Контрольная работа
по культурологии на тему:
Культура и искусство Кушанскогоцарства
План
1.Эпоха правления Кушанской династии
2.Культура и искусство Кушанской империи
Списоклитературы
1. Эпоха правленияКушанской династии
Общие сведения
Кушанское царство —древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана,Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. Поодной из теорий, Кушанское царство было основано народом юэчжи, пришедшем стерритории, на которой сейчас находится китайский автономный район Синьцзян.Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.
Этнически разнородноенаселение Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках такихкак сам кушанский язык, бактрийский язык и другие языки. В Кушанском царстверазвивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след вистории мировой культуры, соединив достижения многих народов.
Сам факт наличияогромной Кушанской империи был осознан историками в середине XIX века.Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи — эпизодические, разнородные ипротиворечивые. Хронология и история восстановлены преимущественно посохранившимся монетам, китайским летописям (в частности «Хоу Хань Шу» — ИсторияПоздней династии Хань) и отдельным индийским и греческим свидетельствам. Поповоду имён царей и хронологии продолжаются споры.
Из истории о кушанскомцарстве.
История кушанов весьмаскудно освещена в источниках. Кушанское царство возникло в результатеобъединения (видимо, путём завоевания) сложившихся на территории Бактрии иСогдианы тохарских и сакских княжеств под властью одного из князей, принадлежавшегок племени (или роду) кушанов. Первоначальное местоположение княжества кушановточно не известно. Что касается образования Кушанского царства, то связныйрассказ об этом событии даёт «История Младшей династии Хань». Китайскиеизвестия подтверждаются и разъясняются данными монет. Надписи на монетах первыхкушанских царей сделаны греческими письменами, поскольку кушаны считали себяпреемниками греко-бактрийских царей и отчасти подражали им в чеканке монет. Помонетам и китайским источникам известно имя основателя Кушанского государства —Кудзулы Кадфиса, иначе Кадфиса I (Киоцзюкю — в китайских источниках). Онподчинил своей власти долину Кабула, Пуду (китайское название Парапамисад) кюгу от Гиндукуша и, возможно, также Хорезм. Последний, однако, и в составекушанского объединения сохранил известную самостоятельность: в нём продолжалиправить особые цари, судя по их монетам, династически связанные с кушанами.Вообще Кушанское царство не было централизованным: в ряде покорённых областейтоже сохранялись местные цари, зависимые от верховного владыки.
Преемником Кадфиса Iбыл Кадфис II, правивший в середине I в. н. э. Кадфис II завоёвывает Индию доБенареса. Последние греко-индийские цари, потомки Эвтидема и Эвкратида, либотеряют свои царства, либо признают себя подданными Кадфиса. Индо-парфянскиекнязья сохраняют до конца I в. лишь остатки своих владений на Нижнем Инде. Кконцу правления Кадфиса II Кушанское царство охватывало огромную территорию —от Аральского моря до Ганга.
В период складыванияКушанского царства центр его продолжал оставаться на территории Средней Азии, вСогдиане (в Кушании на Зарафшане). Однако при третьем кушанском царе — Канишке— политический центр государства переместился в Индию.
Канишка расширилвладения кушанов в Индии и успешно воевал с Парфией; наиболее важным из внешнихсобытий его царствования была многолетняя борьба с Китаем. В ходе этой борьбыкушанское войско вторглось в Восточный Туркестан. Однако оно потерпелопоражение от китайского наместника Западного края Бань Чао, который подчинилКитаю Фергану и Хорезм и даже заставил Канишку признать (вероятно, толькономинально) верховную власть китайского императора.
Однако вскоре послесмерти Бань Чао Китай стал терять одно за другим свои владения на западе.Хорезм снова подчиняется Канишке (во II в. здесь безраздельно господствуютмонеты кушаиской чеканки). Переходит под власть кушанов и Фергана. ЭмиссарыКанишки возбуждают против Китая правителей городов-государств ВосточногоТуркестана, и в 105 г. здесь начинается вооружённая борьба против Китая.Китайский наместник Западного края был осаждён восставшими в своей резиденции.К концу правления Канишки важнейшие города-государства Восточного Туркестана —Кашгар, Яркенд и Хотан — вошли в состав Кушанской державы. Только на крайнемвостоке Восточного Туркестана, который был ближе к Китаю, чем к государствукушанов, остался небольшой китайский гарнизон в 300 человек. Держава кушановдостигла наибольшего территориального расширения.
