Киевская Русь — первый этап синтеза
Митрополит Питирим (Нечаев)
Началодревнерусской государственности восходит еще ко временам до Крещения Руси.«Повесть временных лет» связывает ее начало с прибытием на Русь трехбратьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик многими ученымиотождествляется с одним из предводителей викингов IX в. — Рериком Ютландским.Недалеко от города Изборска находится Труворово городище — место, которое попреданию считается могилой Трувора, где стоит большой древний каменный крест.Правда, согласно одной из современных лингвистических гипотез, Синеус и Трувор,возможно, не имена, а искаженное в транслитерации древнескандинавское выражение«с родичами и дружиной». Как бы то ни было, пришельцы составлялинекое единое целое. Возникшая в XVIII в. норманнская теория связывала русскуюгосударственность исключительно с приходом варягов, утверждая, что славяне самибыли неспособны к государственному упорядочению жизни. Однако эта теориямногократно опровергалась. Истинной причиной прихода варягов было то, чтославяне приглашали их, как профессиональных воинов, для защиты своих земель,поскольку сами были заняты земледелием, которое в условиях севера было деломвесьма трудоемким.
Продвижениеварягов на юг, к Киеву, было естественно, поскольку, по выражению В. О.Ключевского, «кто владел Киевом, тот держал в руках ключ от главных воротрусской торговли». Варяжский князь Олег захватил Киев, убив правивших тамАскольда и Дира, и в 882 г. провозгласил его столицей всего государства.Следующим после Олега князем был сын Рюрика Игорь, после гибели которого в 941г. княжить стала его вдова, мудрая княгиня Ольга, первой из правителей Русипринявшая христианство. Ее сын Святослав, удачливый воин и своеобразныйполитик, пытавшийся создать империю славянских народов, погиб в 972 г. от рукпеченегов. Он, в отличие от матери, был язычником. Язычником вначале был икнязь Владимир, сын Святослава и внук Ольги.
Повестьвременных лет повествует о том, как князь Владимир, стремясь избрать для своегонарода такую религию, которая отвечала бы его далеко идущим государственнымпланам, разослал послов по всему свету с тем, чтобы они ознакомились ссуществующими религиозными системами и определили, какая больше подходитславянам. После тщательного изучения и сопоставления выбор был сделан в пользувизантийского Православия. В 980 г. произошло событие, определившее весьдальнейший исторический путь России: она приняла христианство. В летописиговорится, что послы, попавшие в Константинополь, были поражены красотойвизантийского богослужения. Таким образом если верить летописи эстетическиймомент сыграл решающую роль в судьбе России.
Очевидно,были и другие предпосылки. Внешне пышная обстановка несла в себе идеювнутреннего духовного подвига. Христианская проповедь любви оказалась близкадуховной природе славян, отвечала их нравственным потребностям. Если, по словуТертуллиана, латинского богослова III в., «душа по природехристианка», то, очевидно, славянская душа по природе была православной.Наднациональная, унифицирующая народности латинская Церковь не была ей близка.Зато православная идея Церкви как национальной формации, как живого тела народаотвечало генетическому коду восточных славян с их культом рода, семьи, родовогогнезда. Белое духовенство с его традициями семейственности, тесно связанное снародом, было славянам так же необходимо, как и монахи-подвижники, всецелопосвятившие себя Богу. Видимо, благодаря этому соответствию принятой религиидуховным запросам Русь так быстро стала в полном смысле православной державой иявила необычайную зрелость в христианском осмыслении мира.
Крометого, восточное христианство не было чем-то совершенно новым и чуждым вСеверном Причерноморье. Проповедь христианства в этих краях началась еще в I вн. э. По преданию, благовестие о Христе первым принес сюда один из ближайшихего учеников — апостол Андрей Первозванный. Уже в конце I в. н. э. в Херсонесбыл сослан святой епископ Климент Римский, принявший здесь мученическуюкончину. С него началась непрерывная цепь херсонесских епископов, а к IV в.убыла образована отдельная скифская епархия. Известный церковный писатель VIIIв., патриарх Фотий, писал, что «холодные степи Скифии пылают жаромверы».
Итак,первым этапом синтеза в русской культуре можно считать возникновение в конце Xв. христианского государства Киевская Русь. Его историческое место взначительной мере определялась географическим положением — на великом торговомпути «из варяг в греки», соединявшим Балтийское море через Ладожскоеозеро, Западную Двину, систему волоков в верховье Днепра и сам Днепр — с Чернымморем, открывавшим путь на юг, в Византию. Помимо этого торгового пути был иволжский торговый путь, ведший на Восток. Древнейшими городами Киевской Руси были,помимо самого Киева, были Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Полоцк, а насевере — Старая Ладога, Изборск, Новгород, Волок на Ламе.
КиевскаяРусь стремительно набирала силу. Многими исследователями отмечалось, чтохристианство она приняла на взлете своего политического развития. Этоопределило радостную, торжественную тональность, ощущаемую во всех областях еекультуры. Вот как митрополит Иларион описывает «славный град свойКиев», каким он стал после крещения Руси.
«Узриже и город, величеством сияющий,
Узрицеркви цветущие,
Узрихристианство растущее.
Узригород, иконами святых
оснащенныйи блистающий…
ихвалами, и молитвами, и песнопением
святымоглашаемый…»
Благодарядинастическим бракам дочерей Ярослава Мудрого в XI в. Киевский княжеский дом оказалсяв родстве со многими королевскими домами Европы. Но еще ранее участившиесяконтакты со всем культурным миром того времени и соображения политическогопрестижа вызвали необходимость быстрого развития всех областей культуры.
