Реферат по предмету "Культура и искусство"


Кровать, как центр спального пространства

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
«Забайкальский государственныйгуманитарно-педагогический университет Им. Н.Г. Чернышевского»
Технолого-экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
КРОВАТЬ КАК ЦЕНТР СПАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Студентки 4-го курса, группа 844
Злотницкой Татьяны Геннадиевны
Проверила: к.филос.н.
Ищенко Виктория Геннадьевна
Чита 2009

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.Историческое значение кровати в спальном пространстве
1.1 Обычаи, ритуалы, поверья и церемонииотхода ко сну
1.2 Историческое и культурноезначение спального ложе
ГЛАВА II. Кровать вспальном пространстве с философской и эстетической точки зрения
2.1 Философские принципы спальногопространства
2.2 Эстетическое убранство кровати
ГЛАВА III. Функции идизайн кровати в спальном пространстве
3.1 Функциональное значение спальнойкровати
3.2 Кровать как дизайнерский проект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
Напротяжении многих веков людей интересовал вопрос о том, как и где, спать. Современноепонимание слова кровать появилось совсем недавно примерно в пятнадцатом веке.Этот вопрос остается, актуален и в наши дни. Любой человек знает, что удобный икрепкий сон укрепляет здоровье, становится лучше самочувствие и поднимаетсянастроение. Для достижения цели мы должны подойти к этому решению со всейответственностью.
На дизайн комнаты большоевлияние оказывает размер помещения. Это может быть небольшая по размерамкомната, выполняющая только функции спальни. Соответственно и дизайн комнаты будетсовершенно другим. В случае, когда спальня занимает отдельную комнату,оптимальным будет использование светлых и теплых пастельных тонов или оттенководного цвета, которые создадут уютную атмосферу. В такой спальне всегда будетприятно просыпаться, даже в том случае, когда за окном дождливо и пасмурно.Спальная комната – центр интимной жизни человека, именно поэтому ей уделяетсяособое внимание. В спальне необходимо окружать себя только мебелью, заряженнойпозитивной энергией, поэтому лучше отказаться от антиквариата или мебели, долгопростоявшей в торговом зале мебельного магазина – они могут нести в себенегативные эмоции других людей. В наше время суеты и напряжения, у каждогочеловека должно быть место, где он может ощутить себя защищённым и по-настоящемусчастливым. Когда мы ищем покоя и умиротворения мы уединяемся в спальне. Когдамы ищем тепла и ласки любимого человека – мы остаёмся вдвоём в самом интимномместе дома – в спальне. Именно эта комната должна дарить нам возможностьблизости с собой и с близким человеком. Чтобы ничто не препятствовало этому,необходимо правильно организовать пространство спальни. Главным предметоммебели в спальне, конечно, является кровать – энергетический центр комнаты. Онадолжна соответствовать индивидуальным особенностям тела. Большинство кроватейсостоит из корпуса и матраца, причём удобство главным образом зависит отматраца. Продумайте, на матраце какой жесткости вам комфортнее спать. Выбираякровать для спальни, необходимо обратить внимание на то, чтобы кроватьсодержала в себе минимум углов, это поможет супругам сглаживать их конфликты.Можно использовать классику: одно-, полутора- или двуспальная кровать,находящаяся по центру спальной комнаты или у одной стены. Можно выбрать в ролиспального ложа раскладной диван, тогда днем спальная комната может выступать вроли гостиной или местом для отдыха. Есть и такой вариант, как откиднаяподъемная кровать, встроенная в некоторые мебельные элементы, к примеру, шкафили стенку. Подобный механизм позволит сэкономить достаточно много пространства.Традиционно в спальных комнатах можно встретить всевозможные изделия изтекстиля – покрывала, пледы, шкуры животных, драпировки на окнах. Обилиетекстиля способствует приглушению звука и созданию уютной, камерной атмосферы.
Всевыше изложенное и определило, т е м у данной курсовой работы, состоящую врассмотрении кровати как центра спального пространства. Определение темыобусловило выбор объекта – спальня, как пространство сна и отдыха. Предмет –кровать как центральный объект спальни.
Цельданнойработы – проанализировать роль кровати в спальном пространстве. Исходя из цели,были определены следующие задачи:
ü проследитьобычаи и ритуалы отхода ко сну;
ü выявитьистоки зарождения кровати;
ü рассмотретьфилософское значение кровати в интерьере спальни;
ü узнатьэстетическую сторону спального убранства;
ü проанализироватьфункциональные стороны кровати;
ü рассмотретьвиды кроватей со стороны дизайнерского решения;
Длярешения задач были использованы следующие методы:
ü теоретическийанализ и синтез прочитанной литературы;
ü систематизациявсех данных полученных раннее.
Еслихорошо посчитать, сколько времени мы проводим в своем жилище, то большая частьего приходится на спальню. Ведь спим мы, как минимум, семь часов в сутки, тоесть третью часть всей жизни. Этого должно быть вполне достаточно для того,чтобы создать как можно более комфортную спальню, наполненную обстановкой уютаи покоя. Поэтому спальня является, как правило, комнатой интимной, закрытой дляпосторонних и располагается в дальнем и тихом углу квартиры. Многие людипроводят бессонные ночи, не зная реальной причины их плохого сна. Они сваливаютсвою вину на полнолуние или, например, на магнитные бури и на невыносимое жужжаниеи укусы комаров. Но если посмотреть реальности в глаза, то все оказываетсянамного проще, всему виной – центральный предмет мебели в спальне – нашакровать. Наша кровать может быть нам, как настоящим другом, так и самым большимнедругом. В действительности нас интересует вопрос о том, как правильно выбратькровать – самый главный предмет мебели в нашей спальне, по каким критериям еевыбирать и на что следует опираться при ее выборе, мы узнаем, рассмотревматериал, представленный в данной курсовой работе.

ГЛАВАI. Историческое значение кровати вспальном пространстве
 
1.1 Обычаи, ритуалы,поверья и церемонии отхода ко сну
Долгое время люди спалигруппами. И чем больше те были, тем безопаснее считался сон. Даже сейчас внекоторых африканских, гвинейских и австралийских племенах жива традицияобщинного сна. Для него выделяется большая постройка, в которой с наступлениемночи располагается все племя. Ночь – это время демонов, которые могут причинитьмассу неприятностей. Но их можно отпугнуть шумом. Храп, дыхание, детский плач –все это способно испугать нечистую силу. В этом помогают и домашние животные.Их тоже зачастую оставляют на ночь в доме, так как звери очень чувствительны кпотусторонним силам и могут предупредить об их появлении [41,6].
Итак, на заре цивилизациилюди спали сообща. И, конечно же, они спали на земле, устилая ее травой,ветками деревьев или звериными шкурами. Все изменилось при появлении домов. Вних стали выделяться отдельные комнаты для сна. Причем впервые это произошло вШумере около пяти тысяч лет назад. Естественно, в спальне было и место для сна,но это была уже не лежанка, а достаточно заметное возвышение. Правда, оно быложестким и узким. И тем не менее на таком неудобном ложе спала знать –шумерская, ассирийская, египетская. Изнеженные патриции больше всего ценилисобственный комфорт и желали спать со всевозможными удобствами. Это стремлениепривело к появлению кровати, вернее ее прообраза. Он представлял собойвозвышение, застеленное богатыми тканями и мехом. На таком ложе нежились иприближенные императора. Именно из их числа выбирались наместники. Они ехали назавоеванные Римом земли и привозили туда свои привычки, традиции, предметыобихода и обстановки [26,98].
К последним относилась,прежде всего, кровать. Однако у поверженных народов она не прижилась. Галлы,германцы, бритты, саксонцы, ненавидя все римское, оставались верны своемуукладу жизни. Спать они продолжали на земле.
Ситуация изменилась лишьв Средние века. В это время в Европе стали строиться каменные дома и замки.Именно это и дало толчок для обустройства спального места. Началось еговозвышение. Причиной этому служил банальный холод. Вернее, не холод, асквозняки по полу жилищ.
