Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурное наследие Швеции

/>Введение
Много вековпотребовалось человечеству, чтобы понять, что способы жизнедеятельности людей,живущих в разных условиях, не могут оцениваться по шкале какой-либо однойстраны. Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, людивзаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенноотличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде,традициях, нормах общественного поведения, ведения домашнего хозяйства, даетнам гамму позитивных ощущений. Это так же провоцирует на открытие новыхдизайнерских решений и оформления в стилях различных стран мира, которыеразвивались не одно столетие. Многие страны удивляют, восхищают и так хочетсяувести с собой частичку этой культуры…
Актуальностьвыбранной темы заключается в том, что в наше время люди должны знать о разныхкультурах, проявлять умение общения с другими народами, уважать их обычаи,традиции, законы. Знания о других народах и их культурах чрезвычайно важны ипотому, чтобы расширить кругозор в сфере дизайна. Заимствование специфичнойтехники оформления помещений, мебели и оборудования.
Цельюкурсовой работы является исследование особенностей культурного наследия Швеции.
Задачи:
Ø познакомитсяс культурой Швеции, основными традициями и обычаями населения этой страны;
Ø рассмотретьисторическое оформление жилища;
Ø отражатьметоды и принципы создания интерьера жилища, бытовой среды и культуры домастраны;

1. Исторические сведения о стране
 
Швеция– государство в Северной Европе, на востоке и юге Скандинавского полуострова.Граничит на западе и севере с Норвегией, на северо-востоке – с Финляндией. Наюге и востоке территорию Швеции омывают воды Балтийского моря и Ботническогозалива, на юго-западе – пролива Эресунн (отделяет Швецию от Дании), Каттегат и Скагеррак. В составе Швеции – островаГотланд и Эланд в Балтийском море. Площадь 450 тыс. км2. Население8268 тыс. чел. (1978). Столица – г. Стокгольм. Национальный составнаселения однороден: около 96% составляют шведы. Национальные меньшинство – саамы,коренное население северной Швеции (около 10 тыс. чел.). Живут также финны. Официальныйязык – шведский. Официальная религия – лютеранство. Официальный календарь – григорианский.
Климат умеренный, подверженсильному отепляющему влиянию Гольфстрима. В Швеции температура выше средней дляэтих широт в январе на 10 °С, а в июле на 3 °С.
Административно территория Швеции разделена на 24 лена Вгеографическом и историко-географическом отношениях страну делят на 3 части:Гёталанд, Свеаланд и Норланд.
Сто лет тому назад основным источником существования Швеции былосельское хозяйство, а индустриализация только начиналась. Превращение Швеции избедной аграрной страны в современное индустриальное общество произошлоблагодаря железной руде, лесу и гидроэнергии. Эти природные ресурсы,используемые для производства лесоматериалов, бумаги и стали, заложили основуориентированной на экспорт промышленности Швеции. Инвестиции в отрасли,базирующиеся на сырьевых материалах, использование гидроэнергии, электрификацияи расширение железнодорожной и телефонной сети привели к повышению спроса напродукцию машиностроения и создали основу для появления такихмашиностроительных компаний как «Телефонбулагет ЛМ Эриксон», «АСЕА» и «СКФ».Значение экспорта машиностроительной продукции постепенно росло, и промышленноепроизводство Швеции стало более диверсифицированным. Наличие сырьевыхматериалов, квалифицированные рабочие и инновационные таланты помогли Швециивыйти на уровень Великобритании по доходу на душу населения к началу второймировой войны. Швеции удалось избежать участия в войне. Благодаря этому ее промышленностьи инфраструктура оказались неповрежденными и хорошо подготовленными кизвлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. 1958-е и 1960-егоды характеризовались быстро растущим благосостоянием Швеции. Вырос спрос наавтомобили, бытовые товары длительного пользования и другие потребительскиетовары. Тратились большие средства на жилищное строительство и на созданиегосударственной системы обеспечения социального благосостояния.
Являясь членом Европейского Союза и государством, имеющимсоглашения о социальной безопасности со странами, не входящими в ЕС, Швецияобязана выполнять определенные международные правила, регулирующие координациюсоциального страхования для лиц, мигрирующих из одной страны в другую.
Резюме. В этой главе мы узналигеографическое положение Швеции, ее национальной состав и численностьнаселения, отметили основные вехи истории развития этой страны. Мало других странразмером со Швецию имеют свое собственное авиастроение и ядерную энергетику, атакже две национальные автомобилестроительные компании, развитую отрасль попроизводству вооружений, телекоммуникационную отрасль с высоким уровнемтехнологии и две крупные фармацевтические группы.
/>2. Обычаи и традиции страны
Национальные праздники. Встречая с несколько преувеличенным оптимизмом наступлениевесны, шведы считают первым знаком ее приближения праздник Пасхи. Несмотря насакральный характер праздника и светлый образ весны, символом этого периодашведы сделали пасхальную ведьму. Согласно легенде, ранним утром она с чернымкотом на спине вылетает, оседлав свою метлу, на которой болтается чайник, длявстречи с самим дьяволом в милом местечке под названием Блокулла (Bldkulla – Синяя гора). Некоторыеговорят, что во время этих своих воздушных прогулок она залетает в детскиеясли, чтобы шлепнуть кое-кого из малышей по попке метлой, прежде чем выдатьмалышам яйца из папье-маше, наполненные марципановыми сладостями. Послепринятия закона о недопустимости шлепания детей пасхальные сласти им выдаютсяпросто так.
По-настоящему весна в Швеции наступает после Вальпургиевой ночи наисходе 30 апреля. В этот день тысячи студентов в белых фуражках вываливаются наулицы и бродят по ним, распевая старинную школярскую песню о своем славном ибеззаботном будущем. А вечером с наступлением сумерек шведы по всей странесобираются на вершинах холмов и взгорий, зажигают там огромные костры итолпятся вокруг них, подбадривая друг друга патриотическими речами.
В отличие от других народов Западной Европы шведы отмечают встречулета – Майский праздник – в июне. Как и положено, в этот день водружаютсяпестрые «майские шесты». Майский праздник приходится у них на день летнегосолнцестояния, а вернее на ночь, поскольку большая часть увеселений происходитпод покровом темноты.
