Реферат по предмету "Культура и искусство"


Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ

СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение личности вотечественной и зарубежной психологии……4
1.1.                       Общеепредставление о развитии личности………………..…4
1.2.                       Проблемыиндивидуально-психологических особенностей личности………………………………………………………………………….13
Глава 2. Народное художественноетворчество как средство воспитания личности…………………………………………………………………………15
2.1. Сущность народногохудожественного творчества…………………..….15
2.2. Соотношение коллективного ииндивидуального в фольклоре……...….23
2.3. Особенности и тенденции современногоразвития НХТ…………….…..26
Глава 3. Художественно-творческаядеятельность как основа педагогического процесса в коллективах НХТ…………………………….….33
3.1. Роль педагогического процесса вобучении и воспитании личности.…..33
3.2. Принцип индивидуального подхода,как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованнойлитературы………………………………………….43

Введение
Актуальность темы моейкурсовой работы заключается в следующем: в настоящее время многиехудожественные коллективы не способны создать творческую атмосферу, а педагогиорганизовать правильно и полноценно воспитательно-образовательный процесс вколлективе; в следствии чего коллективы просто распадаются, усилия педагоговоказываются тщетными в разрешении конфликтных ситуаций.
Решением проблемвоспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишьправильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностямкаждого отдельного участника, а не коллектива в целом.
Цель курсовой работы –выявить роль индивидуального подхода к личности в процессе обучения ивоспитания в коллективах народно-художественного творчества.
Задачи курсовой работы:
-          Представитьизучение личности в зарубежной и отечественной психологии;
-          Охарактеризоватьнародное художественное творчество как средство воспитания личности;
-          Раскрыть принципиндивидуального подхода как ядро воспитательного процесса участниковсамодеятельного коллектива.
Предметом исследования являетсяиндивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективахНХТ.
Внаписании курсовой работы использована следующая литература: Ефремов А.Л.Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004; КаргинА.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.:Просвещение, 1984; КаргинА.С. Самодеятельное художественное творчество и др.

Глава 1.Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии
 
1.1. Общеепредставление о развитии личности
Изучением личности занимались многие психологи какзарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницупедагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.
Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которыенеобходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.
Личность – это сознательный индивид, занимающийопределенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии.Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.
Индивид – конкретный человек, со всеми присущими емуособенностями.
Проблема изучения личности была поставлена Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитиепсихики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготскийположил ряд основных – идей:
1. О целостном подходе к изучению личности. Этозначит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельныефункции, психические процессы, а психологические системы этих функций ипроцессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется системапсихологических функций, которая характерна для этого возраста и определяетразвитие личности. Например: в раннем возрасте для развития психики характернасистема познавательных и эмоциональных функций. В которой ведущее значениеимеет восприятие. В дошкольном возрасте – другая система, где ведущее местопамять, в младшем школьном возрасте – мышление.
2. О развитии высших психических функций. Онпоказал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые онназвал высшими. – они полностью отсутствуют у животных, составляют высшийуровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий. Вотличие от натуральных или природных, которые присущи животным 9серсорныефункции: обоняние и т.д.) ВПФ – высшие психические функции имеют свое строение.Свойство, происхождение. Они произвольны, социальны, апосредованы. ВПФ: памятьи т.д. образуются при жизни в процессе воспитания и обучения, механизмом развитияВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначала возникают, какраспорядительные между людьми в процессе общения, деятельности, затем онаизменяет свое содержание и строение по средством знака (слова), вступает вопределенное отношение с мышлением, становится им управляемым и «вращивается»становится достижением человека. таким образом, ВПФ представляет тупсихологическую основу, которая составляет сущность человека, являетсясодержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, черезкоторую преломляются все внешние воздействия.[5]
Два важных понятия «социальная система развития»(ССР) и «психического новообразования». ССР – это является характерным длякаждого периода развития, своеобразное неповторимое отношение человека кдействительности, которая определяет развитие психики, развитие личности навозрастном этапе и является источником психологических новообразований.Например: центром ССР в дошкольном возрасте является взрослый человек, именноон является носителем определенных норм, функций, правил. Овладение правилами инормами через игру. В младшем школьном возрасте – взаимодействие с учителем,который является носителем умственной деятельности. «Возрастная ПСновообразований является системой образования, психологические свойства,которые являются итогом развития человека на данном этапе и предпосылкойразвития личности на следующем. Например: в дошкольном возрасте такиеновообразования: произвольное поведение, стремление соответствовать социальнымнормам.
Рефлексия рассматривается в 3 основных аспектах:
— при изучении теоретического мышления, при решенииразного рода мыслительных задач. Рефлексия – как направление мышления на самогосебя.
— при изучении процессов коммуникации и кооперации,связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и ихкоординации (при коллективном решении проблемы).
— при изучении самосознания, связанного с проблемойформирования, воспитания подрастающего поколения (устанавливают внутренниеориентиры, способов разграничения «я» и «не я», умение «вписываться», умениекоординировать свое автономное действие с действиями других людей.
Выготский наиболее адекватно реализовал положение осоотнесении диалектического и исторического материализма, т.е. преодолел разрывмежду диалогическим и историческим ходом психологического развития. При этом онне ограничивался теоретическим анализом проблемы, а основывался на экспериментедобытых фактов.
Он подчинил единство двух факторов развития:элементарные психологические функции больше обусловлены наследственно, а высшие– продукт исторического развития. Наследственные задатки – только предпосылкиразвития. Единство наследства социальных факторов не постоянно, адифференцировано, изменяется в процессе развития. Меняется среда, меняетсяотношение к ней. [8]
На основе его научных трудов были созданы самостоятельныенаправления изучения личности. Одно из них деятельностное направление.Основоположником его был Леонтьев, он исходил из положения Маркса о том, чтодеятельность воплощается в продукте. Происходит как бы (опредмечивание) техпредставлений, которые побуждают и регулируют деятельность. В процессематериального производства люди опредмечивают свои способности, т.е. вкладываютв предмет определенный предмет действования с ним. В свою очередь присвоениеобщественно-исторического опыта связано с принципом распредмечивания. Присвоениеобщественного опыта при наличии условий:
-           Процесса общения со взрослым,
-           Активность самого человека,
-           Адекватная деятельность.