Поэтому кровать сталарасти над полом, и достаточно стремительно. Сначала ложе устраивалось нанебольшом постаменте. Потом к нему начало вести несколько ступенек. А спустянекоторое время появились и такие кровати, на которые нужно было забираться полестнице. Постепенно кровати стали настоящим произведением искусства. Их делалииз самых ценных пород дерева, покрывали удивительно тонкой резьбой и украшалиразличными фигурками. Такие изделия имели огромную ценность, они дажестановились военной добычей [19,17].
В Средние века произошлоеще одно превращение – полога в балдахин. Римляне часто завешивали свою кроватьполупрозрачной материей, которая защищала спящего от насекомых. В средневековойЕвропе этот легкий полог трансформировался в балдахин, окутывающий ложе со всехсторон. Плотная ткань не столько защищала от мух и комаров, сколько от холода.
Как уже было сказано,каменные дома и замки европейцев не отличались уютом. Комнаты были большие,очаги и камины протапливали воздух очень неравномерно, поэтому люди все времястрадали от сырости. Лучше всего от нее защищал балдахин. Он выполнял и другуюфункцию – давал супругам иллюзию уединения. В комнате могло присутствоватьмного народа, но уставшие хозяева вполне могли спрятаться за длинными фалдамибалдахина.
В богатых домах набалдахины тратились огромные деньги. Заказывались самые роскошные ткани. Онирасшивались золотошвейками и украшались огромными витыми кистями. В домахпопроще балдахины были из обычной светлой ткани. К тому же кровати незнатныхлюдей часто делались очень большими, так как на них спала практически всясемья, включая малолетних детей [20,6].
На Руси кровати появилисьв начале XVII века. А широкое распространение они получили при Петре Первом.Царь-новатор ратовал не только за европейское платье, но и за европейскоеобустройство жилья. Поэтому у многих придворных в домах появились кровати.Царская “перестройка” никак не затронула крестьянские семьи. Там, как и раньше,продолжали спать на полатях – высоко расположенных деревянных настилах. Былоеще одно место для сна – русская печь, которая в течение всей ночи сохраняласвое тепло и грела лежащих. Это был самый уютный уголок в доме, поэтому он отдавалсястарикам, больным и малолетним детям. Взрослым и здоровым людям предписано былоспать на полатях. Во многих крестьянских семьях такой уклад сохранился вплотьдо ХХ века. Что до семей купеческих, то тут тоже царил строго определенныйуклад. В спальне находился стандартный набор предметов, начиная с кровати изаканчивая горкой, где хранилась посуда, а также неизменный серебряный самовар.Обстановка спальни являлась приданым жены. Ее родителям дороже всего обходиласьименно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек,которые тщательно взбивались и укладывались одна на другую. Перьевая перина вызывалалишь презрение. Можно даже сказать – позорила семью невесты. В цене был пух.Поэтому мать готовила приданое для дочки чуть ли не сразу после ее рождения.Языческие страхи, несмотря на христианское вероисповедание, русские людиникогда не забывали о язычестве. Одним из его проявлений была вера в нечистуюсилу – леших, домовых, водяных. Именно с ними и связано большинство “сонныхповерий”. Например, русский человек никогда не ложился ногами к двери – впротивном случае нечистая сила могла унести спящего человека из избы.Интересно, что эта традиция пересекается с восточными обычаями. Но в них всеобъяснялось с точки зрения энергетических потоков и их благоприятногораспределения [26,54].
Перекрест с китайскойприметой имеет и другое русское поверье. Считалось, что кровать нужно ставитьна то место, где ляжет впущенная в комнату кошка. У русских она считаласьсимволом плодовитости, поэтому указанное животным место сулило супругамздоровых и крепких детей. Китайцы же верили, что кошка может выбрать эпицентрпозитивной энергии, которая так необходима супругам. Есть еще одна русскаятрадиция, перекликающаяся с восточным взглядом на жизнь. Пары, которые хотелидетей, клали на кровать что-то, что символизировало плодородие. В одних районахэто были колосья пшеницы, в других – курица-несушка, в третьих – все та жекошка. В Китае же атрибуты плодовитости всегда украшали постельное белье. Восновном на нем фигурировали рыбки и маленькие китайские уточки. Они всегдаизображались на очень ярком фоне – преимущественно розовом и красном. Восточныелюди никогда не пренебрегали психологией цвета и считали, что яркое бельеспособствует супружеской гармонии, а также делает комнату более уютной [30,5].
Русские люди всегда оченьтщательно готовились к отходу ко сну. Сначала укладывались дети и укачивалисьмладенцы. Только когда в доме воцарялась полная тишина, хозяйка могла занятьсясобственной персоной.
Сначала снималась одежда– из нее на теле оставалась лишь просторная нательная рубаха. Потомрасплетались длинные косы, и женщина брала в руки гребень. Волосы имрасчесывались очень долго – не менее 10 минут. С научной точки зрения этоабсолютно правильный подход – ведь интенсивнее всего волосы растут ночью.Именно в это время корням необходимо усиленное кровоснабжение для того, чтобыклетки получили возможность нормально делиться. Потом переходили к лицу. Ничегомудреного с ним не делали, никаких ночных кремов и масок не существовало.Основной уход кожа получала по субботам, в банный день. Но каждый вечер женщинаобязательно умывала лицо водой, которую иногда настаивала на серебре, на цветахили травах. Но в любом случае вода была холодной, а полотенце – жестким и колючим.Лицо терлось им до румянца – это был своеобразный механический пилинг,устранявший мертвые клетки кожи. Потом наступала очередь молитвы. Только посленее женщина могла лечь и заснуть [3,8].
1.2 Историческое икультурное значение спального ложе
Кровать – одно из самыхдревних изобретений человечества. Вне зависимости от того, как менялись быт икультура, эпоха, какой бы не господствовал архитектурный стиль – кровать всегдабыла и будет. Конечно, меняются ее очертания и конфигурация, но предназначениевсе тоже – кровать это место где человек может чувствовать себя в полнойбезопасности, место, где человек отдыхает и набирается сил для завтрашнего дня.Как таковая кровать, в современном понятии этого слова, появилась еще вдревности. Тогда она считалась роскошью, и мало кто мог позволить иметьспальное ложе у себя в доме. А индивидуальная кровать – была достоянием высокойзнати, например, в древнем Египте индивидуальное ложе имели только фараоны. Уих подданных если и были кровати, то, как правило, внушительных размеров, сразудля большого количества людей.
Да и позже кроватьстановится не только индивидуальной, но тем не менее остается некоторымпризнаком власти и могущества.
В средневековье всевнутреннее убранство помещений переживает несколько «золотых» эпох стиля.Начинается все с романского – стиля эпохи возрождения, где господствовалипрямые линии, и четкость форм, и добротная, патриархальная красота, однимсловом «размашистый аскетизм»-как любят нарекать эту эпоху искусствоведы.Кровати в это время изготавливались массивными, из твердых пород древесины, вкачестве матрасов, как правило, использовались шкуры пушных животных, либоперины. Во время царствования возвышенной готики, которая характеризоваласьвытянутостью форм и мрачноватыми цветами, кровати приобретают воздушные летящиеукрашения из резного дерева и драгоценных камней. Из-за архитектурных особенностейсредневековых замков, кровать приходится оборудовать пологом, для того чтобызащитится от сквозняков [26,52].
Полог высокоподвешивается к потолку, он создается из множества видов тканей, и опять же,как и все в готическом искусстве, как бы «возносит» в небо. Пришедший на сменумрачной готике – барокко, превозносит новые идеалы в понятие эстетичного.Декоративная, монументальная и изощренная пышность во всем – вот что определяетэту эпоху как архитектурный стиль. Мебельщики в эпоху барокко старалисьсоздавать поистине монументальные предметы интерьера. В частности кровати сталиогромными, роскошными, высокими с множеством перин, украшенные резьбой,камнями, золотом слоновой костью. Самые поразительные шедевры интерьерной роскошибыли созданы в эпоху барокко. Последующие ответвления этого стиля, в частностирококо, не принесли ничего кардинально нового в облик внутреннего интерьера, вчастности, кроватей. В середине XIX века в моду входят различные кушетки,диваны и пр., но кровать едва ли уступает им свое царственное место. В то времяпроизводство шагнуло вперед, и люди научились производить сетчатые кровати,которые были широко доступны и гигиеничны. Тем самым получили широкоераспространение среди простых людей, а также использовались для оборудованиябольниц и лазаретов, необходимость расширения которых существенно увеличилась всвязи с участившимися кровопролитными войнами. В советское время такие кроватиполучили немалую известность в России, наверное, многие из нас помнят этискрипучие сетчатые кровати с причудливыми спинками, сваренными изиспользованных газовых труб. После, в моду пришли диваны-трансформеры, которыепрактически вытеснили кровать из интерьера квартир советских граждан. Главноедостоинство раскладных диванов состояло в том, что они экономили много места,что было особенно важно для малогабаритных квартир. В современный интерьерснова входят кровати, теперь они практически всех стилей и направлений, судобными ортопедическими матрацами из натуральных наполнителей. Выбор кроватейсейчас чрезвычайно велик, и для любого интерьера вы сможете найти подходящуюмодель [12,26].
