Реферат по предмету "Культура и искусство"


Имидж женщины-политика

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы имиджа
1.1 Понятие, структура, функции имиджа
1.2 Гендерныеаспекты имиджа
Глава II. Современныйимидж женщины-министра
2.1 Имиджминистра сельского хозяйства Елены Скрынник
2.2 Имиджминистра соцразвития Татьяны Голиковой
2.3 Имиджминистра экономразвития Эльвиры Набиуллиной
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Человек запоминает и ощущаетвесь мир в образах. Они объединяют не только восприятие, но и чувства. Нашапамять хранит удовольствие и радость, счастье и любовь — всю информацию о томмире, каким он был в определённый момент.
Образы многомерны. Фантазируя,человек может воссоздавать самые невероятные картины, которых никогда не было. Человекрисует образы на бумаге, лепит из глины, вырезает из дерева. Человеказахватывает вдохновение, когда он творит. И каждый раз это нечто новое, но в тоже время сочетает в себе знакомые образы. И тогда это уже образы совместноготворения. С наступлением 21 века мир переживает гигантские перемены. Занесколько последних лет мы стали свидетелями наступления информационного века,стремительной компьютеризации, развитие биотехнологии и этот список можнопродолжать до бесконечности.
Все это, однозначно,положительные перемены, но что произошло с обществом: оно превращается втотального потребителя, единственная цель которого — больше иметь и большеиспользовать. Человек в этом обществе становится более замкнутым, закрытым,нелюдимым, внутренне пассивным. Он чувствует себя бессильным, одиноким ивстревоженным. В работе Эриха Фрома дается термин, определяющий состояниесовременного человека — «синдром отчуждения».
Актуальность темы работызаключается в том, что технологию формирования положительного образа человекаактивно использовали и используют люди с давних времен. На современном этапе ксозданию положительного имиджа стремятся многие известные обществу личности — политики, актеры, спортсмены и др. Любой человек имеет несколько имиджей: профессиональный,социальный, семейный, личностный. Однако в погоне за созданием положительногоимиджа не каждому удается достичь успеха. Каждый из образов может стать какположительным, так и отрицательным. Между тем, наличие в образе незначительныхотрицательных черт способно не ослабить, а обогатить имидж, сделать его болееобъемным. Для того, чтобы создать в действительности эффективный образ и имиджнеобходима тщательная работа специалиста. Именно имиджелогия может сыграть вэтом преображении одну из главнейших ролей.
Анализ литературы показал, чтоактуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но ибольшой теоретической и практической значимостью для полноценного становленияженщины — лидера
Цель исследования: выявитьособенности имиджа женщин — министров.
Исходя из поставленной цели, мывыделили в исследовании следующие задачи:
1. изучение научной литературыпо проблеме исследования;
2. выявление гендерныхособенностей имиджа;
3. подбор методов изученияособенностей имиджа женщины — министра;
4. формулирование выводов потеме исследования.
В соответствии с цельюформируется наша рабочая гипотеза: правильно подобранный имидж позволяетстать неповторимой личностью в мире политики.
Наша рабочая гипотезапредполагает выбор в качестве объекта исследования политическую сферу
В качестве предметаисследования мы выбрали имидж
Методологической основойисследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия,теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теорииличностно-деятельного, системного подходов к изучению социально-психологическихявлений.
Для решения поставленных задач ипроверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
анализ научной литературы;
организация целенаправленнойопытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость: материалыисследования могут быть использованы психологами, имиджмейкерами и студентами.
Курсовая работа состоит из введения,двух глав, заключения и списка используемой литературы.
/>Глава I. Теоретическиеосновы имиджа
 1.1 Понятие, структура, функции имиджа
Слово имидж: (от фр. или англ. image)в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.
В общей психологии под образомв широком смысле слова понимается субъективная картина мира или егофрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение ивременную последовательность событий[1].
С точки зрения социальнойпсихологии имидж является разновидностью образа, возникающего врезультате социального познания.
В толковых словарях русскогоязыка слово «образ» определяется как облик, вид, подобие, «живое,наглядное представление о ком-или чем-нибудь», «обобщенноехудожественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного,индивидуального явления», тип, характер, воплощенный в художественномпроизведении[2].
Обобщая эти характеристики,можно сказать, что образпонимается в обыденном смысле как результатпсихического отражения (представления) того или иного объективного явления; впроцессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, исоответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого;процесс создания образа может быть активным и целенаправленным (например, вискусстве); этот процесс может включать процедуры анализа (что позволяетотобразить типичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладаетхарактеристиками индивидуального явления).
Все эти характеристики применимыпо отношению к имиджу. Однако слово «имидж» не является точнымсинонимом слова «образ». Правильнее определить имидж какразновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является нелюбое явление, а субъект. Таким субъектом могут быть в первую очередь человек,затем организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему впроцессе создания и восприятия его образа приписываются личностные,человеческие качества. В этом случае можно говорить об имидже города, имиджесигарет или иного товара, имидже газеты, журнала, фестиваля и т.д.
В настоящее время в специальнойлитературе можно встретить большое число определений имиджа. Перечислимнекоторые, наиболее часто встречающиеся из них. Нередко имидж определяется какцеленаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта всознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей,организация и т.п. [3].Когда речь идет о корпоративном имидже, то его определяют как «специальнопроектируемый в интересах фирмы, основанный на особенностях деятельности,внутренних закономерностях, свойствах, достоинствах, качествах ихарактеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание)целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит отличию фирмы (товара,услуги) от аналогичных»[4].
Имидж информативен, он сообщаето некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем этипризнаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объектусоздателями имиджа.
Многие авторы признают, чтоимидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять своизначения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динамичен, егоатрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самомносителе или в групповом сознании.
Важной особенностью имиджаявляется его активность. Он «способен воздействовать на сознание, эмоции,деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Какследствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, банкам илиполитическим партиям»[5].
Понятиями, родственными понятию«имидж», являются «мнение», «репутация», «авторитет».В литературе можно встретить даже отождествление имиджа с этими явлениями. Так,например, А.Ю. Панасюк полагает, что имидж: есть по существу то же, что имнение, и усматривает различие между соответствующими терминами лишь вграмматических правилах употребления соответствующих слов в русском языке:«Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имиджчеловека (политика, адвоката)», «мнение» — в словосочетанияхтипа «мнение о человеке (политике, адвокате)». «И говорить обэтом автор вынужден потому, что услышал недавно в выступлении одноговысокопоставленного чиновника: „создать о себе имидж“. Видно, онхотел сказать: „создать себе имидж“ или „создать о себе мнение“,а получилось… Итак, Ваш имидж — это то мнение о Вас, которое сложилось уопределенной группы людей — от ваших домочадцев до, предположим, вашегоэлектората»[6].
С таким определением имиджанельзя согласиться, как и с отождествлением имиджа с репутацией или авторитетом.Мнение обязательно предполагает словесную форму выражения, не случайно втолковых словарях оно определяется как «взгляд на что-нибудь, суждение очем-нибудь, выраженное в словах»[7]и используется в таких словосочетаниях, как «высказать свое мнение»,«обмен мнениями» (что предполагает дискуссию, обсуждение) и т.п. [8].Между тем образ, а значит, и имидж, как его разновидность, обязательновключает невербальные элементы, причем эти
элементы могут значительнопреобладать в его структуре. В принципе образ может состоять и из одних лишь невербальныхэлементов.
Имидж может служить основой длядоверия и фактором, облегчающим влияние[9],но это — во-первых, не единственная функция имиджа, во-вторых, использованиеимиджа в качестве средства социального влияния возможно не всегда, а приопределенных условиях, которым должен соответствовать имидж. Изучением ипрактическим преобразованием этих условий занимается имиджелогия.
