Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура древних цивилизаций Месопотамии

Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра истории нового и новейшего времени
Реферат
на тему:
Культура древних цивилизаций Месопотамии
Подготовил:
Студент 4 курса, 3 группы
Сидоренко В.
Минск, 2009

 Содержание
1. Особенности культуры Месопотамии
2. Религиозно-мифологические представления.
3. Космогонические и антропогоническиепредставления
4. Культ и его особенности
5. Письменность
7. Литература
8. Научные знания
9. Зикураты

1. Особенности культурыМесопотамии
 
Древнейшей мировой цивилизациейявляется Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены между Тигром и Евфратом.Много народов прошло через Месопотамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи,на севере и западе – ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалосьобосноваться и племенам-завоевателям. Это – кутии, семиты, касситы. Центр древнейшейцивилизации находится в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила названиеАккад, южная – Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия.
Месопотамскаяцивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э.человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е.от «варварства» к цивилизации, создавая свой тип культуры. Историческиеусловия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей:
— Культура Месопотамии неявляется однородной по своему составу. В ее создании и становлении участвовали шумеры,вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена. В тоже времяв отношении них можно говорить как о носителях родственных культурах, так как всеони имели единую систему письма, общие научные, религиозно-мифологические представления,схожие литературные сюжеты, единообразные формы хозяйства. К тому же культурнаяпреемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамиина протяжении нескольких тысячелетий.
— В месопотамской цивилизациизначимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамияпокрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административногоаппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкойспециализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленныецентры.
— На протяжении всего периодадревности происходит сосуществование первобытной и древней культуры. Некоторые племенаи селения оказались стоящими в культурном отношении на этапе первобытности в концепериода древности.
— Особое место в Месопотамиисыграла письменность. Изобретенная шумерами клинопись является наиболее значимымв современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменнымпамятникам существует возможность восстановления исторического прошлого ДревнегоДвуречья.
— Существование неясных представленийв религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому,что для Месопотамии не характерно становление портретного искусства. Все изображенияносят условный характер.
— Из-за особого географическогоположения особое место занимает материальная культура, это проявилось в становленииирригационной системы.
2. Религиозно-мифологическиепредставления
 
Следует отметить, что здесьсуществует огромный пантеон божеств и объясняется это несколькими причинами. Помимошумерских и аккадских богов существовали божества и других племен, которые заимствоваливышеназванные. И этот процесс имеет к тому же тысячелетнюю историю, за которую накопилосьзначительное количество божественных имен.
Хотя многие имена сливалисьи возникали многофункциональные божества, тем не менее сохранились важнейшие божествакаждой отдельной области, а это привело к огромному числу второстепенных божеств,которые дублируют друг друга или тождественны. Так, сохранившиеся списки богов фиксируютоколо 2-3 тыс. имен.
По типологической классификациибогов можно разделить на: старых, молодых, астральных иуниверсальных.
К старым божествам относятся:
Ану (аккад.), Ан (шумер.)– бог неба.
Эллиль (аккад.), Энлиль (шумер.)– «владыка-ветер»,покровитель гор Ниппура.
Эа, Эйя (аккад.), Энки (шумер.) – первоначальнобог южного города Вавилонии Эреду. Позднее вместе с Ану и Энлилем он разделил властьпод космосом. Его владения – воды океана и подземные. В тоже время это покровительзаклинателей, а также покровитель всех искусств и ремесел.
Мардук (аккад.) – во второй половине 2 тыс. дон. э. он превращается в верховного бога в связи с занятием доминирующего положенияего города Вавилона. Основные эпитеты, использовавшиеся в отношении Мардука: «судьябогов», «владыка богов», «отец богов». Ряд своих функцийМардук заимствует у некоторых шумерских божеств и идентифицируется с богом Асаллухи.
К молодым богам относятся:Нинурта – сын Энлиля, совершавший всевозможные подвиги. Набу – сынМардука, бог-покровитель писцов и искусства.
К астральным божествам относятся:Шамаш (шумер. Уту) – бог Солнца; Син (шумер. Нанна)– бог Луны. Каждый имел в Месопотамии 2 основных центра: Шамаш – в Ларсеи Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба сохраняли свое значениена протяжении всей месопотамской цивилизации. Шамашу принадлежало исключительноеположение. Он не только бог солнца, но и верховный судья – земной и небесный, заботилсяо бедных и обездоленных, предсказывал будущее, наставлял и защищал человечество.
К уникальным божествам относятся:Адада – бог бурь. Своего центра не было, но почитали его во многих местах,это и семиты, хетты, хурриты, ассирийцы. Ашшур – бог города Ашшура, утвердившийсяв пантеоне с момента возвышения этого города. Это божество наделили чертами повелителявселенной, организатора космоса, назывался «отцом богов».
Богини месопотамского пантеона– это богини-матери, супруги богов (Баба, Мами), богиня подземного мира Эрешкигаль.Исключение составляла Иштар (шумер. – Инанна) из-за свойственной ейприроды – с одной стороны она связана с планетой Венерой, а с другой стороны – обладалабожественными качествами. Это была вооруженная богиня. В то же время она наделенасвойствами, которые делали ее покровительницей плотской любви. Ее город – Урук.Первоначально она считалась дочерью Ану, затем его женой.
Вообще, отмечая особенности,характерные для месопотамского пантеона, необходимо отметить, что в нем мало заметныиноземные влияния.
3. Космогонические и антропогоническиепредставления
 