 

ГЛАВАII. Кровать в спальном пространстве сфилософской и эстетической точки зрения
 
2.1 Философскиепринципы спального пространства
Кроватьможет быть и особой формой мышления. В университетах профессор, поясняястудентам свою мысль, нередко приводит в пример стол: «Вот возьмем, например,этот стол». Сократ и Аристотель вместо стола в похожей ситуации упоминаюткровать. На поверхности лежит причина таких предпочтений: у преподавателя ваудитории – перед глазами стол, у Сократа, возлежащего со своими учениками, –кровать. В одном случае стол, в другом случае кровать, – первое, что приходит вголову, первое, на что падает взгляд. Однако эти примеры подспудно оказываютсяхарактеристиками образа мысли, символами подходов к познаваемому.Университетское мышление нацелено на восприятие информации «по верхам».Преподаватели закладывают в студентов каркасы знания. У них нет цели глубокопогрузить ученика в предмет. Ученик должен научиться ориентироваться в огромномпотоке информации. И стол как пример как раз символизирует такой подход: стол –это поверхность и это – каркас. К тому же стол, стоящий перед преподавателем, –это представление. Совсем по-другому обстоит дело с кроватью. Кровать – это то,что находится не перед, но под, так как на ней лежат. Кровать оказывается непредставлением, но основой, тем, на чем базируется знание, тем, что находитсяпод видимостью, под поверхностью. Кровать – в этом смысле – суть вещей, идеявещей. Так получается, что не люди пользуются вещами, но вещи принуждают людей,заставляя не только физически приноравливаться к ним, но и формируя не толькоих характер, но мышление и восприятие мира [23].
Прокрустпри помощи кровати принуждает путников не быть собой, принуждает ихсоответствовать кровати. Так называемое «Прокрустово ложе» – не слепок счеловека, а аристотелевская форма, или «идея» в платоновском смысле. При помощикровати Прокруст моделирует идеальных людей, удлиняя или укорачивая их тела.Когда Тезей в качестве возмездия пытается уложить самого Прокруста в его ложе,оказывается, что и Прокруст не идеален. Он слишком велик для своей идеальнойкровати, он несовершенен с точки зрения кровати. Тело-вещь не помещается вкроватъ-идею. В образе «Прокрустова ложа» заложена трагичность разрыва междумиром вещей и миром идей.
Дом, кровать возьмем этидва слова вместе, они будут друг к другу привязаны. Обратите внимание наследующую вещь: почему-то все люди живут в домах есть какое-то выделенноеместо, пространство внутри которого называется «домом». Дом можетбыть круглым, как кибитка, а может быть вертикальным. Я уж не говорю о том, чтомы почему-то спим ночью, а не днем, как правило. Конечно есть какой-то режимсмены бодрствования и сна, и он должен выполняться в некоей форме. Например,известно, что японцы спят на циновках, но какое-то представление о кровативсе-таки выполняется. Но почему люди должны занимать горизонтальное положение?Из чего это вытекает? Почему нельзя спать стоя? Очевидно, существует все женекий психический режим нашей жизни и он имеет какую-то форму. Почему голова восне должна быть не ниже тела, а слегка приподнята, даже если речь идет не оклассической форме европейской постели? Мы в своем понимании находимся внутричего-то такого, что собой организует выполнение единичных актов спанья накровати или единичных актов пребывания в жилище. Вот этот горизонт предмета,который обладает определенными свойствами, содержит в себе режим множествасостояний нашей психической, физиологической, умственной жизни, и есть идеякровати, дома. И хотя Аристотель говорил, что есть дома и нет«домности», теперь мы понимаем, что домность все-таки есть. Икроватность это не общее от единичных кроватей, конечно. А теперь наложим наэто сетку Мёбиуса, состоящую из узелков, подставим точки на бесконечнойплоскости, акты восприятия людьми единичной кровати, из которых рождается смыслидеи. Ясно ведь, что кровати есть выполнение идеи кроватности. Наши единичныекровати действительно тени, но конкретные, потому что идея«кроватности» существует. Единичную кровать можно поломать, сжечь,она может устареть, а идея не может устареть от времени, от изношенности.Например, рычаг как предмет потребления (в экономическом смысле) можетизноситься, а рычаг как форма или как идея живет вечно; это совершенная идея [5].
2.2 Эстетическоеубранство кровати
Кровать – это предмет,привлекающий к себе внимание в спальне в первую очередь. Во дворцах Франции,например, главным помещением считалась королевская опочивальня с параднойкроватью: возлежа на ней, король принимал посетителей. Да и по сей день кроватьв этой стране – больше, чем мебель, а постельные принадлежности, в том числе ипокрывала, вполне сопоставимы с предметами культа.
В наши дни трудноговорить о каком-то едином направлении, господствующем в интерьерах. Каждаяэпоха оставила нам свой драгоценный опыт в оформлении помещений, включающий,естественно, и декорирование спален. Поэтому многие исторические стилипользуются популярностью и сегодня. Условно они могут быть названыклассическими, но с оговоркой, что любому из них присущи свои нюансы декора, втом числе и в текстиле.
К примеру, покрывала «ЛюдовикXIV» могут быть изготовлены из темно-красного или темно-зеленого бархата илишелка, орнаментированы геральдическими мотивами, украшены золотистой тесьмой икистями. Восточные покрывала поражают буйным узором, вышивкой, аппликацией,ярким насыщенным цветом, поскольку свидетельствуют о статусе своего владельца.Противопоставить такому темпераменту можно скромную спальню приверженцевминимализма. Ее отличает сдержанная отделка, низкие прямоугольные кровати ипростые покрывала, выполненные из натуральных матовых тканей, практически неимеющих декора. Компромиссный вариант – спальни поклонников уюта. Здесь можнообнаружить красивые покрывала, подушки, даже пологи и балдахины, но сложновыделить определенную стилевую линию. В любом случае, прежде чем приступить квыбору покрывала для кровати, стоит обдумать, какой вид декора более всегосоответствует интерьеру, не противоречит образу жизни хозяев дома и как, повашему мнению, должна выглядеть убранная постель [8].
Покрывало – значимая частьинтерьера. И потому оно, конечно, должно сочетаться с другими элементамиубранства комнаты по цвету и фактуре, чтобы возник единый гармоничный ансамбль.Подушки разделяются на два типа: ночные и дневные. Ночные – это те, на которыхмы спим ночью, а дневные – это те, на которые мы любуемся и испытываем комфортднем.
При создании декоративнойкомпозиции из подушек важно учитывать их количество. Их должно быть не меньшетрех и не больше восьми. Раскладывать их надо непринужденно, но со смыслом,чтобы и взаиморасположение и рисунок «соседей» сочетались.
Если говорить о цветовомрешении, то здесь имеет смысл учесть некоторые нюансы. Для небольшой спальнилучше выбрать покрывало и подушки в тон полу и стенам, чтобы кровать невыглядела слишком массивной. Блестящих тканей холодных цветов желательноизбегать, иначе появится оттенок парадности, а совсем не мягкая расслабляющаяатмосфера. Если в комнате время от времени бывает прохладно, лучше приобрестипокрывало теплых тонов – персикового, розового, желтого. Спальню, находящуюся ссеверной стороны, украсит золотистое покрывало, обеспечив хозяевам приятноеощущение падающих на кровать лучей солнца. Хороши нежные или нейтральныеоттенки, основанные на кремовом и бежевом. Колорит спальне добавят ткани скрупным выразительным орнаментом: цветочным узором, растительными мотивами,сюжетными зарисовками [14,45].
