Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура в эпоху Просвещения

Культура вэпоху Просвещения
 

Содержание
 
Введение
1. Просвещение с общей точки зрения
1.1 Основные идеи и принципы Просвещения
1.2 Эпоха разума
2. Просвещение в России
2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию
2.2 Просвещение в российских условиях
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
2.3 Идеи Просвещения и русское православие
2.4 Идеи Просвещения и патриотизм
3. Наиболее известные просветители
3.1 Россия. Радищев
3.2 Россия: Новиков
3.3 Франция: Вольтер
3.3.1 Литературное творчество. Драматургия
3.3.2 Литературноетворчество: Поэзия
3.4 Германия: Гете
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
 

Введение
18 век в мировой культуреоставил свой отпечаток в истории и назван как «эпоха просвещения».
В эту эпоху заканчиваетсянаправление фантастических форм- «барокко», и начинаются гонения нагуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляетсядвойная жизнь(1ая жизнь — тайные поиски нового силой воображения и 2ая — явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времениявляется роман испанского писателя Кальдерона «Жизнь есть сон».
В Европе рождается войнамежду образованной властью и малообразованным, но ставшим активным, благодарякнигам, населением. Эта война приводит к созданию первой буржуазной республикив Голландии. И тут для всех монархий становится необходимым защищаться отвлияния республик. Например, в самом большом королевстве Европы во Франциифактический правитель Кардинал Ришелье публикует единые требования к искусству:воспитывать граждан королевства по образцам героев античности. А из правилРишелье появляется новое направление классицизм. Со 2ой половины 17века и до конца 18 в Европе побеждает идея просвещения (воспитание народаискусством).
Итак, что же такое «эпохапросвещения»? На каких личностях она построена? И как она изменила умылюдей? — на эти и другие вопросы вы найдете ответы в последующих темах.
 

1. Просвещение с точки зрения истории
Просвещение- это широкоекультурное движение в Европе и Северной Америке 18 в., ставившее своей цельюраспространение идеалов научного знания, политических свобод, общественногопрогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрамиидеологии и философии Просвещения были Франция, Германия и Англия (где оно ивозникло). Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила воФранции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle deslumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоватьсясвоим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения нанаделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностьюего носителей — просвещенных граждан.
Идеи Просвещения оказализначительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв.идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческойприроды, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития обществана основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называливыдающихся распространителей научных знаний.
 
1.1 Основные идеи ипринципы Просвещения
При всех национальныхособенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существуетединый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук иблагополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верноевоспроизведение законов природы позволяет построить естественнуюнравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденныйот предрассудков, является единственным источником знания; факты, суть- этоединственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечествоот социального и природного рабства; общество и государство должныгармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познаниенеотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цельобщественного бытия.
Конкретные путиреализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились.Особенно значителен был разброс во мнениях о религии: практический атеизм2Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм3Вольтера, умеренный деизм Д'Аламбера, благочестивый деизм Кондильяка,эмоциональный «деизм сердца» Руссо. Объединяющим моментом быланенависть к традиционной церкви. При этом деизм Просвещения не исключал такихорганизационных форм, как масонская4 квази-церковь5 с ееритуалами. Гносеологические6 различия были менее разнообразны: восновном просветители придерживались эмпиризма7 локковского толка сподчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм8мог носить механико-материалистический характер, но не исключался скептическийи даже спиритуалистический вариант. Онтология9 интересовалапросветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблемконкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считатьсяпервым вариантом позитивизма10), фиксируя лишь очевидностьсуществования субъекта, природы и бога- первопричины. Только в «Системеприроды» Гольбаха дана догматическая11 картинаатомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старалисьобосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политическогоразвития общества. Экономические (Тюрго), политические (Монтескье),правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль встановлении либеральной12 цивилизации современного Запада.

