Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культ Диониса в Античном искусстве Греции

Оглавление
Введение
Глава1. Дионис и его культ в Греции
1.1 Происхождение и деяния Диониса
Глава 2. Праздники в честь Диониса
2.1 Возникновение античного театра
2.2Театр Диониса в Афинах
Заключение
Библиография

Введение
античный искусство культ дионис
Античноеискусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужилородоначальником всего последующего западного искусства, это и часть духовногоопыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенноевропейских. И немаловажную роль в искусстве античности играет культ Диониса — бога умирающей и возрождающейся природы, покровителя виноделия, театра. Современи своего утверждения в Элладе дионисийский культ был тесно связанпрактически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической,политической, культурной, духовной.
Грекилюбили повторять: «Мера, мера во всем». Но не являлось ли это частоеобращение к «мере» намеком на то, что греки в чем-то побаивалисьсамих себя? Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченнойгражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу.
Дооткрытия Микенской культуры многие исследователи полагали, что Дионис пришел вГрецию с варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовымитанцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователямчуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Дионисова линия в историигреческого духа была очень сильной и оказала глубокое влияние на все эллинскоесознание, а его экстатический культ нашел свое отражение, как в искусствеантичности, так и в искусстве последующих эпох.

Глава1. Дионис и его культ в Греции
1.1 Происхождение и деяния Диониса
Сын Зевса, Дионис, я— у фиванцев.
Здесь некогда Семела, Кадма дочь,
Меня на свет безвременно явила,
Поражена Зевесовым огнем.
Из бога став по виду человеком,
Я подхожу к струям родимых рек...Еврипид. Вакханки. 1—6
Дионис- древнегреческий бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства,виноделия. Считается, что это божество было заимствовано греками на востоке — во Фракии (фракийского и лидийско-фригийского происхождения) и распространилосьв Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердилось там. Хотя имяДиониса встречается на табличках критского линейного письма ещё в 14 в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв.до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полиснойдемократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов игероев. С начала 2 века до н. э. культ Диониса утверждается в Древнем Риме.
Традиционносчитается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы («земля»), дочериКадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера вгневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицыСемелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественномвеликолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли онвыполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, атакую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в томвиде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившисьв пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём.
Грянули громы Зевса -
Муки родов приспели:
Недоносив, извергнула
Бромиямать из чрева
Ипод ударом молний
Кончила жизнь безвременно…
Зевсуспел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, Гермес зашил его в бедро Зевса,и тот его успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Накартине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в митре и по-женскистонущим в окружении богинь. Вот почему Диониса называют «дважды рожденный»или «дитя двойных дверей».
Но извергнутого принял
Зевс в свое немедля лоно,
И, тая от Геры сына,
Онего в бедре искусно
Пряжкой застегнул златою.
100 Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он,
Из змей венок ему сделал,
Ис той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.

Такжесуществуют и альтернативные версии рождения Диониса.
Согласносказанию жителей Брасии (Лаконика), Семела родила сына от Зевса, Кадм заключилее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семелаумерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере.Еще одним из воспитателей Диониса был и Силен, постоянный участник вакхическихпразднеств. На античных памятниках искусства Силен, как правило, изображалсятучным, похотливым и часто пьяным старцем, с огромным животом, в сопровождениисатиров и нимф и в окружении веселых улыбающихся амуров. Сатиры (римск. Фавны)— фантастические человекообразные существа, также входят в свиту Диониса. Ихвеселый остроумный характер дал название комическим поэмам, которые сталиназываться сатирами. Известно несколько античных скульптур, где Силен нянчитмаленького Диониса. В античной группе из Лувра, которая носит название «Фавни дитя», Силен представлен благообразным заботливым воспитателем, на рукахкоторого лежит младенец Дионис.
Согласноахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергсяопасностям со стороны титанов.
Умифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение овоспитании бога.
Чтобыобезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестреСемелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога сталивоспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. СупругаЗевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своегосына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлосьброситься в море, где их приняли нереиды.
Пышноволосые нимфы вскормили младенца,принявши
К груди своей от владыки-отца, и любовно вдолинах
Нимфы его воспитали. И волей родителя-Зевса
Рос он в душистой пещере, причисленной ксонму бессмертных.
После того как возрос он богинь попечениемвечных,
Вдаль устремился по логам лесным Дионисмногопетый,
Хмелем и лавром венчанный, вслед ему нимфыспешили,
Он же вел их вперед. И гремел весь леснеобъятный.
ЗатемЗевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес к нимфам в Нису (междуФиникией и Нилом). Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща.Воспитан в пещере на Нисе. После гибели первых воспитателей, Дионис был отданна воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен, открылДионису тайны природы и научил изготовлению вина.
Внаграду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласномифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездойАльдебаран.
Сохранилосьмножество памятников античного искусства, воплотивших образ Диониса и сюжетымифов о нём в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространеныбыли (особенно в вазописи) сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалий;эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Диониса изображали средиолимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, атакже плывущим по морю (килик Эксекия «Дионис в ладье» и др.) исражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 дон.э.).
Вэпоху Возрождения тема Диониса в искусстве связывается с утверждением радостибытия. Художники любили изображать вакхические празднества, полные безудержноговеселья и дикого разгула, в котором принимала участие вся свита Диониса. Началоих изображению положил А. Мантенья. К сюжету обращались А. Дюрер, А.Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона,Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен. На их картинах богпредставлен во всем блеске молодости и красоты, в окружении свиты и олимпийскихбогов, со своим неизменным атрибутом — виноградной лозой. Той же символикойпронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера»,особенно популярные в живописи барокко. Дионис занимает особое место среди другихантичных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительныепроизведения 18 – начало 19 века – статуи «Вакх» И.Г.Даннекера и Б.Торвальдсена.
Всопровождении веселой компании Дионис, шествуя по земле, прошел все страны,вплоть до пределов Индии, и повсюду он научил народы возделывать виноград.Вероятно, с восточными походами Диониса связывается статуя с его изображением,которая долгое время была известна под именем Сарданапала — из-за надписи,сделанной в позднейшее время. Знатоки искусства признали в ней изображениеДиониса (тип восточного Вакха) в образе благообразного величавого бородатогостарца, задрапированного в длинные парадные одежды.
Вовремя одного из своих шествий Дионис встретил прекрасную Ариадну — дочьлегендарного царя Миноса, которую Тезей, пленившись ее красотой, увез с островаКрита. Этот сюжет лег в основу картины Тициана «Вакх и Ариадна», гдебог представлен в стремительном движении среди вакханок и сатиров. Леопарды измеи — существа, посвященные Дионису, сопровождают его кортеж. Здесь жепомещены и непременные атрибуты вакхических празднеств — тимпаны и тирсы (тирс— палка, густо увитая на одном конце плющом). Согласно легендам, на свадебномпире в честь бракосочетания Диониса и Ариадны невесте был преподнесенлучезарный венец. (Рельеф «Свадебная процессия»). Но недолговечен былэтот союз: бог вина и веселья вскоре покинул супругу во время ее сна,усомнившись однажды в ее верности. Удостоился Дионис и любви прекраснойАфродиты, которая родила ему двух сыновей: Гименея — бога бракосочетания иПриапа — божества плодоносящих сил природы.
Дионисжестоко карал тех, кто не признавал его культа. Так, в одной из легенд, легшейв основу трагедии Еврипида «Вакханки», рассказывается о печальнойсудьбе фиванских женщин, пораженных по воле Диониса безумием за то, что они непризнавали его божественное происхождение. А фиванский правитель Пенфей,который препятствовал отправлению культа Диониса в Фивах, был растерзан толпойнеистовствующих вакханок под предводительством его матери Агавы, принявшей сынав состоянии экстаза за медведя.
