Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурология как продукт современной культуры

негосударственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«КузбасскийИНСТИТУТ экономики и права»
Кафедра ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольнаяработа
поКУЛЬТУРОЛОГИи
Вариант № 3
Выполнил:
Студент группы Ф-203
Дудкина З.Р.
Проверил:
КЕМЕРОВО 2011

Содержание
Введение. 3
1 Проблематипологизации культур. 4
2. Элитарная и массоваякультура: их взаимоотношения и роль в обществе. 6
3 Особенности массовойкультуры в России. 8
4 Субкультура и ееразновидности. 11
Заключение. 13
Список используемойлитературы… 14
Введение
Актуальностьтемы заключается в том, что культурология – это продукт современной культуры.Было бы странно считать, что проблемы культуры не исследовались наукой, пока небыло произнесено слово «культурология». Но не только Россия — всемировое сообщество, которое, хочет оно того или нет, двигается по путиглобализации, нуждается сегодня в общеобразовательной дисциплине, которая давалабы представление о множественности культур и создавала бы основу для широкогогуманитарного общения людей различных рас и сословий. Эта дисциплина должнаформировать у молодежи образ общечеловеческой культуры, который затемконкретизируется в соответствии с национальной системой ценностей. Этадисциплина, очевидно, не может иметь четко очерченного «корпусазнаний», ей должны быть свойственны либеральность, плюрализм оценок имнений, этико-педагогическая ориентация и вместе с тем — связность, образность,опора на яркие факты мировой культуры. Этим требованиям удовлетворяеткультурология.
Цельработы – дать общую характеристику типологии культуры: критерии иразновидности.
Задачи:
ü Определить проблему типологизациикультур;
ü Описать элитарную и массовуюкультуры: их взаимоотношения и роль в обществе;
ü Раскрыть особенности массовойкультуры в России;
ü Охарактеризовать субкультура и ееразновидности.
1.Проблема типологизации культур
Предмет или поступокстановится культурным феноменом, если он обретает смысл. Подразумевается, чтотакое явление культуры что-то означает. Единичные культурные феномены связанымежду собой. Ряд материальных предметов может лежать на дороге случайноброшенными прохожими. Единственная связь между ними — пространственнаяблизость. Показ криминальных лент по телевидению приводит         к росту преступности.Культурные феномены могут образовать некую перечислительность,которая вовсе не является законченной системой.[1]
Типологии в целом отличаются отклассификации двумя признаками. В — первых, перечисление в этом виде связейобычно исчерпывает себя. Многообразие типов социального управления действительнов известном смысле выглядит самодостаточным. Во — вторых, типология имеетвсегда единое базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен бытьобнаружен единый фундамент. Что же мешает созданию типологии культур? В первуюочередь зыбкость самих культурных характеристик. Не так просто определить,скажем, отличие европейской культуры от восточной, хотя каждому понятно, чтотакое различие есть. Одни культуры создают «технологию» освоения внешней среды.Это относится, например, к европейской и североамериканской. Другие культуры,допустим, индийская, отдают предпочтение «технологии» проникновения вовнутренний мир человека. Третьи культуры, скажем, японская, ориентированы насоциум. Можно, например, указать на специфику античной культуры, которая не тождественнасредневековой. Гораздо сложнее эту непохожесть описать путем фиксации четкихпризнаков, выявить ее в ходе теоретического анализа.
Другая трудность состоитв том, что каждая культура развивается так, что многие различия между теми илииными культурами могут стираться. Не исключено возникновение каких-то новыхкультурных образований. Однако разве милитаризм является вечной характеристикойкакой-то культуры? Он может утратиться, заместиться пацифизмом.Так, сближение восточной культуры Японии с современныминдустриальным типом цивилизации породило принципиально новый тип культурноготворчества. То же самое относится к культурному множеству буддистских общностейв Европе и Америке.
Далее, в каждой культуресуществует определенное идейно смысловое ядро. Но оно может вызыватьнеодинаковые социальные последствия. Вот характерная иллюстрация.Буддизм имеет распространение не только в Индии, но и в Тибете. Но в Индии он даже не затронул кастовой системы,против которой был направлен всем своим существом. В Тибете же он полностьюперестроил социальную структуру.
