МУНИЦИПАЛЬНЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ
Рефератпо истории:
«Историятеатра «Старый дом»
Выполнила
учащаяся 11 Е классаКротова А.А.
Руководитель:
Саламатова МаринаСергеевна
Новосибирск,2008
Планработы
Введение
Глава I. Как все начиналось. Передвижной театр
1.1 Основание театра
1.2 «Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
1.3 Разбор репертуара
Глава II. Областной драматический театр наБольшевистской
2.1 Новоселье
2.2 Новый состав, концепции в творчестве,репертуар
Глава III. «Старый дом»: современный период.
3.1 От кризиса к подьему. 90-е годы
3.2 «Старый дом» в XXI веке
Заключение
Материалы
театр новосибирскобластной
Введение
В своейработе я занималась изучением истории одного из старейших театров Новосибирска.Этот театр в свое время существовал как Новосибирский колхозно-совхозный театр,с 4 апреля 1942 года как Областной драматический театр, и в 1992 году ему былодано название, сохранившееся и по сей день — «Старый дом».
Актуальностьтемы заключается в том, что данный момент в жизни театра является переломным:меняются концепции работы, приглашаются иностранные режиссеры, рассматриваетсяновый репертуар. В этот момент накопилось все то лучшее, что присутствовало втеатре все годы его творческой деятельности. Наступил тот момент, когда еще непоздно собрать всю накопленную информацию, и когда уже прошло достаточно многовремени со дня основания театра. В этом году грядет очередной юбилей театра —семьдесят пять лет. Уже три четверти века Старый дом «знакомит новосибирцев ижителей области с мировой театральной культурой»[1]. Эта значимая датаделает мою тему еще более актуальной.
Менязаинтересовал этот театр и как зрителя: я смотрела множество спектаклей и ниразу не оставалась разочарованной. Старый дом интересен тем, что актеры всегдабудто тесно связаны со зрителями. Далеко не во всех театрах эта связь таквелика. Я, как зритель, прихожу в Старый дом, чтобы в каком-то смыслепообщаться с актерами, чтобы самой существовать в спектакле. Очень точно описалэто ощущение театровед Л. Баландин: «… у театра малой сцены своепредназначение. Театр, выросший из студии, воспитал актера, способного вестизадушевную беседу о проблемах жизни, выработавшего отточенную «микротехнику»исполнительства в условиях театра без рампы». Опыт «Старого Дома», по егомнению, «представляет для практиков и теоретиков театра значительный интерес.»Как мне кажется, с этим мнением сложно не согласиться.
Коснувшисьистории театра, я обнаружила, что нет ни одного источника, отображающего всюисторию театра целиком, от начала и до настоящего момента. Информация собранаиз материалов газет, журналов, мемуарных, документальных источников, буклетов кюбилеям. Поспособствовал созданию этой работы Е.А. Калашник. Его воспоминанияпозволили мне воссоздать атмосферу работы театра в 80х годах. В интервьюглавных режиссеров разных лет (И. Борисова, С. Верхградского) можно проследитьизменения в концепциях работы над спектаклями. С помощью информации изжурналов, таких как «Вечерний Новосибирск», и документальных источников(репертуар, программки к спектаклям) производился разбор репертуара,непосредственно творческой жизни театра. Газетные источники предоставляют самуюдавнюю информацию (начиная с 1929 года). В различных статьях, интервью, разумеется,информация не может быть полностью объективна: актеры, режиссеры, работникиотвечают на вопросы сквозь призму своей привязанности к театру, зрители даюткомментарии под впечатлением от спектаклей. Но, как мне кажется, практическиполное отсутствие негативной информации о театре — тоже часть специфики именно«Старого Дома». В средствах массовой информации сообщают не о скандалах,интригах и т. п., а о творческих подъемах и кризисах, то есть непосредственно оработе театра.
В историитеатра четко можно выделить три периода:
- Периоджизни передвижного театра с года создания (1932) по год получения Областнымдраматическим театром здания на Большевистской (1967);
- Периодс 1967 года по год смены названия («Старый дом») и концепции творчества (1992);
- С1992 года — современный период.