Поскольку спальня это,пожалуй, самая особенная и индивидуальная комната в доме, материалы для еедекорирования могут быть гораздо более изысканными, чем, например, длягостиной. Лучше, если текстиль изначально входит в замысел интерьера, а моделькровати продумывается одновременно с дизайном покрывала и подушек. Заметим, чтооно вполне способно подчеркнуть специфический стиль мебели или статьдоминирующим пятном, к которому будут «привязаны» остальные элементытекстильного убранства. В качестве декора для покрывал и подушек обычноиспользуют оборки, складки, купоны, шнуры, фестоны по краям, люверсы, молнии,пуговицы, кнопки, банты и подзоры. Последние, кстати, сегодня пользуются особойпопулярностью и уже совсем не напоминают «бабушкину кровать». Подзорможет крепиться к каркасу ложа или быть естественным продолжением простыни.Ради придания изделию большей декоративности для него обычно применяют ту жеткань, что и для покрывала[24,59].
В целом довольно сложноговорить о каких-либо модных тенденциях в декорировании покрывал и подушек,речь идет скорее о стилевых направлениях. Особенно хороши такие подушки ипокрывала в сочетании с окрашенной мебелью и предметами ярко выраженногонародного характера.
Кстати, о мехе. В этомгоду дизайнеры делают особый акцент на его контрасте с шифоном, шелком,батистом и кружевом. Эти сведения пригодятся ценителям постельного белья,изготовленного из изысканных тончайших материалов. Кроме того, мягкость меха,его приглушенный блеск, глубина цвета эффектно сочетаются с полированнымдеревом, металлом и кожаной обивкой. Вариантов меховых покрывал с подушками,представленных сегодня на российском рынке, множество. Благодаря применениювысоких технологий искусственный мех теперь довольно сложно отличить от натурального.
Классическую модельдеревянной кровати с резным орнаментом на спинках украсит покрывало и подушкисо стежкой и вышивкой. Отделка кружевом удачно дополнит бронзовые изделия и поможетсоздать специфический декоративный эффект. Тонкий лен, плюш, жаккардовую ткань,шелк профессионалы сочетают с расшитым тюлем, кружевной отделкой, изящнымикистями и всевозможными тесемочками. Тонкое синтепоновое полотно, используемое,как правило, в качестве наполнителя, придает им дополнительный оттеноккомфорта[30,29].
Тех, кто при слове«гобелен» представляет себе вытканную картину в золоченой раме настене, смеем уверить, что это далеко не единственный способ использоватьгобеленовые полотна. Роскошные покрывала из гобелена – традиционный вариантклассического оформления спальни. Рисунки на покрывалах и на подушках – копииоригинальных тканей времен королей Луи XIII, Луи Филиппа и регентства.
Неплохой вариант длялюбителей часто преображать интерьер – двустороннее покрывало. А его симбиоз содеялом – настоящая находка для ищущих сравнительно недорогого решения попринципу «два в одном».
Пестрые лоскутныепокрывала, созданные в технике пэчворк, замечательно дополнят не толькоинтерьеры в стиле кантри. Благодаря последним тенденциям моды, в качествеяркого декоративного пятна они вполне подойдут даже для самых сдержанныхсовременных жилищ. Подобные покрывала довольно сложно найти в готовом виде, какправило, их делают на заказ. Учитывая кропотливую ручную работу, стоить онибудут, несмотря на внешнюю простоту, отнюдь не дешево[35,17].
Готовые покрывала обычноимеют простую прямоугольную форму и стандартный размер. Их можно сравнить сплатьем свободного покроя, которое хорошо выглядит практически на любой фигуре.Нередки случаи, когда покрывала составляют комплект с постельным бельем. Частодля достижения гармоничного облика комнаты покрывало заказывают в комплекте сошторами.
Используя творческийметод заправления кровати, закрываете её не полностью, словно небрежно,оставляя на виду изящное постельное белье. Композицию дополняют свернутый плед,а также разных форм и размеров декоративные подушечки и думочки, которых, пословам профессионалов, много не бывает.

ГЛАВАIII. Функции и дизайн кровати в спальномпространстве
 
3.1 Функциональноезначения спальной кровати
Окружающиенас вещи не исчерпываются функциональностью. Им присущи свои мифы, свояпоэтика. Форма и назначение одного и того же предмета сильно варьируются, чтоделает практически невозможным дать ему четкое определение. Но если определениеневозможно, возможно описание, основывающееся на сопутствующих вещам образах ипредставлениях.
Каждая,даже самая обыденная на первый взгляд вещь, к примеру предметы интерьера,обладает своей поэтикой, а вместе эти вещи, возможно, образуют новое образноеполе. Чтобы было яснее, рассмотрим под этим углом зрения самую повседневную исамую необходимую деталь интерьера — кровать. Кровать – неотъемлемый спутникчеловеческой жизни. Человек рождается на кровати, проводит там первый периодсвоей жизни. Когда он взрослеет, кровать становится местом уединения; там онвидит сны, мечтает, ленится, читает, болеет. Потом кровать превращается вбрачное ложе, а к концу жизни – в смертный одр. Затем, человек умирает, чтобы«покоиться с миром» в иной кровати – в гробу. И, наконец, кровать, это то, чтоостается после человека. Считается, что Шекспир в завещании своей жене написал:«Моей жене мою вторую кровать». Он завещал своей жене ту кровать, что осталасьпосле того, как он сменил ложе и гроб стал его «первой кроватью». После смертикровать меняет владельца, но остается вместилищем души предыдущего хозяина,обеспечивая ему своеобразное бессмертие. «Она кажется мне обитаемой, посещаемойвереницею людей, о которых я и не подозреваю, но которые, оставили в ней нечтоот самих себя, – говорит о кровати Г. де Мопассан устами своей героини[28,15].
Итак,ни одна из важнейших фаз жизни не обходится без кровати и ее ипостасей. Можетбыть, из-за такой роли кровати она нередко понимается и описывается как второетело человека. Емеля, герой небезызвестной русской сказки, ни за что не хотелрасставаться со своей печкой (аналог кровати). Она была его транспортом, тоесть его протезом. Ведь что такое транспорт, как не протез (самолет дает человекунедостающие крылья, поезд – быстрые ноги). Емеля не расстается со своей печкойне из обыкновенной лени, а потому что она – кентаврическая[1]часть его самого. В доказательство этому можно вспомнить, как в одной из версийсказки Емеля превращается в добра молодца (то есть перестает быть самим собой)после ночи, проведенной со своей молодой женой-царевной. В эту ночь емупришлось сменить любимую печку на брачное ложе – и вот результат: он потерялстарое тело и обрел новое.
Всказке о Красной Шапочке Волк, чтобы притвориться Бабушкой, ложится на кровать.Ему недостаточно надеть чепчик, изменить голос. Кровать для Волка и для КраснойШапочки неразрывно связана с образом (или с сущностью) Бабушки. По кроватиБабушку уж точно можно узнать.
Покровати узнает и Пенелопа Одиссея. Как только Одиссей заговорил с ней окровати, «узнала Пенелопа, что пред нею Одиссей. Лишь они вдвоем знали тайну,как устроена постель»[21,15].
ВБиблии также прослеживаем эту аналогию кровать «я». Осквернить постель —значит, осквернить человека: «не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложеотца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел»[4,54].