1.2 Эпоха разума
Годы жизни Дефо(1660-1731) совпали со временем бурного развития науки, буквально прервернувшейвсе представления средневекового человека об окружающем мире. На протяжении16-18 вв. географические открытия постоянно расширяли кругозор европейца: мирстремительно увеличивался. Если в 15 в. хорошо известные в Европе землипростирались от Индии до Ирландии, то к началу 19 столетия испанцы, англичане,голландцы, французы владели всем миром. Полоса выдающихся открытий, начатаяНиколаем Коперником, была продолжена трудами Исаака Ньютона, сформулировавшегозакон всемирного тяготения. В результате их трудов к концу 17 в. прежняякартина мира стала вчерашним днем даже в глазах обывателей: Земля — библейскоесредоточение, мироздание — из центра вселенной превратилась в один из немногихспутников солнца; само же Солнце оказалось лишь одной из звезд, дополняющихсобой бесконечный Космос.
Так родилась наука новоговремени. Она разорвала традиционную связь с богословием и провозгласила своимиосновами эксперимент, математический расчет и логический анализ. Это привело кпоявлению нового мироведения, в котором понятие «разум», «природа»,«естественный закон» стали главными. Отныне мир виделся гигантскимсложным механизмом, действующим по точным законам механики (не случайномеханические часы – любимый образ в сочинениях государствоведов и политиков,биологов и врачей в 17-начало 18 вв.). В столь хорошо отлаженной системе почтине оставалось места для Бога. Ему отвели роль зачинателя мира, первопричинывсего сущего. Сам же мир, как бы получив толчок, в дальнейшем развивалсясамостоятельно, в соответствии с природными законами, которые Творец создалвсеобщими, неизменными и доступными для познания. Это учение получило названиедеизм, имело много последователей среди естествоиспытателей 17-18 вв.
Но, пожалуй, наиболееважным шагом, на который отважилась новая философия, стала попыткараспространить действующие в природе законы на человеческое общество. Появилосьи крепло убеждение: и сам человек, и общественная жизнь подвластна неизменныместественным законам. Их нужно только обнаружить, записать, добиться точного ивсеобщего исполнения. Был найден путь к созданию совершенного общества,построенного на «разумных» основаниях,- залог будущего счастьячеловечества.
Поиски природных законовразвития общества способствовали возникновению новых учений о человеке игосударстве. Одно из них — теория естественного права, разработанная европейскимифилософами 17 в. Т. Гоббсом и Д. Локком. Они провозгласили природное равенстволюдей, а стало быть, и естественное право каждого человека на собственность,свободу, равенство передзаконом, человеческое достоинство. На основетеории естественного права складывался и новый взгляд на происхождениегосударства. Английский философ Локк считал, что переход некогда свободныхлюдей к «гражданскому обществу» — результат «общественногодоговора», заключенного между народами и правителями. Последним, согласноЛокку, передается некоторая часть «естественных прав» сограждан(правосудие, внешние сношения и т.п.). Правители обязаны защищать остальныеправа – свободы слова, веры и право частой собственности. Локк отрицалбожественное происхождение власти: монархи должны помнить, что они – часть «гражданскогообщества».
Началась целая эпоха вистории культуры Запада, принесшая с собой новое, глубоко отличающееся отсредневекового, понимание мира и человека. Ее назвали эпохой Просвещения – понаименованию мощного идейного течения, которое к середине 18 в. широко охватилостраны Европы и Америки. В 18-19 вв. оно оказывало сильное влияние на науку,общественно-политическую мысль, искусство и литературу многих народов. Вотпочему 18 столетие вошло в историю Век Разума, Век Просвещения.
Это движение представляливыдающиеся философы, ученые, писатели, государственные и общественные деятелиразных стран. Среди просветителей были аристократы, дворяне, священники,адвокаты, преподаватели, торговцы и промышленники. Они могли придерживатьсяразличных, порой противоположных взглядов на те или иные проблемы, относиться кразным вероисповеданиям или отрицать существование Бога, быть стойкимиреспубликанцами или сторонниками легкого ограничения монархии. Но всех ихсвязывала общность целей и идеалов, вера в возможность создания справедливогообщества мирным, ненасильственным путем. «Просвещение умов», целькоторого – раскрыть людям глаза на разумные принципы организации общества,продвинуть их мира и самих себя, — вот в чем суть Просвещения и главный смыслдеятельности просветителей.
Просвещение не было однимлишь плодом изощренного ума философов и их отвлеченных рассуждений о свойствахчеловеческого разума, естественном законе и т.д. Оно было детищем своеговремени – эпохи всеобщего кризиса средневековых форм жизни общества, зарождениеновой промышленной цивилизации. Этим во многом можно объяснить огоньвсесокрушающей критики, с которой обрушивались просветители на «неразумные»установления современного им общества – уродливого, как им представлялось,порождения «темных веков», Средневековья. Развивая идеи естественногоправа и общественного договора, многие из деятелей Просвещения доказывали, чтомонархи, некогда получившие власть из рук народа, использовали ее дляпорабощения подданных, превратили все созданное трудом простых людей в средстводля паразитической жизни привилегированных слоев («праздных тунеядцев»).В итоге возникло государство, сословный строй, все виды рабства. Духовнаятирания Церкви и политическая тирания королей, кровопролитные войны и кострыинквизиции, попранное человеческое достоинство – вот плата за отступлениечеловечества от естественного закона. Но достаточно свету знаний рассеять мракневежества и заблуждений, вернуть человечество под сень разума – и естественныйпорядок вещей восторжествует. Именно поэтому необходимо широкое гражданское просвещение.Народ поймет, что никто не имеет права его угнетать. Дворяне осознают, скольнесправедливо и позорно притеснение народа, какой вред оно наносит всемуобществу.
Но критика средневековыхпорядков не была единственной заботой просветителей. Они пытались выработатьпринципы устройства будущего общества, где люди обретут свободу, равенство,благосостояние, мир, веротерпимость.
Надежды на установлениесправедливого строя просветители связывали с мудрой политикой властейпредержащих. В те времена монархия была господствующей формой правления.Просветители верили, что воспитанный в духе новых идей «просвещенныйгосударь» уничтожит рабство и угнетение путем введения разумныхгосударственных учреждений и законов. Так из идей «мудреца на троне»выросла идея союза просветителей и монархов, хотя обе стороны имели во многомпротивоположные цели.
Поле деятельностипросветителей было обширным: они писали философские трактаты и политическиепамфлеты, заседали в парламенте и получали министерские посты, сочиняли проектызаконов и проводили реформы образования, занимались наукой и преподаванием,литературой и журналистикой, книгоизданием и благотворительностью. Онибеседовали с монархами и простолюдинами, процветали и нищенствовали,путешествовали и сидели в тюрьмах. Они оставили потомкам богатое идейное икультурное наследие и свои неосуществленные (быть может, неосуществимые) мечтыо создании идеального общества.