Но самый известный шведский праздник – это, безусловно,Санта-Люсия. Этот день посвящен святой Люсии, яркой блондинке с украшеннымисвечами волосами. Каждый год ранним утром 13 декабря, еще затемно она вместе сосвоей свитой из молодых горячих шведских парней и девчат, одетых, как и онасама, в одни трусики и ночные рубашки, принимается разгуливать по холоду иснегу, нисколько не опасаясь простудиться. Эта веселая компания ходит от дома кдому и будит жителей ангельскими песнями, награждая восставших ото сна горячимкофе и имбирными пряниками
Рождество в Швеции начинают праздновать в сочельник 24 декабря.Отцы шведских семейств на некоторое время исчезают в дальних комнатах, чтобызатем явиться перед домочадцами и детьми в облачении Сан-та-Клауса и с мешком,полным подарков. Этот метод раздачи рождественских даров основан на глубокомпроникновении в детскую психологию: прежде, чем вручить подарок, малышейнеобходимо как следует напугать. Этой цели и служит трюк с переодеванием. Маленькихнегодяев надо сначала проучить, чтобы они поняли, что на свете ничего не даетсядаром. И они запоминают это на всю оставшуюся жизнь. На рождество шведы пьютглинтвейн или грог.
Новый год шведы празднуют с весельем, достойным украсить любыепохороны. В то самое время, когда все остальное человечество дурачится вшутовских колпаках, шведы чинно восседают перед телеэкранами.
Свадьба. В середине XIX века женщинам в Швециибыло предоставлено равное право на наследство. Роль женщины в хозяйстве и всемье в значительной мере определялась ее отношением к собственности на землю ик недвижимому имуществу. Положение же невестки в семье мужа зависело от того,кто стоял во главе хозяйства.
Если свекор,то она вместе с мужем должна была выполнять волю родителей мужа. Если мужнаследовал имущество, то его жена становилась хозяйкой, а родители мужапопадали в зависимое положение. Если же муж умирал, бездетная невестка имелатолько единственную собственность – приданое, и теряла все свои права. Если унее были дети, то она считалась хозяйкой до их совершеннолетия.
После свадьбымолодая пара селилась в отдельном доме. Выбор невесты и жениха зависел преждевсего от имущественного положения сторон, а заключение брака означалосоединение двух «родов». Вот почему прежде всего родители договаривались обудущем браке детей. Нередко это случалось тогда, когда они были еще вмладенческом возрасте. Молодежь знакомилась на праздниках. Летом после работы всубботу и воскресенье устраивались танцы. Считалось нормальным, если парень провожаетдевушку домой, объясняется ей в любви, остается у нее на ночь. Обычайоставаться на ночь назывался «ночь сватовства» или «кровать товарищества». Какдобрачные супружеские отношения, так и большое число внебрачных детей являлисьхарактерной особенностью шведского общества. Очень часто крестьянские девушкине выходили замуж до тех пор, пока не рожали или не беременели, так как этосчиталось доказательством того, что в предстоящем браке она будет иметь детей.И в наши дни в скандинавских странах внебрачные связи широко распространенноеявление.
Если пареньнравился девушке, он мог посещать ее по субботам и воскресеньям довольно долго –иногда в течение нескольких лет. Вообще поспешное заключение брака считалосьнеприличным. Из глубины веков ведет начало обычай похищения невест. Дляскандинавского воина считалось унизительным быть галантным и ухаживать задевушками. Он предпочитал дождаться, пока его избранница соберется замуж и вовремя свадебного пира похитить ее. Затем в своем доме он в ту же ночь устраивалпир. Подготовка к свадьбе состояла из многочисленных обычаев и обрядов. Онибыли связаны со сватовством, помолвкой, обручением, оглашением в церкви,подготовкой к проведению свадьбы, приглашением на свадьбу, прощанием жениха иневесты со своими друзьями. Посредником в проведении сватовства являлся сватили сваха, которые передавали девушке подарок от юноши, искали возможностьсвести их вместе. Традиция выделять молодую семью в отдельное хозяйствосохраняется и в наши дни.
Традиционнаяшведская кухня, и как и кухни других скандинавских стран (Дания иНорвегия), по традиции довольно жирная, основывается на мясе и рыбе. Из-задлинных зим, появилась важность использования в основном те продукты, которыеспособны вынести длительное зимнее хранение, что объясняет недостаток свежиховощей во многих традиционных рецептах. В старину использовалась репка, но впоследствии ее в основном заменил картофель, который появился в XVIII веке. Для витаминов идля приправления довольно тяжелой пищи часто используется брусничный джем.Вегетарианство исторически практически не существовало.
Резюме. На формирование шведскогохарактера и традиций повлияло их историческое прошлое. Шведы интересны нетолько по своему происхождению, но и по своему характеру, нормам жизни, многиеих традиции и ценности связаны именно с историческими событиями, передающихсяиз поколения в поколение, которых они придерживаются: «Когда они говорят провикингов, то они гордо поднимают голову в память о подвигах предков». Их любовьк своим корням, к своему народу вызывает уважение.
/>3. Культурное наследие страны
 
Литератураи драма.Многие современные шведские авторы создают шедевры, представляющие собойпричудливую смесь из экспериментальной логики и экскрементального материализма.Глубина экскрементализма и высота полета логической мысли бывают настольковелики, что ни один критик, не говоря уже о читателе, не посмеет подвергнутьподобный опус критике из опасения прослыть профаном и невеждой. В шведскойсловесности есть несколько путеводных маяков, которые помогают находить дорогув этом тумане и по-прежнему привлекают к ней внимание за рубежом. Одно из такихсветил – Август Стриндберг, поставивший с ног на голову всю мораль XIX века и развенчавший такиесчитавшиеся непоколебимыми ценности, как брак и патриотизм. А крестьянскиймальчик Нильс Хольгерссон, герой сказочной повести Сель-мы Лагерлёф, вошел висторию воздухоплавания благодаря своему путешествию по небесам Швеции на спинегуся. Среди писателей XX века известностью пользуются Вильгельм Муберг иСвен Дельблан, отправившие своих героев на поиски лучшей доли в Новый Свет, вСеверную Америку. Самым значительным шведским литературным хитом является«Пеппи – Длинный Чулок» Астрид Линд-грен.
