Карл Вёрман
Предварительные замечания
Прихотилегкокрылого стиля Людовика XVI были намечены, по крайней мере, в видевозможностей, последними шагами развития итальянского барокко. Для возвращенияк высокому ренессансу и к антику подавляющее большинство образцов находилось наитальянской почве, и даже в научной и критической подготовке этого поворотаприняли деятельное участие такие итальянские ученые и художники, как Гори, Маффеии Муратори, как Пиранези, Феа и Эннио Квирино Висконти. Решительные начинания исочинения, преобразовавшие художественную жизнь их времени, исходили – заисключением разве только публикаций Пиранези – по большей части от северныхисследователей и мыслителей; вместе с тем решительные стилистические переменыпроизошли – за исключением, быть может, театральных построек и их декоративногоубранства – не на итальянской, а на французской, английской и немецкой почве.
Витальянской архитектуре XVIII века последние отпрыски барокко лишь в наиболеетипичных случаях могут быть резко отделены от нового классицизма, который здесьредко заходит глубже Палладио; что же касается французского искусства рококо, товлияние его на итальянской почве может быть указано лишь в отдельныхархитектурных сооружениях, например, в декорации зала палаццо Сера в Генуе, правда,исполненных французом Шарлем де Вальи и представляющих уже переход к стилюЛюдовика XVI, а также в великолепных залах Королевского дворца иФилармонического общества в Турине, принадлежащих еще наполовину итальянскомубарокко. В общем, в итальянском зодчестве XVIII века, с самого начала почтисовершенно избегавшего извилистых линий, свойственных Борромини или Гварини, совершаетсямедленный процесс перерождения, приводящий постепенно к умеренному, иногда ещеживописному, но чаще всего сухому классицизму. В крупных церковных и светскихархитектурных задачах и в XVIII веке не было недостатка почти ни в одномитальянском городе.
Ужев самом Риме нас встречает целый ряд величественных церковных и дворцовыхфасадов, широких лестниц и фонтанов XVIII века. Празднично нарядный, созданный,словно из одного куска травертинского камня в 1734 г. флорентийцем Алессандро Галилеи (1681 – 1737) фасад Латеранского собора, два яруса галерейкоторого, с полуциркульными арками вверху, связаны одним рядом коринфскихколонн и пилястров. Но самой удачной римской постройкой этого мастера должнабыть признана капелла Корсини в Латеране: греческий крест в плане, сблагородным куполом над средокрестием и Коробовыми сводами в изящных кассетах, вовсех ее деталях чистый отзвук золотого XVI века. Снова ближе к барокко – фасадцеркви Санта Мария Маджоре, сооруженный в 1743 г. флорентийцем Фердинандо Фуга (1699 – 1744), с мощными арочными пролетами верхнего этажа, атакже палаццо делла Консульта (1747) того же архитектора, двор которого имеетлишь ложные перспективные аркады, и палаццо Корсини в Риме, славящийсякрасивыми настоящими аркадами своего двора и великолепной лестницей. В духебарокко, с легкой примесью классицизма, разбита и построена также обширная виллаАльбани, создание Карло Маркионне, и, несмотря на позднее время возникновения(1780) сооруженный Козимо Морелли (ум. в 1812 г.) треугольный палаццо Браски, частный дворец папы Пия VI, с роскошной лестницей. Церковь Санта Мария дельПриорато (Приорато ди Мальта) на Авентинском холме, выстроенная ДжованниБатиста Пиранези (1720 – 1778), издателем римских развалин и эскизов каминов, вкоторых Шеффер видит основы стиля ампир, представляет собой еще один пример«изумительно двусторонней», как выражается Буркгардт в своем «Чичероне», постройки,стоящей на границе между барокко и классицизмом.
Излестниц Рима здесь должна быть названа знаменитая «испанская лестница» с еедовольно запутанно, но живописно переходящими друг в друга уступами и перилами.Это художественное и красивое сооружение было выполнено между 1721 – 1728 г.г. Алессандро Спеки и Франческо де Санктис. Из римских фонтанов к ним примыкает незабвенный, широкои свободно развернутый на фасаде палаццо Поли, богатый живописными эффектамисвета и тени и изобильно украшенный скульптурами фонтан Треви (1735 – 1762) –лучшее произведение римского архитектора Николо Сальви (род. около 1699 г., ум. в 1752), которого Маньи называет «Рембрандтом архитектуры». Без испанской лестницы ифонтана Треви, еще исполненных в духе римского барокко, Рим не был бы Римом.
Настоящийподражающий антику стиль ввел в вечном городе лишь Микель Анджнло Симонетти.Залы Ватиканского музея, возведенные им при папе Пие VI, именно Круглый зал изал в форме греческого креста, показывает действительно поворот в стиле.
