Реферат
Дипломная работа «Керамика Крыма. Питьевой набор» посвященаразработке авторских эскизов и керамического питьевого набора «Пасхальный».Работа имеет традиционную структуру и включает в себя: введение, основную часть,состоящую из двух глав, заключение и библиографический список общим объемом ____страниц. В работе представлены 20 иллюстраций и 3 приложения.
В первой главе исследуются искусствоведческая и техническая литературапо данной теме, обуславливаются основные понятия по исследуемой теме и раскрываютсяособенности выполнения керамики народов Крыма и традиции Пасхи.
Глава вторая имеет практический характер и представляет основнуюидею, замысел и технику выполнения проекта.
Объект данного исследования — керамика Крыма.
Предмет — исследования — питьевой набор «Пасхальный».
Цель исследования — создание авторского керамического питьевогонабора «Пасхальный».
Перечень ключевых слов: Керамика Крыма, питьевой набор, Пасха,традиции Пасхи, крымская природа.
керамика крым питьевой набор
Содержание
Введение
Глава 1. Предпроектное исследование
1.1 Анализ искусствоведческой и технической литературы по исследуемой теме для реализации проекта
1.2 Особенности крымской природы в керамике народов Крыма
1.3 Традиции Пасхи
Глава 2. Разработка керамического питьевого набора«Пасхальный»
2.1 Основная идея и замысел питьевогонабора
2.2 Разработка керамического питьевого набора«Пасхальный»
2.3 Работа в материале
2.4 Экономический расчет себестоимости изделия
2.4.1 Экономический расчет себестоимости
Литература
Введение
Представленная работа посвящена керамике Крыма и разработке пасхальногопитьевого набора. Проблема данного исследования носит актуальный характер. На протяжениимногих веков Крым населяли различные племена и народы и каждый внес неповторимыйвклад в развитие керамики Крыма. Как интересен и разнообразен Крым, так же разнообразнаи керамика. У всех народов свои обычаи, религия и быт, но всех их объединяет крымскаяземля и тесное соседство способствовало проникновению одной культуры в другую. Историявсей керамики настолько обширна и полна неповторимости, что даже нескольких томовкниг не хватит, что бы всю ее рассказать.
На протяжении многих лет ученые исследовали данную тему. Большойвклад в изучение и раскрытие данной темы внесли Залеская В.Н. в работе Керамикас поливой, люстром и другими способами орнаментации, Шмидт Е.А. в работе Керамикаи Якобсон А.Л. в работе Привозная керамика. Амфоры и красноглиняные кувшины.
В данном исследовании раскрывается история питьевых наборов,их виды и значение у разных народов. Неповторимость каждого набора, а так же похожиетехники, формы и орнамент, свойственное только крымской керамике, освещаются в даннойработе. История керамики Крыма так своеобразна и необычна, что вызывает интересмногих исследователей.
Актуальность данной работы так же обусловлена, с одной стороны,большим интересом к своей культуре и ее истории, а с другой — практическим применениемпраздничных наборов во время религиозных праздников.
В современное время подрастающее поколение мало интересуетсясобственной историей и религией, поэтому керамический набор «Пасхальный»направлен на привлечение интереса к этой теме, а так же раскрытию истории питьевыхнаборов Крыма у различных народов.
История православной религиозной посуды так же противоречиваи увлекательна как и сама религия. Многие исследователи и ученые пытались раскрытьвсе тайны происхождения и развития керамики Крыма, а в частности пасхальных питьевыхнаборов, но чем больше изучается эта тема, тем больше возникает тайн и загадок связанныхкак с появлением религии на полуострове, так и с возникновением керамики и техникее выполнения и применения.
Объектом данного исследования является керамика Крыма.
Предметом исследования — керамический питьевой набор «Пасхальный».
Целью исследования является создание керамического питьевогонабора «Пасхальный». Для достижения поставленной цели были поставленыследующие задачи:
проанализировать искусствоведческую и техническую литературупо исследуемой теме
определить особенности керамики народов Крыма
выявить исторические особенности питьевых наборов народов Крыма
раскрыть особенности традиций Пасхи
Представить основную идею и замысел данной работы
разработать керамический питьевой набор «Пасхальный»
выполнить работу в материале
рассчитать себестоимость набора «Пасхальный»
В процессе исследовательской работы использовались следующиеобщенаучные методы и приемы как сравнительный метод, аналитический метод, научнаяабстракция и классификационный метод.
Глава 1. Предпроектное исследование1.1 Анализ искусствоведческой и технической литературыпо исследуемой теме для реализации проекта
Керамика. Производство. Техника. Автор Долорс Рос. Книга отехнике создания керамических изделий: различных способах формовки, отделке с помощьюгравировки и рельефа, работе с ангобами и красками, глазуровке и обжиге. Последовательнои очень наглядно иллюстрируется каждый процесс, основные приемы.
Гончарное ремесло. Автор Бугамбаев М. Десять уроков и бесчетноемножество советов по овладению тайнами гончарного искусства содержатся в первойчасти этой книги. Автор подробно рассказывает о том, как можно с удовольствием делатькерамическую посуду для себя, для дома и на продажу.
Производство художественной керамики. Автор: Иманов Г.М., КосовВ.С., Смирнов Г.В. Даны сведения о материалах для керамических масс, глазурей, длядекорирования керамики. Описаны технология художественной керамики (из фарфора,полуфарфора, тонкой керамики, фаянса, майолики, терракоты): приготовление масс,формование изделий, модельно-формовочное дело, сушка, глазурование, обжиг, декорирование;контроль производства и качества готовых изделий. Учебник может быть использованпри профессиональном обучении рабочих на производстве.
Автор: Джованна Буббико, Хуан Кру. Книга "Декорированиекерамики. История. Основные техники":
Книга знакомит с древнейшим видом декоративного прикладного искусства- керамикой. Дается поэтапное описание техник декорирования керамических изделийв сопровождении цветных иллюстраций. В книге дан увлекательный обзор об искусствекерамики от древних времен до наших дней. Кроме того, читателю предлагается приобщитьсяк созданию изделий из глины на практике, следуя данным поэтапным описаниям работы.Для широкого круга читателей/
Вы научитесь не только декорировать тарелки, вазы, подносы ишкатулки, но и создавать собственные оригинальные изделия для вашего дома или вподарок.
Книга: Керамика, сборник Сборник из 4 книг в формате djvu:«В мире увлечений» Чесноков Л.А., «Глина и керамика» ФедотовГ.Я., «Керамика для начинающих» Эткин Джеки, «Технология художественнойкерамики» Миклашевский А.И. В мире увлечений. Чесноков Л.А., Киев: «Реклама»,1986, 96 с. В пятом разделе книги дается история возникновения и развития гончарногопромысла, технологические секреты изготовления декоративных изделий из глины, методахих декорирования и многое другое.
Глина и керамика. Федотов Г.Я. М.: Иэд-во ЭКСМО-Пресс, 2002,160 с. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят разобраться в процессах изготовленияи самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуроватьи декоративно отделать их.
Керамика для начинающих. Эткин Джеки, Арт-Родник, 2006, 129 с.Эта книга научит вас основным приемам, которые потребуются для создания прекраснойкерамики.
Технология художественной керамики. Миклашевский А.И., Ленинград:Изд. лит-ры по строительству, 1971, 303 с. В книге собран и систематизирован материал,иллюстрирующий курс практического обучения в учебных керамических мастерских. Даноподробное описание приемов работ по изготовлению и технике декорирования художественныхкерамических изделий.
Технология керамики Автор: А.С. Юшкевич, А.Р. Рогова В книгедана классификация керамических изделий и подробная характеристика используемыхдля их производства сырьевых материалов. Разобраны технологические процессы производстваразличных видов керамики, приведены параметры производства, указаны требования кготовой продукции. Рассмотрены области применения керамики в различных отрасляхтехники и пути технического прогресса в керамической промышленности.
Книга является учебником для техникумов по специальности«Технология керамики», а также может быть использована широким кругомработников промышленности строительных материалов. Керамика для начинающих. Этакнига научит вас основным приемам, которые потребуются для создания прекрасной керамики.Поэтапные фотографии и подробные инструкции откроют вам секреты лепки, декорированияи обжига изделий из глины, а вдохновляющие проекты позволят применить навыки напрактике и пробудят интерес к творчеству. Прочтите о типах глины и базовых методахлепки. Повысьте уровень знаний в работе с глиной на гончарном круге, при ее декорированиии обжиге.