По этимпериодам я и рассматриваю историю театра.
Глава I.Как все начиналось. Передвижной театр
1.1Основание театра
В 1923 годубудущий руководитель Новосибирского колхозно-совхозного театра АнисимРогачевский покинул свой дом в Екатеринославле и отправился в Тифлис поступатьв Академию художеств к знаменитому Евгению Лансере[2].Свои первые спектакли одаренный, смелый, эрудированный молодой человек поставилеще в Тифлисе. В 1928 году он едет в Новосибирск «за романтикой»; в 1932 году вклубе имени Петухова на улице Фабричной при ЦК Союза Мукомольной Промышленностии Элеваторов Востока организует театральную студию. Первые студийцы: А.Мальцев, Н. Филиппова, В. Ковалевский, М. Манюнин, В. Родовский — составятисторию театра на несколько десятилетий вперед.
В это времяпри Сибирском Государственном театре «Красный Факел» организован филиалспециально для обслуживания сельскохозяйственных районов края. В руководствефилиала приняла участие вся режиссура театра во главе с заслуженным артистомреспублики Рудиным. 1 октября 1933 года труппа начинает работу над пьесой«Прорыв в любви»
В 1938 годуАнисим Рогачевский отправляется со своим коллективом на гастроли на курортКарачи, чтобы обеспечить существование своей студии. Именно там 23 июля засталаего телеграмма с предложением, а вернее приказом, возглавить работу вколхозно-совхозном театре, взяв с собой всех артистов своей студии. Чтослучилось с первым составом театра, источники умалчивают. 1937 год ударил посоветским театрам и культуре вообще. Известно только, что первые работникиколхозно-совхозного театра были объявлены «опасными и вредительскими кадрами».Что удивительно, на смену этим кадрам пришла труппа Анисима Рогачевского,который в члены партии никогда не входил.
В 1939 годуРогачевский был признан победителем областного театрального смотра «за успехи вобщественной и политической жизни на селе». Но это была чуть ли не единственнаяего награда за всю творческую деятельность. Он был независим, и расплатой занезависимость было отсутствие чинов, званий, квартиры. От «заслуженногоработника культуры» он отказался, «деятеля искусств», равно как и отдельнойжилплощади взамен коммуналки, ему никто не предложил. Его трагическая гибельтак и осталась неразгаданной. Восьмидесятилетний Рогачевский был убит в поезденеизвестными, когда ехал в Среднюю Азию по просьбе своей бывшей студийки — ставить Мольера.
Стоит такжерассказать о братьях Игоре и Николае Рыловых, отдавших театру всю жизнь. Ихотец, Евдоким Николаевич Рылов, был начальником железнодорожной ветки«Новосибирск-Болотное». Братья отправились в столицу, легко поступили: Игорь —на художника, а Николай — на актера. Но в 1933 году Евдокима Николаевича увелНКВД, очень скоро его расстреляли, а сыновья отказались письменно отречься ототца. На этом их студенческая жизнь завершилась, и они вернулись в Новосибирск:Игорь поступил в студию Рогачевского театральным художником, Николай — вколхозно-совхозный театр актером. Соответственно, в дальнейшем они стали иработать вместе. И работали так, полностью посвятив себя исключительно театру.
1.2 «Кочевая»жизнь труппы до 1967 года
Как мнекажется, гастрольной деятельности театра в данный период времени стоит уделитьособое внимание, так как до появления своего здания в 1967 году гастроли и былиглавной составляющей жизни труппы. В 1946 году появилась хотя бы база длябухгалтерии и хранения реквизита (под названием «база № 1» на Октябрьской, 9 —в здании бывшей церкви). А ведь в то время, с 4 апреля 1942 года театр был ужепереименован в Областной драматический театр.
Самый первыйисточник, повествующий о гастрольной жизни театра — практически художественныйрассказ[3] Николая Рылова,который произвел на меня такое сильнейшее впечатление, что я приведу некоторыевыдержки из него.