Осоциально-экономическом строе Кушанского царства известно мало. Держава кушановбыла одной из великих империй этого периода. Она охватывала большое количествостран с различным общественным устройством: в неё входили и богатые торговыегорода с развитыми рабовладельческими отношениями, и плодородныеземледельческие области, свободные общинники которых сохраняли в своём бытумногочисленные пережитки первобытно-общинного строя, и степи, населённыекочевниками. Образование Кушанской державы способствовало развитиюрабовладельческого строя на всей её территории. Сами кушаны, бывшие за столетиес небольшим до Кадфиса I сравнительно немногочисленным кочевым племенем и долгосохранявшие многие особенности своего быта и после поселения в Бактрии, ставтеперь во главе огромной державы, претерпели, повидимому, значительныеизменения в своём общественном строе.
Результатом Кушанскогозавоевания было объединение почти всей Средней Азии в системе единой империи,основанной одним из среднеазиатских народов. Кушанская держава далеко ушла оттех примитивных княжеств, которые возникли в Бактрии после завоевания её юэчжи.При кушанах расширяется ирригационная сеть: и в Хорезме, и в Согдиане, и вБактрии, и в Фергане следы наиболее крупных каналов относятся именно ккушанскому времени. Постоянные войны давали, вероятно, большое количестворабов. Строятся новые города, особенно на территории Индии. Один из этихгородов, Каниспор, до сих пор носит имя Канишки. Растёт торговля, развиваетсяденежное хозяйство. Если для периода существования Греко-Бактрийского царствабыла особенно характерна серебряная тетрадрахма, связанная с крупными оборотамивнешней торговли, то теперь её заменяют более мелкие бронзовые номиналы,указывающие на значительное проникновение денежных отношений в сферу розничногооборота. Всё это должно было способствовать развитию рабовладельческихотношений, которое, однако, на территории Кушанского царства не сопровождалосьсистематической пауперизацией мелких производителей; здесь продолжалисуществовать огромные массы не согнанного с земли крестьянства, общиннаяорганизация и т. д. Повидимому, это в дальнейшем облегчило формированиеэлементов феодализма на территории Средней Азии.
Объединение огромныхтерриторий в рамках одного государства способствовало культурному смешению. Этокуль турное смешение облегчалось тем, что народы Средней Азии говорили навесьма сходных между собой иранских наречиях. Тем не менее отдельные племена инародности, входившие в состав Кушанской империи, имели своеобразную культуру,а потому задачи управления требовали наличия официального общеимперского языкас развитой письменностью. Международное значение на территории Средней Азииимели в это время арамейский язык, письменность которого легла в основуразличных систем иранского письма, втом числе согдийской и хорезмийской (с концаII — начала III в. н. э.), а также греческий, который употреблялся на монетахпервых кушанов. Позднее на основе греческого алфавита сложилось особоекушанское письмо. Наконец, в связи с нарастающим индийским влиянием появляютсяи индийские системы письма (письмо деванагари встречается рядом с кушанскимписьмом на монетах).
Нигде синкретизм непроявился столь ярко, как в области религии. Об этом можно судить главнымобразом по монетам. На территории Средней Азии почитались самые различныебожества: местные (Митра, Анахита, Сиявуш), зороастрийские (Ахурамазда),греческие (Зевс, Гелиос, Селена), индийские (Шива). Происходит синкретическоеслияние образов божеств различных народностей, в результате чего видоизменяютсяи образы местных божеств: так, иранская и среднеазиатская Анахита сливается сгреческой Афродитой.
Со времени Канишкиособенно сильным стало влияние буддизма. Канишка переносит свою столицу изСогдианы в Пешавар (Пурушапура). В Индии кушаны, как до них эллины имакедоняне, должны были неминуемо стать на сторону буддизма Для них, «варваров»и завоевателей, не было места в варнах брахманской Индии. Напротив, учение,обращавшееся ко всем людям независимо от их происхождения, должно быдо найти вкушанах своих приверженцев. Буддизм во времена кушанов был уже далеко не тем,чем он был вначале,— учением, выросшим на основе протеста широких массиндийского населения против сословного неравноправия и религии брахманов;слившись с древними культами, он стал одной из мировых религий того времени и вкачестве таковой отвечал характеру разноплемённой и огромной империи кушанов.На кушанских монетах появляются буддийские символы (как уже ранее — на монетахнекоторых греко-бактрийских царей), в частности изображения Будды,сопровождаемые греческими надписями. Именно этот синкретический, перемешанный сместными верованиями буддизм позднее получил распространение в Тибете,Монголии, Китае и Японии. Торговые связи с
Индией ипокровительство кушанов буддизму способствовали распространению его в СреднейАзии. Наиболее сильное влияние буддизм оказал на Бактрию: по приказанию Канишкив начале II в. был построен большой буддийский храм в Бактрах. В целом буддизмраспространился в Средней Азии довольно широко, но нигде глубоко не укоренился,затронув, в отличие от Индии, в основном только господствующие слои населения.Этим и объясняется сравнительно незначительное влияние буддизма на местныерелигии и исчезновение его в дальнейшем с территории Средней Азии. Синкретизмнашёл отражение и в искусстве кушанского периода. Памятники его дошли как изСредней Азии и Восточного Ирана, так и из Северной Индии. Искусство это обычноназывают гандхарским, поскольку большое количество его памятников дошло изобласти Гандхары в Северо-Западной Индии (здесь находилась столица Канишки),или греко-буддийским, поскольку оно сочетает эллинистические формы с буддийскойтематикой; правильнее, однако, было бы назвать его кушанским, поскольку этобыло искусство Кушанской державы, выросшее на основе слияния среднеазиатских,иранских, индийских и эллинистических форм.