Посмотрите проекты, представленные в книге, они покажут вам новыеметодики изготовления керамики: от простых ваз до шкатулок из мраморной глины, покрытыхпрозрачной глазурью. Следуйте простым инструкциям при оформлении поверхности и текстурываших изделий с помощью инкрустации, жидкой глины, сграффито, перышек, полировкии техники ручной росписи. Глина и керамика. Глина во все времена считалась современнымматериалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины,чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, является изделием из обожженной глины- керамики.
Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г.Я. Федотовапозволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем статькерамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глиныдля лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовкиглиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядныесхемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовленияи самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуроватьи декоративно отделать их.
Производство художественной керамики: Учеб. для сред. ПТУ. — М.: Высш. шк., 1985. — 223 с. Автор: Иманов Г.М., Косов В.С., Смирнов Г.В. Данысведения о материалах для керамических масс, глазурей, для декорировання керамики.Описаны технология художественной керамики (из фарфора, полуфарфора, тонкой керамики,фаянса, майолики, терракоты): приготовление масс, формование изделий, модельно-формовочноедело, сушка, глазурование, обжиг, декорирование; контроль производства и качестваготовых изделий. Учебник может быть использован при профессиональном обучении рабочихна производстве. Рецензенты: Козловский Л.В. — д-р техн. наук, зав. каф. химии ихимической технологии тонкой технической керамики Ленинградского технологическогоин-та им. Ленсовета; Папихин В.В. — инж., нач. Управления развития фарфоро-фаянсовойпром-сти Минлегпрома СССР. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. Автор: Долорс Рос.Керамика — древнейший вид декоративно-прикладного искусства, освоенный человекомеще в доисторические времена. Ни один материал в природе не может сравниться с глинойпо обилию запасов и легкости обработки. Наша книга рассказывает о технике созданиякерамических изделии: различных способах формовки, отделке с помощью гравировкии рельефа, работе с ангобами и красками, глазуровке и обжиге. Последовательно иочень наглядно иллюстрируется каждый процесс, благодаря чему вы без труда освоитеосновные приемы и сможете сами создавать неповторимые изделия для украшения вашегоТехнология художественной керамики. Практическое руководство в учебных мастерских.Автор: Миклашевский А.И. Издательство: Ленинград: Изд. лит-ры по строительству Вкниге собран и систематизирован материал, иллюстрирующий курс практического обученияв учебных керамических мастерских.
Дано подробное описание приемов работ по изготовлению и техникедекорирования художественных керамических изделий. Книга иллюстрирована фотографиямии рисунками, дающими наглядное представление о важнейших технологических процессах.Книга предназначена в качестве учебного пособия для студентов высших средних художественно-промышленныхучебных заведений; может быть полезна мастерам керамических предприятий.
«Сокровища Русского Орнамента»
В 2008 году вышла книга «Сокровища Русского Орнамента».Её автор — замечательный мастер по ткачеству поясов и специалист по семантике славянскогоорнамента — Марина Качаева (Доброслава). Это наиболее полное на сегодняшний деньисследование русского текстильного орнамента, его истории и смысла, значения техили иных орнаментов в одежде и предметах убранства дома.
Эта книга — результат стремления автора поставить вопросы, связанныесо смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на«носителя» украшенной им одежды или смотрящего на узоры человека. В нейиспользуется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии,мифологии, биоэнергетики, альтернативной медицины.
Книга содержит ценнейшую информацию о семантике орнамента, таблицусимволов, расшифровки узоров полотенец, рубах.
Исследование подано со стороны языческих представлений и дохристианскихтрадиций Руси, затрагивая глубинные основы мифологии древних славян, героев самыхпервых мифов.
Расшифрованы смыслы архетипов в вышивке «Мировая гора»,«Древний Громовержец», «Ящер-дракон, владыка подземного мира»,«Громовница», «Рожаница», «Перун», «Огонь»,«Купальский огонь» и т.д.
Отдельное внимание уделено значению вышиваемых символов, местуих расположения для выполнения ими обережной роли по отношению к своему владельцу.В основном описываются различные орнаменты женской одежды как севернорусской, таки рязанской. Показана и роль мужчины, действующего зачастую во враждебной внешнейсреде, противостоящего агрессии и нуждающегося в совершенно определённой символике.В книге представлены образцы мужских поясов и рубах с вышитыми символами, защищающимив бою и повседневной жизни в агрессивной среде российских городов.
Строки из книги: "…при употреблении оружия (меча, ножа иликинжала) оказывается, что лезвие описывает некие плавные линии, сложную перевитькоторых хочется поэтически сравнить с переплетением нитей кружев или плетёным орнаментомтак называемого «кельтского» типа (которым, кстати, украшали древние клинки).Грозная, завораживающая красота, смертельное совершенство!" Изучив эту книгу,можно «читать» любые русские народные текстильные орнаменты. Любые, потомучто в данной книге представлены почти все их основные виды.
Дана сводная таблица символов с указанием их значения, рассмотренасвязь вышивки с лечебным эффектом. Но это не просто общеобразовательное чтиво, котороес интересом прочитал и поставил на полку — это книга-методичка.
Более половины книги (а в книге более 200 страниц) занимает альбомс красочными иллюстрациями на мелованной бумаге, данными в виде цветных схем вышивки,полностью готовыми к переносу на ткань.
Книга. Пасха. Автор Елена Резник. Ниола 21 век
Пасха: история, традиции, рецептыВоскресение Твое, Христе спасе,Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Христосвоскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Пасхуне зря называют Великим днем. Это самый большой праздник для христиан, ведь именнов этот день все человечество получило возможность начать новую жизнь. Из этой книгивы узнаете о многих народных традициях и церковных обрядах, посвященных этому величайшемупразднику. Использование керамических кувшинов для хранения воды в жаркую погодубыло очень практично. Для этих целей изготовлялась чуть пористая керамика, котораяпропускала сквозь микроскопические поры часть влаги наружу, на внешнюю поверхность.Такой кувшин внешне выглядел как запотевший. Влага при контакте с жарким воздухомиспарялась, тем самым, создавая невидимую для глаз тонкую оболочку по внешнему контурукувшина — своего рода защитный экран, сохраняя жидкость (вода, вино, шербет, молоко)внутри кувшина прохладной. Здесь можно говорить о принципе термоса. Древние умельцынаучились делать керамические черепки разной степени пористости и эти эмпирические(то есть достигнутые в процессе опыта), сведения дошли до настоящего времени.
Таккувшин снабжался ручками, был с широким горлом и предназначался для черпания и застольногоразливания вкна (гндряя, ойнохоя, ккаф). В кувшине внутреннее пространство закрыто,темно. Для смешивания вина с водой или застольного питья использовались открытыечаши с большой внутренней поверхностью (кратер, скифос. килик. канфар). Исключительнокультовыми считались высокие вазы, вытянутые по вертикали, в отличие от «горизонтальных»чаш (лутофор. лекяф, алебастр)
Кувшиндля воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большуюручку и широкое круглое дно — чтобы удобно было носить его на плече издалека — отреки или со дна ущелья.1.2 Особенности крымской природы в керамике народовКрыма
Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло поеё дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традицийи обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностейэтой культуры является наличие у населявших Крымский полуостров народов традиций,основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Что этобыли за традиции? Какие объекты крымской природы наделялись статусом «святости»?Сохранилось ли поклонение «священным» горам, источникам, пещерам и деревьямв наше время? В многонациональном Крыму, где испокон веков мирно уживались различныекультуры и конфессии, одним из главных факторов этого добрососедского сосуществованиявыступала сама крымская природа. Её неиссякаемые горные источники одинаково утолялижажду путника любой национальности, на вершинах и склонах её вечных гор совместновели хозяйство греки и татары, армяне и русские, караимы и болгары, а таврическиелеса дарили пищу, тепло и красоту как христианину, так и мусульманину.
Соответственным было и отношение человека к своей благодетельнице- природе. Более того, что необходимо у нее старались не брать, а за то, что брали,многое отдавали взамен: горные источники забирались в искусные каптажи-фонтаны,на безлесных участках гор сажали деревья, в суровую зиму в лесах подкармливали дикихживотных и птиц. Чувствовал предок современного крымчанина и пейзажную ценностьокружающей его природы: за необычную красоту многие местности объявлялись заповеднымии неприкосновенными — «святыми».
