Государственныйкомитет по рыболовству РФ
АСТРАХАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИнститутЭкономики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине: «Культурология»
Тема: «КУЛЬТУРАКАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕОРИЕНТАЦИИ »
Выполнил:
Студент группыЗФЭ-88
Серега
Проверил:
Д.Э.Н, О.К.
КУЛЬТУРАКАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ/>/>/>/>
Понятия ценности иценностной ориентации в мире настолько важно для культуры, настолькосоставляет ее сущность, что мы можем, смело определить культуру как системуценностей. Что же подразумевается в культурологии под ценностью?
Категория ценностиобразуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливаямир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а чтонет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а безчего нет. Естественно, что разные люди (и разные культуры) определяют свойценностный мир по-своему. Таким образом, ценность не есть вещь, а естьотношение к вещи, явлению и т.п. В общем виде ценность можно определить и какнечто такое, без чего данная культура оказывается ущербной,эмоционально-дискомфортной. Применительно к культуре личности можно сказать,что ценность есть то, без чего существование этой личности полностью иличастично теряет смысл: такой ценностью являются, например, любимый человек длявлюбленного, дети для родителей, наука для ученого и т.д. Всякая системаценностей динамична и подвижна: она изменяется во времени с возрастом, сменойжизненных обстоятельств и т.п.
В человеческом сознаниисуществует одновременно множество ценностей, поэтому мы говорим об их системе,так как они, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образомупорядочены. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, вкоторой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровеньверховных, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культурыв данном виде абсолютно теряет смысл. Таких ценностей немного, а часто верховнаяценность вообще только одна. Ниже располагаются ценности менее высокойзначимости и т.д. Можно, например, предложить такую систему ценностей (расположенныхпо убывающей): семья, свобода, репутация, Бог, природа (разумеется, список неисчерпывающий). Эти же ценности можно расположить и в других иерархическихпоследовательностях, например: свобода, репутация, семья, природа, Бог илиБог, репутация, семья, природа, свобода. Возможны, естественно, и другиеварианты, и другой набор ценностей.
Иерархия ценностей впринципе достаточно динамична: например, при лишении человека какой-то изнизших ценностей она может занять место высшей. Допустим, когда человека лишаютсвободы, тогда именно она становится высшей ценностью, хотя ранее она вполнемогла не осознаваться как таковая.
Заметим, что здесь идалее мы будем иметь в виду лишь ценности идеальные, духовные, а нематериальные. Последние обеспечивают человеку физический комфорт (вода, пища,здоровье, наличие полового партнера, богатство, хорошие бытовые условия ит.п.) и, таким образом, не имеют прямого отношения к культурологическойпроблематике: это ценности не культуры, а цивилизации или же природы.Культурный же комфорт обеспечивают ценности духовные. Однако это не означает,что духовные ценности всегда будут стоять выше материальных и определятькультуру. В ряде эмоционально-ценностных систем все может обстоять совсемнаоборот: удовлетворение материальных потребностей будет вполне обеспечиватькультурный комфорт, так как их достижение будет служить основанием длядовольства собой и миром. Очень часто физический комфорт служит необходимой идостаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считатьуниверсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытываятяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей.Так, по мысли Маяковского, счастливы защитники революции: «Мы — голодные, мы —нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке»; так, в поэме Твардовского «Задалью — даль» поэт, когда он творит, «может быть больным и старым, усталым —счастлив все равно». И наоборот, полный материальный комфорт, без комфортадушевного, без примиренности с миром, Богом, самим собой еще далеко необеспечивает счастья: примерами могут служить герои русской классическойлитературы, от Онегина и Печорина до чеховского Лопахина.
Ранее мы говорили и будемговорить в дальнейшем не просто о ценностных ориентациях, но об эмоционально-ценностных.Дело в том, что жизненные ценности — плод деятельности не только ума, но исердца, и души, которая не менее деятельна, чем разум. Ценности эмоциональнопереживаются, их наличие обусловливает положительные эмоции радости, восторга,удовлетворения. И наоборот отсутствие, утрата ценностей, а иногда и простосомнение в них стороннего человека вызывают эмоции отрицательные — обиду,гнев, раздражение. Таким образом, именно ценностями обусловлено состояниеэмоционального комфорта или дискомфорта личности.
