Контрольная работа
по культурологии на тему:
Культура и искусство Кампучии
План
1. Из истории Кампучии
2. Искусство Кампучии
Список литературы
1.Изистории Кампучии
Современная Кампучия находится на юго-востоке Индокитая. Древнейшимгосударством на этой территории было царство Фунань (I—VI вв.). Основную часть его населениясоставляли древние кхмеры.
Фунань, илиБапном, раннеклассовое государство в Юго-Восточной Азии в I—VI веках, первоекхмерское государство, явившееся вторым по возрасту в Юго-Восточной Азии (послевьетского государства Ванланг-Аулак). Располагалось в юго-восточной частисовременной Камбоджи, в дельте Меконга. Столицей был город Вадхьяпура.Первоначально в состав территории Фунани входили земли от озера Тонлесап доустья Меконга. В дальнейшем вследствие войн древнекхмерских курунгов на западеи на севере, территория государства была расширена вчетверо.
В основеэкономики лежало орошаемое рисоводство в бассейне реки Тонлесап, берущей своёначало в озера Тонлесап, и в прилегающих территорях по берегам Меконга. Широкоприменялась охота на буйволах и быках. К тому времени древние кхмеры добилисьвысоко уровня развития ремёсел, вследствие чего их большие города, находившиесяв центрах рисопроизводящих районов, где оросительные каналы пересекались странспортными (для торгового судоходства), стали крупными торговыми центрами.По транспортным каналам могли проходить и морские суда, в основном это быликитайские торговые корабли. Водоснабжение в городах было организовано такимобразом, чтобы свести до минимума возможное заражение в условиях частых втропиках эпидемий.
Вземледелии и ремёслах повсеместно использовались железные орудия. Помимобуйволов и быков широко применялись прирученные слоны, для которых былаизобретена своеобразная упряжь.
В гончарномремесле использовался ножной гончарный круг. Гончары в значительной степенибыли объединены в мастерские, изготовлявши сосуды как традиционных, так и новыхформ; их изделия не уступали индийским или европейским того времени. Обилиеспециализированных форм керамики говорит о сложной экономической жизни города.Особое внимание привлекают керамические погребальные урны и переносные печи сместным культовым орнаментом.
Ремесленники-металлистыпроизводили разнообразные изделия из железа, бронзы, олова, свинца, применялисьсложные приёмы литья художественных произведений. Ремесленниками-ювелирамипроизводились украшения из золота, серебра, драгоценных камней.Мастера-стеклоделы изготовляли чаши и кубки. На изделиях встречаются знакиремесленников, что говорит о сложной организации ремесла.
Фунаньподдерживала торговые связи не только с южноиндийскими государствами Икшваков,Паллавов, Сатаваханов, но и с Ираном, Арменией, Римской империей. Веласьторговля с южными провинциями империи Хань, позднее — с царством У и сменившимиего южными китайскими царствами.
По даннымраскопок, интенсивной была торговля с монскими государствами и государством Пьюв Западном Индокитае, а также с вьетами, тямами, народами Индонезии, особеннопосле превращения Фунани в морскую империю.
О развитойвнутренней торговле свидетельствует обращение собственной монеты не только иззолота и серебра, но и из бронзы и олова, местных и общемировых форм, синдийскими символами и без них. Монеты Фунани найдены вплоть до ЗападногоИндокитая; китайских монет в Фунани в отличие от вьетских земель не обнаружено.Наличие монет и медальонов из Римской империи и государств Ближнего Востокаговорит о дальних торговых связях.
Фунаньские правители пользовались титулом Царь Горы, видимо с древностиотождествляя себя с богами. Вероятно, центром мироздания кхмеры считали горубогов Меру. В этом регионе храм-гора, возводимый на искусственном (насыпном)холме, стал священной резиденцией кхмерских правителей.
