Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и ответственность человека в хозяйственной деятельности

Содержание
Задание № 1. Культура иприрода
Задание № 2. Художественнаякультура. Анализ произведения
Задание № 3. Культура ирелигия
Задание № 4. Организационнаякультура и личная ответственность человека в хозяйственной деятельности. (Эссе)
Список литературы
Задание № 1. Культура и природа
«Хозяйственно-культурныйтип» — комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся уразличных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развитияи в сходных естественно-географических условиях. Чем дальше в глубь вековпроникает исследователь, тем более очевидной становится зависимостьхозяйственной деятельности людей от физико-географических условий среды ихобитания. Сходные условия обусловливают появление у различных этносоводнотипных видов занятий, приемов и орудий труда, объектов материальнойкультуры. Выделяется три последовательно сменяющихся культурно-хозяйственныхтипа докапиталистической эпохи. [3]
Первый типвключает в себя такие виды деятельности как охота, собирательство ирыболовство, характерные для культуры первобытного человека. Этот типбазируется на таких первоначальных видах хозяйственной деятельности, которыепредполагают присвоение готового природного продукта. Чтобы добыть природныйпродукт, люди занимались изготовлением орудий труда, специальныхприспособлений, создавали специфические организационные формы для ведения охотыи рыбной ловли. Ведущей характеристикой первого хозяйственно-культурного типавыступает его низкая продуктивность, практически целиком зависящая от случайныхфакторов. На основе этих первых видов деятельности впоследствии происходят двавеликих открытия в истории человечества, которые оказали огромное влияние надальнейшее развитие культуры и цивилизации: люди научились одомашнивать скот ивыращивать съедобные растения и плоды.
Возниквторой хозяйственно-культурный исторический тип — ручное земледелие искотоводство. В него входят занятия, связанные с обработкой земли при помощиеще примитивных ручных орудий, и скотоводство как относительно самостоятельнаяотрасль, дающая стабильный прибавочный продукт. Для него также характерны оседлыегруппы охотников и рыболовов. На этой ступени проявляется имущественноенеравенство, ведущее к социальному расслоению и созданию государства. Третийисторический хозяйственно-культурный тип — пашенное земледелие.
Все трихозяйственно-культурных типа существуют и в современной социокультурнойдействительности: первый хозяйственно-культурный тип распространен в долинереки Конго, Амазонки, на юге Индии, Шри Ланке, Индонезии, Филиппинах; второй —в Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Океании, в Южной Америке, Африке;третий —в Европе, Северной Америке, в ряде стран Азии. Однако даже у народов,которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляютсячерты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мереусиления независимости людей от природы становятся все более явственными ипроявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически водно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственномутипу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразныекультуры.
Неоспоримоутверждение, что с самого начала выделения человека из животного мира онразвивался в соотнесении с географической средой. Взаимодействие человека сприродой носит обоюдонаправленный характер, т.е. среда обитания оказываетвлияние на характер, мировосприятие, хозяйственную культуру людей, на основечего они, в свою очередь, живут в мире природы, воспринимают ее и воздействуютна нее. Природно-климатический фактор «несет в себе» несколько аспектов:влияние географических условий на человека; результат этого влияния,выражающийся в мироощущении индивидов, их хозяйственной жизни, характере и т.д.; сам человек как часть природы.[6]
Приведёмпример. В работе П.Ю. Шмидта «Природа Японии» отмечается: Чистоплотностьяпонцев – следствие климата и необходимая потребность (Здесь, находятся истокисинтоистких обрядов очищения.); отсутствие зимы и скота развили трудолюбие; тотфакт, что японец не имел дела с домашними животными повлиял на развитие мягкости,деликатности японского крестьянина; борьба с морем (рыболовство; отвоеваниетерриторий у моря) сделали японцев ловкими, энергичными и предприимчивыми.Результат островного положения Японии: формирование в высокой степенигомогенной нации и гомогенной культуры; редкость контактов японцев синостранцами и большое влияние этих контактов на культуру Японии; японцам всвоей массе приходилось полагаться только на собственные силы. [4]Задание № 2. Художественная культура. Анализ произведения
Художественныйанализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил...» (1829г.). [5]
Этопоэтическое произведение является признанным шедевром русской литературы, егоотносят к произведениям любовной лирики.
