Реферат по предмету "Культура и искусство"


Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики

(на примере программы К.Прошутинской «Мужчина иженщина»)
Л.В.Ухова
Известно,что любой процесс человеческого общения протекает, как правило, в формедиалога. Жанры телевизионной публицистики, в которых основнымизобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческаяречь, а формой существования — диалог, имеют очень большое значение длятелевидения, поскольку коммуникативный процесс представляет собой одну из основтелевидения как социальной системы.
Наиболееконцентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общенияпроявляются в жанре интервью.
Интервью(от англ. interview — буквально встреча, беседа) — жанр публицистики,представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или инымдеятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского словаинтервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия,взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого — взгляд, мнение.Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.
Предметомнашего исследования являются способы организации диалога в режимеинтервью-портрета, которое по своим жанрово-определяющим признакам входит вгруппу аналитической публицистики. Интерес представляет тот факт, чтокомпозиционное решение подобных жанров целиком зависит не от фабулы события, ноот замысла автора, его интенции. [Телевизионная журналистика, 1994].
Наиболееинтересным примером портретного интервью, на наш взгляд, является авторскаяпрограмма К.Прошутинской «Мужчина и женщина». Задача автора — организовать интервью, чтобы раскрыть личность, сидящую напротив, с цельюсоздания главного диалога программы — откровенного разговора о любви.Особенностью данной программы, а также бесспорным ее преимуществом по сравнениюс другими программами этого жанра является тот факт, что перед нами публичныйдиалог, который происходит в присутствии зрителей.
Традиционнопри анализе публичного диалога исследователей интересуют способы и средстваорганизации диалоговых партий. [Голанова Е.И., 1997]. Но нам кажется, что сучетом специфики телевизионного интервью (и в частности интервью-портрета)следует расширить рамки анализа средств реализации образа автора и сделать этов двух направлениях. С одной стороны, подвергнуть анализу объективированную«рамку» портретного интервью, с другой — субъективированную, чтопредполагает характеристику жанрово-образующих и жанрово-определяющих факторов,принадлежащих той или иной языковой личности. [Антонова Л.Г., 1998].
Объективированная«рамка» включает в себя, во-первых, предынтервью, основной задачейкоторого является предварительный сбор информации о будущем участникепрограммы. (К.Прошутинская сама упоминает об этом в одной из своих передач: Вызнаете / журналист / который готовил передачу / он в предынтервью назвал Васоптимистом).
Нопоскольку главный диалог программы — откровенный разговор о любви мужчины и женщины(в контексте данной программы — супругов), т.е. людей, хорошо знающих другдруга, то в задачу предынтервью входит и диалог с супругой героя передачи.Последовательность диалоговых реплик-вопросов такова, что в ходе ответовженщина («она») как бы рисует свой «портрет» любимогомужчины («его»). Стратегическая задача автора на данном этапе — открыть для себя и для зрителей ту грань личности героя передачи, котораяспрятана глубоко внутри и не видима для окружающих, с одной стороны. С другой — создать атмосферу интимности, которая поможет герою передачи более искреннеповести диалог о любви.
Во-вторых,проход по коридорам в направлении студии, в ходе которого герою передачипредлагается ответить на ряд конкретных вопросов, начинающихся словами:«Про вас говорят...» (прием объективации). Причем построены они такимобразом, чтобы дать либо утвердительный, либо отрицательный ответы (да или нет- механизм действия «детектора лжи») и сделать это достаточно быстро.
Вотфрагмент подобного диалога с композитором В.Артемовым (март 1997 г.).
К.Прошутинская(К.П.). Итак / про Вас говорят / что Вашу деятельность благословил папа ИоаннПавел II?
В.Артемов(В.А.). Павел благословил «Реквием».
К.П.Что Вас обвиняют / в требованиях непомерно больших гонораров?
В.А.Нет.
К.П.Что по духу / Вы оптимист?
В.А.И да / и нет.
К.П.А по убеждению / ярый антикоммунист?
В.А.Да.
Задачаэтого этапа, на наш взгляд, — приоткрыть завесу таинственности над личностьюгероя передачи, который, кстати сказать, пока неизвестен зрителю. Информацияподается автором порционно, но сведущий адресат в состоянии определить, ктоперед ним.
К.П.А сейчас / у меня вопрос к вам // Как вы считаете / кто этот человек / которыйпришел сегодня сюда?