В IX в. в стране наряду с буддизмомраспространился индуизм. В IX—XIIIвв. кхмеры создали империю Камбуджадеша — крупнейшее в то время государство вЮго-Восточной Азии.
2. Искусство Кампучии
Следы человеческой деятельности, сохранившиеся на территории Кампучии,относятся к середине 5 тыс. до н. э.
На протяжении всей истории изучения памятников архитектуры Камбодживажную роль играли раскопки. Результаты публиковались в ежегодниках Дальневосточнойшколы. Заслуживают внимания данные, полученные Анри Манзеем 2 в Самроунг Сан иЛонгпрао (провинция Компонгчнанг), а также Леви Полемs в Млю Прей (провинцияКомпонгтом). Их раскопки определили сравнительно высокий уровень материальнойкультуры народов, населявших территорию Кампучии до нашей эры.
При помощи аэрофотосъемки местности удалось выявить небольшиенеолитические поселения двук типов: круглые в плане поселения, укрепленныеземляными стенами со рвом между ними, и близкие к квадрату поселения,окруженные узкими канавами зигзагообразной формы.
Жилища были круглые и прямоугольные в плане с поднятым полом и террасой,покрытие конусообразным и двускатным.
Культура Самроунг Сан, существовавшая более двух тысячелетий у племенмон-кхмер-ской группы народов, обладала только ей присущими чертами техникиизготовления «овальных» топоров, копьев, пик, особенностями планировокпоселений и форм жилищ. Это отличает ее от сопредельных и одновременных культурсевера Вьетнама и Малайзии.
На плато от Тран Нинь до плато Мой, нависающего над дельтой Меконга, и доплато Ройет на запад рассеяны ансамбли мегалитических построек. Памятникимегалита связаны с фаллическим культом и культом предков. Они представленышлифованными камнями с магическими знаками, каменными статуями (обычноизображения предков), менгирами с фаллическими символами, дольменами, в которыхпомещены керамические урны. Позднее (II в. до н. э.) керамические урнысменились бронзовыми со сложным геометрическим и зооморфным орнаментомповерхности (стоянка Млю Прей).
Культура Самроунг Сан, существовавшая на территории Кампучии —первоисточник цивилизации мегалита в Индокитае, так как она хронологическипредшествовала культуре Доунг Шон на территории северного Вьетнама.
Таким образом, данные археологии свидетельствуют об автохтоннойцивилизации, которую создали племена кхмеров на Индокитайском полуострове.
На протяжении I тыс. до н. э. на территории Юго-Восточной Азиипроисходили миграции народов, продвигавшихся с севера на юг и в меньшей степенис запада на восток. Миграция способствовала взаимообогащению и развитию культурместных племен и пришельцев.
Как указывают археологические материалы и письменные источники, всередине I в. н. э. на территории Кампучии существовало крупное государствоФунань, занимавшее центральную и южную части Индокитайского полуострова, берегаСиамского залива, Малаккский полуостров, возможно, и южную Бирму в нижнембассейне Менама. Обнаруженные древние надписи на территории Фунани составлялисьна трех языках: кхмерском, тямском и малайском. Наиболее значительную частьнаселения составляли кхмеры.
Последние века до нашей эры и первые века нашей эры были ознаменованыкрупными успехами в мореходном деле. Это позволило жителям прибрежных районовИндокитая, которых, согласно летописи, именовали «южными варварами», достичьберегов империи Ашоки в Индии, а индийцам в свою очередь доплыть до побережийЮго-Восточной Азии. Периодические волны миграции из Индии не носилизавоевательного характера. Скорее, шел мирный процесс слияния местного населенияс пришельцами, оседавшими на территории Кампучии и несшими с собой достиженияболее развитой культуры.