Любовь влирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным. Высокоеблагородство, искренность и чистота любовного переживания переданы с гениальнойпростотой и глубиной.
Чувство,лежащее в основе стихотворения Пушкина, так тихо и кротко, так человечно. Егоформа спокойна и грациозна. Слов немного, но они так точны. Поэт ничего неотрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Дажегрусть его необыкновенно светла и прозрачна. Герой лирики Пушкина прекрасен вовсем, ибо честен и требователен к себе.
Этостихотворение написано столь просто, что кажется, так может написать каждый. И вто же время это образец поэтического совершенства. Стихотворение построено напростом и вечно новом признании: «Я вас любил». Оно повторяется три раза, нокаждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживаниелирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться надсвоей болью ради счастья любимой женщины. Загадочность этих стихов — в ихполной безыскусности, обнаженной простоте и в той же время невероятной емкостии глубине эмоционального содержания. Поражает бескорыстие любовного чувства,искреннее желание не просто счастья не любящей автора женщине, но новой,счастливой любви для нее.
Практическивсе слова употреблены поэтом в своем прямом значении, единственное исключение — глагол «угасла» по отношению к любви, и то эта метафоричность выглядит каким-товыразительным приёмом.
Огромную рольиграет трехкратное повторение словосочетания «я вас любил», а также параллели иповторы однократных конструкций:
безмолвно – безнадёжно,
то робостью – то ревностью,
так искренно – так нежно.
Эти повторысоздают энергию и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога,который заканчивается гениальной пушкинской находкой -исповедь сменяется страстными прощальным пожеланием:
…Как дайвам Бог любимой быть другим.
Словосочетание«дай вам Бог» часто используется в контексте прощения.
Гармоничнойи музыкальной делает эту элегию и пятистопный ямб, и точные, простые рифмы, иотсутствие переносов, совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложенийсо стихотворной строкой. И, конечно, совершенно чарующе обыгран любящий и любящийи печальный звук «л» в последнем четверостишии (и другие сонорные — «р» и «н»).
В поэзииА.С. Пушкина проявлялись лучшие черты его личности. Его лирический герой –личность, наделённая лучшими человеческими чертами. Его чувство любви к женщиневозвышенно, благородно и человечно, лишено эгоизма.
Любовьмужчины к женщине воспевалась во все времена, во все исторические эпохи, авторделает это по-своему; в основе его лирики лежит глубоко личное чувство, котороене имеет отношения к определённому временному отрезку.
Искусство –один из самых ярких феноменов человеческой деятельности. Поэзия Пушкина напервый взгляд проста и безыскусственна, но покоряет своей музыкальностью,гармонией и красотой. Ярко выраженный уникальный художественный талант,эстетическое и чувственное восприятие действительности, наконец, мировоепризнание гения Пушкина, не оставляют тени сомнений в художественной ценностиданного произведения искусства.Задание № 3. Культура и религия
Религия является продуктом духовной деятельности человека, частьюкультурного потенциала каждого народа. В настоящее время насчитывается более250 толкований понятия «религия». В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М., 2001) приводится следующее определение: «Религия –одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений,основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов),которые являются предметом поклонения». Известный русский религиозный мыслительИ.А. Ильин в книге «Аксиомы религиозного опыта» (Париж, 1953) обосновывает идеюо том, что «религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (похарактеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта сбожественным Предметом… Религия как человеческое состояние есть прежде всегорелигиозный опыт». [7]
Возникновение религиозных представлений человека в эпохупервобытности могло быть обусловлено разными причинами, среди которых следуетвыделить: страх перед стихийными силами природы; страх перед общественнымиявлениями, губительно действующими на человека; обман сильных людей,стремящихся манипулировать сознанием слабых, менее осведомленных иобразованных.
Первые комплексные исследования, ставившие целью изучить причиныпроисхождения религии, появились на рубеже ХУ111-Х1Х веков. Представителимифологической школы (нач. Х1Х в.) искали истоки религии в мифологии различныхнародов, полагая, что религиозные верования — это отголоски древнегоастрально-мифологического культа. Последователи антропологической школы (Э.Тэйлор) исходили из того, что религия является продуктом деятельности,сознания, воображения и эмоций людей.