Каким образом ценностивыполняют ориентирующую функцию? Человек живет в окружении различных вещей,явлений, идей и т.п. Все это представляет собой очень пестрый и внутреннепротиворечивый конгломерат, в котором человек вполне может запутаться ирастеряться. Чтобы этого не случилось, личность и вырабатывает (или принимаетготовую) систему ценностей, которая и позволяет ориентироваться в мире,отличать важное от неважного, нужное от ненужного и т.п. При этом чем болеепрочна и осознанна система эмоционально-ценностных ориентаций, тем стабильнееличностное самосознание, тем целенаправленнее жизнедеятельность человека. Инаоборот, личности с неразвитыми эмоционально-ценностными ориентациямисвойственны разбросанность, метания, искания и т.п.
Выше уже говорилось отом, что конкретных жизненных ценностей существует великое множество, которое,пожалуй, не поддается даже простому перечислению. Но в то же время можнопровести обобщение, типологизацию эмоционально-ценностных ориентаций. Эта возможностьсвязана с тем, что в истории человечества существует относительно небольшойнабор универсальных, типологических эмоционально-ценностных ориентаций.Поэтому в дальнейшем мы будем говорить об эмоционально-ценностных ориентациях,как об общих категориях культуры. При этом типы эмоционально-ценностныхориентаций оказываются инвариантными по отношению к конкретным ценностям. Пояснимэто примером. Существует, скажем, такой тип эмоционально-ценностнойориентации, как героика. Она существовала во все века и утверждала самыеразличные ценности — домашний очаг, родину, честь и достоинство, светлоебудущее и т.п. Но независимо от того, на какие конкретные ценности была направленаэта эмоционально-ценностная ориентация, она в любом случае оставалась героикой— в этом и заключается смысл понятия инвариантности.
Типыэмоционально-ценностных ориентаций связываются в некоторую систему, которуюможно представить следующей условной схемой: 0 — эпичность(1) - трагизм(2) - героика(3) — романтика(4)-
— сентиментальность(5) — ирония(6) – драматизм(1) — юмор(2) —
— инвектива(3) - сатира(4) - цинизм(5)
За позицию «0»здесь принимается состояние невыделенности личности из мира, а следовательно,отсутствие эмоционально-ценностной ориентации как таковой. Данное состояниеприменительно к человеку и человечеству является, в сущности, теоретическойабстракцией: это до культурное бытие, на практике не реализующееся. Однакоинтересно, что модель именно такого состояния зафиксирована во множестве мифово первой стадии творения жизни и человека («золотой век» античной мифологии,Адам и Ева до грехопадения и т.д.). Подобного же рода состояние часто выступаеткак конечная цель развития человечества во многих утопиях: оно мыслится какполное снятие всех противоречий, достижение абсолютной гармонии мира ичеловека, когда отпадает необходимость в культурном ориентировании.
Все остальныеэмоционально-ценностные ориентации, чье значение отлично от нулевого, так илииначе, миросозерцательно осваивают мир с точки зрения личности, то естьсознательно или бессознательно исходят из противостояния, конфликтностиличности и мира. Типы эмоционально-ценностных ориентаций служат, такимобразом, наиболее глубинными модусами культуры, поэтому их можно также назватькультурными доминантами.
Позиции в приведеннойвыше схеме располагаются не произвольно, а фиксируют важные с точки зрениясистемы связи и отношения. Отметим, во-первых, что эмоционально-ценностныеориентации располагаются парами, за исключением непарной иронии, о которой речьниже. Принцип парности — один из важнейших и основополагающих в этой системе.Его реальный смысл в том, что эмоционально-ценностные ориентации в парах компенсируютдруг друга, создавая относительно устойчивую подсистему, так как каждый,отдельно взятый тип не является самодостаточным: он односторонне определяетотношения личности и мира, почему и является ущербным, неполноценным. В случаедекомпенсации, то есть отсутствии пары в доминанте той или иной культуры онастановится нестабильной. Конкретную реализацию принципа парности мы увидим вдальнейшем.
Во-вторых, удалениепозиций от точки «0» обозначает возрастание субъективностиэмоционально-ценностных ориентаций (перемещение внимания с мира на личность).Кроме того, чем дальше от точки «0», тем сильнее «поляризуются» составляющиепар, а следовательно, каждая из них становится сама по себе все более ущербной,требуя обязательной компенсации.
