Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Советской Беларуси

Культура Советскогопериода


Содержание
Введение
1. Культурноестроительство Беларуси после октября 1917 года
2. Создание системы образованияи высшей школы Советской Беларуси
3. Достижение ипротиворечие национальной культурной политики в 1920-1940 гг.
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
 
«Культура –это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности,представленный в продуктах материального и духовного труда, в системесоциальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношениялюдей к природе, между собой и к самим себе, а также к артефактам культуры(продуктам кулътуротворчества)».
Культурология– сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую область знаний в XVIII в. и приобреластатус самостоятельной научной дисциплины лишь в XX в. Сам термин«культурология» (cultura – культура и logos – знание, теория, наука) был введен американскимученым Л. Уайтом в начале 1930-х гг. Буквальный перевод – наука окультуре.
Культура – одноиз фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и играет в немтакую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.
Понятиекультуры характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия,который выражается и проявляется во множестве самых разнообразных феноменовсоциальной жизни, называемых явлениями культуры.
Какова же сущность культуры как одного изважнейших факторов человеческого бытия? Существуют различные подходы копределению понятия культуры. Выделим среди них следующие:
описательный – просто перечисляются (заведомо неполно)отдельные элементы и проявления культуры, например, обычаи, верования, видыдеятельности;
антропологический – культура естьсовокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противоречащийприроде, искусственно созданный человеком (вторая природа);
ценностный (аксиологический) – культура – совокупностьдуховных и материальных ценностей, создаваемых людьми;
нормативный – содержание культуры составляют нормы иправила, регламентирующие жизнь людей;
адаптивный – культура – свойственный людям способудовлетворения потребностей, особый род деятельности, посредством которого ониприспосабливаются к природным условиям;
исторический – культура есть продукт истории общества иразвивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения кпоколению;
функциональный – характеризует культуручерез функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает единство ивзаимосвязь этих функций в ней;
семиотический – культура – система знаков, используемыхобществом;
символический – акцентирует внимание наупотреблении символов в культуре;
герменевтический – культура – множествотекстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;
идеационный – культура – духовная жизнь общества,поток идей и других продуктов духовного творчества, которыенакапливаются в социальной памяти;
психологический – указывает на связькультуры с психологией поведения людей;
социологический – культура – факторорганизации общественной жизни; совокупность идей, принципов, социальныхинститутов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

