Реферат по предмету "Медицина"


Анатомо-физиологические особенности ребенка с точки зрения анестезиолога



Реферат

Тема: Анатомо-физиологические особенности ребенка с точки зрения анестезиолога

Содержание:

Введение

Анатомо-физиологические особенности ребенка с точки зрения анестезиолога:

- Нервная система

- Система кровообращения

- Система дыхания.

- Водно-электролитный обмен и КОС

- Другие особенности метаболизма

- Теплорегуляция

Список литературы

Введение

В педиатрической практике анестезия осуществляется по общим принципам анестезиологии. Основная задача -- защита больного от операционной травмы и обеспечение оптимальных условий для проведения хирургических вмешательств. Очевидно, что выполнение этой задачи обеспечивается достижением различных компонентов анестезии. Методы и технические приемы, позволяющие осуществить эти принципы, могут различаться, что связано главным образом с анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Наиболее четко эта специфика проявляется при анестезии новорожденных и детей раннего возраста.

Особенности анестезии в педиатрической практике реализуются на основании общего принципа - каждому больному своя анестезия. Речь, естественно, идет не об особом виде анестезии, анестетика и т.п. Важно правильно определить необходимые компоненты анестезии в каждом конкретном случае. Так, для новорожденных детей не столь важны угнетение сознания и снижение психического восприятия. В то же время особое значение для них имеет обеспечение таких компонентов анестезии, как поддержание адекватного газообмена, гемодинамики, аналгезии, температурного режима. У детей дошкольною и школьного возраста в дополнение к указанному особое внимание следует обратить на щажение психики. Ребенку трудно объяснить необходимость оперативного вмешательства, и он ни при каких обстоятельствах «не должен присутствовать на собственной операции», т.е. любые операции и манипуляции должны проводиться под общей анестезией (Михельсон В.А., 1985].

Совершенно очевидно, что детский анестезиолог должен хорошо знать анатомо-физиологические особенности ребенка и быть квалифицированным педиатром. Эти знания необходимы для оценки основных жизненно важных функций, их коррекции и поддержания перед операцией, в процессе анестезии и в стадии пробуждения

Анатомо-физиологические особенности ребенка с точки зрения анестезиолога

Анатомо-физиологические особенности детского организма являются основным фактором, определяющим специфику анестезиологической защиты ребенка. Эти особенности и отличия от взрослых больных наиболее выражены у новорожденных и детей раннего возраста. Новорожденный и, особенно, недоношенный ребенок, страдающий тем или иным заболеванием, с точки зрения анестезиолога представляет собой пациента с очень высокой степенью риска. Объясняется это многими причинами.

Само рождение ребенка является физиологическим стрессом, во время которого резко меняются механизмы функционирования кровообращения, газообмена, энергетического обмена и выделения. В первые месяцы жизни, а иногда и дольше ряд жизненно важных систем морфологически и функционально еще недостаточно развиты. Наблюдается несоответствие в темпах созревания различных систем («дисфункция созревания»), например высокое потребление кислорода и недостаточно созревшая система дыхания или чрезмерная теплоотдача в связи с относительно большой поверхностью тела и недостаточная теплопродукция из-за небольшой мышечной массы и т.п.

На отдельных этапах (1, 2, 3-й день жизни, 1-я неделя и т.д.) новорожденный по-разному реагирует на вредные воздействия, а также на методы интенсивного лечения. Лабильность ответных реакций, легкая ранимость тканей значительно быстрее, чем у взрослых, приводят к травме, отеку, кровоизлияниям и нарушению жизненно важных функций. Лабильность и незрелость ЦНС, малая масса тела и, соответственно, незначительные энергетические запасы предрасполагают к тому, что под воздействием различных факторов, в том числе интенсивной терапии, новорожденный гораздо быстрее взрослого переходит из одного критического состояния в другое. Так, «небольшие» неточности в инфузионной терапии на фоне дегидратации могут быстро привести к гипергидратации, неадекватная оксигенотерапия при гипоксемии опасна возникновением гипероксии и т.д. Важно отметить, что многие нормальные константы жизнедеятельности ребенка раннего возраста изучены менее точно, чем у взрослого человека. Определение ряда электрофизиологических, биохимических и других показателей у маленьких пациентов более сложно, опасно, трудновыполнимо, а иногда и невозможно. Это затрудняет как диагностику, так и коррекцию различных нарушений.

