План
Введение
1. Немногооб истории тетра кукол
2. Батлейка- народный кукольный театр в Белоруссии
3. Классификациикукольных театров
3.1 Классификация по принципам социального функционирования
3.2 Классификация кукольного театрапо видам кукол и способам их управления
4. Магиякукольного театра
5. Кукольныйтеатр и школа
Заключение
Введение
Задачи перестройки народного образования в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности.
Актуальность темы.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.
В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.
Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Объект исследования.
Разностороннее изучение кукольных театров и влияние кукольного театра на обучаемость, и развитие способностей детей
Цель
Изучение и выяснение особенностей кукольного театра, и воздействие кукольного театра на детей
Исходя из цели, поставлены задачи раскрыть следующие вопросы:
1. Немного об истории тетра кукол
2. Батлейка — народный кукольный театр в Белоруссии
3. Классификации кукольных театров
3.1 Классификация по принципам социального функционирования.
3.2 Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления
4. Магия кукольного театра
5. Кукольный театр и школа.
Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования кукольного театра могут быть использованы преподавателями для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса
Структура исследования. Работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Немного об истории тетра кукол
Искусствооживления кукол очень древнее, история его огромна, география оченьширока.
Театр кукол, вид театральных представлений, вкоторых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движениеактёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формыпредставлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки(куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы,механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик,палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.
Куклы бываютразмером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.
Различие форми характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией,спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видамиискусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).
Истоки Театркукол — в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов,олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитиемдревнейших форм сценической культуры.
Как правило,этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличиемпостоянных героев.
ПредставленияТеатр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальныхзрелищ.
В Древнем Египте(16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае —культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается уГеродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в.в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклыиспользовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажемих стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось вромано-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянскихязыках — куклы на нитках.
ПредставленияТеатр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, чтовызывало преследования со стороны средневековой церкви.
Изгнанный извнутренних помещений церкви на паперть,
Театр куколобосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованияминквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный,антифеодальный элемент.
К концу 16 в.в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главнымгероем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана),близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе.
В 17 в.аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой — Полишинель),Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии — Кашперле), Голландии(Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке),Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).
У народов Азии и Ближнего ВостокаТеатр кукол развивался особым путём.
Здесь сглубокой древности существовали его традиционные национальные формы.Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный геройклассического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака(ему близок турецкий Карагёз).
В индийскомТеатр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой).Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.
В японскомТеатр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста,которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 — 5 кукловодов в чёрных одеждах (налице чёрная маска — чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан склассическим театром.
Вплоть до 19в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические,пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались такжебродячие сюжеты — о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников),Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создатьпрофессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия),Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания)и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театркукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг встатье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра).
В 1-ючетверть 20 в. создавались профессиональные Театр кукол для детей и длявзрослых.
Русскийпрофессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции1917. Е. С. Деммени, художники Н. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекаликрупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол длядетей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи,пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.
СоветскийТеатр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в ихнаиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образнойнарицательности.
Центральныйтеатр кукол подруководством С. В. Образцова — выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьемувелению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940),«Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) имногие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодовнад сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную,психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер,особенности сценического образа.
Театры куколобращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» — румынскийтеатр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева —Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц»Бартока — Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского —Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица»Стравинского, «Ученик чародея» Дюка — Минский Театр кукол).
Образностьспектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (вдействие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световыеэффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, кискусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол(«Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «ДонКристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол«Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в ЛенинградскомБольшом театре кукол и др.).
С 1958 врамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярноустраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытомдеятелей Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентомизбран С. В. Образцов).
В СССР в 1975работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР.
Подготовкатворческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского институтатеатра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театральногоискусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училищеим. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр куколсобирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол(основан в 1937).
Всамодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр куколпользуется большой популярностью.
2. Батлейка — народный кукольный театр в Белоруссии
Батлейка(бетлейка) — народный кукольный театр в Белоруссии (16 — нач. 20 вв.). Театр«Батлейка» появился на Беларуси в начале XVI века. Его названиепроизошло от слова Betleem — Вифлеем. Согласно Евангелию, это место рожденияХриста. История возникновения театра как раз и связана с рождественскимипраздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на библейские темы.А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати, слово«марионетка» произошло от названия небольших фигурок Марии,участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии —комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами.
Для показабатлейки из дерева делали домик произвольного размера, обычно в виде жилища илицеркви. Он имел горизонтальные ярусы–сцены с прорезями для ведения кукол.Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, а также тоненькимиреечками, которые издали напоминали балкон.