«… Высадилисьмы на небольшой железнодорожной станции со звучным названием «Славгород». Насникто не встречал. Расспросив местных жителей, мы отправились в Домкрестьянина, который находился в центре города, в двух километрах от нас. Выйдяиз вокзала, мы остановились: слишком неожиданная и волнующая картина открылась.Впереди лежала широкая прямая улица, а по бокам виднелись редкие светлыесилуэты домиков, мазанок, уходивших вдаль. В тот год нашсамодеятельный коллектив был послан обслуживать на время уборочной отдаленныерайоны Западно-Сибирского края.
Погрузив свойнесложный театральный багаж и личные вещи на огромную арбу, запряженную быками,мы переезжаем от села к селу. Для того, чтобы покрыть расстояние в 20 — 25 км,нужно ехать часов по 7 в день.
Большинствозрителей воспринимало наши выступления как нечто необыкновенное, неожиданное.Они молча смотрели спектакль, по окончании не апплодировали, а подолгу сидели взале, глядя, как мы собираем декорации. А потом провожали нас удивленными, дажеошеломленными взглядами.
В одном изглухих сел, закончив спектакль, разгримировавшись и собрав декорации, мы пошлина отдых в школу. Когда вышли из большого амбара, где шло представление, насокружила толпа любопытных крестьян. Среди них выделялся высокий старик,державший за руку мальчишку, видимо, внука. Мальчик внимтельно, робкорассматривал нас, а старик, обращаясь то к одному, то к другому из нас, всетвердил: «Спасибо, спасибо...»
И вот май1961 года. Театр выезжает в свою традиционную поездку для обслуживаниявосточных районов области. Едем двумя группами — каждая со своей пьесой. Этоуже не эстрадные сценки — их время давно миновало. Везем большую драматургию.
Изменилсявнешний вид села, изменились и люди. Да, зритель уже не тот, что в 30-х. Длянего уже театр не чудо, а необходимость. Но зрительу нас, как и 30 лет назад,удивительный и благодарный....»
По этомурассказу можно изучать и внешний вид села, его жителей, но в нашей теме насинтересует именно творческий путь театрального коллектива. Театр оправдывалсвое существование, он действительно нес искусство людям. Создавался театр,близкий зрителям, а не учреждение для богемы.
Важнейшийэтап именно гастрольной жизни театра — годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945. Уже через две недели после начала войны на призывных пунктах и в местахсбора, в клубах, на воинских площадках зазвучало созданное в театре патриотическоеэстрадное обозрение «Победа будет за нами!»
Большаягруппа актеров выехала на Украинский, Белорусский фронты, и прежде всего натретий Прибалтийский фронт, где на передовой линии в течение полугода давалиспектакли и концерты для своих земляков, сибирских войнов.
Тем, ктоостался дома, тоже было нелегко. Случалось, что они пешком шли из села в селочерез всю область. На одной-двух повозках, запряженных лошадьми и волами, ехалидекорации. Этих спектаклей ждали люди сибирского тыла.
Впослевоенное время у театральной труппы кардинально меняется транспорт (Рыловупоминает, что коллектив теперь передвигался на грузовиках). Также появляетсяпередвижной брезентовый театр «Шапито» на 500 мест (интересно сравнить его снынешним постоянным залом на 240 мест!), который областной драматический театрраскидывал в самых отдаленных населенных пунктах.
Опять же,театр продолжает нести искусство мировой драматургии в массы. Об этом говоряткомментарии к спектаклям рядовых зрителей[4]. Я приведунекоторые из них.
«Дорогиеартисты! Я сегодня смотрел ваш спектакль «Зерно риса», он взволновал меня доглубины души».
В. Ткаченко
«Мне оченьпонравилась пьеса «Королевство кривых зеркал». Я люблю сказки, много их читаю,смотрю в кино или, если можно, — в театре. Приезжайте сюда еще».
ВаляПетроченко, 5 класс
«Вашспектакль очень нам понравился. Просим приезжать чаще».
Воинысоветской армии
«Пришлосьвидеть почти все спектакли, с которыми вы выезжаете на гастроли. Вы постоянноменяете свой репертуар. Это похвально! От всей души радуемся вашему молодомусоставу. Желаем вам дальнейших творческих успехов. Приезжайте. Вы — нашижеланные гости».
