Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Древней Японии

Министерствообразования Российской Федерации
Кафедра общихэкономических дисциплин
КУЛЬТУРАДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ
Специальность«Финансы и кредит»
Дисциплина«Культурология»
Ведущийпреподаватель – старший преподаватель
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Студентгруппы
заочной формыобучения
Т.В. Кокина
Барнаул 2008

Содержание.
1. Введение.
2. Древнеяпонскаяцивилизация.
3. АрхитектураДревней Японии.
4. СкульптураДревней Японии.
5. Древнеяпонскаяживопись.
6. Древнеяпонское мировоззрение.
7. Заключение.
8. Списоклитературы.

1. Введение
Термин«культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание) издавнаприменяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смыследанный термин употребляется как синоним общественного, искусственного впротивоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк,расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение — достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературевстречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А.Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений
Суть определений:культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она каксокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п.,знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай,систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
Исторические определения,подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современнойэпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают игенетические определения, утверждающие, что культура является результатомисторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвелии, что передается от поколения к поколению — орудия, символы, организации,общая деятельность, взгляды, верования.
Нормативные определения,акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура — это образ жизнииндивида, определяемый социальным окружением.
Ценностные определения:культура — это материальные и социальные ценности группы людей, их институты,обычаи, реакции поведения.
Психологическиеопределения, исходящие из решения человеком определенных проблем напсихологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей кприродному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всехрезультатов такого приспособления.
Определения на базетеорий обучения: культура — это поведение, которому человек научился, а неполучил в качестве биологического наследства.
Идеологическиеопределения: культура — это поток идей, переходящих от индивида к индивидупосредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
Символическиеопределения: культура — это организация различных феноменов (материальныхпредметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов илизависящая от этого. [1,275 ]
Древнеяпонскаяцивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековуюкультуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином.
Выработав на основаниисамых разнородных и разностадиальных элементов своеобразное искусство,литературу, мировосприятие, Япония сумела доказать, что ее культурные ценностиобладают достаточными потенциями, как во времени, так и в пространстве, дажеесли они и оставались в силу островного положения страны не известнымисовременникам в других странах. Задача историка японской древности состоит, вчастности, в том, чтобы понять, каким образом были заложены основы того, что мыименуем ныне японской культурой, которая после многовекового периодааккумуляции культурного наследия других стран вносит в настоящее времявсевозрастающий вклад в развитие общечеловеческой культуры.

2. Древнеяпонскаяцивилизация
Японская цивилизациямолода. Молод и народ, создавший ее. Он сформировался в результате сложных иразновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду,отделяющую Японские острова от материка. Наиболееранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, атакже племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной частиКорейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племенва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии(японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживаетнаибольшее родство с корейским).
И хотя в ту эпоху всеплемена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытнообщинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотиповмировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этойстраны,— это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих результате контактовс другими народами. [1;69 ]
Опираясь на имеющиесяисточники и сведения, можно считать, что японская земля была заселена людьмипримерно 15-17 тысяч лет назад. Японский этнос сложился в результате смешенияместных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана.Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы изКореи и Китая: Хозяйственную основу первобытного японского общества как иповсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиознымипредставлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм,анимизм. От этого периода, известного под именем “культуры Дзёмон”, сохранилисьпричудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных,сделанные в весьма условной манере.
В середине I тыс. до н. э. в Японии возникаетсельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного вдревнее. Процесс перехода был достаточно длительным — примерно шесть веков, с III века до н. э. до III века н. э.
Этот период в японскойистории носит название “культура Яёй” — по названию квартала в Токио, где былиобнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементыдревнеяпонской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливноеземледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигаетвыплавка металла — бронзы и железа. Бронза используется для изготовлениякультовых предметов — ритуальных зеркал, колоколов и т. д., а железо — орудийтруда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.