Пресса. Ведущие шведские газеты –это утренняя «Дагенс нюхетер» (Dagens Nyheter) и вечерняя «Афтонбладет». Эти два изданиязадают тон всем остальным средствам массовой информации и, старательно обходясодержательную часть новостей, сосредоточиваются главным образом на формеизложения и на формальных деталях. Не спеша просветить шведов относительносамой сути событий, происходящих в политической, экономической и экологическойсферах, шведские газеты отводят целые полосы тщательному разбору разныхпроцедурных вопросов, тактике ведения переговоров и всяким прочим политическимигрушкам. К развлечениям относятся всевозможные попытки сместить правительство,а остроумие допускается только в карикатурах. Самым популярным периодическимизданием в Швеции является диснеевский «Дональд Дак» (в России этот детскийжурнал выходит под названием «Микки Маус»).
Телевидение. Шведское телевидение нерассчитано на то, чтобы просвещать или развлекать зрителей. Тем не менееиностранцам оно кажется достаточно занятным, даже забавным, поскольку ведущиепрограмм новостей или викторин, а также люди, удостоившиеся чести бытьдопрошенными телеинтервьюерами, выглядят ужасно напуганными, а оттого весьмасмешными.
А каждыйсубботний вечер перед экранами телевизоров усаживаются четыре миллиона шведов (половинанаселения страны), чтобы в течение трех часов неотрывно смотреть лотерею «Бинп»(Bingo Lotto). В общих чертах «Бинго»напоминает1 самую обычную лотерею типа «лото». Что делает игру в «Бинго»необычной – так это фигурирующие в ставках суммы и сами призы. Призовой фондкаждую неделю составляет около пяти миллионов долларов. Основные призыдостаются счастливчикам, которым удается дозвониться в студию и по телефонувыйти в эфир. Подход к этой игре и призам в ней можно назвать типично шведским,поскольку большая часть выигрышей – это не наличные деньги, а вещи или услуги.
Кино. Швеция похожа на большойДиснейленд. С внешней стороны она напоминает сказку, в которой беззаботные людиведут почти райскую жизнь. Но за этой идиллией скрывается другая сторона этойжизни. За видимостью спокойного и привольного существования в Швеции прячетсято, что наполняет шведов жизнью – Шведская Душа.
Первыедокументальные съёмки в Ш. были осуществлены немецким кинематографистом М. Складановским.В 1897 несколько документальных и игровых картин снял швед Н. Петерсон.Регулярное производство фильмов началось в 1907. Шведская классическаякиношкола 1910–20‑х гг. оказала значительное влияние на мировойкинематограф. Виднейшие её представители – В. Шёстрём («Забастовка», 1914,«Терье Виген», 1916, по Г. Ибсену, «Сыновья Ингмара», 1918, по С. Лагерлёф)и М. Стиллер («Когда умирает любовь», 1913, «Песнь о багрово-красномцветке», 1918). В 30‑е гг. выпускались преимущественно салонные мелодрамыи комедии («На солнечной стороне», 1935, и «Единственная ночь», 1939, режиссёр Г. Муландер).Значительным явлением мирового киноискусства стало творчество крупнейшегорежиссёра И. Бергмана, в фильмах которого нашли отражение трагическогопротиворечия капиталистического общества, его бездуховность и античеловечность («Вечершутов», 1953, «Земляничная поляна», 1957, «Лицо», 1958, «Молчание», 1963,«Персона», 1966, «Крики и шёпот», 1972, «Лицом к лицу», 1976). В 1977 в Мюнхенеон снял антинацистский фильм «Змеиное яйцо».
В 1960–70‑хгг. в кино пришла группа молодых режиссёров, фильмы которых затрагиваютживотрепещущие социально-экономические проблемы: положение рабочих («Воронийквартал», 1965, «Одален‑31», 1969, «Джо Хилл», 1971, режиссёр Б. Видерберг),проблемы молодёжи («Ула и Юлия», 1967, и «Мечта о свободе», 1969, режиссёр Я. Хальдофф,«Эльвира Мадиган», 1967, режиссёр Видерберг, «Любовная история», 1970, режиссёрР. Андерсон). Мировое признание получили фильмы для детей – серия картин У. Хельбомапо книгам А. Линдгрен о Пеппи (1968–71) и «Карлсон на крыше» (1974).Вместе с тем для ряда режиссёров характерно откровенно натуралистическиеизображение сексуальных отношений, подменяющее раскрытие причин духовнойдеградации шведского общества, фильмы Т. Викмана, Б. Форслунда, Б. Торна.В 1971 был выпущен совместно советско-шведский фильм «Человек с другойстороны». Ежегодно выпускается 15–20 художественных фильмов. В прокатедоминируют американские фильмы, смакующие насилие и жестокость. Резко упалапосещаемость кинотеатров (в середине 50‑х гг. существовало около 2,5 тыс.кинотеатров, а во 2‑й половине 70‑х гг. – 1,2 тыс.). С 1963работает киноинститут, при котором существует киношкола (с 1965). Кинокритики итеоретики кино: Б. Идестам-Альмквист, Р. Вальдекранц, Л. Бергстрём,Х. Шейн. Издаются журналы по вопросам кино: «Chaplin» (с 1959), «Film ochbio» (с 1967).
