Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Реферат по предмету:«Культурология»
Тема: «Искусство Древней Греции и Древнего Рима»

План
 
1.Критскоеискусство
2. Искусство греческойархаики
3. Греческая скульптура
4. Особенности античногоискусства
5. Эпоха эллинизма
6. Культура Рима
Список используемойлитературы

1.Критское искусство
ИскусствоДревней Эллады своими корнями уходит не только в культуру древневосточныхцивилизаций, но также и в Критомикенскую культуру, которая была открытаблагодаря археологическим раскопкам на о. Крит. Найденные в конце XIX в. –начале XX в. останки этой культуры позволяют судить о достаточно высоком уровнеразвития духовной и материальной культуры народов, проживавших в конце III –нач. II тыс. до н. э. на о. Крит, а несколько позже в городе Микены,расположенном на греческом материке близ побережья Эгейского моря.
Критскиеписьмена до сих пор не расшифрованы, и остается открытым вопрос о том, к какойэтнической группе принадлежали эти народы и каков был их общественный уклад.Большинство ученых склоняются к выводу, что на Крите, так же как и в Египте,была рабовладельческая монархия. Другие считают, что там существовало родовое,доклассовое общество типа военной демократии.
При раскопкахв Кноссе на о. Крит найдены останки дворцового сооружения. Своей причудливойархитектурной формой оно напоминает греческий миф о Лабиринте. По-видимому,поэтические фантазии мифа появились не на пустом месте, и лабиринтдействительно существовал. Стены дворца покрыты фресками, фрагменты которыхдостаточно хорошо сохранились. Довольно часто на них, так же как и на критскихсосудах, можно встретить изображения быка: то мирно пасущегося, торазъяренного. Образ быка в критском искусстве, так же как и в античных мифах,встречается часто — очевидно, это животное играло какую-то важную роль в жизнидревнего народа и его религии.
Критскоеискусство не подчинялось строгим канонам, как предшествовавшее ему египетскоеискусство. Отсюда впечатление радости и непосредственности, которым веет отпроизведений критского искусства. В то же время критские изображения во многомнапоминают египетские рельефы с часто встречающимися изображениями животных(львов, кошек и проч.). Найденные в Кносском дворце рельефные изображениячеловеческих фигур также во многом по своей манере напоминают египетские. Всеэто свидетельствует о том, что критяне, поддерживавшие торговые и культурныеотношения с Египтом, могли позаимствовать у него и манеру написания рельефов.
Однако завнешним сходством с египетским искусством обнаруживаются и существенныеразличия в мироощущении и стиле критян. На Крите предпочитают непринужденностьи большую свободу в изображении фигур, в то время как в египетском искусствеглавное — это строгость и геометрические формы, суровая величавая простота,симметрия, каноничность изображения. Достаточно часто критяне изображали женскиефигуры, которые отличались непринужденностью и большей свободой — возможно, онибыли жрицами или это явилось отражением матриархальных отношений на о. Крит — неизвестно. Кроме того, критское искусство отличает стремление к причудливым иизвилистым линиям, в живописи и дворцах-лабиринтах царит ассиметрия. Вискусстве древних критян часто встречается тема моря — пейзажи, лазурный цвет,изгибы водорослей в орнаменте на амфорах. Со временем критское искусствопретерпевает изменения, становится манерным, что свидетельствует, по-видимому,о его увядании. В конце XV в, до н.э. города, расположенные на о. Крит,превратились в развалины. Предполагают, что критяне подверглисьопустошительному набегу ахейских племен, но не исключены также стихийныебедствия — землетрясение или извержение вулкана.
Послеисчезновения критской культуры ее преемником явилась близкая ей Микенскаякультура, которая просуществовала еще примерно три столетия. Ее стильотличался большей сухостью и строгостью линий, архитектура была более суровой.Если в критских поселениях не было крепостных стен и военных укреплений, то вМикенах, напротив, крепости встречаются достаточно часто. Они воздвигались навысоких холмах, окружались стенами, сложенными из высоких каменных глыб (такназываемая «циклопическая кладка»). Такая архитектура была обусловлена частымидлительными войнами.