2. Просвещение в России
 
2.1 Проникновение идейПросвещения в Россию
Почва для распространенияидей Просвещения в России была подготовлена реформами Петра I. К концу его царствования странауверенно шла по пути европеизации и оказалась включенной в культурную орбитуЗапада. Быстрыми темпами шло становление отечественной науки и образования.Появилось много новшеств, каких не знала допетровская Россия: газеты, журналы,портретная живопись.
К середине 18 в.образованное общество состояло из европеизированного дворянства (прежде всегопетербургского и московского), а также крайне малочисленной молодой разночиннойинтелегенции (разночинцами называли выходцев из солдат, матросов,священнослужителей, мелких чиновников и т. д.).
Философские иобщественно-политические идеи западноевропейских мыслителей начали проникать вРоссию уже при Петре I.
Но движение Просвещенияпод общим названием «вольтерьянство» получило распространение в 40-60егг. 17 в. Его не случайно назвали по имени знаменитого французского философаВольтера. Если в конце 17 в. лидером европейского Просвещения была Англия, то в18 в. «историческая инициатива» перешла на континент, иобщеевропейским эталоном стало французское Просвещение. Кроме того, российская «французомания»была вызвана расширением культурных связей между Россией и Францией, особенново второй половине 18 в. Богатые дворяне имели прекрасную возможностьприобщиться к Просвещению во время путешествий за границу, а хорошее знаниефранцузского языка позволяло им изучать труды просветителей.
И в самой России чрезвычайнуюпопулярность получили произведения просветителей: образованное общество зачитывалоськнигами Вольтера, Монтескье, Д’Аламбера и Дидро.
 