Третьейсоставляющей «объективированной» рамки является репрезентативный ряд,который включает в себя следующие компоненты: во-первых, заставка программы, вкоторой с помощью видеоряда обыгрывается название передачи — мужчина и женщина;во-вторых, видеоряд, иллюстрирующий факты из жизни героя программы; в-третьих,способ организации пространства в студии, где, с одной стороны, экран, накотором появится наш герой (после короткой проходки по коридорам), причемсначала будет виден лишь силуэт, но постепенно фигура будет высвечиваться, и мыувидим лицо, руки, позу и т.д. гостя студии; с каждым разом изображение будетболее четким, пока этот экран не превратится в символический«портрет» в рамке. С другой стороны, — это расположение ведущей изрителей в студии. Столик ведущей находится строго напротив экрана (что свидетельствуето предстоящем конструктивном диалоге) и чуть ниже его (что подчеркиваетзначимость персоналии, приглашенной к разговору). Символично и расположениезрителей в студии. Они образуют полукруг, создавая тем самым как бы группуединомышленников, активно вовлеченных в процесс общения; в-четвертых, атрибутыоформления студии: это прежде всего символический подиум, на котором появится вконце программы наш герой, чтобы сказать несколько слов зрителям в студии ителезрителям, а также вращающаяся стеклянная ширма (символическая стена), накоторой герой программы должен написать свое имя, тем самым как бы подтвердивфакт своего пребывания здесь, своего существования. «Я был здесь»,значит как личность я существую.
Составляющиесубъективированной «рамки», на наш взгляд, следующие.
Организациядиалоговых партий в студии. Исходя из своей интенции — глубоко скрупулезногоисследования личности героя передачи с обязательным откровенным разговором олюбви между мужчиной и женщиной в итоге — К.Прошутинская практически уже вначале программы формулирует основные положения предстоящего диалога, темсамым, с одной стороны, настраивает собеседника на нужную «волну», вс другой — намечает возможные пути будущего взаимодействия.
Вотнесколько примеров:
К.П.Мы хотим понять / какие Вы / «властители наших дум» // Поэтомудавайте сегодня говорить и о высоком и о низком / то есть о человеческом //Если Вы / не возражаете?
(избеседы с В.Артемовым, март 1997 г.).
К.П.Сегодня / если Вы не против / мне бы хотелось поговорить / о музыке в Вашейдуше // о музыке в Вашей жизни.
(избеседы с Ю.Башметом, май 1997 г.).
Посколькуоснова всех личных качеств закладывается в раннем детстве, для Прошутинскойвесьма характерен вопрос об этом периоде жизни героев передачи.
Например:
К.П.Я хочу сейчас вспомнить вместе с Вами / все / что было впервые // Предположим /первая обида? Первая победа? Первая любовь?
(избеседы с Ю.Башметом, май 1997 г.).
Или:
К.П.А в детстве? Были ли эти сомнения в детстве?
(избеседы с отцом Мортирием, апрель 1997 г.).
Весьмачастотным является и вопрос о родителях, то есть тех людях, которые были рядомс этой личностью довольной долгий период ее становления.
Пример:
К.П.Согласитесь / когда о Ваших родителях / я знаю только то / что они былимузыкантами // это в общем не очень много пищи для размышлений // Поэтому /если это возможно / все-таки чуть-чуть // Или Вы развивались и росли / вопрекиим?
Обязательнымиявляются также и вопросы, связанные с профессиональной деятельностью героевпередачи (кстати, как правило, это очень яркие персоналии, известные широкойпублике как активные политические и государственные деятели, деятели искусства,науки, представляющие разные стороны «спектра» современнойобщественной жизни).
К.П.Вот дурной человек / но хороший музыкант // Или хороший человек / но неважныймузыкант // Что для Вас предпочтительнее?
(избеседы с Ю.Башметом).
К.П.Скажите / а вдруг вопреки Вашему желанию / я совершенно не разбираюсь впсихологии и в психофизике творчества музыканта // вдруг Вам в голову придет какая-тошлягерная мелодия // Может такое произойти?
(избеседы с В.Артемовым).
ДляПрошутинской-исследователя весьма характерны и сложные философские вопросы,требующие глубокого осмысления жизненно важных позиций, ответы на которыеадресат дает скорее всего самому себе, нежели адресанту или вовлеченным в этотпроцесс зрителям.
Вотнесколько примеров.
К.П.Скажите / уход из мира для Вас / это уход из жизни?
(избеседы с отцом Мортирием, апрель 1997 г.).
К.П.Вы к Богу относитесь лучше / чем к ближнему?
(избеседы с В.Артемовым, март 1997 г.).
К.П.Скажите / Вы часто хотите казаться лучше / чем Вы есть на самом деле?
(избеседы с Ю.Башметом, май 1997г.).
Особоевнимание автор программы уделяет проблемным вопросам, которые требуют отсобеседников неоднозначных решений, а также реализации личностныхпринципиальных позиций.
К.П.Что вы можете сделать / в том случае / если люди поступают непорядочно?
(избеседы с Ю.Башметом).
К.П.Вот до определенной поры / Вы жили на сопротивлении и людям / и обстоятельствам/ от которых зависела Ваша судьба // Как Вы считаете / это во благоАртемову-композитору?
(избеседы с В.Артемовым).
Совершенноособое место в контексте всей программы занимает диалог о любви, для которогогерой приглашается в студию («портрет» покидает свою «рамку»,перед зрителями появляется живой человек, личность, которая уже хорошо знакома,узнаваема). На данном этапе диалоговые партии выстраиваются автором всоответствии с определенными вехами в развитии отношений героя передачи и егосупруги. Задача же автора на данном этапе — с одной стороны, выяснить,насколько хорошо близкие люди знают, чувствуют друг друга. С другой — подвестигероя к публичному признанию в любви. (Следует отметить, что автору удается этосделать весьма успешно).