Народы Индокитая вступили в период исторического бытия несколько позднее,чем народы Индии. Заря нашей эры застала население Юго-Восточной Азии на стадииразложения первобытно-общинного строя со сложившейся культурой местных племен исоздания ряда государств у народов мон-кхмерской труппы, а народы Индии настадии достаточно развитого рабовладельческого строя с весьма высокимкультурным уровнем. И все-таки, несмотря на значительную разницу в уровняхразвития, в тот момент, когда Кампучия впервые ощутила влияние индийскойкультуры, народы ее уже обладали самобытной цивилизацией, особенности которой исущественные отличия от индийской наблюдались в сфере производства,общественном строе, религии. Все привносимое из Индии попадало на благоприятнуюпочву, быстро перерабатывалось и ассимилировалось сообразно местной основе,художественным традициям и складу мышления коренного населения.
Восприятие фунаньцами достижений индийских зодчих на различныхисторических этапах протекало по-разному. С I по II в. н. э. основную роль вфунаньском зодчестве играли местные элементы, основывающиеся на древнихстроительных традициях, а индийское влияние было незначительным и выражалось всходстве планов городов. В III—IV вв. заметно усилилось индийское влияние накультовую архитектуру Фунани; градостроительные принципы, напротив, отходят отиндийских канонов; гражданская архитектура непрерывно продолжает местныетрадиции.
Согласно данным археологии, морской порт Фунани Ок-Ео (II в. н. э.) имелпрямоугольный план с соотношением сторон 1:2 (примерно 3000 X 1500 м) и былразрезан прямоугольной сетью улиц. Вдоль длинной стороны с севера на юг городпересекался каналом, по обе стороны которого располагались постройки. Этотканал тянулся 2 км за пределами города, где соединялся с морем. Он входил всложную сеть пересекающихся прямолинейных каналов, идущих в направлении север —восток и юг — запад, что соответствовало направлению основных торговых путейчерез Фунань. Русла наиболее крупных каналов укреплялись гранитными стенами иземляными насыпями. Ширина водных путей позволяла судам проникать в глубьстраны.
По периметру город укрепляли два земляных вала, по верху которых шел частоколиз бревен 1. Фортификация южной стороны, обращенной к морю, была выше имассивнее, так как ограждала город и от воды во время разливов. Схема планаОк-Ео йесколько напоминает североиндийскую Таксилу (поселение Сиркапа, 50 г. дон. э.— 150 г. н. э.), хотя размерами почти вдвое превосходит последнюю. Принциппланировки, меридиональная ориентация и конструкции укреплений сходны у этихгородов, за исключением того, что Ок-Ео с севера на юг пересекал канал, аТаксилу рассекала широкая улица.
Основная масса городской застройки Ок-Ео, включая королевский дворец,была целиком деревянной, и только некоторые сооружения религиозного, а возможнои гражданского назначения возводились на кирпичном или гранитном основании.Археологические раскопки в Ок-Ео обнаружили остатки древних свайных построек,;что указывает на местное их происхождение. Сваи забивались по прямой линиивосток — запад с интервалом около 2 м. на глубину 0,75 м. Постройки ставилисьвдоль каналов. Конфигурация плана строений была прямоугольной.
Расположенные рядами столбы длиной 2,8 м по краям и 4,7 м посерединепозволяют предполагать, что у построек были двускатные крыши с большимнаклоном, необходимым в тропиках. Тип свайных домов на высоких и низких сваяхпродолжает бытовать и в современной Кампучии. Подобные свайные постройкиобнаружены В… Голубевым при раскопках памятников цивилизации Доунг Шон воВьетнаме, относящейся приблизительно к тому же времени.
Памятники монументального зодчества Кампучии — это прежде всегограндиозные архитектурные ансамбли. Эмоционально-художественное воздействиеангкорских храмов — высшего достижения кхмерского гения — необычайно велико йсегодня. Они потрясают величавой торжественностью, горделивым спокойствием иудивительной четкостью композиционного построения. Те архитектурные ансамбли,которым удалось выдержать многовековые испытания временем, представляют ныневеликую ценность не только для народа Кампучии, но и для мировой художественнойкультуры.
