СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Колонизация и освоениеземель
2. Одежда и материальнаякультура
3. Строительство
3.1 Дома
3.2 Церкви и соборы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
/>ВВЕДЕНИЕ
Сибирь – регион всеверной части Азии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока исевера – океанами (Тихим и Северным Ледовитым соответственно). Подразделяетсяна Западную Сибирь, Восточную Сибирь. Иногда также выделяют Южную Сибирь.Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. По версии З. Я.Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр»,языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее оно сталоотноситься к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современногоТобольска.
Одним из славных дел,которыми и должен гордиться каждый россиянин, а уж тем более мы с вами,является освоение Сибири в феодальный период. Чтобы лучше представить жизньрусских в это время в огромном крае, надо знать какие дома они имели, какодевались, чем питались. Анализ материальной культуры русских крестьян ЗападнойСибири феодального периода важен в связи с обсуждением результатомприсоединения Сибири к России в условиях освоения новых территорий. В данной работеособенности развития материальной культуры западно-сибирских крестьян заполтора столетия рассматриваются на примере жилых, хозяйственных и культурныхпостроек, одежды, утвари всех категорий русского крестьянства разныхприродно-климатических зон региона с учетом влияния социально-экономическихпроцессов, миграций, политики властей, контактов с аборигенным населением края.
1.Колонизация и освоение земель
Поход Ермака и поражениеКучума привели Сибирское ханство к развалу. Борьба с Кучумом продолжалась доконца 1590-х годов Русская администрация возводила опорные пункты (Тюмень – 1586;Тобольск – 1587; Пелым – 1593; Берёзов – 1593; Сургут – 1594, и др.). ВхождениеСибири в состав Росийского государства происходило на протяжении десятилетий помере её освоения русскими переселенцами. Государственная власть, основывая вСибири опорные пункты – остроги, становившиеся затем городами сторгово-ремесленным населением, привлекала земледельцев-новопоселенцевразличными льготами. Такие опорные пункты обрастали деревнями, а затемслободами, которые в свою очередь становились центрами, объединяющими сельскоенаселение. Такие сельскохозяйственные районы постепенно сливались иобразовывались более крупные районы русского заселения. Первым из таких районовв Западной Сибири был Верхотурско-Тобольский, сложившийся в 1630-х годах вЗападной Сибири в бассейне реки Туры и её южных притоков. СамообеспечениеСибири хлебом в результате хозяйственной деятельности переселенцев сталовозможно с 1680-х годов. К концу 17 веку основной житницей Сибири стали четырезападносибирских уезда – Тобольский, Верхотурский, Тюменский и Туринский. Болеевосточным районом сельскохозяйственного освоения русскими переселенцамиЗападной Сибири была территория между Томском и Кузнецком, основаннымисоответственно в 1604 и 1618.
Главные города, остроги изимовья Сибири в XVII веке
Проникновение русскихпромысловиков в Восточную Сибирь началось в 17 веке. По мере освоения бассейнаЕнисея на его среднем течении вплоть до устья Ангары начал создаваться второйпо значению хлебопроизводящий район, который простирался до основанного в 1628Красноярска. Южнее до конца 17 века сельскохозяйственному освоению земельпрепятствовали монгольское государство Алтын-ханов, киргизские и ойратскиевладетели. Дальнейшее промысловое освоение Востока Сибири начало охватыватьЯкутию и Прибайкалье. В верховьях Лены и по Илиму создавался хлебопроизводящийрайон. На крупнейших реках – Индигирке, Колыме, Яне, Оленёке и особенно в устьеЛены часть промышленников стала оседать на постоянное жительство, и тамобразовались локальные группы постоянного старожильческого русского населения.
Традиционно колонизациюСибири классифицируют по двум направлениям: на правительственную ивольнонародную. Цель переселенческой политики правительства заключалась вобеспечении служилого население хлебным довольствием за счет использования природныхресурсов присоединенных территории. В XVIII веке планировалось создание вСибири земледельческого района, который не только обеспечивал нужды края, но ипокрывал возрастающие потребности центра в хлебе. Осознавая перспективностьразвития Сибири, государство не могло и не собиралось снижать контроль надходом хозяйственного освоения. Пашенных крестьян правительство переселяло вСибирь «по прибору» и «по приказу». Желающим переселиться в Сибирь «нагосудареву пашню» давались льготы на два, на три года и больше, подмога и ссударазных размеров. Прибор крестьян осуществляла область в виде повинности. «Вобщей сложности не зависимо от источников формирования крестьянского сословияосновными группами земледельцев Сибири в XVII веке были пашенные и оброчныекрестьяне». Они выполняли феодальные повинности в пользу собственника земли –государства.
