Искусствохудожественной фотографии и его связь с живописью
Желаниесохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства –фотографию.История фотографии – этозахватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации идлительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один изсамых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии.Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние,которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники.
История фотографии, в отличие от исследований в других видахискусств, имеющих многовековые традиции, начала разрабатываться лишь в недавнемвремени, точнее в послевоенные годы. В это время во многих странах сталивыходить книги, посвящённые фотографическому искусству. Конечно же,исследования в этой области по началу отставали от жанров искусства фотографии.Тому послужило несколько причин: отсутствие большого количества музеев,архивов, коллекционеров, а также недолговечность негативов и бумажныхотпечатков того времени. Ставили под сомнение фотографическую живопись такжеколичество снимков и скорость воспроизведения. Ведь в отличие от картин,которые рисовались годами, на фото-произведение уходило совсем мало времени.
Развитию фотографического искусства по началу сопутствоваломножество критики и недопонимания со стороны ценителей искусства. Онирассматривали светопись лишь как механическую копию действительности, способнуюбыть лишь подобием живописи. Однако фотографы того времени, работая чаще всегодля периодических изданий, в своих снимках затрагивали такие наболевшие проблемы,как нищета, социальное неравенство, эксплуатация детского труда и другие./> Поэтомув лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники иэстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывомвдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность игармонию, фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на негоособую ответственность. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в которомнужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различнымифункциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта ине обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска,результат которого, в конечном счёте, зависит от таланта и труда автора./>
Хотелось быотметить несколько фактов, без которых фотографии не было бы вообще.
Основой для изобретения фотографии послужило наблюдениезнаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до н.э. он описаллюбопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконнойставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном./> Изображение получается перевернутым и очень тусклым, новоспроизводит натуру без искажений. В конце X века н.э. в работах арабскихученых появились первые упоминания о камере-обскуре – приспособлении дляточного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Установив коробку отверстием к какому-либопредмету, можно было наблюдать на противоположной стенке его изображение. Доизобретения фотоаппарата она применялась для точных натурных зарисовок.
Конструкция её менялась и совершенствовалась, но основой оставалсяящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдилисобирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно былодвигать, чтобы сфокусировать картинку.
Изображения стали гораздо ярче, поэтому устройство иногда называли«светлая комната». Благодаря именно этому нехитрому устройству мы знаем,например, как выглядел Архангельск в середине XVII века: его точную перспективусняли в те времена с помощью камеры-обскуры. Техника позволяла получатьизображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика./> Впервые это удалось сделать лишь в XIX веке французу Жозефу Ньепсу. Ньепс до 1813 года многолет занимался улучшением способа плоской печати – литографии, изобретенной А. Зенефельдеромв 1796 г. Тяжелый баварский известняк, который Зенефельдер использовал вкачестве печатной формы, Ньепс заменил листом жести. На этом листе его сынрисовал жирным цветным карандашом картинки. Сам Ньепс не умел рисовать и послепризыва сына в армию начал эксперименты с солями серебра. Он стремилсязаставить свет рисовать. Достичь цели удалось с помощью асфальтового лака,растворенного в животном масле. Этот раствор он наносил на пластину из стекла,меди или сплава олова со свинцом и экспонировал ее в камере-обскуре несколькочасов. Когда полученное на покрытии изображение затвердевало и становилосьвидимым простым глазом, пластину обрабатывали кислотой в темной комнате. Онарастворяла покрытие линий изображения, защищенное от воздействия света во времяэкспозиции и остававшееся мягким и растворимым. Затем гравер четко гравироваллинии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количествоэкземпляров, как это раньше делалось с любых травленых или гравированныхпластин. В результате получалась гравюра, созданная не художником, а светом – гелиография.Первое стойкое изображение в камере-обскуре Ньепс получил в 1822. Однакосохранилась лишь гелиография 1826 года, когда Ньепс начал использовать вместомедных и цинковых пластин сплав олова со свинцом; выдержка была равна восьмичасам. Такая гелиогравюрапредставляла собой лишь начальный этап в изобретении фотографии.
Таким образом,в своих изобретениях Ньепс впервые в истории сумел избавиться от услугхудожника и зафиксировать точное изображение объекта, «нарисованное» светом.Четкость изображения на гелиогравюрах была невелика. Ньепс изобрел диафрагмудля исправления дефектов изображения, полученного при открытой линзекамеры-обскуры.