Примерно со II века до н.э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая,которое сказывается как в материальной, так и в духовной культуре. В частности,именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла. [ ]
Способность к усвоениюиноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновениемгосударственности, датируемой III—IVвв. н. э. В это время происходит завоевательный поход союза племен ЮжногоКюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемоегосударство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотолеоднородностью. [4;26 ]
В IV — V веках н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическаяписьменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания ипредставления. Почти одновременно с этим от мечено появление конфуцианства ибуддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектрабуддийской культуры, в особенности искусства.
В целом влияние китайскойкультуры было настолько значительным, что русский культуролог Н. Данилевскийрассматривал японскую культуру как вариант китайской, отказывая ей в подлиннойсамобытности. Хотя такая точка зрения не лишена основания, она, тем не менее,представляется слишком утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что ужев глубокой древности у японцев сложилась способность к усвоению знаний и уменийв процессе контактов с другими народами. Именно эта способность делать чужоесвоим и доводить его до высших кондиций составляет, видимо, главную чертусамобытности японской культуры.
Китайское влияниеспособствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнегообщества и государства. В III-IV веках н. э., в связи с утверждениемвласти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государствозаметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единойобщегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности,лишенной родовой привязанности. [4;28 ]
Период с IV по начало VII н. носит название курганного («кофундзидай») по типупогребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильногокорейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабноестроительство—а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов—не могло быиметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. КурганыЯмато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметовпогребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этихблестящих образцов древнего ритуального искусства — изображения жилищ, храмов,зонтов, сосудов. оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т.д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной идуховной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было,очевидно, связано с культом предков и культом Солнца. Что нашло свое отражениеи в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности. [2;131]
В III-IV веках н. э. существенно усложняется духовная жизнь японскогообщества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозныекультуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с нимпохоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовалобычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти днейне ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели иплясали.
По мере развитияземледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды.Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой — осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней,хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились наспециально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось самобожество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.
О последних векахдревнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники — “Кодзики” и“Нихонги”. Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царейЯмато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целейэтих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царейЯмато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшейвласти.
Вместе с тем эти первыеписьменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды исказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лици событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них,излагающая историю “Века богов”, рассказывает о том, как рождался мир, какпоявились первые божества, среди которых выделалось верховное божество — Небесная богиня Аматэрасу.
Эти боги породили “Странуостровов”, и в конце концов один из потомков богов, ставший человеком, основалЯпонское государство и под именем Дзимму вошел в его историю в качестве первогоимператора, положившего начало династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнцав лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальнойрелигии синтоизм (“путь богов”).
3. Древнеяпонскаяархитектура
Что касается японскогоискусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианстваи особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древниестолицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города, великолепные храмы,монастыри и дворцы, строились в китайском стиле. [2;129 ]
Вместе с буддизмом вЯпонию проникает и материальный комплекс, обслуживающий потребности этойрелигия. Начинается строительство храмов, производство скульптурных изображенийбудд и бодхисатв, других предметов культа. Синтоизм в то время еще не имелразвитой традиции строительства крытых культовых сооружений для проведениябогослужений.
Планировка первыхяпонских буддийских храмовых комплексов с их ориентацией с юга на север в целомсоответствует корейским и китайским прототипам. Однако многие конструктивныеособенности строительства, например антисейсмичность сооружений, свидетельствуюто том, что храмы и монастыри возводились при непосредственном у части местныхмастеров. Важным свойством многих первых буддийских храмов Японии являласьтакже отсутствие в них помещений для молений – особенность, унаследованная откомпозиционного построения синтоистских храмов. Интерьер предназначался не длямолений, а для сохранения храмовых святынь. [2;130 ]
Иноземные воздействия,органически соединяясь с местными народными традициями, изменяясь,способствовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства.дворцы и храмы, раскинутые среди зелени садов, росписи, умело сочетающиедекоративную яркость со строгим лаконизмом, выявляющие самую суть явлений,отмечены безукоризненным вкусом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Всеизлишнее безобразно».