Рассмотрим некоторые наиболеераспространенные характеристики имиджа, содержащиеся в литературе, чтобы затем,обобщив их, построить общее определение имиджа.
Выше уже говорилось, что иногдаимидж характеризуют как экспрессивную, выразительную сторону образа[10].В этом отношении его противопоставляют репутации как мнению, выработанномурациональным путем.
В ряде определений получилаотражение знаковая, информационно-символическая природа имиджа. Так, В.Н. Маркинпишет: «Имидж — это не маска, не приукрашивание своего профессиональногооблика. В реальной жизни, конечно, существует и это. Но данный аспект втехнологии имиджа, на наш взгляд, не главное. Стержневое здесь — возможностьпередать (через определенные имидж-сигналы) информацию о себе, о своих истинных(личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях»[11].С учетом знаковой природы имиджа его можно рассматривать как адресованноеаудитории сообщение о том, что клиент обладает такими-то свойствами. Для того чтобыаудитория могла воспринять такое сообщение, оно должно быть написано напонятном ей языке, а следовательно, использовать знакомые ей символы (знаки) вих обычных значениях.
А.П. Федоркина и Р.Ф. Ромашкинахарактеризуют имидж как «социально-психологическое явление, отражающеевлияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психикиразличных социальных групп, мотивации их поведения, а также формированиеобразов, которые затребованы сегодня народными массами»[12].В этом определении ощутим акцент на таком прагматическом результатепостроения имиджа, как передача информации о субъекте в виде его имиджаадресату, в качестве которого выступает социальная группа. Этот аспектприсутствует и во многих других определениях имиджа: «Имидж — этообращенное вовне „Я“ человека, его публичное „Я“»[13];"это по сути дела то, чем и кем Я кажусь в своем окружении,каким видят и воспринимают меня «Они». Это символическое преломлениемоего "Я"в сознании окружающих"[14].
Нередко в литературе встречаетсяутверждение, что имидж — это стиль и форма поведения человека, причемпреимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называютнабор значений и впечатлений, благодаря которым люди описывают объект,запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом, инымисловами, благодаря которым объект становится известным. При этом, как правило,уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей илиорганизация (компания, политическая партия) и значительно реже — неодушевленныепредметы (товары, продукты, услуги), по отношению к которым чаще употребляетсяпонятие «образ».
В ряде определений подчеркиваетсято обстоятельство, что понятие «имидж» включает не толькоестественные свойства личности, но специально выработанные, созданные,сформированные. В других определениях делается акцент на том, что имидж вомногом предопределяется объективными характеристиками объекта, в частности,имидж человека предопределяется его психологическим типом и личностью, ихсоответствием запросам времени и общества. И то и другое верно.
Большая часть специалистов поимиджу включает в это понятие не только внешность человека, определяемую егоанатомическими особенностями и стилем одежды, но практически всехарактеристики, доступные восприятию. Так, Полли Берд пишет, что имидж — это«полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то,как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку,позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую выподдерживаете»[15].Лишь отдельные специалисты, как правило, те, которые в своей практическойдеятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента,употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под нимтолько собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.).В.М. Шепель,не сводя имидж к внешности, тем не менее выводит понятие имиджа из визуальногообраза, напоминая о том, что «имидж (image) в переводе с английского — образ.Это — визуальная привлекательность личности. Счастлив тот, кто обладает от Богапривлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатию людейблагодаря искусству самопрезентации»[16].
Необходимо специально обратитьвнимание на то, что во всех приведенных формулировках люди, воспринимающиечей-то имидж, упоминаются во множественном числе. И действительно,ситуация, когда усилия по созданию или улучшению имиджа прилагаются ради того,чтобы «завоевать» одного человека, нетипична, хотя и в принципевозможна. Но в общем случае в качестве аудитории имиджа выступает социальнаягруппа.
Еще одна важная характеристика. имиджа,которая нередко подчеркивается авторами руководств, — это его функциональность.Иными словами, имидж не является самоцелью. Когда мы занимаемся созданием илиулучшением своего имиджа, неважно, делаем мы это самостоятельно или прибегаем кпомощи специалистов, мы предполагаем, что хороший имидж нам нужен для чего-то,что при его помощи мы сможем достичь определенных целей, более эффективнорешить какие-то задачи, сделать более успешной ту или иную деятельность,которой мы занимаемся.
В реальной оценке имиджей впрактической имиджелогии используются следующие группы критериев:
а) самоощущение клиента. Удачнымсчитается тот имидж, который вызывает у самого клиента ожидаемый спектр ощущений- довольствие, сознание своей красоты и т.д.;
б) появление планируемых оценоксо стороны окружающих, причем эти оценки не обязательно должны быть позитивными(например, если планировалось вызвать зависть, то появление зависти и служиткритерием хорошего имиджа);
в) практическое достижениепланируемой интеракции при субъективной уверенности, что она достигается припомощи имиджа. К примеру, клиент может считать свой имидж удачным, если емуудается достичь заранее поставленной цели — например, занять денег, бытьпринятым на работу и т.д.
Ненадежность этих критериевусугубляется тем обстоятельством, что работы по построению и преобразованиюимиджа протекают в среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности,поэтому запланированный результат не прогнозируется на 100%. С учетом этого привсех прочих равных условиях более успешным будет тот имидж, который характеризуетсянаибольшей гибкостью, «эластичностью», т.е. который может быть легкоизменен клиентом в процессе использования в ответ на варьирование хотя быблизких переменных.
Исходя из вышеизложенного, можновыделить несколько функций имиджа:
Номинативная функция имиджапризванасоздать узнаваемость фирмы (марки и т.п.), связав благоприятный образ сконкретным товаром (руководителем, организацией и т.п.)
Эстетическая функция имиджапризвана выделить эмоциональною составляющую образа товара (руководителем,организацией и т.п.), выдвинув на первый план их качественные составляющие.
Консервативная функция имиджапризвана защитить (перед веяниями моды и натиском новых потребностей, новогоспроса, новых идей) основную идею фирменного комплекса, обеспечив вариантностьодной и той же идеи для новых поколений традиционных потребителей.
Адресная функция имиджа призванасвязать его с определенными целевыми аудиториями воздействия.
Обобщая данные характеристики,можно сказать:
В рамках имиджелогии имиджвыступает как формируемое посредством целенаправленных профессиональных усилийс целью повышения успешности определенной деятельности клиента (человека илиорганизации) или достижения субъективного психологического эффекта символическоепредставление о клиенте у составляющей аудиторию имиджа социальной группы. Изданного определения вытекают такие характеристики и параметры имиджа, какобусловленность аудитории видом и характером деятельности клиента; определениеимиджа как продукта и критерии его оценки (соотношение эффективности имиджа изатраченных ресурсов).
Иными словами, в рамкахимиджелогии имидж рассматривается как продукт особой деятельности по созданиюили преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленныхпрофессиональных усилий. Этим, в частности, объясняется то, почему определенияи положения имиджелогии нельзя некритически переносить в область социальнойпсихологии имиджа, цель которой — теоретическое отражение имиджа какобъективного социально-психологического явления, познание тех объективныхсоциально-психологических закономерностей, которые лежат в основе еговозникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующейстепени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии.
В структуре имиджа выделяются дваосновных элемента: искусство общения и внешняя привлекательность.
Завоевать внимание, а тем болееудержать его реально только через общение.
Искусство общения предполагает:
развитие устной речи, письменныхнавыков,
умение пользоватьсяневербальными средствами общения,
владение хорошими манерами иискусством самопрезентации и т.д.