Собственноэмоционально-ценностные ориентации возникают на позиции «1» — это эпичность идраматизм. В отличие от нулевой точки данная пара — это уже выделенностьличности из мира, подразумевающая определенное отношение к последнему. Но в тоже время это отношение — глубокое и несомненное приятие мира и себя в нем,следование его законам, что и составляет сущность эпического мировидения.Однако это небездумное приятие безоблачного и гармонического мира: бытиесознается в его изначальной и безусловной конфликтности (в чем и состоит сутьдраматизма), но сама эта конфликтность принимается как необходимая исправедливая сторона мира, ибо конфликты возникают и разрешаются, ониобеспечивают само существование и развитие бытия. Эпико-драматическаямироориентация — это максимальное «доверие к жизни» (А.И. Герцен), доверие кобъективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости.
Эпико-драматическаямироориентация часто находит яркое выражение в художественной литературе,например, в «Буре» Шекспира, «Илиаде» Гомера, стихотворении Пушкина «Брожу ли явдоль улиц шумных...», «Войне и мире» Л.Толстого, «Трех сестрах» Чехова и др.
Отметим две главныеособенности позиции 1. Во-первых, сращенность эпичности и драматизма здесьнастолько велика, что можно говорить о единой эпико-драматическойэмоционально-ценностной ориентации, поскольку ее «половины» не могут существоватьдруг без друга, не теряя качественной определенности: эпичность без осознаниядраматизма жизни вырождается либо в равнодушие (нередко наблюдаемое у оченьстарых людей, у йогов в состоянии нирваны и в других случаях), либо вбессмысленно-оптимистическую формулу Панглосса из повести Вольтера «Кандид»:«Все к лучшему в этом лучшем из миров». Восприятие же жизненного драматизма безпримиряющего и оправдывающего эпического начала неизбежно превращает драматизмв трагизм.
Во-вторых,эпико-драматическая ориентация еще не содержит в себе оценочности и вообще недопускает ее. Здесь еще невозможны суждения типа «мир хорош» или «мир плох»,«человек — герой» или «человек — подлец». Мир таков, каков он есть, и человекв мире принимается не потому, что он хорош, а потому, что он есть часть мира. Позиция2 — трагизм и юмор. Сущность трагического неоднократно определяласьфилософами, эстетиками, литературоведами; акцент в этих определенияхсправедливо делался на неразрешимости конфликта между двумя высшимиценностями, одинаково значимыми для личности и в то же времявзаимоисключающими, несовместимыми. Личность, находящаяся в ситуации свободноговыбора между такими ценностями, должна, так сказать, своими руками уничтожитьодну из них, что, естественно, не может не создавать эмоциональногодискомфорта, приводящего иной раз даже к самоубийству. Глубинная же культурнаяоснова трагизма — изначально враждебная личности действительность и связанное сэтим сознание бренности любых жизненных ценностей.
Категория юмора такженеоднократно служила предметом исследования в эстетике, искусствоведении, реже— в философии. Юмор — одно из проявлений комического, а его своеобразие состоитв том, что он преодолевает объективные противоречия действительности,переводит их в комический план и уже в таком виде принимает их как неизбежнуюи, более того — необходимую часть жизни. Юмор — смех не злой, не гневный, ачаще всего радостный, выражающий освоение личностью всей полноты бытия. Юморзачастую является показателем душевного здоровья человека или более широкихкультур. Эту сторону «смеховой культуры» наиболее подробно и глубокоисследовал М.М.Бахтин в книге «Творчество Ф.Рабле и народная культураСредневековья и Ренессанса». Существенно для юмора и то, что его субъект видиткомическое не только вне себя, но и в себе самом.
Способность юмора итрагизма взаимно компенсироваться определяется их эмоциональной полярностью.Чистый (некомпенсированный) трагизм неумолимо ведет личность к отчаянию, депрессии,суициду (нечто подобное происходит и в более крупных культурных структурах —например, в императорской Японии конца второй мировой войны). Юморуравновешивает эту эмоционально-ценностную ориентацию, и природу этойкомпенсации весьма точно выражает девиз Габровского фестиваля: «Мир выжил,потому что смеялся». Приведем здесь еще поэтическое суждение А.Т.Твардовского,что на войне (то есть в ситуации предельного трагизма) «порой… однойминутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой». С другой стороны,память о трагизме бытия не дает юмору стать легковесным, «щенячьим» оптимизмом.