Музыка. Музыка – эта та сфера, в которой наиболее отчетливо проявляютсяразличия между народами Северной Европы. Воинственные оркестровки симфоническихопусов финского композитора Сибелиуса отражают героизм его маленького народа,противостоящего набегам иноземных захватчиков, волков и комаров. Норвежец Григталантливо выразил горе молодой девы, доящей свою корову на вершине скалы, чьипадающие в молоко слезы по потерявшемуся в бескрайнем мире возлюбленномубезнадежно испортили надой. А в Дании молоко, свертываясь до консистенциисырной массы, на этом не останавливается, а превращается в полифоническиедиссонансы Нильсена. Шведская музыка совершенно уникальна: она дарит слушателюудивительное умиротворение, поскольку вообще не навевает никаких образов. В нейнет оркестровых вихрей, они сведены лишь к легким бронхиальным хрипамконцертино. Парад струнных заменяют нежные стоны видавшей виды скрипки, авместо ударных ритм в размере три четвертых отбивают дробные притопы ботинок обпол. Но не забудем, однако, что Швеция – это родина нескольких знаменитыхпевцов, и украшением этого созвездия являются Йенни Линд, Биргит Нильссон и,конечно, четверка «АББА». Швеция трижды выигрывала конкурс песни на Евровидениии не раз добивалась шумного успеха на других музыкальных фестивалях. Такоевезение скорее можно объяснить с помощью теории вероятностей, а не самоймузыки, поскольку северные страны обычно голосуют друг за друга, за исключениемодной только Швеции, которая неизменно отдает свои голоса самым безнадежнымконкурсантам. Впрочем, это тоже вполне объяснимо, да и вполне в шведском духе –кто-то ведь должен поддержать заведомого неудачника, особенно если тыпретендуешь на титул Совести Мира.
Балет. С 1638 в Стокгольмесилами французских артистов при королевском дворе периодически ставилисьбалетные спектакли. Первая постоянная труппа под рук. Л. Галлодье быласоздана при шведской Королевской опере, открытой в 1773. Балеты ставили датскийбалетмейстер Ант. Бурнонвиль (с 1785) и Л. Делан (с 1809). Первый шведскийбалетмейстер А. Селиндер в 1843 познакомил зрителей с романтическимбалетом Ф. Тальони «Сильфида» композитора Ж. Шнейцгоффера; Селиндервводил в спектакли шведские народные танцы.
В20-е гг. была создана труппа «Швед. балет», выступавшая в 1920–25 в Париже; веё репертуаре были поставлен балетмейстером Ж. Бёрлина преимущественно смузыкой французских композиторов (Д. Мийо, Э. Сати) и в оформлениифранцузских художников (Ф. Леже и др.). Бёрлин поставил также несколькобалетов с музыкой шведских композиторов: например, «Ночь на Ивана Купалу» Х. Альвена,где использовался шведский фольклор. Ведущими танцовщиками этого периода были К. Ари,Е. Хассельквист. В 30-е гг. шведский балет испытал сильное влияние экспрессионистическоготанца, пропагандистом которого был Ю. Альго. В 40–50-е гг. в репертуарбалетной труппы шведской Королевской оперы включались спектакли классическогонаследия («Спящая красавица» П.И. Чайковского и др.) в постановке финскогобалетмейстера Г. Ге (в годы 2-й мировой войны) и англичанки М. Скипинг(с 1953). Наряду с этим шведские хореографы продолжали широко использоватьсвободный танец. 1967 Крамер возглавляет созданную им труппу «Крамер-балеттен»,где спектакли в значительной мере основаны на фольклоре. Балетмейстер Б.Кульберг поставил в шведской Королевской опере, в труппе «Кульберг-балеттен»(осн. в 1967) и на телевидении балеты «Фрекен Юлия» Т. Рангстрёма (1950),«Адам и Ева» Х. Русенберга (1967), «Бунт» на музыку Б. Бартока(1973); Постоянные балетные труппы имеются также в Гётеборге (руководитель Э.М.фон Розен) и Мальмё (руководитель К. Борг). Наиболее известные артисты: в40–50-х гг. танцовщицы Б. Аппельгрен, Э. Раш, Г. Линдгрен,танцовщики Т. Родин, братья Ю. и М. Менгарелли; в 60–70-х гг.танцовщицы И. Броссе, М. Ланг, К. Линдстрём, Б. Шёльд,танцовщики Н.О. Хёгбум, В. Клавсен, П.А. Сегерстрём и др.
Драматическийтеатр В15–16 вв. в Ш. получили распространение школьные театры. В королев. замках сконца 16 в. устраивались театральные представления. Первый придворный театроткрыт в Стокгольме в 1649. С 1753 этот театр уступил место французской иитальянской труппам. При Густаве III появились первые общедоступные шведскиетеатры в Гётеборге (1779), в Стокгольме (1788). До 70-х гг. 19 в. на сценегосподствовал французский водевиль, псевдоисторические трагедии А. Коцебуи его подражателей. В 1907 Стриндберг (совместно с режиссёром А. Фальком)открыл в Стокгольме Интимный театр (существовал до 1910), поставившийбольшинство его пьес. Большое влияние на театральных деятелей Ш. оказалигастроли немецкого Камерного театра, постановка М. Рейнхардом на сценеКоролевского драматического театра «Игры снов» Стриндберга (1921), а такжегастроли МХТ (1921–1922). В 50-е гг. возникли частные театры, пропагандировавшиедраматургию абсурда. Но на государственных сценах предпочтение отдавалоськлассике, а также пьесам иностранных драматургов – Ж.П. Сартра, Ж. Ануя,А. Миллера, Т. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театровШ. к произведениям А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, М. Горького,В.В. Маяковского, В.П. Катаева. Для 60‑х гг. характернавозрастающая политическая активность шведского театра. Одним из самыхрепертуарных драматургов стал Б. Брехт. Стокгольмский свободныйпрофессиональный театр, выступающий с поддержкой экономических и политическихтребований рабочего класса и разъезжающий по всей стране. Помимо Королевскогодраматического и городского в Стокгольме работает несколько частных театров. ВГётеборге, Мальмё и др. имеются драматические театры. Для обслуживаниянебольших городов создан государственный гастролирующий «Рикс-театр», дающий вгод до 700 представлений в более чем 100 населённых пунктах.
Музеи. Национальный музей вСтокгольме – это, прежде всего, крупнейшее в Швеции и одно из крупнейших вСкандинавии художественных хранилищ. Сегодня здание музея – одна изпримечательных черт старого Стокгольма. Построенное в ренессансной манере, онодолжно было, по замыслу архитекторов, вызывать в памяти архитектуруитальянского Возрождения. Суть замысла очевидна: установить связь шведскойкультуры с общеевропейской «колыбелью искусств».