Существует также ряд анатомо-физиологических особенностей, важных для анестезиолога, и у детей других возрастных групп.

Нервная система

Головной мозг новорожденного ребенка относительно массы тела гораздо больше, чем у взрослого, за счет повышенной гидрофильности и значительно большею содержания жидкости. Извилины коры головного мозга плохо выражены и дифференцированы, дифференцировка нервных волокон происходит в 3 года, а полностью заканчиваемся к 8 годам. У таких пациентов недостaточно развиты ретикулярная формация и другие подкорковые отделы, а также гематоэнцефалический барьер. Учитывая эти особенности, анестезиологу следует помнить о том, что у детей раннего возраста значительно больше вероятность и опасность возникновения генерализованной судорожной реакции в ответ на раздражители: гипотермию и гипертермию, болевой фактор, гипергидрагацию и дегидратацию, некоторые анестетики и другие препараты. Гидрофильность тканей и повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера предрасполагают к отеку и набуханию мозга при гипергидрагации.

Незрелость вегетативной нервной системы проявляется отсутствием адекватного контроля, а следовательно, и стабилизации кровообращения, дыхания, мышечного тонуса, теплорегуляции.

Анестезиологу следует помнить, что морфофункциональные особенности МНС выражаются в упрямстве у детей 2--3 лет, негативизме у детей более старшего возраста, повышенной стыдливости у девочек.

Система кровообращения

В процессе рождения и в 1-е сутки жизни кровообращение ребенка претерпевает резкие изменения. У плода оксигенированная кровь из плаценты поступает через пупочные вены в нижнюю полую вену, затем в правое предсердие и через овальное отверстие в левое предсердие, желудочек и аорту. С первым вдохом и расправлением легкого резко снижается сопротивление легочных сосудов и возрастает легочный кровоток, увеличивается давление в левом предсердии. Через 10--15 ч это приводит к функциональному закрытию овального отверстия, анатомическое же закрытие его происходит через 2--3 нед, после чего устанавливается нормальный тип кровообращения. Однако под влиянием гипоксемии, гиперкапнии и ацидоза на этом переходном этапе возникает вазоконстрикция легочных сосудов и происходит шунтирование через артериальный проток и овальное отверстие, что усугубляет гипоксемию.

Такая ситуация может возникнуть при болезни гиалиновых мембран, диафрагмальной грыже. Применение бета-адреноблокаторов, ингаляции кислорода в высоких концентрациях могут в определенной степени нивелировать это осложнение [Михельсон В А. и др , 1980].

Относительно большая емкость капиллярного русла и недостаточно совершенная регуляция сосудистого тонуса обусловливают значительные колебания артериального давления и частоты пульса (табл. 1).

Таблица 1. Частота пульса и артериальное давление у новорожденных и грудных детей

Возраст

Частота пульса в минуту

Артериальное давление, мм pт. Ст.

сиcтолическое

Диаcтолическое

Новорожденный

130--180

65--80

15--45

1 нед

115--140

70-- 80

40-- 45

1 мес

110--130

75--80

45--50

1 год

100--110

85--40

50--55

У новорожденного скорость кровотока примерно в 2 раза выше, чем у взрослого, что связано с повышенным потреблением кислорода и более высоким обменом Увеличен также относительный ОЦК В табл.2 приведены показатели ОЦК (по данным Г.М. Савельевой).