Для обработки государевойпашни необходимы были крестьянские руки и крестьянское хозяйство – тягловаясила, сельскохозяйственный инвентарь. «По указу» отобранные местнойадминистрацией в черносошных уездах «переведенцы» направлялись с семьями,лошадьми, прочим скотом, сельскохозяйственным инвентарем, продовольствием исеменами для собственного посева на новое место жительства. На первых порахкрестьянам, направляемым в Сибирь, еще на старом месте оказывалась помощь.Например, в 1590 году было велено в Сольвычегодске и в уезде прибрать в Сибирьпашенных крестьян 30 семей и чтобы у каждого человека было по три меринадобрых, по три коровы, по две козы, по три свиньи, по пять овец, по два гуся,по пять кур, по две утки, хлеба на год, соха для пашни, сани, телега и «всякаяжитейская рухлядь». Правительство заботилось о том, чтобы крестьянепереселялись в Сибирь с полным хозяйством.
Эффективной оказалась итакая мера правительства по заселению и земледельческому освоению Сибири, какустройство там крупных земледельческих поселений – слобод, сосредоточившихосновную массу крестьянского населения, образовавшегося из бывших жителейевропейской части страны, преимущественно поморцев. Строительство слободполучило в Сибири более широкое распространение, чем в Поморье и другихобластях страны. Инициатива в их создании поначалу принадлежала государству, азатем перешла к предприимчивым выходцам из народа – слободчикам. Слободчикипорой встречали сопротивление со стороны воевод. Так случилось в 1639 г. приорганизации Мурзинской слободы. Слободчик Андрей Буженинов, получившийразрешение в Тобольске на организацию слободы, встретил резкое противодействиеверхотурского воеводы В. Корсакова при наборе желающих переселиться в новоеселение на правах оброчных крестьян с шестилетней льготой. Воевода запретилпроводить вербовку на территории уезда и сообщил в Москву, что слободчикнарушает установленные правила вербовки, призывая не только детей от отцов, нои всю семью.
В наиболее заселенномВерхотурско-Тобольском уезде уже в 1674 году сосредоточивалось 3903крестьянских двора, из них 2959 дворов пашенных крестьян и 944 дворахлебооброчных [4]. К концу XVII в. количество крестьянских дворов там достигло6765. На берегах р. Парабели в Нарымском уезде к началу XVIII в. жило 13 семейпашенных крестьян. Сохранялся небольшой очаг земледелия на р. Кети с 17 дворамипашенных крестьян. В пределах Томского уезда в 1703 г. расселялись 399 крестьянскихсемей, связанных с обработкой десятинной пашни, и 88 хлебооброчных дворов. ВКузнецком уезде проживало 96 семей пашенных крестьян.
В пределах ЗападнойСибири на рубеже XVII -XVIII вв. проживало 7378 семей пашенных и хлебооброчныхкрестьян. На территории Восточной Сибири жили в 5 уездах: в Енисейском – 917семей, Красноярском – 102, Братском – 128, Иркутском – 338, Илимском – 225.
Складывание контингентапашенных и оброчных крестьян протекало по инициативе и под контролем воеводсибирских городов, систематически отчитывавшихся перед Сибирским приказом осостоянии и расширении казенных пашен, объеме и расходе полученного урожая.