Коллекциимузея делятся на традиционные отделы живописи и скульптуры, рисунка и гравюры,а также декоративного искусства. Самые громкие имена, представленные в художественнойколлекции – Гойя, Ренуар, Дега и Гоген, а также неизменно блистающие в мировыххудожественных собраниях Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.
Наконец,Национальный музей Стокгольма располагает значительной коллекцией шведскойживописи XVI–XIX вв. Признанные шедевры шведской экспозиции – «Дама подвуалью» Александра Рослина и «Пляски в Иванов день» Андреса Цорна.
Отдел дизайнав Стокгольмском музее ничуть не уступает залам живописи. Коллекция охватываетсемь веков, от XIV в. до наших дней, и насчитывает около 30 000 произведенийприкладного искусства. Примерно треть их составляет керамика. Далее – текстиль,стекло, металл (в том числе – коллекция шведского серебра), мебель, книги. (см.приложения)
Особо надовыделить крупнейшее в Скандинавии собрание фарфора. При формировании этогоотдела приоритет отдавался произведениям искусства Швеции и других северныхстран, но музей охотно приобретал и экспонаты из других государств, особеннотех, которые сыграли важную роль в развитии дизайна.
Самый богатыйи, возможно, самый интересный отдел музея – рисунок и графика. Экспозиция егоохватывает период от позднего средневековья до 1900 г. и насчитывает околополумиллиона листов. Коллекция начиналась с 2000 рисунков, приобретенных графомТессином во время его пребывания во Франции. Ценнейшие экспонаты – рисункиРембрандта и Ватто, а также почти полное собрание гравюр Эдуарда Мане. Средишведских произведений – рисунки Йохана Тобиаса Сергеля, Карла Ларссона идругих.
Неподалеку отмузея Васа находится музей под открытым небом «Скансен», в котором собрано более 150построек различных эпох из всех уголков Швеции. В музее можно познакомиться снациональной шведской кухней, традициями, научится танцевать шведские танцы ипримерить национальную одежду.
Резюме. Швеция – крупнейшаястрана северной Европы. Она расположена на востоке и юге Скандинавскогополуострова и граничит с Норвегией и Финляндией. Франция с ее шикарнымиприродными условиями, зародилась много веков назад. Она одна из старейшихнаций, которая развивалась и набирала свои обороты. Она богата культурнымнаследием во многих областях. И, конечно же, Швеция является домом для самойпочитаемой награды, Нобелевской премии. 
4. Оформление жилища (исторический стиль)
Швеция – этотуманное море со множеством мелких прибрежных островов и изрезанный неглубокимизаливами берег, это еловые, березовые и сосновые леса, мхи, лишайники и вереск,чистые прозрачные озера и реки, гранитные скалы и валуны. Здесь природа служитобразцом сдержанной, лаконичной красоты: бледно-серое северное небо, сочнаязелень травы и хвои, темные массивы гранита, белые паруса яхт и чайки надморем. Красота северной страны неброска и сурова, но, если вглядишься в нее – оназавораживает.
В начале XVIвека Швеция стала независимым королевством, которое в результате завоевательныхвойн за два века значительно раздвинуло свои границы в районе Балтийского моря.И, как следствие роста могущества страны, начинается бурное строительство.Многочисленные дворцы и поместья строили архитекторы, прошедшие обучение воФранции и Италии, но чужеземным архитектурным формам здесь всегда придавалинациональный характер, корнями уходящий в народное зодчество.
Традиционноешведское жилище было в основном деревянным. Только области бедные лесом покрытыфахверковыми сооружениями. Усадьба состояла из жилого дома и хозяйственныхпостроек, объединенных вокруг двора. Архитектура крестьянской усадьбы идеревянных колоколен, складов и гостиниц отличается строгой простотой и скупымдекором.
Для жилыхпомещений с низким потолком характерно небольшое количество мебели иконтрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. В домах шведскихбондов (свободных крестьян) прямоугольная кровать делалась в виде алькова, у которогостенки с окошками подпирали потолок. Обычно кровать, больше напоминавшая шкаф,ставилась в угол – для тепла и имела соломенную перину. Стены комнат покрытыедеревянными панелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановкеобязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили ифасады домов. Собственно делалось это не для красоты. Деревянные домапокрывались специальным раствором от сырости, который и придавал дереву красныйоттенок.
Шведы оченьлюбят свои национальные особенности и чтут культурные традиции, бережносохраняя памятники жизни и быта своих предков. В столице страны создануникальный музей-заповедник под открытым небом, Скансен, куда были свезены всесохранившиеся с разных эпох жилые постройки. Здесь есть и потемневшие отвремени крестьянские деревянные дома, и особнячки зажиточных купцов, и дома издворянских поместий. А «население» в национальных костюмах занято традиционнымиремеслами: гончарным, кузнечным, ткачеством. В этом музее собрана почти вся историястраны.
Средневековыезамки, по понятной причине не вошедшие в музей, представляли собой скорееоборонительные, чем жилые сооружения. Это мощные каменные крепости с высокимибашнями и узкими окнами. Но интерьеры их менее суровы. Стены покрыты росписью,воспроизводящей растительные мотивы и до половины высоты оформлены резнымидеревянными панелями. Украшением стен также служило оружие и охотничьи трофеи.
С XVII веканачалась перепланировка и застройка столицы – Стокгольма. Строится знаменитыйКоролевский замок – воплощение в архитектуре славы и мощи северной воинственнойдержавы. А спустя столетие шведская архитектура оказалась под влияниемевропейских стилей – классицизма и рококо. Произошло это в эпоху короляГустава, правившего всего двадцать лет с 1770 по 1790 годы, но сформировавшийсяв этот период времени стиль, названный густавианским, господствовал в Швециивплоть до половины девятнадцатого века, и приобрел популярность не только народине, но во Франции и в Италии – этих искушенных законодательницах мод. Болеетого, густавианский стиль оказал существенное влияние на дальнейшее развитиешведского дизайна мебели и интерьеров.
