, один в другом, имеющих формучеловеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежалазапеленатая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотоймаской на лице. Судя по ней, а также по скульптурному портрету из белогоалебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности погребённого),лицо юного фараона, нежно-округлое, с пухлым ртом и большими широкорасставленными глазами, было мальчишески – пленительно.
Сама мумия была осыпанадрагоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотыенаконечники на пальцах, два кинжала у пояса, один золотой, другой, что долееудивительно, железный, – изделия из железа ранее не встречались в Египте.
Это была полная, нетронутая человеческой рукой гробница фараона. Все найденные ранее гробницы небыли в столь полном и пышном виде. Они подвергались разграблению и в древниевремена и новые. Чтобы уберечь посмертные жилища владык, прибегали к хитростям:строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустыхсаркофагов; часто жрецы переносили мумии из одного склепа в другой или сносилиих в одно место. Распространяли легенды о проклятии фараонов, обрекавшим смертикаждого, кто нарушит их загробный покой.
Обилие золотых изделийпоражает воображение. Золота в Египте было «больше, чем песка морского»: кромезолотых месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и другихпокорённых стран. Серебра было меньше, и ценилось оно дороже. Во временаТутанхамона сохраняются тысячелетние традиции Египта – его священные символы,иконография, но больше нет ни следа строгой простоты форм, геометризмасилуэтов, к которым тяготело искусство Древнего царства. Теперь формы изделийтянутся, как цветочные стебли, а материалы полупрозрачны, как лепестки. Средисокровищ Тутанхамона много сосудов и светильников из алебастра, сквозистого,нежно-белого с золотистым оттенком, уподобленных лотосам, лилиям. Ложа и кресласконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них покоилось и нежилось:сиденья мягко вытянуты, приспособлены для подушек, подлокотники – для рук,лежащих без напряжения, расслабленно. Декор изыскан: много ажурных вставок,цветных инкрустаций, ножки кресел заканчиваются львиными лапами, ножкискладного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины,сидения имитирует свисающую звериную шкуру.
Саркофаг с мумиейТутанхамона оставлен в его гробнице в Долине Царей. Все найденные там сокровищахранятся в Каирском музее.
Вскоре после кончиныТутанхамона в Египте воцарилась новая, XIX династия.Она выдвинула прославленных царей-завоевателей, первое место среди нихпринадлежало Рамсесу II, покорителю хеттов, правившемув течение шестидесяти лет. При нём вновь развернулось грандиозноестроительство, чему способствовал приток богатств из завоёванных стран. Былазавершена архитектура храма Амона в Карнаке, начатого при Аменхотепе III, воздвигнут величественный Рамессеум – комплекс,включавший в себя и дворец, и заупокойный храм Рамсеса. И совсем удивительное,прежде всего по своей трудоёмкости, сооружение – храм, вырубленный в скале АбуСимбел. Залы, колонны, статуи – всё высекалось из скального массива, в томчисле четыре 20-метровые статуи Рамсеса II на фасаде. В1960-х годах этот невиданный пещерный храм был разобран и на отдельные блоки иперенесён на 30 метров выше, чтобы спасти его от затопления при строительствеАсуанской плотины.
Рамсес IIкультивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскуюэпоху, – торжественно-монументальный стиль, подавляющую грациозностьсооружений, могущественное величие статуй фараона-бога. Но это была уженарочитая архаизация, от которой веяло холодом; органичность монументальныхобразов Древнего царства оказывалась невозобновимой. А в произведениях менееофициозных и масштабных, в рельефах и росписях, сохранялось влияние амарнскогоискусства – его экспрессия, динамика, свободное обращение с канонами.Показателен рельеф с плакальщиками – один из шедевров московского собрания. Онсоздан в эпоху XIX династии в Мемфисе. «Плакальщики»расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизмафигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигурытеснятся, смешиваются, их ритм усложнился – одни согнуты, другие падают наземь,третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно толькоодно плечо. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причёмодни линии очень сильно углублены, подчёркнуты, другие проведены легко – такдостигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственнойсложности композиции.
Подобные вещи былипоследним словом египетского реализма, а храм в Абу Симбел с его колоссами – последнейвспышкой египетского монументального гения. Дальше линия развития постепеннозатухает. После Рамсеса II и при следующих династияхначалась полоса тяжелых и длительных войн, завоеваний Египта эфиопами,ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурногопервенства. В VII веке до нашей эры египетская монархияна время вновь объединилась вокруг саисских правителей, возродилось и еёискусство в традиционных формах. Саисское искусство высоко по мастерству, носклонно к повторению старых образцов, в нём не былой жизненности, ощущаетсяусталость, иссякание творческой энергии.
Всемирно-историческаяроль Египта в то время была исчерпана и всё ярче разгоралась восходящее солнцеЭллады.
Заключение
В заключение настоящегоисследования хотелось бы отметить, что значение культуры Древнего Египта длякультуры других народов очень велико, как вообще велико значение всегокультурного наследия, оставленного египетским народом.
Хорошо известно, что онсоздал богатейшую литературу, впервые в истории давшую сказку, повесть,любовную лирику и оказавшую бесспорное воздействие на литературу греко-римскую,древнееврейскую и арабскую; что египетская наука с ее достижениями в областиастрономии (календарь, знаки зодиака), математики (начатки геометрии, теоремаПифагора, измерение объема полушария), медицины (установление роли кровеноснойсистемы и даже мозга в организме человека), географии, истории заслуженнопользовалась высоким авторитетом в античном мире и имела существенное значениекак для развития античной философии, так и античной науки, а через посредствоарабов и для средневековой науки; что египетская религия сыграла определеннуюроль в развитии христианской обрядности и иконографии.
Не удивительно, что икультура Египта явилось богатым вкладом в сокровищницу культур древнего мира.Приезжая в Египет, творцы молодого еще греческого искусства видели великолепныехрамы тысячелетней давности с выработанными типами колонн, портиками,базиликальным построением зал, с давно сложившимся гармоничным сочетаниемархитектуры, скульптуры, цветного рельефа; видели стенную живопись,замечательные скульптуры, разнообразные произведения художественного ремесла,отличавшиеся изумительным чувством формы и высоким мастерством обработкиматериала. Греческие архаические памятники VI века дон.э. отразили известное воздействие египетского искусства. Знакомство схудожественными сокровищами Египта особенно развилось позднее, когда черезоснованную в IV веке до н.э. Александром Македонскимновую столицу Египта, Александрию, ставшую в короткий срок одним из виднейшихцентров Средиземноморья, началось длительное плодотворное взаимодействиеискусства Египта с искусством других народов Запада и Востока.
«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещёне оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье. – Рядоткрытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мыузнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабскихисточников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт оплодотворном использовании культурного наследия древности».
Библиографический список использованной литературы
1. Энциклопедическийсловарь. Брокгауз и Эфрон.
2. ВачьянцА.М. 7 чудес Древнего мира. – М.: Айрис-пресс, 2004.
3. Лисичкина О.Б. Мироваяхудожественная литература: Ч. 1. Древний мир: Учеб. пособие для старших кл.общеобр. учреждений. / О.Б. Лисичкина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО«Издательство АСТ»; Спб.: Спец. лит., 2004.
4. Древние Египет и Греция. –М.: ТЕРРА, 1997.
5. Любимов Л.Д. ИскусствоДревнего мира. – М., 1971.
6. Рак И.В. Мифы ДревнегоЕгипта. − СПб., 1993.
7. Эстетический словарь. −М., 1989.