Достижения русскихпоселенцев в Сибири объясняются спецификой этого процесса. Освоение Сибирипроисходило при участии крестьян, переселявшихся в Сибирь, и своим трудомвозделывавших земли нового края. С самого начала в Сибирь пошла широкая волнакрестьянской колонизации. К концу XVII в. крестьянское население Сибирисоставляло 44% от всего русского населения. Кроме того, большинство служилых ипосадских людей по характеру своих занятий были земледельцами. Для некоторойчасти служилых людей земледелие было источником существования, другие, получаяхлебное жалованье, тем не менее, занимались земледелием и имели более или менеезначительную запашку, третьи, в качестве дополнения к своему денежному исоляному жалованью, распахивали землю. Государственные крестьяне за полученныйземельный надел отбывали барщину на «десятинных пашнях». Первоначально каждыйкрестьянин обязан был пахать по 1 дес. государевой пашни. Это было вызваностремлением быстрее увеличить государеву запашку, но приводило к тому, чтокрестьяне по несколько лет не могли распахать собинные пашни. Первые енисейскиекрестьяне даже на пятый год после их поселения не могли распахать собинныепашни, так как полностью были заняты на обработке государевой пашни. Постепенноразмер десятинной пашни изменялся в зависимости от хозяйственных возможностейкрестьянина от 0,25 до 1,5 десятины в поле. Основой ведения крестьянскогохозяйства являлся «собинный» участок земли. Пользование этим участкомоформлялось «данной грамотой». Собинный участок включал в себя пахотную изалежную землю, а также сенные покосы. Размер крестьянской «собинной пашни»находился в определенной пропорции с участком государственной пашни. К примеру,в Енисейском уезде обычным соотношением между крестьянской и государевой пашнейсчиталось 4,5:1 т.е., за 4,5 десятины своей запашки крестьянин обязан былпахать 1 десятину государевой пашни. В Томском уезде на один крестьянский дворв среднем приходилось 1,8 десятины в поле собинной пашни. Отработочная рентабыла господствующей формой повинности всего XVII столетия. Появление денежной ипродуктовой ренты имело большое значение, но в XVII в. они еще не сталигосподствующими.
Таким образом,колонизация Сибири в XVII – начале XVIII вв. является преимущественноземледельческой. Более того, ее успехи неразрывно связаны с развитиемземледелия. Русский народ, обладая огромным земледельческим опытом смогадаптировать его в Сибири и создать новое земледелие, более высокое по своемууровню.
В течение XVII века вСибири определились две тенденции: первая – в западно- и среднесибирскихрайонах – тяготела к установлению трехполья, вторая – в восточном районе – кдвуполью. Внедрение в земледелие залежной и паровой систем с зачаткамитрехполья означало качественный скачок в развитии производительных силсибирского землепашества. С приходом русских в Сибири установились типичные дляцентральной и северной части русского государства сельскохозяйственныекультуры. Это, прежде всего, рожь и овес. Эти культуры были единственными,возделываемыми на государевой десятинной пашне. На собинных запашках составкультур был шире. Здесь наряду с рожью и овсом встречается пшеница, ячмень,полба, ярица, горох, просо и гречиха. Но и на собинных пашнях господствующимикультурами оставались рожь, овес и ячмень.
В XVII в. начинаютвнедряться посевы технических культур. В 1668 г., по распоряжению П.И.Годунова, в Сибири был введен посев конопли на государя. Помимо «собинной»запашки крестьянами отводили места под огороды.
Отвод огородовпроизводился одновременно со всем землеустройством крестьянина, к примеру, в1701 г. 16 апреля «дано ему на Тушамской повосте под двор и огород из порожнихмест земли против ево братей обротчиков». Встречаются три равнозначных названияогорода – «огороды», «огородцы», «овощные» огороды. Все огороды имелипотребительское назначение. Совершенно не встречаются сведения о заготовки ипродаже овощей, и цен на них. Государство не облагало крестьян никакимиовощными поставками. На огородах возделывалась главным образом капуста. Другиеовощи имели меньшее распространение. Это можно установить на основаниизаявлений о потравах. «Огородных овощей, как в городе Илимске, так и в уезде,родица: капуста, ретька, свекла, морковь, репа, лук, чеснок, огурцы, тыква,бобы, горох. А более никаких овощей не бывает».
За весь период с концаXVI до начала XVIII вв. в 17-ти из 20-ти сибирских уездов появились возделанныеполя. К концу XVII – началу XVIII вв. очаги земледелия существовали почти навсем пути от Верхотурья до Якутска. Величина и значение этих районовуменьшались по мере их отдаления от европейской части страны – чем дальшенаходился район, тем меньше в нем было земледельческого населения и,соответственно, возделываемых земель. Однако с течением времени происходилоувеличение крестьянского населения и возделываемых земель с постепеннымперемещением на юг в более благоприятные почвенно-климатические условия. Первымпо своему значению был Верхотурско-Тобольский район, вторым Енисейский.Районами со слабым развитием хлебопашества были Томский, Кузнецкий и Ленскийрайоны.