Наконец, каждая культуране только сближается с другой культурой. Внутри нее тоже происходят самыенеожиданные процессы. В частности, внутри господствующейкультуры возникают какие-то незаметные, альтернативные элементы, которые затеммогут существенно преобразить ее специфику. Локальные зоны культурного творчествав основном русле культуры тоже приводят к многообразию культурных феноменов«Культура личности» определяет, в какой мере воспитанность, образованность,мировоззрение, профессионализм, интересы личности соответствуют культурнымстандартам определённой нации, народа, класса и т.п. Поэтому и рассматривать«культуру личности» как некий самостоятельный феномен, тем более тип, вплоть довыделения в отдельный параграф или главу, бессмысленно. И вообще: тип естьобобщение, ЛИЧНОСТЬ же всегда уникальна.
2. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношенияи роль в обществе
Массовая культура — эточасть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количествомпотребителей и социальной востребованностью. Музыка Моцарта в зале филармонииостается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте,звучащая как сигнал вызова мобильного телефона — явление культуры массовой. Внутримассовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон.Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место упрестола.
Элитарность и массовостьимеют равное отношение как к феноменам культуры. В самой массовой культуреможно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массывнешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или инымтоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всяческиподдерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной изглавных разновидностей такого искусства. Специфической чертой ХХ в. былораспространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средстваммассовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было— газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чемрасполагали город и деревня. Массовая культура нужна для того, чтобы осуществлятьпринцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связизаменяется избытком ее в другом. [2]
Для массовой культурыхарактерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангардстремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперируетпредельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Можносказать, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитиютехники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но иблагодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболееразвитой является массовая культура в наиболее развитом демократическомобществе — в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовойкультуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практическиотсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культураобъявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной.
Элитарная культура подразумеваютособенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.Ее главная функция – производство социального порядка (в виде права, власти,структур социальной организации общества и легитимного насилия в интересахподдержания этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (вформах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарнуюсубкультуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовкасвященнослужителей – шаманов, жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшимспециальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальныхпритязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается«нормальной» психологией любой элиты). Традиционноепротивопоставление народной и элитарной субкультур с точки зрения осмысления ихсоциальных функций является совершенно неубедительным. Оппозицией народной(крестьянской) субкультуре представляется городская (буржуазная), аконтркультурой по отношению к элитарной (культуре эталонов социального порядка)видится криминальная (культура социального беспорядка). Разумеется, невозможнонаселение какой-либо страны полностью «расписать» по тем или инымсоциальным субкультурам. Определенный процент людей по разным причинам всегданаходится в промежуточном состоянии либо социального роста (перехода изсельской субкультуры в городскую или из буржуазной в элитарную), либосоциальной деградации («опускаясь» из буржуазной или элитарной«на дно» в криминальную).
Именно массовая, но неэлитарная культура стремится к формализации отражаемого, упрощению технологиивысказывания. Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человекаот личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемысамостоятельного выбора. Так или иначе, но очевидно, что массовая культурапредставляет собой вариант обыденной культуры городского населения. И преждевсего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональномсмысле субкультуре эпохи «высокоспециализированной личности»,компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальномпредпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленнымисправочниками, каталогами, «гидами» и иными источниками экономно скомпонованнойи редуцированной информации.[3] 3 Особенности массовойкультуры в России
В условиях отсутствияобщепринятых нравственных ориентиров, социальных идеалов, отсутствиядостоверной информации о происходящих в обществе процессах, неуверенности вбудущем, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознаниемсо стороны властных элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах массынаселения. Средства массовой информации, обращаясь к аудитории, становятсясегодня инструментом социального мифотворчества, влияют на массовую культуру, мифологизируютмассовое сознание. В условиях современной информационной революции в массовойкультуре, под флагом общечеловеческих ценностей, идей демократии идеидеологизации Российскому государству и обществу навязываются разрушающиенравственность ценности, диктуется заданная картина реальности. Черезэлектронные СМИ в массовом сознании формируется стереотип вседозволенности,отсутствия ответственности за свои поступки, ответственности за Родину, страну.Новые стереотипы массовой культуры мифически расплывчаты, что разрушаеттрадиционно культивируемое православием чувство стыда, и это преподносится какпоказатель свободы личности, ее независимости от традиционных нравственных нормобщества. Такие стремительно растущие негативные явления разрушают традиционныенравственные устои России.
