Реферат по предмету "Культура и искусство"


Краткая история античного костюма

«Туника ближек телу, чем Паллий».
Римскийкомедиограф Плавт
(Своя рубахаближе к телу.
Народнаяпоговорка)
Краткаяистория античного костюма
античныйкостюм одежда
Одежда всегдаиграла в жизни человека огромную роль, ведь она выполняла в обществе особыефункции – выражая климатические, национальные и эстетические особенностиместности. Если для первобытного человека главным было сохранение тепла своеготела с помощью подручных материалов, то последующие общества сосредоточились насочетании практичности одежды и ее красоты. В своей работе я рассматриваю вопросы,связанные с формированием и развитием античного костюма, с влиянием одеждыгреков и римлян на их повседневную жизнь.
Источникивоссоздания исторического костюма – это наиболее сложный вопрос. Сейчас мыможем видеть образцы античной одежды только в дошедшей до нашего временискульптуре, где наиболее полно можно ощутить («потрогать») форму различных предметоводежды, воспроизведенную в камне; и вазовой живописи, где цель изображения не вдостоверности, а в красоте костюма.
Каждая эпохасоздает свой идеал человека, свои нормы красоты. Под влиянием представлений опрекрасном, и в теснейшей связи с жизненными условиями складывался костюмДревней Греции и Рима. В основе греческой одежды лежала гармония духа и тела.«Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый ум и высокая нравственностьдолжны были сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом –лучшим украшением человека». После работы над данной темой я сделала вывод, чтоглавным принципом античного костюма – являлась свобода, непринужденность,идеальная простота линий и изящество.
Греки создалиуникальный костюм, состоящий из отдельных прямоугольных кусков ткани, которыене нуждались в выкройке и сшивании. В основе античного костюма лежит принципдрапировки ткани и свободно струящиеся складки. «Национальное своеобразиесказывалось не столько в покрое, сколько в отдельных видах одежды, в обычаях ееношения. Социальные различия в костюме определялись еще и качеством ткани,количеством одновременно надеваемых одежд, степенью задрапированности, причемпластика драпировки и осанка фигуры ценились выше всего остального». Руководствуясь5 принципами: организованностью, пропорциональностью, закономерностью,симметричностью и целесообразностью, греки создали очень простой по покрою,совершенный тип драпированного костюма из отдельных прямоугольных кусков мягкойткани. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курсобучения в древнегреческой школе, ведь по манере ее ношения судили о самомчеловеке и о его вкусе.
Греческий классическийкостюм состоял из нижнего одеяния хитона и верхнего — гиматия. Хитон — этопрямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба тканипроходит вдоль левого бока туловища, зашитый соответственно с правой стороны. Костюмдополнялся прорезью для головы и поясом. Хитон скалывали, закрепляя на плечах однойили двумя пряжками-аграфами. Обычно он доходил длиной до колен, но пожилыелюди, государственные деятели, аристократы, жрецы и актеры носили хитоныподлиннее, а молодые простые граждане и воины покороче. Короткий хитон былодеждой и спартанцев, которую они надевали под доспехи. Хитон внизу обязательноподшивался, если же на улице встречался человек в неподшитом хитоне, этоозначало траур или рабство. Считалось неприличным мужчине в хитоне появиться наулице, в театре, в нем нельзя было принимать гостей.
Верхних одеждбыло несколько: гиматий и хламида. Гиматий – это драпированный шерстяной плащ,он представлял собой прямоугольный кусок ткани большого размера до 4 м, которыйукладывался на теле различными способами и нередко носился без нижней одежды.Гиматий обвивал фигуру с головой, покрывая спину и левое плечо, словно накидка.Главным для такого вида одежды оставалось правило – складки должны красиволежать одна возле другой. Длина гиматия могла быть разной – до коленей, дощиколотки или спадать до пола. Гиматий часто носили переброшенным на одноплечо, а чтобы ткань не соскальзывала, к концам прикрепляли кисточки со свинцовымишариками. Гиматий, задрапированный более сложным образом, так что под плащомбыли спрятаны обе руки, назывался ораторским, такое одеяние обычно носили люди умственноготруда. Обычно гиматий не украшался, но классический орнамент на ткани гиматиясчитался привилегией судей.