Таблица 2. ОЦК и его компоненты в зависимости от массы тела здоровых новорожденных

Масса тела

Гематокрит

ОЦК

ОЦП

ОЦЭ

Мл

Мл/кг

мл

Мл/кг

мл

Мл/кг

2500--3000

55

329,8

113,0

148,8

50,9

181,3

61,6

3005--3500

53

327,0

98,4

148,9

46,6

171 8

51 7

3505--4000

52

366,5

96,2

175,6

61,1

190,6

60,1

4005--4500

56

498,6

94,9

171,7

40,8

226,9

54 0

Примечание. ОЦП объем циркулирующей плазмы ОЦЭ -- объем циркулирующих эритроцитов.

Более половины циркулирующей крови у новорожденного находится в венозном русле, значительная часть в легких и сердце и лишь 5% в капиллярах, в связи с чем при централизации кровообращения очень быстро наступают нарушение микроциркуляции, тканевая гипоксия и ацидоз. На это следует обращать особое внимание у детей с кишечной непроходимостью, перитонитом, септическим состоянием, когда имеет место гиповолемия. У детей раннего возраста отмечается более высокое содержание гемоглобина. Физиологически это необходимо для обеспечения более эффективного транспорта кислорода. Однако более высокий гематокрит и наличие фетального гемоглобина приводят к гемоконцентрации и ухудшению реологических свойств крови, поэтому в предоперационном периоде часто необходимо проводить гемодилюцию.

Система дыхания

У детей раннего возраста система дыхания еще менее стабильна и развита, чем кровообращение. Любые вредные воздействия быстрее всего оказывают отрицательное влияние на газообмен Верхние дыхательные пути, начиная от полости носа, очень узкие, слизистые оболочки их чрезмерно васкуляризованы и склонны к отеку Просвет трахеи также относительно узок, слизистая оболочка ее рыхлая, хорошо васкуляризована. В связи с этим у детей раннего возраста резко возрастает опасность отека и обструкции верхних дыхательных путей. Увеличение толщины слизистой оболочки трахеи новорожденного ребенка на 1 мм уменьшает просвет трахеи на 75%. Язык и надгортанник относительно больших размеров, гортань расположена высоко, что, по мнению некоторых анестезиологов, усложняет технику интубации трахеи.

Следует помнить, что у маленьких детей правый главный бронх короткий, относительно широкий и отходит под небольшим углом от трахеи. Эндотрахеальная трубка легко «проскакивает» в этот бронх. Горизонтальное расположение ребер у новорожденного и высокое стояние диафрагмы резко ограничивают возможность увеличения ДО. Минутная вентиляция может повыситься лишь за счет ЧД. Но увеличение ее более чем до 60 в минуту связано с резким увеличением работы дыхания и быстро приводит к декомпенсации.

Легкие у детей раннего возраста содержат много соединительной ткани, более плотны. Многие альвеолы еще полностью не расправлены, оболочка их более полнокровна. Все это в сочетании с узостью дыхательных путей приводит к значительному увеличению работы дыхания, особенно при нарушении проходимости дыхательных путей. У новорожденных и, особенно, недоношенных детей часто наблюдаются уменьшение количества сурфактанта и снижение активности этой системы. Это приводит к коллапсу легких (табл. 3).

Как видно из приведенного краткого обзора, организм ребенка раннего возраста, обеспечивая необходимый высокий уровень газообмена, не обладает достаточными адаптационными возможностями, поэтому патологические воздействия без своевременной защиты и коррекции очень быстро приводят к серьезным нарушениям гомеостаза. Необходимо также подчеркнуть, что изменения в системе дыхания приводят к нарушениям таких недыхательных функций легкого, как барьерная роль (фильтрация и метаболизм фибрина, деформированных клеток), тромбопластина и снижение фибринолитической активности крови, образование гепарина и др. [Gregory G.A, 1981].