Старшевсех этих римских мастеров был Филиппо Ювара из Мессины (1685 – 1736), работавшийна севере и на юге Италии, главным же образом в Турине. Несомненно, находясьпод влиянием французов, он был здесь представителем, в противоположностьсубъективному барокко Гварини, более спокойного и ясного переходного стиля, напоминающегов его работе то Палладио, то французский классицизм, а иногда даже и рококо.
ВТурине Ювара выполнил в 1713 г. в духе умеренного барокко палаццо Мадама, несколькопозже прелестные овальные церкви Санта Кристина и Санта Кроче, равно каксветски грациозную церковь Санта Мария дель Кармине, в окрестностях Турина –замок Ступиниджи, знаменитый своим удивительным, вероятно принадлежащимфранцузу Боффрану, планом и своей великолепной архитектурой в стилеитальянского барокко, и, наконец, стоящую на высокой горе величественнуюцерковь Супегра (1717 – 1731). К церкви, внутри восьмиугольной, снаружи круглойцентральной формы, известной великолепным куполом, он пристроил спереди далековыступающий римско-коринфский притвор, увенчанный классическим фронтоном; всездание в целом представляет собой довольно холодную смесь мотивов римскоговысокого ренессанса, переживаний барокко и придатков в античном духе. Кпостройкам Ювары в Мадриде, где он умер, мы еще вернемся.
ВНеаполе переход от барокко к классицизму представляет ученик Ювары, ЛуиджиВанвителли (1700 – 1773), сын нидерландского перспективного живописца КаспараВан Вителя. Его церковь Санта Аннунциата (нач. в 1760 г.), великолепная мраморная колонная постройка, фасад которой внизу расчленен в ионическом, авверху в коринфском стиле, имеет еще типичные извилистые линии барокко.Наоборот, в его огромном Королевском замке в Козерте использованы, особенно всаду, французские мотивы. Середину здания составляет талантливо спланированныйвосьмигранник, классические пилястры оживляют длинные флигеля и обширные дворы.
Болоньятакже имела способных архитекторов; из них Альфонсо Торреджани выполнилогромный фасад церкви Сан Пьетро (1748), хотя и в прямых линиях, но все женеспокойно, а в дворцовых фасадах, в палаццо Рускони и палаццо Альдоврандини(1748 – 1753), в извилистых отдельных линиях и неспокойном нагромождениимотивов он дал доступ самым причудливым затеям барокко, в то время как КарлоФранческо Дотти придал своей расположенной на высоте церкви Сан Лука (1731 –1739) снаружи довольно грубый, рассчитанный на дальнее расстояние овал, авнутри богатую и органическую разделку, отличающую также его дворцы, например впалаццо Агукки (1740), состоящую из пилястров с квадратными плитами. ЛишьАнджело Вентуроли (1749 – 1820) является нам в своих лучших болонскихсооружениях, например лестнице палаццо Эрколани с портиками вокруг, последователемклассицизма в духе Палладио.
ВМилане работал уже затронутый духом классицизма ученик Ванвителли, ДжузеппеПьермарини (1736 – 1808), соорудивший здесь ряд сухих, но не лишенныхгармоничности крупных построек, каковы палаццо Бельджойозо и знаменитый театрделла Скала, в Монце красивую виллу Реале, а в Павии руководивший перестройкойуниверситета, славного своими 300 гранитными колоннами. Еще более строгим ихолодным последователем классицизма является Симоне Кантони (1736 – 1818), исполнившийблагородный белый мраморный фасад дворца дожей в Генуе, в 1794 г. палаццо Сербеллони Буска в Милане.
Виченцавсе еще находилась под влиянием классического позднего ренессанса великогоПалладио. Так, Оттоне Кальдерари (1730 – 1803) дал в своем великолепном палаццоКорделина (1776), дорический нижний этаж которого, украшенный обделаннымирустикой окнами, несет изящный ионический верхний этаж, произведение, вполнепропитанное духом Палладио; в подобном же направлении работал в ВеронеАлессандро Помпеи, таможня (1758) и Музей надписей которого изобличаютстремление к классической чистоте форм.
ДоменикоРосси (ум. в 1742 г.) продолжал в Венеции традиции барокко и направлениеЛонгена. Ему принадлежат вычурный фасад церкви св. Евстахия и пышный палаццоКорнер делла Реджина. Его племянник Томмазо Теманца (1705 – 1789) воплощал втаких постройках, как круглая церковь св. Магдалины, классицизм второй половиныXVIII века, находивший удовлетворение в холодном подражании античным орденамколонн.
Какимвлиянием пользовалась итальянская архитектура еще в XVIII веке, показывают еепроявления в соседних странах. Итальянские зодчие работали даже во Франции и вИспании и, как мы увидим, преобладали в России и часто в Германии. Итальянскоеискусство не ограничивалось в своем распространении только морем и Альпами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru