Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура России XVIII в.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраматематических и естественнонаучных дисциплин
Контрольнаяработа по культурологии на тему
«КультураРоссии XVIIIвека»
студента 1курса з/о
группы
Зачетнаякнижка №
Преподаватель:
_______________________

КультураРоссии XVIIIвека.
В XVII веке в истории России завершаетсяпериод средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазногоразвития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появилисьзачатки промышленности – первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующаядинастия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия. Вэто время русская культура сохранила все характерные черты феодальной культурысредневековья. Новые тенденции четко обозначились лишь в начале XVIII века.
Начинается формированиерусской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местныхобычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов,складывается единый русский язык. XVIII век характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попыткипреодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенныеперемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I. В России утверждается самодержавнаявласть – абсолютная монархия. Петровские реформы способствовали экономическомуи политическому подъему государства. Развиваются внешние экономические икультурные связи России с западными странами, способствующие вхождению её вмировой историко-культурный процесс. Намного продвигается просвещение, чтооказывает большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Основным содержаниемисторико-культурного процесса в этот период были формирование и развитиенациональной русской культуры. Появляются новые сферы культуры – наука,художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.
Образование. Впервые приПетре I образование стало государственнойполитикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны былиобразованные люди. В этот период открывались общие и специальные школы, былиподготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей посылали заграницу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам иискусству. С 1 января 1700 года указом Петра I было введено новое летоисчисление « от Рождества Христова».
В 1701 году открыта школаматематических и навигационных наук – навигационная школа – первое светскоегосударственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию,тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школадля обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. ВМоскве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская,Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах – горнозаводские училища. Вначалев школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы сталипревращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.
Для мальчиков всехсословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальныеобщеобразовательные школы – цифирные школы. Постепенно число этих школуменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время былицерковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий.Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Уставнародных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервыевводились единые учебные планы, классно- урочная система.
К середине XVIII в. уровень образованности был еще невысок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытыесословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году – Шляхетский(дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов – Пажескийкорпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году – Воспитательное обществоблагородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.
Организация среднего и высшегообразования была тесно связана с созданием Академии наук (1724 г.). В неёвходили Академия, Университет и гимназия. М. В. Ломоносов (1711-1765) сталпервым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшимрусским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносовочень много сделал для развития русской науки и организации образования. В 1755году по его инициативе был создан Московский университет, ставший крупнымкультурным центром. В созданной университетской типографии издавалась газета «Московскиеведомости», выходившая на протяжении 162 лет. Из стен университета вышлиД.И.Фонвизин, позднее А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, будущие декабристы Н.И.Тургенев, И.Д. Якушкин, А.Г. Каховский.
Появилисьпрофессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге – танцевальнаяшкола (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве – Балетное училище иАкадемия художеств.
В конце XVIII века вРоссии было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.
Книгоиздание. В 1708-1710была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, чтоспособствовало увеличению издания светских гражданских книг и учебников.
С 1703 года стала выходитьпервая печатная газета «Ведомости», издававшаяся по указу Петра I. В «Ведомостях» публиковалисьвоенные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новыхшколах, иностранная хроника и др.
Большая заслуга развитияРоссийского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю,журналисту Н.И. Новикову. В его типографиях печаталось около трети издаваемых впоследней четверти XVIII века книг.Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы«Трутень», «Живописец», Кошелёк», в которых выступал ярым противникомкрепостного права. Новиков – организатор библиотек и школ в Москве, книжныхмагазинов в 16 городах России.
Литература. Широкаякнигоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. В этовремя популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни,эпиграммы русского поэта и просветителя А. Кантемира (1708-1744), одного изосновоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.
Поэт – филолог В.К.Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. Вработе « Новый краткий способ к сложению российских стихов» сформулировалпринципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий,анапест). Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.
Основоположником русскойдраматургии был А.П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий,директор российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирическиепесни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.