В 1827 Ньепсвстретился с Луи Дагером, богатым и процветающим владельцем Парижской диорамы,который предложил ему сотрудничество. И 64-летний Ньепс, больной и нуждающийсяв средствах на дальнейшие исследования, в 1829 подписал 10-летний контракт сДагером для совершенствования открытого Ньепсом метода «фиксированияизображений природы, не обращаясь к помощи художника», включив в него условие,по которому его сын Исидор станет наследником, если Ньепс умрет раньшеистечения срока контракта. Ньепс отослал Дагеру детальное описание своегопроцесса гелиографии, а также продемонстрировал всю технику выполненияпроцессов, для чего Дагер специально приехал в Шалон. В дальнейшем они большеникогда не встречались: каждый из них самостоятельно работал над изобретением.
Дагер неизобрел фотографию, но сделал ее действенной и популярной. Его идея заключаласьв том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебрянойпластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Этупластину он помещал в камеру-обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял парамиртути.
Результата ондостиг в 1837 году, после 11 лет опытов. Полученное и проявленное в парах ртутиизображение он фиксировал, промывая экспонированную пластину сильным растворомсоли и горячей водой. После 1839 года соль в процессе фиксации была замененагипосульфитом натрия – фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем. Врезультате смывались частицы йодида серебра, не подвергшиеся воздействию света.Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут.
В результатеполучалась единственная фотография – позитив, названная автором дагерротипом.Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластинеполучалось зеркальным, рассматривать его можно было только при определенномосвещении. Но Дагер сумел при получении изображений на дагерротипе,«нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера.Это и сделало его процесс доступным и практичным. С тяжелой фотографическойкамерой и громоздким оборудованием он бродил по Парижу, делал свои дагерротипына бульварах, вызывая интерес у публики, но сущности своего процесса необъяснял./>
7 января 1839 г.на заседании Парижской Академии наук Л. Дагер сообщил, что он совместно схимиком Ж. Ньепсом нашел способ «остановить мгновение» – запечатлеть на меднойпосеребренной пластинке облик вечно меняющегося окружающего мира. С этогомомента и начинается история фотографии. Именно в этом году Ф.Д. Араго,выступив перед совместным заседанием Парижской Академии наук и Академии ИзящныхИскусств, познакомил присутствующих с сущностью дагерротипии, и тем самымположил начало одному из величайших открытий 19 века.
Третьимчеловеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот.Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативноеизображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способизобретатель назвал «калотипией». Главным достоинством калотипии сталавозможность получения нескольких копий одного изображения. В 1835 году Толбот спомощью камеры делал снимки на своей светочувствительной бумаге, пропитаннойхлористым серебром. Так он получил первый в мире негатив. К нему он прикладывалдругой такой же лист бумаги и засвечивал их. Так Толбот сделал позитивныйотпечаток. Первые снимки были темными, нечеткими и пятнистыми, ачувствительность его бумаги была очень низкой.
В январе 1839Толбот узнал о том, что в Академии наук в Париже Араго сделал сообщение обизобретении Л. Дагера – дагерротипе. Это побудило Толбота опубликоватьсообщение о своем процессе. В конце января того же 1839 он попросил Фарадеяпоказать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31января 1839 сделал там доклад «Некоторые выводы об искусстве фотогеничногорисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисоватьсами себя без помощи карандаша художника». Он боялся, что изобретение Дагераокажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии идагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретнойфотосъемки. Так же большой вклад в развитие русской фотосъемки внесли: СергейЛевицкий, Андрей Деньер, Павел Ольхин Огромный вклад внёс Буринский ЕвгенийФедорович, ученый-криминалист. Он создал первое в России специализированноекриминалистическое учреждение – Санкт-Петербургскую судебно-фотографическуюлабораторию, опубликовал труды по криминалистике и судебной экспертизе иразработал уникальный метод выявления угасших текстов.
Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патентына оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровскийизобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин насвету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновскийизобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект ввиде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.
В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том жеплачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухоизолировал ее от художественной международной жизни, а внутри страны социальнопоощряем, был лишь соцреалистический фоторепортаж.
На вторую половину 1990-х гг. в жизни страны приходятся перемены,напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство«либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф,телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать иделать выводы.
Дальнейшиетенденции сохранения и использования изображения развивались по несколькимнаправлениям:
I. Применение фотографии вкачестве памятного исторического документа.
II. Включение ее в арсеналнаучного инструментария и доказательства.
Но самыминтенсивным образом светопись стала развиваться:
III. В области бытового и историческогопортрета, а также, ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью,как альтернатива произведениям изобразительного искусства.
Этинаправления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории,когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу.
IV. Фотографияв науке и технике.
Фотографиясразу же стала незаменимой в этнографии, географии, в археологии, астрономии, вфизике, металлографии, биологии, микробиологии и в других науках. Она сталасамостоятельным методом исследования, проникая не только в мир видимый, но и вглубины макро- и микрокосма. В соединении с техникой телевидения космическаяфотография – поистине всемогущее средство познания. В течение пяти минут спомощью многозональной камеры из космоса получают такое количествофотоинформации, для которой при аэрофотосъемках потребовалось бы два года, апри съемках в геологических экспедициях – восемьдесят лет.
