Реферат по предмету "Культура и искусство"


История русской культуры V–XVI вв

Содержание
Введение
1.Периодизация русской культуры
2.Дохристианская культура славян
3. КультураКиевской Руси
3.1Византийское наследие
3.2Письменность и литература
3.3 РольЦеркви
3.4Культовая архитектура
3.5Монументальная живопись
4. КультураМосковской Руси
4.1 Местныехудожественные школы
4.2Развитие литературы и науки
Заключение
Списоклитературы

Введение
Начинаяизучать культуру любого народа, необходимо выяснить, каковы истоки этойкультуры, причины, вызвавшие ее появление, процессы, сопровождавшие ееразвитие. Интересно понять, стало ли это игрой исторических случайностей илинекая закономерность вызвала к жизни тоненький ручеек, ставший впоследствиимощным потоком. Мы видели, как благодаря приходу кочевых племен на Балканы,появилось то, что называют «греческим чудом»; как по принципу свободногообъединения различных племен возникла римская культура; как племеназападноевропейских варваров, слившись воедино, образовали то, что мы называемкультурой Европы. Так же складывались культуры Востока. Так же формировалась ирусская культура.
Нашекультурное наследие складывалось в процессе становления и развитиянационального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировымкультурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошлонеотъемлемой частью в мировую культуру.
Особенностиформирования российской культуры видятся в таких основных факторах:необходимость освоения огромного географического пространства, на которомсоединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности;утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной надуховности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временнаяизолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов инапряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеиприоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересовличности интересам государства.
Такдревняя славянская мифология дошла до нас в разрозненном виде, поскольку впериод крещения Руси она оказалась запретной. Тех, кто, невзирая на страх смерти,сохранял языческие верования, уничтожали без жалости огнем и мечом. Поэтому,рассыпавшись по новым верованиям, местным обычаям и традициям, она сохраняласьлишь частично в народном сознании, но не в официальной культуре. Отдревнерусской мифологии сохранились две ветви верований: поклонение природе икульт предков.

1. Периодизация русской культуры
 
Первая крупнейшая фаза охватываетпочти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая – тысячулет христианского государственного.
Вторая фаза – христианская,занявшая тысячу лет, – можно подразделить на три периода.
Первый период развития русскойкультуры связан с династией Рюриковичей (IX–XVI вв.). Онразбивается на два важнейших этапа – киевский и московский. Этот период названдопетровским. Основная культурная доминанта – ориентация русского искусства на Восток,в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формироваласьтворческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений,являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династиейРомановых (1613–1917). Двумя основными культурными центрами, определявшимиобщую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот периодвыступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург.Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культурунашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований иподражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, гдеформировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себянациональный гений, являлось светское искусство.
Третий период начинается послеВеликой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственнымкультурным центром советского искусства становится Москва. Культурнымориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация – на поискисобственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистскойидеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгомсмысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образомсоединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.
Определяющим моментом культурного развития советского общества (впределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурногопространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная(если не господствующая) часть которой представлена диссидентством инонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы иАмерики, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как инеофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальнойкультурой.

2. Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцветбронзового века (середина II тысячелетия до н.э.) являлась Центральная иВосточная Европа. История восточного славянства и русского этноса каксамостоятельной ветви славян начинается в I тысячелетии до н.э., когдаславянские племена Среднего Поднепровья борются за свою независимость, строятпервые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцеви с честью выходят из сражений. К этому времени ученые относят созданиепервичных форм славянского героического эпоса. Ко времени прихода скифов вюжнорусские степи (VII век до н.э.) славяне прошли уже большой историческийпуть, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах. Социальныйстрой среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Русиоказался на пороге государственности. Об этом говорят упоминания Геродотомславянских «царей», всаднические черты погребенных воинов, огромные «царские»курганы на Киевщине и импортная роскошь славянской знати.
В конце V – середине VI века началось великое переселение славянна юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали изаселили почти половину Византийской империи. Грандиозное по своим масштабамдвижение славян перекроило всю этническую и политическую картураннесредневековой Европы. Освоенная славянами территория представляла собой такназываемые «ворота народов» – открытое пространство между Уральскими горами иКаспийским морем, – через которые непрерывным потоком вливались в южнорусскиестепи волны кочевых народов. Период с VIII по конец XVII в. – самыйбеспокойный в истории нашей страны. В это время русские земли подвергалисьопустошительным набегам.
«Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих. В Iтысячелетии до н.э. здесь возникли Боспорское и Скифское государства. В VII–VI вв.до н.э. берега Средиземного, Черного и Азовского морей колонизировали греки. ВоII столетии до н.э. южнорусские степи заняли иранские племена сарматов, затемаланы. В III–II веках до н.э. сюда вторглись германские племена готов,образовавшие большое царство от Дуная до Дона. В 375 году н.э. готов оттеснилимонгольские орды гуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой иДунаем. На смену гуннам в VI веке явилось в южнорусские степи новое монгольскоеплемя аваров, господство которого было также непродолжительным. Ему на смену вVII–VIII веках явились новые азиатские орды – угров (венгров), болгар и хазар.Угры, недолго задержавшись, прошли в долину Дуная, где и основали своенациональное государство. Хазары образовали в VIII–IX вв. обширноегосударство (каганат).
Таким образом, на роль хозяев Великой русской степи претендовалимногие народы, но только древним русам, отразившим многочисленные набегипревосходящих по силе врагов, удалось не только закрепиться, но со временемсоздать одно из самых могучих из когда-либо существовавших государств. На егооснове сформировался особый цивилизационный тип – евразийский, осущности, особенностях и предназначении которого специалисты продолжаютдискутировать до сих пор.