2.2 Просвещение вроссийских условиях
Но многовековой путьразвития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения,попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второйполовине 18 столетия Франция уже была на пороге великой революции, и «третьемусословию» (все население, кроме дворянства и духовенства) предстоялопредъявить исторический счет монархии и дворянству. Резкая критикапросветителям отживших порядков и предрассудков, провозглашаемые ими идеалысоответствовали настроениям будущих вождей революции. Позднее на ее знаменахбыли начертаны лозунги свободы и равенства.
Между тем Россия временрасцвета вольтерьянства, т. е. при Екатерине II, совершенно не походила наФранцию. За фасадом блестящей империи лежала огромная страна, абсолютноебольшинство населения, которой буквально не поднимало глаз от земли, занимаясьтяжелым крестьянским трудом. Около половины закрепощенного крестьянстванаходились на положении помещичьих рабов. Третьего сословия не было и в помине:на промышленных предприятиях царил крепостной труд, а наиболее предпринимателииз купцов жаждали слиться с могущественным и привилегированным дворянскимсословием. Крепостное право вошло в плоть и кровь России, став привычным,будничным явлением. Его охраняло самодержавие, имевшее в своем распоряжениисильный бюрократический аппарат, мощную армию и прочную социальную опору в лице«рабовладельческого дворянства». Неудивительно, что идей западноевропейскихпросветителей получили в России совсем иное звучание.
Просвещение былоподдержано и самодержавием, и дворянством. Они стремились использовать новыекультурные веяния в интересах сохранения существующих порядков. Новому векуотдавала должное сама императрица Екатерина II, страстно желавшая прослыть «просвещеннойгосударыней». Она выставляла на показ свои воззрения, заимствованные уфранцузских авторов, состояла в переписке с такими корифеями европейской мысли,как Вольтер, Дидро, Д’Аламбер, и очень ревниво относилась к репутациипросвещенной правительницы. Идеи Просвещения не были чужды и консервативнойаристократии. Ее глашатаем был видный публицист, историк и экономист князь М.М. Щербатов. Находили применение идей Просвещения и у либеральных дворян. В ихчисле директор Петербургской Академии наук Е. Р. Дашкова, историк И. Н. Болтин,дипломату Н. И. Панин и Д. А. Голицын, писатели А. П. Сумароков и М. М.Херасков. Они считали необходимым осовременить монархическое правление исмягчить отношения между помещиками и крестьянами.
Подлиннымипросветителями, мечтавшими о коренном переустройстве российского общества наразумных началах, были публицист Н. И. Новиков, писатель Д. И. Фонвизин, атакже отдельные представители немногочисленной в ту пору разночиннойинтеллигенции. Среди последних следует назвать правоведов С. Е. Десницкого и А.Я. Поленова, философов Я. П. Козельцкого, Д. С. Аничкова и Н. Н. Поповского. Идаже демократические устремления тех, кого по праву можно считатьпросветителями, не выходили за пределы, поставленные все той же российскойдействительностью.
 