Природа объединяла крымские народы в прошлом, может она объединятьих и сейчас. Для этого необходимо лишь более глубоко и уважительно относится к Природеи помнить, что все мы — общие её дети, а значит, кровные братья и сестры между собой.
Необходимо помнить и ещё одну вещь. Судьба нашей земли зависиттолько от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей — будущее Крыма втвоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу. голос в кровавойи бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.
На Крымском полуострове производилась почти вся нужная населениюкерамика. В Крыму было несколько гончарных центров — в урочище Чабан — Куле и Канакскойбалке недалеко от села Морского, над Мисхором, у села Трудолюбовка вблизи Бахчисарая.В Чабан-Куле раскопано более двадцати двухярусных гончарных печей, представляющихсобой сложные технические комплексы из обожженных кирпичей размерами до четырехметров в ширину и до пяти в высоту. Произведенные посуда и черепица продавалисьне только по всему Крыму, но и по всему Северному Причерноморью.
В курганах Крыма, в ямах и каменных сооружениях, встречаютсяскорченные погребения на боку с руками перед лицом, сопровождающиеся остроребернымисосудами с выраженной шейкой и банками, часто украшенными врезным орнаментом. Такиепогребения характерны как для срубной, так и для культуры многоваликовой керамики.Однако в том случае, когда сосуды богато украшены рельефным орнаментом, следуетвести речь о многоваликовой культуре, для которой в равной степени характерны сосудыс декором и без него (орнамент преимущественно рельефный).
Такие сосуды, острореберные с двумя горизонтальными гладкимиваликами (на венчике и ребре), найдены в погребениях кургана у Филатовки и в курганена горе Клементьева у Коктебеля; в первом случае умерший был помещен в грунтовоймогиле, а во втором — в гробнице со стенами, выложенными из каменных плит. Сходнаякерамика найдена в катакомбных грунтовых захоронениях, окруженных кромлехами, могильникаШтурмовое на территории Севастополя.
Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представленапоселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка,Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесьсоздатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявленыостатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основаниюкаменными кладками. На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечникикопий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи издругих пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глинянаябусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживаниястыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия(псалий, т.е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным,проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур,сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а такжеметаллические четырехгранные шилья.
Многочисленны аналоги кизилкобинской керамики на Северном Кавказе.Это находки из верхнего слоя Алхастинского поселения в Ассинском ущелье, из Айвазовскогопоселения на реке Сушке и в особенности из Змеиного поселения. Сходная керамикаи в северокавказских могильниках. Следовательно, как писал в 1952 г.П.Н. Шульц, кизилкобинская культура не представляет собой изолированного явления, она имеет в рядеэлементов близкие аналоги и на Северном Кавказе, и на юге материковой Украины (рис.24).
Крымские татары разделили участь депортированных народов, лишённыхвозможности жить и творить на своей земле. С изгнанием крымских татар из Крыма исчезлиматериальные и художественные ценности народа, создаваемые веками, прервались традициии навыки старинных ремесел. Крымскотатарская керамика не достигла таких высот совершенства,как металл, но она широко использовалась в быту, была незаменима в некоторых отрасляхсельского хозяйства.
На сегодняшний день судить о крымскотатарском керамическомискусстве прошлого мы можем лишь по несколькими сохранившимся в музеях и частныхколлекциях образцам, а для профессионального освещения темы вынуждены обратитьсяк результатам археологических исследований.
Еще с древних времен керамика играла большую роль в жизни людей,населявших Крымский полуостров. Возникнув как отрасль утилитарного значения, онапостепенно приобретала и эстетическое. Посуда становилась украшением интерьеровбогатых домов; декоративная керамика, в частности, изразцы — из простого выразительногосредства архитектуры вырастала в монументальное искусство.
В 1926 году на побережье между Феодосией и Алуштой в древнихкрымскотатарских селах была проведена широкая археологическая разведка, которойруководил Н. Барсамов. В различных пунктах были обнаружены гончарные печи VIII-IXвв. (в Капсихоре, н с. Морское).А. Якобсон обнаружил более двадцати гончарных печейVIII-IX вв. около Чобан-Кулле (Башня чабана). В 1957 году им были открыты две гончарныепечи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное). Здесь же, в Канакской балке,крымской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством М.А. Фронджулов 1961-1962 годах были найдены еще три гончарные печи. Печи возводились на склонаххолмов, на берегах рек с учетом мощных отложений глины хорошего качества.
На примере печи, обнаруженной в Чобан-Куле можно восстановитьоблик и конструкцию крымских гончарных печей. Печь имела один топочный продольныйканал, шириной в 1,15 м, длину канала установить не удалось. Под топкой у западнойстенки прослеживается натяжение в 2 м, около южной стенки оно сохранилось в высоту 0,80 м. Из топки жар поступал по боковым каналам в обжигательную камеру. Сохранившаясядлина канала в 1 м начинается на высоте 0,40 м от пода топки и поднимается под углом в 40°. Ширина канала (0,30-0,35 м) на западном конце канала сужается (0,20 м). Печь сооружена из сырцового кирпича (0,50-0,20 м при толщине 12-15 см). При зачистке пода топки в слое золы и обожженной глины были найдены обломки гладкостенных круглодонныхамфор VIII-IX вв. В яме находилось более 100 бракованных амфор. Среди остальнойкерамики, обнаруженной в той же яме, можно отметить несколько фрагментов раннесредневековых,плоских и коньковых черепиц обломки венчиков, стенок и ножек небольших и относительнокрупных пифосов. Найден фрагмент ручной фляги с горлом и ручками, обломок боковой(выпуклой) части фляги, украшенной по краю дужками или гирляндами, написанными краснойкраской. Обнаружены венчик довольно большого кувшина с обломком плоской ручки спальцевым вдавлением и обломки нижних частей плоскодонных красноглиняных сосудов(229, с.137).
Якобсон пишет, что из ремесленных центров, таких как Чобан-Кулле,амфоры вывозили не только в прибрежные селения, но и далеко за пределы Крыма: онираспространялись среди тюркских племен, родственных крымским татарам. (А.Я. Якобсон.Средневековые гончарные печи в районе Судака. КСИИМК, вып.60, 1955, с.1-8).
Разнообразная расписная керамика, обнаруженная при раскопкахгончарной печи в Канакской балке, дает возможность поставить вопрос о вывозе продукциикрымских гончаров в различные районы юго-восточной Европы (на Дон и Северный Кавказ),где также в погребениях обнаружена аналогичная керамика (229, с.141).
Массовое производство амфор VIII-IX вв. было связано с расцветомсредневекового виноградарства и виноделия в юго-восточном Крыму. Надо полагать,что амфоры в это время, как и в античную эпоху, использовались, в основном, кактара для вина и в качестве таковой расходились, вместе с товаром, по морским и речнымпутям.
В XIV-XV вв. на полуострове развивается производство местнойпосуды, сохраняющей приверженность византийской традиции, хотя все более ощутимымстановится соприкосновение с декоративным искусством Востока.
Одним из центров керамического производства Крыма этого временибыл и Алустон (н. Алушта). Здесь в 1992 году при раскопках генуэзской башни Орта-Кулле(Средняя Башня) среди большого количества фрагментов керамики обнаружено два блюда,представляющих собой высокохудожественные произведения, отмеченные сложностью иизысканностью рисунка, насыщенные деталями. В целом, это изделия, носящие парадныйхарактер. Оба блюда красноглиняные, на кольцевом поддоне, с полихромной поливойпо белому ангобу. Преобладающий колорит найденных фрагментов и изделий — желтый,коричневый. Эти цвета будут характерными впоследствии и для крымскотатарской керамики.
Среди керамики, обнаруженной при раскопках Алустона, частовстречаются изделия с изображением птиц и животных. (223, с.7). Аналогичные рисункис птичьими фигурами можно встретить на керамике из г. Изник (б. Никея, Турция).Это раннеосманская керамика имеет название «Милетские изделия» (Ф. Зарре.Керамика исламских времен из Милета. Исламский Милет, Берлин 1935, т.3, с.69). Птицына этих изделиях изображены в полете, сидящими в гнезде, среди виноградных гроздьев,сидящими друг против друга. Этот стиль полностью отличается от изображений птичьихфигур на византийской керамике XIII и XIV вв. Крымская керамика отличается от византийскойи по цвету (Д. Талбот Раис. Византийская керамика. Оксфорд, 1930, с.88). Кстати,на вышивках крымско-татарских мастеров XVIII-XIX вв., привезенных экспедицией РКМИиз До-бруджи, также в большом количестве изображены птицы. Изображения птиц встречаютсятакже в крымскотатарской торевтике (в фондах РКМИ хранятся гугумы, на поверхностикоторых выгравированы силуэты птиц и рыб).