Космогония Вавилона. Наиболее разработаны аккадские космогоническиевоззрения. Они получили изложение в тексте на 7 табличках, первые слова которогоначинаются – "Когда вверху". Некоторые сведения содержат "Поэмао Мардуке", мифы о богине Иштар и др.
Первоначально в мире существовалпервобытный хаос, называемый Апсу (шум. Абзу), представлявший мужскоеолицетворение подземной бездны, и являвшийся первопричиной жизни, муж Тиамат,женское олицетворение этого. Тиамат изображалась в виде чудовищного дракона илисемиголовой гидры. Апсу и Тиамат, мешая свои воды создают первых богов старшегопоколения Лахму иЛахаму. Затем начинается борьба между Апсу и «молодымпоколением» богов. Апсу строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. Энки)усыпляет, а затем убивает Апсу.
Тиамат, жена Апсу, намеревается отомстить богамза убийство мужа. Боги собираются на большой совет, и там выступает молодой богМардук (сын Эйя) и обещает сразиться с Тиамат, но требует, чтобы его ввелив совет и сделали верховным божеством. Боги избирают его своим главой и благословляютна битву.
Мардук рассекает тело Тиаматна 2 части и творит мир. Из нижней части он создает землю, из верхней – небо. Затемна небесном своде появляется 12 созвездий, которые будут стоять на страже 2 тыс.лет. Первое созвездие на страже – Близнецы, Телец, Овен и т.д. Богам Шамашуи Сину Мардук велел разделить между собой сутки. Так был создан мир. Шумерскиекосмогонические представления в противовес аккадским не так ясны.
Антропогонические представления.По аккадским представлениямМардук лепит человека из глины, добавляя к ней кровь богини Тиамат. В шумерскоймифологии Энки и Нинмах (в шумер.-аккад. мифологии богиня-мать) лепят человека изглины Абзу (подземного мирового океана) и привлекают к этому богиню Намму («мать,давшую жизнь всем богам»). Человека создают для того, чтобы он трудился на богов.Когда человек был изготовлен и определена его судьба, боги устроили пир. Там захмелевшиеЭнки и Нинмах снова принимаются лепить людей, но у них получаются только уроды.
В вавилоно-ассирийской мифологиисо временем появляется такое понятие как «личные боги». Это свидетельствуют,что в вавилонской мифологии намечаются тенденции к более тесному, индивидуальномуобщению с божеством.
4. Культ и его особенности
 