Своеобразиеэтого стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементовевропейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведскойархитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски ичистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а втончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов иоттенков.
Спокойнаяцветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавалиатмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой иголубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Неповторимоеобаяние густавианского стиля до сих пор имеет множество поклонников. Исовременные шведские интерьеры с белыми стеллажами и шкафами, дверцы которыхсделаны из матового стекла, белыми стульями, открытыми полками, со светлымдощатым полом, с диванами, покрытыми льняными чехлами, с большими окнами,пропускающими в комнату много света, с легкими прозрачными занавесками тожекажется «дышат» временем ГуставаIII.
Резюме. В этой главе мы узналиоб историческом стиле страны. Шведы очень любят свои национальные особенности ичтут культурные традиции, бережно сохраняя памятники жизни и быта своихпредков, даже чужеземным архитектурным формам здесь всегда придавалинациональный характер, корнями уходящий в народное зодчество./>4.1 Архитектура и дизайн
Кбронзовому веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичныефигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментированное оружие и утварь,к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. – каменные стелы,богатейший плетёный орнамент «звериного стиля» на металле и резном дереве,изображения людей и животных, к «эпохе викингов» (кон. 8 – середина 11 вв.) – такжекаркасные постройки, повествовательные сцены на стелах. В 11–12 вв. строилисьгрузные каменные церкви романского стиля (в Сигтуне, Старой Упсале, Лунде), в13–15 вв. – готические храмы со стройными башнями (церковь Сторчюрка вСтокгольме, собор в Упсале), в 16 в. – замки (Грипсхольм, Вадстена, Кальмар) счертами архитектуры Возрождения. В средние века выросли города с мелкой сетьюузких улиц; развивались декоративная живопись и скульптура, книжная миниатюра.В 17 в. в духе барокко и классицизма строились городские дворцы и загородныерезиденции с парками (арх. Ж. де Ла Балле, Н. Тессин Старший, Н. ТессинМладший); наряду с немецкими, французскими, нидерландскими художниками работалишведские мастера (И. Сильвиус, Д. Эренстраль). В 18 в. развиваютсяархитектура (К.Ф. Аделькранц) и скульптура (Ю.Т. Сергель)классицизма, бытовой жанр как в галантном духе рококо (Н. Лафренсен), таки в буржуазно-нравоучительном духе (П. Хиллестрём); блестящего расцветадостиг реалистический портрет (А. Рослин, К.Г. Пило, пастелист Г. Лундберг,миниатюрист П.А. Халль). Новые городские районы получали регулярнуюпланировку. В 19 в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесной эклектикой.В изобразительном искусстве 1-й половины 19 в. совершается поворот кромантизму, растет интерес к прошлому страны, к её природе и людям (живописцы Н. Бломмер,Э. Лундгрен, М. Ларсон, скульптор Ю.П. Мулин). Развитие реализмаво 2-й половине 19 – начале 20 вв. достигло вершины в жизнеутверждающихпортретах и жанровых композициях А. Цорна, в психологических портретах Э. Юсефсона,в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принцаЕвгения, в анималистических картинах Б. Лильефорса. Развивалась иофициальная историческая живопись (Г. Сёдерстрём). В 20 в. начались поискиновых путей в архитектуре, связанные с национально-романтическими устремлениями(Ф. Буберг, К. Бергстен); на их основе формировались неоклассическиенаправления (арх. Р. Эстберг, И. Тенгбом) и школа современнойархитектуры, сочетающая принципы функционализма с чертами, близкими органическойархитектуре (Г. Асплунд, С. Маркелиус, С. Бакстрём). Значителенвклад шведских архитекторов в разработку города-спутника (Веллингбю, Фарстаблиз Стокгольма, с развитой системой торгово-общественных центров), жилыхрайонов с рациональной комплексной застройкой (микрорайоны в Стокгольме,Гётеборге, Мальмё), типов башенного жилого дома. В скульптуре 20 в. выделяютсямонументально-декоративные работы К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда,сочетающие реализм изображения народной жизни с романтической символикой ифантастикой. В живописи значительны композиции С. Деркерт, Э. Юлина, А. Амелина,посвященные важным социальным темам, красочные картины И. Агели, И. Грюневальда,В. Нильсон, Л. Энгстрёма, С. Хальстрёма, зачастую символическогохарактера. Техническая виртуозность, острота наблюдений отличают графическиеработы Ф. фон Шанца, К. Ду, Л. Линдеберга.
Резюме. Несмотря на длительнуюисторию архитектуры и дизайна в Швеции распространены различные модернистскиетечения – от сюрреализма и абстракционизма (Э. Немес, Т. Ренквист) допоп-арта, концептуального искусства, гиперреализма. 4.2Цветовые предпочтения
Для крестьянских усадьб снизким потолком характерно небольшое количество мебели и контрастное сочетаниебелого с красным или красного с зеленым. Стены комнат покрытые деревяннымипанелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательноприсутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили и фасадыдомов.
Своеобразие густавианскогостиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементовевропейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведскойархитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски ичистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а втончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов иоттенков.
Спокойнаяцветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавалиатмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой иголубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Швеция является страной,простого и элегантного дизайна интерьера. В яркой, хорошо сфотографировалапрезентации, писатель Шерил жизни MacLachlan прекрасно охватывает суть шведскогодизайна: чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувствосвета и пространства, и свежего фолк-арт шарм. Гостиная, спальня, столовая,кухня, и каждый заслуживает глава заполняется идеями по поводу стен, полов,окон, цвета, ткани, освещения и мебели. Разбросаны по всей являются советы пооформлению, такие как передача декоративный мотив к стене, установкапривлекательным стол, и перемешивание собственные краски для аутентичный вид.