Навыки устной речихарактеризуются культурой речи и ораторским
мастерством. Для характеристикикультуры речи целесообразно включить такие параметры, как четкость артикуляции,выразительность, владение дыханием во время публичных выступлений.
Тембр голоса составляет лишьчасть впечатления, которое руководитель производит на окружающих. С ним связануспех многих политиков, актеров, деловых людей. Приятный голос придаетубедительность словам, во время выступления помогает удерживать вниманиеаудитории. Неприятный утомляет, в худшем случае — раздражает. Нежелателен голосхриплый, гнусавый, резкий, визгливый, cкучно-монотонный, безжизненный. Слушателямтяжело воспринимать слишком слабый и слишком сильный голос.
Ораторское искусство предполагаетвладение даром красноречия и риторикой. Красноречие — это богатство лексики,многообразие художественных приемов. Предназначение риторики — научить стройнои ясно излагать мысли. О важности владения приемами риторики свидетельствуетпопулярность различных школ по риторической подготовке деловых людей иполитических лидеров в Западной Европе и США.
Роль письменных навыков особенновелика при заочном общении.
Необходимо владение правиламисоставления документов, писем и т.д. При оформлении рукописных материаловважную роль играет такой фактор, как качество почерка. Неразборчивый, небрежныйпочерк — это показатель невнимания к адресату, кроме того, он вызывает ощущениенебрежности и неопрятности, раздражает, отнимая лишнее время при прочтениидокументов. Написанное с грамматическими ошибками письмо, даже содержащеепрекрасные идеи, никогда не произведет должного впечатления.
Женщине-лидеру важно знатьгендерную специфику деловой лексики, уметь так построить свою речь, диалог илидискуссию, чтобы не уступать коллеге-мужчине в убедительности аргументов,уверенности в себе, умении отстаивать свои идеи.
Невербальные средства общения — жесты,мимика, поза, походка — исторически предшествовали появлению речи, потому онименее контролируемы интеллектом. В более широком понимании жесты не сводятся кдвижению только рук. Поворот шеи, поза, осанка — все это приобретает особуюинформативность благодаря жестикуляции. Когда это делается артистично, тосоздается яркий личностный образ. Благодаря жесту, можно меньше сказать, но вцелом преподнести значительный объем информации.
Важная часть образа — телодвижение,которое фиксируется в позе, походке. Составляющими походки являются ритм,динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походкеможно судить о самочувствии человека, его возрасте, характере. Уверенныйчеловек ходит быстро, размахивая руками, производит впечатление человека,способного достичь поставленной цели.
Критичный, скрытный, властныйчеловек держит руки в карманах даже в теплую погоду, никогда не размахивает ими.Озабоченный человек ходит в позе «мыслителя»: голова опущена, рукисцеплены за спиной. Заносчивый человек высоко поднимает подбородок, рукидвигаются подчеркнуто энергично, походка изображает «вышагивание» лидера.
Высокий статус человекапроявляется в непринужденной позе, свободной манере общения. Для тех, ктозанимает более низкое положение, характерна большая зажатость. Лидеры сразу жераспознаются по тому, как они сидят, у них широкие, плавные жесты,свидетельствующие об уверенности и недосягаемости.
Люди, чувствующие собственнуюнезначительность, сидят, обычно стиснув пальцы или сложив руки на груди, как быстараясь быть незаметнее.
Лицо — самая эмоциональновыразительная часть внешности человека, на нем расположены такие яркиевизуальные индикаторы, как губы, глаза, нос, лоб, подбородок. Мимика — эторазнообразные состояния лица, воспринимаемые визуально, лицевая реакциячеловека как способ невербального общения. Степень мимической одаренности людейво многом определяет их достижения в профессиональной деятельности и политике[17].
Под манерами понимают внешниеформы поведения человека, демонстрируемые им в процессе общения. Хорошие манерыпредполагают соблюдение этических норм и норм этикета. Этика и этикет являютсяправилами поведения людей в обществе, однако они затрагивают разные областиэтого поведения. Этикет является внешним фактором по отношению к человеку, аэтика — это внутреннее содержание личности, система ее нравственного состояния.
Обладание собственным имиджем,стилем самопрезентации — это ключ, который позволяет завоевать внимание,симпатию и уважение окружающих.
Искусство самопрезентациипредполагает:
умение адаптироваться к новымусловиям,
сохранение уверенности в себе вкругу незнакомых людей,
доброжелательность, терпимость кинакомыслию в споре и дискуссии,
создание привлекательноговнешнего вида.
Умение пользоваться этимискусством наглядно проявляется во время выступлений перед большой аудиторией,особенно на телевидении. Специалисты рассматривают его как особую одаренностьличности. Не стоит абсолютизировать значение внешности в деятельности лидера. Нонельзя и забывать, что она привлекает к себе внимание людей, вызывает у нихконкретные эмоции.
Внешняя привлекательностьопределяется сочетанием признаков габитуса, умением создать определенный стильв одежде, прическе, макияже; степенью ухоженности и соблюдением здоровогообраза жизни (рис.2).
Сложное взаимодействиеиндивидуальных биологических и социальных факторов в формировании каждогочеловека создает неповторимый, только ему присущий внешний облик — габитус. Кпризнакам габитуса относят:
цветовой тип внешности,
размеры и форму тела,
эмоционально-психологическиепризнаки личности.
Особенности габитуса определяюттребования человека к одежде и правила выбора основных решений при формированиигардероба[18].
Умение создать индивидуальныйстиль в одежде составляет важную
часть имиджирования, так какодежда является своеобразной визитной карточкой, средством самопрезентации. Онапридает личностному содержанию адекватную внешнюю форму, несет информацию осоциальном статусе, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональномуслою, отношении к окружающим людям.
Среди отрицательныххарактеристик стиля в одежде целесообразно выделить несоблюдение правил личнойгигиены, экстравагантность, несоответствие сезонности, неаккуратность, безвкусицу.
Деловой имидж — образ здорового,динамичного человека. Поэтому
целесообразно включение этогоаспекта в структуру элементов имиджа. Модель имиджа динамична. Ее формирование,изменение и дополнение осуществляется под влиянием двух основных факторов: индивидуальныххарактеристик носителя имиджа и окружающей среды (рис.3)
Часть индивидуальныххарактеристик достаются человеку от природы, другие он приобретает в течениижизни (возраст, образование, воспитание). Матрицу дарований, обозначеннуюобобщенным понятием «умение нравиться людям», составляют следующиекачества:
привлекательная внешность,
коммуникабельность,
эмпатичность (способность ксопереживанию),
рефлексивность (способностьпонять другого человека),
красноречивость.
Все обозначенные характеристикиможно целенаправленно развивать и корректировать в процессе воспитания,образования, формирования имиджа. Даже биологические составляющие имиджа (рост,телосложение, черты лица) можно изменять различными путями, начиная споддержания хорошей спортивной формы и заканчивая, при необходимости,пластической операцией.
Общеизвестно, что с возрастом,накоплением профессионального и жизненного опыта модель имиджа меняется. Крометого, на имидж руководителя оказывают воздействие окружающая среда, природные исоциальные факторы.
Природные факторы (сезон,погодные условия внутри сезона) определяют состав гардероба, уровень защитныхсвойств одежды. Под влиянием социальной среды подразумевают зависимость имиджаот стандартов (мода, национальные традиции и т.п.), принятых в обществе, социальногостатуса его носителя и конкретной ситуации, в которой он находится. Очевидно,что лидер должен формировать свой имидж с учетом ценностных ориентации техслоев населения, на поддержку которых он рассчитывает.
Имидж иллюстрирует социальныйстатус человека, его престиж и авторитет. Секретари, рабочие у конвейера,менеджеры и президент одной и той же фирмы должны выглядеть по-разному, т.к онииграют разные социальные роли.