Символом бессмертия и воскресения считался павлин, это былизлюбленный персонаж в средневековом искусстве как Византии, так и Ближнего Востока.Блюда с изображением павлина из Херсонеса (Сары-Кермен) образуют узколокальную группухудожественной керамики. На всех блюдах птицы-павлины обращены влево, у них узкоеи короткое туловище с сильно выступающим брюшком, голова на короткой шее с челкой(почетным знаком), очень развито нижнее оперение (декорировано большей частью полосамиили плетенкой); верхнее оперение в виде трех S-образно изогнутых лент с завиткамина конце, как у хвоста барсов. Расцветка всех частей изображения основана на чередованиизеленого и коричневого. (237, с.135).
Следует также отметить, что результаты исследований остатковкерамического производства, обнаруженных на территории крепости Алустон, позволяютпредположить следующее: в северной части городища во второй половине XIV века функционироваламастерская по производству поливной керамики с орнаментом «сграффито»,специализировавшаяся, в основном, на выпуске сосудов открытых форм. Работал в нейодин мастер, возможно, с небольшим количеством помощников или учеников. Человекэтот был, скорее всего, приезжим, решившим наладить изготовление поливной керамикив городе, где раньше этим никто не занимался. Он был хорошо знаком с традициямикерамического производства и происходил из какого-либо центра такого производства.Продукция мастера покупалась населением соседних крепостей, о чем могут свидетельствоватьнаходки из Фуны (с. Демирджи, н. Лучистое) и Ай-Тодора.
Изготовление художественной поливной керамики относится к разрядугородских ремёсел. Сам факт появления такого производства отмечает прогресс в развитииАлустона, как городского центра во второй половине XIV в.
Одним из средневековых крымских центров по производству керамикиявлялась г. Кафа (Феодосия). Поливная керамика из Кафы и Солхата (Старый Крым),производившаяся на месте, представляет собой те же, что и бытовавшие ранее, глубокиечаши-миски или пиалы, декор которых выполнен особенно толстыми, врезными линиями,образующими основной рисунок; с ним контрастируют сравнительно тонкие линии орнаментальногозаполнения. Не менее характерна и яркая полихромная расцветка (зеленая, коричневаяи желтая). Ради удешевления продукции поливные изделия часто оставляли без расцветки- монохромными, зато широкое применение получил выемчатый фон, создававший на внутреннейповерхности чаши или блюда не только дополнительный, тёплый коричневый тон (глазурьв соответствующих местах ложилась непосредственно на черепок, а не на ангоб, которыйснимали при углублении фона), но и рельефность рисунка, большей частью орнаментального.Такова поливная керамика XIV и XV вв. из Солхата и Кафы. Кстати сказать, она оченьблизка художественной керамике из западного Причерноморья, заселенного родственнымикрымцам тюркскими племенами — в Румынии и Болгарии. (Штерн Э.Р. Феодосия и ее керамика.Одесса, 1906).
В 1980 году на северо-западе окраины Феодосии в пойме рекиБай-буга была раскопана часть поселения золотоордынского времени. Керамический материалисследованного памятника делится на несколько видов: кухонная и столовая неполивнаякерамика, красноглиняная керамика, покрытая прозрачной поливой, подсвечники и етильники.Всего на исследованном участке поселения найдено 8 целых и 72 фрагмента красноглиняныхполивных сосудов. Кроме того, в керамическом материале из Западного помещения усадьбыА содержался фрагмент светлоглиняного сосуда, покрытого зеленой поливой и в подъемномматериале поселения — мелкий фрагмент стенки красноглиняного сосуда с люстровойросписью (239, с.9).
Поливные красноглиняные сосуды представлены несколькими формами:хумы, тарелки и миски, пиалы с орнаментом сграффито тонкой и толстой линией, покрытыепрозрачной глазурью по ангобу, подсвечник и светильник — плошка. Также среди керамикипоселения были найдены небольшие фрагменты горлышек поливных кувшинов с ручками,верхняя часть которых крепилась к середине высокого горла. Полива была нанесенана ангоб, горло украшалось врезными линиями. Эти сосуды близки к типу одноручныхкувшинов, изготовлявшихся в Азаке. (Перевозчиков, Классификация археологическогоматериала золотоордынского времени (по материалам раскопок и сборов 1960-Х-1990-хгг., Азов, 1996).
Очень интересна находка донца монохромной миски с зеленой поливой,декорированной фигурами из спиралевидных завитков и прямых линий (сохранилась частьдонца). Этот мотив применяется в декоре монохромных мисок из Азова (Романчук, Перевозчиков,рис.8-30, 9-28, 10-29. Глазурованная керамика из Азова, АДСВ — Свердловск, 1990).По форме подобные миски являются широко распространенным типом красно-глиняной поливнойпосуды, они встречаются в слоях Азова золотоордынского времени (240, 1996, с.32).Подобные миски широко представлены в керамике местного производства, в частности,в Кафе, где они, в основном, являются полихромными с подглазурным орнаментом сграффито.(242, с.11).
Интересен фрагмент миски с подглазурной росписью ангобом. Поливапрозрачная, зеленая. Орнамент сохранившейся стенки представляет собой два ряда одинаковонаправленных, слегка изогнутых «капель», нанесенных белым ангобом. Ангобнаяроспись выполнена густым раствором, что придает не только зрительную выпуклостьорнаменту, но и легкую рельефность поверхности сосуда.
Орнамент в виде изогнутых капель широко известен в декоре кашинныхмисок и блюд, на которых эти элементы рисунка выполнены так же в легком рельефе.Сосуды из кашина могли поступать в Крым с конца XIII до конца XIV века в периодтесных контактов с городами Поволжья и среднеазиатскими центрами, в частности изСарая и Хорезма. (Айбабина Е. Кашинная керамика из Кафы. МАИЭТ-Симферополь, 1991).
Среди сосудов открытых форм, найденных на поселении, крометарелок и мисок с орнаментом сграффито и монохромных, выделяются чаши в форме пиална низком или высоком поддоне, со сферическими стенками и тонким прямым или слегкаотогнутым венчиком. Они покрыты глазурью желтого и зеленого цветов по ангобированнойповерхности и желтого цвета, нанесенной без ангоба, с подглазурной подцветкой марганцемпо ангобированной поверхности.
Сосуды этой формы и орнаментации найдены в слоях XIV — первойполовины XV века в ряде памятников Крыма, в материале золотоордынского Азова, городищПоволжья.
Анализ керамического материала поселения у р. Байбуга (Феодосия)позволяет считать его уникальным среди исследованных и опубликованных памятниковКрыма. Весь керамический комплекс находит аналогии в производстве Азова золотоордынскоговремени и городищ, что позволяет датировать комплекс в целом второй половиной — концом XIV в. Некоторые отличия декора, главным образом, поливной керамики сграффито,от азовских и поволжских аналогий и, напротив, схожесть орнаментации с керамикойкрымских центров, в частности Кафы, позволяет говорить о местном, крымском ее производстве.По мнению Айбабиной, центром этим являлся Солхат (Старый Крым), расположенный внепосредственной близости от поселения. (Айбабина Е.А. Керамика из раскопок золотоордынскогопоселения близ Феодосии. «Исторические связи Причерноморья и СредиземноморьяX-XVIII вв. (по материалам поливной керамики). Симферополь, 19981.3 Традиции Пасхи
Крымская восточнославянская культура — представляет собой удивительныйсимбиоз традиций украинского, белорусского и русского народов, проживающих на однойтерритории.
В обрядах славян Крыма, как и других славянских народов, немогут не угадываться обряды, сохранившиеся со времен язычества. Многие праздники,хотя и приурочены к датам религиозных событий, представляют собой культы почитанияпредков, солнца, различных природных явлений.
Традиции празднования Пасхи в Крыму аналогичны традициям вдругих регионах Украины. Воскресные школы проводят совместно с библиотеками, городскимидомами культуры и Домами детского творчества пасхальные концерты, утренники, музыкально-литературныепрограммы (например, в Евпатории, Феодосии, Симферополе, Саках, Джанкое, Севастополе,Алуште, Керчи, Раздольненском, Советском благочиниях). Ежегодно на Пасху дети изкаждой воскресной школы для своих сверстников готовят праздничные концерты, выставки,конкурсы на лучший пасхальный стол и конкурсы пасхальных открыток.