Большую роль в культе и вчастном богослужении играли изображения божеств. Это подтверждало широкое распространениекопий божеств. Считалось, что божества присутствуют в своих изображениях. Если изображениевыносили из святилища, вместе с ним удалялся и бог. Изображения богов делали изценных пород дерева, там, где тело не было покрыто одеждой, его покрывали золотымипластинками. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней, их облачали впышные одежды, надевали украшения. Во время специальных церемоний одежды менялись.Изображения богов всегда антропоморфно, соблюдаются также пропорции человеческоготела, исключение делалось только для второстепенных божеств – бог-бык сын Шамаша,бог-змея, иногда двуликие головы, бычьи уши.
Распространена была и ассирийскаятрадиция изображения бога Ашшура и царя в одинаковых позах и одеждах. Общимявляется: при воплощении божества важны были не столько черты лица, сколько деталиодежды и прочие атрибуты.
Роль божественногоизображения была двоякой. С одной стороны оно служило центром обрядов жертвоприношения,с другой, оно фигурировало во всех церемониях, демонстрировало связь города и божества.
Отправлением культа в Месопотамиизанимались жрецы. Посредник между богом и людьми именовался «помазанный».Помазание у ассирийцев и вавилонян появилось задолго до появления Библии. Простыелюди не должны были общаться с богом. За помощь в общении с богами жрецы получалибогатые подношения. Звание жреца передавалось по наследству. Жрецы должны были обладатьрядом установленных качеств: безупречное поведение, привлекательное лицо и совершенноетело, высокий рост, определенный вес, рождение только от законного брака.
Среди жрецов было много ученых,особенно на них распространялись астрологические обязанности, т.к. и для самой месопотамскойрелигии была характерна астрологизация божеств. Слово "бог" в клинописиобозначалось как "звезда".
Метафизически(в сверхчувственных сферах) божество в Месопотамии воспринималось как ужасное, повергающеев трепет явление, наделенное неземным устрашающим сиянием, которое было характернотолько в различной степени интенсивности любому предмету или лицу, являющееся божественными священным, также и царю. Это отражено в молитвах.
Исходя из характеристики текстовмолитв Лео Оппенхейм делает вывод, что влияние религии на отдельных людейи общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения. Религия не предъявляласерьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на имущество человека. Как самособой разумеющимся воспринималось смерть. А в культе городского божества отдельныйчеловек участвовал как зритель. «Человек жил в умеренном религиозном климате",который более определялся социальными и экономическими условиями, чем культовыми.
В целом, говоря об особенностяхрелигиозных воззрений в Месопотамии, можно отметить следующие черты: пантеизм, антропоморфностьбожеств, огромное количество божеств, соответствие божеств в шумерской и аккадскоймифологии, придание особой роли жрецам как посредникам между богом и людьми, отсутствиепредставлений о загробной жизни, фиксация индивидуальных божеств, божественное происхождениецарской власти.
5. Письменность
 