На изменение имиджа оказываетвлияние конкретная ситуация: теле — или фотосъемка предъявляет одни требования,выступление с трибуны — другие. Модель имиджа, удачная для одной ситуации,может быть совершенно неприемлема для другой. Эффективный имидж — результатумелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора своей модели поведенияи внешности.
Особенности профессиональнойдеятельности, стиль конкретной фирмы обусловливают выбор стиля одежды и манерыобщения. Профессиональная cреда определяет общий стиль одежды, принятый в томили ином бизнесе, той или иной профессии. Например, в финансовой сфере,политике стиль консервативнее, чем в художественной среде.
 1.2 Гендерныеаспекты имиджа
Одним из важнейших характеристикимиджа является речь человека. Общение немыслимо без соблюдения определенныхритуалов. Гендер является составляющей многих ритуалов. Ритуалы — этоподтверждения
фундаментальных общественныхотношений. Ритуалы многочисленны,
совершаются при общении людейпостоянно и воспроизводят принятые в обществе нормы и статусные отношения. Так,вечеринка состоит из целого ряда ритуалов: одежда, которую надели участники; ихприподнятое настроение, которое они определенным, всем понятным образомвыражают; поведение за столом, соответствующее степени официальностимероприятия; содержание тостов; приветствия и прощания; выбор тем для бесед и т.д.
Ритуалы облегчают общение, таккак имеют сигнальную функцию. Так, стиль одежды мужчин и женщин ритуализован. Мужчины,как правило, одеты строго, просто и функционально, женщины — более пестро,игриво и менее функционально. Различные действия или их компоненты могут такжебыть ритуализованы: выбор лексики, стиль речи, жесты, само право говорить,положение говорящего в пространстве, интонация.
Совершение ритуальных действийрегламентируется обществом. Однако конкретный говорящий может отклониться отэтого регламента. Такие отклонения в большей или меньшей степени ломают порядокобщения и способствуют его изменению. В целом же ритуальные нормы, известныевсем участникам коммуникации, формируют круг ожиданий людей и их готовностьвести себя в соответствии с этими ожиданиями, которые символизируют иреконструируют общественный порядок. Так, заходя в магазин, мы ожидаем отпродавца фразы типа «Слушаю Вас», «Чем могу быть полезен?».Если же он вдруг спросит: «А что вы здесь, собственно, делаете?», — нарушитсязаданная и соответствующая нашим ожиданиям ситуация общения. Такие ожиданиясуществуют в обществе и относительно мужского и женского поведения, внешности,одежды и т.п. Туфли-шпильки на мужской ноге воздействуют на окружающихсовершенно определенным образом, хотя биология пола здесь совершенно ни при чем.Вся ритуальная жизнь общества пронизана дихотомией мужское — женское. Имена,формы обращения, голоса, прически, самопрезентация ритуализуют гендернуюидентичность. Однако ритуалы поддаются изменениям. Так, брюки более не являютсямужским атрибутом.
При говорении голос и интонацияобразуют ту сферу, которая наиболее тесно связана с биологией тела. Но даже онимогут носить ритуальный характер и символизировать положительные илиотрицательные качества. Низкий, сильный, не слишком эмоциональный голос,свойственный мужчинам, еще четверть века назад олицетворял авторитетность,деловитость и компетентность — все то, что составляет ритуал мужественности. Достаточновспомнить голос нашего диктора Левитана.
Голоса женщин-дикторов,озвучивавших «серьезные» программы, например,
«Время», такжеотличались низким тембром и ровной интонацией (Вера Шебеко, Аза Лихитченко). ВФРГ в семидесятые годы женщинам на телевидении пришлось бороться за то, чтобыих допустили к чтению политических новостей. Сейчас, в конце 90-х г., когда нателевидении и в нашей стране, и за рубежом работает большое количество женщин ссамым разным тембром голоса, подобные факты лишь могут вызвать удивление.
Высокий голос с эмоциональныминтонированием произносимого считается женственным. Немецкие исследователи (Kotthoff,1994) обнаружили, что женщины, занимающие высокие посты, стараются в своей речиподобного интонирования избежать. Высокий голос и эмоциональное интонирование вмужском исполнении, по крайней мере, в европейских культурах ассоциируются ссексуальными отклонениями[19](например, речь Бориса Моисеева).
В связи с ритуализацией полаважное значение приобретают гендерные стереотипы — стандартные мнения осоциальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. «Стереотип- это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраскойприписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот,отказывающее им в этих свойствах» (Quasthoff, 1973) [20].
Естественно, что стереотипыочень упрощают реальную ситуацию, однако в коллективном общественном сознанииони закреплены прочно и меняются медленно. В той или иной степенистереотипы-предрассудки воздействуют на каждого человека. Согласно укоренившимсяпредставлениям женщинам в обществе приписывается меньшая ценность, чем мужчинам.От них ожидается в первую очередь материнство.
В отношении женщин типичныследующие стереотипы (они часто выступают в виде народной мудрости в пословицахи поговорках).
1. Слабый, нелогичный ум иинфантильность в целом, отнесение к категории не вполне дееспособных лиц:
Волос долог, а ум короток;
О сложном деле, требующемрассудка, говорят: «Это тебе не веретеном
трясти» (имплицируетсяпонятие «женская работа ума не требует»).
2. Вздорный и непредсказуемыйнрав:
Ехал бы прямо, да жена упряма.
3. Опасность, коварство:
Жена ублажает, лихо замышляет.
4. Болтливость.
У баб только суды да ряды.
В этой связи процессу женскогоговорения приписывается малая ценность. Примечательно, что сочетание словженщина и говорить практически не встречается в русских пословицах, собранных всловаре Даля (Кирилина, 1997) [21].
Женщины брешут, метут языком,бредят, талдычат, врут, сплетничают.
5. Женщины и женскаядеятельность противопоставлены мужчинам и мужской деятельности как правильное инеправильное. Оппозиция «правое — левое» как «правильное инеправильное», «норма и отклонение», свойственная многим культурам,явственно прослеживается и в русской.
Важную роль в тиражированиигендерных стереотипов играет реклама. Широкое распространение рекламы в Россиисовпало с огромными
переменами в жизни общества и вопределенной степени отразило их. В какой степени это касается гендерныхстереотипов? В советский период средства массовой информации и всягосударственная идеология в целом прославляли женщину-мать и одновременнотруженицу. Сексуальные аспекты практически полностью замалчивались. Плакаты идеологизированногосодержания изображали мужчин и женщин, увлеченных трудом, как правило, парамиили двух мужчин и одн женщину. Лица их выражали высокую степень сознательностии трудовой энтузиазм.
Аналогичные стереотипытиражировались в кино, газетах и журналах. Многие иностранцы, приезжая в СССР,отмечали «деэротизированность» уличного оформления по сравнению сзападным. В постперестроечный период эти черты исчезли. Произошла эротизацияженщины в средствах массовой информации и в рекламе. Главным фактором,определяющим ценность женщины, становится внешность. Женщина в сегодняшнейрекламе выступает как объект мужской сексуальности, как домохозяйка и в оченьнезначительной степени как профессионал. К этому добавляется неоднократноотмеченная в разных работах агрессивность отечественной рекламы. В сочетании стиражированием стереотипов сексуальности это приводит к негативным последствиямдля женщин.
Интересен и пример радиорекламы,где гендерные стереотипы воспроизводятся лишь акустическими средствами. Вот какрекламируется клуб «Ангел» для автомобилистов: рекламный сюжетозвучивается четырьмя голосами — одним женским (Ж) и тремя мужскими (М1, М2, М3)
М1: Более десяти тысяч москвичейуже вступили в клуб “Ангел”. Почему?