Симферопольская и Крымская епархия УПЦ Московского патриархатаежегодно на Пасху проводит фестивали церковных хоров, „Славим Христово Воскресение“,которые становятся настоящим праздником, так как проходят в центре Симферополя наоткрытом воздухе. Ежегодно члены Общества православных врачей Крыма на Пасху посещаютвсе крымские больницы, детские дома и вместе со священнослужителями раздают пасхальныекуличи и яйца.
Пасха, как известно многим, день воскрешения Иисуса Христа.Этому празднику уже более 2000 лет, и многие традиционные действия потеряли свойсмысл в глазах обычного человека. Однако, тем не менее, многие на Пасху пекут куличи,замешивают паску и красят куриные яйца в разные цвета, так принято. Почему же этотпраздник всегда был одним из самых массовых? Кроме дня воскресения Христа, этотдень знаменит окончанием строгого поста. Строгий пост накладывал запрет на любыеувеселения, а так же очень строго ограничивает продукты, которые в этот период нельзяупотреблять постящимся. Многие праздники специально переносились на время послепоста, чтобы отпраздновать, как следует. Сами религиозные традиции — крестный ход,всенощная служба — были необычайно яркими, в сравнении с рутинными и обыденнымиднями строгого поста. Во время всенощной люди освящали в церкви традиционные блюда,чтобы потом подать их на стол, в светлый праздник Пасхи. Традиционно в день праздникалюди христосовались — говорили друг другу „Христос воскресе“ — »воистинувоскресе" и обменивались троекратным поцелуем. Сегодня эта традиция поддерживаетсядаже неверующими людьми.
Итак, как же происходит само празднование? Пасхе предшествуетСтрастная неделя, посвященная различным религиозным действиям, предваряющим праздник.Основная подготовка к Пасхе начинается с Чистого четверга, в этот день принято навестивезде порядок, в том числе и в душе, а так же выкупаться. Этот день посвящен мирскому,обычному бытовому труду, чтобы в страстную пятницу и в субботу готовиться встретитьпраздник с чистым сердцем и душой. Наверное, не стоит принимать значение дня стольбуквально, и устраивать генеральную уборку с больших букв, более глубокий смыслдня был очиститься духовно. Далее следует Страстная пятница, день выноса плащаницы,воспоминаний о смерти Христа. Это день, в который не должно быть дел мирских, толькодуховные. Конечно, в наших реалиях сложно избежать бытовой рутины, но можно старатьсяделать лишь необходимое. В этот день верующие посещают богослужение, происходитцелование плащаницы, которая будет находиться в храме три дня, в честь трех днейнахождения Христа в гробу. Ну а в субботнюю ночь и происходит освящение традиционныхкушаний и всенощная молитва. После этого, собственно и приходит воскресенье — деньПасхи. Перед пасхой хозяйки не только готовили еду, они украшали весь дом салфеткамии букетами первоцветов, все это символизировало воскрешение и жизнь. Дети ивзрослые начинали Пасхальную трапезу, съедая традиционно окрашенное в красный цветяйцо. По преданию яйцо стало красным в руках императора Тиберия, когда Мария Магдалинапришла известить императора о воскрешении Христа. Император, конечно же, не поверил,сказав, что это невозможно, и такая же вероятность воскрешения, как если это яйцов его руках покраснеет. Согласно легенде, яйцо покраснело, и родилась традиция.
Куличи пеклись с дохристианских времен, изначально их смыслбыл в самой форме, пасхальный кулич и яйца были символами плодородия, однакотрадиция сохранилась и в христианстве, и хозяйки до сих пор выпекают эти сдобныекексы, покрывая их глазурью. Паска, или же пасха — это творожное блюдо. Традиционноему придавали форму пирамидки, ставили печать из букв ХВ (Христос воскрес). Творогдля пасок брали самый лучший, несколько раз перетирали и сдабривали всевозможнымипряностями, орехами, изюмом, а так же добавляли в творог сливок и яиц. Такие паскиделались небольшими, так как хранится это блюдо очень не долго.
Наверное, в каждой семье есть свой рецепт и паски, и кулича(нет строгих канонов), а краски для яиц сейчас продают и в магазине, как и полиэтиленовыенаклейки, имитирующие крашенки. Наши хозяюшки красили яйца крепким отваром луковойшелухи, шелуху приходилось собирать задолго до праздника. Для такой покраски большоеколичество шелухи заливалось водой и бурлило около получаса, после в кипящую водупогружали сырые куриные яйца и варили около 10 минут. Так же окрашивали яйца свекольнымсоком, черникой, красной капустой и куркумой. Яйца оставляли остывать в этой жеводе, для лучшего закрепления цвета. После яйца вытирали насухо и смазывали маслом,для блеска. Для образования различных узоров скорлупу обматывали ниткой, заливалипарафином и вырезали узоры, обматывали тонкой тканью и так варили. Современные краскикрасят ярче, результат более предсказуем, но все же, покрашенные натуральными красителямияйца намного красивее.
Ограничения в еде Великим постом, кулинарные хлопоты передПасхой, разговление в пасхальную ночь делают Воскресение Христово самым «вкусным»праздником. Особое внимание уделялось убранству стола. Белоснежная скатерть, красиваяпосуда, живые и искусственные цветы, на самом видном месте яркие ритуальные блюдасо всевозможными украшениями. Каждая хозяйка стремилась сделать свой стол неповторимым.Для яиц использовались специальные плоские блюда. Одни из них просто лежали на столах,у других были высокие ножки-подставки и они как бы возвышались над всем остальнымугощением.
В некоторых домах для такого торжественного случая существовалидаже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатертиумелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием именно пасхальныхатрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно,буквы: ХВ, что, как известно, означало «Христос Воскресе». Вышивалиськ такой скатерти и салфетки. Материал для таких изделий выбирался простой: лен,лен с лавсаном, холст, плотный хлопок. Цвета были в основном светло-серые и белые.И, конечно, яркие праздничные узоры. Была и специальная посуда, все с теми же предметами,которые олицетворяли этот светлый праздник. Такая посуда хранилась в домах и доставаласьтолько на праздник.
На Пасху готовят куличи и пасхи, запекают окорок, жарят телятину.Пасхальный стол не имеет никаких запретов, но рыбные блюда на нем обычно не присутствуют.В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят толькораз в году, — пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Кромепасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Пасхальныйстол накрывали на весь день. За ним собиралась семья и друзья, которые давно невиделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались открыткидальним родственникам и знакомым. Пообедав, люди сидели за столами и играли в различныеигры, ходили на улицу, поздравляли друг друга.
Глава 2. Разработка керамического питьевого набора«Пасхальный»2.1 Основная идея и замысел питьевого набора
Мы живем в особую историческую эпоху; в период небывалого скептицизма,религиозной полемики и богоотрицания; в век массового сомнения, неверия и богоборчества.
Мы живем в такое время, когда вера в Бога и основные догматыподлинного Христианства, как никогда раньше, подвергаются яростной атаке поборниковневежественного материализма и воинствующего безбожия.
Мы живем в такой отрезок времени, когда молодежь и народные массыбуквально засыпаны антирелигиозной литературой, печатающейся в громадном количествеэкземпляров, на государственные средства и в государственных типографиях. Не располагаяни правами, ни возможностями знакомиться с теми фактами, на которых покоится подлинноеХристианство и христианское мировоззрение, люди поддаются ловкой пропаганде атеистическихидей и обману лженаучных аргументов. Приходится только пожалеть об этих невинныхлюдях, которые стали жертвами такой беспринципной политической пропаганды, не имеющей,кстати сказать, ничего общего с истинной наукой, философией или богословием.
Традиционные блюда, которые готовят на Пасху:
Убранству стола и кушаньям именно в этот праздник уделяется особое внимание.Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрываетпраздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.
В домах еще до Заутрени накрывали стол для розговин. Плох был тот хозяин, еслине выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными яйцами. Всего вдоволь!У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательноприглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились застол разговляться, потом отдыхали.
Вместе с утром настанет праздник. В каждом доме чистота. За пасхальным столомсобираются родные, друзья, знакомые, так давно не видевшие друг друга: ведь в постне принято наносить друг другу визиты.
