Реферат по предмету "Культура и искусство"


Картина мира как культурологическая категория

Руднев В.П.
Картинамира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описатьили реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этносадо какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. К. м. древнихиндийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа наК. м. их современников-монахов. В свою очередь, К. м. монахов-доминиканцев непохожа на К. м. францисканцев и т. д.
Вто же время, можно выделить универсальную К. м., свойственную всемучеловечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому,характерна бинарная оппозиция (основной инструмент при описании илиреконструкции К. м.) белого и черного, но у одних групп белое будетсоответствовать положительному началу — жизни, а черное — отрицательному началу— смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет своепредставление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа этипредставления будут различными.
Уотдельной личности К. м. будет детерминирована прежде всего его характером: усангвиника-экстраверта и реалиста К. м будет явно противоположной К. м.шизоида-интроверта и аутиста. Своя К. м. будет у параноика и у больногошизофренией и психозом. К. м. будет меняться при измененных состоянияхсознания.
Человек,погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершеннопо-своему.
К.м. опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа.
ТерминК. м. был введен впервые Людвигом Витгенштейном в «Логико-философскомтрактате», но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкогоученого Лео Вайсгербера.
Можноли описать К. м. XX в.? Прежде всего ясно, что будут очень различаться К. м.начала, середины и конца века; К. м. венской культуры начала века будет непохожа на К. м. петербургской культуры «серебряного века» и т. д.Свои К. м. у символизма, акмеизма, сюрреализма, постмодернизма. И все же XX в.не был бы единством, если бы нельзя было хоть в общих чертах обрисовать его К.м. в целом.
Дляэтого сравним К. м., характерную для XIX в., и по контрасту — К. м. XX в.
Вцелом, если сопоставить представления о мире XIX и XX вв., то надо будетвспомнить самое фундаментальное традиционное философское противопоставлениебытия и сознания. В XIX в. это противопоставление было действительно оченьважным и в целом картина была позитивистской, или материалистической, то естьбытие представлялось первичным, а сознание вторичным. Конечно, большую роль вXIX в. играли идеалистические и романтические представления, где все былонаоборот, но в целом К. м. XIX в. видится именно такой — позитивистской.
Чтов этом смысле можно сказать о XX в.? Наверное, то, что здесь вся эта оппозицияперестала играть роль: противопоставление бытия и сознания перестало играть вXX в. определяющую роль. Действительно, уже логический позитивизм отменилпроблему соотношения бытия и сознания как псевдопроблему традиционной философиии на ее место поставил другое противопоставление — языка и реальности. Поэтомутермин «язык» остался у философов и лингвистов, а наиболеефундаментальной оппозицией К. м. XX в. стало противопоставление текст —реальность.
Причем,мифологически сняв предшествующую оппозицию бытия и сознания, новая оппозициязаменила ее инвертированно есть пропорция — бытие сознание реальность — текстне состоялась. В целом для К. м. XX в. характерно представление о первичностиТекста или же вопрос о первичности и вторичности подобных категорий вообщеснимался, как это было в аналитической философии и феноменологии.
Изэтого главного различия следуют все остальные различия: три кита культурыначала XX в. — кино, психоанализ и теория относительности — резко сдвинули К.м. XX в. в сторону первичности, большей фундаментальности сознания, вымысла, иллюзии.Развитие и фундаментальность интровертированных «шизоидных»культурных направлений мысли и искусства — мы уже перечисляли их — усугубилоэту картину.
Еслирассматривать К. м. XX в. динамически, то наиболее важным в этой динамике, каккажется, будет проблема поиска границ между текстом и реальностью. Радикальныйметод решения — все, что мы принимаем за реальность, на самом деле текст, какэто было у символистов, обэриутов и в постмодернизме, — в целом неудовлетворяет среднему сознанию XX в. Не надо забывать, что именно XX в.характеризуется повышенным вниманием к среднему сознанию, отсюда важностьмассовой культуры, которой, кстати, почти не было в XIX в. Для среднегосознания XX века, привыкшего к чудесам техники и массовым коммуникациям, характернапротивоположная постановка вопроса: все — реальность. И то и другое решениепроблемы мифологично. Что значит «все реальность»? Человек, которыйсмотрит триллеры и фильмы ужасов и играет в компьютерные игры, понимает, чтоэто не «на самом деле». Но в совокупной реальности XIX в., включающейв себя и вымысел как языковую игру, пусть даже просто необходимую для того, чтобырасслабиться, всего этого не было.
Поэтомумы и говорим, что для рядового сознания человека XX в. холодильник и триллер вкаком-то смысле равным образом предметы реальности.
ВXX в. очень многое изменилось по сравнению с XIX в. — понятие о пространстве, времени,событии. Все это интериоризовалось, то есть стало неотъемлемой частьюнеразрывного единства наблюдателя и наблюдаемого. Это еще одно фундаментальныеотличие XX в. от XIX в.
Ипожалуй, третье и не менее важное — это то, что XX в. понял, что ни одна К. м.в принципе, взятая по отдельности, не является исчерпывающей, всегда нужнопосмотреть на то, как выглядит обратная сторона медали — только так можно болееили менее адекватно судить о целом.
Список литературы
Лит.:Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в областимифопоэтического. Избранное. — М., 1995.
ЛотманЮ. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История.—М., 1996.
РудневВ. Введение в XX век. Статьи 1—4 // Родник. — М., 1988. №№1, 3-5, 7, 11, 12
РудневВ. Морфология реальности: Исследование по «философии текста».—М., 1996.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понимание исторического текста
Реферат Устройство синхронизации информационных импульсов, поступающих в произвольные моменты времени, с ближайшим спадом тактового импульса
Реферат Dawn Powell Essay Research Paper The story
Реферат Новое в русской лексике. Словообразовательный аспект
Реферат Расследование преступлений совершённых организованными молодёжными группировками
Реферат Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическое здоровье девочек 10-11 лет в условиях детского дома
Реферат Освоение скотоводства
Реферат Авангард в русской музыке
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины информационное обеспечение профессиональной деятельности колледж Братский педагогический колледж гоу впо «БрГУ»
Реферат 1. Утвердить прилагаемую Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года
Реферат Государственная раздробленность древней Руси XII - XIII вв.
Реферат Взаимодействие человека и группы в организации
Реферат Массовое кино как явление культуры XX века
Реферат Интерфейя SATA
Реферат Analyzing The Struggle For Power In Four