О культуре славян того периода нам известно очень мало.Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующимобразом. До образования государства жизнь славян была организована по законампатриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял советстарейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни – водин, два, три двора. Несколько поселков объединились в союзы («верви» «РусскойПравды»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с однойстороны, поклонение явлениям природы, с другой – культ предков. У них не было нихрамов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которыепочитались служителями богов и толкователями их воли.
Главные языческие боги славянского Олимпа были следующие:Даждъ-бог (у других племен – Хорс) был богом солнца; Перун – бог грома имолнии; Стрибог был богом ветра; Волос или Велес был покровителем скотоводства;небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т.е.сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природапредставлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесахжили лешие, в реках – водяные. Души умерших представлялись в виде опасных длянеосторожного человека русалок.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), гдепроисходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые илисложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения навозвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капищанаходилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жглижертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; былиизвестны и человеческие жертвоприношения.
Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть вмогилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу.При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.
У славян существовала оригинальная система письма – так называемаяузелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощьюузелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги – клубки. Вдревности узелковая письменность была распространена у многих народов.Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оносуществовало у финнов, угров и карелов. На многих предметах, поднятых из захороненийязыческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложнойконфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов[1].
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора – лес, река истепь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славянматериалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетениялаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства – старинныепромыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством илесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменялрусскому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не встепях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытиемдремучих лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор, религия и мораль русскогонарода. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельники обитали именнов лесах: «В тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне иморального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти отмирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе тамкельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к нимприсоединялись другие ревнители «пустынножительства» и устраивали обители,которые потом становились центрами и опорными пунктами русской колонизации[2].
Историческое значение русских рек не ограничивалось их рольютранспортных магистралей, хотя по рекам шла русская колонизация иосуществлялась торговля с другими странами. Но по берегам рек строились города,села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славянсвоими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Волга – матушка сталасимволом России.
Третья стихия русской природы – степь, широкая, раздольная ивеличавая, – в течение долгих веков была для русского народа не только символомсвободы (в ней укрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источникомнашествий и разорения.

3. Культура Киевской Руси
IX век в истории славянского народа открывает новую страницу.Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью спомощью военной силы – рождается молодое сильное государство. ОбразованиеКиевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 годуваряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец – к правлению ВладимираМономаха (1113–1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси –середина IX – начало XII века.
3.1 Византийское наследие
В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать спринятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктомв истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией онивосприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства,каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этогоКиевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшейна высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий КиевскаяРусь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночноеобщество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7–8 млн.человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород иСмоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.
Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивноили негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийскойкультуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя откатолического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Однаконе стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианствокак высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбравПравославие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы изпервоисточника.
Византийское наследие означало для России способ приобщения ккультуре эллинизма, а через нее – к истокам культуры латинского Запада,Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в болеепозднее время. На протяжении веков культура и образование в России взначительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось в созданиив конце XVII века при непосредственном участии греко-византийскихпросветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православныекниги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинскоепосредничество[3].
Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласнолетописи, двор киевского князя Владимира, крестившего Русь, посещали многиерелигиозные посольства и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) отпапы, болгары (мусульмане), хазарские евреи и др. Владимир, по совету своейдружины, послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с особымвосторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении вконстантинопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскомуправославию, объяснялось не только красотой богослужения, но исоциально-политическими причинами.
Характер исторического выбора, сделанного в 988 году княземВладимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом,перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворноевоздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразныеторговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной иЦентральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком – сдругой. Уже в X веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей,соединявших ее западных, восточных и южных соседей – из Северной Европы вВизантию. В IX–X веках был известен и Волжский путь, по которому восточныетовары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорогапо Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южныхобластей восточнославянского мира[4].Однако, несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обменидеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южномнаправлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути сюга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до егоофициального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира[5].
3.2 Письменность и литература
Начало было положено деятельностью солунских братьев – Кирилла иМефодия, справедливо почитаемых в качестве создателей единой славянскойписьменности.
Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885)– братья, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита,первых памятников славянской письменности и старославянского литературногоязыка.
Вместе с ней просветители передали славянам всю сумму знаний,накопленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации. Спринятием христианства на Руси начинает распространяться письменность. Князьпосылал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужилаосновой для развития русской письменности и выработки древнерусского литературногоязыка; таким образом, Церковь заложила основы национальной русской культуры.Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями и проповедникамихристианства. Подобно тому как Вульфила (ок. 350) создал письменность готов,так Константин с Мефодием создали славянский алфавит.
В те времена грамотность на Руси была делом достаточнораспространенным. Обучение велось в светских, городских, церковных имонастырских школах. В начальных школах учили чтению и письму, основамхристианского вероучения, счету. В высших школах, располагавшихся обычно примонастырях (например, при Софийском соборе в Киеве), готовили кгосударственной, культурной и церковной деятельности. Из них вышли выдающиесядеятели древнерусской культуры – митрополит Иларион, летописцы Нестор,Сильвестр, математик Кирик, философ Кирилл Туровский и др. Кирилл Туровский(ок. 1130-х гг. – не позднее 1182) являлся выдающимся древнерусским писателем ипроповедником, автором торжественных слов, поучений, молитв, канонов. Онканонизирован Русской Православной Церковью.
О широком распространении грамотности среди различных слоевобщества свидетельствуют, в частности, новгородские берестяные грамоты,относящиеся к XI в. Среди знати было распространено знание иностранныхязыков. «Книжными мужами» летописи называли князей Ярослава Мудрого, ВсеволодаЯрославича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Константина ВсеволодовичаРостовского. Известны имена 39 писцов XI–XIII вв.; 15 из них были лицамидуховного звания. В XI веке на Руси существовали библиотеки, в них былисборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводныекниги минеи и часословы.
Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература.Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописнойтрадиции. Материалом для письма служил пергамент – телячья кожа особой выделки.Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в однустроку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под такназываемыми титлами. Почерк XI–XIII вв. в науке носит название устава всилу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги – объемнаярукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутыйтисненой кожей. Уже в XI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварнымибуквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом илисеребром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. ТаковыОстромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.). Воснове литературного языка лежал старославянский, или церковнославянский, язык.Он обладал большим набором отвлеченных понятий, которые осели в русском языкенастолько прочно, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство,вечность, разум, истина.
Вся древнерусская литература делится на две части: переводную иоригинальную. Переводили, как правило, церковную классику – Священное Писание ипроизведения раннехристианских отцов Церкви IV–VI вв.: Иоанна Златоуста,Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, а такжепроизведения массовой литературы – «Христианская топография» КосьмыИндикоплова, апокрифы (произведения иудейской и раннехристианской литературы,не включенные в библейский канон), патерики (сборники жизнеописаний отцовЦеркви, монахов, признанных священными). Наибольшей популярностью пользоваласьПсалтырь, богослужебная и толковая. Первые оригинальные сочинения относятся кконцу XI – началу XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повестьвременных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»,«Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI–XII вв.невелико: летописание, житие и слово.
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимаетлетопись, развивавшаяся в течение многих веков. Ни одна европейская традиция необладала таким количеством анналов, как русская. Преимущественно, хотя и невсегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальнуюподготовку. Летописи составлялись по поручению князя, игумена или епископа,иногда по личной инициативе. Древнейшая русская летопись носит название«Повесть временных лет» (1068), которая, по определению Д.С. Лихачева,является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературноизложенной историей Руси. Другой распространенный жанр древнерусской литературы– житие, представляющее жизнеописания знаменитых епископов, патриархов,монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех,которые считались Церковью святыми. Составление житий требовало соблюденияопределенных правил и стиля изложения. К ним относятся неторопливоеповествование в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей:вступления, собственно жития и заключения. Первые жития посвящены христианскиммученикам – князьям братьям Борису и Глебу и игуменье Феодосии. Герои лишеныиндивидуальности и служат обобщенным образом добра и подвига. Дошедшие до наслетописные своды XII–XIII вв. включают уже не только хронологию важнейшихисторических событий, но также художественные повествования. Русскоелетописание возникло в Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, былНестор, живший во второй половине XI века, а составителем первого летописногосвода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, (начало XII века). Именнолетописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности.
К жанру красноречия, расцвет которого приходится на XII век,относятся речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. Термином«слово» писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскуюповесть. Поучения преследовали практические цели назидания, информации,полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха»(1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписавдля них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующаятема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, вурок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение»автобиографией князя. Торжественное красноречие – область творчества,требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературногомастерства[6].Древнейшим из дошедших до нас памятником этого жанра является «Слово о законе иблагодати» киевского митрополита Илариона (1051). Основная идея произведения – равноправиевсех христианских народов независимо от времени их крещения.
Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово ополку Игореве» (1185–1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, казалосьбы, частный эпизод русско-половецких войн – неудачный поход Игоря Святославича1185 г. Но средствами художественного языка он превращен в событиеобщерусского масштаба, что придало мону-ментальное звучание основной идее – призывук князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Этоуникальное лиро-эпическое произведение оказало влияние на русскую литературу(переводы В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого),искусство (В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.А. Фаворский), музыку(опера «Князь Игорь» А.П. Бородина). Всего до нас дошло более 150рукописных книг XI–XII веков.
3.3 Роль Церкви
После принятия христианства Русь в церковных вопросах (но только вцерковных) подчинялась Константинопольскому патриарху, назначавшему митрополитаКиевского. Патриарх Константинопольский считал обыкновенно присылал в Киевкого-нибудь из своих епископов. Из 20 митрополитов домонгольского периода былотолько двое русских.
Церковь, построенная по византийскому образцу, внесла вдревнерусское общество совершенно новое понятие семьи – как пожизненного союзамужа и жены, освященного и скрепленного церковным венчанием и, как правило,нерасторжимого, и восставала против прежних обычаев – многоженства ибеспорядочных брачных отношений. Церковь произвела «чистку» и в других сферах,в частности, она выступила против древнейшего языческого пережитка, каким являласькровная месть, а также против грубых и жестоких форм рабства. Церковныепоучения запрещали господам убивать или истязать рабов, морить их голодом илинепосильной работой. Разрешаемые светским законом, подобные деяния объявлялисьгрехом перед законом церковным.
3.4 Культовая архитектура
С приходом на Русь христианства начинается широкое строительствокультовых зданий, церквей и монастырей. Языческая Русь не знала храмов, онапоклонялась своим богам на специальных полянах, возвышенностях или в утаенных влесу местах. На смену полянам приходит другое место поклонения, которое былоприсуще ранним христианам – пещера. Одним из первых центральных монастырей былКиево-Печерский, основанный в середине XI века Печеры или пещеры, – это место,где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потомвозникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другоеновшество, принесенное христианством, – иконы (от греч. eikon – изображение,образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которомуприписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов,символизировавших языческих богов.
Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура,представленная двумя типами построек – наземными и подземными. Те и другиеявлялись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другиеназывались монастырями и храмами.
Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерскиймонастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове – уникальный историко-архитектурныйпамятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под ИзборскомПсковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многихкультурах мира.
На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным увизантийских христиан. Его именуют исихией (от греч. hesychia – покой,безмолвие, отрешенность) или молчальничеством, а также пещернымзатворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом дляпроведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческогодуха через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звукимира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человекас Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии, пещерное затворничествоне превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение стысячами преданных поклонников.
Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле.Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфическирусский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалекоот Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальныепринципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы изВизантийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на КиевскуюРусь, достигла наивысшего расцвета. Можно говорить о том, что она определяламировую художественную моду. На учебу в Константинополь, как позже воФлоренцию, Рим и Париж, постоянно выезжали европейские художники. Поэтомурусские перенимали лучшие мировые образцы, а не провинциальные модели, успевшиепрочно устареть. Правда, в отличие от византийцев, русские зодчие строилисоборы и церкви с более узким и высоким силуэтом. Специалисты полагают, чторусский самобытный стиль сложился благодаря неустанным экспериментам зодчих стаким важным элементом религиозного здания, как купол. Образцом для подражанияпри создании самобытного церковного купола византийские модели послужилирусским архитекторам лишь отчасти. Более сильное влияние оказала формавойлочного шатра, которая была распространена у скифов, сарматов, печенегов идругих кочевников, с которыми русским приходилось постоянно соприкасаться.Таким образом, луковичная форма церковного купола пришла в Россию, не изВизантии.
Основой культовых сооружений в домонгольской Руси являласьвизантийская базилика. Базилики понимались как образ Мира, но не былоболее наглядного символа неба, чем купол. Соединение базилики с куполом привелок сооружению знаменитой Софии Константинопольской (523–537 гг.) – «новоймодели мироздания».
Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основнойархитектурной формой. Одним из первых каменных зданий Киева была Десятиннаяцерковь (990–996 гг.), построенная византийскими архитекторами. Внутри всоответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. Вапсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту (Молящуюся), причастиеапостолов и фигуры святителей. Подкупольное пространство отводилось образуВседержителя – Творца и Повелителя Вселенной. На стенах изображались библейскиесцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традицияхВизантии – князья и их семьи.
Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правленияЯрослава Мудрого (1019–1054). Главным культовым и общественным зданием Киевабыл величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.) – храм, имеющий вплане крест с пятью полукруглыми выступами – апсидами, увенчанный одним большими 12 малыми куполами. Внутри собор отличается великолепным убранством: онукрашен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем, майоликой.Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов – по берегам водныхпутей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви сталиорганичной частью сельского ландшафта, а в городах они превращались в центрвсего архитектурного ансамбля.
Русская архитектура второй половины XII века, как и готикав Западной Европе, была искусством городов. Иностранцы, хорошо знавшиеРусь, называли ее страной городов – Гардарикой. Летописи упоминают более 220городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров,Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная частьгорода – детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленныйадминистративно-правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадьюторга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельскихпоселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно,образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальныеусадьбы, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденныезабором.В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпныехрамы. В XII веке ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Такие ееэлементы, как ярусность закомар-кокошников и пирамидальность венчающей части,на долгое время станут излюбленными приемами, хотя и превратятся в XVII веке вчисто декоративный мотив.
В архитектуре и в живописи постепенно угасал «византийскийклассицизм», вытесненный более самобытными формами. Возрождение в XII веке«фольклорного сознания» привело к расцвету декоративно-прикладного искусства«звериного стиля», напоминающего романский стиль. Но в нем нет устрашающихдемонических существ, большое место занимает растительный орнамент. Вместоборьбы темных и светлых сил во всем царит мировая гармония.

3.5 Монументальная живопись
В Киеве она представлена фресками и мозаикой. МозаикиМихайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскимимастерами во второй половине XI века, поражают изяществом пропорций фигур,красотой колорита. Самым распространенным и получившим наивысшее развитиеживописным жанром в допетровской Руси являлся религиозный, а именно иконопись.Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские образцы.Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV–XV вв. когдатворили гениальные Феофан Грек и Андрей Рублев. Вплоть до XVIII века икона имозаика оставались практически единственной формой художественногосамовыражения русских.
Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным извизантийского богословия, была Св. София – Божественная премудрость, которойпосвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важноеместо занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князейБориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружинники в тонеспокойное время. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими увизантийцев, у которых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески обычнописали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на нихнеподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, иэто указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.
В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаясяв росписи Софийского собора: изображение в центральном куполе Вседержителя,евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветныесцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса,апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в XII веке славилсярусский мастер Алимпий, которому приписывают большую, поразительной красотыикону «Богоматерь Великая Панагия» (так называемая Ярославская Оранта). Стильмонументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для КиевскойРуси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.
Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: гончарного,ювелирного, металлообработки. Ювелирная техника русских мастеров была оченьсложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор,состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой,напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканнымиперегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценныеювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русскиеукрашения.

4. Культура Московской Руси
Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собойпоразительно яркую и цельную картину. Однако в XII–XIII вв. могуществоКиевской Руси приходит к упадку. Начинается период феодальной раздробленности,который охватывает XII–XV вв. В середине XII века насчитывалось 15 крупныхи мелких удельных княжеств, накануне монгольского нашествия на Русь (1237–1240)– около 50, а в XIV веке число их приближалось к 2501. Политически странанапоминает лоскутное одеяло. Единое государство превращается в конфедерациюполузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремится подчеркнутьсвой суверенитет. Единое культурное пространство разбивается на локальныекультурные центры, в которых формируются местные художественные школы (Киев,Новгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург). На смену культуреКиевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси.
4.1 Местные художественные школы
Дробление единого художественного пространства на самобытные школыи направления – процесс закономерный не только для России, но и для ЗападнойЕвропы. Как в средние века, так и в Новое время в каждой европейской стране тои дело возникали и распадались художественные школы, исповедующие свой стиль,манеру, эстетическую концепцию, а иногда и технику. Как известно, ведущимихудожественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV векесиенская и флорентийская, в XV веке – флорентийская, умбрийская, падуанская,венецианская, в XVI веке – римская и венецианская. В России в это времяведущими являлись три школы:
· владимиро-суздальская;
· новгородская;
· московская.
Две другие школы – псковская и строгановская – представляли хотя исамобытное, но не самое выдающееся явление. Из них стоит выделить строгановскуюшколу как наиболее примечательное художественное образование.
Владимиро-суздальская школа. ВXII – начале XIII века она была одной из главных. Для зодчествавладимиро-суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли)характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефныекомпозиции, аркатурные пояса), для живописи – одухотворенность образов,величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197). Вросписях церкви Св. Бориса и Глеба в Кидекше и Кафедрального собора Суздалясохранились следы работы греческих художников. В фигурах святых, выполненных вклассическом византийском стиле, – несколько отстраненных,холодно-величественных – чувствуется земная теплота, которая больше присущаэмоциональному миру и душе русского человека. В XIII веке татаро-монгольскоенашествие прервало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но егохудожественные достижения и вдохновлявшие его идеи объединения Руси былиподхвачены и развиты позднее искусством Московской Руси.
Новгородская школа сыгралаважнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков;существовала в период с XII по XVI в. Географическое положение Новгородапомогло ему в период татаро-монгольского нашествия избежать разорения исохранить независимость, победа над шведами и Ливонским орденом усилила егомогущество. В 1136 году Новгород стал феодальной республикой, его культурастала более демократичной. Иногда новгородскую культуру называют еще культуройсредних слоев (в этом ее отличие от княжеской, владимиро-суздальской идворцово-царской культуры московской школы).
Больше всего новгородская школа прославилась своими иконами(фресками) и церковной архитектурой. Памятникам зодчества новгородскойшколы (Софийский собор, 1045–1050; древние храмы Новгорода) свойственнымонументальная простота форм, компактность объемов. Собор Св. Софии (XII в.),собор Антониева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиевский собор Юрьевамонастыря (1119, мастер Петр) – характерные памятники новгородской школы, втворческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.
Новгородские фрески XIV векаотличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободойживописного исполнения. Новгородцы внесли много нового в традиционную манерунаписания иконы. Если на византийских иконах пристальный взгляд святогоустремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен ввысь – к небесам.Вместо темных и мрачных тонов в новгородской школе появляются светлые. Нановгородских иконах стало больше лиризма и меньше непосредственного присутствиясвятого.
В XIII–XV веках происходят дальнейшие изменения иконописногостиля. Святые предстают не в безвоздушном пространстве, а на определенном фоне –чаще всего архитектурном. Кроме того, появляется новое изобретение – иконостас(от икона и греч. stasis – место стояния), перегородка с иконами и резнымидверями, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Расставныевдоль всех стен иконы теперь сконцентрированы на специальном экране, где онивыстраивались в строго определенном порядке. Начиная с XV века иконостасстановится неотъемлемым атрибутом православного храма.
Появление иконостаса изменило технику и психологию восприятияиконы. Возникли сложные эстетические проблемы. Их решение нашли в измененииритмики рисунка. Четкие пропорции и упорядоченные линии фигуры сочетались соспециально подобранной под них цветовой гаммой: желтый, изумрудно-зеленый иярко-красный. Еще одно нововведение – использование в иконах золотых и бриллиантовыхукрашений вокруг фигур святых. В результате изображение святых стало как быобъемным. В них стал важен не только внешний, обведенный линией контур, но ився фигура в целом, включая одежду. С тех пор новгородский стиль, в которомпомимо отмеченных особенностей надо указать величественную грацию удлиненныхизображений святых, стал общенациональным эталоном.
В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошлоталантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которыхбольше других прославился Феофан Грек (1340–1405). Вместе с А. Рублевыми Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор вМосковском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображенияв Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью и внутренней силойобразов.
Несмотря на значительный шаг в сторону более гуманистическогоизображения святых, новгородскую иконопись характеризует статичность поз,плоскостность изображения (нет перспективы), жизнерадостный колорит. Новгородскиеобразы напоминают деревянную скульптуру, а сочетания цветов – народнуюпраздничную вышивку. Иконопись Новгорода пережила высший расцвет в XV веке,после чего мастерство иконописцев пришло в упадок. Художественное лидерство вXVI веке переходит к Московской школе. После крупного пожара Москвы в 1547 годубольшинство новгородских иконописцев переезжает в столицу.
Культурное значение новгородской школы очень велико. Задолго доПетербурга «окно» в Северную Европу «прорубил» Новгород, поддерживавший экономическиеи культурные связи с городами Прибалтики и Северной Европы. Новгород, какникакой другой русский город того времени, развивался в культурном контекстеЕвропы.
Московская школа. ДмитрийДонской завершает великое дело объединения русских земель, начатое еще ИваномКалитой, ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического влиянияМосквы способствовало также перенесение сюда из Владимира в 1325–1326 годахмитрополичьей кафедры. С конца XIV века ведущая роль в художественной культуреДревней Руси переходит к Москве.
Татаро-монгольское нашествие. Началомосковской и продолжение деятельности новгородской художественных школпроисходит уже во второй период развития русской культуры, названной вышепериодом татаро-монгольского завоевания (1242–1480). Оно нанесло страшный ударпо ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены.Ремесленники и иконописцы погибли или уведены в плен. Отторгнут ряд коренныхобластей: Поднепровье, Полоцкая и Смоленская земля, Галич и Волынь с их культурнымицентрами. Опустошенная, обескровленная и обезлюдевшая Русская земля на два споловиной столетия подпала под иго созданного в низовьях Волги государства – ЗолотойОрды. Власть русских князей в их землях сохранялась, но они вынужденыбыли каждый раз испрашивать согласие ордынского хана на право княжения. Странавынуждена была платить завоевателям огромную дань.
Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечтовроде культурного шока: затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Европой,вместо каменного господствовало деревянное зодчество, памятники котороговыгорали после частых городских пожаров, были утрачены технические навыки повыделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия.
Важную роль духовного наставника и защитника веры в периодтатаро-монгольского ига играла Церковь. От нее исходили не толькопросветительские, но и объединительные идеи. Православная Церковь не толькоутешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость.