Категория деятельности ведет к пониманию личности,как момента деятельности и ее продукта. Леонтьев в качестве предмета ПС вынеспсихику за пределы внутренней жизни человека, превратил психику в реальностьчеловеческой деятельности. В рамках деятельной теории Леонтьева его идеи тожеполучают широкое распространение положений о том, что высшая ПС функцияявляется результатом перехода первоначальных практических «высших» человеческихформ деятельности.
Подлежание обучению должно вести за собой развитие,что позволило понять процесс учения, как деятельность, специальноорганизованная и управляемая.
Изучение мотивов становления и утраты личностногосмысла продолжилась в трудах Бажович. Она обобщая данные смогла разработатьсобственную концепцию формирования личности в онтогенезе 9индивидуальномразвитии человека), она характеризует личность, как целостную ПС-структуру,возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию вовзаимоотношениях человека с окружающей средой. Становление личностирассматривает Бажович, как обретение индивидом свобды, как обращение егосубъектом собственной деятельности.
Личность (по Бажович) – высшая интегративнаясистема, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личностипроисходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норми образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этихнорм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцыстановятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добитьсянеобходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», накоторую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности«внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новоепонятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутреннейпозиции ребенка». Внутренняя позиция – это отражение того объективногоположения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественныхотношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позицияотражает просто объект положительного человека. [11]
Психодинамическое направление было представлено взарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.
Считается, что неосознанные психологическиеконфликты контролируют поведение человека. его психоаналитическая теория.
Теория Фрейда:
Личность включает в себя структуру компонентов: ИД,ЭГО, СУПЕР ЭГО.
ИД – от латинского слова «оно». По Фрейду означаетисключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИДиспользует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворенияинстинктивных побуждений.
Эго – от латинского «Я». Представляет собой рациональнуючасть личности:
Принцип реальности. Его задача – разделение длячеловека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД врамках организованного общества.
Направленность личности – это система побуждений,определенно избирательных отношений и активность человека. С давних временчеловек пытался определить источники активности личности, смысл жизни. однисчитали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другиенаходили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизничеловека. третьи пытались выводить поведение личности из биологических(сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).
Личность вступает в многообразные общественные связии осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разнымипобуждениями и мотивами.
Мотив – осознанное побуждение к деятельности илиповедению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественногодолга, в других – личностными потребностями или интересами, в третьих – наоснове чувств. При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не толькоосновные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности.Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонамдействительности.
От мотивов, как осознанных побуждений следуетотличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешниестимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, неучитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значениедля понимания сущности личности.
Потребность – это испытываемая человекомнеобходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности осознанны,проявляются в форме мотивов поведения. Потребности побуждают человека кактивности. Все потребности человека социально обусловлены, их развитиеопределяется характером социального производства и общественных отношений (поотношению к физиологическим потребностям общество определяет форму удовлетворения).По отношению к социально-духовным определяет как форму. Так и содержание.Потребности влияют на переживание, мышление и волю человека. в связи судовлетворением потребностей в зависимости от средств и способа ихудовлетворения человек переживает эмоции напряжения, радости. Потребность –основная побудительная сила познавательной и практической деятельностичеловека. Чтобы удовлетворить свои потребности человек должен найти средстваили иные, а затем решить определенные практические и теоретические задачи.Потребности многообразны, связаны между собой доминируют в данное время можетподавлять все основные и может определять основное направление деятельности.
Широта потребности зависит от уровня развитиячеловека и материальных условий. Потребности регулируют поведение человека,учитывая внешние условия, поведения, морали. В отличие от животных они разумноудовлетворяют свои потребности.
Виды потребностей:
-           Материальные,
-           Духовные: эстетические и познаний (общие, частные).
-           Общественные (в основу такой классификации положен принципнаправленности на тот или иной отдел).
-           На основании потребности в сознании формируется потребность втворчестве.
-           Общественные потребности: общение, перенимание опыта и т.д.Потребности в общении выражают социальную природу человека. стимулируетразвитие личности. Порождает любовь, взаимопонимание и т.д.
Интерес – избирательное отношение личности кобъекту. В силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребностьвыражает необходимость. А интерес – личную приязнь какой-либо деятельности.Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Интерес можетпоявляться стихийно и неосознанно, вследствие эмоциональной привлекательностиобъекта и уже потом осознается его жизненное значение. Которое определяетсямногими причинами.
Одни объекты отвечают общечеловеческой природе.Привлекают множество людей, другие отвечают возрастным особенностям. Третьи –социально-групповым особенностям, четвертые – индивидуальным. Различают вотношении к объекту зависимость от личного опыта образованности, воспитанности,воспитанности, духовного склада личности и т.д. [3]
Виды интересов: они различаются по содержанию инаправленности, выделяют материальные, общественные и духовные интересы.Материальный интерес проявляется в стремлении к жилищным удобствам, необычнымизделиям обихода и т.д. Материальные интересы могут носить искаженные формы:стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересы характеризуютвысокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы,интересы к литературе и искусству. Общественные интересы включают интересы кобщественной работе и организационной деятельности. Различают непосредственныйи опосредованный интерес.
Непосредственный интерес – это интерес к самомупроцессу действительности. Например, к процессу познания, овладения знаниями.
Опосредованный интерес – это интерес к результатамдеятельности. Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельностичеловека является правильное соответствие непосредственного и опосредованногоинтересов. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные– это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятиеминтересующего объекта.
Активные интересы – интересы действенные, когдачеловек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектоминтереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности,формирования знаний, способностей, характера человека. интересы различают пообъему, такое различие характеризует структуру личности. Могут быть люди с широкими,разносторонними интересами и одновременно глубокими интересами, и люди сширокими, но поверхностными интересами. Положительным является такой типчеловека, у которого на фоне широких многосторонних интересов есть основнойцентральный интерес, определяющий смысл жизни, основное направлениедеятельности. [9]
Под мировоззрением понимают систему взглядов наприроду. Общество, мышление и т.д. В узком смысле слова Мировоззрение – этосистема взглядов на общественную жизнь.
Мировоззрение личности составляет ядро еенаправленности, ее отношения к различным сторонам социальной жизни.мировоззрение служит регулятором поведения и действия личности.
Импульс к действию, возникающий под влияниемвнутренних условий. Или внешних обстоятельств соотносится со взглядами человекаи стимулируется или затормаживается.