1. Культурноестроительство Беларуси после октября 1917 года
 
Первая мировая война, две революции 1917 года,длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути длясоздания белорусского национального государства – все это будет далеко неполный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусскойкультуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитическогоположения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовымиявлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставшийуже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания.
После провозглашения БССР 1 января 1919 г.наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принятоназывать советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение осоздании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образованиенезависимых стран стал реальным фактом.
Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией.Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскомунационально-освободительному движению широко развернуть работу по развитиюнационального самосознания белорусов, считая его основой будущегогосударственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915–1918 гг.)усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи,В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусскоеиздательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, сразрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местнымиязыками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики,находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г.культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве,Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическими культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести,прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народнойРеспублики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статусагосударственного, создание Белорусского педагогического института и расширениесети печатных изданий. В свою очередь Белнацком основал газету «Дзяннща» ижурналы «Чырвоны шлях», «Беларуская крынща», организовал работу в МосквеБелорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лычи В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусскогонационального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добитьсяопределенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата. С недоверчивымотношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлосьстолкнуться всем представителям национально-освободительного движения наБеларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г.или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.
Для укрепления суверенитета молодой СоветскойРоссии и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г.были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождениюугнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков,поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получиланазвание «белорусизация».
В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложнымиполитическими обстоятельствами становления белорусской государственности,передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польскойвойны и незавершенным процессом национально-территориального строительства.Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусскойгосударственности через формирование у местного населения высокого уровнянационального самосознания, которое должно было основываться на возрождении иразвитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания поликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусскийязык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создаваласьсистема высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственнойбелорусской интеллигенции в партийной, государственной, научной и культурнойсферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты (так называемая«коренизация»). Коренизация положительно повлияла на карьеру А. Червякова,М. Голодеда и др.
Культурноестроительство Беларуси после октября 1917 года имело свои сложности ипрепятствия со стороны большевистской власти, но в тоже время наблюдается рости интерес граждан к родному языку, литературе, культуре, колориту, что, в своюочередь, приводит к отходу в некоторой степени, от коммунистических взглядов кнационализму.
Также нельзяне упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и всвязи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.
Новаяэкономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности.Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупненийтерритории БССР. ПрисоединениеВитебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощностьпромышленности количественно, но качественные показатели ее были крайненизкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое иморальное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровеньпроизводительности труда и квалификации работников, высокая себестоимостьпродукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживалисьнормальные производственные процессы. Была восстановлена половина крупныхпромышленных предприятий, действовавших до первой мировой войны.
Мы видим, чтокультурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно,подпадало под влияние как экономических так и политических факторов.
2. Созданиесистемы образования и высшей школы Советской Беларуси
С Началом беларусизации государственными языками были призваныбелорусских, русский, польский и еврейский, что ярко свидетельствует отрадиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский языкгосударственного аппарата, частей Красной армии, издательств и обучения в школеосуществлялся в кратчайшие сроки. Успехи белорусизации и политическая амнистиястали причиной возвращения на Родину деятелей национально-демократического движения,известных представителей белорусской культуры, таких как С. Некрашевич, М. Пиятухович,А. Смолич, М. Горецкий, В. Ластовский и др. Возглавлял комиссиюпо белорусизации А. Хацкевич, значительную помощь оказывали ему А. Балицкий,П. Ильюченок, А. Бурбис. За 1921–1928 гг. были созданы БГУ,Инбелькульт, БСХА в Горках, Витебской ветеринарный институт, открылисьГосударственный музей и центральный архив. На базе Инбелкульта в 1929 г.была образована Белорусская академия наук. Первыми академиками стали Я. Купалаи Я. Колас, Вл. Пичета, Я. Лесик и З. Жилунович. РаботаНаркомата просвещения во главе с В. Игнатовским повысила цифру школ сбелорусским языком обучения до 80%, а число госслужащих, владеющих белорусскимязыком, возросло до 70%.
На протяжении 1918–1922 гг. Витебск стал одним из центровхудожественной жизни республики, там действовало художественное объединение«УНОВИС», организованное известным художником-супрематистом К. Малевичем,плодотворно работали М. Шагал, Э. Лисицкий и др. В 1923 г. былосоздано литературное объединение «Молодняк». К лучшим произведениям белорусскойлитературы и драматургии этого периода можно отнести поэмы Я. Купалы«Неназванное», Я. Коласа «Новая земля», М. Чарота «Босые на пожарище»и др. Начал свою деятельность в 1920 г. Белорусский государственный театр подруководством В. Голубка в Минске, а в 1926 г. – БГТ в Витебске. Былипоставлены первые советские оперы «Освобождение труда» (1922) М. Чуркина,«Тарас на Парнасе» (1927) Н. Аладова.
По мере свертывания нэпа и установления тоталитарного режима И. Сталинастало меняться отношение к белорусизации, интеллигенции и проблемамнациональной культуры в целом. С весны 1930 г. начинаются аресты видныхученых, писателей, деятелей культуры, которых обвиняли в «нацдемовщине».Академия наук в результате проведения массовых репрессий лишилась 100 ученых.
Было введено всеобщее и обязательное начальное образование и,несмотря на то, что доля грамотных людей постоянно возрастала (80% в возрастеот 9 до 49 лет), она не обеспечивала стабильности культурного прогресса. К 1940 г.в БССР насчитывалось 67 академических и вузовских научных учреждений, в которыхработало 2200 научных сотрудников, в том числе 28 академиков, многие из которыхбыли широко известны: Н. Петрович (экономика), В. Пичета (история), И. Некрашевич(физика), А. Жебрак (биология) и другие.
Мы видим, что с началом беларусизации, происходит бурное внедрениебелорусского языка в сферу образования, а также в другие смежные сферы, чтоположительно сказывается на динамике роста и укрепления белорусского языка натерритории республики.

3. Достижениеи противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг.
Для укрепления суверенитета молодой Советской России истабилизации внутреннего положения наX съезде РКП(б) в 1921 г.были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождениюугнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков,поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получиланазвание «белорусизация». В БССР коммунистическая партия большевиков былавынуждена считаться со сложным политическим обстоятельствами становлениябелорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши поокончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориальногостроительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусскойгосударственности через формирование у местного населения высокого уровнянационального самосознания, которое должно было основываться на возрождении иразвитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания поликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусскийязык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создаваласьсистема высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственнойбелорусской интеллигенции в партийном, государственной, научной и культурнойсферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты.
В 1920-1930-е гг. на Беларуси под знаком борьбы с «религиознымдурманом» стала проводиться политика воинствующего атеизма. Были арестованысотни священников, преданы огню тысячи церковных книг и икон, уничтожалисьхрамы и монастыри. Так, в Могилеве под предлогом «социалистическойреконструкции города» только за одну ночь было взорвано 9 культовых ансамблей,как католических, так и православных. На территории Западной Беларуси,входившей в состав польского государства, шла борьба за сохранение и открытиеновых белорусских школ («Товарищество белорусских школ»). Просветительскойдеятельностью в Вильне занимались браться И. и А. Луцкевичи, В. Ластовский,написавший «Историю белорусской книги», М. Горецкий, создавший«Хрестоматию белорусской литературы», «Историю белорусской литературы»,«Русско-белорусский словарь». Большой популярностью пользовалась «Грамматика» Б. Тарашкевича.
Да, бесспорно и то, что беларусизация привела к возвышению натерритории республики белорусского языка, самобытности, культуры, белорусскогоэтноса, но в тот же момент, нельзя не отметить и тот факт, что вышесказанноебыло временным воздействием, так как дальнейшие репрессии и отход отбелорусского под воздействием Сталинской политики привели спаду и прекращениюпрогрессии в какой-то степени процесса беларусизации. Противоречия понятны припонимании того, что белорусизация была отброшена от своих начальных этапов ицелей в угоду политических взглядов на республику большевиков.
 