Повсюду,где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучаетлюдей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса – (мозаика «Дионис напантере»), носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры(роспись «Дионис и сатиры»), менады или бассариды (одно из прозвищДиониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, онивсе сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх,Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»),били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из землисвоими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы мужчини женщин. Первые женщины, принимавшие участие в мистериях Диониса-Вакха,назывались вакханками или менадами. Искусство не делало никаких различий междуними. Но Еврипид говорит, что в мифологии существует разница: вакханки — этогреческие женщины, менады — азиатские, пришедшие вместе с Вакхом после егопохода в Индию. Ни один праздник, ни одно шествие не обходилось без вакханок именад. В дикой пляске, оглушая и возбуждая себя громкой музыкой флейт итамбуринов (тимпанов), носились они по полям, лесам и горам до полногоизнеможения. Знаменитый греческий скульптор Скопас в 450 году до н. э. изваялтанцующую менаду, о которой мы можем судить по небольшой копии, к сожалению,сильно попорченной. Менада, чей образ насыщен эмоциональной динамикой,представлена в неистовом танце, напрягающем все тело Менады, выгибающей торс,запрокидывающей голову, граничащем с беснованием.
В одном из фракийских сел, повествуется внародном греческом сказании, жил старый унылый бездомный козел. Однако осенью сним происходили удивительные перемены: он начинал весело подпрыгивать и игривоцепляться к прохожим. В таком состоянии козел пребывал некоторое время, затемвозвращался к своему унынию. Крестьян заинтересовали неожиданные перемены внастроении козла, и они начали следить за ним. Выяснилось, что настроениеживотного изменялось к лучшему после того, как оно походит по винограднику ипоест оставшихся после сбора урожая гроздьев. Как правило, на полях оставалисьраздавленные, грязные гроздья. Виноградный сок бродил и преобразовывался вхмельное вино. От него-то и пьянел козел. Люди попробовали это лакомство ивпервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан изобретателем винаи провозглашен богом. По всем видимости именно с того момента Дионис сталпринимать облик козла.
Дионис-козел ничем не отличается от второстепенных богов — Панов, Сатиров, Селенов,находившихся с ним в близком родстве и также более или менее частоизображавшихся в козлином обличье. Пана, к примеру, греческие скульпторы ихудожники неизменно изображали с мордой и ногами козла. Сатиров изображали состроконечными козлиными ушами, а в иных случаях — с пробивающимися рожками ихвостиком. Иногда эти божества называли просто- напросто козлами, и актеры,которые выступали в роли этих богов, облачались в козьи шкуры. В таком жеодеянии древние художники изображали Селена.
ТакжеДиониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Такбыло, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются античные изображенияДиониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток онпредставлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад.На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградныхгроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённыйкоровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый»,«быкорогий», «рогоносящий», «двурогий».
Спустянемного времени, культ Диониса и мистерии, которые его сопровождали, из Фракиираспространились по всей Греции, а затем (с III в. до н.э.) – по всей территории империи Александра Македонского.Всюду, где появлялся молодой бог, его сопровождали взрывы энтузиазма и оргии.
До открытия Микенской культуры полагали, чтоДионис — это чужеземный бог, который почитался у варваров и в один прекрасныйдень начал наступление на цивилизованную Элладу. Однако теперь установлено, чтоэто мнение было не вполне точным. Ахейские надписи свидетельствуют, что грекизнали Диониса еще до Троянской войны. Постепенно культ Вакха стал вытеснятькульты местных богов и героев. Дионис, как божество земледельческого круга, связанноесо стихийными силами земли, постоянно противопоставляется Аполлону, какбожеству родовой аристократии. Он был антиподом аристократическийолимпийцев-богов, защищающих интересы общинно-родовой знати. Долгое время егокульт преследовался из-за оргиастического характера, и лишь в 536-531 годах дон.э. был приравнен к официальным общегреческим культам, а сам Дионис включен в олимпийскийбожественный пантеон.