Убежденность – это глубокая и обоснованная верачеловека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. убежденный человектот, у которого цели совпали с чувством и волей, для которых невозможенпоступок, противоречащий принципам.
Выделяют 2 типа отношения к идеалу: созерцательный(человек ограничивается восхищением своим идеалом) и деятельное (превращениесозерцательного в реальные черты собственного характера, построения планасобственной жизни).
Идеал – тот образец,который предвосхищает будущее и опережает жизнь, отражая тенденции ее развития.Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установокличности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.

1.2.Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностейличности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенноважен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, кпрактике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональноймыслительной личности, теп нервной деятельности или темперамент, характер идругое, т.е. все то, чем множество участников коллектива отличаются друг отдруга. Сочетание всех компонентов сторон личности и индивидуальности всегданастолько своеобразны, что ни один из участников не похож на другого, каждыйуникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найти подход, всех надовоспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности их развития как личности.
В личности выделяется несколько сфер:
-          потребностно-мотивационная;
-          познавательная;
-          эмоционально-волевая.
Потребностно-мотивационная представляет ядроличности. Потребности – источники всякой активности личности.
Изучение и учет индивидуальных особенностей личностиследует начинать с выявления наличествующих у него потребностей. Отсутствие уучастников определенных потребностей подчас делает совершенно нерезультативнымпедагогическое воздействие и обучение, в том числе и несформированность потребностейв занятиях хореографическим искусством.
Познавательные потребности по мере осознанияпревращаются в мотивы. Мотивы – это побуждение к деятельности. Важнейшимимотивами являются стремления, интересы, убеждения. [10]
Необходимо помочь участникам развить у себяпознавательные потребности в учебе и труде, а в нашем случае, занятиемтанцевальным искусством, а потом опираться на них в процессе воспитания иобучения.
Проблема воспитания разносторонне-познавательныхинтересов у участников весьма важна, этому могут содействовать введениеактивных методов обучения игры, которые поднимают заинтересованность учащихся,дают им радость в познания принципиально сложных элементов классического танца.
Стремления, познавательная потребность – этоважнейшие мотивы. Однако существуют еще и внешние (это требования, наказание,награда, похвала, соревнование, давление группы).
Действие их на участников следует обязательноучитывать в процессе обучения и воспитания.
Следует сформировать необходимые познавательныепотребности и связанные с ними мотивы.

Глава 2. Народное художественноетворчество как средство воспитания личности
 
2.1. Сущность и функции народного художественного творчества
Народноехудожественное творчество — коллективное творчество народных масс. В русскойнауке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическоетворчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народнаясловесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это —искусство, создаваемое массой народа.
Аналогичныетермины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народноетворчество), у французов и итальянцев — tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).
Нарядус этим существует международный термин фольклор. В переводе он значит: мудростьнарода, народное знание. Этот международный термин вошел в широкое употреблениес середины XIX в.
Заграницей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включаютвесь комплекс духовной и материальной культуры народа. В русской наукезакрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическоетворчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальныйфольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народнойхореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народномизобразительном искусстве.
Применениетермина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне справедливо.Поэтическое творчество трудящихся масс действительно не только является видомискусства, но и заключает в себе элементы народных верований и обычаев.Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались силойколлективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти должны былиобязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко онипелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение,независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми,выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчествонародных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, исуществовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучиетворческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе надвраждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал дляпонимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.
Врусской науке термин «фольклор» получил широкое распространение уже послеВеликой Октябрьской социалистической революции. Тогда же наука о народномтворчестве получила наименование фольклористики.
Большинствошкол и направлений в литературоведении и фольклористике XIX в. изучало устное коллективноетворчество народа, но сущность его понималась ими различно. Исследователи,стоявшие на идеалистических позициях, говорили о нем как о проявлении некоегомистического народного духа, существующего извечно и лишь облекающегося вразные национальные одежды. Этому противостояло материалистическое истолкованиеколлективного творчества как искусства народных масс, создаваемого вопределенных условиях социальной жизни. С особой силой эта проблема выдвигаласьв периоды обострения классовой борьбы; так было, в частности, во второйполовине XIX и в начале XX в. В то время идеологи реакционной буржуазии повели яростнуюатаку на демократические принципы изучения искусства, объявили народ косноймассой, неспособной к творческой деятельности. Фр. Ницше, например, называлсуеверием признание того, что народ способен создавать ценности культуры иискусства. [9]
Теория,согласно которой фольклор рассматривался исключительно как созданиегосподствующих, эксплуататорских классов вычеркивала деятельность народа изистории культуры. Так, в работах многих буржуазных исследователей утверждение озаимствованиях фольклора начинало звучать как утверждение о миграции культуры вгосподствующих классах, откуда якобы произведения искусства, обычаи, культурныенавыки спуска­ются в народ. Согласно этой концепции «косная масса», неспособнаяк созидательной деятельности, перенимает «моду» от «высших» кругов, когда тамона уже выходит из употребления. Одно из наиболее ярких выражений теория«сниженной культуры» нашла в работах немецкого ученого Ганса Наумана,написанных после первой мировой войны.
Подобныереакционные теории и поныне имеют хождение среди определенной части буржуазныхученых, которые утверждают, что трудящиеся не способны к творчеству, чтопопытки рассматривать народную культуру, народное искусство как нечтосамостоятельное, а не как ущербное отражение культуры господствующих классов,«ненаучны».
Этивзгляды имеют широкое хождение в реакционных кругах фольклористовкапиталистических стран, но в, то, же время они вызывали и вызывают там протестпередовых деятелей культуры и науки, которые выступают против этой концепциитворческой бесплодности народа. Так, в коммунистической печатикапиталистических стран был опубликован ряд статей, посвященных великой ролинарода в создании и развитии культуры. Борьба против реакционных концепций поэтому вопросу, правильное освещение взаимоотношения коллективного ииндивидуального творчества, самодеятельного и профессионального искусства имеетбольшое значение для понимания закономерностей развития художественноготворчества в прошлом и настоящем. [8]
Прямаясвязь, преемственность творческих актов, общность образно-стилистических форм —не внешняя примета фольклора, а его существенное качество, запечатлевшеемассовое внеличное художественное содержание фольклора. Он непосредственнонароден. Фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрелосодержание и форму в процессе жизни в народе — либо в результате многократныхактов пересказывания, пения, либо в результате единичного творческого акта, нотакого, который опирается на принадлежащий народу художественный опыт. Настиле, образах произведений всегда лежит печать духовного мира народной массы,и по этой причине говорят, что фольклор не имеет автора, что его автор — народ.
