Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство как явление культуры. Религия как явление культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
 
ПОКУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: Искусство как явление культуры. Религия как явление культуры
Выполнил студент 33 группы
Ночовний Алексей
Киев 2009

 Искусство как явлениекультуры
В греческоймифологии Аполлон, один из основных богов греческого культа, кроме всегопрочего, был Мусагетом (греч. “водитель муз”). О том, что греки с самыхранних времен понимали сущность искусства, пишет в одном из своих стихотворенийзнаменитый греческий историк Гесиод (VIII—VIIвв. до н. э.):
Много умееммы лжи рассказать за чистейшую правду.
Если, однако,хотим, то и правду рассказывать можем.
[339, с. 170]
Далее Гесиодговорит и о силе искусства, о том, что если музы благосклонны к поэту, то онможет погасить “великую ссору”, дать утешение людям в горе, выносить решенья “сстрогой согласные правдой”. Недаром миф о легендарном певце Орфее рассказывает,что он своим пением укрощал диких зверей и двигал камни.
Такимобразом, древние мифы показывают, что возникновение искусства в человеческомобществе закономерно, и появляется оно по воле и под покровительством богов.
По поводупроисхождения искусства существует большое количество теорий. Практически всеони видят его корни в различных сторонах жизни и деятельности первобытногообщества.
Однитеоретики выводят искусство из трудовой деятельности, потребности которойвызвали к жизни ритуальные танцы и другие действа, где моделировались,имитировались реальные практические занятия людей. До сих пор известны трудовыепесни, сопровождаемые движениями, демонстрирующими тот или иной процесс труда.Эти “игрища” могли носить магический характер, предполагающий, что всесовершенные людьми движения и действия затем окажут воздействие на конкретныйобъект и помогут достигнуть желаемого результата. Считается также, что вдревнейших “игрищах” закреплен определенный опыт наших пращуров. Поэтому другиетеоретики (Ф. Шиллер, И. Хёйзинга) считают, что в основе первобытного искусствалежит игра как один из факторов развития культуры в целом.
Естьрелигиозные теории, в которых утверждается, что искусство возникло по волебогов и представляет собой ее проявление. Платон объяснял причиныхудожественного творчества тем, что устами певца — аэда — говорят боги,сам же певец в это время находится в состоянии экстаза, некоего поэтическогобезумия, и тогда искусство достигает высоких вершин. Аристотель связывалпоявление искусства с подражанием природе. Некоторые культурологи иискусствоведы предполагают причину возникновения искусства в особом умениихудожника “предчувствовать”, “вчувствоваться” в сущность вещей и передавать еев своем творчестве.
Но все теориибез исключения отмечают, что искусство представляет собой особый мир,порожденный человеческим духом, особую сферу человеческой деятельности. И еслимораль выступает как всепроникающее явление, без которого невозможна никакаяформа человеческой жизни и деятельности, то искусство воссоздает в своихпроизведениях всю Вселенную человека, те ее стороны, которые желанны илинежелательны для него, все формы его поведения. Оно несет в себе огромныймир фантазии и вымысла, с одной стороны, и выступает как Истина, Добро иКрасота — с другой.
В этихрассуждениях можно заметить, что искусство, как любой культурный феномен, включаетв себя особый вид деятельности, направленной и на окружающий человека мир,который художник познает, оценивает, преобразует, и на самого человека и егоотношения с действительностью. При этом окружающее может выступать в искусствекак источник самого искусства, как отражаемое явление и как то, что находитсяпод воздействием искусства. Именно эта сложность и многоплановость искусствапозволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир в особой форме, окоторой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразующим мир, оценивающимего. Искусство влияет на жизнь, так как оно несет в себе сильный воспитательныймомент, ведь все идеи искусства выражаются в эмоциональной форме. Кроме того,искусство устанавливает “связь времен”, предполагает общение во времени и впространстве между народами, странами и континентами и разными эпохами. Ономожет быть игрой, фантазией, вымыслом и при этом осуществлять в себе функциипознания, утверждения нравственных норм, выражения эстетического начала.
Искусство,соединяя в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективныйвзгляд на него человека, становится особой формой знания, способного воссоздатьцелостную картину мира. Но если для науки получение знания является основнойцелью, то в искусстве, помимо самого знания, заключено еще и отношение к нему.Только в искусстве мы сталкиваемся и с осмыслением того, о чем идет речь вхудожественном произведении, и с отношением к нему автора, и с действующеймоделью мира, как его понимает художник.