Группазрителей. Барабинск
Периодпередвижной жизни театра — 35 лет до того, как труппа получила собственноездание — характеризуется формированием той «микротехники» актерскогоисполнительства, общения с залом, о которой в дальнейшем говорит Баландин, икоторая создает ту близость даже с самым требовательным зрителем.
1.3 Разборрепертуара
В началеразвития театра, в 30-е годы труппа ездила на гастроли с небольшими сценками,миниатюрами, но время менялось. Коллектив стал ставить крупные драматическиепроизведения. Как ни странно, в деревне больше любили костюмные спектакли:Островского, Шиллера, Мольера. Пьесы «про деревню» принимали более холодно.Хотя однажды, приехав в село Довольное именно с таким спектаклем «Поднятаяцелина», актеры обнаружили вместо деревенских костюмов туалеты к совершенно кдругому спектаклю. Тогда труппа отправилась просить у местного населениясапоги, шапки, полушубки, и это спасло спектакль.
Рогачевскийисповедовал яркий, радостный, костюмный театр. «Эстрадную программу для детей»он ставил еще в 1936 году в ДК Петухова. До 1938 года в репертуаре его студии — Мольер, Гольдони, Достоевский и опять Мольер. Его любимый образ театра — карнавал. Обязательно приподнятая площадка. Сцена непременно ярко освещена. Нипристрастиям в искусстве, ни принципам Рогачевский не изменял. К смотру,посвященному юбилею Советского Союза, он ставил «Тартюфа», и потому получилтолько второе место, а к дню рождения Ленина опять выпускал не что-нибудь — «Аленький цветочек».
Самые яркиеспектакли того времени: «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Чужой ребенок»Шваркина, «Мордасовцы» Достоевского. Большой популярностью пользовалосьпародийно-эстрадное обозрение «Мьюзик Холл». В военные годы труппа ставилапьесы Арбузова, Симонова.
Глава II.Областной драматический театр на Большевистской
2.1Новоселье
В I960 году кначальнику Областного управления культуры Николаю Чернову пришла делегация:директор театра Родовский, бывший актер и студиец Рогачевского, заслуженныеартисты Филиппова, Фомин — всего человек 6-7. Пришли рассказать о жизни своеготеатра, найти хоть какое-нибудь здание для работы ранее передвижной труппы. Родиласьидея приспособить под базу театра общежитие филармонии, принадлежавшееуправлению культуры. Жильцам дать квартиры, а здание гимназии, построенное в1912 году архитектором Крячковым, реконструировать. Руководство просилопомещение хотя бы для репетиций, хранения декораций и документов, нопроектировщиков из «Новосибгражданпроекта» посетила неожиданная мысль:построить сцену с небольшим зрительным залом на полторы-две сотни кресел. Тогдав новом помещении можно даже играть спектакли. Около двух лет тянулисьсогласования. Далее разобрали почти все до фундамента, оставив только четырестены, в которых предстояло сделать театр. Вспоминают, к стройке как-то подошелстаричок. Оказалось, что он возводил эту гимназию в 1912 году и бросил тогда водин из углов фундамента по обычаю монетку на счастье. Хотел теперь ее найти —не удалось. Так и осталась та старинная монетка в фундаменте нового здания.Медленно, шаг за шагом, но здание все-таки было достроено.
«Начало35-ого юбилейного сезона Областного драматического театра было как никогдатепло встречено общественностью Новосибирска. Этот сезон знаменателен тем, чтоначался в новом театральном здании. Как известно, до сих пор один из старейшихкультурных очагов нашего города не имел своего помещения».[5]С 1967 года работникам театра наконец-то было предоставлено оборудованноездание со зрительным залом на 240 мест. Новый театральный сезон открылся пьесой«Щит и меч» по мотивам романа Кожевникова. Актеры играли с большим подьемом. Поединодушному мнению большинства присутствующих, первый спектакль прошелуспешно.