Резюме. Суть шведского дизайна:чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувство света ипространства. При этом современный дизайн обладает тремя качествами: он ярок,полон радости и неистребим./>4.3 Декоративно-прикладное творчество мастеровстраны
Шведскаядекоративно-прикладная отрасль, которая насчитывает более ста лет, тесносвязана с развитием современного индустриального общества в Швеции. Началосьвсе в 1897 году на всемирной выставке в Стокгольме, где был представлен фарфорс заводов «Гюставсберга» и «Рёрстранда», расписанный такими дизайнерами какГюнар Веннерберг и Альф Валландер. Здесь же впервые художник Карл Ларсон,воодушевленный английским движением Исскуств и Ремесел («Arts and Crafts»)выставил рисунки интерьеров своего дома в Сундборне, где большинство мебели и тканейбыли спроектированы его женой Карин Ларсон. Эти светлые, простые,индивидуальные интерьеры привлекли международное внимание и по сей деньявляются отличительной чертой шведского дизайна.
В 1897 году,под впечатлением от рисунков Ларсона, изображавших уютное благополучие Элен Кейнаписала статью под названием «Красота в доме» (Beauty in the home), которая впоследствии имела большое влияние. В 1899 году в следующей статье с таким женазванием она выразила так сказать массовую потребность «красоты для всех»(beauty for all). В 1919 Грегор Паулсон, еще одна значительная фигура в историираннего шведского дизайна, опубликовал свои идеи в книге под названием«Красивые вещи на каждый день» (More beautiful things for everyday use).Шведский дизайн до сих пор пропитан духом Грегора Паулсона и Элен Кей: дизайндля каждого, а не только для тех, кому это по карману.
С начала 20 впрактически все производство предметов быта в Швеции стало развиваться всовершенно новом направлении. Обыкновенные вещи становились более изящными иуникальными нежели массовыми. В 1920е шведское прикладное искусство и ремеслостало известно на международном уровне как «Шведская Грация» («The SwedishGrace»), и в основном благодаря Саймону Гатэ и Эдварду Хальду. Они основалисовременный стиль шведского стекла который принес международную известностьОррефорскому стеклозаводу.
ЦарствоСтекла (Glasriket) хранит вековые традиции стеклодувов. На небольшой площадирасположено 11 уникальных стеклодувных посёлков, каждый с его собственнымитрадициями и его собственной атмосферой. Добро пожаловать в стекольные цеха,где вы сможете воочию увидеть весь процесс создания стекла, как опытныестеклодувы превращают раскалённую до красного жара стеклянную массу впрекрасные изделия и красочные произведения искусства. Магазины при цехахпредлагают большой выбор изделий из стекла и хрусталя по фабричным ценам,которые намного ниже цен в обычных магазинов. Невозможно найти два совершенноодинаковых изделия созданных вручную, но стеклянная посуда на полках всегданесет марку высокого качества стекольного производства. На выставках и вместных музеях, новый и современный дизайн показан бок о бок с уникальнымисобраниями старинной стеклянной посуды.
Резюме. Шведскаядекоративно-прикладная отрасль насчитывает более ста лет многие, имеетмножество замечательных ремесел, известных своим высоким качеством:деревообработка, производство красивых стеклянных предметов, керамики, серебраи текстильные изделия./>4.4 Мебель и оборудование помещений
Деревяннаямебель в густавианском интерьере украшена резьбой и покрыта белой краской.Столы и стулья округлой формы с тонкими изогнутыми ножками. Спинки стульеввыполнены в форме медальонов, вырезаны из дерева или покрыты тканью.
Оченьпопулярны мягкие диваны со множеством подушек, с прямыми деревянными илиобитыми тканью спинками и такими же боковинами-подлокотниками. Тканевая обивка:бело-голубая клетка.
Впервыепоявляются в обстановке и турецкие диваны, состоящие из нескольких рядовподушек, прислоненных прямо к стене. В то время они были последним криком моды.
Современнуюмебель Швеции представляют Гипер- и супермаркеты ИКЕА – это Мекка практическогоприменения шведского стиля в дизайне. Здесь есть все, что нужно, чтобы сделатьсовременное жилище красивым и удобным: от посудных полотенец до крепящихся кстене прессов для сминания в компактные жестяные таблетки пустых банок из-подпива. Основатель сети ИКЕА Ингвар Кампрад начинал с маленькой рассылочнойфирмы, которая торговала рождественскими открытками, поддерживая тем самымнастроение шведов в трудные годы Второй мировой войны. Ныне же Кампрад сталодним из самых богатых граждан Швеции. За более чем 50 лет, прошедших с техпор, его творческие усилия на ниве коммерции воплотились в 138 огромныхмагазинов в 29 странах мира. Так что ему есть, чем гордиться.
Резюме. Первая мебель быладеревянной и породила деревообрабатывающую отрасль, зодчество. Современная жемебель хорошо представлена гипер- и супермаркетами ИКЕА./>4.5 Декоративные дополнения, предметы быта иаксессуары в интерьере данной страны и т.д.
Одним изосновных элементов густавианского интерьера были также большие расписные панно,обрамленные тонкими золотыми рамками и стены в пастельных тонах покрытыеросписью, имитирующей драпировки и колонны, растительные гирлянды и даже нишисо скульптурой. Печь, занимавшая одно из центральных мест в интерьере, болееуместная для обогрева, чем распространенные в Европе камины, покрывалась белымиизразцами с рисунком в виде голубых медальонов. А керамическая посуда с голубымклассическим рисунком на белом фоне, выставленная на полки, была непременнымукрашением стен в столовой.
Стать ценителем Шведского качества жизни: как мебель выбрана за еечистое исполнение, штраф за его изгибы и линии; как простые ткани используютсядля большой эффекта восприятия пространства; как мягкий деликатный цветасоздает комнаты полные света и элегантности. Чтобы как-то умиротворить свойсплин и избавиться от приступов меланхолии, шведы и стараются окружить себяприятными для глаза формами и штучками. Это могут быть оригинально раскрашенныежалюзи, бокалы для вина с необычайно чувственным изгибом, цветные свечи с темже рисунком, что и бумажные салфетки.
Резюме. Шведы стараются окружитьсебя приятными для глаза формами и штучками. Это могут быть совершенноразнообразные предметы быта и аксессуары, от замысловатого рисунка илифотографии до оригинально раскрашенных, например, жалюзей.