Духовное сознание народа того времени можно называтькатастрофическим, иноземное вторжение и массовая резня воспринимались какнаказание за грехи. Древнерусская литература повествует о чудовищнойкатастрофе, обрушившейся на русский город, когда все население физически уничтожалось,так что некому было оплакать убитых: «И не осталось во граде ни одного живого:все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ниплачущего, ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата обрате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые»[7].
Людей поначалу охватило уныние и безысходность. Христианство,признававшее уныние и безучастность к своей судьбе одним главных грехов,наставляло людей на путь праведный. Постепенно культурный шок проходил,восстановилось мирное течение жизни, появились люди, задумывавшиеся омилосердии и спасении. Во второй четверти XIV века формируется новоеподвижничество – пустынножителей. Большинство монахов уходит в лесные дали,создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. Sketis – название обители вЕгипте) – кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри.Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье иСибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был СергийРадонежский (ок. 1321–1391), один из наиболее известных духовных наставниковрусского народа. Будучи основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря,преподобный Сергий стал инициатором введения общежитийного устава в русскихмонастырях. Он активно поддерживал объединительную инационально-освободительную политику московского князя Дмитрия Донского (1350–1389),благословение которого на битву с Мамаем преподобным Сергием стало ужехрестоматийным сюжетом.
Иконопись. Как и другие местные школы, московская школапрославилась в области иконописи и зодчества. Расцвет московской иконописнойшколы приходится на период с 1400 года по конец XVI века. Она дала миру великихмастеров – Андрея Рублева («Троица» которого, хранящаяся в Третьяковскойгалерее, представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, чтосоздано человечеством) и Дионисия. Ее ранний период проходил под влияниемхудожников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400года переезжает в Москву. В живопись московской школы Феофан Грек внес техникуизогнутых проекций. Его лучшим учеником явился монах Андрей Рублев (ок. 1360[1370] – ок. 1430), который, по существу, и стал основателем московской школыживописи. А. Рублев не только усвоил от своего учителя манеру передавать визображениях святых особую одухотворенность и грацию, но и превзошел его в этоммастерстве.
Иконы и фрески Рублева отличают изысканность линий и внутреннеесияние цвета, глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов(икона «Троица»). В отличие от Феофана Грека и старых мастеров, он освещал все,даже второстепенные, детали иконы, усиливая значение и смысл композициикартины. Его манере подражали иконописцы последующих поколений, но добивалисьменьшего эффекта. Он участвовал в создании росписей и икон соборов: старогоБлаговещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408),Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425–1427), Спасского собора Андрониковамонастыря в Москве (1420-е гг.). Рублев явился создателем классической формырусского иконостаса. Техника иконописи состояла в нанесении на деревогрунтового слоя основной краски (левкас), на который накладывались остальныекраски.
Другим крупнейшим живописцем Древней Руси в целом и Московскойшколы в частности был Дионисий (ок. 1440 – после 1502). В искусстве Дионисияразум, а точнее – рассудок, победил, а затем вытеснил религиозную искренность истрастность. В отличие от монаха Рублева, Дионисий был мирянином, рано проявилсвой талант и рано получил вельможных покровителей. Среди его многочисленныхзаказчиков были высокопоставленные особы, церковные иерархи, сам великий князь.Скорее он прославился как «мастер преизящный», нежели как вдохновенный творецнового.
Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурныйансамбль Московского Кремля и завершился период интенсивного строительства,начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостейЕвропы. Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-городаи Белого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центрМосквы – Кремль. Это закрепило радиально-кольцевую застройку столицы. Русскиеархитекторы планировали и строили великолепные церковные ансамбли, прежде всеговсемирно известный храм Василия Блаженного, представлявший образецорганичного слияния византийской и азиатской культурных традиций. ПерестройкаКремля велась с участием итальянских зодчих: в 1475–1479 гг. построенУспенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти), в 1505–1508 гг.Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор – усыпальницу русскихкнязей и царей, в 1487–1491 гг. построена Грановитая палата (архитекторыМарк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Псковские мастера строят Благовещенскийсобор (1484–1489). Выстроенная в 1505–1508 годах колокольня ИванаВеликого (архитектор Бон Фрязин) становится господствующим сооружениемКремля, его высотной доминантой. В 1485–1495 годах построены новые стены ибашни Кремля; со стороны Красной площади он был защищен рвом. По образцуМосковского Кремля сооружаются крепости других городов – Нижнего Новгорода,Коломны, Тулы. Развивается монастырское и гражданское каменное строительство.Крупным достижением русской деревянной архитектуры считается шатровый стиль. Вовторой четверти XVI века по образцу деревянного зодчества начинают создаватьсякаменные шатровые храмы.
Строгановская школа. Онаскладывается в конце XVI века. Ее название происходит от фамилии купцовСтрогановых, для которых художниками (мастера Прокопий Чирин, Истома, Никифор иНазарий Савины, Ем. Москвитин) были написаны многие иконы и которые оказывалией большую финансовую помощь. Строгановы, богатейшие русские промышленники икупцы, из поколения в поколение славились и как страстные любители искусства.Строгановская школа обслуживала царский двор и царя. Строгановы ссужали навсевозможные кампании и предприятия царя огромные суммы, не требуя возвращениядолга, художники писали иконы по заказам крупных чиновников и вельможных особ.Как и Дионисия, строгановцев можно назвать придворными живописцами.
Поскольку строгановцы создавали иконы под частный заказ, а не дляхрамов и церквей, как было прежде, их небольшие произведения носили характерминиатюрного письма, которое получило название «строгановского письма».Небольшие по размерам (они предназначались главным образом для домашнихмолелен), с очень широкими полями, закрывавшимися драгоценными окладами,«строгановские» иконы отличаются почти миниатюрной тонкостью письма. Фигурки наних тоненькие, изящные, прорисованные до последнего волоска. Одежды персонажей,кружевная листва деревьев, травки – ниточки – все прописано золотом. Отличныерассказчики, строгановские иконописцы трактуют иные из своих сюжетных сцен вдухе народных сказок. По одеждам их героев впору изучать русскую одежду концаXVI – начала XVII века, а в пейзажных фонах их икон почти всегда ощущается чутьуловимый отпечаток природы Русского Севера[8].