Кровать— это место, где человек обнажает не только свое тело, но и свою сущность. Всказке Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине» королева подвергаетпринцессу испытанию кроватью, чтобы узнать, является ли принцесса той, за когосебя выдает. Кровать с горошиной не подходит принцессе, не соответствует ее«деликатной» сущности. В другой сказке, «Блоха и профессор», герою как раздостается подобающая ему постель. Герой мечтал соорудить воздушный шар, и вот«вместо постели ему дали висячую койку, и он покачивался в ней, как в корзиневоздушного шара, о котором не переставал мечтать»[1,175]. Каждому – своякровать. Кровать – всегда показатель статуса и положения человека. У ребенка –своя кровать, у одинокого – своя, у женатого – своя; у бедного – одна, у богатого– другая. В рассказе «На дюнах» Андерсен описывает судьбу некого Юргена. «Егоожидала великолепная колыбель с шелковым пологом, но Господь судил иначе: емудовелось родиться в бедной избушке...» «голые доски вместо постели – вот чтонашел Юрген...»[1,189]. Иными словами, Юрген мог бы быть богат, но судьба велаего к бедности. Так кровать оказывается материальным воплощением судьбы.
Воктябре 2001 г. в Петербурге проходила выставка, называющаяся «Какова постель,таков и сон» – выставка кроватей прошлых столетий. Автор рецензии на этувыставку, Л.Безрукова (газета «Труд»), начинает свою статью так: «Никогда бы неподумала, что обычные спальные принадлежности могут быть столь«говорящими». Они говорят о своем хозяине. Вот купеческая кровать столстой периной и горкой подушек. Глядя на такую кровать, «так и встает передвзором: стол с самоваром, за столом пышнотелая молодица. Кому ж как не ей спатьна таких перинах?». Так, в образе кровати уже заложены многие характеристики еехозяина.
Кроватьпоглощает человека, вмещает его в себя, убаюкивает простынями, подушками иодеялами. И неизвестно, кто под кого подстраивается. Может быть, купчиха такаяленивая и дородная именно потому, что у нее такая кровать, а не наоборот. Такимобразом, кровать может оказаться силой, управляющей человеческим «Я», кроящейего по своему образцу.
Человекоказывается в подчинении у кровати. Этому способствует и процесс сна, обычносопутствующий лежанию на постели. Как известно, во сне ослабляется человеческаяволя, а сознание уступает место подсознательным процессам (что и берут навооружение гипнотизеры и психоаналитики). В таком контексте понятна ненависть клежанкам Мальдорора (героя Лотреамона). «Я же не смыкаю глаз вот уже три слишним десятка лет. С самого недоброй памяти дня моего рождения я воспылалнеукротимой ненавистью ко всем лежанкам, приспособленным для усыпления» [25,52].Вот что происходит во сне, по словам Мальдорора: «Сознание хрипит, проклинаетнасильника, но поздно, дело сделано: целомудренный покров изорван в клочья.…Я существую, я – это я сам. И никакого двоевластия не потерплю. Желаю сам,единолично распоряжаться своею сокровенной сутью». Кровать и сон отбирают этусуть, надругаясь над «Я». Не быть собою – значит не быть живым. Так воображениеначинает рисовать образ кровати-гроба, сна-смерти.
Иногдаобраз смерти развертывается через мотив кровати-транспорта. У Ромена Роллана вромане «Жан Кристоф» кровать сравнивается с лодкой: «Кровать кажется лодкой…Ночь становится чернее, а пустота совсем пустой.… Ночь… Смерть...». Эталодка, как в архаичных мифах, переправляет в иной мир, на ту сторону реки,туда, где смерть. Вот почему последние слова Леди Макбет перед самоубийством —«В постель, в постель, в постель».
Кровать– проводник в «лучший мир». Емеля на своей печке-кровати соприкасается с миромдухов и потусторонними силами.
Нередков воображении кровать напрямую связывается со смертью, уподобляясь гробу.
Образкровати-гроба очень любил, например, Э.По. У этого писателя мы редко найдемпросто кровать (приспособление для спанья и отдыха). Нам все время будутнапоминать о смерти. Герою одного рассказа снится сон, будто его похоронилизаживо и он проснулся в гробу. «Все, что мне привиделось… легко объяснитьнеудобством моего ложа», успокаивает себя герой. Так неудобная кровать во снепревращается в гроб.
Лотреамонустами своего героя восклицает: «И что такое это ложе,… как не сколоченный изтесаных сосновых досок гроб?». Далее спящий человек сравнивается с трупом,простыни с саваном.
Вэтих сопоставлениях мы видим гегелевскую игру образов, связывающих вещи повнешним признакам. Закрытые глаза, лежащее тело – все это может быть сном, аможет быть и смертью. Спящий как мертвый, а мертвый как спящий; гроб каккровать, а кровать как гроб («покойся с миром», «спи вечным сном»). В миреобразов отсутствуют смыслы, их заменяют уподобления, которым нипочем смысловыеразличия и несоответствия. Человек в здравом уме легко отличит мертвого отспящего, гроб от кровати, но для поэта (писателя, художника), для всех создателеймифов, существует лишь близорукий взгляд, смешивающий очевидности.
Наиболееотчетливо образ гроба проступает, когда заходит речь о брачном ложе. Этот образжил еще в архаичном сознании. Описывая покои новобрачных у русских, Костомаровмежду делом отмечает: «Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб,таким образом, брачная спальня не имела никакого подобия с могилою» [19,159].Так русский обычай борется с навязчивым образом спальни-могилы.
Э.По,напротив, пытается подчеркнуть схожесть брачного ложа с гробом: «ложе, брачноеложе индийской работы из резного черного дерева, низкое, с погребально-пышнымбалдахином». Такое описание мы находим в начале рассказа «Лигейя». Читательвоспринимает эту картинку как художественный прием, призванный обозначитьмрачную атмосферу места действия рассказа. Но в конце истории оказывается, чтоэто ложе с «погребально-пышным балдахином» – просто гроб, замаскированный подбрачное ложе. Молодая жена умирает, и Э.По начинает называть брачное ложе«ложем смерти» [32,25]. То же находим и у Андерсена: «Бедное дитя! Брачным ложемтвоего жениха становится гроб...». Так дихотомия любви-смерти находит своеобразное отражение в обычном предмете мебели.
Иногдаложе связывается не только со смертью, но и с убийством. Например, в Библии:«Когда они вошли в дом, [Иевосфей] лежал на постели своей, в спальной комнатесвоей; и они поразили его, и умертвили его...» [2,293].
Интересныйповорот этой темы находим снова у По. У него ложе – не просто место убийства,но и орудие. Герой из знаменитого рассказа «Сердце – обличитель», убиваетспящего старика: «Я мигом стащил его на пол и придавил тяжелой кроватью» [33,15].
Кроватьможет также быть и причиной смерти. Герой М. Уэльбека покончил жизньсамоубийством после неудачной попытки купить кровать. «Сообщение о его смертиникого особенно не удивило; он был известен в основном тем, что испытывалзатруднения с покупкой кровати» [44,108]. Абзацем выше Уэльбек утверждает, чтов мире существует лишь две ценности, две иерархии — деньги и секс. Человекможет достигнуть успеха либо сразу в этих двух иерархиях, либо в одной из них,либо ни в одной. Герой романа, Жерар Леверье, достигает успеха на поприщеденег: «В свои двадцать шесть лет он получал тридцать тысяч франков в месяц» [44,109].Однако этот успех оказывается эфемерным в тот момент, когда Леверье решаетсякупить кровать. Ему просто не хватает на это времени. Приходится несколько разотпрашиваться с работы. Но даже отгулы не помогают. Покупая кровать, Леверьесталкивается лицом к лицу со своим провалом на поприще секса. Он понимает, чтодолжен купить двуспальную кровать, хоть она ему и не нужна. Ведь купитьодноспальную – «значит публично признаться, что у тебя нет сексуальной жизни» [44,109].В итоге, существование теряет всякий смысл: покупка кровати открывает героюбесполезность его денег и неудавшуюся сексуальную «карьеру». Покупая кровать,герой задается вопросом о смысле жизни, благодаря кровати понимает, что егонет, и «пускает себе пулю в лоб».
Кроватькоррелирует[2] со смертью, потому чтосама она – ничто. Хоть из всех предметов мебели кровать – предмет самый важный.Без него не обойтись. Энди Уорхол, считающий, что человека должны окружатьпустые пространства, что нужно избавляться от вещей, моделируя образ идеальногожилища, предлагает отказаться от всей мебели, кроме кровати. «Я считаю, чтонадо жить в… пустой комнате, где есть только кровать, поднос и чемодан».Поднос заменит стол, чемодан – шкаф. Но кровать ничто не заменит, напротив, онаспособна заменить все остальное. «Ты можешь делать все, что угодно в кровати –есть, спать, думать, заниматься гимнастикой, курить...». Кровать не тольконеобходима (полезна, целесообразна), но и эстетична: «Все становится болееутонченным, если ты делаешь это в постели. Даже чистка картофеля».