Таким образом, развитиесибирского земледелия в XVII – начале XVIII вв. характеризуется явнойтерриториальной неравномерностью. Некоторые уезды не знали земледелия, другие –делали первые шаги по его развитию. Верхотурско-Тобольский и Енисейский районыв XVII в. стали житницами Сибири и снабжали излишками хлеба другие районы.
Неравномерность развитияземледелия привела к образованию районов с товарным хлебом и районов, неимевших такового. Это, в свою очередь, привело к образованию районов,нуждающихся в хлебных дотациях и, соответственно, высокими ценами на зерно ирайонов, более или менее обеспечивающих себя хлебом. Значительное расстояниемежду районами затрудняло внутрисибирские поставки хлеба. Поэтому в Сибириполучила развитие скупка хлеба перекупщиками с дальнейшей перепродажей вмалохлебные и бесхлебные районы.
К XVIII в. производствозерна в хлебных районах достигло такого уровня, что хлебом былоудовлетворительно снабжено население всей Сибири, освоенной русским населением,и поставки из Европейской России практически не требовались.
/>2. Одежда и материальная культура
В Западной Сибирисохранилась рациональная основа русского народного костюма. В одежде крестьянбыло представлено 74 (66,0 %) элемента, традиционных для сельских жителейРоссии. Сарафанный комплекс с соответствующими женскими головными уборами,состав и способ ношения которых был аналогичен утвердившимся в европейскойчасти страны, играл в гардеробе западно-сибирских крестьянок ведущую роль.Мужской костюм, его главные элементы рубаха и порты, верхняя тканевая (зипун,армяк, шабур) и меховая одежда (шуба, полушубок, тулуп) были такие же, как навсей территории, заселенной русскими. Старообрядцами использовались наиболеедревние по происхождению виды одежды – епанечка, кунтыш, однорядка, пониток,высокая мужская шапка, убрус, поршни, вышедшие из употребления в остальныхрегионах страны.
В материальной культурерусского населения Западной Сибири феодального периода сохранились и некоторыеспецифические традиции мест выхода переселенцев. В конце XVII в. в районахпервоначального освоения края в описях имущества крестьян зафиксированынаиболее древние по происхождению, известные на Русском Севере коробья, коробыдля хранения вещей. Названия и устройство демонстрируют генетическую связь«неподвижной» мебели (залавок, грядка, стамик) в жилищах населенияЗападной Сибири и Русского Севера. Разнообразие в обозначении предметов содинаковыми функциями (утиральник – северное, полотенце – тверское, рукотерт – новгородское,рязанское наречия) в уездах лесостепной зоны также говорит о сохранении здесьтрадиций мест выхода переселенцев. В старожильческих деревнях на Алтаевыделялись принадлежавшие бывшим жителям Южной России «мазанки»,стены которых были покрыты глиной и побелены с внешней и внутренней сторон.Алтайские староверы красили, расписывали стены, потолки и мебель по привычке вяркие цвета.
Гардеробзападно-сибирских крестьянок включал 12 элементов костюма, имевших локальноебытование в Европейской России. К северно-русскому комплексу можно отнестидубас, навершник, верхник, шамшуру, колпак; к западно-русскому – юбку андарак,наметку, подубрусник; к южно-русскому – запон, получеревики. Нагрудник былхарактерной деталью наряда рязанских переселенок. Распространившиеся в ЗападнойСибири виды мужской верхней одежды: азям, чекмень, чапан – бытовалисоответственно на северо-востоке, в восточных и юго-восточных губерниях России.Выявленные локальные формы одежды подтверждают сохранение традиций мест выходапереселенцев в новых условиях. Это было связано как с функциональнымсоответствием используемой ранее одежды, так и со стремлением зафиксироватьпамять о родине в некоторых знаковых элементах женского костюма. В целомподдержанию русских традиций в материальной культуре крестьян, проживавших вЗападной Сибири, способствовали создание на этой, как и на исходной, территорииземледельческого хозяйства, приток переселенцев из России, развитие торговыхсвязей и ремесел, особенности народного сознания.
Существенным фактором,определяющим развитие материальной культуры западно-сибирского крестьянства,являлось городское влияние. Истоки его связаны с процессами первоначальногозаселения и освоения региона. В XVII в. сельское хозяйство было первичным инеобходимым элементом социально-экономической структуры сибирского города.Горожане-хлебопашцы (служилые люди, посадские, крестьяне) становилисьоснователями и жителями окрестных деревень.