О Троянскойвойне, длившейся десятилетия, рассказано Гомером в «Иллиаде». Война ахейцевпротив Трои относится примерно к XIII—XII вв. до н.э. Тем самым Гомерзапечатлел историческую память о микенской эпохе, где правда переплетается схудожественным вымыслом. Знаменитое описание щита Ахилла свидетельствуето высокой культуре эгейского мира. По преданию, щит был изготовлен самим богомремесла Гефестом, который покрыл его картинами полевых работ, плясок ипразднеств. Со временем эгейская культура пришла к упадку ввиду вторжениядорийцев — северных племен, стоявших на значительно более низком уровнекультуры, чем микенцы. Для дорийского искусства был характерен геометрическийстиль, во многом напоминающий древнее искусство эпохи неолита (большиедеревянные идолы, глиняные сосуды, покрытые однообразным узором, мелкиеглиняные статуэтки во многом напоминающие наши вятские дымковские игрушки).
 
2.Искусство греческой архаики
Искусство греческойархаики начинает складываться в VII—VI вв. до н.э. В нем можно обнаружитькак черты крито-микенской культуры, так и геометрического стиля эпохи архаики.Однако это была совершенно иная культура, на развитии которой сказалисьобщественные изменения того времени. В отличие от стран Древнего Востока, вГреции уже в эпоху архаики складывался республиканский способ правления, когдаправил не единоличный властелин, а целый колектив рабовладельцев и свободныхграждан государства-полиса.
В эпохуархаики искусство еще не обрело завершенных форм, а находилось в становлении. Вархитектуре начинал складываться тип храма, окруженного колоннадой, вскульптуре — статуи обнаженных юношей и девушек, рельефы со сценами битв, игр,состязаний, а в росписи сосудов отдается преимущество чернофигурным вазам сразнообразными сюжетами из античных мифов. В литературе того периода процветалалирика (Сапфо, Анакреонт), да и философия, не освободившаяся от мифологическихчерт, была близка поэзии своей образностью и афористичностью (Фалес,Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). В изобразительном искусстве утверждаетсяобобщенный человеческий образ, который впоследствии назовут «аполлоновским» — так же как и все греческое искусство того периода. В образе Аполлона отразитсяобраз не столько бога, сколько греческого героя, привлекающего не толькокрасотой своего тела и атлетическим сложением, но молодостью и силой.«Аполлоновское» искусство отличает неповторимый рационалистичный стиль, соизмеряющийи уравновешивающий пропорции человеческого тела и архитектурных форм. Огармонии космического целого поэты и философы начального этапа греческойкультуры рассуждали не абстрактно, а поэтично и образно, пытаясь рациональнообосновать основы красоты, подводя под это математическую базу. Не случайночисло у греков содержало сакральное знание, и на основании его было выработанопонятие меры, гармонии и в целом понимание канона в искусстве.
 
3.Греческая скульптура
Ранняягреческая скульптура заметно отличается от скульптуры более поздних периодов. Первоначальногреки окрашивали статуи в светлые и радостные цвета: волосы были золотистыми,щеки розовыми, а глаза синими. Храмы облицовывались цветной терракотой. Позднееони перестали использовать цвет и от внешнего украшения фигур перешли ксозданию строгих статуй из мрамора акцентируя внимание на целостности образа.Впервые в истории мирового искусства грекам удалось найти простую, но в то жевремя изысканную форму, которая заметно отличает их архитектурные строения искульптурные силуэты от искусства ранних эпох (образы Коры и Куроса).Таким образом, искусство архаики отличается строгой архитектурностью своихформ, оно соразмерно уравновешенно.
В эпоху греческойклассики искусство развивает и усовершенствует рациональнуюконструктивность формы и чувственную непосредственность содержания, доводя ихединство до подлинной гармонии. По-видимому, понимание гармонии и порядка былоприсуще жизненному мироощущению греков, живших в античном демократическомполисе в классический период своей истории, что и проявилось со всейочевидностью в архитектуре, пластике и живописи. Общественный строй Афин в V в.до н.э. достигает своей высшей точки в экономическом, политическом и духовномразвитии. Все мужское население Афин, за исключением рабов, представляло собойколлектив граждан, пользующихся одинаковыми правами. Все они могли быть избранына любую государственную должность. Наряду с рабским трудом, был распространенсвободный труд ремесленников и земледельцев. Труд на благо общества высокопочитался в античной Греции. Плутарх перечислил оплачиваемые государствомпрофессии афинских граждан — плотников, каменщиков, медников, мореходов,кожевников, дорожных рабочих, шахтеров, ткачей, а также представителейхудожественных профессий — скульпторов, живописцев, золотых дел мастеров и т.д. Таким образом, изобразительное искусство считалось в Греции одним из видовособо почитаемого ремесла, поэтому художники пользовались почетом и уважением вобществе. Так, знаменитого скульптора Фидия называли «прекраснымремесленником». Физический труд не считался у греков унизительным, как позже уримлян.