На дальнемплане рисовали иконы, звезды, окна, кресты. Куклу прикрепляли к деревянному илиметаллическому стержню, при помощи которого можно было водить персонаж попрорезям в этажах сцены. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена икуклы освещались свечами.
Батлеечникчасто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером,композитором, конферансье.
Существовалибатлейки с меняющимися прозрачными декорациями (в Докшицах), а также устроенныепо принципу теневого театра (в Витебске).
Использовалив представлениях кукол–марионеток на нитках, перчаточные фигурки. Показыпроходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах.
Батлейкамогла быть размером с небольшую тумбочку. Странствующий актер приходил с ней вдеревню, собирал вокруг себя всю округу, и закипали кукольные страсти.Получался такой вот своеобразный телевизор.
Представлениесостояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своемярусе, верхнем и нижнем.
Наибольшейпопулярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. Атак как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события былизнакомы, понятны, узнаваемы.
Сатиричнымобразам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставлялисообразительного и веселого героя из народа. Нередко представленияорганизовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в днипроведения крупных ярмарок и праздников.
В батлейкепостоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика ижитейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представлениястали вызывать нападки духовных и светских властей.
ПослеОктябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить вупадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви ивсякого инакомыслия.
Последниезафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.
В наши днинациональный кукольный театр «Батлейка» бережно и старательновозрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина вгородском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр–студию«Батлейка». Вместе со своими учениками поставила там спектакль«Царь Ирод», «Анна Радзивилл» и многие другие. [3.стр.5-7]
3. Классификациикукольных театров
3.1 Классификация попринципам социального функционирования
В рамках этойклассификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.
Ритуально-обрядовый — самая древняя форма кукольноготеатра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисеи Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля,Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.
Чаще всегоритуально-обрядовые театры кукол — это наиболее традиционные театры, прочносвязанные с национальными традициями.
По этому направлениюразвивался ряд кукольных театров Востока:
индонезийский ваянг;
японский дзёрури;
индийский;
китайский и др.
К обрядово-ритуальнымотносятся и ряд театров христианской традиции.
Кукла участвовала вевропейских мистериях 11—16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровыхкукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Болеепоздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественнорождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония);Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка(Польша) и др.
Часто представленияобрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к.главный смысл подобных зрелищ — не спектакль, но действо, мистерия. В этом,мистериальном, направлении работает уникальный театр «Вгеаё апё Рирре!» («Хлеби Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.
Народный сатирическийкукольный театр.Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценкиателлана (от города Ателла в древней Кампании).
Злободневные сатирическиесценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых — Макк — стал прообразом главного комического кукольного персонажа народноготеатра.
В самых разных странахэтот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, содним или двумя горбами — спереди и сзади.
В индийском театре это — Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) — Карагез; всреднеазиатском — Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском — Пульчинелла; в английском — Панч; в немецком — Гансвурст; во французском — Полишинель; в бельгийском — Вольтье; в русском -Петрушка (Петр ИвановичУксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняетсамые древние черты архаического пратеатра — как в своем характередвойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например,пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).
Это направлениепрактиковали преимущественно странствующие актеры.
Народному сатирическомукукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иныхизобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которойидет импровизация на злободневные темы.
Кукольный театр для детей. Преимущественно построен насказочном материале. Как правило, сочетает две функции — воспитательную иразвлекающую.
В силу своей спецификиобладает высокой степенью дидактичности — явной или подспудной.
В рамках этой жеклассификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольноготеатра. Например: — иносказательно-символистский театр (спектакли адресуютсявзрослому зрителю); — театр массовых и коллективных праздников (гигантскиекуклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их всовместное действо); — лечебный театр (кукла используется при лечении некоторыхпсихических заболеваний и для развития мелкой моторики).
3.2 Классификациякукольного театра по видам кукол и способам их управления
Она носит, скорее,вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектаклеиспользуются разные виды театральных кукол.
Наиболее известные видыкукол: перчаточные (разновидность — пальчиковые); тростевые; марионетки;плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современномкукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актеруправляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой — вступая вовзаимодействие с ней.
В таком театре особеннораспространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет — отбытовой вещи до специально изготовленного объекта — который изображаетодушевленный персонаж и управляется актером.
Эти виды классификацийкукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибкомвзаимодействии.
Так, например,обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидностиваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоскихтростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детейпостоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическомнародном театре; и т.д. [2.стр.60-63]
4. Магия кукольноготеатра
Какой ребёнок не мечталхотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили изаговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать осебе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны этумечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки отжелаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо«живой» игрушки все-таки возможно!