Ивсе же, несмотря на такую практическую и эстетическую ценность кровати, она дляУорхола – вещь-ничто, вещь – отсутствие вещи. Хоть в комнате стоит кровать, этакомната остается пустой. Кровать не загромождает пространства, не портитидеальной пустоты человеческого жилища, о котором мечтает Уорхол. Лишая кроватьее привычной функции – служить сну и отдыху – и наделяя ее функциями другихвещей, Уорхол уничтожает кровать как вещь, делая ее всем (универсальной идеейвещей) и в то же время ничем. Пустым пространством. Кровать для Уорхола –вещь-симулякр. Вещь, избавленная от своих значений-функций, присваивающаязначения-функции других вещей, – вещь, отказывающаяся от своего означающего,вещь, подражающая другим вещам, но не являющаяся ни собой, ни ими. Кровать –это вещь-пустышка, которую можно наполнить любым содержанием [43,95].
Вкровати – человек всегда наедине: с самим собой, с предметом любви, со своейсмертью. Кровать ограждает от внешнего мира, и в этом она подобна дому, крову.Она укрывает. Для О6ломова диван (та же кровать) именно такое бегство – отлюбви, от действия. Образ кровати-укрытия мы находим и у Марселя Пруста:«Улегшись в постель, зарываешься лицом в гнездышко – ты свил его изразнообразных предметов: из уголка подушки, из верха одеяла, из края шали, изкрая кровати, из газеты… спишь в каком-то призрачном алькове, в теплойпещере» [36,16].
Тутможно возразить, что не всегда кровать способствовала уединению. Например, вДревнем мире возлежание могло быть публичным. Возлежал Сократ со своимиучениками, возлежал Христос – со своими. Одиночество подразумевает открытостьсебе, нахождение наедине с кем-то – открытость этому «кому-то». Публичное жевозлежание – ритуал, символизирующий открытость всех каждому, символизирующийтакже доверие и интимность. Трапезы ранних христиан назывались «агапэ» (одно изобозначений любви). Возлежащие и вкушающие – заведомо друзья (или заведомо невраги). Поэтому сюжет Тайной вечери наделен особой художественной силой.Христос открывает предателя в процессе возлежания, отчего предательствовыглядит особенно вопиющим. Его оттеняет именно доверительность возлежания.
Интимностьподразумевает тайну для не включенных в эту сферу открытости. Поэтомунеудивительно, что кровать двусмысленна: открывая, укрывает. «Для того липриносится свеча, чтобы поставить ее… под кровать? не для того ли, чтобыпоставить ее на подсвечнике?» [13,74]. В этом отрывке из Евангелия кроватьизбрана как метафора сокрытости. Таинственность самой кровати усиливаетсяпредлогом «под». Под кроватью – целый мир; мир спрятавшихся любовников изанекдотов, потерявшихся вещей; мир вечной тьмы и тайны.
Пусть«под» кроватью бродят темные силы, но в ней самой – нет места душевнымугрызениям. «Если есть, что скрывать, значит, совесть нечиста». К кровати этоне относится. Кровать – хранительница чистой совести. Кровать отвергает Макбетас его мучениями. Убивая спящего, Макбет убивает свой сон: «Макбет зарезал сон»,«Макбет не будет спать!». В кровати может спать лишь младенец или тот, кто «какмладенец». Идеал сна – «сон младенца», сон чистой совести.
Еслисовесть нечиста, поможет исповедь. Отсюда образ кровати-исповедальни. «Постель– это исповедальня, между теми, кто делит постель, нет секретов» [29,56].Именно в кровати Одиссей рассказывает Пенелопе обо всех своих странствиях, аПенелопа о своих женихах. Опершись о кровать, Жан Кристоф делился с другомвоспоминаниями детства.
Кровать– не только место, где исповедуются, но и субъект, которому поверяют свои секреты.Перед лицом простыней и подушек раскаиваются, плачут и злятся. Злится Одиссей,лежа один в постели и желая отметить ненавистным женихам Пенелопы; плачет мадамБовари, «рухнув на кровать»; в ужасе и отчаянье, зарывшись лицом в подушки,лежит Жан-Кристоф.
Образпостели-исповедальни возвращает не только к образу постели – полю интимности,но и к образу кровати-гроба. Тот, кто исповедуется, готов к смерти, тот, ктоготов умереть, должен исповедоваться. Такая корреляция коренится в образнойсоотнесенности сна-смерти и смерти-любви, о чем мы писали в двух предыдущихглавах.
Кровать– это еще и пункт наблюдения. С кровати подглядывают за внешним миром. Лежа накровати, созерцают этот мир. Герой Ф.Кафки подглядывает с кровати заобитателями Замка, «разглядывает подробности» [17,21]. Жан-Кристоф из романаР.Роллана подслушивает чужой разговор и узнает о смерти близкого ему человека [38,65].С кровати удобно подглядывать, ведь она – кров, укрытие. Лежа на кровати, явижу все, что мне нужно, а меня не видит никто. Я сокрыт. Кроме того, кровать –это та «колокольня», с которой я сужу о мире. Кровать – это мои глаза, моетело, мое второе я.
Созерцательноележание на кровати – символ досуга, нередко становящегося началом творчества.На кровати пишет свои правила Декарт, размышляет Сократ. Кровать оспаривает устола право быть основной деталью кабинета, быть местом работы.
Г.К.Честертонутверждает, что кровать – идеальное место для рисования. Лежа на кровати,видишь над собой большой белый потолок, – идеальную площадку для живописи:«Итак, мне было негде рисовать, пока я не залежался в постели. Тогда, толькотогда белое небо засияло надо мной – просторное, незапятнанное небо,воплощающее, подобно раю, свободу и чистоту» [45,241].
3.2 Кровать какдизайнерский проект
Высшая цель современнойкровати — стать продолжением человеческого тела, то есть максимальноприблизиться к анатомическим формам. Например, каркас кровати с изменяемойгеометрией настолько перенял анатомию живого существа, что напоминает скелет:его поперечные перекладины устроены наподобие позвоночника, способногофиксироваться в разных позициях. Кровать «встает в позу», выгибая «хребет», каккошка, «присаживается», когда вы читаете, а также меняет угол наклонаподголовника. Модель Lullaby, придуманная Луиджи Массони для компании PoltronaFrau (салон Arkada), и вовсе рассчитана на человека, который любит свернутьсяклубком. Ее круглая форма напоминает лежанку для кота, только больших размеров.
Подъем спинки кроватиLinea Curva, созданной для компании Treca (галерея Neuhaus), как и вшвейцарской модели Swissflex, осуществляется при помощи беспроводного пульта.Снабженная пультом управления, кровать тоже превращается в элемент «умногодома». Пульты управления ведают вертикальным движением изголовья, выключениемсвета или запоминают правильное положение матраца.
Если вам не удаетсяуснуть и при таких условиях, можно «попросить» кровать Serta Magic произвестимассаж спины. Матрац, содержащий массажные модули, способен усыпить дажеотъявленного неврастеника. Снабженный вибрационными элементами, он мягковоздействует на рецепторы кожи, приводя натруженные мускулы в состояние полнойрелаксации. Если вы не любите телодвижений, придется остановиться на латексноймодели Jasmine, лишенной пружин и сделанной целиком из мягких составов. Встародавние времена постель набивали морскими водорослями, а также конскимволосом. Изготовление перин, достигавших невероятных размеров, было особым умением.
Мастера, занимавшиесяэтим непростым делом, производили строгий отбор пуха и перьев, годившихся длясоздания ложа, под которым даже крупные горошины не давали о себе знать.