Последняя четверть XVIII века стала временем расцветатворчества Г.Р. Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений былаода. В известной оде « Фелица» показывается образ идеального монарха. Авторпризывает «истину царям с улыбкой говорить». Державин сочетает «высокие» и«низкие» стили, вносит элементы живой речи в русский язык.
Русские нравы и обычаивыразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин(1744/45-1792). Его комедии, сатирически изображавшие нравы дворянскогосословия, обличавшие невежество, тиранию, крепостное право как корень зла всехбед в стране, положили начало обличительно-реалистическому направлению русскойлитературы.
Н.М. Карамзин – авторповестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь» былосновоположником русского сентиментализма. Основное сочинение Карамзина«История Государства Российского» (в 12 томах) – новый этап в развитии русскойисторической науке и вместе с тем образец русской прозы. Свой труд авторадресовал всем слоям российского общества.
Архитектура.Строительство. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами изначительными достижениями в области архитектуры и строительства. В стране, сзапозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейскихстилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадииразвития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, черезкоторые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущностьпереходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образноговоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделавокончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, ростпромышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу ещестране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливаетсязначение городов в жизни страны в целом.
Выдающимся зодчим Москвытого времени был Д.В. Ухтомский (1719-1774), представитель стиля русскогобарокко. Наиболее значительное его творение – колокольня Троице-Сергиевойлавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративногоубранства. В 1749 году Ухтомский организовал в Москве первую в РоссииАрхитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такиевыдающиеся русские архитекторы: В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.
Эпицентром передовыхвеяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столицаСанкт-Петербург, задуманная как образец новой культуры. Будущая столицавозводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемоврегулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовалсяопыт иностранных специалистов (Трезини, Растрелли), были мобилизованыматериальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существованияСанкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходестроительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого«прусского образца» т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия вхозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербургаявились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, чтобыло широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимсясооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которогодостигала 45м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и егоинженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен, строившихся зданий,без существенного снижения прочности. Например, во дворце А. Меншикова наВасильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже водин кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство, какобычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре.Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки — временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования ПетраI он уже удивлял приезжих иностранцеввеличием и красотой.
Одновременно сПетербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями, атакже Кронштадт и Екатеринбург на Урале. Петергоф был задуман как загороднаярезиденция Петра, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр скаскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.
Творения В.П. Баженоваотличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного ирусского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова – самоекрасивое здание XVIII века вМоскве, Михайловский замок в Петербурге).
По проектам М.Ф. Казакова(1738-1812) были построены: Сенат Московского Кремля, Московский Университет,Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, Дворянскоесобрание.
И.Е. Старов (1745-1808) –автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора,Александро-Невской лавры и Таврического дворца.
Архитектура истроительство XVIII века и сегодня являются не толькоукрашениями русских городов, но шедеврами мирового значения.
Изобразительноеискусство. В XVIII веке претерпевает изменения иизобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Русская живописьразвивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусствомзападноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениямискусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседнихгосударств. Вместе с тем, искусство в целом и живопись в частности, напротяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженныйнациональный характер.
В этот период в Россиитворили величайшие мастера своего дела – представители отечественнойхудожественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением вискусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин(ок. 1690 – 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей,открытых петровской эпохой. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляютсобой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкиепроизведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейскийопыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красотеи индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета — общепонятныйи вполне неповторимый (портрет цесаревны Анны Петровны и царевны ПрасковьиИоанновны, портрет Г.И.Головкина).
Портреты А. Матвееваотмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик (Автопортрет сженой).
Крупнейший портретисттого времени Д.Т. Левицкий (1735-1822) создал великолепную серию парадныхпортретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов.
Творчество В.Л.Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изяществас верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа(портрет М.И. Лопухиной).
В XVIII веке в Россиипроисходил небывалый размах развития ваяния, появления новой,западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметнуюстилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетикаклассицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры вРоссии сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле,долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле,заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русскиескульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академиюхудожеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин и другие.Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французскогоскульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего однаработа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.