2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение
В увлечении науками иизящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной, богато одареннойнатуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупалабиблиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекцииживописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы игорода.
Среди известныхприобретений Екатерины – библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткийсрок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания такихмеценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля,Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса и других знаменитостей. Екатериной II былоснован Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.
Примеру императрицыследовали ее приближенные. Они устраивали в своих городских дворцах изагородных имениях большие и малые «эрмитажи», приобретая вкус кпрекрасному, тягу к знаниям и просвещению.
Царствование Екатерины IIотмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицыучреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главнойзаслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в Россиисистемы общего образования, не ограниченного сословными преградами (заисключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главныенародные училища, а в уездных – малые училища. В Екатеринославле, Пензе,Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественностипредполагалось учредить университеты.
В царствование Екатеринырусское правительство впервые ставит своей целью насаждение в стране общегообразования (а не только технического и специального; Петру Великому школынужны были для того, чтобы готовить артиллеристов и навигаторов). Екатеринапровозгласила намерение воспитывать «новую породу людей» (деятельнымсотрудником Екатерины в деле образования был генерал И. И. Бецкой). В самомначале своего царствования Екатерина положила начало женскому школьномуобразованию: в 1764 г., в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, былоучреждено учебное заведение для «воспитания благородных девиц»(Смольный институт). В 1764 г. опубликован «Устав народным училищам вРоссийской империи»; согласно этому уставу в городах России должны былибыть учреждены «главные» (в губернских городах) и «малые»(в уездных городах) народные училища.
Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была озаботиться подготовкой лекарей, было учреждено такженесколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).
Примечательно и то, чтопри Екатерине организация врачебной помощи населению возлагалась на власти.Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не телекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Страшным бедствием дляжителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положилоначало проведению вакцинации. Когда императрица привила себе оспу, то в ответна восхищение придворных возразила, что «она только исполнила долг, потомучто пастырь обязан полагать жизнь свою за свое стадо».
Время Екатерины быловременем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русскомобществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открытапервая в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило своей главной мысльюисследование о положении сельского хозяйства в России и выпустило длинную сериюсвоих «Трудов» (частью очень ценных). При Екатерине началась научнаяработа в области русской истории; с одной стороны, производилось собирание ииздание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий ходисторического развития России (труды Миллера и Шлецера, князя М. М. Щербатова иБолтина). Академия наук в это время стала издавать русские летописи.
Из русских писателейнаиболее выдающимся был поэт Державин и сатирик Фонвизин. Сама Екатерина былаписательницей (хоть и не первоклассной); она же предприняла издание журнала «Всякаявсячина» для воздействия на современное общественное мнение. Одновременнос ее журналом возникло несколько независимых журналов, которые иногда вступалис ним в оживленную политику.
Главным идейным влиянием,под которым находились в екатерининскую эпоху образованное дворянство изарождавшаяся «разночинная» интеллигенция, было влияние французской «просветительной»литературы с ее проповедью «естественных прав человека», свободы иравенства.
Екатерина не толькотерпимо, но и сочувственно и покровительственно относилась к либеральным идеями просветительной деятельности. Лишь, в конце царствования, встревоженная инапуганная событиями французской революции Екатерина пыталась остановитьдальнейшее распространение «вольнодумства». Книга А. Н. Радищева «Путешествиеиз Петербурга в Москву», изданная в 1790 г. и содержавшая яркий протест против крепостного права, была конфискована, а ее автор сослан в Сибирь. Как сказалаЕкатерина о Радищеве после: «Бунтовщик хуже Пугачева». В 1791 г. «типографическая компания» Новикова была закрыта, а сам он заключен вШлиссельбургскую крепость.
И также, 2аяполовина 18 в. характеризовалась значительным подъемом российской культуры,чему, безусловно, способствовала Екатерина, настойчиво стремившаяся предстать вглазах Европы просветительной правительницей, покровительницей музыки. При нейв России получили достаточно широкое распространение драматический имузыкальный театры. В Петербурге театральные труппы существовали при Шляхетскомкорпусе; в Москве – при университете и Воспитательном доме. В 1783 г. в Петербурге появилась первая театральная школа. Любительские и профессиональные театрывозникают в Туле, Харькове, Воронеже, Нижнем Новгороде, Пензе, Иркутске и вдругих городах. В репертуаре этих театров значились пьесы Бомарше и Мольера, атакже трагедии, драмы и комедии русских авторов Сумарокова, Фонвизина,Княжнина, Крылова. Большое распространение получили крепостные театры,принадлежавшие крупным вельможам (среди них известным был театр графаШереметьева в Останкине).
На подъеме находилась имузыкальная культура. Россия знакомилась с достижениями европейской музыки. ВСанкт-Петербурге и Москве гастролировали известные иностранные музыканты,исполнявшие произведения Моцарта, Гайдна, Генделя и других композиторов. И самарусская национальная опера с успехом соперничала с итальянской и французской. Итакже высокой степени совершенства в екатерининскую эпоху достигло русскоеизобразительное искусство, пронизанное идеями гуманизма и патриотизма (выходцыиз простого народа В. Баженов и М. Казаков). Их творчество – это наиболее яркиеобразцы русского классицизма.
Екатерина II продолжалатрадиции Петра Великого, приглашая в Россию наиболее известных европейскихзодчих, таких как Растрелли, Камерон, Росси, Кваренги, Фальконе, внесшихогромный вклад в русскую культуру. Символом Санкт-Петербурга стал знаменитыйпамятник Петру I, созданный Этьеном Фальконе.
Время Екатерины II – эторасцвет градостроительства в России. При ней осуществлялась планомернаязастройка Петербурга – «Северной Венеции» — и строительство новыхгородов: Николаева, Екатеринослава, Одессы, Севастополя и других городов.Большой размах получило строительство загородных императорских дворцов:Петергофа с его величественным каскадом фонтанов, Царского Села, Павловска,Гатчины.
Особенных успехов такжедостигла живопись (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий). История правления императрицыЕкатерины II – история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного иискаженного осуществления. Из Екатерины не получился «мудрец на троне»:в России не ослабили самодержавие и крепостное право, во многом они дажеусилились. Но в те же десятилетия была проведена колоссальная законодательная иадминистративная работа, превратившая Россию из наспех сколоченного государстваПетра I в европеизированную державу. Армия и флот доставили немало славныхпобед России. Историки неоднозначно оценивают екатерининскую эпоху: в то времяпросвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными междусобой.
 