Своеобразие архитектурыЯпонии обусловлено особенностями длительного периода феодализма испецифическими природными условиями страны. Она отличается устойчивостьюосновных конструктивных принципов и традиционных приемов, выработанных веками,прошедших путь многообразных усовершенствований и применяющихся в равной мере ив жилой и в храмовой архитектуре.
В Японии, где исстариощущался недостаток пригодной для жизни земли, где природа одновременно щедра ивероломна к людям, то низвергая на них с неба потоки воды, то выбрасывая наприбрежные селения гигантские волны океана, то сотрясая и ломая все подземнымитолчками, люди научились использовать пространство с максимальной экономностьюи целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектурапрошлого лишена тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична посвоим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Издерева возводились легкие постройки, основой которых служит каркас. Между домоми землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которыеопиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены, не имеющиеопорного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными нахолодное время или сняты, оставляя пространство дома широко раскрытым назеленый простор сада. Вместо окоп на решетки стен натягивалась белая бумага,пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранялстены от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имелоскользящие стены — перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну,то несколько изолированных комнат.
На основе древнейшейтрадиции народного зодчества был сооружен храмовый ансамбль в Исэ (основан впервые века нашей эры, перестраивается каждые двадцать лет, точно повторяяранее созданный образец). Возведенный среди леса, он состоит из двух отдаленныхдруг от друга, но одинаковых комплексов, посвященных — один богине солнцаАматэрасу, другой богине плодородия Тоёукэ. Каждый из них включает ряд идентичныхпрямоугольных в плане построек, окруженных стенами, выстроенными из золотистогояпонского кипариса. Храм украшает крыша из прессованного тростника, по конькукоторой проложен ряд поперечных балок. Конструкции предельно выявлены. подчеркиваяфункциональную логику сооружения. Недаром ансамбль в Исэ пользуется славойхрама архитектуры.
С 6—7 вв. в Японии началисооружать буддийские храмы. Тип этих построек, сформировавшихся в Китае иКорее, имеет и свои особенности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач.7 в.) близ Нара. Окраска колонн красным лаком, изогнутые края черепичных крыш,каменная платформа. на которой возведены постройки, система подкровельныхкронштейнов явились новшеством в японском зодчестве. Живописно и свободнораспланированный в кольце густой зелени ансамбль с размещенными среди площадиглавными сооружениями — пятиярусной пагодой и Кондо (Золотым залом) отличаетсячеткой графичностью линий. Он значительно миниатюрнее, чем пышные храмыТанского Китая.
Создание самых мощныхбуддийских ансамблей восходит к 8 в. и соответствует времени утвержденияцентрализованного феодального государства и появления первой японской столицыНара (Хэйдзё-кё). В четкой симметрии плана ансамбля Тодайдзи, в простоте и мощивсех его конструкций выразился величавый пафос идеалов времени.
Новый этап развитияяпонской архитектуры начинается с периода Хэйан (794—1185), названного по имениновой столицы Хэйан-кё (ныне Киото). Вместе с ростом национального самосознанияи развитием утонченной столичной цивилизации в это время наряду с буддийскимдостигло большого расцвета и светское дворцовое зодчество. Дворцовые ансамбли Хэйанаторжественны. В них переплетаются традиции национального зодчества и континентальнойархитектуры. Для хэйанского императорского дворцового ансамбля характерновыделение главного церемониального зала типа синдэн, обрамленного боковымипомещениями, широкое пространство которого с гладко отполированным поломоткрыто на светлый простор обширного, засыпанного галькой двора. Соединениезданий между собой галереями, завершение главной площади в южной частипейзажным садом с озером и скалами — также характерный признак архитектурыэтого времени. [5;189 ]
4. Древнеяпонскаяскульптура
Первые образцы японской пластикивосходят к 3—5 вв. н. э. Это полные живой непосредственности разнообразные глиняныефигурки воинов, жрецов, слуг, животных, составлявшие неотъемлемую часть царскихкурганов.