Значительный вклад в анализ причин так называемой «потребности врелигии» внесла теория психоанализа З. Фрейда. Религия в своих ранних формах(тотемизм) возникла как следствие подавления бессознательных инстинктов, преждевсего полового (особый род сублимации). Религиозные представления – этоиллюзии, призванные заменить исполнение древнейших, навязчивых желанийчеловечества. Отсюда тайна силы религии: она заключается в силе этих желаний.
На формирование основ современного религиоведения существенноевлияние оказали также теории швейцарского психолога К. Юнга, французскогосоциолога Э. Дюркгейма и многих других ученых. [7]
Будучи формой общественного сознания, религия выполняет ряд важныхсоциально-политических и культурно-этических функций: компенсирующую,интегрирующую, регулирующе-контролирующую, экзистенциальную и др. Религия тесносвязана с традицией, т.е. опытом сотен поколений определенного этноса, придаеттрадиционным нормам сакральный характер и тем самым закрепляет их в качествеобязательного стереотипа поведения. Религия развивается по своим внутреннедетерминированным законам и способна видоизменяться. На базе старыхпредставлений, верований и религиозных форм могут возникнуть новые, однасистема может быть заменена другой, более развитой и приспособленной кконкретным социальным условиям и отвечающей современным потребностям общества.Религия активно влияет на всю культуру в целом, вследствие чего появляютсярелигиозная философия, религиозная мораль, религиозное искусство, религиознаялитература и т.д.
В структурном плане религия включает в себя такие элементы, какрелигиозное сознание (веру), религиозное учение, религиозную деятельность,религиозные отношения и религиозные организации.
В своем развитии религия как элемент духовной культуры обществапрошла три этапа: родоплеменной, народно-национальный и мировой. На первомэтапе становления человечества культура носила синкретический характер.Господствовавшее в эпоху родоплеменного строя мифологическое сознание интегрировалов единую целостность зачатки эстетических, нравственных, религиозныхпредставлений первобытного человека. Религия в этот период не представляласобой автономную систему с ярко выраженными структурными принципами. К самымранним формам религиозных верований принято относить тотемизм, анимизм,фетишизм и магию. В дальнейшем формируется сложная система политеизма(многобожия).
Второй тип религии – народно-национальный (илинационально-государственный) – возникает в эпоху становления классовых обществи государства, формирования народностей, а затем наций. К данному типу религийпринадлежат индуизм, иудаизм, конфуцианство. Их особенностью была строгаяритуализация, обрядность повседневной жизни верующих, препятствующая общению спредставителями других вероисповеданий. Культура в данном случае развиваласьпреимущественно локально, в границах проживания единоверцев. На второй стадииразвития религий политеизм уступает место монотеизму (единобожию). Вера вединого Бога тесно связана с утверждением централизации управления, общностипсихологии и традиций конкретного народа.
Выход за рамки родоплеменных верований обусловил возникновениемировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство, ислам. Этимрелигиям присущи такие черты, как: сильная преданность вере; межэтнический икосмополитический характер; обращение к представителям различныхсоциально-демографических групп; принцип равенства людей; пропагандистскаяактивность.
Классификацию религий можно провести, разделив все многообразиеверований на две большие группы: монотеистические, т.е. признающиесуществование единого бога, и политеистические, проповедующие культ множествабогов.
Известны и другие системы классификации религий. Гегель, например,делил их на три группы-стадии, последовательно сменяющие друг друга: религияприроды (Древний Восток); религия духовной индивидуальности (иудеи, греки,римляне); абсолютная религия (христианство). [7]
Впротивовес религии сложилось особое течение общественной мысли, котороеотрицает существование Бога или богов, — атеизм. Атеизм в России сегодняявляется пережитком советской эпохи.
Задание № 4. Организационная культура иличная ответственность человека в хозяйственной деятельности (Эссе)
Несомненно,что мир духовных ценностей и сфера хозяйственной, экономическойжизнедеятельности взаимосвязаны. Очевидно, что одни и те же хозяйственные формыпо-иному работают в различных социокультурных условиях. Хозяйственнаядеятельность, как и любая иная, всегда протекает в культурном контексте, дажеесли он не осознается.