Ж: Да если бы я понимала, чтотам под капотом! Проводки какие-то, грязь… Все ногти переломаешь ииспачкаешься! Не-е-ет! Только «Ангел»!
М2: Машина, сами знаете, тоискра уйдет, то трамблер повернется, то зарядки нет. Полдня можно провозиться. Ав «Ангеле» механики-профи. Делают быстро да и приезжают скоро. Удобно.Подобный сервис был и раньше, но только приходилось записываться заранее. Илимарка моей машины была неподходящей. А в «Ангеле» одинаково внимательныи к моей «девятке», и к «мерсу». Недавно налетел на бордюр,колеса сложились — далеко не уедешь. Выручила карточка «Ангела». Приехалэвакуатор — машина с платформой, погрузили, отвезли, куда я сказал. Всебесплатно. Класс!
М3: Во-первых, это дешево. Годовойвзнос — это как пачка сигарет в день. Во-вторых, быстро. Я ни разу не ждалбольше получаса. А самое главное — мастерство. Редкий случай, когда я позволяюкому-то копаться в моей машине.
М1: Вступить в клуб «Ангел»теперь просто. Филиал клуба работает в отделении...
Налицо гендерная асимметрия. Женскоесообщение самое короткое и отражает наиболее распространенный гендерный стереотип:беспомощность и некомпетентность («да если бы я понимала… „),озабоченность внешностью (“ногти переломаешь»), нервозность, излишнююэмоциональность (раздраженная интонация, визгливый голос).
В противоположность женскомумужские тексты обнаруживают знание дела (называются детали автомобиля, причины возможныхнеисправностей, объясняется, что такое эвакуатор). Следует небольшой рассказ оновых преимуществах рекламируемого клуба. Рассказ свидетельствует о том, что говорящийнаходится в курсе происходящего, что повышает его компетентность.
Третий текст произносится отлица преуспевающего делового человека. Он умеет считать деньги, ценит своевремя. Логическое ударение на слове «моей» показывает, что социальныйстатус его высок и что он может выбирать службу, которой доверит автомобиль.
Таким образом, высказываниярасположены в порядке возрастания статуса говорящего. Женский сюжетобнаруживает самый низкий статус и наименьшую компетентность.
Подобные рекламные текстывстречаются весьма часто, как и сюжеты полупорнографического характера. Все этоспособствует оживлению в массовом сознании гендерных стереотипов, идущих вовред женщинам и способствующих восприятию их либо как сексуального объекта,либо как некомпетентной домохозяйки, озабоченной стиркой и уборкой, либо какнеуравновешенного глуповатого существа, постоянно переживающего к тому же«критические дни».
Гендеризму свойственныасимметрии, вызванные мужским доминированием в обществе. Как уже говорилось,эти асимметрии наиболее четко проступают при апелляции к коллективному адресату.Однако они способствуют и на индивидуальном уровне негативному отношению кодному из полов — женщинам.
Гендерные стереотипы влияют налиц обоего пола, и не исключено, что они развивают у женщин меньшую уверенностьв себе, а у мужчин создают иллюзию женской некомпетентности. Несколькозаниженную самооценку у представительниц женской половины общества начиная сдетского и юношеского возраста отмечают многие исследователи (Попова, 1996; Конуэй,1997). Д. Конуэй, работая над биографиями восьми известнейших женщин Америки,обратила внимание на то, что почти все они, рассказывая о событиях своей жизни,пользовались такими речевыми приемами (страдательный залог, безличныепредложения), что создавалось впечатление — все в их жизни происходит случайно,независимо от них. Хотя эти женщины были очень энергичны, одарены, целеустремленныи сами строили свою судьбу, тексты их биографий заставляют предполагать, чтовсе это происходило благодаря персту судьбы, случайности, не являясьрезультатом воли и упорства авторов[22].
В специальной литературе по этомувопросу обнаруживаются разноречивые мнения. Эксперименты психолингвистов,теории которых базируются на признании определяющим фактором асимметриюмозговых полушарий у мужчин и женщин (мужчины воспринимают речь преимущественнолевым полушарием, речевые функции женщин распределены в обоих полушариях мозга;левое же полушарие «отвечает» за логику, а правое — за эмоции), невыявляют стопроцентных различий в речевом поведении мужчин и женщин (Холод,1994; Горошко, 1996). Они показывают, что даже различия в мужской и женскойассоциативной картине мира имеют вероятностный характер, то есть проявляютсялишь в виде тенденций.
Иногда мужчины сами опровергаютрасхожее мнение о логичности мужского и эмоциональности женского мышления. Так,руководитель широко известного танцевального коллектива Игорь Моисеев в одномиз интервью сообщил: «Заниматься искусством я давно решил, потому что моесознание устроено так, что восприятие мира не рационально, а эмоционально»[23].
По данным Е.А. Земской, М.В. Китайгородскойи Н.Н. Розановой (1993), исследовавших «домашнюю», неофициальную речь,женщины действительно употребляют больше эмоциональных оценок, чем мужчины, укоторых обнаруживается более сильное влияние фактора «профессия». Этопроявляется, в частности, в тенденции широкого употребления при непринужденномобщении профессиональной терминологии. Женщины чаще включают в разговор не связаннуюс ситуацией общения тематику:
Мужчина и женщина говорят потелефону:
М.: Я обдумывал этот вопрос оченьдолго (можно сказать) всю сознательную жизнь.
Ж. (извиняясь): Простите/ ячайник выключу // ”[24].
На наш взгляд, последнеенаблюдение связано не с полом говорящих, а с особенностями домашней нагрузкиженщин, которые должны и беседу
поддерживать, и осуществлять«женскую» работу по дому.
Вместе с тем авторы отмечаютсвойственную мужчинам тенденцию к
использованию экспрессивных,обычно стилистически сниженных средств, к шутливому огрублению речи[25].
Добавим, что в непринужденномпрофессиональном общении нами замечена у мужчин тенденция к употреблениюметафор, относящихся к сексуальной сфере:
Мне тебя в наложницы отдали (оприкомандировании под начало специалиста-женщины);
Ты ему совсем не отдавайся (советколлеге относительно перехода к другому начальнику).
В целом авторы неоднократноподчеркивают, что выявленные ими особенности не носят всеобщего характера. Такойвывод встречается в большинстве современных работ по гендерной проблематике. Поэтомунет оснований говорить о свойственном всем мужчинам или всем женщинамхарактерном речевом поведении.
Однако существуют четкиетенденции, учитывать которые необходимо, особенно в профессиональном и деловомобщении.
Выделяются, по меньшей мере, триобласти, где общение может протекать по-разному:
1) частные разговоры в кругухорошо знакомых лиц (родственников, друзей);
2) общение на институциональномуровне, то есть официальное обсуждение.
В ситуациях официального общения(дискуссиях, обсуждениях) женщинам свойственно выбирать невыигрышные тактикиречевого поведения: соглашаться с критикой, а не искать аргументы в пользусвоей точки зрения; реже использовать ироничную критику; чаще уступатьвозражениям. Для достижения успеха необходимо развивать в себе вежливый, ноболее решительный стиль общения.
В связи с тем, что современноеобщество все чаще требует от женщины ведения деловых переговоров и участия в государственныхделах следует рассмотреть имидж тех из них, кто добился успеха в жизнинезависимо от гендерных стереотипов.
Глава II. Современныйимидж женщины-министра
 2.1 Имиджминистра сельского хозяйства Елены Скрынник
Елена Борисовна Скрынникродилась 30 августа 1961 года в Челябинске, там же в 1986-м окончиламедицинский институт. Работала в областной клинической больнице. В 1992 годуона получила диплом Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Прошластажировку в Германии и Франции по специальности «лизинговые технологии»,что позволило ей стать специалистом редкой квалификации[26].