Афинскоеобщество отличалось подлинной демократией во всех сферах жизни. Греки ценилиразумность, уравновешенность, меру. Общественные отношения строились напринципе согласия с природой человека, естественными человеческими желаниями.Греки равно ценили и разум, и силу страстей. Они стремились привести их всостояние гармонии и в этом видели одну из целей искусства. Были специальныездания для хранения картин (пинакотеки), но в основном произведения искусстваокружали греков повсеместно. Статуи находились на площадях, рядом с храмами иливнутри, возле них проходили праздники, спортивные игры, шествия. По замечаниюПлутарха, «в Афинах было больше статуй, чем самих людей». И хотя греки ценили произведенияживописи не меньше, чем скульптуру, однако предпочтение они отдавали именнопластическому виду искусства, который с наибольшей силой сумел выразитьмироощущение античного мира («человек — мера всех вещей»).
Большинствогреческих скульптурных произведений известно по римским копиям, которые даютнам лишь отдаленное представление о шедеврах, не передавая красоты оригинала.Материал, из которого создавались греческие шедевры — не белый, а желтоватыймрамор, который светился изнутри, поэтому не случайно скульптуры словно дышалии воспринимались как живые. Античные статуи были столь прекрасны, что былислучаи, когда юноши влюблялись в статуи обнаженной Афродиты, Венеры и другихгреческих богинь. Известно, что при изготовлении статуй богов древнегреческимскульпторам позировали натурщицы и натурщики. Так, Фидию при его работе надЗевсом Олимпийским служил его помощник Калос, Пракситель ваял Афродиту со своейлюбовницы, а известная античная гетера служила многим живописцам натурой дляВенеры. Греки идеализировали выполненные с натуры произведения искусства,поклоняясь чувственным статуям, подражающим оригиналу. Особое значение имеликультовые статуи античных богов, которые помещались в храмах или перед ними, атакже на площадях и улицах городов. Статуи богов считались священными, и передними совершались жертвоприношения. Пластическое искусство в Древней Грецииболее других способствовало утверждению культа античных богов, поэтому уже назаре своего становления христианство активно выступило против него,
Памятникомзолотого века античной культуры является Афинский Акрополь — большойпродолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами,посвященными покровительнице города Афине (богине мудрости и труда). КомплексАкрополя органически связан с окружающим ландшафтом — с просторами Средиземногоморя и голубыми силуэтами гор архипелага. Акрополь являлся одновременно исвятилищем, и укреплением, и общественным центром, в нем храниласьгосударственная казна, помещалась библиотека и картинная галерея. Ежегодно внем устраивались празднества в честь богини Афины. После конных игимнастических состязаний, соревнований певцов и музыкантов наступал самыйторжественный момент праздника всенародное шествие в Акрополь: всадники наконях, воины в доспехах, государственные мужи, молодые атлеты, девушки и юношинесли жертвенных животных, везли модель священного корабля с прикрепленным кего мачте роскошным покрывалом, предназначенным в дар Афине. Праздникзаканчивался всеобщим пиром на Акрополе. В центре всего ансамбля Акрополя набольшой площади возвышалась бронзовая восьмиметровая статуя Афины, отлитаяФидием. Блеск ее копья отражали солнечные лучи, и он был виден далеко с моря,приветствуя приближающиеся корабли.
Самым большимсооружением Акрополя являлся Парфенон — сооружение, посвященное Афине-Парфенос(Афине-Деве). Гармоничный по своим пропорциям, из светлого мрамора, окруженный46 колоннами (по 8 колонн на коротких сторонах и по 17 — на длинных), Парфенонсоздает образ чистоты и строгости. «Шествие» колонн напоминает шествие людей.Кверху колонны сужаются. Все скульптурное убранство Парфенона исполнялось позамыслу и под руководством скульптора Фидия и его учеников. Над восточнымвходом Парфенона, где находился алтарь, располагалась скульптурная группа, изображающаямиф о рождении Афины из головы Зевса. Внутри храма находилась большая статуяАфины из слоновой кости и золота. На северном склоне холма несколько позднее (вконце IV в. до н.э. на рубеже зрелой и поздней классики) был построен другойхрам — Эрехтейон.