И вот совсем недавно вистории кровати свершилось настоящее чудо. Матрацы додумались заполнять водой.Произведя революцию в спальной индустрии, водяные кровати, тем не менее,оставались модными недолго, задержавшись лишь в области фитнеса и wellness’а:их широко применяли в курортных соляриях. Лежа не на твердой поверхностишезлонга, а на колеблющемся ложе из мягкого пластика, вы могли из оконнаблюдать пейзаж с чувством, что рассекаете морские просторы. Воду вытеснилполиуретановый гель. В наши дни он, во всяком случае, взял реванш над другимисоставами, которыми наполняют постельные матрацы. Обладая особой пластичностью,Viscogel следует изгибам тела и чутко реагирует на его температуру. Так что навремя сна постель становится как бы вашим слепком [31].
Роль спальной комнатысложно переоценить. Однако кровати помещались не только в спальнях, но,например, и в будуарах, название которых происходит от французского слова «сплетничать».Они играли роль интимных гостиных, где можно было поделиться сокровеннымимыслями с подругой или завести интрижку. В наш прагматичный век кровать принялана себя часть функций рабочего пространства. Стараясь сделать ложе максимальнокомфортным для сна, дизайнеры вместе с тем пытаются оснастить его и всемнеобходимым для бодрствования. Кровать-трансформер легко превращается в диванили кресло, ничем не выдавая своего основного предназначения. Снабжаясь выдвижнымиполочками и лампами, боковыми карманами и валиками, а также множествомкомплектующих деталей, эти «многофункциональные сооружения» стремятсяудовлетворить как можно большее число потребностей человека, не считающегозазорным читать, писать, смотреть телевизор, слушать радио и производить целыйряд других занятий в постели. Придет время, и к ней присоединят холодильник –изобрел же Паоло Пива для фабрики Wittmann модель Smara, которая дополненаскамьей-столиком, пересекающим ложе прямо посередине. Вряд ли можнопредположить, что дизайнеру не хватило жилой площади и он решил сэкономитьместо в комнате. По всей вероятности, он просто декларировал творческийпроцесс, который не должен останавливаться ни днем, ни ночью. В свое времявозлежание составляло особую привилегию власти. Этим редким в наши дниискусством владели древние. Утверждают, что римские патриции возлежали, вкушаятрапезу и даже решая государственные дела, что сообщало происходившему большеевеличие. В Европе занятие это вошло в моду во времена Наполеона. Присвоив себетитул императора Священной Римской империи, он ввел обычай во всем следоватьантичным затеям. Мадам Рекамье, выдающаяся красавица тех времен, былазапечатлена на диване, совместившем кресло с кроватью. Его спинка предназначенадля сидящего, в то время как остальная часть приспособлена для вытянутых ног.Диван с тех пор стал называться «рекамье», и многие фабрики начали производитьмебель по его подобию. Среди них особенно преуспела итальянская Silik. Онаупражняется в импровизациях на тему старинной мебели. Прихотливость этихкроватей, оснащенных изогнутыми ножками-кабриолями, золоченой резьбой и целымнагромождением декоративных деталей, роднит их с произведениями искусства.Боковина, как правило, украшается живописными картушами, изголовье – богатымрезным орнаментом. Не кровати, а картинные галереи. Кровать из дворца глядя наизделия фабрик, воссоздающих дворцовые стили, невольно думаешь: умели житьлюди. Лишь пылкие любовники умудрялись проводить на них бессонные ночи.Конечно, на некоторых таких исторических и очень комфортных сооруженияхслучались, например, отравления и другие неприятности в этом роде. Но, как,говорится, красота требует жертв.
Производя копииантикварных образцов поистине королевских кроватей, итальянские фабрикипреуспели. Италия в этом деле – мировой лидер. Веками мастера оттачивалиискусство работы с наборным деревом. Инкрустация создает неповторимые сочетаниятеплых оттенков дерева, образующего изящное изголовье, которое нередкодополняется живописью, позолотой и резным декором. Изголовье становитсяпрямо-таки оправой к вашему портрету, изображая то лучи восходящего солнца, тобеседку, увитую над вашей головой дикорастущими зарослями. Еще оно можетимитировать сложенные крылья ночного мотылька, словно укрывающего вас отночного кошмара. Инкрустация и резьба сочетаются с богатым тканевым декором.Ткань простирается над кроватью балдахином, который еще называют альковом.Кстати, слово «альков» происходит от арабского «аль-куббе», что означает«шатер». Фабрика Silik произвела на свет кровать, невольно навевающуюассоциации с формами священной Эль-каабы. «Святая святых» дома, сооружениевоздвигается в спальне таинственным кубом, как комната в комнате. Драпировкаслужит ширмой, отделяющей вас от остального пространства. Полог снабженпотолком, стеганным вручную, а также свагами — тканевыми гирляндами, идущими повсему его периметру. Балдахины и альковы, которыми назывались еще специальныениши в стене, способствовали ощущению надежного укрытия в камерномпространстве. Полог уподоблялся то фате невесты, то театральной кулисе,превращая кровать в целую архитектурную фантазию.
Модель под названиемMelody, сделанная по образцам XIX века, представляет собой парную кровать,изголовье которой украшено двумя коронами-венцами, обозначающими супружескуюверность. Фоном для изящного резного декора служит стена, драпировка которойимитирует восход солнца радиальными складками ткани. Прибавьте к этомуламбрекен, кулисой обрамляющий «сцену», и вы довершите картину, на фоне которойваше пробуждение будет восприниматься как факт, вершащий историю.
Ни одна из 45 комнатберлинского отеля Propeller Island City Lodge не похожа на другую. Об этомпозаботился владелец гостиницы – художник Ларс Штросхен. Первая из оформленныхим комнат напоминает средневековый город, где кровать в виде замка стоит наполе для мини-гольфа. В другом номере вся мебель прибита к потолку.
Freedom Room стала точнойкопией тюремной камеры – с унитазом, стоящим в непосредственной близости ккровати. Есть в гостинице номер и для вампиров – с гробами вместо кроватей, идля садомазохистов – с кроватью, помещенной в железную клетку.
В отеле De Vrouwe VanStavoren в средневековом голландском городке Ставорен (Stavoren) имеется четыренеобычных номера в гигантских винных бочках, в каждую из которых раньше помещалосьоколо 19,3 тысяч бутылок вина. Теперь внутри дубовых бочек, положенных на бок,есть по две узких кровати и ванные комнаты. А перед входом в номера обустроеназона отдыха под открытым небом.
Hang Nga Guest House вовьетнамском Далате (Da Lat) заработал среди местных жителей кличку«сумасшедший дом». Комплекс состоит из трех зданий, которые, кажется,были выдолблены из гигантских пней. Внутри номеров возникает ощущение, чтостены перетекают в пол.
Каждый номер посвященкакому-нибудь животному. В одном, например, можно обнаружить орла,высиживающего гигантское яйцо, в другом – огромных муравьев, а перед чайнойкомнатой разместился жираф, — все это работы местных художников.
Подводный мотель Jules'Undersea Lodge в Ки-Ларго, Флорида (США) находится на глубине 6,5 метров вИзумрудной лагуне. Чтобы попасть в номера, постояльцам необходим акваланг.Гости, у которых нет дайвинг-сертификатов проходят краткое обучение в наземнойчасти отеля. В каждом номере есть большое окно, и постояльцы могут без помехнаблюдать за морскими анемонами, барракудами и другими обитателями океана.
Фирменный сьют отеляCosta Verde в Коста-Рике находится на борту самолета Boeing 727. В 1965 году онразбился в местных джунглях, а несколько лет назад его отремонтировали ипревратили в гостиничный номер с двумя спальнями, двумя санузлами, столовой ибольшой гостиной.
С деревянной террасы,пристроенной к борту самолета, гости могут наблюдать за туканами и другимиэкзотическими птицами.