2.2 Новыйсостав, концепции в творчестве, репертуар
Данный периодразвития творчества театра ознаменован деятельностью таких руководителей какС.С. Иоаниди, В.К. Чернядев, И.Б. Борисов. В историю театра также прочно вошлихудожник В. Фатеев, композитор Г. Гоберник, заслуженные артисты России В.Николаева, Г. Ильина, Е. Важенин, А. Кругляков, А. Слюсаренко, Е. Калашник.
80-е годыстали времнем открытий и признания творчества театра. В 1983 году за заслуги вобласти театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня основанияНовосибирский Областной драматический театр был награжден орденом «Знакпочета».
Главныйрежиссер Изяслав Борисов разрабатывал собственную концепцию по работе сактерами. В интервью «Конфликт режиссера и актера» он описывает подготовкуспектаклей сезона 85-ого года с актерами, работавшими тогда в театре.
«Конфликтизначально заложен в логике общения режиссера и актера. Творчество режиссера —волевой процесс. Я вижу целое — концепцию спектакля. Актер — частное: своюроль. Нам надо воссоединиться в работе над спектаклем. А это всегдаконфликтный, а значит живой процесс.»
ИзяславБорисов отмечает работу над спектаклем «Вечер» по пьесе Дударева, особенно игрутаких артистов как Е. Важенин, Г. Филинкова. «Все действующие лица этой пьесы —глубокие старики, а играют артисты совсем молодые, с минимальнымгримом.Актерам предстояло найти внутренний нерв этого произведения,«повернуть зрачки внутрь души» старого человека. В процессе они были неисполнителями режиссерских намерений, а творцами, «фантазерами» собственныхролей».
Также Борисовотметил работу Евгения Калашника, одного из известнейших артистов, когда-либоработавших в Старом доме[6]. Они работаливместе над спектаклем «Судья»[7]. По двум интервью— Борисова и Калашника — видно, что они действительно объединились в своемтворчестве. То, что говорит Калашник о работе режиссера с актером — весьмапохоже на слова Борисова. А значит, они сумели понять друг друга, а ведь так идолжно быть в театральном искусстве.
Объединениевсех работников театра для получения результата — пожалуй, также одна изосновных черт работы тетра Старый дом.
На пороге90-х годов формируется современный театр. И немалую роль в этом формированиисыграли названные мною люди.
Глава III.«Старый дом»: современный период
3.1 Откризиса к подъему. 90-е годы
В июне 1992года презентацией театральной программы «Старый дом» начался новый этап в жизнитеатра. «Новое имя театра — не дань веяниям времени, стремящегося переименоватьвсе и вся. Это необходимость, перед которой поставила театр новаяхудожественная программа. Программа, которая включает в себя все стороны жизнитеатра.
Старый дом —это своего рода мировоззрение, попытка соединить молодой азарт с мудростьюстарости, озорство и бесшабашность с особой атмосферой тепла и уюта,свойственной только старым, обжитым домам»[8].
В 1992 году втеперь уже «Старый дом» пришел новый режиссер Семен Яковлевич Верхградский. Онтакже сыграл свою роль в формировании специфики театра: в сохранении тойпростоты и самобытности, которой театр знаменит до сих пор. По его словам, в1994 — 1995 годах коллектив театра пережил некоторый творческий кризис, но этасерия неудач в какой-то степени пошла на пользу. В первую очередь,Верхградского поразила реакция публики. Кризис был лишь этапом в развитии, аизвестно, что после упадка бывает подъем. Верхградский искал, что же все-такинужно зрителям, которые за годы существования театра сильно изменились и сталигораздо более требовательными. Всвязи с этим поиском он разбирал театральныйрепертуар тех лет:
«Что означаетслово «развлечение», что означает «занятный спектакль»? Тот факт, чтопо-прежнему сложно попасть на комедию Лобозерова «Семейный портрет спосторонним» режиссера Анатолия Узденского понятен — очень демократичныйспектакль, смешной, интересный. А вот того, что большим успехомбудет пользоваться спектакль «Пределы» — инсценировка трагических повестей Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната», я, честно говоря, неожидал. Да, замечательная проза, талантливая постановка Вадима Голикова, нобывает, что прекрасный спектакль остается невостребованным: публика не хочетпереживать страсти и несчастья с героями. Такой спектакль разве можно назвать впрямом смысле развлечением? Вряд ли. Выходит, публике нравятся не просто«занятные вещицы». Выходит, публику мы часто недооцениваем.