О тряпичной мягкой кукле,которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силойсвоих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомитьребёнка с мягкой игрушкой — перчаткой? Если да, то вспомните его первуюреакцию. Он уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позеи выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видиткуклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденнораскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство,желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – всеодновременно выражается на лице. За первым неизгладимым впечатлением следуетосвоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.
В чем же преимуществатакой игрушки?
Во-первых, одевая куклуна руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которогобудет играть.
С ее помощью он может непросто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С нейон способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря неот своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.Кстати говоря, именно поэтому куклы-перчатки используются детскими психологамив психокоррекционной работе.
На занятии психологпредлагает ребенку разыграть специально для него придуманный сценарий. Впроцессе представления, в том или ином виде воссоздающего травмирующую ребенкаситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию.Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.
Во-вторых,кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило,кукла – веселая или грустная — изображает положительного или отрицательногогероя какой-либо сказки, мульт- или телефильма.
Играя с куклой, ребенокпсихологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый емуэмоциональный опыт прохождения полярных состояний.
Несколько разнохарактерныхкукол-перчаток помогут ребёнку ответить на вопрос, каково это – быть злым илидобрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным,смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным.
И, наконец, главное,каково это – быть взрослым? В игре он больше не ребёнок, он – взрослый: решаетвзрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельноделает выбор.
Преимущество кукольныхтеатров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьмисказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка.
Сказка затрагивает самыеглубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческиеценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослогочеловека.
Для ребенка же сказка –это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этическиенормы, развить память и речь.
Ритмичный, простой ипевучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов(«жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик»,«лисичка-сестричка»), значительно облегчает понимание сказок и тренируетречевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.
В театральной постановкеможет участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите дляигры его сверстников. Пусть каждый из детей выберет героя, который емусимпатичен.
Научите детей называтьвслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа.
Каждый из героев должен говоритьс особой интонацией, выражает только ему свойственный характер.
И помните, театр – этоволшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую«магическую» обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей илиразноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.
Но вернемся к разговору ополезности. Что еще дает ребенку игра в кукольный театр?
Вспомним, что куклаполностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможностьсмоделировать собственный мир, который будет являться отражением«настоящего» мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельнопроисходят два очень важных для развития процесса.
С одной стороны, этоподражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детскогоразвития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу,рассказ, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенокучится самоопределению.
Второй процесспротивоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Этопроцесс создания своего, нового мира, т.е. творчество.
Сюжет рассказа – лишьопора для ребёнка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале,кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов,модуляций.
Что такое творчество?
Это способность создаватьсобственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческиеспособности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственнойактивности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенкувозможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его нетолько в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту илииной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которойон сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущеготворческого восприятия мира.
Возможность сформироватьэту основу, и дает детям игра в кукольный театр.
Все дети любят спектакли.Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Вребенке изначально заложено стремление к игре, каждый хочет сыграть свою роль.Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль идействовать? Именно этому и поможет театр кукол.
Театр — один из самыхдемократичных и доступных видов искусства для детей.
Он позволяет решитьмногие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные схудожественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качествличности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности ираскрепощенности.
Потому что он ближе нашимдетям. Играя с куклами, застенчивый ребенок чувствует себя свободнее и начинаетраскованно говорить. Куклы помогут преподать важные уроки.
Кукольный театр, скоторым дети могут, знакомятся на занятиях или в специальных кружках,способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительноеи слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, увеличивают словарныйзапас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитиеммозга человека, следовательно, речи и мышления ребенка.
На занятиях с детьми можетпроисходить и знакомство с историей кукольного театра.
Занятия так же способствуютразвитие мимики, подражательных навыков, навыков импровизации, стимулируютэмоциональное восприятие, развивать инициативу, фантазию. Эти занятияспособствуют раскрепощению детей через игру, имитацию, свободу выбора, развитиюречи, и мелкой моторики.
Школьники могут подруководством преподавателей или родителей заниматься и изготовлением кукол,быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля.
5. Кукольный театр ишкола
Кукольный театр можетприйти на помощь при изучении иностранных языков, а так же при ознакомлении слитературными произведениями
Большой популярностью уучащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием кукол.
Организация кукольноготеатра не требует сложных костюмов и декораций.
Театральные постановкиявляются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка.Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легкопреодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевоговзаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращаетнеуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” вовдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.
Немаловажным является ито, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает уучастников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания ивзаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность зауспех общего дела.
В то же время для учителяработа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработкипроизношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляютуникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторонконтексте.
Привычные роли учитель — ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров.