На крыше отеля GrandDaddy в Кейптауне вместо пентхауса разместился целый трейлерный парк. В каждомиз семи трейлеров оборудован комфортабельный номер, посвященный конкретнойтеме. Например, в номере Джона Леннона и Йоко Оно, окрашенного в белый цвет,посредине стоит огромная кровать, напоминающая о постельной забастовкезнаменитой пары. Еще в одном трейлере создана комната из сказки о трех медведях– с совершенно сказочной мебелью и старомодными обоями в цветочек [39].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спальню можно оформлять влюбом стиле: от минимализма и классики до хай-тека и кантри, все зависит отвашей фантазии и вкуса. Главное, чтобы этот стиль был вам по душе. Кровать вспальне, конечно, является одним из важнейших предметов интерьера. Напротяжении своей истории кровать перенесла множество видоизменений. Привычнойдля нас формы (две спинки и лежак между ними) кровать стала более двухсот летназад. Каждая новая эпоха вносила какие-то свои изменения в конструкцию иоформление кровати, но общепринятая ее форма осталась неизменной. Качественнаякровать должна иметь надежный каркас, сделанный из массива древесины, металла,МДФ или ДСП. На каркас кровати закрепляется прочная решетка из дерева, накоторую кладется матрас. Лучше всего набивать матрас натуральными материалами –морскими водорослями или кокосовой стружкой. Специалисты советуют использоватьортопедические матрасы, особенно тем, у кого есть проблемы с позвоночником. Дляпокрытия матрасов применяют, как правило, натуральные ткани – лен или хлопок.Планировку спальни желательно начать с места расположения кровати в комнате.Для некоторых людей это имеет огромное значение. Кроме того, что кроватьнеобходимо правильно сориентировать относительно окон, двери и сторон света,нужно учесть существование различных видов планировок кровати в комнате.
Важной темой при отделкеспальни является выбор таких декоративных деталей интерьера, как покрывала,пледы, шторы, декоративные подушки, ковры, а также постельное белье. Все этиэлементы должны подчеркивать выбранный вами стиль и гармонично сочетаться смебелью.
Постельное белье являетсяхотя и завершающей, но важной деталью интерьера спальни. Выбирая расцветкупостельного белья необходимо учитывать общий колорит и стиль спальни.Постельное белье должно соответствовать вашему вкусу, жизненному стилю иинтерьеру помещения. Тогда оно не только органично украсит и дополнит дизайнкомнаты, но и создаст комфорт для сна и отдыха.
Основойздоровья – является хороший сон, основа хорошего сна – удобная кровать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. АндерсенГ.-Х… Сказки и истории. [Текст] / Г.-Х. Андерсен, – Кишенев, 1990. – 528с.
2. Аристотель.Метафизика. Пер. А.В. Кубицкого. М.: Терра, 1934. – 24с.
3. Бартеньев, И.А.Русский интерьер 18-19 веков. [Текст] / И. А. Бартеньев, В.Н. Батажкова. – М.:Сварог и К, 2000. – 120с.
4. Библия. [Текст] –СПб.: Лениздат, 2006. – 1248с.
5. Васильева, Т В.Путь к Платону. [Электронный ресурс]: – uchcom.botik.ru/philosophy/biblioteka/platon.shtml
6. Ватерман, Г.Дизайн вашей квартиры: Дизайн. Цвет. Освещение. Интерьер. [Текст] / ГеоргийВатерман. – М.: Кристина, 1997 – 128с.
7. Володина, Т.И.Русский интерьер. [Текст] / Т. И. Володина. – М.: Искусство, 2000. – 63с.
8. Галереясовременного интерьера. [Электронный ресурс] / М.: СофтКомпас, 2004.
9. Гантлоу, П.Б. Дизайнуютного дома: создание красивого и недорогого интерьера. [Текст] / П. Б.Гантлоу. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 283с.
10. Глинкин, В.А.Искусство современного интерьера. [Текст] / В. А. Глинкин. – М.:Просвещение,1984. – 159с.
11. Даль В.И Толковыйсловарь русского языка. Современная версия. [Текст] / В.И. Даль. – М.:Эксмо-Пресс, 2000. – 736с.
12. Демиденко, Ю.А.Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. [Текст] / Ю. А. Демиденко. – СПб.: Аврора,2002. – 255с.
13. Евангелие. [Текст] – Nashville: The Gideonsinternational, 2008. – 660с.
14. Ивли, Т. Дизайнинтерьера. 500 креативных идей. [Текст] / Т. Ивли. – М.: Эксмо, 2008. – 255с.
15. Интерьер дома иизготовление мебели своими руками. [Текст] / М.: Росагпромиздат, 1991. – 383с.
16. Интерьер современнойквартиры. [Текст] / М.: Стройиздат, 1988. – 244с.
17. Кафка Ф. Замок.[Текст] / Ф. Кафка. – М.: Просвещение, 2004. – 345с.
18. Клифонт-Могг, К.Интерьер в белых тонах. [Текст] / К. Клифонт-Могг. – М.: Арт-Родник, 2007. –143с.
19. КостомаровН.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского на
рода.[Текст] / Н.И. Костомаров. – М.: Стройиздат, 1992. – 255с. 9
20. Кришталева, Л.Г.Стили интерьера. [Текст] / Л.Г. Кришталева. – М.: Ниола-Пресс, 1998. – 96с.
21. (2) Кун, Н.А.Приключения Одиссея. [Текст] / Н.А. Кун. – Калининград, Пресса, 1979. – 98с.
22. Лебедев, А.Н.Дизайн интерьера на компьютере. [Текст] / А. Н. Лебедев. – М.: NT Press, 2006. – 201с.
23. Лекции поантичной философии. [Электронный ресурс]: – www.koob.ru
24. Логанина, В.И.Искусство интерьера. Современные материалы для отделки. [Текст] / В. И.Логанина. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 252с.
25. Лотреамон. ПесниМальдорора. [Текст] / Лотереамон. – М.: Исскуство, 1993. – 260с.
26. Мак-Коркодейл, Ч.Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. [Текст] / Ч.Мак-Коркодейл. – М.: Искусство, 1990. – 245с.
27. Мамардашвили,М. Необходимость себя. Введение в философию. [Текст] / М. Мамардашвили. – М.:Эксмо, 1996. – 197с.
28. Мопассан, Г. де. Пышка.[Текст] / Г. де Мопоссан. – М.: Сварог К,
2002. – 495с.
29. Мариас, Х. Белоесердце. [Текст] / Х. Мариас. – СПб.: Аврора, 2002. – 182с.
30. Никоненко, Н.МДекоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. [Текст]/ Н. М. Никоненко. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 128с.
31. Новыедизайнерские решения. [Электронный ресурс]: – www.kvartiralab.ru/articles/24.html
32. По, Э. Лигейя //Стихотворения. Проза. [Текст] / Э. По. – М.: Эксмо, 1976. – 78с.
33. По,Э. Сердце – обличитель // Стихотворения. Проза. [Текст] / Э. По. М.: Эксмо,1976. – 185с.
34. Попова, С.Г.Интерьер. [Текст] / С. Г. Попова. – М.: Белый город, 2002. – 48с.
35. Прети, Р.Интерьерный дизайн. Лучшие идеи. [Текст] / Р. Претти. – М.: Эксмо, 2008. –254с.
36. Пруст, М. Понаправлению к Свану. [Текст] / М. Пруст. – М.: Просвещение, 1992. – 28с.
37. Ремонт и дизайнквартиры и дома. – СПб.: Лениздат, 2006. – 288с.
38. Роллан, Р.Жан-Кристоф. // Собр. соч. [Текст] / Р. Роллан. – М.: Дрофа, 1974. – 479с.
39. Самые необычныеотели мира. [Электронный ресурс]: – zagranitsa.net/statji/view/2244/1/
40. Смирнова, М.П.Евроремонт без лишних затрат / Марина Петровна Смирнова. – М.: ООО ТД ИздательствоМир книги, 2006. – 320с.
41. Соловьев, Н.К.Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. [Текст] / Н. К.Соловьев. – М.: Сварог и К, 2001. – 336с.
42. Спэрс, Д. Уютныйдом: 1000 советов как сделать интерьер стильным и красивым. [ Текст] / Д.Спэрс. – М.: Ридерз Дайджест, 2003. – 432с.
43. Уорхол, Э.Философия Энди Уорхола. [ Текст] / Э. Уорхол. – М.: Просвещение, 2001. – 168с.
44. УэльбекМ. Расширение пространства борьбы. [ Текст] / М. Уэльбек. – М.: Сварог и К,2003. – 153с.
45. Честертон,Г.К. О лежании в постели // Собр. соч.: [Текст] / Г.К. Честертон. – СПб.:Лениздат, 2000. – 346с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.