Однако юмор и трагизм ужене связаны так нерасторжимо, как эпичность и драматизм, и, вообще, начиная спозиции 2 каждая эмоционально-ценностная ориентация из пары может выступатьсамостоятельно, образуя декомпенсированные структуры. Для качественногоанализа различных культур это очень важно.
Существенная особенностьпозиции 2 состоит в том, что в ней уже возникает оценочное отношение, носовершенно особое — неоднозначное, обращаемое, амбивалентное. И юмор, и трагизмспособны нести как положительное, так и отрицательное отношение к миру, а чащесовмещают в себе и то и другое. Эту двойственность оценки проще всего показатьна литературных персонажах, таких, например, как Раскольников у Достоевского(трагический характер) или Швейк у Гашека (комический характер): они,безусловно, не подлежат однозначной оценке.
Начиная же с позиции 3парные эмоционально-ценностные ориентации приобретают постоянный знак (+ или —)и «делят» между собой нагрузку: одна составляющая утверждает некоторыеценности, другая — отвергает ценности противоположные. Так, героика — этоориентация утверждающего характера, она направлена на изменение мира всоответствии с некоторым идеалом, который непременно осознается каквозвышенный. Противоречия, которые в системе трагизма осознавались какнеразрешимые, героика разрешает при помощи активного действия, то есть делаярешительный выбор в пользу одной из противоборствующих систем ценностей и безсожаления отвергая другую. Например, Тарас Бульба в одноименной повести Гоголяв ситуации свободного выбора мгновенно и не колеблясь утверждает своимидеяниями идеал запорожского «товарищества», даже если во имя него надоуничтожить противостоящие им несовместимые ценности (чувство любви,привязанности к сыну и др.).
Парной героикеэмоционально-ценностной ориентацией является инвектива — отрицание,направленное на уничтожение противостоящей идеалу, а потому враждебной системыценностей, шире — на уничтожение всякого врага. Инвектива как доминантакультуры особенно ясно обнаруживается в эпохи межнациональных, религиозных игражданских войн. Следует подчеркнуть, что серьезность отрицания, отсутствие внем даже минимальных комических элементов составляют сущность инвективы иотличают ее от отрицания сатирического, о котором чуть ниже.
Характер компенсациигероики и инвективы, думается, понятен из сказанного.
Позиция 4 — романтика исатира. Почти со всех точек зрения она очень близка к предыдущей, апринципиальное отличие заключается в том, что реальное действие здесьзаменяется либо эмоциональным порывом, либо действием символическим. Так, одиниз частных (и очень распространенных) случаев романтики — мечта о героическом,ориентация на героический идеал вне возможности претворить его вдействительность. Такого рода романтика свойственна, например, молодежи в«спокойные» периоды истории: юношам и девушкам часто кажется, что они «опоздалиродиться», чтобы участвовать в революциях или войнах. Как пел В.Высоцкий опослевоенном времени: «А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось подтанки...» Однако сфера романтики шире этой тяги к героике; романтику вообщеможно определить как стремление к возвышенному идеалу, не переходящее вреальное действие. Эта эмоционально-ценностная ориентация относит все ценностив область принципиально недостижимого. Ценности, значимые для романтика, неживут в реальном мире. Поэтому, когда романтик пытается «реализоваться», онобращается к грезе, к фантазии — очень ярко эта особенность проявляется влитературе и искусстве. Более того, романтик весьма часто и не стремится креализации своего идеала в действительности (понимая, может быть,подсознательно, что мечта о счастье выше и полнее самого счастья) и почтивсегда недоволен, когда его идеалу как-то случается воплотиться: хорошимпримером может служить разочарование молодых супругов в первые же месяцы (а тои много раньше) после свадьбы.
Сатира, основанная накомическом, также представляет собой по сравнению с инвективой действиесимволическое: вместо направленности на реальное уничтожение врага (как винвективе) в сатире происходит его символическое «уничтожение смехом». «Врагом»же для сатиры как компенсатора романтики потенциально является реальность вцелом (особенно социальная реальность) как нечто несоответствующее илипротивоположное идеалу. Отсюда и существование сатиры в паре именно сромантикой: эмпирическая действительность идеально преодолевается в романтике,осознается как низменная по сравнению с идеалом, а значит, заслуживающая нестолько серьезной ненависти (инвективы), сколько уничижительной насмешки.Смеются не над всяким врагом, но прежде всего над тем, над которым ощущаютпревосходство, хотя бы моральное.