2.3 Идеи Просвещения ирусское православие
Несходство путей развитияРоссии и Запада определило другую особенность российского Просвещения. Хорошоизвестно знаменитое «вольнодумство» французских просветителей, ихрезко враждебное отношение к Католической церкви, порой принимавшее формуоткрытого атеизма. Вопрос о существовании Бога был предметом острых вопросовмежду ними. Так, Дидро заявлял, что Бога нет; Руссо утверждал, что видит Бога вкаждом творении, Вольтер считал, что если Бога нет, то его нужно выдумать какморальную узду для человечества. Но главное заключалось в том, что французскоеПросвещение носило светский характер. В России же философия еще не отделяласьот религии, ей только предстояло выйти за рамки христианства. Поэтому в средепросветителей того времени вопрос о существовании Бога открыто не обсуждался.Русские естествоиспытатели, например, прочно занимали позиции деизма. ДажеЛомоносов, горячо доказывавший вредность церковной опеки над наукой, неподвергал сомнению существование Бога и резко осуждал религиозные воззренияВольтера. Насколько противоречиво было отношение русского общества к этомузнаменитому французу, можно понять из высказывания просвещенного вельможи И. И.Шувалова: «Вот как не люблю его, бестию…, а приятно пишет!» Конечно,русские просветители славили Разум, боролись против невежества и суеверий,обличали пороки священнослужителей. Ходившее в обществе знаменитое стихотворениеЛомоносова «Гимн бороде» принесло много неприятностей его автору. Нов целом все они оставались на позиции истинных христиан.