Глава 2. Праздники в честь Диониса
2.1 Возникновение античного театра
Быстрой стопою приди, о владыка, кдавильному чану
Руководителем будь нашей работы ночной;
Выше колен подобравши одежду и легкую ногу
Пеной смочив, оживи пляску рабочих своих.
И говорливую влагу направив в сосуды пустые,
В жертву лепешки прими вместе с лохматойлозой.
Квинт Мекий. Молитва виноделов Вакху.
Однойиз важнейших сторон культа Диониса в Греции являлись праздники. В Аттике(область на юго-востоке Центральной Греции с центром в Афинах) в честь Дионисаустраивались пышные празднества. Несколько раз в году происходили празднества,посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этихпразднествах выступали и ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники мазалилицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными ипечальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественнаячасть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая — комедии.
Трагедиясобственно означает «песнь козлов». Трагедия, по свидетельствуАристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия от запевалфаллических песен. Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать окаких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказупримешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участникамипраздника. Первоначально дифирамбы в честь Диониса, распеваемые хором, неотличались ни сложностью, ни музыкальным разнообразием, ни художественностью. Ипотому было большим шагом вперёд введение в хор действующего лица, актёра.Актёр декламировал миф о Дионисе и подавал реплики хору. Между актёром и хоромзавязывался разговор — диалог, составляющий основу драматическогопредставления.
Попредположениям многих учёных, древнегреческий театр возник из обрядов,посвящённых этому богу.
ВначалеДионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его ввиде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилосьс возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богомпоэзии и театра.
ИсторикПлутарх писал, что в 534 г. до н.э. человек по имени Феспид показал спектакль —диалог актёра, исполнявшего роль Диониса, и хора.
Сэтого легендарного года театральные представления, видимо, стали обязательнойчастью праздников Диониса.
Присовершении жертвоприношений и сопровождавших их магических церемонийприсутствовавшие располагались в виде амфитеатра по склонам соседнего холма,прилегавшего к жертвеннику. Таково начало греческого театра. Принцип амфитеатрасохранялся и в дальнейшем. Греческие театры в течение всей истории оставалисьамфитеатрами, расположенными у подножий холмов, под открытым небом, без крыши изанавеса. Греческий театр был свободным пространством, образовывавшим полукруг(амфитеатр). Таким образом, уже в самой конструкции греческого театра былзаложен демократический принцип. Не связанные закрытым помещением, греческиетеатры могли быть очень больших размеров и вмещали большую массу народа. Так,например, театр Диониса в Афинах вмещал до 30 тысяч зрителей, но это далеко несамый большой из известных нам театров древней Греции. Впоследствии, вэллинистическую эпоху, были созданы театры, вмещавшие 50, 100 и даже болеетысяч зрителей. Главную часть театра составляли: 1) койлоне — помещение длязрителей, 2) орхестра — место для хора, а вначале и актёров и 3) сцена — место,где вывешивались декорации и позднее выступали актёры.
Всередине орхестры помещался богато украшенный жертвенник Диониса.
Задняячасть сцены была декорирована колоннами и обыкновенно изображала царскийдворец. Места для зрителей (зрительный зал) от остальной части города былиотгорожены деревянной или каменной стеной без крыши.
Огромныеразмеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёразрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённоесостояние (ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетомактёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски былисвоеобразными крупными планами персонажей и одновременно служили резонаторами —усиливали звучание голосов. Маски делались из дерева или полотна, в последнемслучае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось.Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укрепленана маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так же борода. Утрагической маски обычно делали выступ над лбом, увеличивавший рост актера.
Маскаменяла пропорции тела, поэтому исполнители вставали на котурны (сандалии столстыми подошвами), а под одежду надевали толщинки. Котурны делали фигурувыше, а движения — значительнее. Ярко окрашенные природными красителями ткани,из которых шили сложные костюмы, также укрупняли и подчёркивали фигуру. Цветодежды наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурныхплащах, царицы — в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур илинесчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. Также символичны былиатрибуты, например оливковые ветви в руках просящих.