К.П.Я надеюсь / что сегодняшний Ваш рассказ о Валерии Алексеевне / это в какой-тостепени / подарок ей // и компенсация / вот это публичное признание в любви.
В.А.Я перед ней преклоняюсь.
(избеседы с В.Артемовым).
Второйсоставляющей «субъективированной» рамки является организация диалогасо зрителями. И в данном случае автором спланированы четкие условиявзаимодействия с героем программы: во-первых, вопросов можно задать большедвух-трех; во-вторых, главная задача, которую определяет для зрителейавтор-ведущая, — понравиться герою программы (он должен выбрать лучший вопрос),но беря во внимание тот факт, что участники программы — выдающиеся впрофессиональной и общественной деятельности люди, нетрудно понять, какого родадолжны быть вопросы зрителей: глубокие, оригинальные, в общем, нестандартные инеординарные.
Вотпример такого вопроса :
Словогений / в данном случае / не похвала и не определение / а простотехнологическая принадлежность // Шуберт знал о том / что он гений / годам к26-ти / Пушкин / примерно к 17-ти / Ницше в 23 / и Шопенгауэр / к 28-ми //Когда Вы узнали / что Вы гений?
(избеседы с В.Артемовым).
Наконец,третьей составляющей «субъективированной» рамки, бесспорно, являетсяимидж ведущей (как внешний — невербальные средства, так и речевой — тональность, «пристройки»).
К.Прошутинскаясоздает образ мягкой, женственной ведущей, которая внимательно слушает, открытои нежно смотрит в глаза собеседнику, а также умело подбирает особую, теплую,располагающую к откровенности тональность диалога, хотя преданные экрану зрителинаверняка помнят ее совсем иной: властной, конструктивно мыслящей, а внекоторых моментах даже резкой и бескомпромиссной (имеется в виду программа«Пресс-клуб», автором и ведущей которой Прошутинская была не одингод).
Наречевом уровне показательными являются ролевый позиции ведущей, или«пристройки» (способ организации диалога с учетом адресата:«сверху», «снизу», «рядом»). «Пристройкаснизу» предполагает зависимую, подчиняемую ролевую позицию по отношению кадресату. «Пристройка сверху», напротив, предполагает независимую,неподчиняемую ролевую позицию и в отношении адресата берущую на себяответственность. «Пристройка рядом» предполагает позицию умеющегосчитаться с ситуацией, понимать интересы адресата и распределятьответственность между собой и им. [Берн, 1992; Добрович. 1986].
ДляПрошутинской характерны «пристройка снизу» и «рядом»,которые предполагают построение диалоговых реплик по принципу«равноправия», который подчеркивает равенство социальных ролейсобеседников, создавая тем самым особую тональность коммуникативных отношений.
Вотнесколько примеров.
«Пристройкарядом»:
К.П.Как / Вы считаете нужно жить / чтобы все-таки ощутить / полноту существованиясвоего на этой земле?
В.А.… вообще / самое главное для человека / это творчество.
К.П.Ну если он / не рожден творцом?
Или:
К.П.А Вы обидчивы / когда Вас критикуют?
«Пристройкаснизу»:
К.П.У меня такое ощущение / что Валерия Алексеевна / и властвует Вами / иподчиняется Вам.
Или:
К.П.Но это / в каких-то моментах / очень грустное интервью / правда?
Такимобразом, идеальная модель интервью-портрета, которая содержит вышеназванныепризнаки, позволяет реализовать авторское намерение и максимально представитьличность адресата, героя телевизионного портретного очерка.
Список литературы
АнтоноваЛ.Г. Обучение студентов-словесников профессионально значимым письменным жанрам.М.: МПГУ, 1998.
БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
ГолановаЕ.И. Устный публичный диалог: жанр интервью. М., 1997.
ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Телевизионнаяжурналистика: Учебник / Под ред. А.Ю.Юровского. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
Реферат Бухгалтерский учет материальных запасов
Реферат Оценка конкурентоспособности на рынке сотовой связи
Реферат Ferrari Essay Research Paper Ferrari in my
Реферат Возможности использования детских фортепианных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе
Реферат Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) ЭЧК–45 Внуковской дистанции электроснабжения
Реферат Этапы становления и особенности развития этнопедагогики
Реферат Комплексная механизация, автоматизация производственных процессов
Реферат 7l Bio Essay Research Paper Currently 7L
Реферат «Внешнеторговое регулирование в рф»
Реферат Влияние государства на рыночную экономику
Реферат Далекая Вселенная. Образование и эволюция звёздных скоплений
Реферат Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения 2
Реферат Соціально-економічний розвиток білоруських земель у ІХХІV століттях
Реферат Організація зберігання товарів та забезпечення ними виробництва ПІІ "МакДональдз"