Анализируязрительский успех, я не могу не сказать о своем спектакле «Судья в ловушке» пофарсу Генри Филдинга. Приятно, конечно, что такой мэтр как профессорКагарлицкий (специалист по английской драматургии) очень тепло отзывался онашей работе. Но вот того успеха у публики, на который я рассчитывал, начинаяработу (все-таки действительно смешная комедия!), мы не достигли… Почему?Сложно ответить.
Реакциюпублики трудно предугадать, но пытаться необходимо».
В те же годыпроводилась «образовательная программа театра». Приглашались ведущиеспециалисты российского театра с курсами лекций. Эта программа была связана сновым «перспективным планом развития» на 10 лет. Также порог театра переступилановый директор Нелли Новицкая. «Почти 8 лет назад я впервые открыла двериНовосибирского областного драматического театра как директор. Помню, с какимволнением я это делала. Ведь не только в Сибири, но и за ее пределами былизвестен этот необычный и самобытный театр на берегу Оби»[9].
В 1990-е годытеатр успешно сотрудничает с зарубежными режиссерами. Среди них — немецкийрежиссер Бернд Динтер, шведский — Александр Нордштрем, режиссер Феликс Берман идругие. Уже в 90-х театр активно начинает вывозить свои спектакли за границу: вГерманию (1994), Польшу (1996), Швецию (1995), Японию (1999). В ноябре 1997года в театре состоялась премьера спектакля «Проклятие меча» по повестиклассика японской литературы Санъютея Энте. Постановкой руководил Верхградскийв сотрудничестве с известными японскими театральными художниками братьямиМацусита.
Так выгляделпереломный период жизни театра, собственно приведший коллектив к современнойработе, которую я уже могу частично оценивать в качестве зрителя.
3.2«Старый дом» в XXI веке
Современный«Старый дом» отчасти продолжает традиции передвижного театра. По-прежнемугастролируют артисты во многих городах России, неоднократно бывали в Москве иСанкт-Петербурге, выезжали за границу: в Польшу (2002), Украину (2000), Швецию(2000), Японию (2000), Молдавию (2001). Продолжая идеи создателей, театрзнакомит своих зрителей с произведениями известнейших русских драматургов Н.В.Гоголя, А.Н. Островского, М. Горького и других, а также иностранных Ж.-Б.Мольера, Т. Уильямса, Т. Стоппарда.
Нынешнийсезон 2007 — 2008 годов носит название сезона международных премьер. Открыт онбыл 5 октября комедией Алексея Толстого «Касатка»[10].Накануне открытия директор театра Антонида Гореявчева рассказала о творческихпланах на сезон: «Постановку комедии мы приурочили к 125-летию со дня рожденияавтора. Надеемся, что сюжет об авантюристах, которые скрываются от надоевшейгородской жизни в тиши деревенского имения, где их и настигают любовные страстии неожиданные повороты судьбы, найдет своего зрителя. Спектакль знаменателендля нас еще и тем, что в новых ролях на родную сцену в нем вернулись актерыАндрей Бутрин и Диана Корсс (Корякина). Они исполнят роли молодых влюбленныхИльи Быкова и Маши-касатки. Их дуэт поддержат не менее популярные актеры«Старого дома».
В декабре, вдни Международного Рождественского фестиваля, коллектив театра представилпублике премьеру масочной комедии с превращениями по пьесе Карло Гоцци «Ворон»,над которой работал режиссер из Тбилиси Андро Енукидзе.
В январеприступил к новой постановке много работавший на сцене театра режиссерАлександр Нордштрем, ныне проживающий в Швеции. В содружестве с московскойхудожницей Ириной Долговой он выпустит «Трактирщицу» Карло Гольдони. Премьерасюжета о хитроумной, обворожительной Мирандолине запланирована на 22 февраля2008 г.