Письменность Месопотамии впиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение,что на становление письменности оказала влияние система «учетных фишек».
В ранней пиктографическойписьменности существовало около 1,5 тыс. знаков-рисунков. Отдельный знак обозначалслово или несколько слов. Со временем количество знаков сокращалось. В ново-вавилонскийпериод их число составляло уже около 300. В результате унификации знаков сокращалосьих число, упрощение их написания приводит к тому, что появляются клинописные знаки,в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно с этим процессомпроисходит и фонетизация письма, это не только в словесном значении, но и в слоговом.Это позволяло уже передавать грамматические тонкости языка: имена собственные, терминыи т.д. С этого времени клинопись становится подлинной письменностью.
Шумерская клинопись получаетширокое распространение. С середины 3 тыс. до н. э. ее используют аккадцы, жителиЦентральной и Северной Месопотамии, эблаитяне в Западной Сирии. В начале 2 тыс.до н. э. клинопись заимствуют хетты, около 1500г. – жители Угарита и на ее основесоздают свою упрощенную слоговую клинопись, на основе которой возникло финикийскоеписьмо. А последнее оказало влияние на греческий и другие алфавиты. В 1 тыс. дон.э. клинопись заимствуют урарты, персы.
Значение месопотамской письменностиотразилось и на таком факте, что во второй половине 2 тыс. до н. э. аккадский языки клинопись становятся средством общения на всем Ближнем Востоке. Наибольшее влияниемесопотамской цивилизации на окружающий мир относится к 1400–600 гг. до н. э. Вэто время переводятся и другие языки «научные», ритуальные, литературныешумерские и аккадские тексты. Самые древние тексты, которые мы имеем – описиполученных или выданных продуктов; учебные тексты; списки знаков и слов; словари,сохраняющие даже двух язычные словари. В европейских музеях около 70 тыс. табличек,из которых только 10% расшифровано. Много табличек было обнаружено в Белом храмев Уруке.
Создаются текстыпутем вдавливания палочкой стилем по гладкой, мягкой, мокрой глиняной поверхности.Размеры табличек: маленькие – с почтовую марку, большие – до 90 см. Форма табличекзависела от конкретного случая. Строки располагали параллельно меньшей стороне прямоугольника.Для важных операций таблички изготавливались из камня или металла.
В начале 1 тыс.до н.э. стали использовать деревянные таблички, покрытые воском. Такой метод существовали в греко-римской традиции. Обнаружили и своего рода книги – соединенный ремняминабор таких табличек.
Писцы. Покровительницей этого ремесла былапервоначально богиня Нисаба, потом бог – Набу. Искусство писцов передавалось отпоколения к поколению. Образование и упражнения подготавливали писца к умению читатьи писать любой вид текста. В учебную программу школ-академий эддуба входилобольшое количество предметов. Существовала специализация писцов. Процесс обученияначинался с изучения и написания простых знаков и групп знаков с постепенным переходомк более сложным словосочетаниям. Учащийся должен был копировать и учить наизустьпроизношение и чтение различных рядов и комбинаций знаков. Иногда ученик копировалтаблички не только в учебных целях (для себя или учителя). Некоторым писцам с помощьюучеников удалось собрать личное собрание табличек. Писцы школ, которые существовалипри дворцах и храмах, были обеспечены и располагали свободным временем, это позволялоим интересоваться и заниматься различными темами. Так создавались коллекции табличекпо различным научным темам – своего рода библиотеки. Библиотеки существовали в Ашшуре,в Султантене, в различных местах южной Месопотамии.
Наиболее известная библиотеканаходилась в Ниневии – библиотека Ашшурбанапала (669–633 гг. до н.э.). Она обнаружена в 1853 г. при раскопках деревни Куюнджик. Ашшурбанапалспециально направлял людей в Вавилонию для поиска текстов. Некоторые тексты копировалисьпо определенному стандарту. Некоторые тексты составлялись в нескольких экземплярах.Сохранились тексты, составленные на 150 табличках, на каждой такой табличке поставленпорядковый номер, заглавием служат начальные слова первой таблички. В библиотекесодержалось около 25 тысяч табличек. На полках книги размещены по определенным научнымобластям. Имелись тексты: исторического содержания (анналы, хроники); судебники;эпические поэмы; «научные тексты».
Интерес представляют созданныедля учебных целей особые тексты, своеобразные словари-справочники. Эти текстысостоят из знаков, групп знаков, слов, расположенных на табличках вертикально узкимиколонками. Такие списки знаков предназначались для обучения писцов написанию знакови одновременно заполнению их произношения. Если знак имел несколько значений, тоон упоминался такое количество раз, сколько значений насчитывал.
Эти древние списки оказывалипомощь при расшифровке клинописи, установлении аккадской лексики и грамматики. Началиих публиковать еще в начале XX в. Значительная роль в публикации материалов такогорода принадлежит Бенно Ландсбергеру. Он систематизировал материалы, исследовалих форму, функции.
7. Литература
 
