ПЛАН
1. Введение.
2. Культ фараона,религия.
3. Заупокойныйкульт.
4. Пирамиды.
5. Изобразительноеискусство.
6. Литература.Письменность. Музыка. Наука.
7. Эллинистический Египет.Египет — римская провинция.
Заключение.
1. ВВЕДЕНИЕ
Египет – страна древней итаинственной культуры, всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшейудивление, восхищение, живой интерес. Египетское государство – одно из первых вистории человечества – возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет назад. За стольдлительный срок в стране было создано огромное множество памятниковматериальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладногоискусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурныхсооружений. И если жилые дома строились из недолговечного кирпича-сырца, тохрамы, гробницы и пирамиды возводились из камня – на века.
Египетской архитектуребыла свойственна простота форм – поверхность зданий изнутри и снаружи былаплоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчалилишь настенные росписи и барельефы.
Архитектор – главнаяфигура на грандиозных стройках в Древнем Египте – следил за организацией работ:ему подчинялись беспрекословно, и это было необходимым залогом успеха – ведь настройках были заняты тысячи людей.
Наиболее известныедревнеегипетские памятники – пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним изсеми чудес света, да и сейчас они являются не только символом Египта, но и непревзойденнымиобразцами архитектурного творчества человечества.
В пирамидах отразилисьхарактерные особенности мировоззрения и религии древних жителей Египта: вера ввозможность вечной жизни души после физической смерти и обожествление фараона.
Религия Древнего Египтабыла политеистическая. Египтяне поклонялись многим богам, которые олицетворялии природные явления, и процессы, и отвлеченные понятия.
Современная культурачеловечества немыслима без культуры Древнего Египта.
О происхождении древнихегиптян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи – считают ихвыходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся ксемито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатовили европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление коригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта — родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный уегиптян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долине Нила сформироваласьустойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.
Египет стал первымгосударством на Земле, первой могущественной державой, претендующей на мировоегосподство. Это было сильное государство, в котором народ был полностьюподчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховнаявласть в Египте, были незыблемость и непостижимость.
2. КУЛЬТ ФАРАОНА,РЕЛИГИЯ
Во главе государствастоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальнымиприродными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считалсясобственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — (ном) совпадало спонятием государства.
Религия в Древнем Египтетребовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человекугрозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, чтотакую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать толькобоги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – онпризнавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ницперед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешениефараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральноеместо в религиозной культуре Египта.
Религия Древнего Египтапредставляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время ив разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почтивсе боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разноевремя суток. Так, главный бог ЕГИПТА – БОГ Солнца как «Восходящее Солнце»назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» — Ра, как «Солнце передзакатом» — Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказатьтрудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.
Боги были олицетворениемразличных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Однимиз важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создательвсего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира и дал ей жизньдвижением языка – своим словом. Птах почитался как покровитель искусств иремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Какдревнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали вМемфисе.
Жрецы других городоввозникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун –первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра.Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богинявлажности Тефнут. От них родились Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые,в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие иизначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.
Осирису поклонялись какбогу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и егообычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) –богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяласупружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной сголовой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса – бог Гор, бог Солнца,побеждающий силы мрака, почитался в облике сокола.
Миф об Осирисе и Горезанимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирисбыл некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убилего брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок ипобедил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз.Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Егонаместником на земле, царем живых, стал Гор.
Кроме этих богов,повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины ипорядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменностиТоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественнымсекретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.
Египтяне признавалиприсутствие божественного начала «во всем что есть на суше, в воде и воздухе».Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтянепоклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям имножеству других живых существ, считая их своими богами.
Религиозные обрядынередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков былсамым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалосьживотное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха,символом плодородия.
Бык Апис жил вспециальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные дляэтого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него.Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключаласьв том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал,тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадномстечении народа. Поиски такого, как он, преемника – «новорожденного Аписа» — были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белымпятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в формежука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.
Египтяне такжепоклонялись деревьям и растениям, Из которых они особенно выделяли лотос. Ониполагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветкалотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественнуюсилу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. Поаналогии с такими камнями стали строиться обелиски.
В настоящее времявысказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразныеи многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением ВысшегоСущества, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого всвоей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной.Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одномубогу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли еготак: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отецотцов», «Мать матерей». Это Высшее Существо – творец Вселенной – едино в своейсущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом иодновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Такимобразом, в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будетвоспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, чтожрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различныевоплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народуверу.
Существующее в реальностиегипетское многобожие никак не способствовало централизации государства,подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. До н. э. фараон Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформыс целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявивистинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государстваон сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара) и сам принял имяЭхнатона, что означало «угодный богу Атону».
Он попытался сломитьусилившееся к тому времени могущество старого жречества и старой знати: культывсех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имуществоконфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного имногочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ новогобога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемникифараона-новатора не смогли сколь-нибудь умеренно проводить его линию и вскоревынуждены были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов быливосстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.
3. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ
Важнейшей чертой религиии культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали«ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было главнойдоктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило всемировоззрения египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается,что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел стольяркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление кбессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, которыйсыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не толькорелигиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно наоснове несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, покоторому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно,и умершего может ждать воскрешение.
Согласно религиознымпредставлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшимихарактеристиками, в числе которых назывались Сах – тело человека, Шунт – еготень, Рен – его имя, Ах – его приведение, Ба – проявление сущности. Ведущуюроль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.
Именно Ка предстояловновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение.Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека.Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этогосозданы необходимые условия.
Основным условиемзагробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этомпривела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлитьжизнь после смерти, важно было позаботится о строительстве специальной усыпальницыдля тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всеговернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищеннойот посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти приусловии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов,покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в страну вечности.
Путь на тот светпредставлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагуподстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом путисодержаться в «Книге мертвых», Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах»,«Книге о том что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки,Ожидавшие мертвых, и даются подробные советы как их избежать. В этих книгахприведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать ихрасположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как непопасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощьюкоторых умерший мог обезвредить своих врагов.
Предполагалось, что еслиэтот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в Чертог Обеих истин,посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесьпроисходил суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клалисердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливостиМаат. Каждый из богов – а их было более 40 – задавал по вопросу, умершийотвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответовявлялся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны бытьотрицательными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать праведныйегиптянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершалнасилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Ячист».
Взвесив все «за» и«против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умершийдолжен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит –Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, с львиной гривой и пастьюкрокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царствоОсириса.
Царство Осириса, однако,по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшныельвы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало отнеобходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб илислуга – их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но еслиумершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то этавторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием еестановилось полное небытие человека.
Усилия египтян, такимобразом, были направлены на то, что бы сделать жизнь после смерти долгой,безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари,жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состоялав приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньшевнимания, чем гробницам.
4. ПИРАМИДЫ
Важнейшей чертой древнеегипетскойкультуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы –постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид – по сути своейнепроизводительные расходы – было разорительным для экономики государства,истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленные жертвысо стороны населения. Если бы египтяне с таким же упорством исамоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы болеединамично.
Пирамиды строились дляфараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а нетолько царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняковне бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки исбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта этитела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека имогли сохраняться в песках в течение очень длительного времени – многихстолетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильномнеравенстве людей в египетском обществе.
Археологи насчитали околоста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушенауже в древности. Самая ранняя из пирамид – пирамида Джосера, воздвигнутая около5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается как лестница к небу. В ееотделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумали воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколенияегиптян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и вчесть его совершались возлияния перед началом других строительных работ.
Самая знаменитая и самаязначительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что толькодорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей –сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы поместитьсялюбой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь – около 55тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вескаждой глыбы составляет примерно 2-3 тонны. Ученые подсчитали, какое количествокамней пошло на строительство этой пирамиды – 2300000. Удивительным былостроительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотнопригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружився пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковымиплитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложнойсистемой ходов и выходов. Их назначение – запутать грабителя, если ему удалосьбы проникнуть внутрь сооружения.
Пирамида Хеопса вместе сдругими пирамидами, высящимися в Гизе, — Хефрена и Михерина, названа одним из семичудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц,которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.
Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строитьиз кирпича, а не из камня – это было чуть менее разорительным, да и самипирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие итщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили такжечасто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всемпериодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своихфараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараонаМентухотепа I, построенный в виде скальнойгробницы, и возведенный в XV в.До н. э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храмцарицы Хатшепсут (для украшения его было использовано 200 скульптур).
5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО
Изобразительное имонументальное искусство Египта несло на себе печать египетской культуры вцелом.
Перед храмами и дворцамиегиптяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий,сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью.Обелиски нередко покрывались иероглифами. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическоеписьмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего таки не произошло с письменностью китайской).
Перед заупокойнымихрамами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головойчеловека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целомолицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.
Самый большой из всехдревнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. – он до сих порстережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в30 разбольше человеческой, а длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построенхрам. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людямстрах. «Отец трепета» — так называли это изваяние.
Другими замечательнымишироко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусстваявляются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительногоискусства II тыс. до н. э. искусствоведы считаютрельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненныйна крышке ларца.
Подтверждением высокойкультуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. До н. э.) является скульптурныйпортрет жены Аменхотепа IV –Нефертити (др.-егип. – красавица грядет) – одно из самых прелестных женскихизображений в истории человечества.
Изобразительное искусствоДревнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивалисьархитектурные сооружения, сфинксы, скульптуры статуэтки, рельефы. Росписи ирельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картиныблагополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.
Большое развитие получилскульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя рольдвойников умерших, служат вместилищем их душ. Были выработаны определенные типыпортретных статуй – мужчину обычно изображали в возрасте 40-50 лет – в расцветесил, а женщину – в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положениечеловека.
Художникам ДревнегоЕгипта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов,живописцев отличало тонкое чувство гармонии целостный взгляд на мир. Этовыражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу –созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все видыизобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитыватьособенности географической среды, характер освещения.
Высокого уровня достиглов Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являютсясосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева ислоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца,отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм итонкостью отделки.
Показательно, что хотя напротяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторыеизменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительногои монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присущеплоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища иног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий междуразмером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будетгеометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгаялинейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позычрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционноизображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всехбыли черные, одежды – белые. Проявление в этом индивидуальной воли художникабыло строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и длямонументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и ихоблик – раскраска и положение – определялись соответствующими нормами,обязательными для ваятеля.
Итак, из поколения впоколение, из тысячелетия в тысячелетие – один и тот же стиль, одна и та жерелигия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусствачрезвычайно мало изменилась во времени. Застойный характер древнеегипетскогообщества определил, в общем, единообразный тип древнеегипетской культуры.Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить,Жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.
6. ЛИТЕРАТУРА.ПИСЬМЕННОСТЬ. МУЗЫКА. НАУКА
Наиболее древниеегипетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи.Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашеговремени, относятся ко IIтыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние тексты, но они несохранились. Литература Древнего Египта представлена различными жанрами – этопоучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесахи чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.
Одно из самыхотвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседаразочарованного со своей душой». Человек, разуверившийся в своей жизни,начинает искать смерти. Душа, однако, пытается его отговорить от самоубийства иуверяет в тщетности надежд на загробную жизнь. Душа советует сполна насладитьсяземным бытием: « Радуйся, пока ты здесь».
Примеромповествовательной литературы I тыс.до н. э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванскоговерховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамонподробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая, впрочем, даватьи волнующие описания природы.
Возникновение египетскойписьменности относят к XXX в.до н. э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведениязначительного делопроизводства, что способствовало распространениюписьменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этотдревнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи – ораспространению грамотности свидетельствуют письменные указания строителям,начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старойиероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее какиератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописипоявилось новое письмо – демотическое (народное).
Музыкальная культураЕгипта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозныеобряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой,драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделениемузыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры былиподвержены взаимному влиянию. Музыканты пользовались большим почетом вобществе, их считали родственниками фараонов. На египетских фресках II тыс. до н. э. изображались лиры ибарабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника. Музыка в Древнем Египтеназывалась «хи» — удовольствие, наслаждение.
Ей приписываласьмагическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты дляансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам.В, этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызватьдождь, победить врагов.
Наука являлась важнейшейчастью египетской культуры: без научных знаний было невозможно нормальноеведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.
Математика развиваласьпод влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянамприходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границыпосле каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение иделение, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга,поверхность полушария и шара (эта задача была решена во II тыс. до н. э.), рассчитать объемпирамиды.
Египтяне научились точноопределять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точныйкалендарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Весь год состоялиз 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца.Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Во II тыс. до н. э. были высказаныпредположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем,они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда жебыли изобретены древнейшие в человеческой истории часы – водяные и маленькиекарманные и нашейные солнечные часики.
Значительных успеховдобилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификациитрупов, во время которого врачи и жрецы могли изучать анатомию человеческоготела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можносчитать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтянеустановили связь между повреждениями головного мозга и расстройствам функцийчастей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развитаспециализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные. Прираскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, чтопозволяет сделать вывод о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали исистематизировали свои сведения в области медицины – сохранилось до настоящеговремени несколько лечебников, содержащих, наряду с вполне рациональнымирецептами множество причудливых, колдовских. Рукописи II тыс. до н. э. содержали также подробные инструкции, каклечить раны, переломы и пр. Употреблялись такие лекарства, как толченое копытоосла, или «молоко женщины родившей мальчика».
Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшиедошедшие до нас географические карты – на одной из них дан подробный планзолотых рудников в Восточной пустыне.
Накапливались иисторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных датправления и подробным описанием событий, произошедших в годы их царствования.
В III тыс. до н. э. при дворе фараонапоявились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы прихрамах, а со II тыс. до н. э. – при крупныхгосударственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания.Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию,хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование,кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей египетской знатиучились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. ВЕгипте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение – «дом жизни».
7. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ.ЕГИПЕТ – РИМСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
С начала I тыс. до н. э. египетская культуравсе активнее воспринимает другие культуры – Крита, Сирии, рабовладельческихгосударств Двуречья, с которыми Египет широко торгует. В VI в. до н. э. Египет был завоеванперсами их владычество продолжалось до 405 г. до н. э. Последующий вслед заосвобождением период самостоятельности Египетского государства был недолгим:уже в 332 г. до н. э. македоняне во главе с Александром Македонским (356-323 дон. э.) подчинили его своей власти. С этого времени начинается быстрый процессэллинизации Египта, его культуры.