Буддийская скульптура 6—7вв., привнесенная с континента с миром ее новых образов, предназначалась дляхрамов. В главном здании Харюдзи — Кондо помещалась бронзовая скульптурнаягруппа, выполненная скульптором Торп (623). Это изображение Будды на лотосовомтропе, объединенного нимбом с двумя бодхисаттвами, олицетворяет идею милосердия.Простота и строгость геометрических линий, фронтальность и симметрия, вытянутостьпропорций, отсутствие интереса к чувственной красоте и духовная значительностьхарактеризуют это произведение, не чуждое воздействию китайской пластикипериода Вэй.
В 8 в. с укрупнениемхрамов, расширением их интерьеров изменился и облик буддийской пластики,умножилось количество статуй. В качестве материалов употребляются бронза, лак,дерево и глина. Подъем, переживаемый государством, отразился на создании монументальных,героизированных статуй божеств. Вырабатывается более конкретное и индивидуализированноепонимание пластического образа. Зарождается скульптурный портрет. Поиски остройхарактерности проявляются в миниатюрной рельефной сцене «Нирвана Будды»,включенной в пьедестал пагоды храма Хорюдзи, где изображено оплакивание Буддымонахами.
Введение новых буддийскихсект и усложнение обрядов, а также тенденции рафинированности быта хэйанскойаристократии вызвали появление в 9—1О вв. более чувственных образов многоликих имногоруких божеств. Была разработана система жестов и движений, которыеприобрели особую выразительность и динамику. Излюбленными материалами этоговремени стали дерево и лак. Из отдельных брусков дерева составлялись статуи, лакв сыром виде наносился на ткань или кожу, натянутую на деревянную пли глинянуюоснову. По высыхании основа вынималась, и оставалась тонкая лаковая форма.Подобные статуи, легкие для переноски, были крайне удобны при богослужениях.Все статуи раскрашивались. Гротескные маски сопровождали пышные ритуальныехрамовые мистерии и танцы. [5;191]
5.Древнеяпонскаяживопись
Японская школа живописиЯмато-э складывается лишь в 11—12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы,создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. Иллюстрациик роману «Гэндзи моногатари», построенные на сочетаниях четких красочныхсилуэтов, созвучны не столько действию, сколько элегическому настроению героев.
Взаимодействиеприкладного искусства Японии с другими видами искусства было необычайно тесным.Одни и те же мастера изготовляли расписные и инкрустированные лаковые шкатулки,создавая станковые живописные произведения, иллюстрировали книги, расписываликерамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов. Мастерастремились брать за образец природу с ее естественностью и переменчивостью, сее асимметрией и красотой неожиданных, но всегда строго закономерных сочетаний.
Так, в древнейшем виде прикладногоискусства — керамике художники достигли гармонии узора и формы противопоставлениемнезаполненного фона и пятна или линии, использованием случайных затеков глазури,трещин, неровности поверхности, делая каждый сосуд уникальным. В посуде,предназначенной для чайной церемонии, узор подчас отсутствовал вовсе; красота ее— в осязательной прелести и простоте форм неровных и толстостенных пористых чаш,покрытых коричневой или серебристо-розовой глазурью. В них выявлены и подчеркнутыкачества мягкого и пластичного материала. В разных местах страны изготовлялосьмножество типов керамических изделий, то густо-коричневых, то черных, то зеленых,то расписных монохромным графическим рисунком, спокойных и мягких по оттенкам,В лишенном мебели помещении каждый предмет приобретал особую пластическую ютпространственную выразительность, будь то яркое кимоно, ваза или букет цветов, составлениекоторого стало особым видом японского прикладного искусства. Букеты ассоциировалисьс определенным настроением, временем года, имели символический характер.Широкое распространение получили также изделия из фарфора, плетенные из гибкогобамбука корзины, изделия из металла, лавка. Японские мастера тонко учитывалидекоративные особенности материала, эффекты, которые он может дать. Черный лакнаносился на поверхность дерева, ткани или кожи по нескольку раз, затем расписывался яркими красными и золотыми красками,отчего изделия сияли как драгоценность.