Сценарий постановокдолжен быть построен на изученных лексических единицах, грамматике и речевыхструктурах. Обладая всеми достоинствами ролевой игры, драматизация сиспользованием кукол имеет специфические особенности. В зависимости от желанияучащихся кукла выступает в ролях друга, с которым ведут беседу на равных,ребенка, которого надо всему учить, партнера в каком-либо виде деятельности. Ввиде игры ребенок моделирует свое поведение как поведение кукол. Он увлеченэтой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим ивсе умеющим.
В результате возросшегоуровня языковой подготовленности учащимся, можно предложить заниматьсяинсценированием или постановкой какого-либо литературного произведения.
Инсценирование – болееактивный и сложный процесс воплощения образа, нежели драматизация, так как вего основе лежит глубокое интеллектуальное и эмоциональное постижение замыслаавтора, характера образов и умение воплотить их на сцене.
В инсценировании ярчепрослеживается последовательность творческих этапов:”периода познания”,“периода переживания” и “периода воплощения”. Реализация этих этаповспособствует совершенствованию коммуникативной деятельности, развитиюэмоциональности, решению задач эстетического и нравственного восприятия, развитиютворческих способностей, умений и навыков в их органичном единстве.
Целесообразно с самогоначала работы над инсценированием предоставить учащимся выбор произведения,помочь осознать и прочувствовать поведение и речь персонажей, отработатьвыразительное чтение выбранной роли.
В целях повышенияинтереса к театральному делу в масштабах школы рекомендую один — два раза в годставить настоящие спектакли
Руководство таким видомдеятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранногоязыка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой,жестами.
Стремясь развить уучащихся сценические качества, способность к экспромту, он также должен бытьпостоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли,построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ниодно даже самое совершенное техническое средство не в состоянии заменитьвоздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у нихспособности к общению.
В современной методикешкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтомуследует досконально овладеть методами и приемами использования кукольныхпостановок.
Как и говорилось ранее кукольныйтеатр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярчепредставлять героев, активнее следить за развитием действия.
Помимо указанных методовработы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владетьприемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизньребенка.
Заключение
Взрослые не играют вигрушки только по одной, вполне разумной причине: у них не хватает на этовремени и сил. Играть, как играют дети, — самое серьезное занятие в мире; и кактолько суета мелких обязанностей и бед обрушится на нас, нам приходитсяотказаться от такого огромного, дерзновенного дела. Нам хватает сил на политикуи бизнес, на искусства и науки; но для игры мы слабы.
Эту истину признаеткаждый, кто хоть когда-нибудь во что-нибудь играл — строил из кубиков дом,нянчил куклу, расставлял оловянных солдатиков.
Взрослые не играют, какдети, не потому, что им неинтересно, а потому, что им некогда. Они не могутпотратить силы и время на такое великое дело.
Философия кукольныхтеатров достойна всяческого внимания. Из этой игрушки можно вывести все, чтонужно понять современным людям.
Сейчас невозможно сказатьточно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок идошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все временакуклы были неизменными спутниками человека.
Вот первобытный человекнадевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменныестатуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.
Древнегреческие актёрынадевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных.Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католическиемадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносятслужителей культа...
Искусство кукольноготеатра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют впрофессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто вбольших дружных семьях.
Вспомните, что у каждогоиз нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы,декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Онсуществовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но какон был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутыестены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимаютдеревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плаваютдеревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходныефрегаты, шхуны, каравеллы.
С этих игр и начинаетсякукольный театр. Игра с предметом — это его истоки.
Театрализованные игрыпользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру:отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются втот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их обопасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.
Кукольный театр полезноиметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнемдетском лагере, в детской больнице и пр.
Занятия детей в кукольномтеатре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности,знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности,коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка,двигательную активность ребёнка.
Участвуя втеатрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое иразностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяетиспользовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Детям нравится играть,особенно со сверстниками. Игра для них — дело серьёзное, но, в тоже время,весёлое.
Родителям ипреподавателям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети домаили в детском саду или в школе разговаривают от лица своих кукол.
Дети испытываютпотребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашиваетголосом Петрушки: «Ну что все собрались?» или шутит с клоуном,надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общениеразвивает гораздо лучше, чем телевидение.
Кукольный театр — явлениев нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическоевоспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.
Список использованныхисточников
1. О теории и практикехудожественного творчества детей. Ветлугина Н.А. Москва Изд. – “Нева”. 1991 г.
2. Кукольный театр. Ростов — на — Дону: ”Феникс”, 1999 г.
3. Батлейка. Мн.: “ Молодёжное ”. 2000 г
4. История развития кукольного театра.Москва. Изд. – “Нева”. 2000 г.
5. Эстетическое воспитание младшихшкольников. Цветкова И.В. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
6. Педагогика (конспект лекций) — М.:”Приор-издат”,2004 г.