Впервую очередь, началось интенсивное строительство в городах, причем довольнобыстро был выработан национальный тип храма. Архитектура Киевской Руси еще вомногом зависима от византийской. Некоторые памятники — как, например, КиевскаяСофия, могут в такой же степени считаться образцами византийского искусства,как и русского. Для быстрого и успешного строительства князья приглашалиработать византийских мастеров, в совершенстве владевших техникой каменногозодчества.
Нарядус официальным, княжеским храмоздательством, деревянным и каменным, в городах иселах во множестве начали строиться деревянные церкви. От домонгольскогопериода таких церквей до нас не дошло, но гипотетически легко восстановить ихвнешний вид по сохранившимся более поздним постройкам. Именно эти малыедеревянные церкви дали первый синтез славянской семейственности и византийскойглубокой символики. Древнейший тип русского храма — это обычная изба,разделенная на три части: алтарь, основной объем храма и трапезная. Рядом схрамом часто устраивалось и кладбище. Близость храма и родного дома, единениеживущих и умерших — это были те основы, на которых строилась Русскаянациональная Церковь.
Ещеодна область культуры, в которой Киевская Русь быстро достигла зрелости, какуже было сказано, — духовная литература. Это произведения особого рода,пограничного между литературой и историей: летописание и риторическиепоучительные слова. Прежде всего, конечно, следует назвать «Слово о законеи благодати» митрополита Илариона и древнейшую часть летописи — «Повестьвременных лет». Для этих произведений характерно ощущение историческойзначимости происходящих современных событий, осознание места Киевской Руси вряду прочих государств, причем крещение Руси воспринималось как особое,долгожданное событие мировой истории. Русь ощутила себя избранницей, готовойвоспринять и унаследовать все культурное богатство минувших эпох. Еще одинважный момент, присущий летописанию — это постоянная нравственная оценкапроисходящих исторических событий.
Центрамикультуры, духовной письменности уже в ранний период становятся монастыри. Примонастырях велось летописание, создавались школы. О наличии монастырейсвидетельствует уже митрополит Иларион в Слове о законе и благодати. Первыемонастыри основывались преимущественно князьями или другими богатыми людьми.Однако вскоре стали появляться и монастыри, основанные монахами, первый изкоторых — Киево-Печерский монастырь, основанный прпп. Антонием и ФеодосиемПечерскими. Монастырь стал крупнейшим центром как книжности, так и духовности.Именно в нем была создана «Повесть временных лет», а также житиясвятых Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского. В монастырепрославились многие подвижники, о которых повествует созданный в стенах обителиКиево-Печерский патерик.
Срокжизни, отпущенный государству Киевская Русь был недолог. Уже с середины XII в.начался отток населения на север. Отчасти причиной этого было славянскоесвободолюбие, стремление к родовой независимости и в то же времяобособленности, оказавшееся сильнее имперской идеи Византии. После смерти князяЯрослава Мудрого в 1054 г. единовластия на Руси уже не было. Властьпринадлежала всему княжескому роду. Разделение общей территории государства наотдельные мелкие княжества, сложный и таящий внутренние противоречия порядокочередности в наследовании ослабляли Русь и делали ее неспособной противостоятьвнешним врагам.
ТрадицииКиевской Руси были унаследованы Русью Владимирско-Суздальской. Город Владимирбыл основан князем Владимиром Мономахом в 1108 г. и отдан в удел его сыну, ЮриюДолгорукому. Столицей всего княжества в этого время являлся Суздаль.
ЮрийДолгорукий, основавший, помимо Москвы, города Юрьев-Польской, Дмитров,Переславль-Залесский, Волок на Ламе, всю жизнь стремился княжить в Киеве, нодобился этого лишь незадолго до смерти. Его сын, князь Андрей Боголюбский,напротив, не любил Киева, и, даже став великим князем, оставался на севере. Онперенес столицу княжества из Суздаля во Владимир, при нем были построеныУспенский собор, Золотые ворота, знаменитая церковь Покрова на Нерли. Интенсивноекаменное строительство продолжалось и после его смерти. В целом постройкиВладимирско-Суздальской Руси отличались большим национальным своеобразием посравнению с киевскими. Не случайно именно эти города северо-восточной Русисоставили знаменитое туристическое «Золотое кольцо» России.
Всвоеобразном противостоянии Киеву развивался Новгород, бывший в то время,задолго до Петербурга, «окном в Европу». Территория, подчинявшаясяНовгороду, была огромна: фактически это был весь европейский север России вплотьдо Белого моря. До XIII в. в состав Новгородской республики входил Псков.Демократическая форма правления — вече — отличало Новгород от прочихгосударственных формирований Древней Руси.
ВXII в. на Руси было всего около 15 княжеств. Однако несмотря на политическуюраздробленность и значительное разнообразие местных черт, в народном сознаниисохранялась идея единой Руси. Удерживала это единство, прежде всего, единаяправославная вера. Глубокое проникновение христианства в душу и сознание народабыло главным итогом двух с половиной веков истории Киевской Руси. Испытания,постигшие Русь в XIII в., показали, что православная вера была главнымсокровищем, которым дорожили русские и которое они стремились сберечь во что быто ни стало.
Список литературы
1.ГрековБ.Д. Киевская Русь. М., 1953.
2.МолдованА.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. К., 1982.
3.ПогодинМ.П. Древняя русская история до монгольского ига. Т., 1 –3. М., 1871.
4.ПодскальскиГ., Духовная литература Киевской Руси. СПб, 1996
5.ПриселковМ.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X – XII вв. СПб.,1913.
6.Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/