Реферат по предмету "Культура и искусство"


Критерии типологии библиотек

Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт информационных и библиотечных технологий

Критерии типологии библиотек
критерий типология библиотека

Типология — это синтез общего и особенного, сходства и различия.Своеобразие библиотеки понимается преимущественно как отражение индивидуальных черт,тогда как в действительности своеобразие каждой библиотеки составляет переплетениеобщих и особых (индивидуальных) черт. Действительно, встречаются неповторимые черты,но они — результат сугубо индивидуальных (нередко случайных) обстоятельств и немогут быть обобщены. Тип вбирает в себя (репрезентатирует) не просто черты, а толькоте, которые характерны для ряда библиотек. Поэтому типология представляет собойобобщение изучаемых библиотек, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад вих понимание.
Индивидуальные черты четче проявляются только на фоне типологических.Понятие «индивид» отражает его единичность как части целого (типа, вида),включая особенное — индивидуальность, отличающую один тип (вид) от другого.
Класс является эмпирической категорией, тогда как тип — это концептуальнаякатегория. Так, провести группировку библиотек по размерам фондов (по численностиперсонала, читателей и др.) — это значит классифицировать их на основе количественногокритерия, что может оказаться полезным, но такая классификация не дает возможностиидентифицировать важные концептуальные (содержательные) категории. Установлениеряда объективных признаков, существенно значимых для изучаемых библиотек — это типология.
Под типологией библиотек понимается метод научного познания,в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемойсовокупности библиотек на группы. Процесс разделения — типологизация, его результат- типология. Необходимость типологизации возникает в связи с потребностью либо вупорядоченном описании множеств весьма неоднородных библиотек, либо в изучении каких-либозакономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основесодержательного анализа изучаемых библиотек выявляется их сходство и различие, выбираютсянадежные способы идентификации. В качестве основных единиц типологии библиотек выступаютпонятия «тип» и «вид», означающие образец, модель, разновидность,которым соответствуют группы библиотек, обладающих определенными признаками. Приэтом библиотеки, сгруппированные по ведущему (основному) типологическому признаку,называют типами, а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды.
Считается, что есть три группы признаков, по которым можно группироватьисследуемые объекты (библиотеки) — формальные, содержательные и системные признаки.
Формальные признаки определяют статус библиотеки, предполагаютхарактер, особенности деятельности библиотеки (независимо от конкретных условийфункционирования) уже при открытии библиотеки. Эти признаки уточняют форму деятельностибиблиотеки в рамках конкретного ведомства или территории.
Содержательные признаки конкретизируют функциональное назначениебиблиотеки по существу, уточняют функции каждой библиотеки по удовлетворению информационныхи культурных потребностей конкретной тематики или определенной читательской группы.Именно эти критерии являются наиболее значимыми при типологизации.
Системные признаки уточняют роль и место конкретной библиотекив системе библиотек.
Из характеристики этих признаков видно, что формальные и системныепризнаки позволяют строить классификацию библиотек, понимаемую как распределение,разделение библиотек на взаимосвязанные совокупности (классы) согласно одному существенномупризнаку. Содержательные же признаки, на наш взгляд, наиболее подходят для построениятипологии библиотек.
В заключение можно сделать следующий вывод. Типология — это такойметод, сущность которого определяется не с помощью вопросов «как она действует»,или «для какой цели она используется», а с помощью вопроса «как библиотечнаяреальность упорядочивается». Здесь обнаруживаются все достоинства и пределывозможностей этого подхода, направленного на логическую интеграцию всех элементовнакопленного знания по изучению системы библиотек.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.