В конце XVIII века формируется одна из богатейшиххудожественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основе – частное собрание картинзападноевропейских мастеров Екатерины II. В Эрмитаже также устраивались спектакли, музыкальные вечера.
Театр. Музыка. Балет. В1702 году по велению Петра был создан Публичный общедоступный театр,рассчитанный на массовую публику. В начале XVIII века продолжал свою деятельность школьный театр приСлавяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела ПетраI. Петровский официальный театрраспался на несколько театров.
В середине XVIII века во многих городах выступалииностранные актерские труппы, но среди публики рос интерес к русскому театру,связанный с общим подъёмом национального самосознания.
В 1780 году в Москве былоткрыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетныеспектакли.
В конце XVIII века возник крепостной театр –дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавалисьв Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых и Юсуповых). В историю русскоготеатрального искусства вошли имена крепостных актёров П. Жемчуговой, Т.Шлыковой-Гранатовой, М. Щепкин. Крепостные театры стали основой русскойпровинциальной сцены.
Балет в России зародилсякак отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затемоперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Дляподготовки танцоров придворные балетные группы в 1738 был утвержден проект(Собственной Её Величества танцевальной школы). В 1741 году дочь Петра I Елизавета издала указ об учреждениив Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом былА.П. Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком Петербурга, получилпридворный чин и звание танцмейстера двора. Известными артистами балета былиИ.Еропкин, В.Балашов, Г.Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райковставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицейбыла А. Собакина.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность,стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовнойдеятельности людей.
В XVIII веке начинает широкораспространяться светское музыкальное искусство. В последней трети XVIII века формируется русскаякомпозиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной,хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением стала мелодрама«Орфей» композитора Е.И. Фомина. Ведущим музыкальным жанром становится опера(Д.С Бортянский – «Сокол», «Сын-соперник»).
На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни –русский романс. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский,написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них наслова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русскимнациональным гимном.
В XVIII веке русская культура сделалабольшой шаг в своем развитии, появились новые направления — реалистическаябытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический исатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности идекоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения коригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светскихмотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства – придворного ишкольного театра.
Итогиисторико-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитиерусских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укреплениесвязей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния нарусскую культуру. Укрепление могущества Русского государства, которое сталоодним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации иединого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русскогонарода. Получили развитие все направления культуры — образование,книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошлообмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения.Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературныхжурналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки.Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.
Развитие культуры России XVIII века подготовило блестящий расцветрусской культуры в XIX веке, ставшейнеотъемлемой частью мировой культуры.

Списокиспользуемой литературы.
А.Н. Маркова « Историямировой культуры. Культурология» Москва 2003
А.Н. Маркова«Культурология» Москва 2007
Г.В Драч «История мировойкультуры» Ростов-на-Дону 2005
Б.А Рыбаков «Очеркирусской культуры» Высшая школа МГУ 1990 г.
В.С. Шульгин, Л.В. Кошман,М.Р. Зезина «Культура России IX-XXвв» Москва 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Смерть героя
Реферат Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения
Реферат Сравнение как метод анализа. Виды и уровни сравнительных исследований
Реферат Электронные платежные технологии
Реферат Хронический холецистит осложненный желчекаменной болезнью
Реферат Британский истеблишмент и правые радикалы в 30-е годы XX века
Реферат Ассортимент, условия хранения и показатели качества круп, молочных продуктов
Реферат Денежная система понятие и структура 2
Реферат Правовое регулирование усыновления удочерения детей по семейному законодательству Российской Фед
Реферат Гражданская война в Йемене 1994
Реферат Радий - "В грамм добыча, в год труды"
Реферат Кубинская революция
Реферат Философский и психолингвистический взгляд на проблемы языка и речи и на проблемы создания активной и пассивной грамматики
Реферат Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в.
Реферат Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 2