Заслуги Строгановской школы надо видеть в создании не новогостиля, а нового типа иконы – вместо монументальных картин появляютсяминиатюрные произведения, удобные в домашнем обиходе. Отныне икона можетвходить в дом каждого православного, занимая там самое почетное место. Незритель идет к произведению, а произведение пришло к зрителю. Правда,уменьшение размеров иконы не прошло даром. Монументальность уступила местоманерности и виртуозности, глубина чувств и страстей – декоративнойэлегантности. Впрочем, считают искусствоведы, приоритет техники и стиля надсодержанием – типичное явление, которое знаменует завершение какой-либокультурной фазы.

4.2 Развитие литературы и науки
 
Литература. Объединение местныхкультур вокруг Москвы положило начало формированию общерусской культуры. Важнуюроль в ней играли литературно-публицистические произведения, поддерживающиеновую государственную политику и идею национальной независимости. Усиливаетсяинтерес к историческому и культурному прошлому страны, постепенно формируется новаятеория – преемственности Московской и Киевской Руси. Влитературно-публицистическом памятнике XVI веке «Сказание о князьяхВладимирских» обосновывается наследственная связь русских государей с Византиейи Киевской Русью, утверждается, что русские государи ведут свое происхождениеот римского императора Августа. Эту идею поддержали деятели Церкви, которые ктому же связали ее с идеей о Москве как о «третьем Риме». В составленных в 1392году и 1408 году в Москве летописных сводах проводится идея политическогообъединения русских земель, обосновываются исторические права московских князейна главенство в этом процессе. В середине XV века в Москве был составлен первый«Русский хронограф» – краткая всемирная история с включением в нее сведении изрусской истории.
Одним из первых авторов теории «Москва – третий Рим» являлсярусский писатель XVI века, монах псковского Елизарова монастыря, Филофей. Впосланиях великому князю Василию III он писал, что существовавшие прежде двамировых центра христианства – Рим и Византия пали из-за отхода от «истинногохристианства». Правители Византии изменили «истинному», т.е. православномухристианству, заключив Флорентийскую унию (1439) с католической церковью. НоМосква ее не признала, поэтому к ней перешла роль мирового центра христианства,она стала «третьим Римом».
В первой половине XVI века появились работы талантливогопублициста И.С. Пересветова «Сказание о царе Константине»,«Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване Васильевиче» и др. Вних излагается политическая программа преобразований в стране, основой которойвыступают укрепление самодержавия, военная реформа и присоединение Казанскогоханства. Сильная царская власть должна опираться на поместное дворянство. Авторпредлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам. Заограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник Ивана Грозногокнязь A.M. Курбский (1528–1583). Видный государственный деятель, писатель,переводчик и военачальник, он написал множество произведений, в том числемемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573) и триобличительных послания «лютому самодержцу» (составивших вместе с двумя ответамиИвана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики определах царской власти).
В XVI веке появляются новые многотомные летописные своды.Своеобразной энциклопедией исторических знаний считается «Лицевой летописныйсвод» – всемирная история «от сотворения мира» до 1567 года. Он состоял из 9тыс. листов и содержал 16 тыс превосходных миниатюр. Ценным памятником русскойисторической литературы является «Степенная книга» (1560–1563), освещавшаяисторию русского самодержавия (от Владимира Святославича до Ивана Грозного) по«степеням», т.е. периодам правления великих князей и митрополитов. Онасоставлена по материалам летописей, хронографов и родословных книг, духовникомцаря Ивана IV Андреем (позднее – митрополит Афанасий).
Продолжал развиваться особый жанр исторических сочинений,пришедший к нам из Византии, – хронографы (сочинения по всемирнойистории). Вначале на Руси они были переводными, но начиная с XI века ихдополняют русскими известиями. Среди литературных памятников такого рода стоиттакже упомянуть грандиозный свод церковной литературы Великие Четьи-Минеи(Чтения ежемесячные) – жизнеописания русских святых, составленные по месяцам всоответствии с днями чествования каждого святого. Этот труд состоял из 12 томов(по одному на каждый месяц года) и охватывал все письменные памятники (кромелетописей и хронографов), которые допускались к чтению на Руси. Он создавалсяпод руководством митрополита Макария (1482–1563) в течение 20 лет. Онбыл главой иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали ираспространяли произведения русской церковной литературы. При участии другого государственногодеятеля и писателя московского священника Сильвестра (? – ок. 1566) былсоставлен знаменитый «Домострой» (XVI в.) – свод житейских правил инаставлений, возникших в боярской и купеческой среде Новгорода. Он защищалпатриархальный уклад в семье, давал советы экономии, бережливости, веденияхозяйства.
Оживление культурных связей с другими странами мира впостмонгольский период привело к развитию жанра путевых очерков, так называемыхдревнерусских хождений (основоположником которого принято считать игуменаДаниила, начало XII в.). В XV веке появились путевые записки тверскогокупца Афанасия Никитина (? – 1475), описывающие его путешествие в Индию(1466–1472) – «Хожение за три моря» (имеются в виду Каспийское, Аравийское иЧерное). Это был первый европейский письменный труд о хозяйственном укладе,культурных обычаях и религии Индии. Никитин описал пышные выезды местногосултана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия. Своимподвигом он доказал, что в середине XV веке, за 30 лет до португальского«открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, ноцелеустремленный человек.