Заключение
Культурология – наука сравнительно новая,сформировавшаяся как самостоятельная дисциплина только в XX веке.
Далеко не в каждом толковом словаре можно найтирасшифровку этого понятия. На фоне стремительно возрастающего числа новыхнаучных дисциплин, обусловленного информационным «взрывом», се появление прошлопрактически не замеченным, по крайней мере, среди специалистовестественнонаучного направления. Реакцией на нововведение в учебных заведенияхбыло скорее легкое недовольство – опять возрастает нагрузка на студентов и,следовательно, необходимо уменьшать число часов на другие дисциплины. Однакокультурология – это случай особый.
Дифференциациянаук – естественный процесс, обусловленный непрерывным и экспоненциальнымростом знаний человека о природе и ограниченной возможностью человека ихусваивать. Когда-то наука была единой, включая в себя то, что сталовпоследствии физикой, химией, биологией, историей и т.п.
Со временем иэти научные дисциплины разделились на множество самостоятельных дисциплин иконца этому делению не видно. Несомненно, процесс этот носит прогрессивныйхарактер. Появляется возможность вооружить специалиста более глубокими знаниямипо тем вопросам, которые он должен рассматривать. Дифференциация не можетпродолжаться бесконечно. На новом витке развития человека снова появляетсяпотребность в интеграции наук, в научной дисциплине, которая бы их объединяла.
И самымподходящим претендентом на эту роль является культурология. Понятие «культура»включает в себя всю совокупность знаний человека об окружающем его мире и самомсебе, все, что человек познает и создает. Таким образом, наука о культуре болееестественным образом предназначена выполнять ту функцию интегратора, которую вкакой-то мере узурпировала философия, поскольку последняя рассматривает толькотеоретические аспекты научного познания, игнорируя прозаические вопросыпрактики.
Также нельзяне упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и всвязи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.
Новаяэкономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности.Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупненийтерритории БССР. ПрисоединениеВитебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощностьпромышленности количественно, но качественные показатели ее были крайненизкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое иморальное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровеньпроизводительности труда и квалификации работников, высокая себестоимостьпродукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживались нормальныепроизводственные процессы. Была восстановлена половина крупных промышленныхпредприятий, действовавших до первой мировой войны.
Мы видим, чтокультурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно,подпадало под влияние как экономических, так и политических факторов.
В общем,культура Светского периода привнесла свой плоды в культурное строительствоБеларуси в виде литературных, художественных, скульптурных и другихпроизведений искусства и книгопечатания.


Источникииспользованной литературы
 
1.  Культурология: учебноепособие / З.А. Неверова – 2-е издание, – Мн.: Высшая школа, 2005 – 368 с.
2.  Культурология: учебное пособие/ С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.: Мн.:ТетраСистемс, 2004 – 496 с.
3. Культурология:учебное пособие / З.А. Неверова – 2-е издание, – Мн.: Высшая школа, 2005 –368 с.
4. Культурология:учебное пособие / С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова идр.: Мн.: ТетраСистемс, 2004 – 496 с.
5. КультурологияПод редакцией А.С. Неверова. 3-е издание. Минск «Вышэйшая школа» 2007 –119 с.
6. Учебныйкурс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999 г.
7.  Учебный курс покультурологии. Ростов‑н/д.; Издательство «Феникс», 2000 г.
8.  Очерки историиГосударства и права Республики Беларусь. (1917–1995 гг.). Мн.: ТПА«Форум»., 1995. С. 256–262.
9.  История Белорусской ССР. –Мн., Вышэйшая школа. 1987.-536c.
10. Юхо I.A. Kapoткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. – Мн. Беларусь,1998.-124c.
11. Адраджэнне:Гiстарычны альманах. – Мн.Беларусь, 1995.-321 с.
12. Гiсторыя Беларускай ССР. Т.4. – Мн. Вышэйшая школа, 1975.-725c.
13. Документыи материалы по истории Белоруссии. Т. 3. Мн. Асвета, 1999.-428c.
14. Нарысыгiсторыi Беларусi. Ч. 1–2. – Мн.,1995.-627c.
15. Становлениеи крушение однопартийной системы в СССР: 1917–1991. – Гомель. 1995.-237c.
16. Мельник В.А. Обидеологии белорусской государственности. – Мн. Амалфея, 1996.-411c.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.