Впоследнее время очень модным стало говорить о ментальности — совокупностиэтнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов. Однако,об этнических особенностях, которые отличают одну культуру от другой, началиговорить значительно раньше. Каждый народ — в своё время.
Когдаотдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от другихнародов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим,обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам «мыне такие, как все» и объясняет, «почему мы не такие».
Национальноесамосознание славян активизировалось во второй половине XVIII — XIX — XX веках.Именно в это время проходит волна национально-освободительного движения учехов, словаков, поляков, а затем — у болгар, сербов, хорватов, словенцев…Первые отделяют себя от германцев, австрийцев и венгров, последние — от тюрков,венгров, австрийцев, греков… Господствующие народности (и нации) империй вэто время уже не в состоянии выполнять объединяющей функции, и их давление надругие народы государства воспринимается теперь как нечто отрицательное, отчего необходимо избавиться.
Ноодно дело — отделить себя от других, другое — объединиться с себе подобными.Это необходимо для того, чтобы те, от кого отделились, поняли: этот народ — сильный народ, он достоин самостоятельности, с ним необходимо считаться.
Нооказывается, что для того, чтобы объединиться с себе подобными, тоже нужныоснования. А что же, как ни культура, сближает народы? Что же, как ни общиеверования, общие черты в ведении хозяйства, общая обрядность, общие традиции?
Идеиобъединения славян витают в воздухе постоянно. Они носят тоэкспансивно-завоевательный, то освободительный, то просветительский, тодружественный характер. Еще во второй половине XVII века хорват Юрий Крижаничвыступает с идеей создания всеславянского языка. В XVIII веке то тут, то тамраздаются голоса об общности славян, их исторических традиций, культур. В30-60-е годы XIX века у разных славянских народов возникают националистическиекружки и сообщества, которые, с одной стороны, имеют политическуюнаправленность, а с другой, — культурно-просветительскую. Учёные по крупицамсобирают и классифицируют древние рукописи, памятники старины, предметыславянского быта, фольклор, составляют всевозможные этнографические описания,изучают и сопоставляют славянские языки. Общественные деятели всячески пропагандируютнациональную самобытность славян, отстаивают права славянских народов, живущихв пределах могущественнейших империй XIX века (Австро-Венгерской, Османской,Российской), говорят о необходимости помнить свои корни, культивировать идеиобщинности. Причём грань между учёным и политиком зачастую оказывается весьмаусловной.
Деятельностьнационалистических кружков и сообществ выливается в сильныеобщественно-политические и культурные движения. В России это движениеславянофильства (И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, К.Леонтьев,Н.Данилевский), у чехов — панславизма (Я.Коллар, Л.Штур, П.Й.Шафарик,К.Крамарж), у южных славян, в частности, в Хорватии, Славонии, — иллиризма(Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский, П.Прерадович, В.Бабукич).
Ихидеи находят воплощение в публицистике, в художественной литературе, визобразительном искусстве, где авторы стремятся отобразить национальныеособенности как отдельных славянских народов, так и славянства в целом. Вуниверситетах создаются славистические кафедры, члены которых активнозанимаются сбором и анализом этнографических, языковых и культурных материалов.Под славистику теперь подведен прочный научный фундамент, основанный не наслабых ощущениях единства, а подкрепленный конкретными культурными, языковыми иисторическими фактами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта slawianie.narod.ru