2.4 Идеи Просвещения ипатриотизм
Пожалуй, самойпримечательной чертой российских просветителей был их ярко выраженныйпатриотизм. Победа над Швецией в Северной войне выдвинула Россию в числовеликих европейских держав. Это позволило русским людям по-новому осознатьзначимость своей нации, на равных входящей в семью европейских народов. Вместес тем культурная отсталость России рождала горькие чувства. Особенно задевалорусскую национальную гордость распространенное на Западе мнение, что Россияникогда не станет цивилизованной, если будет рассчитывать только на собственныесилы. Поэтому российские просветители не уставали говорить о нераскрытыхтворческих возможностях нации. Россия, по словам философа-просветителяПоповского, не успела войти в число просвещенных государств скорее «запоздним начатием учения, нежели за бессилием». Читая лекции по философии вМосковском университете, он призывал своих слушателей доказать, что и им «отприроды даны умы, такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся».
Русские деятелинастаивали на том, что необходимо усилить просветительскую роль государства,создать разветвленную систему государственного образования, открыть доступ кнауке, государственной и общественной жизни выходцам из низших слоев общества.Большую роль сыграли русские ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, всоздании русского научного языка.
Если попытатьсянарисовать портрет России времен Екатерины II, то Просвещение послужит рамой, влучшем случае – фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайномалой частью россиян, исказились под влиянием российской действительности. Темне менее, в следующем, 19 столетии просвещенное российское общество все сильнееи сильнее станет поворачивать ход истории страны на свой лад.

3. Наиболее известные просветители
 
3.1 Россия:Радищев
Философские воззренияРадищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мыслиего времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности(телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познанияо них и существует по себе». Согласно его гносеологическим воззрениям, «основаниемвсего естественного познания является опыт». При этом чувственный опыт,будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытомразумным». В мире, в котором нет ничего «опричь телесности»,свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. Учеловека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявлениетелесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром.«Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности вего сложении с другими тварями, показывая, что он в существенности следуетодинаковым с ним законам. И как иначе-то, быть может? Не веществен ли он?»Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие унего разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Ноеще более важное отличие заключается в способности человека к моральнымдействиям и оценкам. «Человек – единственное существо на земле, ведающеехудое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможностькак совершенствоваться, так и развращаться». Как моралист Радищев непринимал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что отнюдьне «себялюбие» является источником нравственного чувства: «человекесть существо сочувствующее». Будучи сторонником идеи «естественногоправа» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («вчеловеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время неразделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного иприродного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь жеестественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальнойграницы: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местноеположение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуясоциальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеалнормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей вобществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такогорода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положениедел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают вроскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя имрака у крова». В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертииРадищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своемунатуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного идуховного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растетдуша, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“.Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертиедуши (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция неатеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам егомировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.
 
3.2 Россия: Новиков
Одной из важнейших задачНовиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, занациональные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами онвыпустил ряд исторических изданий. Среди них книга „Опыт историческогословаря о российских писателей“, а также „Древняя РоссийскаяВивлиофика…“ — издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, и другиеиздания исторических материалов. Он первым создал „Скифскую историю“.
Новиков сознавал необходимостьв издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий,составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы прииспользовании несколькими списками. Материал для своих изданий памятниковстарины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а такжегосударственных, доступ, который был разрешен императрицей в 1773 г. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материаловдоставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, такжеЕкатерина II, поддержавшая издание „Вивлиофики“щедрыми субсидиями.
 
3.3 Франция:Вольтер
 
3.3.1 Литературноетворчество: Драматургия
Продолжая культивироватьаристократические жанры поэзии — послания, галантную лирику, оду и т. д.,Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителемклассической трагедии, сам он написал 28 трагедий. Среди них главнейшие: „Цезарь“,»Семирамида", «Спасённый Рим», «Китайская сирота».Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформироваласьнеизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодностьврывались всё в большем изобилии нотки чувствительности, её прежняяскульптурная чёткость сменялась романтической живописностью. В репертуарантичных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи —средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное. Долгое время, нежелая мириться с восшествием новой драмы — как формы «гибридной»,Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического икомического, считая это смешение законной чертой лишь «высокой комедии»и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму»,где только «слёзы». Долгое время, противодействуя вторжению на сценуплебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию,широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» иформулируя по существу программу демократического театра; «чтобы легчевнушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшегокласса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающуюотцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других кприроде, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление искорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы.Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только средимонархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу такихбуржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель»и др.
 