Другой видверхней одежды – хламида – короткий легкий плащ овальной или прямоугольной формы,застегивающийся на шее пряжкой и свободно спускающийся на плечи и спину.Хламида – это одежда юношей, всадников и спартанских граждан, наброшенная налевое плечо и часто надеваемая на обнаженное тело.
Одеждагреческих женщин состояла только из платьев. Первым платьем был хитон. У женщинон мог быть широким и узким. Хитон мог украшаться двумя способами: первый – этокогда ткань подбирали с помощью пояса на талии, таким образом, чтобыобразовался напуск. Позднее ткань стали подбирать вторым способом – опоясываяськрест-накрест под грудью так, что поверх пояса свисала складка материи. Нижнийкрай хитона всегда украшался орнаментом. Хитон, не смотря на красоту отделки,считался домашней одеждой, и, так же как и у мужчин появляться в хитоне в общественныхместах считалось неприличным. Женский хитон, дополненный тканью-воротником илидва хитона, надетых один на другой – являлись самостоятельным видом одежды.
Поверх хитоназнатные девушки надевали пеплос. Пеплос – это кусок ткани по ширине и высотезначительно превышающий размеры человеческой фигуры. Пеплос спускался на грудьи спину несколькими складками, прикрывал плечи; ткань пеплоса опоясывали нетолько на талии, но и на груди, и по бедрам. В конечном результате женщиныдобивались, чтобы появлялось не один, а два или три напуска. Пеплос считалсяофициальной одеждой богини Афины-воительницы, дочери бога Зевса.
Поверххитона, а у богатых – хитона и пеплоса, женщины набрасывали плащ гиматийназываемый калиптрой. Калиптра закрывала голову при выходе на улицу, а еслибыло жарко, гречанка откидывала плащ назад до талии и держала его вполусогнутых руках.
Самойраспространенной накидкой был фарос. Она состояла из двух несшитых кусков тканикрепившихся на тесьме-горловине. Когда женщина надевала фарос, то с плеч вдольрук ниспадали красивые складки, украшенные цветной каймой.
Особое местов Греции занимал выбор цвета одежды: желтый, коричневый, голубой, зеленый, носамым предпочтительным был все же белый. С развитием ткацкого искусства одеждаприобретала все более разнообразный красочный спектр, появление сложных тканыхрисунков, растительного и геометрического орнамента значительно украсилоантичный костюм.
Представленияо красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. Многочисленные войнызакалили римлян, сделали их весьма практичными людьми. В Риме не существовалокульта прекрасного человеческого тела, к тому же и климатические условиятребовали сравнительно теплых и закрытых одежд. Римский костюм, за исключениемвоенного, не позволял быстро двигаться. В ранний период своей истории римлянене только были умеренны в еде, но и лишнюю одежду считали недопустимойроскошью. Несмотря на это тип римского костюма сформировался на основегреческих традиций.
Нижнейодеждой римлян была туника. По покрою она похожа на греческий хитон. Туникапредставляла собой рубаху с круглым или квадратным вырезом горловины с рукавамиразличной длины, а иногда и без них. Туники различались по длине и ширинеизделия, а также длиной и шириной рукавов. Неширокая туника длиной до икр и скороткими рукавами подвязывалась поясом – это классический вариант. Всадникиносили тунику с одной или двумя узкими вертикальными полосами – клавусами,спускавшимися по всей длине полотнища.