Можнопроследить доминирование двух традиций в осмыслении феномена«хозяйственной культуры». Суть первой из них вполне отчетливопрослеживается в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Главный герой,рассуждая о значимости человеколюбия и христианского сострадания в повседневнойжизни, почти всегда «уравновешивает» их выводом, что благодарность непринадлежит к числу добродетелей, свойственных человеку, а в своих поступкахлюди руководствуются не столько принятыми на себя обязательствами, сколькокорыстью. Нечто аналогичное прослеживается и сегодня, особенно в литературесоциально-экономического плана. За пространными рассуждениями о культуре всфере производства, распределения и потребления, об «аграрной имаркетинговой культуре», значимости экономического просвещения, — исчезаетдуховное измерение хозяйственной деятельности, а человек превращается в«физическое» или «юридическое» лицо. Культурный потенциалхозяйственной жизнедеятельности фактически отождествляется с ее нормативной стороной,с максимальным проявлением рациональности. Иногда при этом подчеркивается роль«внеинституциональных» аспектов экономики (символов, традиций и т.п.), но и они рассматриваются как факторы реализации макро и микроэкономическихзаконов.
А. Смит полагалестественной склонность человека к торговле, к обмену одного предмета надругой. В экономическом учении он отстаивал идею, что человеку от природыприсущ эгоизм и стремление к личной выгоде, преследуя которую, он способствуетинтересам всего общества. Моральность сводится к социальной целесообразности, акультура уподобляется механизму социально-экономического выживания. Культуравообще, и в хозяйственной сфере в частности, сводится к нормам и технологиям,обеспечивающим оптимальное использование ресурсов (человек здесь тоже«ресурс», «физическое лицо») ради получения наибольшейпользы или удовольствия (удовлетворения потребностей). Предполагается, чтодуховное развитие наилучшим образом обеспечивается цивилизованной экономикой («хозяйственнойкультурой»), что далеко не бесспорно.
Этойтрадиции противостоит другая, чаще всего выражаемая философами. В ее свете хозяйственныйпорядок всегда включает в себя компоненты, содержание которых существенноважнее экономических — это нравственные идеалы, религиозные представления осмысле человеческого существования, эстетические и художественные каноны. Цельэкономики и заключается в служении этим подлинным ценностям, так как ихсуществование первично по отношению к хозяйственной системе. Так, С.Н. Булгаковв книге «Философия хозяйства», отмечал что «всякая хозяйственнаяэпоха имеет свой дух, и в свою очередь, является порождением этого духа, каждаяэкономическая эпоха имеет свой особый тип „экономического человека“, порождаемыйдухом хозяйства...»[1]. Экономика не может рассматриваться как цель, она — лишь средство, и ее организация должна максимально служить духовному развитиючеловека. Смысл хозяйственной деятельности Булгаков видит не в удовлетворенииматериальных потребностей человека, а в приближении Царства Божьего с егоидеалом любви. Аналогичную позицию можно обнаружить и в работах нерелигиозныхмыслителей (Э. Фромм). Хозяйственно-производственная деятельность способнаобрести духовно-творческую, культурную значимость тогда, когда она выступаетпроявлением духовного развития общества. [8]
Любаядеятельность человека так или иначе связана с понятием культуры. Ответственность,как неотъемлемое условие компетенции специалиста должна являться обязательнымэлементом его личной культуры, прежде всего как человека.
Ксожалению, ситуация в России сегодня такова: максимализация дохода и пользы,как ведущий принцип экономической деятельности, постоянно вступает впротиворечие с установкой на духовную самореализацию людей. Стремление квыгоде, практицизму часто способствуют отделению норм должного от установки нанакопление и удовлетворение утилитарных потребностей. Чаще на первый планвыдвигается практицизм и равнодушие к ценностным идеалам, которые приобретаютформальный характер. Человеческие отношения подчиняются движению товаров иденег, где к людям относятся как к вещам.

Список литературы
1.  Булгаков С.Н. Философия хозяйства: Соч. в 2-х т.- Т.1. – М.,1982.- 633с.
2.  Завершинcкий К. Культурология.- М.,2000.- 349с.
3. Кошелев А. М. Внутренние факторы формирования социума.- СПб,1998.-220с.
4.  Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. М., 1991.- 202с.
5.  Пушкин А.С. Собрание сочинений в 5 т.- Т.2.- М., 1997.- 420с.
6.  Риккерт Г. Природа и культура. Культурология. ХХ век. — М., 1995.– 370с.
7.  Устян А.Р. История религий.- М., 2005.- 381с.
8.  Фромм Э. Психоанализ и культура. — М., 1995. – 564с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.