Таблица 3. Некоторые показатели функции легких у новорожденного и взрослого

Показател1

Новорожденный

Взрослый

Масса легких, г

50

800

Диаметр трахеи мм

4--8

18

Диаметр альвеол мм

0,05--0,1

0,2--0,3

Общая альвеолярная поверхность м2

4

80

Число альвеол

24 Х 106

296 106

Жизненная емкость легких мл/кг

33

52

Дыхательный объем мл/кг

6

7

Частота дыхания мин -1

40

20

Мертвое пространство мл/кг

22

22

Функциональная остаточная емкость мл/кг

30

34

Альвеолярная вентиляция мл/кг в минуту

120

60

Потребление кислорода мл/кг в минуту

69

33

Растяжимость легких л/см вод ст

0004

0015

Аэродинамическое сопротивление дыхательных путей см вод ст /л с

40

20

Водно-электролитный обмен и КОС

Одной из особенностей водно-электролитного обмена у детей раннего возраста является значительная вариабельность его в различные периоды и даже дни. Это связано с ежедневным изменением массы тела, структурными изменениями клеток и тканей, активностью и т.п. Общее количество воды в организме новорожденного составляет 75-- 80%, а у недоношенных до 85% массы тела. Количество внеклеточной жидкости на единицу массы тела в 2 раза выше, чем у взрослого. В первые несколько дней после рождения масса тела ребенка уменьшается (физиологическая потеря), что связывают с недостаточным поступлением жидкости и повышенным катаболизмом после родового стресса (табл. 4, 5)

Таблица 4. Показатели водного обмена и компонентов циркулирующей крови новорожденных и взрослых

Показатель обмена

Новорожденный

Взрослый

Вода % массы тела

65--76

58-- 62

Внеклеточная вода % массы тела

31--65

18-- 22

Внутриклеточная вода % массы тела

35-- 43

38 42

Объем циркулирующей плазмы, мл/кг

316-- 465

42 7 489 (М)

(% массы тела)

(4, 7)

406 43 1 (Ж)

ОЦК мл/кг

685-- 1003

75 80 (М)

65 77 (Ж)

Потеря плазменного объема жидкости приводит к гемоконцентрации гематокрит увеличивается до 65--70% на фоне повышения содержания гемоглобина. Эти же механизмы могут вызывать повышение вязкости крови, гиперкалиемию, а также резкое уменьшение выделения мочи в первые дни жизни ребенка [Исаков Ю.Ф. и др., 1985].

В табл. 6 приведено содержание электролитов в первые дни жизни по данным различных авторов.

Таблица 5. Суточные потери жидкости у детей и взрослых по данным различных авторов

Автор, год публикации

Потеря жидкости мл

Обследуемый

Объем полученного молока, мл

через

почки

через кишечник

через легкие и кожу

Всего

Колебания массы тела, г

А.Ф. Тур (1963)

Новорожденный

1-й день жизни

10

48

51

98

197

-187

2 и »

91

53

26

79

158

-67

3 и »

247

172

3

85

260

-- 13

4 и »

337

226

13

92

331

+6

Керпель-Фрониус

(1964)

Новорожденный

120--

240

10 60

120--300

300 600

Взрослый

1000--2000

50--100

500--1000

1550--3100

Ю.Е. Вельтищев

(1967)

Ребенок с массой

тела до 10 кг

200-- 500

25--40

75--300

300--840

--

Взрослый

800--1200

100--200

600--1000

1500--2400

Уиткинсон (1974)

Новорожденный

30--100

96--109

126--209

Большинство исследователей считают, что в первые дни жизни у ребенка имеется тенденция к метаболическому ацидозу и дыхательному алкалозу. Но на 7--10 и день показатели КОС приближаются к нормальным. Форсированное проведение ИВЛ у этих пациентов может быстро привести к дыхательному алкалозу. Быстрая коррекция гиповолемии способствует возникновению ацидоза Это объясняется тем, что при резком увеличении ОЦК и объема экстра-целлюлярной жидкости изменяется соотношение бикарбоната и угольной кислоты (уменьшение содержания бикарбоната) и соответственно рН сдвигается в кислою сторону.