Классический памятник искусства кхмеров — комплекс Ангкор Ват (XII в.). Внем воплотились религиозные идеи и лучшие художественные достижения этогонарода. Комплекс выстроен на участке размером 1500 х 1300 м, обнесенным широкимканалом. Через эту водную преграду к главному входу ведет дорога, вдоль которойрасполагаются статуи львов-охранителей и нагов. В центре комплекса, наступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышаются пять храмов-башен,символизирующих пять пиков горы Меру. В центральном, самом большом, храменаходится главное святилище. Комплекс включает множество дополнительныхпостроек: многочисленные внутренние дворики, лестницы, башенки, галереи и т.п.образуют гармоничный архитектурный ансамбль. Подсчитано, что на его постройкубыло израсходовано столько же камня, сколько потребовалось для возведенияегипетской пирамиды. Храм украшен редкими по красоте рельефами, сочетающимифигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом. Ангкор-Ват поправу считается одним из величайших ансамблей мира. В нем воплотилисьрелигиозные идеи и лучшие художественные достижения этого народа. Комплексвыстроен на участке размером 1500 х 1300 м, обнесенным широким каналом. Черезэту водную преграду к главному входу ведет дорога, вдоль которой располагаютсястатуи львов-охранителей и нагов. В центре комплекса, на ступенчатой горе,обнесенной стеной, возвышаются пять храмов-башен, символизирующих пять пиковгоры Меру. В центральном, самом большом, храме находится главное святилище.Комплекс включает множество дополнительных построек: многочисленные внутренниедворики, лестницы, башенки, галереи и т.п. образуют гармоничный архитектурныйансамбль. Подсчитано, что на его постройку было израсходовано столько же камня,сколько потребовалось для возведения египетской пирамиды. Храм украшен редкимипо красоте рельефами, сочетающими фигурные изображения с растительным игеометрическим орнаментом. Ангкор-Ват по праву считается одним из величайшихансамблей мира.
Пном-Бакхенг — один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительствоотносят ко времени правления короля Ясовармана I (889-910 гг.). Хрампредставляет собой пятиярусное сооружение со множеством башенок и ступенями,ведущими вверх. Ангкор-Тхом («Большой Город») — цитадель города, егоцентральная часть, построен во времена Джаявармана VII (1181-1210 гг.) послетого, как в 1181 году Ангкор был взят и разграблен чамами. Анкгор-Тхом окруженрвом, ширина которого составляет 100 м., и стеной высотой около 8 м., котораяобразует квадрат со стороной около 3км. В стене имеется пять ворот, надкоторыми возвышается башня высотой около 23м., украшенная лицами бодхисатвыАвалокитешвары.
Другойвеличественный памятник — храм Байон с гигантскими каменными изваяниямилиц Будды. Издалека Байон выглядит, как причудливое нагромождение огромныхкамней, однако по мере приближения к нему все отчетливее чувствуешьнеобыкновенную красоту этого сооружения. Байон представляет собой трехуровневоездание, с основанием 140 на 160м. Центральная башня поднимается на высоту 45мнад землей. Байон украшают еще 52 квадратные башни, расположенные на разных уровняхи имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицободхисатвы Авалокитешвары, причём так, что где бы вы ни находились, эти лица«смотрят» на вас.