/>3. Строительство/> 3.1 Дома
Об общности развитиякультуры на территориях, заселенных в разное время русскими, свидетельствуюттакие наблюдения. В XVII в. в Сибири использовались характерные для большейчасти государства приемы деревянного зодчества: устройство оснований домов«на стульях», сваях, стойках, камнях; техника крепления бревен вчетырехугольные срубы в «углы», «в обло»; двухскатная,самцовая и стропильная конструкции крыш3. Все типы и варианты горизонтальной ивертикальной планировки жилища, известные в европейской части страны ко временипереселения крестьян за Урал, в зависимости от природно-климатических условий,миграционных процессов находили воплощение в Западно-Сибирском регионе.
В первые годы влесостепной и степной зонах, где был дефицит строительных материалов,крестьяне-новоселы строили только избы. Со временем доля построек двухчастноготипа достигала 48 %. Дома трехчастной планировки в степных и лесостепныхрайонах составляли 19 – 65 %.
Приписные крестьянепредпочитали вариант «изба – сени – клеть». Местная администрацияспособствовала его сохранению. Многокамерных построек, включавших несколькожилых помещений и сени, во всех районах Западной Сибири было очень мало – до 3%. Ими владели семьи со сложным структурно-поколенным составом, торгующиекрестьяне, сельские священники и мещане.
Планировочные структурысоответствовали Двор крестьянина Треньки Федотова имущественному цензу крестьянства:у бедных были жилища однокамерного и двухчастного типа, у богатых – многочастныеи зависели от людности сельского двора: семьи из 10 чел. и более имели доматрехчастного типа с вариантом «две избы, сени».
/>3.2 Церкви и соборы
Софийский собор вТобольске (1621–1677 гг.)
Тобольский Собор СофииПремудрости, построенный в 1686 г., известен как первое каменное церковноесооружение Сибири. Он имел и свою «деревянную предысторию», насчитывающую болеепятидесяти лет – с 1621 г., времени постройки первого деревянного собора, по1677 г., когда храм был уничтожен в охватившем город пожаре. Периодсуществования Софийского собора, построенного в камне, подробно рассмотренисследователями, а деревянный вариант сооружения, несмотря на опубликованноеописание, остался в стороне, исключая несколько замечаний в работах историковархитектуры. Однако именно в начале XVII в. Тобольск приобретает значение крупноговоенно-административного, торгового, культурного, церковного центра, становясьфактической столицей Сибири. В 20-е гг. XVII в. в Тобольскую епархию былнаправлен митрополит Киприан, с именем которого связана постройка первогоздания Софийского собора. Сооружению храма придавался особый смысл.
Как следует из материаловпереписных и копийных книг 1620–1636 гг. Тобольского архиерейского дома,деревянный собор Софии был построен в 1621–1622 гг. по царскому указу сибирскимвоеводам 1620 г. Для строительства церкви были использованы срубы домов,купленные у тобольских жителей. Специально на постройку заготовить лес былоневозможно, а точнее, некого было нанять для этого, так как в те годы Тобольскобезлюдел из-за голода. Впрочем, приобретение готовых срубов для возведениякакого-либо здания являлось вполне обычной практикой. Среди купленных построекбыл наполовину выстроенный сруб церкви, которую в 1620 г. священник Иван поблагословению вологодского архиепископа Макария заложил в десяти саженях отТроицкой церкви и которая была задумана как пятиглавая церковь во имя СофииПремудрости. Киприан достроил эту церковь как соборную, оставив за ней названиеСофийской (освящена 21 октября 1622 г.), хотя грамота из Москвы предписывалапоименовать церковь Вознесенской.
Детальное описаниевозведенного храма позволяет реконструировать его облик. Высота церкви отуровня земли до яблока была 13,5–14 саженей (более 28 м), пол находился науровне 14 венца, что при диаметре бревен 25–28 см составляло 3,5–3,9 м. От поладо «закомар», представлявших собой крещатое бочечное покрытие, было 26 венцов(около 7 м). Таким образом, сруб сооружения поднимался на высоту 10–11 м, чтосоставляло около трети высоты всего здания. Термин «закомары» специалистамболее знаком по каменным сооружениям, но, как видно, использовали его для формздания из дерева, что может косвенно подтверждать взаимосвязь трактовок формэтих двух типов сооружений. На основании из крещатых бочек, выходящих лбами потри на каждую из четырех сторон сруба, был установлен эффектный барабан,составленный из центрически расположенных бочек меньшего размера. Собор имелтри алтаря и паперть, охватывавшую сруб с трех сторон. На паперть вела крытаялестница с тремя площадками-крыльцами, верхнее из которых имело кровлю бочкой, покрытуюлемехом, два средних – бочки, крытые гнутым тесом. Собор был пятиглавым, причемцентральная глава размещалась на бочечном барабане, а четыре меньшие главы – наугловых крещатых бочках.