 
4.Особенности античного искусства
Особенностьюантичного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был егоглавной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту сталиуделять внимание только в эллинистический период. Однако в греческом искусствееще не было культа индивидуального, он возникнет позже — в эпоху эллинизма вДревнем Риме. А пока главенствовал эстетический идеал, основанный на обобщенномпредставлении о красоте человеческого тела, созвучного космосу, населенномубогами. Человек у греков рассматривался в качестве микрокосмоса, созданного поаналогии с макрокосмосом. Поэтому и портрет в греческом искусстве был развитслабо, что вовсе не означает, что передача сложной гаммы человеческих чувств ипереживаний грекам была чужда. Они решали эту задачу другими средствами и вдругих видах искусства (античный театр, литература, музыка и проч.) Это быловремя философов Платона и Аристотеля, драматургов — авторов великих трагедийСофокла, Эсхила и Еврипида и других классиков античной культуры.
Что касаетсягреческой скульптуры, то выразительность образа заключалась во всем телечеловека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многиегреческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «НикаСамофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» и другие) и дошли до нас безголовы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа.Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и телагреческих статуй необыкновенно одухотворены. К этому периоду относятсяизвестные статуи «Дискобол», «Мальчик, вынимающий занозу из пятки» и другие.Лица античных статуй классического периода похожи друг на друга, и лишь в IV в.до н.э. — в период поздней классики — искусство начинает тяготеть к большейконкретности и характерности образа.
В это времяполитическое могущество Афин пошатнулось, подорванное длительной войной соСпартой, что отразилось и на искусстве. Усиливаются и внутренние противоречияполиса, что та же ведет к нарушению гармонии и покоя, уступая место внутреннейтревоге и драматичности создаваемых в это время образов искусстве. В скульптурезаметно меняется характер движений и поз. Эти тенденции заметно обнаруживаютсебя в пластическом искусстве у скульпторов — Праксителя и Скопаса. Если вархаический период предпочтение отдавалось прямым фигурам, то в эпоху зрелойклассики появляются плавные движения, сохраняющие состояние устойчивости ивнутреннего покоя, а уже в позднюю классику фигурам необходима какая-то внешняяточка опоры (так, «Раненая амазонка» опирается на полуколонну). Пракситель ихудожники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, отдаваяпредпочтение красоте женского тела с ее плавными и мягкими переходами объемов,поэтому мужчины нередко имели у них женоподобный облик. И хотя подлинныхпроизведений Праксителя почти не сохранилось, одни лишь римские копии, но дух егоискусства передает мелкая греческая пластика — танагрские глиняныестатуэтки (в коллекции Эрмитажа), которые передают живу грацию, онимечтательны, задумчивы, ласковы и лукавы — все это характеризует искусствоПраксителя. В отличие от него, Скопас был художником бури, страстным ипорывистым, поэтому и движения созданных им скульптурных образов столь жепорывисты и динамичны, как он сам. Его сцены битвы с амазонками передаютупоение от боя, хмельной пыл сражения. Образ «Менады» предстает в буредиониссийской пляски, она напрягает все тело, выгибая торс и запрокидываяголову, уподобляясь натянутому луку.
Подобныеобразы раньше не встречались в греческом искусстве, которое отличалосьгармонией чувств и тела, ясностью духа. Теперь в движениях скульптур передаетсябуря чувств. Подобные изменения вызваны напряженной общественной атмосферойразложения и гибели греческой демократии. Этому положило начало захват всейГреции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшегоогромную монархию, простирающуюся от Дуная до Индии. Воспитателем Александрабыл сам Аристотель, а придворным художником — Лисипп, явившийся последнимвеликим скульптором поздней классики, создавшим известный пластический образсвоего ученика в IV в. до н.э.
Однаконесмотря на то что Александр был воспитан на лучших образцах античногоискусства, захватив Персию и Египет, он стал насаждать культы восточныхкультур, провозгласив себя богом и потребовав, чтобы ему воздавалисьбожественные почести в духе египетских фараонов: славили в гимнах, возносилиего силу и мудрость. На смену рабовладельческой демократии приходитрабовладельческая монархия. Наступает эпоха эллинизма, когда под эгидоймонархии объединяются две культуры — эллинская и восточная.