Реализм в изображениичеловеческих фигур, характерный для эллинистического искусства, пышныекоринфские капители, листья аканфа, как основной элемент орнамента, служатздесь для оформления буддийской тематики. О том же синкретизме говорятстатуэтки Анахиты из Хорезма, изображающие её в виде греческой Афродиты,изображения Будды и бодисатв, выполненные в реалистической манере эллинизма, ит. д. К началу кушанского времени относится фриз из Айртама, украшавшийнаружные стены здания (возможно, буддийского храма), с изображениями юношей идевушек — музыкантов и гирляндоносцев; напоминая во многом гандхарскиепамятники, он свидетельствует вместе с тем о наличии в окрестностях Термезаместных художественных традиций.
2.Культура и искусствоКушанской империи
Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (преждевсего образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры,заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. — III в. н. э.).Кушанские правители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию,области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.
В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индиипоявились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся вКарли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобныемаурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразноеокно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут тривхода, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридоротделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этомархитектурном пространстве, оживлённом скульптурой, создаётся необычный эффектигры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа,помещённая в храме.
Скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположеннымипарами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители,на средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаютсямужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, нопропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщинуподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не исключено,что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, нои мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненнойсилы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеалакрасоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает всёживое на земле.
В буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ сталотрадицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефнымикомпозициями. Тораны ступы в Санчи (I в. дон. э.) широко известны рельефами, которые составляют здесь единое целое сархитектурой.
На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовыепредметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ якшини с восточнойтораны. Обнажённый стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся кстволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, позасвободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородияпо-прежнему остаются подчёркнуто округлые бёдра и бюст.
В религии буддизма и индуизма огромное значение придаётся цар ствуживотных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшиебожества всегда связаны между собой неразрывными узами. В многофигурных сценахпоражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Любовьк природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всехпроявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в частностиархитектурно-пластического ансамбля в Санчи.
В I—IV в. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. Визобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не ввиде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период средипрочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара(северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).
Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая область в Северо-ЗападнойИндии. Гандхарское искусство достигло расцвета на рубеже I—II вв. Под влиянием культуры стран,расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрёл эллинистическиечерты. Ранним типом гандхарского Будды может считаться его изображение изХоти-Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличаетсяпрекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд окутывают всю фигуруБудды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию вскульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего встатуе подчёркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота.
На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуясидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полонумиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещённымии поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с тоговремени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы«поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когдаопределённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положениерук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки,полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм.
Другим центром развития скульптуры была Ма'тхура. Здесь был создан образБудды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийскихперсонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы(помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озарены лёгкой улыбкой,а позы очень динамичны.
На стеле из Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на троне,который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело имеет плавные,женственные очертания. Жест Будды — согнутая в локте и поднятая правая рука —означает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнажённоетело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами,сложенными в лёгкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Онсмотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобрения. Заголовой божества находится нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры сопахалами. Возможно, это бодхисаттвы или якши.
В Амаравати образ Будды впервые появился в скульптурном рельефе на хорошосохранившихся облицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидящим в позе «лотоса» на троне;нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на этих рельефахдостаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре,принадлежащей другим школам.
Самобытное искусство различных регионов Древней Индии, развиваясь,положило начало художественным традициям следующего периода — искусства империиГуптов (IV—VI вв.).
Кушанское царствоиспытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанскоеписьмо было основано на греческом алфавите с добавлением одной оригинальнойбуквы для обозначения фонемы /ш/.
Буддизм при кушанах вшироких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Этообъясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывалибуддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии,близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которогов Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд наличность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области.Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь кспасению». Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовуюрелигию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.
Вместе с тем, увлечениебуддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма.Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашниесвятилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священногопламени.
Характерной чертойкушанской культуры является тесная связь с городами и распространениеурбанизированной культуры в сельской местности.
Список литературы
1.Боровкова Л. А. «Кушанское царство (по древним китайским источникам)»
2.А.Берзин. Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане
3.ЖурналВокруг Света статья «Голос Забытой Империи»