Рассмотрениеспецифики фольклора позволяет понять соотношение его признаков, которыенеоднократно назывались разными исследователями. Некоторые признаки являютсяглавными, другие — производными, второстепенными, одни — существенными, другие— несущественными. В научной литературе в особенности часто указывают на множественностьвариантов, вариативность, анонимность, традиционность, устность инепрофессионализм. [15]
Вариативность,рассматриваемая отдельно от других свойств фольклора, не может быть признанасущественным признаком, отличающим фольклор от литературы. Ведь вариативностьесть и в литературе: существуют разные авторские редакции произведения. Однаков фольклоре вариативность — это результат совместного творчества, исходящего отразных лиц, а в литературе она свидетельствует лишь о творческой историикакого-либо произведения, об интенсивной деятельности автора, ищущего лучшегоосуществления художественного замысла. Правда, в средневековых литературахбывала и такая вариативность произведения, которая сходна с фольклорной,существовали списки — редакции и версии рукописных произведений, но это говоритлишь о том, что фольклор исторически предшествовал литературе и влиял на ееранние формы. Однако и по существу вариативность средневековых письменныхпроизведений отлична от фольклорной. Об этом писал еще в XIX в. О. Ф. Миллер в предисловии кмонографии «Илья Муромец и богатырство Киевское». Он так характеризовалразницу. Отметив, что «отсутствие личного творчества, каким отличается устнаясловесность народа, в продолжение долгого времени до известной степени продолжаетпроявляться и в самой письменности», ученый писал далее: списки могут оказатьсяс произвольными «сокращениями и распространениями», «наростами». Важную разницумежду списками и фольклорными вариантами («пересказами») О. Ф. Миллер усмотрелв том, что устные произведения сохранялись «в течение долгих веков простопамятью», но не памятью отдельного человека или даже нескольких лиц: онисберегались «общим трудом, участием общей памяти». «Напротив того, в уголку,про себя совершали свои труды переписчики, некому было остановить, надоумить:смотри, вот ты тут пропустил, там не понял и переписал неверно, а там, второпяхописался (...) Все терпит хартия!» — восклицал О. Ф. Миллер. «В делепересказывания произведений народной словесности, — продолжал он, — совершеннонаоборот, преобладала гласность… Попробуй певец народный дать слишком большойпростор своим собственным присочинениям, — и они сразу прозвучали бы вопиющейразноголосицей для народного слуха. Только исподволь, мало-помалу, моглопроникать в постоянно проверяемые общим народным судом пересказы песен тоизменяющее начало, которое делает их вариантами». Если рукописный вариант —плод творчества и изменений, вносимых в произведение переписчиком, тофольклорный вариант — результат творчества и изменений, принятых, одобренныхнародной массой. Отсюда проистекает разница. Она по-своему выявляет различиенародно-массового и авторского творчества. Нельзя отождествлять фольклорное иписьменно-книжное варьирование. Вариативность тогда становится признаком, существенноотличающим фольклор от литературы, когда принято во внимание то, чему онасопутствует. В фольклоре вариативность обнаруживает про­цесс массовогоколлективного творчества, в этом ее своеобразие и отличие от варьированиякнижного произведения по спискам и авторским редакциям. [21]
Понятиеанонимности не применимо к фольклору. Анонимность означает, что у поэтическогопроизведения был творец-автор, но имя его осталось по каким-либо причинамнеизвестным. Фольклорные произведения хотя и обязаны начальным происхождениемкому-то одному, но, передаваясь от лица к лицу, в результате многочисленныхизменений и дополнений обрели вид, соответствующий среде бытования. В данномслучае нельзя говорить о том, что был автор, его создавший. Произведениевобрало в себя творчество многих лиц, и никто из них, отдельно взятый, не можетбыть признан автором. Надо считаться и с тем, что уже творческий акт первоголица не бывает в фольклоре свободным от существующих поэтических традиций.Возникающие произведения всегда зависят от предшествующего творчества:исторические песни приняли в себя свойства былин; лирические песни многимобязаны причитаниям и свадебным песням; баллады XIV—XVIвв. влияли на военно-исторические и социально-бытовые песни XVII—XIX вв.; частушки усвоили свойства лирических протяжных иплясовых песен; анекдот вобрал в себя черты бытовых сатирических сказок и т. д.
Традиционность,как следует из сказанного, действительно существенный признак, отличающийфольклор от литературы, но, как и при рассмотрении вариативности, надо выяснитьи принять во внимание проявлением чего является традиционность. Литература тожепо-своему традиционна: вне поэтической традиции развитие литературы немыслимо.В. Г. Белинский писал: «Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавшихпоэтов. Скажем более: она приняла их в себя, как свое законное достояние, ивозвратила их миру в новом, преображенном виде. Можно сказать и доказать, чтобез Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик;но нельзя сказать и еще менее доказать, что он что-нибудь заимствовал от своихучителей и образцов». [10]
Подчинениеобщим традициям, обнаруживаемое в творчестве самых даровитых певцов,сказочников, сказителей, означает, что каждый из них разделил общий массовый взглядна действительность, слил свои художественные воззрения и понятия собщепринятыми. В литературе художник тоже представляет свой народ, среду,класс, но в индивидуальном, неповторимом проявлении. Этим, в частности, можнообъяснить ту особенность литературной традиции, что она препятствует прямомуиспользованию труда предшественников. Таким образом, традиционность творчествав фольклоре можно рассматривать как выражение народных, массово-коллективныхоснов устного творчества. Традиционность соотносится с коллективностьюфольклора как явление и сущность. [3]
Устностьмногие исследователи считают самым существенным признаком, отличающим искусствослова в фольклоре от письменного творчества. Разница действительно очень важна,но едва ли устность может считаться признаком, который позволяет всегдабезошибочно отличить фольклор от литературы, если не считаться с тем, чемусопутствует устная форма в художественном творчестве. Имея в виду литературноетворчество,
Остаетсяотметить, что и непрофессионализм искусства народных певцов и рассказчиков неявляется чертой фольклора в такой мере, чтобы, опираясь исключительно на нее,отличать его от профессионального искусства. [17]
Такчто же такое фольклор как искусство слова? Это совокупность устныххудожественных произведений, созданных народом, массой трудящихся, в результатеих совместного коллективного труда. Родовым признаком, общим у фольклора слитературой, необходимо признать их принадлежность к художественномутворчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, — процессустного массового, непрофессионального творчества, основанного на традициях.Тради­ционное коллективное устное художественное творчество народа — вот чтотакое фольклор в самом кратком определении.