Как и каждыйвид культуры, искусство имеет особую знаковую систему — выразительные средстваего разных видов. Эта знаковая система образует не только особый “язык”искусства, но и создает “новую реальность”, не обязательно совпадающую с той,которая называется окружающим миром. В этой “новой реальности” утверждаютсяценности, выработанные обществом в различных видах своей деятельности, а такжете ценности, которые создает духовный мир художника. Вместе с ценностямиискусство несет в себе идеалы своего времени, общества, социальной среды;одновременно оно само может формировать идеалы будущего или переосмыслятьидеалы прошлого и настоящего.
Искусствопредставляет собой творческую деятельность, центральным звеном которой являетсясоздание художественного образа. Художественный образ — специфическое явление, присущееисключительно искусству. Ни одна другая человеческая деятельность,репродуктивная или созидательная, не создает такого феномена. В чем жеособенность художественного образа?
Художественныйобраз — этотакое сравнение, сопоставление, соединение различных сторон реального иливымышленного мира, в результате которого появляется новый предмет, персонаж илиновое качество. В книге Ю. Борева “Эстетика” художественный образ сравниваетсясо сфинксом. В этом создании древнего искусства соединились человек и животное,древний художник увидел “нечто человеческое во льве и нечто львиное вчеловеке”. Можно вспомнить также историю создания любого персонажа известнымихудожниками. Множество прототипов имели образы Евгения Онегина, ТатьяныЛариной, Анны Карениной и других. Художественный образ существует как элементили часть произведения и как целая художественная система, составляющаясущность искусства.
Художественноепроизведение — это целостность, в которой все ее элементы взаимосвязаны,взаимопроникают и взаимодействуют. Обратимся в качестве примера к роману А. С.Пушкина “Евгений Онегин”. Здесь каждый персонаж, даже проходной (например,гости на балу у Лариных), совершенно закончен и самодостаточен для того, чтобысуществовать как отдельный образ. Весь мир романа пронизан многообразнымисвязями, один персонаж без другого потерял бы часть своей полноты, наиболеецельно он воспринимается именно в сравнении и сопоставлении со всеми другимиперсонажами и обстоятельствами. Так, отношениям между Онегиным и егодеревенскими соседями посвящена лишь одна строфа:
Сначала все кнему езжали,
Но так как сзаднего крыльца
Обыкновенноподавали
Ему донскогожеребца,
Лишь тольковдоль большой дороги
Заслышат ихдомашни дроги.
Поступком оскорбясьтаким,
Все дружбупрекратили с ним...
[Гл. II, V]
Однакообратите внимание на то, какие простые и точные детали связаны с поведениемвсех действующих лиц, как в них сразу и окончательно отмечена вся глубинаразличия между образом их жизни, привычками и даже элементами быта. Другойпример: чаще всего принято сравнивать по сходству или противоположности Татьянуи Ольгу, Онегина и Ленского. Сравнимы даже Онегин и Ольга или же секунданты —Зарецкий и Гильо, сопоставимы и письма, которые пишет каждый из влюбленныхгероев. В знаменитом письме Татьяны постоянно звучит обращение к возлюбленному:
Я знаю, ТЫмне послан богом,
До гроба ТЫхранитель мой…
Не правда ль?Я ТЕБЯ слыхала:
ТЫ говорил сомной в тиши…
И в это самоемгновенье
Не ТЫ ли,милое виденье,
В прозрачнойтемноте мелькнул,
Приникнултихо к изголовью?
Не ТЫ ль сотрадой и любовью
Слова надеждымне шепнул?
[Гл. III]
ЧувстваОнегина совсем иные:
Я знаю, векуж МОЙ измерен;
Но чтобпродлилась жизнь МОЯ,
Я утромдолжен быть уверен,
Что с вамиднем увижусь Я...
[Гл. VIII]
ВлюбленныйЛенский пребывает в тумане лирических абстракций:
Что деньгрядущий мне готовит?
Его мой взорнапрасно ловит,
В глубокоймгле таится он.
Нет нужды;прав судьбы закон.
[Гл. VI. XXI]
По поводуэтого автор иронически замечает:
Так он писал,темно и вяло
(Чторомантизмом мы зовем,
Хотьромантизма тут нимало
Не вижу я. Дачто нам в том?)
И наконецперед зарею,
Склонясьусталой головою,
На модномслове идеал
ТихонькоЛенский задремал.
[Гл.VI, XXIII]
Каждое изписем — маленький шедевр, наполняющий образ героя неповторимым личнымсодержанием, и без сопоставления этих писем картина была бы не столь совершеннозаконченной.
И в этом, и вмножестве других отношений внутри романа складывается и живет особаяцелостность, особая модель мира, “новая реальность”, которая создана гениемхудожника и может быть создана только в искусстве.
Художественныйобраз — специфический сплав реальности и фантазии, в котором мера фантазиисвязана с целями произведения, определяемыми лишь волей автора.
Поэтому вхудожественном образе всегда присутствуют и объективное (реальный мир, которыйявляется лишь толчком для фантазии), и субъективное, отражающее всю полнотуиндивидуальности автора. В один и тот же год (1827) два русских художникаписали портрет Пушкина. Орест Кипренский (1782—1836) увидел Поэта,которого потребовал “к священной жертве Аполлон”, Пророка, призванного“глаголом жечь сердца людей”. Василий Тропинин (1776—1857) — другого,“человечного” поэта, гения, несущего в себе и черты повседневности,конкретности. Ни один из портретов не грешит против реальности, но каждый изних — взгляд художника и на объект, и в собственный внутренний мир, как быосветивший каждую работу, изображение поэта и отношение к нему автора.
/> />
В. А.Тропинин. Портрет                О. А. Кипренский. Портрет
А. С.Пушкина. 1827 год               А.С. Пушкина. 1827 год

