Историябелорусского театра «батлейка»
Оглавление
Оглавление
Введение
Историябатлеечного искусства
Куклы
Историяновой «Батлейки» Института теологии
Заключение
Литература:
Словарьтерминов
Введение
Прежде чем начатьповествование о белорусской батлейке, нужно отдать дань тем исследователям,которые в свое время записали, изучили и прославили этот вид народного театра,справедливо увидев в нем не просто кукольную забаву, а огромный,социально-культурный пласт национальной культуры. Если бы не труды такихвыдающихся ученых, как П. Бессонов, З. Бядуля, Н. Виноградов, В. Гусев, И.Еремич, Е. Карский, В. Краснянский, Евг. Марковский, В. Перетц, Е. Романов, О.Санников, П. Шпилевский, П. Шейн и др., белорусская батлейка не стала бы однимиз самых изученных видов европейского народного театра. Среди этих ученых был иГурий Илларионович Барышев, который один из первых в советское время обратилсяк белорусскому народному театру кукол.
«Батлейка! — писал он,- в самом звучании слова есть что-то магическое… Она и нечто современное, инечто столь далекое, что его не воспринимаешь иначе, как только в древнемнимбе, в романтическом флёре… Это целый пласт культуры. Его погубило время,но он возродился, как птица Феникс — из пепла. В батлеечной культуре по-своемусконцентрировались, и менталитет белорусской нации, и история народов, исконинаселявших земли былого Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского.Но при более пристальном взгляде, батлейка — это просто кукольный театр сгероями на палочках, а также живые актеры — «батлей», разыгрывающие влицах многослойную, разнообразную по языку, очаровательную в своей наивностикукольную драматургию. С ее христианско-языческим восприятием мира,трагикомической оценкой жизни, каноническими сюжетами из Ветхого и НовогоЗавета, которые были апокрифично переработаны народом и приспособлены кколлизиям быта.
История батлеечного искусства
Батлейка — народныйкукольный театр в Белоруссии (XVI- нач. XXвв.). Названиепроизошло от слова Вифлеем — место рождения Христа. История возникновениятеатра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжетыпоказывали исключительно на библейские темы. А героями были Дева Мария,Младенец Иисус, святые. Кстати, слово «марионетка» произошло отназвания небольших фигурок Марии, участвующих в средневековых мистериях. Позжепоявились интермедии — комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническимисценами. Другие варианты названия этого древнего театра — вертеп, батлеемка,остмейка или жлоб.
Принято считать, чтотеатры батлеечного типа появились в Европе в XVв. Для белорусского батлеечноготеатра характерны те же особенности, что и для европейских батлеечных театровсредневековья. Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно изображали социальныеи религиозные процессы, которые имели место в обществе.
Надо отметить, чторепертуар батлеек можно было разделить на 2 жанра: «высокий» — религиозная тематика и «низкий» — сатиричные сценки из народнойжизни. В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились понесколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело свой особыйсимволизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился «рай», справой стороны нижнего яруса — «ад».
В Беларуси бытовалонесколько типов батлеечных театров:
— одноэтажные;
— двухэтажные сдвижущимися куклами;
— двухэтажные с башней;
— батлейки по принципутеневого театра;
— батлейки спрозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля;
— батлейки — «звезды".
Одноэтажная батлейка посвоей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка былаиз полотна, которое опускалось и подымалось как завеса в театре. Репертуартакой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа ипоклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы неотвлекать внимания зрителей от зрелища, происходившего на сцене.
Двухэтажные батлейки сподвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь,Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собойбольшой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела отодного до трех куполов. Верхний ярус — «небо» — символизировал место,где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами.В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцемИисусом. Нижний ярус — «земля» — представлял собой дворец Ирода и тутже демонстрировались сцены бытового характера. Также на этом ярусе могланаходиться голова дьявола над символическим входом в «ад».
На Минщине в концеXIXв. была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейкаимела круглую, квадратную или шестиугольную башню, где находились двери. Столбыл сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигуркиженщин и мужчин, которые держались за руки.
Батлейка по принципутеневого театра была найдена в г. Сурож Витебской губернии. Этот тип театраобъединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел видтрехкупольной церкви. Сцены были из промасленной бумаги. Внутри куполаразмещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие вспектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечкуи крутил кольца согласно действиям спектакля.
Батлеечный театр жлоббыл распространен на Витебщине в XVIII-XIXвв. Он имел вид двухъяруснойтрехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стекломпосередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты ихот света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклееныпромасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. Вэтих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в видедиска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краямобруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представлялисобой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась наостром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагреваласвеча, поднимался вверх к башне и таким образом помогал двигаться обручу вместес прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрываласьпромасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, котораяразъясняла характер и действие сюжета.
Еще одним видомбатлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка былараспространена на территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простаядвухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5 х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечиваласьсвечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, ихрисовали на папиросной бумаге.
Кроме перечисленныхвидов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например,могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточнымикуклами, куклами-марионетками. Самой распространенной на территории Беларусибыла двухъярусная батлейка с простыми декорациями. Встречались батлейки,которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик сдверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имелагоризонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол.