Если говорить о функциональной содержательнойнародно-художественного творчества, то необходимо выделить самые основные егофункции такие как: эстетическая, коммуникативная, кумулятивная с ярковыраженными элементами трансформации в современные виды искусства,воспитательно-образовательная, познавательная и др.
Именно народное творчество способно сохранитьпатриотизм, возродить интерес к культуре и национальным традициям общества,воспитать личностные качества участников самодеятельных коллективов.
2.2. Соотношение коллективного и индивидуального в фольклоре
Фольклорявляется основой, на которой развивается индивидуальное творчество. Выдающиесядеятели разных областей искусства прошлого и настоящего времени четкоосознавали значение фольклора. М. И. Глинка говорил: «Создаем не мы, создаетнарод; мы только записываем и аранжируем». А. С. Пушкин еще в начале XIX в. писал: «Изучение старинных песен,сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка.Критики наши напрасно ими презирают». Обращаясь к писателям, он указывал:«Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русскогоязыка».
Заветуобращения к народному творчеству следовали и следуют создатели классической исовременной литературы, музыки, изобразительного искусства. Нет ни одного видногописателя, художника, композитора, который бы не обращался к родникам народноготворчества, ибо в них отражена жизнь народа. Перечень музыкальных произведений,творчески развивающих искусство народа, огромен. На народные сюжеты созданытакие оперы, как «Садко», «Кащей» и др. Образы и сюжеты народного творчествавошли в изобразительное искусство. Картины Васнецова «Богатыри», «Аленушка»,Врубеля «Микула», «Илья Муромец», Репина «Садко» и т. п. вошли в сокровищницумирового искусства. А. М. Горький указывал, что в основе обобщений, созданныхиндивидуальным гением, лежит творчество народа: «Зевса создал народ, Фидийвоплотил его  в мрамор». Здесь утверждается, что искусство писателя, художника,скульптора Угольно тогда достигает вершин, когда оно возникает как выражениеидей, чувств, взглядов народа. Горький не принижал роли индивидуальногохудожника, а подчеркивал, что его сила таланта, мастерство придают особуювыразительность, совершенство форме создания коллективного творчества масс.Связь литературы и фольклора не сводится к использованию писателями содержанияи формы отдельных произведений народного творчества. Эта связь выражаетнесравненно более широкое и общее явление: органическое единство художника снародом, а искусства — с творческим народным опытом. [2]
Следовательно,как индивидуальное, так и коллективное творчество только тогда приобретаютогромное идейно-эстетическое значение в жизни общества, когда они связаны сжизнью народа и правдиво, художественно совершенно ее отражают. Но при этомнеобходимо учитывать, что, во-первых, характер и соотношение коллективного ииндивидуального творчества на разных этапах развития человеческого обществаразличны и, во-вторых, тот факт, что коллективное и индивидуальное твор­чествопредставляют собой своеобразные исторически возникшие способы созданияхудожественного произведения.
А. М.Горький справедливо говорил, что коллективное творчество масс явилосьматеринским лоном для творчества индивидуального, что начало искусства слова,литературы — в фольклоре. В ранние периоды истории близость литературы) инародного творчества была так велика, что невозможно четко их разграничить.«Илиада» и «Одиссея» с полным основанием считаются произведениями античнойлитературы и в то же время прекраснейшими созданиями коллективного народноготворчества, относящимися к «младенческому периоду жизни человеческогообщества». Та же неразграниченность индивидуального и коллективного творчестваотмечается в ряде произведений у многих народов.
Вначальный период своего существования литература еще целиком не отделилась отколлективного народного творчества. С развитием классового общества постепенноуглубляется разделение индивидуального и коллективного творчества. Но,разумеется, самые понятия коллективного и индивидуального творчества при этомнельзя трактовать отвлеченно, одинаково и неизменно для всех времен и народов.Индивидуальное и коллективное искусство имеют обусловленные историческойдействительностью особенности.
Вдоклассовом обществе коллективное творчество представляло собойхудожественно-образное отражение действительности того времени, обобщениевзглядов и представлений племени, первобытной общины, из которой еще невыделилась личность. В условиях, когда племя оставалось границей человека и поотношению к чужаку из другого племени, и по отношению к самому себе, когдаотдельная личность была, безусловно подчинена в своих чувствах, мыслях ипоступках племени, роду. Коллективное творчество являлось единственно возможнойформой художественной деятельности отдельных индивидуальностей. Участие всеймассы племени в обобщении жизненного опыта, общее стремление понять и изменитьдействительность явились основой доклассового эпоса, дошедшего до наспреимущественно в поздних переработках. Примером таких эпических сказаний,зародившихся еще в условиях доклассового общества, могут служить хотя бы руны«Калевалы», якутские олонхо, грузинские и осетинские сказания об Амиране,северокавказские и абхазские сказания о нартах и др.
Вдоклассовом обществе коллективность творчества не только сливалась синдивидуальностью, но подчиняла ее. Здесь даже самая выдающаяся личностьвоспринималась как воплощение силы и опыта всего племени; так зарождалосьхарактерное для эпоса и раннего литературного творчества изображение масснарода через образ героя (Вейнемейнен, Прометей, Бальдер, позднее — русскиебогатыри и другие образы героических сказаний).
Развитиеклассовых отношений не могло не изменить коллективного творчества. С появлениемклассового общества идеология антагонистических классов отчетливо сказывается вразличной трактовке образов, сюжетов сказаний и песен.
2.3.Особенности и тенденции современного развития НХТ
 
Народнаяхудожественная культура — широко используемое понятие, но при всей кажущейсяпростоте определить его границы, перечислить хотя бы основные его слагаемые идать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.