Современная массоваякультура взаимообусловлена мифологизацией массового сознания и формируется подошеломляющим неомифологическим воздействием средств массовой информации, чтоприводит к появлению новых мифов, деформации нравственного самосознанияличности и аберрации языковых норм. Процесс социального мифотворчествасохраняет свои позиции в российском обществе и под ошеломляющим воздействиемсовременных СМИ обусловлен актуализацией древнейших инстинктов человека — стадностью и стремлением к адаптации в реальном мире и его объяснению. Этотпроцесс является целенаправленным, если сознательно культивируется дляуспокоения страстей масс или использования их насущных потребностей, длясоздания желаемой ситуации в условиях кризиса (экономического, политического,духовного, экологического и т.п.) с целью обострения или стабилизацииобстановки. Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансированиемежду тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным иизощренным.[4]
Вообще вся культура XXстолетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека кмиру и т.п., характерна, прежде всего, своими интеграционными процессами. XXвек — время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся черезвзаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм.
Массовая культура — сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества,возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационныхсистем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Однако в осмыслениимассовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатияобернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружилосебя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности онопоказало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуетсяогромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит,посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры,выдвигаемые сознанием индивида. Тем не менее, современное массовое обществопрепятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личныхпотребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностныеотношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающуюстандартность поведения, либо замещается тяготением к “идолам”, к ложнымориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления осебе самом.
В отличие от Запада намприходится решать двойную задачу. Первостепенная из них — проблема экономики.Вторая — по поиску “духовной массы” — хоть и кажется не актуальной и далекой,на самом деле, требует своего параллельного решения. Средство ее решения врегиональных рамках — это национальная идея. Она предполагает, прежде всего,долгосрочную, а не сиюминутную перспективу. Эпохи, которые не умеют обновитьсвои желания — умирают. Мы потеряем корни, с помощью которых и было создано всепредыдущими поколениями. Без баланса духовной и материальной компоненты получимлишь спад за счет роста преступности, наркомании, аморального отношения ксубъектам общества. Массовая культура Запада, активно поставляющая людейкризисного менталитета, выражается отсутствием у людей приложения творческойэнергии к высокой цели. Наш менталитет оказался не восприимчив к идеямсоциализма, он требует эволюционного перехода вначале к рыночным отношениям, ауже потом к новым идеям. Однако, подчеркивая эволюционность в развитиименталитета, необходимо предостеречь нас самих в том, что не затрагиваянациональные корни, не распространяя принципы своей ментальности, а лишьполагаясь на сознательную компоненту менталитета, которая подвержена влияниювнешней информационной среды, мы получаем противоречие, сильно тормозящееэкономическое развитие, не гармонично сочетающее сознательную и подсознательнуюкомпоненту менталитета, выработанную веками национальной истории. 4 Субкультура и ееразновидности
культурологиясубкультура массовая элитарная общество
Субкультура с точкизрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые непротиворечат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее. Отличаться междусобой субкультуры могут языком то есть сленгом, манерой поведения, одеждой ит.д. Основой могут быть образ жизни, стилем музыки ну и политическимивзглядами. Встречаются субкультуры которые носят экстремальный характер идемонстрируют или выражают протест против общества и определенных общественныхявлений. Некоторые носят отчужденный, замкнутый характер, и стремиться кизоляции от внешнего мира или общества. Бывает так, что субкультура развиваетсяи стает единой культурой общества![5]
Наиболее известныесубкультуры — это музыкальные субкультуры, основанные на поклонниках различныхжанров молодежной музыки: Альтернативщики — поклонники альтернативного рока.Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва. Инди —поклонники инди-рока.