Tаблица 6. Содержание электролитов и осмоляльность биологических жидкостей

Показатель

Новорожденный

Взрослый

Na+

Крови, ммоль/кг

70--82,5

41,9

Плазмы, ммоль/л

130--150

135--159

Эритроцитов, ммоль/л

12,5--19

16,3--23

Мочи, г (ммоль/л)

0--0,008

16

(50--60)

(150--220)

К+

Крови, ммоль/кг

34,4--44,1

453

Плазмы, ммоль/л

3,5--7

4--6

Внутриклеточной жидкости, ммоль/л

150

110--140

Эритроцитов, ммоль/л

83--112

103--116

Мочи, г (ммоль/л)

20--30

30--90

Cl-

Крови, ммоль/кг

47-- 49,7

310

Плазмы, ммоль/л

99--124

96--108

Мочи, г (ммоль/л)

30--50

170--210

РН

Мочи, г (ммоль/л)

5,2--5,9

5,5--6,5

Осмолярность:

Плазмы, ммоль/л

200--295

310

Мочи, г (ммоль/л)

100--800

1200--1400

Плотность мочи, г/мл

1,001--1,020

1,017--1,025

Другие особенности метаболизма

Анестезиологу важно знать, что в первые дни после рождения у ребенка преобладают катаболические процессы. Потребление жира на единицу массы тела у новорожденных примерно в 7 раз, а у детей до 6 лет -- в 4 раза выше, чем у взрослых. В раннем возрасте отмечается высокая толерантность к жиру, и при парентеральном питании дети лучше взрослых утилизируют жировые эмульсии. У новорожденного ребенка запасы гликогена значительно меньше, чем у взрослого, и при полном голодании могут быть полностью израсходованы.

Очевидно, этим объясняется «физиологическая» гипогликемия.

Теплорегуляция

Поддержание нормальной температуры тела у детей раннего возраста является одной из важных задач детского анестезиолога. Изменение температуры тела новорожденного, особенно недоношенного, в сторону как гипотермии, так и гипертермии быстро вызывает резкие нарушения жизнедеятельности, а иногда смерть. Снижение температуры на 0,5--0,7 °С приводит к нарушению отдачи тканям кислорода, ухудшению микроциркуляции, сладжингу и метаболическому ацидозу. При этом угнетается сердечная деятельность: снижаются сердечный выброс и частота сердечных сокращений, возникают аритмии вплоть до фибрилляции желудочков. В процессе анестезии такая гипотермия приводит к торможению гидролиза анестетиков и мышечных релаксантов, поскольку снижается ферментная функция печени. У детей, перенесших гипотермическую реакцию во время анестезии, наблюдаются замедленное пробуждение, угнетение рефлексов, а летальность среди недоношенных и новорожденных более высока.

Повышение температуры свыше 39,5 °С также чрезвычайно опасно для детей раннего возраста. Гипертермия снижает артериальное давление, вызывает тахикардию и аритмию, судорожную реакцию и отек мозга. У детей раннего возраста резкие нарушения температурной реакции гораздо опаснее и возникают значительно чаще, чем у взрослых. Объясняется это морфологическими и физиологическими особенностями этих пациентов, которые прежде всего заключаются в резком несоответствии процессов теплопродукции и теплоотдачи. Поверхность тела новорожденного на 1 кг массы тела в 3 раза больше, чем у взрослого, поэтому теплоотдача излучением (с поверхности тела) значительно больше, а относительная величина массы мышц, обеспечивающих теплопродукцию, значительно меньше.

Подкожная жировая клетчатка небольшой толщины, поэтому плохо сохраняет тепло, создаваемое мышцами и работой внутренних органов. Относительно большая перспирация также усиливает теплоотдачу. Существенную роль в процессе терморегуляции играет коричневая жировая ткань, располагающаяся в межлопаточной области, обволакивающая крупные сосуды в области ворот почек, печени, паховых и подмышечных областях. Эта ткань снабжена специальными терморецепторами и при необходимости сохраняет тепло либо усиливает теплоотдачу. У детей раннего возраста эти механизмы еще не развиты.