Для устного народного творчества этого периода характерныбылины, исторические песни, сказки, пословицы. В XIV–XV веках создается целыйцикл летописных повестей и сказаний, посвященных борьбе Руси с золотоордынскимигом. Наиболее значительными были «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическаяпоэма рязанского священника Софония «Задонщина», литературным образцом длякоторой послужило «Слово о полку Игореве». В Новгороде возникли былины оВасилии Буслаеве и Садко – богатом госте. Складывается жанр народныхпоэтических и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошлив летописные тексты, литературные сборники, легли в основу оригинальныхпроизведений («Песня о Щелкане», повествовавшая о народном восстании в Твери в1327 г., повести о битве на Калке, о славном защитнике Рязанской земли отполчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии;«Сказание о граде Китеже» и др.)[9].Большую роль в истории культуры России сыграло появление в 1553 г. книгопечатания.Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времениизвестно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве.Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли ИванФедоров (ок. 1510–1583) и Петр Мстиславец. Они создали первыедатированные печатные книги – «Евангелие» (1556) и «Апостол» (1564). До концаXVI века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания.Книгопечатание способствовало распространению грамотности и просвещения нетолько среди дворянства и духовенства, но и среди городского населения.
Научные знания. Этот периодхарактеризуется ростом научных знаний и просвещения. Большое значениеприобретают практические руководства по арифметике, геометрии, строительствутехническим наукам. В Москве и Новгороде появляются часы, развивается кузнечноедело, налаживается чеканка монет, изготовление орудий и другие производства.Все это требовало применения прикладных знаний. Большой интерес проявляется кастрономическим явлениям, пишутся трактаты «О широте и долготе земной», «Остадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и т.д. Развиваютсямедицинские знания. Очень ценными являются географические описания русскихпутешественников. Продолжается знакомство русских книжников с античнымиписателями и философами.
Усложнение строительного и военного дела потребовалосовершенствования математических расчетов. Появились практические руководствапо измерению и описанию земельных площадей, были составлены различные пасхальныетаблицы. В XVI веке умели производить действия над числами с дробями,пользовались знаками «плюс» и «минус».
Появились первые русские географические карты («чертежи»). В 50-хгодах XVI века началось составление генерального чертежа всей страны, описаниекоторого сохранилось в «Книге Большому чертежу». Изготовление пороха, развитиесолеваренного производства требовали применения химических знаний. Различныесведения по биологии, медицине содержались в многочисленных «травниках» и«лечебниках»[10].
Итак, татаро-монгольское нашествие не сломило творческого духарусского народа. Подъем национального самосознания после Куликовской битвыпроявился в огромном интересе к историческому культурному наследию ДревнейРуси. Он способствовал развитию лучших его традиций и созданию новых культурныхпамятников. Не случайно культуру XV–XVI вв. специалисты иногда называют«русским Возрождением».

Заключение
 
· Первая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти три тысячи летязыческого догосударственного существования, а второй – тысячу летхристианского государственного.
· Вторая эпоха развития русской культуры – христианская, занявшая тысячу лет, – можноподразделить на три периода.
· Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX–XVI вв.).Он разбивается на два важнейших этапа – киевский и московский. Этот периодназван допетровским. Основная культурная доминанта – ориентация русскогоискусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главнойсферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявилсебя национальный гений, являлось религиозное искусство.
· Второй период связан с династией Романовых (1613–1917). Двумя основнымикультурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразиерусской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первуюскрипку в этом дуэте играл Петербург. Этот период назван петровским, посколькуименно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основнымисточником культурных заимствований и подражаний в это время становится ЗападнаяЕвропа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где снаибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светскоеискусство.
· Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм былсвергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусствастановится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основнаяориентация – на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной намарксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзяназвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку онаудивительным образом соединяет то и другое, будучи непохожа ни на ту, ни надругую.
· У славян обнаружена оригинальная система письма – так называемаяузелковая письменность.
· Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории икультуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли отВизантии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноныиконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого КиевскаяРусь пережила разительный подъем культуры, в течение первого же столетиявышедшей на высокий европейский уровень.
· Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими просветителями ипроповедниками христианства.
· Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимаетлетопись, развивавшаяся в течение многих веков.
· Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практическиединственными формами художественного самовыражения русских.
· В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаясяв росписи Софийского собора.
· Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей,был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы былроманский стиль.
· Дробление единого художественного пространства на самобытные школыи направления – процесс закономерный не только для России, но и для ЗападнойЕвропы. В России в это время ведущими являлись три школы:
– владимиро-суздальская;
– новгородская;
– московская.
· Две другие школы – псковская и строгановская – представляли хотя исамобытное, но не самое выдающееся явление.
· Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбльМосковского Кремля и завершился период интенсивного строительства, начатоговеликим князем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-города иБелого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центрМосквы – Кремль.
· Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило началоформированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-публицистическиепроизведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальнойнезависимости.
· Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатанияв 1553 году. Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящеговремени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатаниинаступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типографияв Москве.

Список литературы1. Радугин А.А. Культурология: Учебноепособие – М.: Центр, 2001. – 304 с.2. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие для вузов М.: Гардарики,1999. – 446 с.
3.  Культурология. Под ред. Багдасарьян Н.Г. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001 – 511 с.
4. Зезина М.P., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. –М., 1990.
5. История культуры России. – М., 1993.
6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994.
7.  Быстрова А.Н. Миркультуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное идополненное. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «ИздательствоЮКЭА», 2002. – 712 с.
8.  Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятиякультурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 216 с.
9.  Кравченко А.И. Культурология Учебное пособие для вузов –4-е изд – М Академический Проект, Трикста, 2003 – 496 с
10. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь:Кавказский край, 1993.
11. Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Социс. 1995.
12. Введение в культурологию: Учеб. пособие Ч. 2. М., 1995.
13. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Подред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998
14. Культурология, эстетика, искусствознание: Словарь-справочник.Ростов-н/Д., 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.