Еще одновнутреннее единство обязательно для художественного образа: это единствоэмоционального и рационального. Если другие виды культуры обращаются и к мысли,и к чувству, то для них это обстоятельство не является специфическим.
Они чаще всегобазируются на каком-либо одном из этих моментов, который для них наиболеенеобходим. Мораль может нести в себе значительную меру рациональности и быть нечуждой эмоциям, а наука — стремится освободиться от “излишних” эмоций во имяистины. Религия невозможна без эмоционального ряда, но в ней можетприсутствовать (или отсутствовать) и рациональный ряд. Искусство же возможнотолько в этом сплаве, в котором мера рационального и эмоциональногоопределяется самим создателем произведения. Только в искусстве мысль должнабыть окрашена чувством, а чувство — быть “умным”. Иначе страдает сама сущностьискусства.
Поэтому,начиная с древнейших времен, самые выдающиеся умы человечества постоянноговорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не толькокультурного человека, но и по-настоящему полноценно развитого человека.
Одна изособенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из насприкасается не только к фактам и действиям, которые легли в основаниепроизведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, кпсихологическим особенностям народа, создавшего свое искусство.
Вповседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтомучеловек, не понимающий искусства, лишен целой Вселенной и в любом видедеятельности оказывается ограниченным.
Искусствовырабатывает эстетический вкус, ибо одно из его функциональных предназначений —быть носителем эстетических идеалов.
И, наконец,искусство побуждает к творчеству, заставляя сопереживать, “участвовать” в творческомпроцессе если не создания произведения, то, во всяком случае, понимания,проникновения в сущность вещей, и делает это без формул и методик, требующихспециальных навыков.
С другой стороны,оно предлагает свою систему видения мира, вскрывает связи, не доступные науке,развивая тем самым способность каждого к ассоциативному[1]мышлению, без чего нет никакого творчества. Религия как явлениекультуры
Как иискусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует вобществе на любом этапе его развития.
В религиизаложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, спониманием взаимоотношений природы и человека, космоса и общества. Немецкийсоциолог и историк Макс Вебер (1864—1920) считал, что основой религиистановится поиск смысла многих явлений действительности, в большей мере таких,которые воспринимаются как экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбори др. По его мнению, всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших временпридается сверхъестественный смысл. Одновременно появляется и идея спасениялюдей от бед и несчастий, идея воздаяния за страдания, которая пронизывает повседневнуюжизнь людей, придавая ей смысл и значение. Французский социолог ЭмильДюркгейм (1858—1917) полагает, что идея сверхъестественного не характернадля первобытных народов, она возникает лишь при определенных условияхсуществования общества и на определенной стадии развития.
Современныетеории религии связывают ее появление с необходимостью понять положениечеловека в мире, с возникновением отчуждения (превращения человеческого труда иего результатов в силу, господствующую над людьми), с особой формой отражениямира, в которой он удваивается (в виде естественного и сверхъестественногомиров). Среди факторов возникновения религии выделяются:
— зависимостьобщества и отдельного человека от внешнего мира, наполненного случайностями инепредсказуемостью результатов деятельности на любом уровне развития;
— зависимостькаждого человека от существующих общественных отношений, которые такжестановятся чуждой, вне индивида стоящей силой;
—психологические факторы, связанные как с отдельным человеком, так и с обществомв целом (например, страх, тревога за будущее, смена идеалов в обществе, личноестрадание или горе) [231].
Пониманиесущности религии оказывается различным в зависимости от того, дается этоопределение самой религией или религиоведением. Для любой религии онасама представляет собой откровение, воспринятое каким-либо пророком илиправедником непосредственно от самого божества. Так, согласно Библии (Ветхомузавету) основные положения религии были переданы Моисею; в исламе считается,что Аллах сообщил свою волю Мухаммеду. Для научного взгляда на религиюхарактерно ее понимание как такой формы сознания, в которой мир удваивается, т.е. признается существование естественного и сверхъестественного, земного ипотустороннего.
/>