Уникальна иСлоновая терраса (высота 350м с которой кхмерские короли наблюдали церемониина главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом. В самом центреобнесенной стеной территории находится Пименакас («Небесный дворец»)- бывшая резиденция кхмерских королей. В южной части Ангкора лежит огромныйискусственный водоем, который носит название «Восточный Барей». Егоразмеры просто потрясающи – 7км в длину и 1,8км. в ширину. Он был выкопан прикороле Ясовармане I (889-910 гг.) для снабжения города водой в засушливыйпериод. В середине находится искусственный остров, на котором возвышаетсянебольшой храм Мебон, а на южной стороне находится храм Та-Пром, который так ине был очищен от джунглей, и предстает в том же самом виде, в каком и увиделиего исследователи в конце XIX века. В настоящее время водой заполнена лишьнебольшая часть Западного водоема (8км на 2.3км), Восточный водоем абсолютносухой
ТеррасаПрокаженного Короля получила свое названиеиз-за статуи прокаженного короля, находящейся на платформе. Сейчас здесь стоиткопия, а оригинал находится в национальном музее в Пном-Пене. Имя прокаженногокороля покрыто тайной. Теория о том, что им был Джаяварман VII и именно поэтомустроил много больниц, не нашла исторической поддержки. Некоторые историкиутверждают, что статуя изображает Каберу, бог богатства, или Ясовармана I, обаиз которых были, предположительно, прокаженными. Еще одна версия, что статуяполучила название из-за лишайника, который растет на ней.
Храм АнгкорТхом (Angkor Thom) расположен в 1,7км севернее Ангкор Вата. Этоцентральная часть города. Название «Ангкор Тхом» означает«Большой Город». Ангкор Тхом был сооружен в 1181-1210 гг. после того,как в 1181г Ангкор был взят и разграблен чамами. Та Кео — одна из самых большихи высоких построек в стиле храм-гора. Его строительство не было закончено. Еслибы Та Кео был завершен, то это был бы один из лучших храмов в Ангкоре. Храмимеет 32м в высоту. Отсутствие художественного оформления придает ему чистоту исвежесть. Та Кео — точная копия священной горы Меру, с прямоугольным основаниеми пятью квадратными башнями.
Храм Та Пром (Ta Prohm) специально не очищался от джунглей и предстает в томвиде, в котором его увидели французы. Башни, буквально разрываемые стволамидеревьев, изваяния богов, обвитые ветками лиан, и крыши галерей, продавленныепод тяжестью огромных корней — таким сегодня выглядит этот храм.
Храм ПреакНеак Пеан (Preah Neak Pean) обладает интереснойкомпозицией: вокруг большого квадратного бассейна находятся четыре значительноменьших бассейна, строго ориентированных по сторонам света. В центре главногобассейна на искусственном острове находится небольшой храм, а около него статуяживотного в духе Сальвадора Дали.
Cохранилисьи другие древние храмы — большой храм Пре-ХанТа-Сом (XII в.),Бантей-Кдей (вторая половина XII в.), Прасат-Краван (построен в 921г). Пять последнихвеков хранительницей и «архитектором» древнего города была самаприрода. За это время город стал поистине сказочным чудом — колоссальныевоздушные корни растений успели задушить в своих объятиях дивные творения рукчеловеческих.
Небеснаятанцовщица. Рельеф. XII в
Храмовыйкомплекс Ангкор Ват украшен редкими по красоте рельефами, сочетающими фигурныеизображения с растительным и геометрическим орнаментом. В рельефах галереипервого этажа запечатлены, в основном, сюжеты из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»и «Рамаяна», на рельефах второго этажа предстает множество блистающих грациейнебесных танцовщиц. Композиция рельефов построена так, что одна сцена плавнопереходит в другую. Ощущение глубины изображения создается не за счетобъемности фигур, а в результате наложения их друг на друга. Первоначальнорельефы выглядели значительно более живописными, т.к. были раскрашены и покрытыпозолотой. Проходя по галереям, зритель одно за другим «читает» многофигурныеизображения. Площадь, занимаемая скульптурными работами в Ангкор-Вате,составляет около двух тысяч квадратных метров. Поразительно, что при такомизобилии рельефов и пристальному вниманию к деталям художник сохранил чувствомеры и удивительной гармонии с архитектурой.
Список литературы
1. История искусств. Камбоджа
2. История Кампучии. Краткий очерк.
3. Кампучия: от трагедии к возрождению