С помощью фотографии мы смогли взглянуть на Землю с космическихвысот, увидеть лунный пейзаж и обратную сторону Луны. Первые фототелеснимкибыли выполнены советскими космическими аппаратами. Американские астронавтыфотографировали на самой Луне и с Луны. Невероятно большое количество съемокземной поверхности осуществили экипажи космических станций «Салют» и «Мир» вовремя многомесячных полетов, чем невиданно обогатили многие науки и отраслинародного хозяйства России. Нередко видовая фотосъемка географов, этнографов,репортеров-путешественников выполняла функции эстетического характера, а современем вообще становилась историческим документом. То же самое можно было бысказать об индивидуальных и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовыхцелях, но становящихся со временем научным и документальным свидетельствомэпохи.
V. Фотография в общественной жизни.
С изобретением светописи необычайно расширились возможностизрительного восприятия. За последние сто с небольшим лет создан, по существу,новый язык визуальной информации. Он надежно служит человечеству. Сегодня уже труднопредставить, что фотографии когда-то не существовало – так сжились и свыклисьмы с нею, так прочно она вошла во многие отрасли промышленности.
Одна из центральных проблем идентификации любого видаискусства – проблема его языка. Анализируя историю изобразительного языкафотографии, выделяют несколько периодов его развития.
Вначалефотографы предпочитали снимать монументальное, недвижимое. Для портретов жемоделям приходилось надолго застывать. Этот первый период начался в 1839 г.и продолжался как основной немногим более десятилетия.
Второй периодсвязан с появлением новой фототехнологии, позволившей уменьшить выдержку сдесятков минут до секунд и одновременно расширившей возможности отражения всёболее широкого круга объектов действительности. Фотографы стремились сделатьобъектом съёмки весь окружающий мир. Естественность и бесхитростностьфотографии создавали свежесть восприятия, очаровывали своей простотой./>
В конце 19 – начале20 века в фотографии развивается метод, связанный с преднамеренным вторжениемруки в создание произведения – пикториализм. Он неотъемлем от техническогоновшества – сухой технологии. Недостаток данной технологии компенсировалсянанесением краски при печати. Ручная интонация стушёвывала непосредственностьфотоизображения. Попытку преодоления противоречий пикториализма предпринялихудожники, которые дисгармонии и репрезентации противопоставляли богатствотональностей, внутреннюю музыкальность, что органично присуще самой реальности,а не навязано ей искусственно. Во взаимоотношения форм вносилось глубокоечеловеческое чувство без какого-либо монтажа.
/>В нашевремя идут нескончаемые споры о том, можно ли отнести фотографию к искусству,или же скорее она является лишь средством его достижения, всё равно как, кпримеру, холст и краски? С помощью них можно создать настоящие произведенияискусства, но с такой, же долей вероятности можно «построить» бизнес. Ведь всовременном мире фотограф это не только творческая личность, но и своего родабизнесмен. Без качественной фотосъёмки не обходится ни одно торжественноемероприятие. Фотография востребована и приносит неплохой доход. Но все, ктолюбит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные,неповторимые работы и при этом не ставит перед собой цель продать своё творение– для того ответ очевиден: фотография – это искусство!!!
Чтобы с уверенностью рассуждать о том,является ли фотография искусством, необходимо разобраться, что же такоефотография и что такое искусство? Могут ли сосуществовать? Или же это одно«целое»? Для этого оглянемся назад и поищем ответ на страницах историифотографии.
Во времязарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусствомможет быть лишь рукотворное произведение/>. Изображение жедействительности, полученное с помощью технических физико-химических методов,не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы,тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционнуюизобретательность для отображения реальности, в систему общественных ценностейи приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.
Впрочем, все современные виды «технических искусств» пережилиподобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавнымиаттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь впроцессе создания нового художеств, произошёл переход ккоммуникативно-художественным функциям. Это не означает, что проблемавзаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский живописецДеларош, подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: «Живописьумерла с этого дня». В противовес этому один немецкий журнал утверждалпротивоположное». Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьмаограниченное для художества». В 1913 г. рижский журнал по практической ихудожественной фотографии «Лучи» опубликовал статью «фотография и искусство»,обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же толькопрактическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владениетехникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является лифотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существоватьфотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только вфотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой,овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например,овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит взаблуждение критиков фотографии как искусства.