Но уже в IIIв. до н.э. единая держава, созданная Александром Македонским, распадается нанесколько монархических государств, образовавшихся в Египте, Сирии и МалойАзии. Теперь античная культура эпохи эллинизма, в свою очередь, начинает влиятьна культтуру Востока. Египетская скульптура своими чертами начинает напоминатьгреческую: она становится более демократичной, проявляет интерес к человеку.Центром античной культуры на Востоке становится новый город Египта-Александрия, в котором успешно развиваются философия и точные науки. ВАлександрии жили и совершили свои великие открытия известные всему миру ученыеАрхимед и Евклид. А Аристарх Самосский за восемнадцать столетий до Коперникадоказал вращение Земли вокруг Солнца.

5. Эпохаэллинизма
Эпохеэллинизма принадлежат такие великие шедевры греческой скульптуры, как НикаСамофракийская (конец IV в. до н.э.) и Афродита Милосская (II в. до н.э.). Вобеих скульптурах воскрешается дух высокой классики, который не был характерендля того времени, когда большей частью создавались скульптуры более чувственныеи порывистые. Если Афродита возвышенно спокойна, то Ника более динамична иэффектна. Когда-то Ника стояла на утесе на берегу моря, трубя в рог, обдуваемаяветрами и омываемая морской пеной. Сегодня ее подлинник хранится в Лувре,встречая посетителей на площадке широкой лестницы. Скульптура НикиСамофракийской сохранилась не полностью: она обезглавлена, без рук, споломанными крыльями, и тем не менее она словно парит над окружающим еепространством.
Искусствоэллинизма уже далеко отстоит от канонов классического античного искусства: егоформы утрачивают былую органичность, а композиции теряют свое равновесие. В эпохуэллинизма рождается новый культ — культ единоличного властелина, который былчужд греческому полису. Искусство начинает приобретать черты официальногоискусства, становится придворным искусством римских императоров.Эллинистические правители обожествляются и предстают в пластическом искусстве вобразе греческих героев (Август, Цезарь и другие).
Постепенносодержанием искусства становится частная жизнь человека. Возрастает интерес ксугубо личным и индивидуальным переживаниям человеческой души, что заметноменяет и художественный язык. Греческий бог любви Эрот — великий и властный — теряет свои черты и превращается в шаловливого купидона. Образы Аполлонастановятся томными и изнеженными. Развиваются мелкая пластика, парковаяскульптура, носящая черты декоративности, широкий размах принимаетградостроительство. Возрастает интерес к бытовым и жанровым сценам. Однако вцелом искусство эллинизма не смогло превзойти классическую Грецию, оставаясь ееучеником.
 
6.Культура Рима
В недрахантичной культуры параллельно с эллинизмом развивается культура Рима. СначалаРим являлся небольшой олигархической республикой на берегах Тибра, а затемзавоевал Италию и огромную территорию, простирающуюся по всему Средиземноморью.Падение Карфагена, по свидетельству историков, явилось переломным событием вистории античного мира — с этого момента Греция пала перед Римом. Однако, какписал Гораций, плененная Греция сумела победить своего «некультурногопобедителя». Если в области материальной культуры Рим шагнул намного дальше Греции,то в духовной сфере он не смог превзойти ее великую духовную культуру и«смиренно преклонил» перед ней свои колени.
Античныегреческие каноны искусства были не просто механически усвоены Римом, нотворчески им переработаны. Трудно представить себе римскую культуру безгреческой — она впиталась в его плоть и кровь. Собственные художественныетрадиции Рима заметно уступали греческим. Римская мифология ассимилировалагреческую и дала божествам другие имена: греческий Зевс становится у римлянЮпитером, Афродита — Венерой, Арес — Марсом и т. д.
Пластическиеискусства римлян во многом также копируют греческие образцы, но на свой лад — вскульптурах больше внешней эффектности, чем подлинного величия, что в конечномитоге явилось отражением общественно-политической жизни властного Рима с егокультом силы. Римские императоры нередко изображались в образе богов, чтосвидетельствовало о заимствовании также и египетских традиций. Однако современем кризис Римской империи и власти привел к кризису в искусстве.