На столе все пестро, куличи и пасхи в розочках, крашеные расписныеяйца. На кухне запекали целого поросенка, барашка или окорок, жарили телятину. Потрадиции крашеные яйца укладывали на деревянное блюдо среди проращенной зелени овсаили пшеницы, перевязывали вышитым рушником и украшали цветами.
Пасхальный стол — праздничный, обильный. Помимо традиционныхкуличей, пасхи и крашеных яиц на нем почти в обязательном порядке бывают пироги,студень, буженина, гусь или утка с яблоками и т.д.
Всю Светлую седмицу священники служили по храмам пасхальные молебны. С раннегоутра на колокольнях трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем,никому отказа не было.
По благочестивому обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам. Тайнуюмилостыню творили. Заключенным разговеться присылали, собирали деньги для выкупаиз тюрьмы должников. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили.И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.
Существует множество рецептов, по которым из века в век готовятпасху, выпекают куличи, красят яйца и т.д. Выбранные для этой работы рецепты взятыиз разных изданий
Ассортимент пасхальных блюд, Крашенные яйца, Яйца крашенные луковой шелухой,Яйца крашенные пищевой краской, Яйца крашенные тканью, Куличи, Кулич пасхальный,Кулич обыкновенный, Кулич заварной, Кулич царский, Кулич на молоке, Цукатный кулич,Кулич с шафраном, Кулич их жидкого теста, Шоколадный кулич, Артос, Пасхи, Пасхавареная, Пасха с шоколадом, Ванильная пасха, Пасха розовая, Пасха с крутыми желтками,Пасха с фисташками, Сдобная выпечка, Греческий пасхальный пирог, Кекс долматин,Традиционные блюда пасхального стола, Студень Буженина, Гусь (утка) с яблоками,Паштет пасхальный, Крашенные пасхальные яйца.
Почему на Пасху красят яйца, дарят их друг другу, почему чащевсего предпочитают именно красный цвет?
Это связано с тем, что некогда святая равноапостольная МарияМагдалина, давая римскому императору Тиверию яйцо, сказала; «Христос воскресе!»Император не поверил и возразил: «Скорее это бело яйцо станет красным, чеммертвый воскреснет!»
И яйцо в тот же миг стало красным.
Считается, что красный цвет — это и цвет той святой крови, которуюпролил Спаситель за нас на кресте.
Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашейверы и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеемв Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.
Как из яйца рождается новая жизнь, так и из скорлупы гроба воскресИисус Христос.
Поэтому на Праздник Праздников, встречая друг друга, мы даримкрашеные яйца, словно продолжая ту давнюю проповедь, которую Мария Магдалина началасловами: «Христос воскресе!»
Графины и кувшины:
Ксожалению, сейчас этот вид посуды используется мало, напитки обычно подают на столв бутылках. И напрасно: графин придает столу особую торжественность, солидность.Графин, как предмет сервировки стола, пришел в Европу с Востока. Название этогососуда обозначало арабскую меру сыпучих тел. Графины длинной вытянутой формы делалииз бамбуковых стволов или выдолбленных стволов финиковой пальмы. Со временем ихстали использовать не только для сыпучих продуктов, но и для воды и других напитков.Современный графин часто имеет причудливую форму и пробку. Их используют для подачина стол выдержанных красных вин, портвейна, хереса, рома. Кувшин используется дляразличных вод и слабоалкогольных напитков. В отличие от графина, кувшин всегда имеетручку. Емкость кувшина зависит от его назначения: 0,5, 1,0, 3,0 л. Различают следующие виды кувшинов:
— Кувшин для воды и вина — низкий, широкий, округлый.
— Кувшин для пива — удлиненной формы с крышкой.
— Разливочный кувшин для выдержанных вин — вытянутой формы, дно округлое, шире горлышка(для отделения винного осадка), с крышкой.
— Кувшин для меда — стеклянный, с металлическим порционным распределителем и задвижкойсверху.
Нарядныекувшины и графины для напитков просто необходимы для праздничной сервировки.
Кувшиныпредназначены для воды, молока, кваса и др. Они устойчивы, имеют ручку и широкоегорло с носиком для слива жидкости. Форма обычно коническая или цилиндрическая.Емкость кувшина для воды до 1,5 л, для других напитков — до 2,5-2,7 л. Кувшины могут быть с крышкой и без нее.
Бокалы
Стаканыи бокалы:
Дляразличных напитков обычно используется стеклянная посуда. Конечно, графины, бокалы,фужеры могут быть сделаны из других материалов — керамики, металла и т.д. Но, какправило, для определенных напитков используют емкости определенной формы, вне зависимостиот материала, из которого они сделаны.
Бокалыи рюмки могут быть яблокообразной, тюльпанообразной, прямой и развернутой формы.Яблоко — и тюльпанообразные формы бокалов позволяют раскрыть аромат вина или коньякаво всей полноте. В таких бокалах подают густые, выдержанные вина. Прямые и развернутыеформы больше подходят для игристых и молодых вин, букет которых менее выражен. Формаи размер ножки бокала также не случайны. Высокая прямая ножка у бокалов, предназначенныхдля напитков, которые пьют теплыми. Для охлажденных напитков и вин предназначеныбокалы с укороченной ножкой. Иногда ножка имеет булавообразную форму с утолщением- для того, чтобы тепло пальцев не передавалось бокалу и вино не грелось.
Слово«бокал» в переводе с французского означает «банка». Эта посудапоявилась во Франции в XVIII веке. Бокалы использовались для различных вин. Теперьбокалом называют сосуд емкостью 125-150 мл удлиненной цилиндрической, грушевиднойформы, или в виде вазочки для игристых вин. У бокала низкая, широкая ножка. Фужер,в отличие от бокала, имеет емкость 200-250 мл и используется для фруктовой или минеральнойводы. Это цилиндрический или сужающийся кверху сосуд без ножки. Стакан похож нафужер формой и назначением. Из него пьют пиво и холодные напитки (воды, чай).
Рюмкимогут быть чашеобразной или вытянутой формы, с длинными и короткими ножками. Емкостьрюмки, как правило, небольшая: от 25 мл (ликерные) до 100 мл (рейнвейные и лафитные).Из рюмок пьют ликеры, водку, коньяк, вина и т.д. Вообще, чем крепче напиток, темменьше предназначенная для него рюмка.
Полныйнабор посуды для напитков имеет восемь основных предметов:
— фужер для воды (пива) емкостью 200-250 мл;
— удлиненный бокал цилиндрической или конической формы (иногда в виде вазочки) дляшампанского, шипучих и игристых вин емкостью 125 мл;
— бокалы или рюмки для красного вина («лафитные») емкостью 125 мл;
— бокалы или рюмки для белого вина емкостью 100 мл;
— рюмка или бокал для десертных вин («мадерные») емкостью 75 мл;
— рюмка для водки и горьких настоек емкостью 50 мл;
— рюмка для ликеров и коньяка емкостью 25-35 мл;
— «лимонадный» стакан для соков, лимонада, морса емкостью 200-250 мл, прямойили несколько расширяющийся кверху.
Поотношению к сервировочной тарелке бокалы для напитков расставляются справа и вверху.Порядок их расстановки таков: дальним стоит тот бокал, который будет использованпервым. Если коньяк и ликер предусмотрены к кофе, то рюмки сервируют вместе с кофейнойпосудой. Не рекомендуется ставить бутылки с коньяком или ликером на чайный или кофейныйстол: напитки подают налитыми в рюмки.
Длявина подают специальные бокалы:
Онидолжны отвечать следующим требованиям:
— быть из простого (не цветного) и неграненого стекла или хрусталя, чтобы цвет и чистотавина были хорошо видны;
— у винного бокала должна быть обязательно высокая ножка;
— бокал должен сужаться кверху, чтобы аромат как бы концентрировался в небольшом пространственад поверхностью вина; допускаются также бокалы с прямыми стенками.
Терпкиевина подают в высоких и округлых бокалах, а легкие — в бокалах, сужающихся кверху.Для красных вин, имеющих богатый насыщенный цвет, необходимы глубокие и широкиебокалы. Чаши этих бокалов самые широкие и высокие, обычно яблокообразной формы,ножка прямая и высокая. Бокал не наполняют вином полностью, иначе потеряется еговкусовой букет. Вино наливают в бокал на две трети, одну треть будет занимать воздух.Существуют специальные бокалы для особых вин — для бордо, бургундского и т.д. Кувшиныпредназначены для воды, молока, кваса и др. Они устойчивы, имеют ручку и широкоегорло с носиком для слива жидкости. Форма обычно коническая или цилиндрическая.Емкость кувшина для воды до 1,5 л, для других напитков — до 2,5-2,7 л. Кувшины могут быть с крышкой и без нее.