Оформлению батлейкипридавалось большое значение. С давних времен сохранились ее типичныеособенности. Батлейка украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками изсоломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама батлейка изготавливалась из фанерытолщиной около 3мм и деревянных реек.
На верхнем ярусе двухъяруснойбатлейки показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтомуукрашение этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На заднихстенках размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. Вцентре находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которойбыл алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выходакукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялсякак дворец Ирода — в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался тронИрода.
Белорусская батлейкаконца XIX-начала XXвв. имела семейные традиции. В состав хора входили и дети ивзрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль,который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Использовалисьобычно скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.
Обычно труппабатлеечников приезжала в центр города, местечка, села и размещалась в людномместе. После кто-нибудь звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол,зажигали свечки, музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их вбатлейке. Когда все было готово, спектакль начинался.
Для мещан хождение сбатлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительногозаработка.
Вообще, представлениябатлейки можно поделить на 3 вида:
— библейско-мистериальные — сцены из библейской истории;
— шутки и комедийныесценки — в них находили отпечаток политические и общественные события. В нихгерои говорили от своего имени, чаще это имело вид монолога и раскрывалосмешные стороны актеров;
— сценки-диалоги — этобытовые зарисовки, иногда с социальной направленностью.
Наибольшейпопулярностью пользовался светский репертуар с комичными, острыми сценками. Атак как зрителями были простые люди, то и герои, персонажи, события былизнакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным образам доктора–шарлатана, злогопомещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя изнарода. Нередко представления организовывались городскими властями совместно сремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейкепостоянно сталкивались и между тем органично сочетались религиозная мистика ижитейский реализм, набожность и богохульство. Поэтому вскоре представлениястали вызывать нападки духовных и светских властей.
После Октябрьскойреволюции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок.Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякогоинакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в началешестидесятых. Куклы
Что касается кукол, тоони также были разных видов. Условно можно выделить некоторые из них:
— перчаточные;
— механические;
— марионетки;
— кукла на твердомстержне;
— плоские, для теневоготеатра.
На территории Беларусинаибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Размеры куколобычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. — обычнотакими делались отрицательные персонажи.
Тщательность проработкидеталей куклы — лица, украшений одежды, рук, ног и прочего завесило от желаниябатлеечников, так как представление носило зрелище символическое и допускалосьиспользование очень условных кукол — без ног, часто без рук, если руки недействуют в сцене, без деталей лица, было достаточно лишь глаз, волос и бороды,которые могли быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.
Прут, на которыйкрепили куклу, должен был бать для удобства работы достаточно длинным — покрайней мере, в локоть длиною. На уровне плеч куклы изготовляли крестовину длятого чтобы было легче прикрепить куклу к пруту и для того чтобы она в самыйнеподходящий момент не начала вращаться вокруг него. Стержень и тело куклыобычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем илибумагой.
Подводя итог можносказать, что батлейка, за свою уже довольно немалую историю развития, оказалавлияние на формирование традиционного кукольного театра, а также на белорусскуюкультуру и драматургию в частности. Традиции батлеечного театра используются исегодня в профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, впостановках кукольных театров. Да и само батлеечное искусство обретает новуюжизнь во все большем количестве новых батлеечных театров.национальный театркукла батлейкаИстория новой «Батлейки» Институтатеологии
В далёком 2001 году внедрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детскогокукольного театра – «Батлейка». Инициатором и доблестным движителем этой идеи вжизнь явилась выпускница Института культуры Наталия Лаврентьева, котораялелеяла идею воссоздания батлеечной традиции с самого времени своего обучения вшколе. Долгие годы кропотливой работы и немалые силы по отысканию историческихматериалов вылились в дипломную работу по истории батлеечного искусства ивоссоздание реальной Батлейки. Инициатива была поддержана руководствомИнститута теологии и Воскресной школы, действующей при Институте, а также приощутимой поддержке «Христианского образовательного центра им. свв. Мефодияи Кирилла». По инициативе Наталии был изготовлен корпус батлейки. Заизготовлением корпуса последовала долгая и нелегкая работа по росписи корпуса,которая, надо сказать, требует особой щепетильности, специальных навыков и немалойсилы духа и воли. За эту работу взялась Наталия Лаврентьева, особые дарыталанта которой радуют глаз благодарных зрителей уже более пяти лет. Батлейкабыла восстановлена в соответствии с многовековыми традициями.
Представленный вИнституте тип батлейки, если верить историческим данным, был особораспространен на белорусском Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копаткевичи). Батлейкавыглядит как двухэтажный переносной домик-церковка.
Батлейка в Институтетеологии создавалась с воспитательно-образовательной целью, а проще говоря, длятого чтобы разнообразить привычные формы уроков Воскресной школы и в доступнойи нескучной форме донести нашим маленьким зрителям идеи добра и мира, а также,чтобы наглядно в образах показывать сюжеты из Евангелия и жизни святых.
Со времени основания «Батлейки»было разработано несколько циклов представлений:
— «Христианская этика»;
— «Священная историяВетхого Завета»;
— «Священная историяНового Завета»;
— Цикл, рассказывающийо Десяти заповедях и Заповедях блаженств;
— Истории о белорусскихсвятых.