3.3.3 Литературноетворчество: Поэзия
Вольтер начал в стилеклассической эпопеи, которая, как и классическая трагедия, под его рукойпреображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастическихвойн — на самом деле бывшая, вместо богов — аллегорические образы — понятия:любви, ревности, фанатизма. Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме обитве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанскойдевственнице» (La Pucelle d’Orleans), едко и скабрёзно высмеивающей весьсредневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму догероического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героическойпоэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours envers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмоо философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественныйзакон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).
 
3.4 Германия:Гете
Первым значительнымпроизведением Гёте этой новой поры является «Гёц фон Берлихинген» —драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте впервые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода «Бурии натиска». Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манереисторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитируетнациональную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., а, сколько в том, чтоэта драма, возникая за пределами литературы рококо14, вступает такжев противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течениемкультуры. Образ борца за социальную справедливость — типичной образ литературыПросвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фонБерлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянскоевосстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него,проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: предним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме какразвязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему «своеволие».Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии «сматерью-природой». Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёцвыходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающаяприрода: «Господь всемогущий, как хорошо под твоим небом, как хорошасвобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте,дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют». Последние слова Гёте— «О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!».

Заключение
 
Вобщем, исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-егг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологамв культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революцияразрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно философскаяреволюция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальноенаследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому онобыстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив отних эпитет «плоского рационализма». Однако Просвещение находитсоюзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает «второе дыхание»в 20 веке, воспринимаясь, иногда как альтернатива и противоядие в борьбе стоталитаризмом.
Ноэто совсем другая история………
 

Список использованнойлитературы
Большая энциклопедия Кирилла иМефодия, 2009 г.
Б. И. Краснобаев «Очерки историирусской культуры» М., 1987г.
В.О. Ключевский «Историческиепортреты», 1990 г.
Энциклопедия «Википедия»
 

Приложения
 
Значение слов
 
1. Гуманисты1(от лат. humanus — человеческий, человечный)- это человек, признающий ценности человека какличности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей,утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений
2. Атеизм2(франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный)- исторически разнообразные формыотрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытиямира и человека.
3. Деизм3(от лат. deus — бог)- религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум,сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законыи движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы(т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей кпознанию бога, кроме разума.
4. Масонство4(франц. franc mason, англ. free mason — букв. «вольный каменщик»)- религиозно-нравственное движение,связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.
5. Квази-церковь5(от лат. quasi — якобы, как будто)- «мнимая», «ненастоящая» церковь,основана на учении масонов.
6. Гносеология6(от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) — то же, что теория познания.
7. Эмпиризм7(от греч. empeiria — опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опытединственным источником достоверного знания; противостоит рационализму. Дляэмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижениероли рационального познания.
8. Сенсуализм8(от лат. sensus — восприятие, чувство)- направление в теории познания, согласно которому ощущения,восприятия — основа и главная форма достоверного познания; противостоитрационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего небыло бы в чувствах».
9. Онтология9(от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение)- раздел философии, учение о бытии (вотличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщиеосновы, принципы бытия, его структура и закономерности.
10. Позитивизм10(франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)- философское направление, исходящееиз того, что все подлинное знание — совокупный результат специальных наук;наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над нейфилософии.
11. Догматизм11(греч. Dogmatikos, от dogma — учение)- одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление. В основедогматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
12. Либерализм12(от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный)- идейное и общественно-политическоетечение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономическихсвобод.
13. Клерикализм13- стремлениеобеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурнойжизни.
14.Рококо14 («причудливый», «капризный»; франц.rococo от rocaille — осколки камней, раковины)- стилевое направление,господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в.,он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколькофазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.
 

Иллюстрации
 
Екатерина II:
/>
Новиков:
/>
Радищев:
/>

Вольтер:
/>
Гете:
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.