2.2 Разработка керамического питьевого набора«Пасхальный»
Каждое изделие обладает своей спецификой, ставит свои задачи,раскрывает свой неповторимый замысел. В данной работе использовались основные формы- во всех сосудах подчеркивается форма яйца, которые на мой взгляд символизируетПасху, как бы показывает начало бытия. Этот праздник несет в себе не только религиозноезначение, он глубоко уходит в корни, когда еще не было христианства и люди покланялисьдухам (язычество).
В наше не легкое время когда люди уже не так верят в Бога, неинтересуются историей и живут в основном в материальном мире глубоко уходят в бытзабывая о духовности. Моя основная задача заключалась в том, что через форму сосудовпередать нашу историю и культуру. Каждый кувшин индивидуален. Винный сосуд грациозный,тонкий, взвивающийся вверх, как виноградная лоза стремящееся к солнцу (свету). Издавнасчиталось, что вино — это напиток Богов, но в этот светлый праздник оно символизируеткровь Господню. Молочный — более приземистый, статичный, не высокий. Он символизируетначало, рождение. Кувшин для воды — символизирует жизнь. Это настолько разные, вто же время неповторимые сосуды, которые объединяет форма яйца. Символ Возрождения.
Мы все исповедуем разную религию, но верим в одного Бога. И насобъединяет вера. Вера в светлое будущее, в котором не будет войн, катаклизм, междоусобици катастроф. Ведь не зная прошлого, мы никогда не познаем будущего.
Актуальность этой темы заключается в том, что она вечна и будетинтересна всегда и всем. Как человек познает мир, так и мир познает человека. Внаше время она напоминает о единстве всех религий и культур, рождение и воскрешение.
2.3 Работа в материале
Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особоеместо. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенноодинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок стонкой проработкой деталей. Глиняное, или шликерное, литье основано на свойствегипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу.
Шликер — это глина, разведенная до состояния текучести, напоминающая по консистенциигустые сливки
Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. Приэтом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутреннимповерхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты,черепок. После высыхания полое глиняное изделие извлекают из формы и досушиваютперед тем, как подвергнуть обжигу. Такова в общих чертах схема глиняного (шликерного)литья. Непосредственному литью предшествует большая подготовительная работа. Необходимовыполнить эскиз и изготовить по нему модель будущего изделия, а затем отлить изгипса по модели литейную форму.
К разработке эскиза следует приступать только после того, как вы четко представитесебе назначение разрабатываемого изделия, ведь форма, пропорции, величина и декоративнаяотделка находятся в тесной связи с ним. Но учтите, каким бы удачным ни был эскиз,при. изготовлении по нему объемной вещи почти всегда возникает необходимость внестикакие-то поправки. Таким образом, непосредственная работа над объемной моделью можетподсказать художнику такие решения, которые не всегда можно предугадать в эскизе.На производстве иногда существует разделение труда, когда эскиз выполняет художник,а модель вытачивает мастер-модельщик. Чтобы творческий процесс не прерывался, художникдолжен уметь сам вытачивать или вырезать модели. Модель можно выполнять из дереваили гипса. Из дерева модели точат на токарном станке или изготавливают столярнымии резчицкими инструментами. Выточенные и вырезанные детали соединяют в единое целоес помощью гвоздей, шурупов и водостойкого клея, например БФ-2 или эпоксидной смолы.Готовую модель несколько раз пропитывают горячей олифой и просушивают. Модели изгипса вытачивают на специальном точильном станке, который представляет собой, посути дела, гончарный круг, по правую и левую стороны которого расположены ступенчатыеподпорки (рис.33.1а). Во время точения на ступеньки укладывают деревянную рейку-правилку(33.16). Правилка служит опорой резца при вытачивании модели. Если к гончарномукругу подсоединить электромотор, то его вполне можно использовать в качестве точильногостанка. На верхний диск набивают несколько реек и по периметру привязывают бечевкамиопалубку из водостойкого картона, пропитанного олифой или парафином (33.1 в). Вопалубку заливают гипс (33.1г). Таким образом, на диске после затвердения гипсаи снятия опалубки образуется массивная цилиндрическая болванка — головка точильногостанка (33.1д). Головка располагается с таким расчетом, чтобы во время работы вращающаясямодель находилась примерно на уровне глаз точильщика.
Так же, как и при вытягивании глиняного изделия на гончарном круге, диск долженвращаться против часовой стрелки со скоростью 300-350 оборотов в минуту. По принципудействия точильный станок напоминает токарный: с вращающейся заготовки также постепенноснимаются резцами стружки до тех пор, пока не будет получена нужная конфигурациятела вращения. Но в отличие от токарного станка, гипсовая заготовка располагаетсявертикально, а не горизонтально.
Благодаря этому заготовку удобно отливать непосредственно на головке точильногостанка; к тому же мастер видит изделие в естественном положении, то есть так же,как если бы оно стояло на столе. В процессе поиска или уточнения формы это оченьважно. Резцы для точильно-модельного станка называются клюшками (33.2б). Клюшкиизготавливают из стальных стержней, которые насаживают на деревянные ручки. На торцестержня под прямым углом прикрепляется стальная пластинка, имеющая форму треугольника,ромба, трапеции, вала и т.п. Так как обрабатываемый материал достаточно мягок, тонет необходимости закалять режущие части резцов. Некоторые резцы можно изготовитьиз толстой проволоки, конец которой расплющивают и сгибают крючком. Подобные клюшкииспользуются при точении глиняных изделий на гончарном круге.
Определяя размеры модели, а следовательно, и заготовки, нужно учитывать, чтоглиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложностина 10-15%. Чтобы керамическое изделие после сушки и обжига имело ранее запланированныена эскизе размеры, следует модель для ее формы делать крупнее, с учетом процентаусадки, который определяется опытным путем. Если же он заранее известен, размерыгипсовой или деревянной модели определяют по формуле: X = 100 х а/100 — б, где а- размер керамического изделия после сушки и обжига, б — воздушная и обжиговая усадкав процентах. Предположим, что высота готового керамического изделия должна быть 250 мм при 10-процентной усадке глиняной массы. По формуле определяем, что высотамодели из гипса должна быть равной 276 мм. Если же вы имеете дело с одной и той же глиной постоянно, то, значит, и усадка всегда будет постоянной. В этих случаяхдля определения размеров модели можно использовать масштабный циркуль, сделанныйиз двух стальных полосок (33.2а). Кончики циркуля подогните так, чтобы расстояниямежду ними имели определенные пропорциональные соотношения, которые устанавливаютсяопытным путем. Раствор циркуля на одной стороне должен соответствовать действительнымразмерам глиняной отливки, на другой — размеру, который необходимо взять на модели.Подготовив станок и инструменты, установите на гипсовой головке обечайку в видецилиндра, свернутого из плотного, пропитанного олифой картона или толя (33.3а).Цилиндр скрепите мягкой проволокой или сшейте толстыми нитками.
Высота обечайки должна соответствовать высоте вытачиваемой модели, а диаметр- наибольшему диаметру модели с небольшим припуском.
В закрепленную на головке точильного станка опалубку налейте доверху гипсовыйраствор (на 7 частей гипса 10 частей воды). Как только через 8 — 10 минут гипс затвердеет,снимите опалубку и, разметив карандашом все основные размеры (33.3б), приступайтек вытачиванию модели. Правильце положите на верхние ступеньки, обоприте на негоклюшку и начинайте снимать стружку с вращающейся гипсовой заготовки (33.3в). Насыщенныйвлагой гипс режется очень легко. Во влажном состоянии его следует поддерживать доокончания точения. При высыхании гипс нужно увлажнять смоченной в воде губкой. Добившисьнужной конфигурации модели, срежьте ее у основания стальной проволокой, а затемпросушите при комнатной температуре 2-3 суток. Высушенную модель пропитывают несколькораз олифой или эпоксидной смолой, разведенной ацетоном. Чтобы модель просохла, требуетсяеще не менее двух суток. Модель служит основой для изготовления литейной гипсовойформы. Простейшая гипсовая форма состоит из двух «половин. Прежде чем приступитьк отливке формы, со стороны донышка в основании модели сделайте неглубокий полусферическийвырез. Это обеспечит устойчивость будущей отливки. Установите опалубку из толя наровный щит, предварительно смазав разъединительной смазкой ее внутренние поверхности(рис.34). Разъединительную смазку приготовьте из двух частей парафина и пяти частейкеросина, расплавленных на водяной бане. Закончив подготовку, налейте в опалубкуслой гипса толщиной 10-15 мм (34.1). Как только гипс схватится, но не потеряет пластичности- примерно через 1,5-2 минуты, — установите внутри опалубки модель, вдавив в мягкийгипс ее основание. Затем долейте гипс в опалубку с таким расчетом, чтобы раствороказался на уровне самых выпуклых участков модели. Помните, что если уровень гипсовогораствора будет поднят выше самых выпуклых точек, то модель невозможно будет извлечьиз нижней части формы.