Церковь ТроицыЖивоначальной в Томске.
Церковь Троицы – первое значительноекультовое сооружение Томска, построенное вскоре после основания города.Известно, что она была перестроена в середине XVII в. в связи с сооружениемновой Томской крепости. Просуществовала Троицкая церковь в дереве до 1811 г.Остались описания церкви и ее изображения на панорамах и планах города. По нимВ. И. Кочедамов реконструировал ее как приземистый четвериковый одноапсидныйхрам с обширной трапезной и трехсторонней галереей, имеющий шатровый верх,замененный в XVIII в. криволинейным покрытием в стиле украинского барокко.
Однако внимательноеизучение документов и иное их прочтение вынуждает предложить другуюреконструкцию этого незаурядного памятника деревянного зодчества. Прежде всего,из них явствует, что Троицкая церковь постройки 1654 г. была шатровой. Длинасобственно церкви (корабля) составляла 3,5 сажени (7,5 м), длина трапезной – 3сажени (6,5 м), высота срубов до шатра – 13 сажен (27,9 м), высота шатра до шеи– 7 сажен (15,1 м). Под церковью был высокий, не менее 1,5 сажен (3,15), подклет,а на охватывающую здание с трех сторон паперть-галерею вели с земли лестницы.
Обращает на себя вниманиевысота церкви: без главки она составляет 20 сажен – около 43 м (этот расчетсделан еще А. Н. Копыловым). Это сразу позволяет Троицкая церковь в Томске
включить Троицкую церковь1654 г. в ряд наиболее значительных из числа известных в русской архитектурешатровых церквей. Используя известные по другим памятникам пропорции шатра ивенчающей его главы, мы получаем общую высоту сооружения до яблока под крестом48–51 м, что совпадает с высотой Владимирской церкви в с. Белая Слуда иВоскресенской в с. Пияла, считающихся наиболее высокими шатровыми церквами.
Церковь Троицы имелакомплексное функциональное назначение культового, жилого и производственного(«амбар кладной») характера. Невозможно недооценить градостроительное значениеТроицкой церкви. Поднимаясь над городской горой на 50 м, она выступала каковеществленная ось города, была его главной вертикальной доминантой. Речнойфасад города был исключительно выразителен, поскольку высота церкви была равнавысоте самой горы над урезом воды. С утратой таких построек в черте городапотеряно и представление о монументальности старинных деревянных сооружений.Между тем, такое здание, как Троицкая церковь, не «потерялось» бы и средисовременной застройки (при средней высоте жилого дома около 30 м). Можно бытьуверенным, что впечатление, производимое ею на современников, на фоне плотнойодно-полутораэтажной застройки, было огромным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, чтоинтерес к этнической культуре русских в Сибири не ослабевает на протяжениинескольких веков, эта тема остается одной из слабо изученных. Основная частьпубликаций по данной тематике была посвящена отдельным группам русского этноса,сохранившим в силу своей замкнутости быта многие черты традиционной культуры.Большинство же русского населения не принадлежит к каким-либо этнографическимгруппам, хотя и обладает в силу различных обстоятельств некоторыми локальнымиособенностями. Продолжение исследований позволит решить проблемуэтнокультурного развития русских в Сибири, может способствовать разработкепрограмм по сохранению и возрождению традиций русской культуры, а в дальнейшем– написанию обобщающего труда по этнической истории русских сибиряков
/>СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Любавский М.К. Обзор истории русскойколонизации с древнейших времен и до ХХ в. – М., 1996.
2. Буцинский П.Н. Заселение Сибири и бытее первых насельников. – Харьков, 1889.
3. Этнография русского крестьянстваСибири: XVII – середина XIX в. – М., 1981.
4. www.ic.omskreg.ru/
5. skmuseum.ru/
6. www.rusarch.ru/