Во-первых,народная художественная культура имеет сложную и подвижную иерархическуюструктуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включаетявления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в нейодновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во-вторых, народнаяхудожественная культура полисоциальна, имеет конкретно-исторические формыбытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разнымисоциальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческомпроцессе задача также не из легких. В-третьих, народная художественная культура— понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые явления, каждое изкоторых нередко требует опре­деления его границ и сущности. Это касается такихосновополагающих категорий, как декоративно-прикладное искусство, фольклор,художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сихпор понимание предметного поля каждого из этих образований народной культурыостается весьма дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народногоискусства, теория художественной самодеятельности долгое время изучали проблемысвоего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросовнародной художественной культуры как целостного явления или как подсистемыхудожественной культуры, хотя такие попытки известны1. Тем более, что ряд наук(филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годына всеобъемлющую роль в изучении народной культуры, преувеличивая значение дляпоследней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуацияусугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентировразвития в XX в., когда насильственно отторгалисьпо идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различныеформы традиционной творческой деятельности широких слоев народа. [8]
Народнаяхудожественная культура — реальность, оказывающая мощное влияние наполитические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы всовременном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают ее как одно изэффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовойкультуры, «суверенизации» национальных ценностей, унификации иамериканизации культуры разных народов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетнаямеждународная организация по вопросам науки, образования и культуры при ООН,предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традиционной народнойкультуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. предложеноправительствам всех государств содействовать распространению традиционныхценностей. ЮНЕСКО направила в свои национальные советы соответствующие «Рекомендациипо сохранению традиционной культуры и фольклора».
ПриЮНЕСКО созданы и успешно действуют специальные международные комитеты понародной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства —СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые вносят заметный вклад в координацию международныхакций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и т.д.
Обращениек прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественнойкультуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленнаянеобходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.
Безвосстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственныхоснов не может возродиться национальный духовный менталитет. В то же времянельзя не учитывать, что в понимании и оценке роли фольклора не обходится без«перегибов». Слово «фольклор» стало едва ли не одним изнаиболее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не только этнографы,историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовойинформации. Происходит усиленная и искусственная фольклоризация самосознаниязначительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сторонахэтого процесса, его идеологической и откровенно конъюнктурной подоплеке.
Последнеедесятилетие XX в. с особой ясностью высветиловопрос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию,национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабыпотерь, понесенных народной художественной культурой в XX в. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, игры;растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования;приходится возрождать многие исконные народные художественные ремесла;разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русскойнародной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталкиванием еена обочину духовной жизни, размыванием национальных черт, отказом в праве насуществование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихсятрадиций формами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие изпотерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, миграцией, войной,раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспирирована государственнойкультурной политикой, в которой культурный плюрализм, многообразие региональныхформ были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единыхэстетических канонов в творчестве. В нормальный, естественный,культурно-созидательный процесс вторгались директивы партийно-государственныхструктур управления.
Народнаяхудожественная культура в современном мире имеет широкий спектр взаимодействийс элитарным искусством, а также с массовыми формами культуры. В течениедлительного времени массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негативнои противопоставляли им искусство элитарное. Однако очевидно, что элитарноеискусство, массовая культура не могут выполнить те задачи и функции, которыевыполняет народная культура, ибо это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемыеявления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования исохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни.
Отношениек народной художественной культуре сегодня — основополагающий фактор вкультурной политике России. В разные периоды это отношение складывалосьпо-разному: от полной поддержки до полного отрицания отдельных ее пластов.Начиная с 20-х годов XX в.традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от ихрегиональных особенностей, делились на более и менее «ценные» формы ижанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия ихформируемому «новому» менталитету народа. Концепциипролеткультовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-хгодов, нередко проявлялись, в частности, по отношению к фольклору вгосударственной культурной политике до конца 60-х годов. Традиционная вековаянародная культура, благодаря которой получило бурное развитие не толькоэлитарное искусство, но и русская культура в целом обрела яркую духовнуюсамобытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государстваи общества. Она подвергалась насильственному упрощению, отторжению, а порой и«революционному очищению».
Чтобыпонять сегодняшнее состояние народной художественной культуры, необходимообратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблем еефункционирования и развития. Только на этой основе можно выстраиватьконструктивную стратегию возрождения традиций, не превращая эту деятельность впропагандистскую кампанию.
Нельзяпонимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность,развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревнив истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить,но народная культура — результат творчества всего народа, а не одной только егочасти. Народную культуру можно представить как процесс творчества разныхсоциальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения,отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и какрезультат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластовразных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное иколлективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можновключить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей(творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные идуховные) и бытование, распространение; функционирование произведений культурыв обществе.
Содной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народнойкультуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней,народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем болееглобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру,взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественнаякультура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложныепограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным имассовым искусством.
Народнаяхудожественная культура не рассматривается ни как низший этап культурногоразвития человечества, ни как определенная ступень в развитии культуры, а каксамостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы,механизмы, социальную стратификацию и т.д.
В XX в. при изучении народного искусства,фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы иметоды: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические,социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центревнимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народногоискусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных ссоциальным функционированием различных частей народной художественной культуры,ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаныпопытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные,магические, этнические, психологические, социально-психологические,социологические и исторические закономерности народной культуры.
Современныйэтап изучения народной художественной культуры требует ее соотнесения суниверсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества,находящимися в зависимости от того или иного исторического состояниягосударства.
Народнаяхудожественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имееттакие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы итрансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой.
Педагоги,мастера, руководители множества возникших в последние годы студий, школ,центров, домов ремесел, фольклора, традиций нащупывают формы и методы передачитрадиционной культуры детям и подросткам, молодежи, взрослым. На смену семье,общине приходят школа, система образования, сеть специальных внешкольныхкультурно-просветительных учреждений, средства массовой коммуникации. Каждый изних ведет поиск своих механизмов включения человека в культурно-художественнуюдеятельность, в каждой из них складывается своя методика преодоленияотчужденности личности от своих традиций.
Сучетом изложенного предлагается следующее определение основных структурныхобразований современной народной художественной культуры — фольклора,художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма,декоративно-прикладного и художественно-прикладного искусства, любительскогоисполнительства.
Кромесложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур, каждая изкоторых претендует на универсальность, всеобщность, особую роль, налицо исистема более глобальных отношений между элитарной и народной культурами(субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оппозиции поотношению друг к другу. В последнее время обострились их отношения с массовойкультурой.
Непростыми и до конца не выясненными предстают отношения с динамичноформирующейся в последние десятилетия суперэлитарной культурой, получившейнаименование «общечеловеческие ценности».
Опыт культурного развитиянашей страны в XIX-XX вв. дает основание говорить онеразрывности, единстве, процессов развития элитарной и народной культур.Уничтожив элитарную культуру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эрозию и затухание народнойкультуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещичьихусадеб, а затем и деревень как традиционных очагов и хранителей культурногослоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.[8]

Глава 3.Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса вколлективах НХТ
 
3.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитанииличности
Педагогическийпроцесс в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном(ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методикепроведения и используемым средствам. Специфика эта определяется такжехарактером и основным предметом деятельности, которую выполняют членыколлектива.
Неявляется исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предметдеятельности которого — искусство, а основная цель — формирование иудовлетворение духовно-зстетических потребностей народа. В самодеятельномхудожественном коллективе эта цель трансформируется в область решениявоспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей.Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их вхудожественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляетсяэта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательныхзанятий, концертных выступлений.[15]
Конечно,нельзя придавать участию в работе художественных, научно-технических,литературных, прикладных самодеятельных, любительских коллективов и объединенийизлишнее значение в плане формирования творческого потенциала личности. В этомслучае, с одной стороны, под творческой личностью может пониматься лишьчеловек, участвующий в художественной самодеятельности, пишущий музыку илистихи, играющий на музыкальном инструменте или же делающий успехи в техническомтворчестве, рационализаторстве, а с другой стороны, непроизвольно принижаетсяроль других более важных факторов в социализации творческих устремленийчеловека. К сожалению, такой подход — фетишизация роли участия всамодеятельности для развития личности — характерен для многих диссертационныхисследований, статей, брошюр, рассматривающих эти вопросы. Художественноетворчество объявляется основным и едва ли не единственным факторомнравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этомзачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, вкоторой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельностии социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциалаличности.
Рольискусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую,обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда,окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условияхспособствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческойличности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественныйфон.
Рольхудожественного самодеятельного коллектива как концертной единицы, творцаоригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительнуюценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности,выполнения им социально-педагогической функции.
В чемже заключается специфика искусства как предмета воспитания, средствавсестороннего и гармонического развития личности?
Преждевсего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формойобщественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузкуосуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждойиз этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяетнравственное воспитание, право — правовое, идеология, политика —идейно-мировоззренческое.
Искусствовлияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует егоцелостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные инравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность,повышает политическую культуру, культуру труда и быта.
Эстетическаяигра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержанияискусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека кмиру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, наотношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство обостряет ум, нравственно облагораживаетчувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» — «очищающего»воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубиннымикорнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на негооказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социальногобытия, которые могут как усиливать, так и Снижать эффективность процесса. [17]
Советскимипсихологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л.Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментальноподтверждено влияние искусства на развитие личности: умственное, нравственное,эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенностьчеловека к искусству как форме деятельности.
Основнойприметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная,чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различныхвидов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный,фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве,художественной практике доминирующее значение имеют эмоции,эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное,идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.
Эмоциональноемышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения сискусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое иэмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечнымпродуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретныйрезультат (при определенной условности термина) влияния искусства,проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиямсоответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоцииобретают зримые очертания и формы проявления.
Даннаяособенность эмоционально-психологической деятельности личности в процессевосприятия искусства обусловливает и интенсивность еехудожественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развитияхудожественно-творческих навыков.
Оригинальностьрезультатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать ис точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. сточки зрения того, что оно дает человеку как художнику и — человеку.
Исполнительствов самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовныхценностей. Одной из них является глубокая нравственна» социализация, моральноесовершенствование человека. Деятельность эта может заключаться всамостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразныххудожественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности,развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данныйпотенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всейсистеме отношений человека с окружающими. Творческий подход к решениювозникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.
Эффективностьтворческой деятельности может определяться формированием с ее помощьютворческого типа личности. Данный критерий является определяющим длясамодеятельного художественного творчества, ибо эта задача — важнейшая из егофункций. [7]
3.2.Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участниковсамодеятельного коллектива
 
Принципиндивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной педагогикии теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается внеобходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенностиличности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методикуобучения и воспитания.
Индивидуальныекачества, способности играют огромную роль. Именно в художественнойдеятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости отспособностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяетсяметодика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителемпсихических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника.Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявленияиндивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этойметодики.
Индивидуальныйподход в художественной самодеятельности — основа успешной работы коллектива.
Нужноотметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принциповкасается не только учебных занятий, но и репетиционной и, отчасти, концертнойпрактики самодеятельного коллектива.
Длятого чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболееобщие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьшихзатратах времени и усилий максимальную эффективность. [10]
Вначинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения:индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за спецификиорганизации работы самодеятельного коллектива, когда приходится одновременнообучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная впсихологическом отношении мелкогрупповая форма занятий. В отличие оттеатральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждымучащимся педагог много времени занимается индивидуально, в самодеятельномколлективе руководитель не имеет возможности таким образом организовать ипроводить занятия из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебныезанятия с группами из 5—7 человек. Одновременно могут заниматься 2—3 группы вразных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получаетопределенное задание и выполняет его под контролем руководителя.
Занятияне рекомендуется проводить одновременно со всеми группами или партиями. Этозатрудняет контроль за каждым участником. С солистами—певцами,инструменталистами, танцорами — также целесообразно заниматься по отдельности ивключать их в общие репетиционные занятия только после твердого усвоенияпартий.
Присоставлении групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, впервую очередь физиологические, психические, возрастные. Самодеятельныйколлектив объединяет людей самой различной подготовки, разных по социальномусоставу, а главное, разных по одаренности и предрасположенности кхудожественной деятельности. Многие из них приходят в коллектив уже взрослымилюдьми, со сложившейся психикой, другие, наоборот, только вступают на жизненныйпуть. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность,несценичность и т. п.), не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстроусваивать учебный материал.