Однако длялюбого взгляда на религию важно то, что в ней признаются три взаимосвязаныхмежду собой элемента: культ (основные объекты поклонения), вера (особоеэмоциональное мировосприятие) и ритуалы (те действия, которые долженисполнять приверженец данной религии).
/>Культ(лат. cultus“почитание”), сложившийся в каждой религии, в той или иной мере определентрадиционным для данного народа способом отношений с миром, представлением оего устройстве, поведением, системой ценностей, идеалами и многим другим. Ниодна религия не является чем-то внешним для данного народа и содержит ненавязанную одной частью населения (например, жрецами или привилегированнымиклассами) другой части (остальному населению) систему взглядов. Религия складываласьтак же, как и другие типы мировоззрения, естественным ходом развития отношенийчеловечества с окружающей действительностью. Мировые религии (буддизм,христианство, ислам, конфуцианство), как и религии каждого этноса (например,индуизм, иудаизм и др.) связаны с происхождением и становлением всегочеловечества сложными и крепкими связями и в этом смысле имеют много общего. Вкульте как бы опредмечиваются представления человека о мироздании, о причинах иследствиях любого рода деятельности, о сущности окружающих человекаестественных (природных) и искусственных вещей.
Русскийрелигиозный философ П. А. Флоренский (1882—1943) считал культ главнойстороной религии, относя к нему процесс богослужения. Каждый культ имеет свойпредмет поклонения и в этой связи в различных религиях мира складываетсяполитеизм или монотеизм. Политеизм— вера в существованиемножества богов, связанных с различными явлениями окружающей природы или сособенностями человеческой деятельности. Например, египетские верования былиполитеистичны (см. гл. VIII).Монотеизм— вера в единого бога, единобожие. Некоторыерелигии постепенно или сразу развиваются как монотеистические — иудаизм,христианство, ислам. Существуют религии, в которых практически неткакого-либо конкретного божества,— даосизм, буддизм, конфуцианство. Для нихкульт связан с определенными мировоззренческими установками.
Всякий культимеет свои средства — “различные культовые предметы” [231, с. 56],символизирующие главные моменты культа. Например, в христианстве крест представляетсобой довольно сложную знаковую систему: с одной стороны — это орудие казни, сдругой — символ смерти и воскресения; верхняя короткая перекладинаправославного креста напоминает о надписи, сделанной над головой казненного(“Иисус Назорей, Царь Иудейский”), нижняя диагональная — о том, что один изтех, кого распяли одновременно с Христом, злословил и поэтому отправился прямов преисподнюю, другой же, жалевший Христа,— к престолу Всевышнего.
 