Сняв опалубку, вырежьте ножом вдоль всего периметра фальц (четверть), котораяв дальнейшем будет являться частью замкового соединения двух половин гипсовой литейнойформы (34.2). Плоскости срезов смажьте разъединительной смазкой и снова установитев опалубку, которую теперь уже нужно залить гипсовым раствором доверху (34.3). Послезатвердевания гипса снимите опалубку и на боковой поверхности нанесите риску (34.3а),идущую вдоль ее оси и пересекающую обе половины формы. Это необходимо для того,чтобы при сборке формы можно было быстро и точно соединить одну половину с другой.После нанесения риски затвердевшие половины формы разъединяют и извлекают из неемодель (34.4). Форму нужно досушить уже без модели в течение двух-трех суток. Онавысохнет гораздо быстрее, если ее сушить около печи или у батареи центрального отопления.Форма готова. Теперь нужно приготовить шликер — отмученную жидкую глину. О способеотмучивания глины рассказано в самом начале книги.
Глиняное литье. Залейте шликер в хорошо просушенную гипсовую форму доверху (рис.35.1).Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадатьсяпо тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягиваетк поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенномсостоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняноймассы.
Процесс всасывания влаги с одновременным нарастанием глиняного слоя на стенкахформы называется у керамистов „насасыванием черепка“. Сразу же после заливкишликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем.Именно в этот момент шликер нужно слить (35.2). На стенках внутренних поверхностейгипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, — стенкибудущего сосуда. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать(35.3). Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах,и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенкизатвердевают и становятся тоньше. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла,а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же неспеша извлеките отливку из нижней половины. Пока изделие еще не совсем высохло,производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-гдена стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубленияи царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделиепересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправкиизделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней.После просушки гигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовой формы полностью восстанавливаетсяи в ней можно отливать следующее керамическое изделие, которое будет точной копиейпервого. В одной форме можно выполнить около двухсот отливок. Конечно, сосуд, воснове которого лежит тело вращения, можно изготовить и другим способом, напримерна гончарном круге. Но есть сосуды, для которых литье чуть ли не единственный способформовки. К ним относится прямоугольная декоративная ваза, изображенная на рисунке(рис.36). Модель вазы изготовляют из прямоугольного деревянного бруска, к которомуприклеивают ножки и горлышки, выточенные на токарном станке (36.1). На одной илидвух стенках модели вырезают рельеф. Готовую модель зачищают наждачной бумагой ипропитывают горячей олифой два-три раза. Форма по этой модели отливается в той жепоследовательности, что и круглая ваза, только вместо цилиндрической опалубки применяетсяпрямоугольная, собранная из четырех дощечек (36.2). Опалубку и поддон смазываютразъединительной мастикой и наливают в нее жидкий гипс так, чтобы в нем оказаласьровно половина модели. Замковое соединение получают вырезанием в нижней половинеформы по углам конических углублений (36.3а), которые смазывают мастикой. Послезаливки второй половины формы (36.4) гипс заполняет эти углубления, образуя шипы.При сборке формы шипы точно войдут в соответствующие углубления и обеспечат точностьсоединения обеих половин.
Готовую форму освобождают от модели, сушат, а затем выполняют отливку уже известнымспособом (36.5).2.4 Экономический расчет себестоимости изделия2.4.1 Экономический расчет себестоимости
Изучив множество аналогов, проработав различную литературу былсделан вывод, что самое главное в нашей жизни — душа. А лучше всего ее раскрываетискусство. В этой дипломной работе раскрыта тема питьевой набор „Пасхальный“.Она многогранная как алмаз. В ней затронуто много теме. Форма подчеркивает символвозрождения. А фразы на сосудах раскрывают смысл. На винном сосуде: „жаждущий!Идите все к водам: и даже вы, у которых нет серебра, идите, покушайте и съешьте,идите, покушайте и без платы вино и молоко“. На сосуде для молока: „Какноворожденный младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрастивам во спасение“. На кувшине для воды: „И утвердил Землю на водах ибово век милость Его“ все эти стихи взяты из священного писания — Библия. Этотансамбль как нельзя лучше подчеркивает нашу религию и культуру. Каждый сосуд дополняетдруг друга и вместе они подчеркивают единство.
Литература
1. Артемоненко А.В. 1960 Технология керамики // УГ№8
2. Абрамова М.П. 1969. О керамике с зооморфными ручками // СА. №2.
3. Артамонов М.И. 1948. Скифское царство в Крыму // ВЛГУ. № 8
4. Арчер Мартин. Эллинистическая и римская керамика в Северном Причерноморье.- М: Просветление, 1998 — 128 с
5. Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество.- 2000. — №2. — С.46-47.
6. Баранов И.А. 1968. Археологические памятники у с. Новокленово // АИУ 1967 г. Вып. II
7. Бурмистров В.Н. Нормирование теплотехнических свойств керамических стеновыхизделий // Строит, материалы. 1996. № 4
8. Бондаренко В.М., Римшин В.И. Строительная наука — направления развития// Строит, материалы. 1998. № 4
9. Бабков В.В. и др. Несущие наружные трехслойные стены зданий сповышенной теплозащитой// Строит, материалы. 1998. № 6
10.Бабков В.В. и др. Несущие наружные трехслойные стены зданий сповышенной теплозащитой// Строит, материалы. 1998. № 6
11.Борейко В.Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. — К: НауковаДумка, 2000 — 200 с
12.Внуков С.Ю. 1984. Светлоглиняные амфоры городища Чайка близ Евпатории //ВМГУ. Серия 8. История. № 6.
13.Воробьев Х.С., Филиппов Е.В. Важный фактор повышения конкурентоспособностистеновых автоклавных изделий // Строит, материалы. 1997. № 2
14.Воробьев Х.С. Производство вяжущих материалов и изделий из ячеистых бетоновв рыночных условиях России // Строит, материалы. 1998. № 1
15.Горчаков Г.И. Строительные материалы: учебное пособие для высших учебныхзаведений/ Г.И. Горчаков, Ю.М. Баженов; под общ. ред.Г.И. Горчакова. — Владимир:Союзполиграфпром, 1986. — 686 с
16.Инчик В.В. Высолы и солевая коррозия кирпичных стен. СПб.: СПбГАСУ. 1998
17.Залесская В.Н. Керамика с поливой, люстром и другими способами орнаментации.К: Наукова Думка, 1985 — 240 с
18.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие.- М.: Высш. Школа, 1980. — 176 с., ил.
19.Кокоев М.Н. Перспективы применения вакуумно-порошковой теплоизоляции в строительстве// Строит, материалы. 1998. № 3
20.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. — М.: Искусство, 1982.- 577 с., ил.
21.Музыка О.И. Пасхальные традиции // С: Искусство, 1989. — 355с
22.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.- 144 с.
23.Рекитар Я.А. Экономичные системы наружных ограждений для реконструкции панельныхзданий. // Строит, материалы. 1997. № 3
24.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. — М.: Высш. Школа,1992. — 159 с.
25.Хигерович М.И., Байер В.Е. Производство глиняного кирпича. М.: Стройиздат.1984
26.ХохловаЕ. Скопинское гончарство // Народное творчество. — 1997. — №6. — С.38-40.
27.Шмидт Е.А. Керамика. — Симферополь: Таврия 1970 — 280 с
28.Шепелев A. M. Как построить сельский дом. Россельхозиздат, 1984
29.Якобсон АЛ. Привозная керамика. Амфоры и красноглиняные кувшины. — Симферополь:Таврия, 1955 — 180 с.