Показателентот момент, что в театре поставили пьесу Карло Гоцци, а через сравнительнонебольшой промежуток времени пьесу Карло Гольдони. При жизни эти драматургипредставляли полярно разные направления театрального искусства («Ворон» —комедия дель-арте, театр условностей, а «Трактирщица» — комедия, относящаяся креалистическому искусству), поэтому их современники, предпочитая произведенияодного из них, обычно недолюбливали произведения другого. Но сейчас у нас —зрителей — есть возможность оценить творчество и того, и другого авторов, чтоделает сезон международных премьер еще более интересным.
В двадцатыхчислах марта в репертуаре «Старого дома» появится постановка по знаменитомуроману Эмиля Золя «Тереза Ракен». Трагическая история о двух любовниках, Терезеи Лоране, совершивших преступление ради своего чувства и понесших наказание занего, в варианте театра будет называться «Жестокая драма в Париже». Она привлекланаше внимание не только захватывающим сюжетом, прекрасными ролями, мастерскинаписанным текстом, но и новизной этого материала для драматического театра. Донастоящего времени на российских сценах не было поставлено ни одного значимогоспектакля по этому роману. Постановщиком выступит лауреат Государственнойпремии Грузии, главный режиссер Тбилисского государственного русского театраим. Грибоедова Автандил Варсимашвили.
Еще однимновым названием для Новосибирска станет спектакль «В маленькой усадьбе»известнейшего польского драматурга Станислава Виткевича. В мае его поставитзнаток современной европейской культуры, режиссер из Литвы Линас Зайкаускас.
К закрытиюсезона для зрителей мы готовим вдвойне праздничное событие: премьерунеповторимой комедии Николая Эрдмана «Самоубийца» и бенефис одного из самыхлюбимых актеров театра Владимира Казанцева (в том числе и моего любимого актера— прим. автора). Главной ролью в премьере он отметит свой 40-летний юбилей.Постановку осуществит хорошо известный Новосибирску режиссер СергейБобровский».
2008 годтакже должен стать для театра годом сотрудничества со знаменитым польскимрежиссером Кшиштофом Занусси. Известный прежде всего по своим киноработам,Занусси поставил несколько десятков драматических спектаклей в театрах всегомира. В России это будет вторая его театральная работа. Первый рабочий визитпана Кшиштофа в Новосибирск намечен на март, а премьера поставленного имспектакля состоится осенью.
Конечно, этотсовременный период развития театра я оцениваю несколько субъективно, так как нанекоторых спектаклях, которыми знаменательно это время, я присутствовала, чтооставило во мне удивительное неизгладимое впечатление. Я смотрела, неотрываясь, «Простую историю» по пьесе Марины Ладо в постановке Сергея Бобровского,«Тойбеле и ее демон» по Исааку Зингеру в постановке Сергея Каргина. Совершеннопоразила меня постановка «Ворона». Когда я направляюсь в «Старый дом», знаю,что выйду не разочарованной. Всегда в зале обращаю внимание на публику.«Простая история» никого не оставляет равнодушным, а, вот например, на «Вороне»в антракте обычно некоторые уже направляются в гардероб. Но уж кто остается доконца, те апплодируют до последнего. Этот спектакль не для всех, а, таксказать, для подготовленного зрителя. Андро Енукидзе говорил: «Карло Гоццинаписал: «Я специально придумал глупую историю и хотел, чтобы зрители тосмеялись, то плакали». Это принято сегодня называть трагикомедией, но этодель-арте, и я буду руководствоваться законами, по которым дель-арте не может бытьтрагедией. Все же это не совсем обычная комедия. А зритель, который пришелпосмеяться, — посмеется…»
«Старый дом»продолжает свой творческий путь, зарождаются новые традиции: участие вфестивалях, сотрудничество с зарубежными режиссерами.
Заключение
В своейработе я постаралась проследить историю театра «Старый дом» от основания досовременности. При этом среди источников я использовала множество интервью икомментариев к спектаклям, сезонам, периодам, так что получилась своеобразная«история театра в лицах».