Другие культурные – этосубкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее: Отаку— поклонники аниме (японской мультипликации). Фурри — поклонники анимированныхживотных. Геймеры — поклонники видеоигр.
Имиджевые субкультуры,выделяемые по стилю в одежде и поведению: Вижуал кидс — субкультура, возникшаяна базе японского рока в 1980-е. Стиляги — советская молодежная субкультуравторой, имевшая в качестве эталона западный образ жизни Политические имировоззренческие. субкультуры, выделяются по общественным убеждениям: Антифа —международное движение, ставящее своей целью борьбу с тем, что оноподразумевает фашизмом. Неформалы — социальная группа; общее название дляпредставителей различных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века.Скинхэды — молодёжная ультраправая субкультура, представители которойпридерживаются национал-социалистической идеологии. Нью-Эйдж — являет собой оккультноетечение. Образовалось во времена Второй мировой войны.
Хулиганские субкультуры.Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, самиотносят себя к ним: Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: Байкеры —любители мотоциклов. Райтеры — поклонники граффити и т.д. ГОПНИКИ (первичное, сXIX в., значение в уголовном жаргоне — «оборванец», затем также «грабитель») —представитель маргинальной молодёжи, ведущий асоциальный образ жизни. Стильодежды Стереотипный внешний вид гопника включает в себя: спортивные штаны икуртка из синтетического материала, реже — классические черные; брюки, часточуть большего размера.
Сексуальные субкультуры.К ним относят гомосексуалов — предпочтение представителей своего пола вкачестве сексуального партнёра, объекта эротического влечения и/или любовныхотношений. Лесбиянки — женская гомосексуальность.
Заключение
Не политика и экономика,а именно культура призвана объединять в братскую семью народы России.«Русская идея» при этом перерастает в идею российскую. Еще болееконкретное выражение эта мысль находит в доктрине так называемых евразийцев,унаследовавших и развивших «русскую '' идею». Появляется человек, авслед за ним культура, сообщающая смысл его существованию. Культура — этотворение смысла жизни, а человек, создающий смысл, может быть назван ЧеловекомДуховным.
Социология культурыизучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностейи общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленнаясозидательная деятельность формирует человека как субъекта историческоготворчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка,приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладенияопытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре. Не будетпреувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культурадает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль засвоим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культураесть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов вобщество.
Социология культуры какотрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологическиеряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологиизакономерностей указанных явлений.
Список используемой литературы
1. Борев В.Ю.,Коваленко А.В. Культураи массовая коммуникация. — М., 2008. – С. 315.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 2003.– С. 289.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика,общество и культура. — М., 2000. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 2004.– С. 345.
4. Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации. — Воронеж, 2007. – С. 299.
5. Кребер А.Конфигурации развития культуры //Антология исследований культуры. Т. 1. — СПб., 2005. – С. 301.
6. Панарин А.С. Искушение глобализмом. — М. 2000. –С. 287.
7. Пуляев В.Т.Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал.– 2000. — №2. – С. 55.
8. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М., 2006. – С. 303.
9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2000. – С. 314.
10. Флиер А.Я.Культурогенез. — М., 2007. – С. 325.
11. Шаповалов В.«Восстание масс» по-российски // Свободная мысль. – 2001. — №12. – С. 67.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Джерела і приймачі оптичного випромінювання
Реферат Дифракционная структура изображения Критерии качества оптического изображения
Реферат Новые подходы к освещению советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 г.
Реферат Correlation Between Tempest And The New World
Реферат Итог подчинения - социальная и экономическая реорганизация деревни
Реферат Дослідження трифазної системи при зєднанні споживачів трикутником
Реферат Дослідження фототранзистора
Реферат До теорій дослідів Майкельсона і Троутона-Нобля
Реферат Дослідження трифазної системи при з’єднанні споживачів трикутником
Реферат Правоотношения в сфере труда Рабочее время и время отдыха
Реферат Елементарні відомості з механіки
Реферат «домашние животные»
Реферат Bassano (family da Ponte)
Реферат Единое поле силового пространственного взаимодействия материальных тел
Реферат Електромеханічна система