В 1994 году Елена Скрынникосновывает Межрегиональную медицинскую лизинговую компанию «Медлизинг».Четыре года спустя в Великобритании ей вручили международную премию за лучшийлизинговый проект. С 1997 года Елена Борисовна руководит Российской ассоциациейлизинговых компаний, а с 1998-го — становится председателем экспертного Советапо лизингу Совета Федерации. В 1999-2000 годах Русский биографический институтобъявляет ее «Человеком года» в номинации «Экономика ипредпринимательство». Член правления Российского союза промышленников ипредпринимателей с 2000 года. Является генеральным директором ОАО «Росагролизинг»с 2002 года.
12 марта 2009 года первыйвице-премьер Виктор Зубков представил нового министра сельского хозяйства ЕленуСкрынник ее подчиненным. Хараткеризуя нового человека, Зубков отметил, что она«грамотный человек, который любит порядок и умеет считать деньги». Новспомним старую пословицу о том, что встречают по одежке. Особенно если этокасается женщины на высокой должности.
Характеризуя нового политика,прежде всего, как женщину, следует отметить то, что вступая в должность Еленаподумала и о том, в каком образе она предстанет перед аудиторией коллег, атакже перед людьми всей России. Ведь только то, что она женщина накладывает нанее и еще одну обязанность: стать эталоном не только эффективного и толковогополитика, но и образец стиля и в некотором роде моды. Стоит вспомнитьпостоянные дискуссии СМИ и общественности о том, как выглядели известные женщины-политикиМаргарет Тэтчер, Раиса Горбачева, Ангела Меркель и другие.
Говоря о выбранном имидже ЕленыСкрынник стоит отметить, что родилась она в довольно простой семье, в небольшомгородке Челябинской области. И, по материалам вездесущих СМИ стало известно отом, что в родном городке Елены новость о назначении их совершенно обыкновеннойземлячки министром сельского хозяйства восприняли с удивлением. Никто не угадалв успешной и ухоженной бизнес-леди скромную выпускницу коркинской школы № 2Лену Новицкую (девичья фамилия).
Имидж Елены Скрынник — это,прежде всего, строгость и, несомненно, женственность. Сочетание строгости имягкости, ориентация на новый тип женщины-политика: женственность и интеллект.
Это выражается как во внешнемвиде Елены, так и в ее поведении.
В одежде Елена предпочитаетстрогую классику, но это было бы слишком банально для нового образа «женщина-политик».Именно поэтому она предпочитает мелкие и, с первого взгляда кажущиесянезначительными «штрихи». Например, неяркий, но существенный макияж. УЕлены достаточно массивный подбородок, такой называют «волевым», четкоочерченные брови, что придает лицу дополнительно серьезное выражение. Именнопоэтому Елена старается добавить в свою внешность более мягкие тона макияжа, атакже объемную стрижку.
Одежду Елена сочетает также каки макияж. В основном это костюмы и обувь в одной цветовой гамме. Кроме того,темным костюмам Елена предпочитает светлые, но если все-таки на ней болеетемный тон, она предпочитает добавлять светлые и несколько романтически нотки,такие как светлые банты, шарфы, блузки. Стоит отметить то, что глядя на Еленуможно отметить ее вкус и несомненный шарм, не даром есть сведения о том, что вопределенное время она являлась совладелицей салона красоты.
Имидж Елены Скрынник — женщина,полностью отдающая себя работе. Ни слова в интервью и беседах о семье, о детях.Хотя именно в этой сфере Елене есть что сказать: брат Скрынник Леонид Новицкий- замдиректора «Росагролизинга» — известный автогонщик ивице-президент Федерации спортивного свиноводства. А недавно у Елены Борисовныродились двойняшки — мальчик и девочка. Однако о том, на сколько сложносочетать женщине такой ответственный пост и заботиться о семье — об этом Еленапредпочитает молчать, тем самым показывая общественности, что все свои силы иэнергию она отдают сугубо государственным вопросам.
О том, насколько эффективнастала политика, проводимая Еленой, говорят факты. Многое в сфере сельскогохозяйства под чутким наблюдением данной женщины изменилось. Например, оченьнедовольны ее политикой производители сельхозтехники, многие из которых на себеощутили жесткую руку директора «Росагролизинга». Они и пересказываютанекдоты о всевластной Скрынник: «Зашел, увидел туфли за несколько тысячдолларов, думаю, где-то я уже их видел… Вспомнил: День поля, на Елене Скрынник».Чем же еще можно «зацепить» женщину, как ни ее внешностью. И есливдуматься, подобный анекдот не только не провоцирует Елену, но и заставляетпонять то, что подбору своего гардероба Елена уделяет существенное внимание,что ее только красит[27].
В прессе осуждают ибриллиантовые серьги, и использование модных брендов в одежде, но толькоанонимно и за глаза. Производители тяжелых машин на самом деле побаиваются«мадам Лизинг», как они полушепотом называют Скрынник.
Образ Скрынник Путина отмечаютмногие люди. Ответы на открытые вопросы исследователей о качествах Е. Скрынникпоказывают, что она все-таки лидирует по всем категориям: она и деловая, инравственная, и патриот, и сильная личность. Большинство позитивныхвысказываний относится к деловым качествам Можно отметить, что в современнойРоссии доминирует запрос на деловые качества политического лидера. Активность,решительность, последовательность, деловитость — это не только желаемые ивысоко ценимые качества политиков, но и проявление ожидания столь жединамичного развития.
Итак, можно выделить основныеуровни образа Елены Скрынник:
Первый уровень[28] — уровень общего эмоционального отношения: образ вызывает положительные эмоциии не вызывает отрицательные.
Второй уровень — уровеньзначимых качеств: как специалист Елена грамотна, как политик динамична, какженщина — привлекательна.
Третий уровень — индивидуальноесвоеобразие (обеспечение узнаваемости): скорее всего, следует назватьромантичные банты в сочетании со строгими костюмами.
 2.2 Имиджминистра соцразвития Татьяны Голиковой
Татьяна Голикова — 2-я Министрздравоохранения и социального развития Российской Федерации. Заняла этудолжность в правительстве Виктора Зубкова в сентябре 2007 года и сохранила вправительстве Владимира Путина в мае 2008 года. В прошлом заместитель министрафинансов (2004-2007 и 1999-2002), первый заместитель министра финансов (2002-2004).Занималась разработкой бюджета страны с 1992 года, в Минфине получила прозвище«королевы бюджета» и «Мисс бюджет». За работу над бюджетомнаграждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001).СМИ называют ее одним из авторов закона о монетизации льгот. Замужем заминистром промышленности и торговли Виктором Христенко.
Татьяна Голикова, министрздравоохранения и соцразвития — совершенно необыкновенная, ни на кого нипохожая женщина-политик. Ее трудно с кем-то сравнить, и конечно, практическиневозможно с кем-либо перепутать. Разве что только с актрисой или певицей.
И только строгое выражение лица,несколько сдвинутые брови и очень пронзительный взгляд может выдать Татьяну,как женщину, занимающуюся политикой.
Татьяна — эффектная и яркая дама.Ее достаточно яркий макияж и рассыпанные по плечам белокурые локоны, модныекостюмы и сумки порой контрастируют с ее жестко поджатыми губами и напряженнымвзглядом, которые появляются у министра в сложные рабочие моменты. Такой яркойблондинке больше подошел бы заливистый смех и кокетство. Но этого у нее и впомине нет. В ее бытность замом министра финансов она отвечала за российскийбюджет, королевой которого ее называли, и, говорят, держала в уме все цифрымноготомного фолианта.