В силу значительнойблизости рассмотренных выше двух пар (героика/инвектива и романтика/сатира)между ними часто происходят интенсивные взаимодействия: так, они легкоменяются компенсаторами — героика сочетается с сатирой, а романтика — синвективой. Первый случай можно наблюдать, например, в отечественном искусствеплаката времен Гражданской и Великой Отечественной войн («Окна РОСТа»,карикатуры Кукрыниксов и т.п.), второй — в политическом искусстве многихпредставителей романтической и неоромантической школы (К.Ф.Рылеева, А.Шенье,М.Горького и др.). Возможно совмещение эмоционально-ценностных ориентацийодного знака, что также очень ярко проявляется в художественных произведениях— так, в знаменитой светловской «Гренаде» героика выступает в теснейшей связи сромантикой; в рассказах А. Аверченко из сборника «Дюжина ножей в спинуреволюции» сатира сочетается с инвективой.
Позиция 5 —сентиментальность и цинизм. Сентиментальность в дословном переводе сфранцузского значит чувствительность; она предполагает весьма развитуюэмоциональную сферу в культуре как отдельной личности, так и более крупныхобразований. О сентиментальности как особой эмоционально-ценностной ориентациимного говорили как деятели культуры (прежде всего писатели, которыепринадлежали к направлению сентиментализма — Ж.-Ж.Руссо, Л.Стерн,Н.М.Карамзин), так и искусствоведы, изучавшие это направление.Сентиментальность фактически представляет собой одно из первых проявленийгуманизма, но очень своеобразного. В отдельных случаях жизни почти каждомучеловеку случается проявлять сентиментальность — так, большинство нормальныхлюдей не могут пройти равнодушно мимо страданий ребенка, беспомощного человекаили даже животного, что и отражается, например, в литературе: «Муму»Тургенева, «Бесприданница» Островского, «Спать хочется» Чехова, «Девочка соспичками» Андерсена и т.п.
Когда жесентиментальность становится доминантой культуры, ее значение несколькоменяется. Центром этой эмоционально-ценностной ориентации становятся самсубъект, сама способность к сопереживанию, чувствительность как таковая.Сентиментальность как способность «жалеть» весьма часто совмещает в себесубъект и объект (человек жалеет самого себя; это чувство, по-видимому,знакомо всем по детским годам). Но даже если сентиментальная жалость направленана явления окружающего мира, в центре всегда остается реагирующая на него(умиляющаяся, сострадающая) личность. При этом сочувствие другому в сентиментальностипринципиально бездейственно, оно выступает своего рода психологическимзаменителем реальной помощи (таково, например, художественно выраженноесочувствие крестьянину в творчестве А.Н.Радищева и Н.А. Некрасова). В своемкрайнем пределе сентиментальность доходит до откровенного самолюбования, когдавесь внешний мир целиком становится лишь поводом для эмоциональной рефлексиисубъекта. В несколько заостренной форме, но очень верно по существу такогорода сентиментальность показал Достоевский в романе «Бесы». О статье писателяКармазинова там сказано так: «Он описывал гибель одного парохода… чему самбыл свидетелем и видел, как спасали погибавших и вытаскивали утопленников. Всястатья эта была написана единственно с целью выставить самого себя. Так ичиталось между строками: «Интересуйтесь мною, смотрите, каков я был в этиминуты… Чего вы смотрите на эту утопленницу с мертвым ребенком в мертвых руках?Смотрите лучше на меня, как я не выдержал этого зрелища и отвернулся»
Цинизм какэмоционально-ценностная ориентация изучен гораздо меньше, чемсентиментальность, романтика, сатира и др. Пожалуй, лишь в «Философскомэнциклопедическом словаре» (1989 г.) в соответствующей статье сделана попытканаучного рассмотрения этого явления. Цинизм предполагает абсолютную ценностьсобственного «я» (включая, разумеется, и все то в окружающем мире, что дорогоцинику, доставляет ему удовольствие, что он воспринимает как «продолжениесебя»). В отношении же всего остального мира и особенно наглядно в отношениипризнанных в этом мире этических принципов наблюдается полное равнодушие.Великолепную общую формулу цинизма дает главный герой «Записок из подполья»Достоевского: «Свету ли провалиться или вот мне чаю не пить? Я скажу, чтосвету провалиться, а чтоб мне всегда чай пить».