Таким образом, физиологические реакции детей раннего возраста не могут полностью обеспечить адекватную теплорегуляцию и температура тела у них в значительной степени зависит от внешней среды. Это обстоятельство накладывает на анестезиолога большую ответственность за поддержание у них нормальной терморегуляции.

Прежде всего, у новорожденных и детей раннего возраста в предоперационном периоде, непосредственно перед операцией, в процессе анестезии и в ближайшем послеоперационном периоде должна проводиться тщательная термометрия. Лучше делать это с помощью мониторов и одного -- двух ректальных датчиков. Температура в операционном зале должна быть 26--28 °С. Обычно новорожденных оперируют на столах с подогревом, а различные манипуляции также производят на специальных реанимационных обогреваемых столах. Целесообразно обеспечить вдыхание подогретой до 28--30°С и увлажненной газонаркотической смеси. Переливаемые внутривенно растворы должны быть подогреты до 32--35 °С.

Резкая гипертермическая реакция также крайне опасна, а в процессе анестезии она может усилиться. Повышение температуры, если это не связано с характером заболевания, по поводу которого проводится оперативное вмешательство, является противопоказанием к операции. При значительном повышении температуры тела во время анестезии в послеоперационном периоде следует применять физические методы охлаждения: раздевание ребенка, охлаждение тела вентилятором, обкладывание влажными холодными пеленками, сосудами со льдом, промывание желудка или прямой кишки охлажденными до 5--6 °С растворами, внутривенное введение растворов аналогичной температуры. Хороший эффект дает внутривенное или внутримышечное введение 50% раствора анальгина в дозе 0,1 мл на 1 г жизни ребенка, аминазина (1 -- 1,5 мг/кг), дроперидола.

Гипертермическую реакцию не следует отождествлять с синдромом злокачественной, или «бледной», гипертермии.

Список литературы

1. Исаков Ю.Ф., Михельсон В.А., Штатов М.К. Инфузионная терапия и парентеральное питание в детской хирургии -- М.: Медицина, 1985

2. Михельсон В.A, Костин Э.Д., Цыпин Л.Е. Анестезия и реанимация новорожденных Л. -Медицина, 1980.

3. Михельсон В.А Детская анестезиология и реаниматология - М : Медицина, 1985

4. Михельсон В.А., Георгиу Н.Д., Попова Т.Г. Кетаминовый наркоз у детей Кишинев-Штиинца. -1987

5. Трушин А.И., Юревич В.М. Аппараты ингаляционного наркоза -- М- Медицина, 1989

6. Beasley J. М., Jones E F A guide to paediatric anaesthesia. London: Blackwell Sci., 1980

7. Gregori Y A Respiratory failure in the child-- New York: Churchill Livmgstone, 1981

8. Proceedings of the Second European Congress of Paediatric Anaesthesia.-- Rotterdam, 1989.

9. Vaster M, Maxwell S. Y. Pediatric regional anesthesia//Anesthesiology.-- 1989 -- Vol 70 N 2 - P. 324 338.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога
Реферат «Театральная деятельность в доу»
Реферат Шпоры к экзамену по Военной подготовке
Реферат Parents Attachment Style Essay Research Paper In
Реферат Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре
Реферат Вопросы преподавания основ бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы в юридическом ВУЗе.
Реферат Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности
Реферат Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания
Реферат Белки. Их строение и функции
Реферат Cheetahs Essay Research Paper CheetahsThe cheetah belongs
Реферат COnservation Priorities Essay Research Paper Many threatened
Реферат Walt Whitman Essay Research Paper Walt WhitmanAn
Реферат Ion Essay Research Paper There is a
Реферат Боярышник кроваво-красный
Реферат Азі 11 класів за спеціальністю "Соціальний робітник") та до Надбузького професійного аграрного ліцею (на базі 11 класів за спеціальністю "Соціальний робітник")