/>
/>
 
Вера как способ поклонения представляетсобой неоднозначное явление. “Вера — это особое психологическое состояниеуверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведениичеловека, в истинности идеи...” [там же, с. 50], т.е. вера представляет собойэмоциональное состояние приятия какого-либо положения без доказательств, безлогической аргументации или подтверждения на практике. (Невозможно логическиили иным способом доказать существование Бога, равно как и противоположноеутверждение). В вере всегда содержится ожидание желаемого, причем важно и то,насколько значимо это желаемое для человека и общества. Религиозная же веранепременно предполагает возможность общения с сверхъестественными силами, сбогами или демонами, возможность существования каких-то свойств, качеств,связей, которые воспринимаются как необходимые, значимые или желаемые, как,например, чудодейственные силы и способности.
Кант различалтри типа веры: прагматическую, доктринальную и моральную. Прагматическая (лат.pragma“дело, действие”) — вера из выгоды.Например, когда в языческом Риме император Константин I(ок. 285—337) сделал христианствогосударственной религией (впрочем, сохранив языческие культы), многие перешли вэту веру. Но часто это были люди неверующие, ищущие выгод, мест в государственнойслужбе и других благ, которые предоставлялись только тем, кто принял новуюобязательную религию. Такая вера может сопровождать не только религию, но истать основой другой идеи, даже связанной с наукой (вспомним “теоретические”изыскания Т. Г. Лысенко в биологии, отношение к философии марксизма и пр.).Прагматическая вера становится основой ханжества в религии.
Доктринальная(лат. doctrina“руководящий принцип”) вера требуетзакрепления не столько смысла, сколько буквы религии. Каждое ее положениедолжно быть установлено раз и навсегда, никакие разночтения или трактовкиневозможны. Это чаще всего ведет к фанатизму и следующему за ним уничтожениюинакомыслящих и инаковерующих.