Именно вследствие своегоравнодушия цинизм, как это ни парадоксально, принимает мир почти эпически, посколькумир нужен цинику как средство самореализации. Существеннейшим отличием отэпики, разумеется, остается то, что цинизм отрицает значимость любой ценностив мире, кроме своего собственного «я», а следовательно, его приятие мира естьв своей основе безразличие: цинику все равно, каков мир — добр, зол, справедлив,низмен, возвышен и т.п. Может быть, для циника даже предпочтительнее видетьмир населенным кретинами и негодяями: это добавляет ему чувство самоутвержденияи даже превосходства над миром. В заостренной форме это явление иллюстрируетсяжизненным кредо министра-администратора из пьесы Е.Шварца «Обыкновенноечудо»: «Ах, дорогая, а кто хорош? Весь мир таков, что стесняться нечего… Чеготут стесняться, когда мир создан совершенно не на мой вкус. Береза — тупица,дуб — осел. Речка — идиотка. Облака — кретины. Люди — мошенники. Все! Даже грудныемладенцы только об одном мечтают, как бы пожрать и поспать. Да ну его! Чеготам в самом деле!»
Взаимная компенсацияцинизма и сентиментальности в высшей степени естественна: это, по сути, двестороны одной медали. Для циника сентиментальность — наиболее простой и, таксказать, наименее обременительный способ утвердить собственную человечность.«О, дайте мне хоть разок посентиментальничать! Я так устал быть циником!» —восклицает герой романа В.Набокова «Лолита».
С другой стороны, дляэмоционально-ценностной ориентации сентиментальности цинизм служитпредохранительным клапаном, без которого личность буквально захлебнется вслезах. Иллюстрируем это положение еще одной цитатой, на этот раз из романаМ.А Булгакова «Мастер и Маргарита». Вот как изображается в нем реакциялитераторов на известие о гибели Берлиоза «Да, погиб, погиб Но мы-то ведь живы!Да, взметнулась волна горя, но подержалась, подержалась и стала спадать, икой-кто уже вернулся к своему столику и — сперва украдкой, а потом и в открытую— выпил водочки и закусил. В самом деле, не пропадать же куриным котлетамде-воляй? Чем мы поможем Михаилу Александровичу? Тем, что голодные останемся?Да ведь мы-то живы!»
Цинизм исентиментальность часто дают очень тесные и устойчивые сращения, с трудомразделяемый сплав, примеров чему множество, как в реальной жизни, так и влитературе. Из последних назовем хотя бы таких персонажей, как Кармазинов в«Бесах» Достоевского (см. приведенный выше пример), Клим Самгин Горького, Теньиз одноименной пьесы Е.Шварца.
Завершает систему ирония— не имеющая пары эмоционально-ценностная ориентация. Она принципиальноотличается от остальных позиций. Ирония, чья субъективная основа — скептицизм,направлена не на саму действительность, а на ее осмысление в той или инойэмоционально-ценностной ориентации. Поэтому она занимает исключительное место всистеме. Она универсально противопоставлена любой эмоционально-ценностнойориентации и всем вместе: ее скептическое отрицание не предполагает утвержденияпротивоположного. «Ирония, — пишет Т.Манн, — есть пафос середины; она являетсяинтеллектуальной оговоркой, которая резвится между контрастами и не спешитвстать на чью-либо сторону и принять решение: ибо она полна предчувствия, что вбольших вопросах, где дело идет о человеке, любое решение может оказатьсяпреждевременным и несостоятельным и что не решение является целью, а гармония,которая, поскольку дело идет о вечных противоречиях, быть может, лежит где-то ввечности, но которую уже несет в себе шаловливая оговорка по имени ирония».
Из сказанного понятно,почему ирония является единственной непарной эмоционально-ценностнойориентацией в системе; очевидно и ее особое положение в ней. Ирония,взаимодействуя с любой эмоционально-ценностной ориентацией, противостоит какоппонент-скептик любой точке зрения на мир. Будучи противопоставленной всякойдогматичности и не приемля никаких абсолютистских мировоззренческих постулатов,ирония на позициях 2-5 может выполнять функцию универсального компенсатора. Приэтом часто возникают продуктивные и весьма устойчивые системы. Лучше всего онииллюстрируются примерами из художественной литературы. Так, в творчествеСтерна ирония служит компенсатором сентиментальности, у позднего Чехова —компенсатором романтики, у Саши Черного — компенсатором сатиры, у Камю —компенсатором героики и т.п.