Дляразвития творческих навыков у менее одаренных участников необходимоиспользовать различные дополнительные приемы — предоставлять длительное времянебольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально по особому плану; нефорсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т.п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовкекаждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебныйматериал и средства — для достижения поставленных целей. Эти методическиеприемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становлениеучастника как исполнителя. [9]
Периодэтот сложный с точки зрения их психологического настроя на занятия, учебнуюработу. Утомительно на протяжении 1,5— 2 часов репетиции отрабатывать один итот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому желательно чащеразнообразить задания, которые ставятся перед участниками. Помимо постановкирук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения приемов игры, взанятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительноактивизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средствего выражения.
Сослабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными участниками, необходимы,кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых занятиях отстающихтрудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки. Индивидуальныезанятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков,подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникамможно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этомслучае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческоелицо.
Реализацияданной задачи основывается на диагностике творческих способностей участников,точном определении уровня их художественно-исполнительских ихудожественно-психологических данных. Речь идет о выявлении индивидуальностиучастника, прежде всего с точки зрения его творческих возможностей. На этомстроится, из этого исходит организация педагогического процесса вхудожественной самодеятельности. [12]
Разработкапроблемы диагностики художественных способностей в целом, несмотря напредпринимаемые усилия, требует дальнейшего внимания. Это относится и кпрофессиональному художественному образованию, и  к самодеятельномухудожественному творчеству. В обоих случаях используют при выявленииспособностей одни и те же методы. И недостатки, наблюдаемые при этом, общие:крайняя условность, формализация оценок, эмпиризм и субъективизм. В результатенередки случаи, когда один и тот же человек может оцениваться как исполнительпротивоположными оценками. В профессиональном образовании это приводит кбольшим отсевам студентов и учащихся как профессионально непригодных кхудожественной деятельности, в художественной самодеятельности — ихнравственным издержкам в воспитании. Это недопустимо ни с точки зренияматериальной (впустую расходуются огромные государственные средства), ни сточки зрения моральной (наносится иногда непоправимый вред, нравственный ущербличности, калечатся судьбы).
Диагностикадает возможность определить наиболее интересные нормы вовлечения человека втворчество. Многие руководители принимают в коллектив не всех желающих, чтобыне снижать исполнительский уровень коллектива, так как не все желающиезавираться художественным творчеством имеют ярко выраженные для этогоспособности. Тем не менее известно, что практически каждый человек обладает втой или иной мере художественными задатками. Но проявляются и реализуются онипо-разному и, естественно, имеют разную направленность и интенсивность. Значит,для их развития нужна очень гибкая и дифференцированная методика. Поэтому такнеобходима диагностика способностей участников, их психологических и умственныхособенностей развития: воображения, творческого мышления, скорости реакции и т.п. Обязательно также знать их интересы и устремления. Эти факторы следуетучитывать, ориентируя участника самодеятельности на тот или иной видтворчества.
Диагностикаможет касаться различных сторон личности участника или может иметь как бынесколько уровней:
—диагностика общих способностей к художественной деятельности — способности квосприятию искусства, художественному воображению, эмоциональной отзывчивости,художественному мышлению и т. п.;
—более частных способностей к конкретному виду исполнительской деятельности:овладению навыками, игры на музыкальном инструменте, пению, актерскомумастерству, ритмике.
Впрактике весь комплекс личностных качеств может проявиться более или менееполно с помощью различных типов деятельности— обычного восприятия искусства,исполнительства, критического анализа и т. д. Вместе с тем любая деятельностьимеет конкретные формы организации и объединяет определенные группы людей —слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в основномпотребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках организованногоили неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что касаетсяхудожественной самодеятельности, то подготовка участников опирается наисполнительское мастерство, художественные навыки. [24]

Заключение
Проблема индивидуальногоподхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ настолькоактуальна, что ее изучению посвящены не только методические труды в сферекультурно-досуговой деятельности, но, а также в психологии и педагогике.
Многие зарубежные иотечественные специалисты занимались вопросами данной темы, по крупицам собираято необходимое, что в настоящее время позволяет изучать индивидуальныеособенности развития личности.
Принципиндивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной педагогикии теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается внеобходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенностиличности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методикуобучения и воспитания.
Индивидуальные качества,способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности,организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей,индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы сколлективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических,художественно-творческих свойств каждого участника.
Без четкосформулированного индивидуального подхода к каждому отдельному участникусамодеятельного коллектива невозможна и плодотворная педагогическая ивоспитательная деятельность всего коллектива; руководитель коллектива обязанзнать индивидуальные особенности каждого участника, и исходя из них строить каксвою педагогическую деятельность, так и творческую атмосферу всего коллектива.

Список использованной литературы
1.        Веселова Ю.Г.Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
2.        Ефремов А.Л.Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.
3.        Зимина Л.Т.Духовное возрождение России. – М., 2000.
4.        Калинина С.А.Духовная культура России. – М., 2004.
5.        Каргин А.С.Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.:Просвещение, 1984.
6.        Каргин А.С.Народная художественная культура
7.        Каргин А.С.Самодеятельное художественное творчество.
8.        Костромичева Е.Ф.Русский фольклор. – СПб., 2000.
9.        Куликова С.Т.Культура и личность. – М., 2002.
10.     Кусков М.Н.Культурное возрождение, как перелом… — М., 2001.
11.     Магов И.Т. Путьхудожественного искусства
12.     Наумова К.А.Художественное творчество и художественная культура
13.     Незнанский Е.И.Культура, которая живет… — М., 2000.
14.     Нестребов Г.Л. Последам истории прошли: о роли народных баллад
15.     Панин Т.Д.Русский прорыв: быть или не быть народному искусству
16.     Пахомова Н.К. Фольклорныетрадиции России. – М., 2003.
17.     Петровский Е.Н.Культурное наследие. – М., 2001.
18.     Поздных И.К.Народное художественное творчество в России
19.     Померанцева Э.В.О русском фольклоре
20.     Прохоров Ю.Н.Российская культура на пороге XXIстолетия. – М., 2000.
21.     Сергеев Л.В.Самодеятельные коллективы. – Киев, 2000.
22.     Чичеров В.И.Русское народное творчество
23.     Шведова М.Д.Русская культура. – СПб., 2001.
24.     ЯснополянскаяЗ.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.