В то же времяримское искусство подарило миру и свои шедевры. Безусловным явлением вхудожественной жизни эпохи Рима явились знаменитые фаюмские портреты (I– IV вв. н.э.), найденные в некрополях Фаюма, входившего в состав огромнойРимской империи. Фаюмские портреты являются самыми ранними образцами станковогопортрета в мировой живописи. Они были открыты сравнительно недавно – в 80-егоды XIX в. Написанные на небольших деревянных дощечках, портреты прекрасносохранились, о чем свидетельствует их коллекция в ГМИИ им. А. С. Пушкина.Подобно предшествовавшим им древнеегипетским погребальным маскам, фаюмскиепортреты носили преимущественно ритуальный характер. Однако если маскипередавали условный образ портретируемого лица, то фаюмским портретам былисвойственны черты индивидуальности, в них присутствовали также характерныеэтнические особенности. Пожалуй, ни одна из предшествовавших великих культур несмогла в столь реалистичной форме передать человеческий облик.
Фаюмские портреты,по-видимому, оказали влияние на развитие знаменитого римского портрета. Вримских портретах не только натуралистически точно передаются черты внешнегооблика известных римских императоров, но и психологические особенности ихличности. Нередко за мужественными чертами лица римлян (волевым подбородком,жесткими складками у рта, массивным носом, внушительными надбровными дугами)угадывается усталость и внутренний надлом (например, бюст «Филипп Аравитянин»сер. III в. н.э.). Образ в римском скульптурном портрете заметно отличается отгреческого своей индивидуальностью и интересом к внутренней жизни человека(напомним, что у греков он носил обобщенный характер и им был важен не столькопортрет, сколько композиционное пластическое решение фигуры в целом, ее позы,жестов). Да и возраст портретируемого в Риме заметно возмужал по сравнению сюными греческими героями. Перед нами взрослые мужи — императоры, завоевателинародов с сильным и волевым характером, вкусившие радость побед и горечьразочарований и уже пресыщенные властью. Наступившая агония рабовладельческогостроя предвещала начало конца великой Римской империи. Поэтому в пластическомискусстве этого периода отразилась нарочито подчеркнутая важность позы итеатральность жестов императоров, стремящихся любыми способами удержать власть(например, статуя Августа конца I в. до н.э., театрально простирающего руку квойскам).
Необходимостьподдержания престижа власти отразилась не только в пластическом искусстве, нотакже и в архитектуре. Помимо портретного искусства, Рим был знаменит своимзодчеством. Конечно, римская архитектура не может сравниться с греческой нисвоим обаянием, ни совершенством и гармонией форм, но она значительно превзошлаее своей инженерно-строительной техникой. При строительстве храмов грекипользовались сравнительно простой балочной конструкцией, в то время как в Римепоявляется конструкция сводов, заметно повлиявшая на развитие всеймировой архитектуры в более позднее время. Прежде всего это знаменитый тип базиликисо сводчатым перекрытием, который в средние века становится стольраспространенным и используется при строительстве христианскихкрестово-купольных церквей. Но первоначально тип базилики использовался в Римев качестве светского сооружения преимущественно при строительстве многоярусныхкаменных мостов, триумфальных арок, которые стали воздвигать в честь военныхпобед. К I—II вв. н.э. относят строительство знаменитого Колизея, построенногов виде амфитеатра и вмещающего десятки тысяч зрителей, а также Пантеона — «храма всех богов», представляющего внушительных размеров купольную ротонду. ВПантеоне впервые зодчие сосредоточили внимание не столько на внешнем видехрама, сколько на его внутреннем убранстве.
Римскуюархитектуру заметно отличало от греческой разнообразие форм и инженерныхконструкций, применяемых при строительстве как культовых сооружений, так исветских. По свидетельству историков, в III-IV вв. н.э. Рим имел достаточновнушительный и роскошный вид благодаря разнообразным сооружениям — памятникам,дворцам, аркам, мостам.
Постепенноримское искусство, так же как и культура в целом, приходит в упадок. Античноепластическое искусство вырождается и на смену ему приходит средневековое, ноименно портретное искусство долго не сдает своих позиций. Состояние кризиса вантичном обществе заметно отразилось не только в искусстве, но и в философиитого времени. Стоики проповедовали невозмутимость и спокойствие, покорностьсудьбе, отстаивали возможность самоубийства ввиду невозможности человека житьразумно и морально. Участие в общественной жизни государства допускалось, по ихмнению, лишь в случае, если оно не вынуждало к безнравственным поступкам.

Списокиспользуемой литературы
 
1. Мамонтов С.П. Основыкультурологи. – М., 1993.
2. Ортега-и-Гассет Х.Эстетика. Философия. Культура. – М., 1991.
3. Гриненко Г.В. Хрестоматияпо истории мировой культуры. – М., 1998 г.
4. Гнедич П.П. Всемирнаяистория искусств. – М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.