Министру, впрочем, не чуждасентиментальность. Когда в одном из городов старушка рассказала Голиковой освоей трудной жизни, министр расплакалась. Этот факт мигом подхватилисовременные СМИ: министр соцразвития должна быть именно такой: сострадающейчужому горю, сочувствующей каждой категории населения, и в то же время готовуюи имеющую возможность прийти на помощь и решить проблемы многих нуждающихся.
В медицинской среде поначалускептически отнеслись к назначению министром человека, не имеющего отношения кмедицине, — суперфинансиста. Для Путина в 2007 году при этом выборе главнымбыло то, что как честный управленец она сумеет проконтролировать финансовыепотоки, чтобы не растеклись, как бывало прежде. Ну а в кризис «социалка»вообще одна из главных тем. Помимо медицины, зарплат, пенсий, пособий, на плечисоциального министра взвалена и помощь безработным[29].
Этот образ не поддаетсясравнению, потому как дама выглядит, порой, совершенно по-разному. Яркие нарядысменяются темными с элементами кокетства: броши, пояса, шарфики, массивные — исовершенно незаметные — сережки. Эта женщина яркая во всем. Недаром, большаячасть общественности искренне считает Татьяну Голикову настоящей красавицей сотменным вкусом. Красные ногти и яркий макияж гармонично сочетаются иподчеркивают властность
и целеустремленность. Укладка ицвет волос соответствуют мягкой фактуре ткани. Деловая одежда ей к лицу, и тутничего лишнего.
Блондинкой ей быть очень к лицу.Посоветуем министру оставаться в светлой гамме, но остерегаться слишкомбелоснежных вещей в сочетании с загаром.
На страницах СМИ нередкоотмечается, что Татьяна Голикова — редкое сочетание звездной внешности иcуперпрофессионализма.
У разных политиков обществоотмечает разные стороны политического образа (существуют как бы «пакетыкачеств»). Это говорит о том, что в сознании населения не существуетединого образа политического лидера. Образ политического лидера скореефункциональный («агитатор», «хозяин», «интеллектуал»и пр.). Этот факт — свидетельство понимания гражданами того, что в управлениигосударством общеполитические и экономические функции разделены. Такоеосознание невозможно было бы, скажем, во времена И. Сталина, когда доминирующимбыл образ универсального, лично контролирующего все сферы жизни общества лидера[30].
Имидж, с которым действуетполитик во время избирательной компании и благодаря которому он долженпобедить, называется стратегическим образом. Он должен соответствоватьнекоторым обязательным особенностям.
Говоря о Татьяне Голиковойследует отметить, что она во многом ломает данный стереотип, недаром онаявляется Водолеем по гороскопу, то есть человеком, который всегда делает то,что хочет, а не то, что диктуют ему. Кроме того, они большие любители эпатажа.
Татьяна Голикова — человек,который работает с массой людей различных категорий и социальных слоев. Этозначит, что характер ее имиджа зависит, а точнее говоря должен учитыватькультурную специфику, уровень образования населения, экономической ситуации идругие особенности общества, с которым она работает. Стратегический образ обусловлентакже и временем. По видимому, Татьяна считает, что использование успешногоимиджа предыдущих лет не гарантирует успеха в других компаниях, так какпотребности общества меняются, как меняется и обстановка в стране в целом.«Разные времена требуют разных героев»[31].Именно поэтому Татьяна всегда — разная. Серьезность и внешняя эффектность — этоее образ.
Итак, основные уровни образаТатьяны Голиковой:
Первый уровень — уровень общегоэмоционального отношения: образ вызывает положительные эмоции. У некоторых — восхищение.
Второй уровень — уровеньзначимых качеств: интеллигентность и активность, яркость и динамичность.
Третий уровень — индивидуальноесвоеобразие: она всегда разная!
/>2.3 Имидж министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной
Эльвира Сахипзадовна Набиуллина(Эльвира Сәхипзадә кызы Нәбиуллина;29 октября 1963, Уфа) — российский экономист, государственный деятель, министрэкономического развития России.
Окончила Московскийгосударственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности экономист (1986).Ученица Евгения Ясина, под руководством которого позднее работала в Российскомсоюзе промышленников и предпринимателей и министерстве экономики. Училась васпирантуре МГУ на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений. Понациональности — татарка. Состоит в браке с Ярославом Кузьминовым, ректором ГУВШЭ.
Набиуллина владеет французским ианглийским языками; удостоена государственных наград, в том числе медали ордена«За заслуги перед Отечеством» II степени (2002) и медали ордена«За заслуги перед Отечеством» I степени (2006). Лауреат премииАлександра II, присужденной ей в 2003 году Институтом экономики переходногопериод. В бытность заместителем руководителя МЭРТ Набиуллина прославиласьспособностью сводить воедино самые разные идеи руководства по поводу будущегоэкономических реформ. Набиуллина избегает контактов с прессой и известна какгенератор идей для экономических программ. По сведениям газеты «Коммерсант»,в МЭРТ она получила прозвище «серого кардинала Грефа».
Возглавив министерство, Э. Набиуллинасформулирована шесть задач, которые должно решать ее ведомство: стратегическоепланирование развития страны, содействие диверсификации экономики и преодолениюинфраструктурных ограничений, создание комфортных условий для ведения бизнеса,повышение эффективности госинститутов, обеспечение интеграции страны в мировоеэкономическое пространство, а также повышение эффективности экономическогообеспечения обороноспособности и безопасности РФ.
Глядя на Эльфиру Набиуллинуможно сказать: вероятнее всего, в школьные и студенческие годы она былаотличницей. Так оно и есть: в школе Эльвира Набиуллина была отличницей. Пословам преподавателей, у нее списывал весь класс. Основным увлечением девочкибыла музыка и сама учеба. Однако даже преподаватели вспоминают эту девочку струдом — такая она была тихая и скромная." — Эльвира? Высокая, темненькая…Ничем не выделялась, разве что училась хорошо", — в один голос твердятпедагоги. Эльвира была единственной отличницей в 10-м «Г» классе. Окончилашколу с золотой медалью. Для всех стало большой неожиданностью, что Эльвирасмогла добиться таких высот, хотя она с самого детства проявляла потрясающееупорство. Судьба министра экономразвития подтверждает известную поговорку отом, что отличники всегда добиваются успеха. И высоких должностей.
Таким образом, сразу же следуетотметить, что образ Эльвиры Набиуллиной — это отличница, продолжающая такжеотлично работать и добиваться существенных высот. Это образ, который всегдаможно ставить в пример всем современным школьникам и студентам. Кроме того, всесовременные «ботаники» могут указывать на фото Эльвиры и говорить отом, что именно таких высот они хотят достигнуть.
Эльвира Набиуллина, по гороскопу- Скорпион. Госпожа Набиуллина абсолютно соответствует и своему имени (Эльвира- загадочная, таинственная), и звездному знаку: женщины-Скорпионы закрыты,сдержанны, некомфортно чувствуют себя на публике, но упорны в достижении целей.
Именно потому, что ей не совсемкомфортно бывать на людях, она не стремиться показать себя, как истиннуюженщину, можно отметить тот факт, что и одежда, и макияж у Эльвиры довольноспокойный, темные тона преобладают. Строгие костюмы и светлые юбки Эльвирычасто напоминают старые образы «белый верх — черный низ.