Для литературы Месопотамиинет такого четкого определения времени создания произведений как для египетской,поэтому целесообразно остановиться на наиболее значительных памятниках и распространенныхжанрах.
Шумерская литература дошла до нас в основном в записях XIX–XVIII вв. до н.э. В 60-е годы XX в. американскими археологами был обнаруженбольшой архив источников, которые датируются XXVII–XXV вв. дон.э. (гимны, мифы, поучения). Это наиболее древние клинописные документы.
Для месопотамской традициихарактерно наличие так называемых литературных каталогов. Наиболее древнийиз обнаруженных каталогов относится к I тыс. дон.э. Каталоги представляют собой списки, в которых зафиксированы названия произведенийпо первым строчкам текста. По всей вероятности там зафиксированы не все существующиелитературные произведения, а те, которые являлись обязательным для чтения писцов.Грамотность в Двуречье была распространена не только среди представителей жреческихкругов. Литературные тексты найдены во многих частных домах. Шумерские каталогиотмечают 87 литературных произведений. Для некоторых из них указаны авторы, но частов их качестве фигурируют полумифические личности, иногда божества.
До настоящего времени дошло32 произведения из литературных каталогов. Всего исследователям известно около 150памятников шумерской литературы. По жанрам это: стихотворные записи мифов;эпические сказания; молитвы; гимны царям и богам; псалмы; свадебно-любовныепесни; плачи – погребальные, о народных бедствиях; из дидактическихпроизведений – поучения, назидания; басни; пословицы и поговорки.Одним из древнейших поэтических произведений является «Эпос о Гильгамеше».Это первое литературно-художественное произведение в мире.
Вавилоно-ассирийская литература. Древнейшие памятники на аккадском языкедатируются серединой 3 тыс. до н. э. Вытеснение шумерского языка аккадским не означалоуничтожение шумерской культуры, происходило слияние культурных традиций. Это заметнои в мифологии. Все аккадские божества или шумерского происхождения, или отождествлялисьс шумерскими.
Для вавилонской литературытакже характерны литературные каталоги. В 1958 г. изданы У.Г. Лэмбертом.В каталогах иногда указывается и авторство текстов, но в некоторых случаях это далекоот правдоподобия – «записано из уст коня». В качестве примера авторскогопроизведения является эпос «Об Этане», автором которого считаетсяЛу-Нанна.
Наиболее значительное произведение– «Поэма о сотворении мира» («Когда вверху»), созданная на 7 табличках.Цель поэмы: оправдать возвеличение почти неизвестного до XIX–XVIII вв. до н.э. города Вавилона и его местного божества Мардука. Времясоздания поэмы – не ранее XVIII в. дон.э.
«Эпос о Гильгамеше». Эпос известен в различных списках: аккадских,вавилонских. Считается, что в образе Гильгамеша выступает историческая личность– царь города Урука. Но значительное внимание уделяется мифологическим сюжетам.Образ Гильгамеша оказал влияние на формирование образа Геракла, Самсона в ВетхомЗавете. И вообще многое в библейских текстах становится понятным через шумерскуюлитературу: мифы и легенды в Библии связаны с древним Шумером, особенно первая книгаВетхого Завета «Бытие».
8. Научные знания
 
Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамиибыла народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты(жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящихвеществах. Медицинские инструменты использовались только самые простейшие: шпатели,металлические трубки, ланцеты. Хирургические операции практически не производились(исключая кесарево сечение). В качестве медицинских направлений, подходах к лечению,к больному выделяются 2 направления: «практическое»; «научное».Жители Месопотамии верили в эффективность обоих способов, соединяющих и применениемедикаментов, и использование магии. Между этими двумя способами не было четкогоразделения: при использовании медицинского лечения использовали и магические процедуры,а при применении магических мер использовали и фармакопею. Магические элементы,применяемые практиком, состояли из коротких заклинаний, использовании магии чисел(7 капель лекарства).
Об уровне месопотамской медициныоставил свое свидетельство Геродот: «Вавилоняне выносили своих больных на рынокдля того, чтобы узнать у прохожих, какие бы средства они предложили для лечения».
Математика. Существовало 2 вида математических текстов:математические таблицы и так называемые «проблемные тексты». Они получилираспространение в старо-вавилонский и селевкидский периоды (4–1 вв. до н. э.). Математическиетаблицы предназначались для умножения и деления. Они также перечисляют квадратыи кубы, извлечение корня, использовались при вычислении сложных процентов.
«Проблемные тексты»содержат решение конкретных задач, либо перечислялось большое количество задач (числомогло доходить до 200), перечисляются от простых до чрезвычайно сложных.
Астрономия. Что касается астрономии, то таких успеховкак в математике месопотамцы достигли позже. Толчком для развития астрономии послужиловведение в нее математических методов.
Еще в шумерских текстах появляютсяназвания звезд и созвездий: Луна, Солнце, Сириус, Венера, Большая Медведица, Плеяды(звездное скопление в созвездии Тельца). Во II тыс. до н. э. велись астрономическиенаблюдения за исчезновением и появлением Венеры из-за Солнца, но в основном этобыло связано с составлением астрологических прогнозов. Позднее стали производитьсяи конкретные наблюдения: вычислялось положение планет, Луны, затмения; указывалосьполнолуние и новолуние; составлен зодиак и разработаны правила для точного расчеталунно-солнечного календаря; изучались планеты – Юпитер, Венера, Меркурий, Марс,Сатурн.
Астрология. Основной источник астрологических текстов– библиотека Ашшурбанапала. Тексты подразделяются на 2 вида:
— астрологические отчеты.В соответствии с запросами царей изучались такие явления как гром, дождь, град,землетрясение, которые предвещали войну или мир, неурожай или потоп.
— гороскопы. Их наибольшеераспространение относится к V–III вв. до н.э. Для человека с дня его рождения давалсяастрологический отчет и заканчивался предсказанием его будущего. Распространенобыло в основном в Вавилонии. Считается, что возник этот вид текстов без греческоговлияния.
В целом для развития наукив Древней Месопотамии необходимо отметить: ее практическую направленность; использованиемагических ритуалов и действий.
9. Зиккураты
 
Впервые свидетельствао неповрежденной Вавилонской башне оставил Геродот – 5 в. до н. э. Разрушителемже ее считается Александр Македонский.
Изображалась Вавилонскаябашня по-разному. Одним из первых считается ее изображение в Салернском соборе,которое датируется XI в. В этом случае памятник представлялсяв размере 2-х человеческих ростов. Питер Брейгель Старших в 1563 г., нарисовал Вавилонскуюбашню уже огромную по своим размерам. В дальнейшем башня в воображении, как обывателей,так и деятелей искусства продолжала увеличиваться в размерах, достигая небес.
В конце XIX в. в 1899 г. немецким археологом Колдевеемпосле 11-летних изысканий было обнаружено место, где находилась ранее Вавилонскаябашня – Э-Тэмен-ан-Ки («дом основы Небес и Земли»). Благодаря раскопкам английскогоархеолога Леонарда Вулли зиккурата в городе Уре, а также на примере в Агар-Гуфе,стало возможным реконструировать действительный внешний вид Вавилонской башни. Считается,что по форме она являлась семи ступенчатой пирамидой. Первая ступень составляла33 м, вторая – 18 м, остальные по 6 м, вверху располагался 15 м храм богу Мардуку.Общая высота составляет 90 м, которая равна длине стороны основания. 
Литература
1.  Мифы и легенды Древнего Двуречья. М.,1965.
2.  Эпос о Гильгамеше. М.-П., 1961.
3.  Я открою тебе сокровенное слово. ЛитератураВавилонии и Ассирии / Сост. В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 1981.
4.  Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.
5.  Государственные музеи Берлина. ГДР (Музеимира). М., 1983.
6.  Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М.,1983.
7.  Дмитриева Н. Культура Древнего мира. М.,1979.
8.  Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня:легенда и история. М., 1991.
9.  Клима Й. Общество и культура древнегоДвуречья. Прага, 1967.
10.  Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии:человек, судьба, время. Очерки. М., 1983.
11.  Крамер С.Н. Мифология Шумера и Аккада// Мифология древнего мира. М., 1977.
12.  Можейко И. 7 и 37 чудес. М., 1980.
13.  Никольский Н.М. Культура Древней Вавилонии.Мн., 1959.
14.  Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М.,1990.
15.  Редер Д.Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья.М., 1965.
16.  Шамякiна Т. Культура Месопотамiї // Родна слова. 1997. № 1. С. 118–130; № 2. С. 127–143.
17.  Якобсен Т. Сокровища тьмы. История религии.М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.