Традиции японского искусствапродолжают жить и в современном искусстве, находя новые претворения. [2;131]

6.Древнеяпонскоемировоззрение
В отличие от европейцевчеловек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы оннаправил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, ана то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, какединое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составныхчастей. А раз так, то цель человека — не вражда, а стремление быть с природой вгармонии, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так,философы Востока считали, что народы и государства должны развиватьсяестественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизникоторых нет ничего лишнего, случайного.
Стили различных боевыхискусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей(тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человекВостока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективностьударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась взависимости от времени дня.
Люди Востока былиубеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путемсовершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностьючужды зло и стремление разрушать. Характерная особенность японцев – выйти водвор своего дома и, посмотрев на свой сад камней (когда один из всей композициине виден) или понюхав ветку сакуры, замереть на несколько часов. Следовательно,особенность японцев – связь с природой .
Еще одной особенностьюВостока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе,однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом«золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когдаможно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанноповторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства.Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стилеГомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и теже размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданноенарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар.Без ритуала обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит ксуете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуалавыглядит грубостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе,но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание.Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечнуюцепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущийчеловеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случаеможно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление овечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было икогда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока- вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы (вспомним,хотя бы, героев — камикадзе).
Полностью отсутствует наВостоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как идемократический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан.Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной.Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители — дети, муж — жена, вышестоящий — нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя досамого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определеннымобразом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен примеряпонских самураев — военного сословия. При любом нарушении самураем«кодекса чести» он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделавсебе харакири. Чтобы в дальнейшем были понятны некоторые из рассуждений,хотелось бы вкратце рассказать о самураях. Ведь эти люди на протяжении всех 13веков становления, развития и упадка этого воинского сословия должны былислужить воплощением канонических конфуцианских добродетелей, наделенным,однако, силой и свирепостью нио, «стражей ворот» в буддийскойхрамовой скульптуре. Идеальный самурай должен был стать и порой действительностановился сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова. Душой его былмеч, профессией война, постоянным занятием — воинские искусства, а нередкотакже изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь подсводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием.Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов — таким былнастоящий самурай. «Меж цветов красуется сакура, меж людей — самураи», — гласила пословица. Самурайство зародилось в VIII в. на востокеи северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформилисьвладетельные самурайские роды. К тому времени сложились и устои неписаногоморального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей«Путь Самурая» — Буси-до.
Четко и довольновразумительно требования Буси-до сформулированы философом Дайдодзи Юдзана: Истиннаяхрабрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть, когдаправомерно умереть.
К смерти следует идти сясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает егодостоинство.
Следует взвешивать каждоеслово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
Необходимо быть умереннымв еде и избегать распущенности.
В делах повседневныхпомнить о смерти и хранить это слово в сердце.
Уважать правило«ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнутьдобродетели. Родители — ствол древа, дети — его ветви.
Самурай должен быть нетолько примерным сыном, но и верноподданным.
Следует быть усердным иприлежным, иметь чувство ответственности.
Не подобает гнаться зароскошью, следует избегать бесполезных трат
Не подобает гнаться задутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не бытьтщеславным.
Таким образом, человектут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю. И мыможем с уверенностью констатировать, что в японцах живет дух воинов и фатализм.А следовательно, они не любят проигрывать.

7.Заключение
Подведем итоги:цивилизация и культура Востока осталась жизнеспособной даже тогда, когда ей пришлосьстолкнуться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая ипереустраивая на свой лад. Далее, некоторые ученые считают, что встретившись сцивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно инуюпрограмму и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.Однако, японцы никогда не теряют свой связи с культурным прошлом и дажезакончив Гарвард, Кембридж, приобретя Западный порочный налет найтклабов ианглийского произношения, все равно в душе остаются самураями.

Литература
1Культурология. СиличевД.А. Москва 1998г.
2.Буддизм в Японии. ВиноградоваН.А. Москва 1993г.
3.Японская художественнаятрадиция. Москва. 1979г.
4.Кондрад Н.И. Очеркистории культуры Древней Японии. 1980г.
5.Всеобщая ИсторияИскусств том 1
6.Большая СоветскаяЭнциклопедия том 13


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.