Другая функция иронии —разрушать, разлагать эмоционально-ценностные ориентации, оказавшиеся явнонесостоятельными перед лицом реальности и переставшие выполнять свою основнуюфункцию — ориентировать личность в мире. Примером может служить авторскаяирония в «Обыкновенной истории» Гончарова, направленная равно на романтику ицинизм (позиции Адуева-младшего и Адуева-старшего); ирония Пушкина по отношениюк эмоционально-ценностным ориентациям Ленского, Онегина и др.
Надо сказать, что впринципе ирония разрушает не только ложную, но и любую эмоционально-ценностнуюориентацию, выбивая у нее из-под ног почву скепсисом и бесконечным релятивизмомпо отношению к любой конкретной ценности. Это — ее естественный предел: здесьирония начинает отрицать любое отношение к ценностям, саму возможностьценности и ценностного ориентирования. Все становится «все равно». Стираетсягрань между «идеалом Содома и идеалом Мадонны», говоря словами Достоевского.
Очень точно описал эту«болезнь» А.Блок в статье, которая так и называется «Ирония»: «Болезнь эта —сродни душевным недугам и может быть названа «иронией». Ее проявления —приступы изнурительного смеха, который начинается с дьявольски-издевательской,провокаторской улыбки, — кончается — буйством и кощунством.
Я знаю людей, которыеготовы задохнуться от смеха, сообщая, что умирает их мать, что они погибают сголоду, что изменила невеста. Человек хохочет — и не знаешь, выпьет ли онсейчас, расставшись со мною, уксусной эссенции, увижу ли его еще раз? Кричитеим в уши, трясите их за плечи, называйте им дорогое имя, — ничто не поможет.Перед лицом проклятой иронии — все равно для них: добро и зло, ясное небо ивонючая яма, Беатриче Данте и Недотыкомка Сологуба».
Здесь, как мы видим,субъект культуры выходит в дурную бесконечность отрицания, где личностьобречена на разложение изнутри. Классические типы таких абсолютных ирониковсозданы Достоевским в образах Свидригайлова («Преступление и наказание») иСтаврогина («Бесы»).
Однако для ирониивозможен и иной путь: обращаясь на самое себя, она осознает собственнуюнедостаточность как универсальной позиции и обращается в инструмент освоенияреальности, возвращаясь в мир ценностей ради поисков абсолюта — таков,вероятно, путь, например, лермонтовского Печорина.
В заключение еще развернемся к принципу компенсации. Напомним, что компенсация необходима длятого, чтобы культура обладала стабильностью. Два типа компенсации уже былирассмотрены: «правильная» компенсация, когда сочетаются эмоционально-ценностныеориентации, расположенные на одной позиции; и компенсация при помощи иронии.Возможны также «неправильные» компенсации, когда утверждающая и отрицающаяэмоционально-ценностные ориентации расположены на разных позициях (такаявозможность возникает, как правило, на позициях 3—5, реже на позиции 2 иникогда на позиции 1). В одних случаях такие структуры достаточно устойчивы(рассмотренные выше компенсации «романтика — инвектива» и «героика — сатира»),в других — крайне нестабильны (например, сочетание героики и цинизма уРаскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского, романтики и цинизмау горьковского Сатина в пьесе «На дне» и др.).
Возможно также исуществование эмоционально-ценностной ориентации вообще без компенсатора(романтика Э.Багрицкого, например, или трагизм Отелло в одноименной трагедииШекспира). Это, как правило, приводит к очень неустойчивым структурам, иногдаведет личность к самоубийству, а культуру в целом — к вырождению (что, впрочем,тоже можно рассматривать как частный случай самоубийства), например, поздняяримская культура, основанная в основном на цинизме без соответствующей компенсации.В принципе каждая позиция, в которой наблюдается правильная компенсация,обеспечивает минимальную устойчивость культуры. Однако правомерен вопрос:какая позиция все-таки наиболее устойчива с точки зрения культурологи? Ответна него зависит, прежде всего, от степени адекватности освоения мира на той илииной позиции и от меры ее пластичности. Исходя из этих критериев, можносказать, что наибольшей устойчивостью отличается позиция 1. В самом деле,эпико-драматическая эмоционально-ценностная ориентация, во-первых, наиболееадекватно отражает мир, так как осваивает наиболее общие из присущих емузаконов, а во-вторых, при необходимости, вызванной теми или иными событиями,может свободно переходить на другие позиции. Так, например, А.Т.Твардовскому,если брать его творчество в целом, была присуща несомненная эпико-драматическаяориентация. Однако, осваивая те или иные жизненные явления, он обнаруживал всвоем творчестве и трагизм, и юмор, и героику, и сатиру. Сходную картину мынаблюдаем, например, в творчестве Пушкина, Л.Толстого, Чехова и др. Способностьэпико-драматической ориентации переходить на иные позиции повышает степень ееустойчивости потому, что каждый раз достигается максимальная степеньадекватности в реакции на изменяющуюся действительность. Эта способностьвытекает из сущности данной позиции и является уникальной — другие ориентациигораздо менее пластичны, а то и вовсе «не умеют» перестраиваться всоответствии с изменяющейся обстановкой.