/>5. Сочетание современного оформления жилищас историческим стилем дизайна и архитектуры
Шведский дизайн обладает тремя качествами: он ярок, полон радостии неистребим. Несомненно путем экспорта своей культурой, что Швеция оказываетнаибольшее влияние на мир. От сильного, чистого дизайна чувствительность еефункционализма передвижения безукоризненный кинематографического шедевра ИнгмарБергман, уникальное культурное мировоззрение Швеция приобрела международныйвалюте, что намного превышает то, что можно ожидать от этого скромного размеранации. Одним из источников этой необычной культурной силой, как это нипарадоксально достаточно было Швеции historicposition на задворках Европы.Относительно изолированными от основного течения континентальных европейскихкультурных изменений, многие из Швеции художественной традиции разработали своисобственные богатые и отличительный характер. Рисование вдохновение из народнойкультуры, а также из великолепных beautyof самой земли, эти традиции сохранилижизнеспособность и смелой простоте, что в настоящее время оценили во всем мире.
Шведскийдизайн и архитектуру лучше всего известны благодаря их вкладу в функционализмадвижение, которое в 1930-х годов представил миру чистыми, сложных конструкций,которые мы сейчас ассоциировать столько с самого модернизма, как с Скандинавиии Швеции в частности. Среди наиболее заметных фигур в этом движении былархитектор Эрик Гуннар Asplund. В литературе, Швеция является наиболееизвестным за беспрецедентную работает августа Strindberg, одна из первоначальных badboys модернизма.
Мы говорим нетолько об экспорте шведского дизайна, но еще и о том, что в последнее время всебольше и больше шведских дизайнеров в сотрудничестве со своими клиентамизапускают интересные совместные проекты во всех уголках земного шара – никогдаеще эта тенденция не приобретала такого размаха. В то же время, на шведскиепродукты буквально посыпались последнее время международные награды за дизайн,а благодаря политическим и личным инициативам стали развиватьсяширокомасштабные связи.
Шведскиекомпании также стали больше работать с иностранными дизайнерами, что оказываетстимулирующее воздействие, как на развитие форм, так и на укреплениепрофессиональных контактов. Не стоит забывать и о том, что Швеция стала болееинтересным местом для бизнеса, что убедительно доказала Международная мебельнаяярмарка в Стокгольме. В течение последних лет ярмарка приобретает все большеезначение для экспонентов, посетителей и журналистов из Швеции и других стран.
2005 – годдизайна – продемонстрирует роль дизайна в нашей повседневной жизни, работе иотдыхе. Одна из главных целей Года дизайна состоит в том, чтобы превратитьшведов в «лучших потребителей дизайна в мире». 2005 год продемонстрирует самыенеординарные течения внутри дизайна. По всей стране витают в воздухе тысячипотрясающих идей, авторами которых стали творческие личности – предприниматели,дизайнеры, художники и представители самых разных любительских направлений.
Резюме. Дизайн и Швеция – этопочти полные синонимы. В Швеции, а особенно в Стокгольме, все, от спичечныхкоробков до строительных кранов, – дизайнерский продукт. Обыкновенных предметовздесь не бывает: около 5% стоимости любой, даже самой пустяковой вещисоставляют затраты на ее дизайн. Если во всем мире дизайн – это дорого, то вШвеции наоборот, дешево и доступно: там даже рабочие одеваются и обставляютсвои дома как профессиональные декораторы.
/>Заключение
Шведскийдизайн был в центре внимания всего мира большую часть девяностых, но сегодня онстал еще более жизнерадостным, энергичным, разнообразным и новаторским, чемкогда бы то ни было. Несмотря на потрясающий международный успех в началепрошлого столетия, именно сегодня впервые за всю историю своего существованияшведский дизайн стал по-настоящему международным.
И именнопоэтому я выбрала эту замечательную страну для своей курсовой работы. Для ееграфической я предоставила интерьер в современном шведском стиле. Основан интерьерна контрасте белого, черного и темно красного цветов. При этом интерьервыдержан в равновесии и соотношении этих цветов и яркие запоминающиеся деталине сосредотачивают на себе внимание, а только подчеркивают нужныекомпозиционные центры.
Интерес состороны иностранных клиентов способствовал трансформации имиджа Швеции ишведов, которых не воспринимают больше как символ качественных, безопасных, нопри этом скучноватых решений, но как более дерзкую и креативную нацию,увлеченную дизайном, музыкой, модой, едой и современными технологиями. Ключевоезначение на сегодняшний день приобрела креативность.

Список используемой литературы
1. Берлин П.«Эти странные шведы». Москва., 2001 г.;
2. Садуль Ж.,Всеобщая история кино, т, 2, 3, 6, пер. с франц., М., 1958–65; Cowie P.,Swedish cinema, L. – N.Y., [1966].
3. Organisationoch planering av företagstandard,Stockh., 1972; Мысливченко А.Г., Философская мысль в Швеции, М., 1972;
4. Кан А.С.,Шведская историография, в кн.: История Швеции, М., 1974, с. 7–26
5. Горн Ф.В.,История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, М., 1894; Брандес Г.,Собрание сочинений, 2 изд., т. 2, СПБ. 1906;
6. Историязарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1 (19171945),М., 1969;
7. ИсторияШвеции, М., 1974; Брауде Л., Сказочники Скандинавии, Л., 1974; Schück Н., Warburg К., Illustrerad svensk litteraturhistoria, 3 uppl., del 1–8, Stockh., 1926–1952
8. Nordensvan G., Svensk teater och Svenska skådespelare…, del 1–2, Stockh., 1917–18;
9. Всеобщаяистория архитектуры, т. 8, 11, М., 1969–73;
10. Историографиянового времени стран Европы и Америки, М., 1967;
11. Населениеземного шара. Справочник по странам, М., 1965;
12. Мартынов И.,Очерки о зарубежной музыке первой половины XX в., М., 1970;
13. Историяфилософии, т. 5, М., 1961; Современная философия и социология в странахЗападной Европы и Америки, М., 1964;
17. www.sweden.north.se;
18. www.geo.com.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.