Маскив комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретами известныхлюдей. Костюмы обычно подчёркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хораиногда одевали в костюмы животных, например лягушек и птиц в пьесах Аристофана.
Вдревнегреческом театре использовали простейшие машины: эккиклему (площадка наколёсах) и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм (что-товроде системы блоков), с помощью которого персонажи (боги, например) «взлеталипод небеса» или опускались на землю. Именно в греческом театре родилосьзнаменитое выражение «Бог из машины». Позже этот термин стал означатьнемотивированную развязку, внешнее, не подготовленное развитием действияразрешение конфликта как в трагедии, так и в комедии.
Актёрыв Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчинамог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектакляхпринимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл —третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были нетолько хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительнойжестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии могвключать двадцать четыре. Обычно хор не принимал участия в действии — онобобщал и комментировал события.
Воснове древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку,и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы иактёрами, нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театраприходится на V в. до н.э.
Вповседневной жизни греков много места занимали различные соревнования:состязались возницы колесниц и всадники, раз в четыре года проходили спортивныеОлимпиады. Театральные представления тоже были организованы как соревнования —и авторов пьес, и актёров. Спектакли игрались три раза в год: на ВеликиеДионисии (в марте), Малые Дионисии (конец декабря — начало января) и Линеи(конец января — начало февраля). Трагические поэты представляли на суд зрителейи жюри три трагедии и одну сатировскую драму; комические поэты выступали сотдельными сочинениями. Обычно пьеса ставилась один раз, повторения былиредкостью.
Введениемтеорикона (театральные деньги, которые выплачивались беднейшим гражданам)Перикл сделал театр доступным для всех афинских граждан.
Театральныепредставления давались только в праздники Диониса и составляли первоначальнопринадлежность культа. Лишь постепенно театр стал приобретать общественноезначение, являясь политической трибуной, местом отдыха и развлечения.
Театробеспечивал высокий общекультурный уровень греческих полисов. Он организовывал,воспитывал и просвещал народные массы. В Празднествах в честь Диониса исопутствующих им театральных представлениях просматриваетсяобщественно-политическая направленность. В уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова,касающиеся самых острых проблем современности.
Нарядус театральными представлениями следует отметить спортивные состязания, игры,борьбу, музыкальные, литературные и многие другие виды физического и духовногоспорта.
2.2Театр Диониса в Афинах
Древнейшимиз известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенныйв священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохинесколько раз перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом.
Подвум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру —террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой орхестры равнымприблизительно 20 м). Она была расположена на склоне Акрополя таким образом,что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной,поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Дионисаи на западе вплотную соприкасавшейся со старым храмом.
Никакихкаменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянныхскамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёныйСвида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временныесидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особыеместа для зрителей.
Скенавначале не обозначала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила идрамы Софокла уже требовали в качестве задника дворца или храма, и накасательной орхестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасадекоторого вскоре появились 3 двери.
Вэто же время входит в обиход и сценическая живопись, причём расписные доскимогли расставляться между колоннами проскения. При Перикле театр подвергсяперестройке, закончившейся, вероятно, после его смерти.
Стараяорхестра была отодвинута к северу. Таким образом было достигнуто несколькобольшее пространство для представления актёров и для сценическихприспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная границатеррасы была полностью перестроена, и вместо старой кривой опорной стены быласооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена,поддерживавшая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного концастены выступает к Скене примерно на 2,7 м солидный фундамент, имеющий в длинуоколо 7,9 м. Предполагают, что он служил опорой для машин, применявшихся втеатре. Но сама скена была еще из дерева.
Несколькоюжнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещенастатуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стенызрительских мест соприкасались с одеоном — зданием для музыкальных состязаний,постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этомперестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть,некоторых почётных мест.
Имелисьпараскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца илидома, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколькоотступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков.
Храммог иметь остроконечный фронтон. Перикловская реконструкция была завершенасооружением стоп — большого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены,с открытой колоннадой на его южной стороне. Седущая большая перестройкаафинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) ибыла связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами.
Вместовременных деревянных строений была построена постоянная каменная скена.Параскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери.Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах параскении имели колонны.Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликурга существовал деревянныйпроскений, несколько отступавший от здания скены и образовывавший портик
(подобнотому, как это было позднее в эллинистическом театре).
Пьесыpазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которойприспосабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и другихприспособлении) для представления отдельных пьес.
Зрительскиеместа значительную часть которых можно видеть в Афинах до сих пор) былисооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. Внижнем ярусе пространство мест для зрителей делилось радиально подымающимисялестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего насклоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше насевер. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал

Заключение
ДревняяГреция стала колыбелью античной цивилизации. В Греции, откуда пришли в Римвакханалии, культ Диониса имел два вида –сельские праздники (Дионисии, Ленеи и др.) и оргиастические мистерии, которые вдальнейшем дали развитие древнегреческому театру. Он дал толчок в развитиитеатрального искусства во всем мире. Современные театры хоть и претерпели изменения,но в целом основа осталась та же. Также его культ обогатил различные видыискусства: сюжеты мифов о нем отражены в скульптуре, вазописи, литературе,живописи (в особенности эпохи Возрождения и Барокко), и даже музыке. К культу Дионисаобращались композиторы 19-20веков – А.С.Даргомыжский «Торжество Вакха»,дивертисмент К.Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Дионис»,опера Ж.Масне «Вакх» и др.
Вакханическиешествия, сопровождающиеся безумными плясками менад, изобилующие вином, оргиямии музыкой, вдохновляли и вдохновляют по сей день деятелей разного родаискусства.

Библиография
Источники
1. Аполлодор.Мифологическая библиотека. Изд. подг. В.Г. Борухович. М., 1993.
2. 2. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида /Пер. С. Шервинского и С. Ошерова. М., 1979.
3. Гомеровскиегимны / Пер. В.В. Вересаева // Эллинскиепоэты. М., 1999.
4. Еврипид.Вакханки / Пер. И. Анненского // Еврипид. Трагедии. СПб., 1999.
5. Колумелла. О сельском хозяйстве / Пер.М.Е. Сергеенко // Ученые земледельцы древней Италии. М., 1970.
6. Овидий.Фасты / Пер. С. Шервинского // Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973.
7. Павсаний.Описание Эллады / Пер. С.П. Кондратьева. М., 1994. Т.1—2.
8. ПлинийСтарший. Естественная история XXXV 140
9. ТитЛивий. История Рима от основания Города / Пер. под ред. М. Л. Гаспарова, Г.С. Кнабе,В.М. Смирина. М., 1993. Т. 3.
Литература
10. АнненскийИ.Ф. Античная трагедия // Еврипид. Трагедии. СПб., 1999. С. 215—252.
11. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1992.
12. БодянскийП.Н. Римские вакханалии и преследования их в VIв.от основания Рима. Киев, 1882. С. 59.
13. ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
14. Иллюстрированнаяистория религий. М., 1993.
15. ЛосевА.Ф. Дионис // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987. Т. 1. С. 380–382.
16. ЛосевА.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
17. МеньА. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1992. Т. 4. Дионис,Логос, Судьба.
18. МеньА. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1993. Т. 6. На порогеНового Завета.
19. НильссонМ. Греческая народная религия. СПб., 1998.
20. ТорчиновЕ.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональныесостояния. СПб., 1998.
21. ШтаерманЕ.М. Либер // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987. Т. 2. С. 53.
22. Штаерман Е.М. Латин // Мифы народов мира.Энциклопедия. М., 1987. Т. 2. С. 39—40.
23. ШтаерманЕ.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.