И работникитеатра прошлых лет, и современный коллектив — все высказывают свое отношение ктеатру с большой теплотой. Для актера Евгения Калашника, например, «Старый дом»был единственным театром в жизни, куда он три раза возвращался. И, по его словам,он до сих пор скучает по атмосфере именно «Старого дома». Те мысли, которыерождались у меня во время написания этой работы, пожалуй, лучше всегосформулировать словами нынешних руководителей театра.
«Главнаяценность театра «Старый дом» — это его актеры. Здесь рядом с блестящимимастерами старших поколений работает талантливая молодежь. Их настоящеесодружество рождает на сцене спектакли, пульсирующие современными ритмами ипроблемами на материале и классических пьес, и новой драматургии. Важно, сохраняябогатство таланта труппы, открывать все новые и новые возможности длявоплощения самых ярких, неординарных идей». Антонида Гореявчева, директортеатра.
«Театр«Старый дом» занят человеком, только человеческой душой. Людей манит в театр,потому что он открывает те уголки души, в которые в жизни чаще всего мы непозволяем себе заглянуть. Вот почему в театре не может быть актеров-марионеток— это должен быть человек, который заходит и сжигает себя, тогда зритель сможетсгореть вместе с ним и возродиться».
СергейКаргин, главный режиссер сезона 2006 — 2007 годов.
Репертуартеатра настолько богат, что по нему можно изучать историю мирового театральногоискусства, то есть за многие годы театр не изменил целям своего создания.Подготовка этой работы доставила мне особое удовольствие, так как я изучалаисторию своего любимого театра.
Материалы
1. «Календарьзнаменательных и памятных дат по НСО» 2003 г. Новосибирск, ст. Т.В. Яцко.
2. БаландинЛ. «Театр больших возможностей» // Новосибирск театральный, 1983 г.
3. Вл.И.Немирович-Данченко «Рождение театра», М., «Правда», 1989 г.
4. К.С.Станиславский «Мое гражданское служение России», М., «Правда», 1990 г.
5. М.Любомудров «Противостояние. Театр, век XX: традиции — авангард», М., «Молодаягвардия», 1991 год.
6. ПавиП. Словарь театра / Пер. с фр. под ред. К. Разлогова.- М.: Прогресс,1991 г.
7. Русскийдраматический театр: Энциклопедия/ Под общ. ред. М. И. Андреева и др. — М.:Большая Рос. Энцикл., 2001 г.
8. Историярусского драматического театра. М., ГИТИС, 2005 г.
9. Интернет-портал«Культурная эволюция Сибири» www.kulsi.ru Итоги года / Валерия Лендова, театральныйкритик, председатель Новосибирской секции критики, 2006 г.
10. «Премьеры»// Континент-Сибирь, 24 января 2003 г., №2 (328)
11. «Артистмиманса». Новосибирский театр «Старый дом» // «Культура»,еженедельная газета интеллигенции, №25 (7484) 30 июня — 6 июля 2005г.
12. «Непростаяистория в непростом театре» // Газета «Честное слово» 24.01.2007 г. № 4.
13. «Вэтом милом «Старом доме» // Советская Сибирь, 1993 г., 14 декабря.
14. «Новосибирскийобластной театр драмы: 49-ый театральный сезон /буклет/ Новосибирск: СоветскаяСибирь, 1980 г.
15. С.Верхградский. «Публику мы часто недооцениваем» (интервью), вела Н. Кирста //Новосибирские новости, 1996 г., № 37.
16. И.Борисов, Е. Калашник «Просты секреты вдохновения», записала Л. Герасимова //Вечерний Новосибирск, 1985 г., 18 марта.
17. «Сновосельем» // Вечерний Новосибирск, 1967 г., 26 сентября.
18. Н.Рылов «Встречи на дорогах» // Советская Сибирь, 1962 г., 26 мая.
19. Материалысайта www.old-house.ru
20. Материалы,предоставленные заведующей литературной частью театра «Старый дом» ОксанойЕфременко (репертуар, фотографии).