Египетское жречествоприветствовало нового завоевателя, он был объявлен сыном бога Ра. ВластьАлександра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы. ВЕгипте был установлен культ нового бога – Сараписа, который соединял в себе чертыважнейших божеств греков и египтян, и почитание Сараписа было повсеместнораспространено среди как греческого, так и египетского населения.
Важнейшим событием вжизни Египта того периода было основание нового города, названного Александрияв честь Александра Македонского. Александрия очень быстро становится торговым икультурным центром греко-восточного мира. Немногие города могли похвастатьсятакими преимуществами, какие были у Александрийского порта – удобноегеографическое положение на пересечении торговых путей, связывающих триконтинента, прекрасный ровный климат, защищенность, легкость доступа. В гаваниАлександрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира,прибывали иностранные посольства. Через Александрийский порт на вывоз шлизерно, папирус, тонкое полотно, изделия из цветного стекла, бальзамы, мази;ввозили рабов, мрамор, дерево, вино, керамику. Внутренний рынок Александрии былемким: полагают, что в I в.до н. э. население составляло 50 тыс. человек. Здесь жили греки, египтяне,евреи.
Город был построенархитектором Дейнократом по стройному плану и имел длинные прямые улицы. Вгороде были театр, библиотека, ипподром, множество храмов, парков, садов,цветников, бань. В 280 г. до н. э. здесь был построен знаменитый маяк высотойоколо 150 метров. Александрийский маяк был назван одним из семи чудес света. В III в. до н. э. в Александрии был созданМусейон – Академия наук. В Мусейоне имелись залы для заседаний, столовая дляученых, место для отдыха. Ученые, приезжавшие концов греко-римского мира,содержались за государственный счет и работали под управлением особогочиновника – жреца муз, назначаемого царем. В Александрии работали Архимед,великий географ III в. до н. э.Эратосфен и анатом и физиолог Герофил Халкедонский, открывший кровообращение.
Во II в. до н. э. в Александрии изобрелиновый музыкальный инструмент – гидравлический орган. В нем воздух нагнетался немехами, а водяным прессом. Это обеспечивало ровность и красоту звучания.
Следующий период вкультурной истории Египта связан с Римской империей: в36 г. до н. э. римскиевойска вступили в Александрию, и Египет был превращен в римскую провинциюживущей неспокойной культурной и религиозной жизнью.
Римляне старались выжатьиз страны все, что можно, — росли налоги, многие египтяне были практическибесправны. В стране постоянно вспыхивали волнения. Особенно частыми былибеспорядки в Александрии, которую римляне считали городом мятежников.
Пестрое в этническомотношении население Египта, разумеется, не имело единой религии. По-прежнемушироко распространены были солнечные культы, В которых солнце мыслилось какединственный или верховный бог. Некоторые религиозные учения принимали формыпримитивной магии и веры в демонов. Поклонялись и римским богам. Много былопоследователей и у различных иудаистских течений и христианства, котороераспространяется по территории Египта с I в. до н. э. Показательно, что в первые века новой эры копты(потомки коренных жителей Египта) исповедовали в основном именно христианство.Такая ситуация сохранится вплоть до завоевания Египта арабами, которые в VII в. н. э. принесут туда ислам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнеегипетскаяреформация имеет большое значение для понимания особенностей культуры не толькоданного региона, но и мировой культуры как способа человеческого существованияи развития.
Своеобразие культурыдревнего Египта состоит в том, что она является свидетельством присущейчеловеку тайны, скрытой за внешними формами его культурной деятельности. Этовыражено в известной надписи в храме богини Нейт в Саисе: «Я – это то, чтоесть, было и будет: никто не поднимал моей завесы». Египтяне стремились всеобъективировать, выразить внешним образом, придать делу такой вид, будто оно нерезультат человеческих рук, а ниспослано свыше. Высшие достижения духа были какбы вне человека, а сам он представлялся маленьким и незначительным. Древнеегипетскаяреформация – это попытка приоткрыть тайну и показать, что все видимое являетсятворчеством самого человека, что именно через человека приходит в мир вечное ивозвышенное, прекрасное и истинное. Но понадобились еще тысячелетия, чтобытайна человека стала доступной ему самому, чтобы перед ним встала реальнаязадача самопознания. Древние греки называли египтян мудрейшими из людей.Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны. Она сталаобразцом для последующего культуры в других регионах. Египтяне оставиличеловечеству папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды,скульптурный портрет, математические и астрономические познания. В течениедлительного периода египтяне были пионерами цивилизации.
Вместе с тем слишкомупрощенным было бы представление о культуре Древнего Египта как о сплошьрациональной. Она включала в себя и оккультизм, и мистерии. Некоторые обычаиегиптян были сомнительны в отношении нравственности, но авторитет этой древнейкультуры служит надежной основой для их заимствования более молодыми народами.