Цель либерального экономистаНабиуллиной — развитие рыночной конкуренции, новых технологий. Над этим онаработала всю жизнь — и в госструктурах, и в бизнесе. Хотя сейчас, в кризис, когдав экономике все больше государства (без его денег многим компаниям не выжить),либеральную идею продвигать трудно. Работа, работа и работа — это главное, чтопрослеживается в образе Эльвиры. А еще женщины-Скорпионы обладают огромной, назависть многим мужчинам, работоспособностью. В окружении Набиуллиной рассказывают:»Уходим со службы — она еще работает, приходим — она уже работает". По-моему,это самая большая похвала любому начальнику и практически все говорит об егоимидже.
У Эльвиры строгий стиль. Очки — несоменный акцессуар, который говорит только о серьезности, интеллигентности иуме их обладательницы. Кроме того, как известно, очки — это признак того, чтоперед вами серьезны человек, которому стоит доверять. Очки — это солидно.
Значит, Эльвира — это строгий исолидный стиль. И это, пожалуй, главное, что можно о ней сказать.
Набиуллина — личностьпоследовательная даже в выборе супруга. Ее муж — Ярослав Кузьминов, ректорВысшей школы экономики, считающейся главным «гнездом экономическоголиберализма». Сын — студент.
Долгие годы Набиуллина работалас Германом Грефом (экс-министром экономики), ее даже называли «серымкардиналом Грефа». Бывший шеф так отзывался о своей соратнице: «Человекочень прозрачный, исключительно честный, работоголик».
В отличие от бывшегошефа-модника с его яркими галстуками одевается госпожа министр по принципу«не выделяться». Ни намека на гламур. Низкий каблук, спокойных цветовкостюмы, блузки под горло, минимум косметики. Не повышает голоса. Пожалуй,самый непубличный человек в Кабмине. Но влиятельный. Все-таки Министерствоэкономики — одно из важнейших[32].
В одежде Эльвира Набиуллинапредпочитает строгий деловой стиль. В гардеробе министра экономики костюмыспокойных цветов, закрытые блузки, невысокие каблуки. Это неудивительно, ведьМинистерство экономики — ключевое, ничто не должно отвлекать от серьёзнойработы.
В программных выступлениях Э. Набиуллинойупор делается на патриотизм, на объединение всех граждан вокруг общенароднойцели. «Национальное достоинство», «национальный суверенитет»,«единый командный дух», «государственная воля», «жёсткийгосударственный контроль», «потенциал великой державы», «ориентацияна многополярный мир», «восстановление геополитического авторитета».
Имидж Эльвиры сконструированпочти идеально, он создан из ожиданий народа и прогнозов специалистов пополитическим коммуникациям. Он не ассоциировался с поколением женщин-политиковстарого типа, он кажется совершенно иным. Немало времени было уделено иосвещению выигрышных личных качеств Набиуллиной: она не курит, почти не пьёт,активно занимается спортом.
Ответы на открытые вопросыисследователей о качествах Э. Набиуллиной показывают, что данная женщиналидирует по многим категориям: она и деловая, и нравственная, и патриот, исильная личность[33].
Эльвира — это пример для тех,кто желает добиться успеха собственным трудом. Простая девушка из Уфы поехала вМоскву. Она не красавица. Ее встретил незнакомый город, нет связей нет знакомых.Зато есть характер железный, воля несгибаемая, хватка бульдожья, нервы какстальная проволока. И это привело ее к победе.
Итак, основные уровни образаЭльвиры Набиуллиной:
Первый уровень — уровень общегоэмоционального отношения: образ вызывает уважительные эмоции.
Второй уровень — уровеньзначимых качеств: уверенность в себе, скромность и большая работоспособность.
Третий уровень — индивидуальноесвоеобразие: отличники всегда добиваются успеха!
Заключение
В заключение следует сделатьвывод о том, что сферы руководства женщин-министров в точности соответствуютраспределению ролей среди богинь древней мифологии. Сельское хозяйство — этосфера интересов Деметры, у древних римлян — богини плодородия и земледелия. Социальнаясфера и здравоохранение — это епархия Гигиеи, богини здоровья. Ну а сферывлияния Софии, богини мудрости, вполне можно увязать с задачами Минэкономики.
Согласно законам психологии, вкоманде должны быть и генераторы идей, и вдохновители, и завершители, истабилизаторы отношений и пр. Женщины во власти хорошо подходят на рользавершителей, стабилизаторов отношений внутри властной команды и отношенийвласти с народом, так как по природе женщинам более присуще сострадание. Кженщине простые люди испытывают больше доверия. Обычно женщины-руководительницыпытаются выработать компромиссный стиль управления — сочетание мягких, «женских»,качеств и жестких, «мужских», что полностью соответствует стилюруководства этих трех женщин-министров[34].
Имидж женщин-политиков — этоискусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознаниисредствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имиджсоздается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознанииопределённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойстваобъекта, так и несуществующие, приписываемые. Имидж объекта — это мнениерационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете,системе), возникшее в психике группы людей на основе образа, сформированного вих психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта.
При создании положительногообраза, каждая из рассмотренных женщин должна помнить, что современный лидердолжен, помимо внешних данных, стремиться обладать такими способностями, какумение вовлечь в решение вопросов своих подчинённых или окружающих, обеспечитьвнимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды людей. Поэтомув настоящее время разрабатываются различные технологии, которые помогли бычеловеку раскрыть свой творческий потенциал, совершенствовать своиинтеллектуальные способности. Те способности, которые могут помочь вформировании своего образа для восприятия своих подчиненных. На современномэтапе формирование имиджа становится профессиональной деятельностью[35].
Список используемой литературы
1.        Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологическиезаконы поведения человека в социуме. СПб., 2002 — с.6
2.        Бухарин Г.К. Имидж как стиль жизни — М., 2006 — с.178
3.        Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: Диагностика ипрогноз в конкретных ситуациях. М., 2000 — с.124
4.        Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск,2001 — с.177
5.        Каркуленко Н. Имиджелогия, — М.: Олма-пресс, 2008. с.44
6.        Кафтан Л. В кризис лучший министр — женщина // Комсомольская правда 26.03.2009
7.        Климова С.Г., Якушева Т. В Образы политиков в представлениях россиян // Веды- №12 — 2009
8.        Комсомольская правда. 1998.6 янв. С.4
9.        Кошмаров А.Ю. Телевизионный образ политического лидера как результатрепутационного менеджмента // Психология как система направлений. ЕжегодникРоссийского психологического общества. Т.9, вып.2. М., 2002 — с.426
10.     Кружко А.А. Имидж и успех, — СПб.: Питер, 2006. с. 197
11.     Маркин В.М. «Я» как личностная характеристика государственногослужащего // Имидж госслужбы. М., 1996 — с.122
12.     Метаева В.А. Проблемы имиджелогии в современный период развития общества// Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академииобразования. 2001. № 6 (12)
13.     Ожегов С.И. Словарь русского языка.18-е изд., стереотип. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1986. — с.305
14.     Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж.М., 2001 — с.78
15.     Петрова Е.А. Психология имиджа: Психосемиотический подход // Психологиякак система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9,вып.2. М., 2002
16.     Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Рефл-бук. Ваклер, 2000 — с.5
17.     Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 2001 — с.123
18.     Психологический словарь.2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.В.П. Зинченко,Б.Г. Мещерякова. М., 1996 — с.112
19.     Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса.2-еизд.М., 2000 — с.86-87
20.     Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост.В. В. Виноградов, Г.О. Винокури др.; Под ред.Д.Н. Ушакова. М., 1994. Т.1-4. Ст.11
21.     Трошев И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологическиеисследования. 1999. № 4
22.     Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социальногопсихоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996, 694-696
23.     Федоров И.А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Диссертацияна соискание уч. ст. доктора социологических наук. Тамбов, 1998 — с.87
24.     Шепелъ В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994 — с.84
25.     Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000
26.     Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М, 2000 — с.27


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.