В первые годы после своего возникновения фотография былаотнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры кчислу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё нидокументальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок,т.е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает какопределяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определялиобщественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографиюв русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые «движущиесякартинки», сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство,уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографиипостоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию сживописью в плане художественной ценности? Не является ли фотографиявырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? Ноэто не более чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двухвидов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой.Фотография освободила живопись от утилитарной функции – изобразительнойфиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задачживописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи,способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотографиямногое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительногоискусства. Само видение мира «в кадре» есть наследие живописи. Рамка картиныесть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс ипостроение перспективы, умение зрителя «прочесть» фотографию как плоскостноеизображение объёмного пространства – всё это составляет великое культурноенаследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографиюогромно. При этом задача фотографии двузначна: с одной стороны, как можно болееполно отделиться от живописи и определить свои собственные границы, с другой – наиболееполно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.
Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусствеспособен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлениючерез ракурс съёмки, распределение света, умение правильно выбрать моментсъёмки и т.д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетическиосваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техникафотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом планеудовлетворительно достоверное изображение можно получить с минимальной затратойвремени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.
Технические средства фотографии свели до минимума затратычеловеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающийможет фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находитсяв ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметрымастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полногоэффекта «подражания», а наоборот, вторжение, целенаправленная деформацияотображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения котображаемому.
Рассуждения о художественной природе фотографии возможны восновном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционнымивидами искусства и в плане признания коренных особенностей фотографии, еёкардинального отличия от традиционных видов искусства. Каждый из этих аспектовизучения имеет свою внутреннюю логику, и только их гармоничное сочетание,позволяет более-менее объективно определить художественные возможности иприроду фотографии. О художественности произведения говорит переживаниекрасоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательноговоздействия. Специфику фотографии как вида искусства составляетдокументальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение.Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимыххарактеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных чертфотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определениясущности фотографии как вида искусства заключается: во-первых, в выявлениитого, насколько возможно абстрагироваться от природы материала ради созданияхудожественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функциювыполняет художественная форма, т.е. насколько чисто и адекватно работафиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением. Спецификахудожественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительныйобраз документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себехудожественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображениивоплощающий существенный момент действительности.
Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки иизменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однакофотография способна взять жизненный материал и как бы переломитьдействительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченнаязакономерность действует на стыке информативно-коммуникативного икоммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфереинформативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другогопорядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому фактуопределяет конечный результат и эффект снимка.
Под экспозициейвсеми людьми понимается количество освещения, получаемого фотослоем плёнкивашего фотоаппарата. Когда этого освещения ровно столько, сколько надо дляполучения снимка с нормальной плотностью, говорят про нормальнуюэкспозицию, когда меньше-то подразумевают недостаточно экспонированныйснимок, то есть тёмный, а когда освещение чрезмерно-то про переэкспонированный– тёмный негатив и светлую фотографию. Крохотный процессор внутри вашегофотоаппарата или экспонометра вычисляет экспозицию умножая освещённость навыдержку, принимая во внимание чувствительность эмульсии плёнки. Измеряетсяэкспозиция в единицах EV.
Какими могутбыть обычные величины фотографической экспозиции на практике? Современныефотографические экспонометры имеют диапазон от -10EV до + 36EV. Отрицательныевеличины обусловлены тем, что показатель экспоненты может принимать иотрицательные значения, а не только положительные.
Что такоеодна единица экспозиции? Уменьшение освещённости на одну единицу экспозицииведёт к увеличению времени выдержки в два раза, или к увеличению размерадиафрагмы в два раза. Все числа выдержек как раз и рассчитаны именно такимобразом, чтобы изменив её значение на один шаг, вы изменили бы её ровно в двараза. Вот полный ряд основных выдержек, время указано в секундах: 14000, 11000,1250, 160, 115, 14, 16000, 11500, 1350, 190, 120, 16, 1/3, 0.7, 1.5, 3, 6, 10,20, 45, 1.5 мин, 3 мин, 6 мин, 10 мин, 20 мин. ЕслиВаша камера имеет как основные, так и промежуточные выдержки, то для измененияэкспозиции на одну единицу, то следует поменять выдержку на два значения, оттого, что при наличии тех и других, время изменяется в полтора раза, а не вдва. Ряд величин диафрагм всем известен. Каждая диафрагма в два раза больше илименьше предыдущей, и, пропуская в два раза больше или меньше света,соответственно, меняет величину экспозиции на одну единицу.
Заключение
В фотографиивыкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений:этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное,художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное,импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую,чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимноне исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает внескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественнойфотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция неотстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальностьфотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства,фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания ихудожественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает наоснове эмпирически воспринятой действительности и отражает становление иразвитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром./>
С учётомразличных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть,попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство – созданиехимико-техническими средствами зрительного образа документального значения,художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшемизображении существенный момент действительности.
В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в том числетеоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условииих авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры,мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важновсестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. Кнекоторым аспектам критического анализа относятся: социология, культурология,психология, гносеология, аксиология, семиотика и эстетика фотографии.