 
/>
 
/>
 
Моральная вера представляет собой образ жизниданного, конкретного человека. Она не претендует на окончательность изаконодательность веры, спокойно относится к другим проявлениям веры и вообще кдругим религиям. Здесь религия смыкается с морально-нравственным аспектомкультуры, поскольку выступает как свобода совести.
Каждаярелигия включает в себя и соответствующие обряды — ритуалы (лат, ritualis“обрядовый”), которые предписаны дляотправления культа. Это действия, совершаемые верующими в процессе реализациисвоей веры. Например, верующий мусульманин должен пять раз в день становитьсяна молитву непременно лицом к востоку и предварительно совершив омовение. Коранспециально обращает внимание на то, что если путешествующий в пустыне не имеетводы для омовения, он может использовать песок. Важно, чтобы ритуал былисполнен. Знание ритуалов каждой религии освобождает от многих неловкостей, аиногда и конфликтов, которые возникают на почве взаимонепонимания.
Всредневековой Испании даже военные действия прекращались на три дня в неделю: впятницу не воюют мусульмане, в субботу — евреи, в воскресенье — христиане. Досих пор деловые люди Судана хвалятся тем, что у них возможно решить любое делов любой день недели, поскольку в каждый из названных дней не работает толькочасть учреждений.
Кроме того, вкаждой из религий непременно есть священные книги, в которых излагаютсяпредания, молитвы, даются предписания, касающиеся жизни верующих. Во многихтекстах мы встретимся с описанием истории верующего народа, как, например, вВетхом завете; в них можно найти советы на все случаи жизни, вплоть до способовприготовления пищи или правил гигиены (например, в Торе — священной книгеиудаизма[2]). В большинстве священныхтекстов заложены общечеловеческие моральные принципы. Многие из них совпадают,несмотря на различие религий. Так, заповеди, предписывающие не убивать, некрасть, не лгать, почитать родителей, можно встретить практически в любойрелигиозной системе.
Еще однимэлементом каждой религии являются различные организации, упорядочивающие самурелигиозную деятельность. К ним относятся монастыри, церкви или другиеучреждения, сосредоточивающие административную часть религиозных сообществ. Неследует смешивать религию как способ отношения человека с миром и религиозныеорганизации. Цели и задачи последних не всегда находятся в соответствии друг сдругом, а иногда — и с основными принципами религии. Так, всему миру известнадеятельность инквизиции (лат. inquisitio“розыск”), взявшей на себя функциисудейства и казни инакомыслящих.
Как и любойдругой вид культуры, религия — одновременно особый тип мировоззрения и особыйвид человеческой деятельности, который отражает мир и его устройство и вместе сэтим оказывает на него существенное воздействие. В теории культуры нередко всюмировую культуру подразделяют на определенные типы, связанные с какой-либоконкретной религией. Так, выделяют культуру ислама, христианскую культуру,конфуцианско-даосистский тип ее и так далее. В последнее время появляются новыевероучения, ставящие себе цель — избежать разногласий между различными религиями.Например, бахаизм гласит, что Бог един, различаются лишь представления о нем.
Пониманиерелигии, ее основных принципов и особенностей, знание религиозной литературы,культов, особенностей веры, ритуалов и прочего составляет необходимый багажсовременного человека. Это в настоящее время становится предпосылкой егоразвития, понимания сложностей и специфики жизни многих народов мира. С этимположением вплотную связан не только вопрос веротерпимости, но и проблемынационального, политического и нравственного характера.

 
Использованная литература:
 
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Династии Ланкастеров и Йорков
Реферат Политология как наука и учебная дисциплина 2
Реферат Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета на примере предприятия ТОО РиК
Реферат Способы учета и распределения косвенных затрат позаказном методе
Реферат Сравнительный анализ методов хозяйственного учета
Реферат Сравнительный анализ МСФО 16 Основные средства МСФО 17 Аренда с ПБУ 601 Учет основных
Реферат Сравнительный анализ Основных правил работы ведомственных архивов и Основных правил работы
Реферат Методика обучения технологии машинной вышивки
Реферат Сравнительный анализ МСФО 38 Нематериальные активы и ПБУ 1407 Учет нематериальных активов
Реферат Анимационные программы задачи цели перспективы
Реферат Сравнительный анализ МСФО 16 Основные средства МСФО 17 Аренда с ПБУ 6 01
Реферат Учет кредитов на примере ОАО Металлургический завод им АК Серова
Реферат Мурашкин, Алексей Венедиктович
Реферат Сравнительная характеристика финансового и управленческого аспектов учета на примере ООО Спорт
Реферат Средства привлечения внимания в газетных заголовках