Национальнойверхней одеждой Римской империи являлась – тога. Иностранцы, изгнанники и рабыне имели права носить тогу. Тога представляла собой кусок ткани прямоугольной,полукруглой или эллипсовидной формы, складывающийся вдвое и окутывающий фигуру.Одним из важных элементов обучения в римской школе наряду с риторикой являлосьизучение способов ношения тоги, которых существовало около десяти. Вот один изних: сначала ткань для тоги складывается таким образом, чтобы верхняя ее частьбыла уже нижней. Потом на левое плечо со спины набрасывали часть ткани, край которойспускался до пола. Таким образом, получались закрытыми левое плечо и леваячасть всей фигуры. Оставшуюся сзади ткань, закрывая спину, пропускали подправой рукой вперед, сбоку под рукой, где-то на уровне талии, тогуперекручивали внутренней стороной наверх. В результате получали жгут, которыйносил название балтеус, его крепили к поясу туники. Далее тогу укладывали вкрасивые полукруглые складки, спуская их до уровня коленей. Остаток ткани опятьчерез левое плечо перебрасывали таким образом, чтобы ее конец, закрывая левуюруку, был спущенным почти до земли. Для придания красивой и устойчивой формыскладкам по краю тоги зашивали кусочки свинца.
Парадным ипочитаемым цветом тоги был белый, для траурных одежд использовали коричневуюткань. Красота одежды оценивалась по ее белизне и изяществу драпировки, приемыкоторой были закреплены традициями и утверждены законами. Чтобы правильнонадеть тогу (ведь ее размер достаточно велик – это огромный кусок шерстяной илильняной ткани шириной 2 м и длиной 5,6 м) требовалась посторонняя помощь. Вэпоху республики жены помогали мужьям надевать тогу, а когда Рим стал империей,эта обязанность пала на плечи рабов или рабынь — фулонов. Искусные в этом делерабы ценились очень дорого.
Тогасчиталась символом гражданского достоинства. Римлянин, совершившийпреступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Красиво надетая она былакак бы выражением достоинств ее обладателя, оценивавшегося по тому, как на немсидит тога. «Ради торжественного случая он решил уподобиться самому ЮпитеруКапитолийскому, облачившись в пурпурную, расшитую золотом тогу и тунику сизображением пальмовых ветвей и крылатых побед» — так описывал одеждутриумфатора М.Оливье в романе «Спартак». Описанный способ драпировки тоги даетпредставление, насколько трудоемким и утомительным был этот процесс. Поэтомунеудивительно, что в дальнейшем предпочтение отдается лацерне, а тога сохраняетсякак парадный костюм.
Лацерна – это плащ, изготовлявшийсяиз более тонкой материи, длиной до колен, прямоугольной формы и складывающийсяу шеи. Раскрытый спереди, он застегивался под подбородком и стягивался поясом;во времена империи лацерна сделался верхним плащом римских граждан дляпредохранения белоснежной тоги от грязи. Часто он снабжался капюшоном, которыйпристегивался или пришивался к вороту. Со временем лацерна стал параднымплащом, и его небольшая длина стала объясняться чрезвычайной дороговизнойткани, вытканной золотом и серебром, из которой эту одежду изготовляли.
Костюмримских матрон обычно состоял из 3-х частей: нижняя туника из тонкой, мягкой,шерстяной ткани плотно облегала тело и доходила до колен. Верхняя одежда – стола,нечто вроде широкой туники с пришитой по подолу плиссированной оборкой, изболее плотной ткани. Если туника имела рукава, то надевали столу без рукавов, инаоборот. И, наконец, палла – верхнее покрывало, подобно греческому гиматию,оборачивалось вокруг тела различными способами. Палла была привилегиейсвободных римлянок. Его иногда надевали сразу на тунику. На праздниках головупокрывали краем паллы, закрепляя ее застежкой.
На рубеже Iв. до н.э. и I в. римлянке надевали далматику – тунику средней длины скороткими рукавами из плотной ткани, дополненной металлическими нитками.
В костюме римлянпреобладали яркие цвета: оттенки коричневого, золотисто-желтый, голубой с серымотличали ремесленников, торговцев и земледельцев. Светло-лиловый с желтым,розовато-сиреневый, зеленый и оранжевый являлись женскими цветами. Со временемримлянке увлеклись цветными вышитыми узорами, каймой и бахромой. А сенаторы,всадники, а позднее императоры предпочитали всем цветам — пурпур.
Каждая историческаяэпоха, создавая свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выражаетих через облик костюма, его детали. Костюм – это самый тонкий, верный ибезошибочный показатель отличительных признаков общества…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.