Каждый цикл состоитприблизительно из 30 спектаклей продолжительностью по 30-35 минут каждый. Вданный момент идет работа и одновременно показ детям в воскресной школе цикла«История белорусских святых». Всего за время существования «Батлейки» былопоставлено более 100 спектаклей. Все спектакли являются эксклюзивными исочиняются актерами театра. Костюмы для кукол и декорации к каждому спектаклютакже шьются и рисуются самими актерами.
Театр даетпредставления не только в стенах Воскресной школы, но также активногастролирует. В первый же год театр был приглашен в Соединённые Штаты Америки,где дал ряд представлений в местных приходах от самого севера США до самогоюга, от востока до запада. Представления давались на английском языке. Через некотороевремя после этого последовало выступление в Германии на празднике KirchenTag,где представление давалось на немецком языке. Также давались представления и нафранцузском языке для гостей из Франции.
Кроме заграничныхгастролей театр активно приглашают во многие учреждения, расположенные нетолько в самом городе Минске, но и в самых отдалённых уголках по всей Беларуси.
Заключение
Батлейка, некоторымобразом, живое воплощение общности культур, традиций, верований славянскихнародов. Это, собственно, один вид народного театра, получивший у каждого изславянских народов некоторые собственные отличительные черты, связанные сособенностями языка, быта, истории и культуры.
Вбатлейке отчетливо прослеживается ее связь, как с дохристианской, так ихристианской религиями. Это — одно из самых загадочных театрально-эстетическихявлений прошлого. И не только потому, что она отражала, моделировала идеимироустройства разных эпох, но и потому, что объединяла театральные направления- обрядовый, магический, религиозный и театр светский; театр, проповедующий итеатр, отвергающий любые проповеди; театр литературный и театримпровизационный.
Литература:
Ø batleyka.inst.by//>;
Ø ru.wikipedia.org/;
Ø byelorussia-theater.ru/.
Словарь терминовкнязь, дружина, посадник, боярин, вече,смерд, закуп, холоп.
КНЯЗЬ — 1) вождьплемени, правитель государства или гос. образования, в ВКЛ назывался великимкнязем. 2) в дореволюционной России почетный наследственный дворянский титул; сXVIII в. жаловался царем за особые заслуги.
ДРУЖИНА — 1) отрядвоинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родовогостроя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества.2)Вооруженные отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством иличным хозяйством князя. Делились на «старшую» (наиболее знатные иблизкие лица — «княжие мужи») и «молодшую» — «гриди» и «отроки».
ПОСАДНИК — 1) наместниккнязя в землях, входивших в состав государства;2) высшая гос. должность вНовгородской и Псковской феодальных республиках. П. избирался на вече наодин-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с княземведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевымсобранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.
БОЯРЕ– 1)высший слойфеодального общества (наряду с великими и удельными князьями) 10—17 вв. боярезанимали ведущее место после великого князя в государственном управлении.Происхождение слова «Бояре.» до конца не выяснено: одни исследователипроизводят его от «бой» (воитель) или «болий» (большой),другие — от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландскогоboearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение Бояре относится ко временираспада славянских родоплеменных союзов в 6—9 вв. В 10—11 вв. Б. разделялись на2 слоя: княжеских — княжих мужей (огнищане) и т. н. земских (старцы градские) —потомков родоплеменной знати.
ВЕЧЕ- (общеславянское;от старославянского вет — совет), народное собрание в древней и средневековойРуси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Собразованием древнерусского государства (см. Киевская Русь) феодальная знатьиспользовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкоераспространение с ослаблением княжеской власти в период феодальнойраздробленности (2-я половина 11—12 вв.). В летописи вече впервые упоминается вБелгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. Вечеведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами исмещением посадников, тысяцких и др, принятием. Вечевые собрания созывалисьобычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти илисамого населения, они не имели определённой периодичности.
СМЕРДЫ — наименованиефеодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянскихстранах. В источниках 11—12 вв. смерды отмечены в Киевской Руси (Русская правдаи другие источники), в Польше, у полабских славян. Смерды на Руси — крестьяне,постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично), правовое положениеотдельных групп которых было различным. В отличие от раба, С. в 11—12 вв. имелсвоё имущество, платил штраф за совершенные проступки. Юридически он былнеполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийствохолопа
ЗАКУПЫ — категориязависимого населения Древней Руси. По Русской правде закупы получали от феодалаорудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своёхозяйство. Расплатившись с господином за ссуду (купу), закуп мог статьсвободным. Закупы могли уходить от феодала на заработки, а также обращаться всуд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба Великомкняжестве Литовском в 14—16 вв. закупы — должники феодалов, которые до выплатыдолга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.
ХОЛОПЫ — категорияфеодально-зависимых людей в России 10 — начала 18 вв. По правовому положениюприближались к рабам. Термин «холопы» впервые встречается в летописипод 986. В 11—12 вв. употреблялся для обозначения различных категорийзависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжатьсяличностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёсответственность за действия холопа: оскорбление свободных, кражу и т.д. Холопамистановились в результате пленения, само продажи, продажи за долги илипреступления, женитьбы на холопы.