Второй по устойчивостиявляется, как это ни странно на первый взгляд, позиция 5 — сентиментальность ицинизм. Она, как правило, абсолютно непластична, но по-своему почти абсолютноже адекватна по отношению к миру, так как к любой ситуации подходит с точкизрения личной выгоды и умеет ее извлечь из самых, казалось бы, неблагоприятныхобстоятельств. Именно о сентиментальном цинике сложена русская пословица «Комувойна, а кому мать родна». Впрочем, безусловной и надежной устойчивости этапозиции не обеспечивает, потому что над сентиментальным циником всегда вбольшей или меньшей степени висит угроза потерять вследствие неблагоприятныхобстоятельств что-то «свое», а это для него всегда болезненно. Так, ПетрСтепанович Верховенский в «Бесах» Достоевского весьма комфортно чувствует себяпочти в любой ситуации, но вот когда Ставрогин, на котором основываются всеего надежды, отказывается ему помогать, Верховенский глубоко несчастен, он награни истерики.
Позиция 2 — трагизм июмор — довольно устойчива, что понятно из предыдущего, но лишь при оченьстрогой компенсации, так как преобладание трагизма создает сильныйэмоциональный дискомфорт как общий тон жизни, а декомпенсированный илинедостаточно компенсированный юмор способен подводить человека в серьезныхситуациях, требующих иной адекватной реакции. Примером первого типа можетслужить лермонтовский Печорин, примером второго — Иван Петрович Туркин изчеховского рассказа «Ионыч»: у него на глазах рушится жизнь его дочери, он этовидит, но отреагировать может только шуточками, так как за всю жизнь не научилсяничему другому.
А вот на позициях 3 и 4даже идеальная компенсация не может обеспечить устойчивости. Во-первых, этиэмоционально-ценностные ориентации, как правило, непластичны (возможен лишьпереход с позиции 3 на позицию 4 и обратно), а во-вторых, по самой своейприроде неадекватны миру, так как не осваивают его во всей полноте. Кроме того,на этих позициях степень субъективности достаточно велика, поэтому иромантика, и героика, и их естественные компенсаторы — инвектива и сатира видятдействительность чрезвычайно однобоко, а вернее, видят прежде всего себя, а нереальность, но, однако, не в той крайней степени, как сентиментальный циник.Поэтому культуры, построенные на позициях 3 и 4, адекватны лишь в немногих,исключительных случаях, а с изменением жизненной ситуации, как правило, несправляются. Так, пушкинский Ленский, который «сердцем милый был невежда»,глядя на действительность сквозь призму романтики и героики (а также,разумеется, и дополняющей инвективы), обрек себя на смерть лишь потому, чтосовершенно не способен был адекватно воспринимать реальность; так, шолоховскийМакар Нагульнов, в чистейшем виде олицетворяющий союз героики и инвективы, былна месте только в боях гражданской войны, а к новым условиям жизни так и несумел приспособиться, что повлекло за собой самое страшное для него событие —исключение из партии. Примеров такого рода можно привести еще немало, как излитературы, так и из жизни.
Система конкретныхценностей и тип эмоционально-ценностной ориентации — первое, что необходимоустановить при анализе той или иной культуры.
Список используемойлитературы:
Арнольдов А. И. Введениев культурологию. — М., 2003.
Введение в культурологию.— М., 2004.
Гуревич П.С.Культурология. — М., 2002.
Культурология. История итеория культуры. — М., 2005.
Соколов Э.В.Культурология. — М., 2003.