Васильева А. В.
Предание
Сдревнейших времен в минуты жестоких страданий, связанных с муками рождениядетей, женщины прибегали с горячей молитвой к Пресвятой Богородице. Вера ввсесильное заступничество Пречистой Девы, Которая Сама была Матерью, застраждущих рожениц побудила к созданию в русской иконографии ряда икон, связанныхс образом чревоношения Богородицей Младенца Христа. Таковыми являются триобраза Богоматери с характерными названиями — «Блаженное Чрево», «Помощница вродах» и «Слово плоть бысть».
/>
Иконе«Блаженное Чрево» в сказании из рукописного сборника 1714-1716 гг.приписывается итальянское происхождение. В нем сообщается, что в 1392 годуобраз был принесен На Русь из «Бара града Римския области», где он стоял нагробнице с мощами святителя Николая Чудотворца. Доска же иконы, какповествуется в сказании, была сделана из «чудных разных многих древес».
ВПереписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., в более поздних описях собора и церковно-археологической литературе конца XIX — начала XX в.Икона «Блаженное Чрево» именуется «Барловской», или «Барбарская», что являетсяискаженной формой названия «Барградская», то есть происходящая из города Бари.
Вконце XIV века, когда чудотворная икона была принесена в Москву, ее украсилидрагоценным окладом, находящимся в настоящее время на списке с образа конца XVIвека из Оружейной палаты ГММК. В XVI веке для иконы был создан новый золотойоклад, который 1812 году пропал при захвате французами Москвы. Его заменилисеребряным окладом, который также был изъят в 1920-е годы в ходе кампании поизъятию церковных ценностей. Чудотворная икона находилась в Благовещенскомсоборе до 1924 года. После этого ее судьба неизвестна.
Празднованиеобразу «Блаженное Чрево» совершается 26 декабря / 8 января, в день СобораПресвятой Богородицы, вместе с другой близкой ему по духовному смыслу иконойБожией Матери «Помощница в родах».
/>
«Словоплоть бысть» — еще одна икона Богоматери, связанная с образом чревоношенияБожественного Младенца. Ее название является цитатой из Евангелия от Иоанна: «Ислово стало плотью» (Ин.1:14). Икона также именуется «Албазинской», по именикрепости Албазин (ныне — село Албазино) на Амуре, которой она была подаренаиеромонахом Гермогеном в 1666 году.
В 1690 г., вследствие непрекращающихся набегов китайцев, русские поселянеперенесли чудотворную икону в Сретенск, где она оставалась до 1860г., когдаепископ Камчатский Вениамин (Благонравов) перенес ее в Благовещенск, вкафедральный собор Благовещения Божией Матери. Для образа там изготовилисеребряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Материпринесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископомКамчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его всвой епархиальный город».
Икона«Слово плоть бысть», почитаемая святыня русского Приамурья, с 1902 г. ежегодно проносилась крестным ходом по всему Дальнему Востоку. С 1885 г. епископом Камчатским Гурием образу было установлено общецерковное празднование 9 / 22 марта.Икона прославилась избавлением Благовещенска от девятнадцатидневной осадыгорода китайцами в 1900 году, а также чудесными исцелениями во время эпидемииморовой язвы.
Внастоящее время святой образ находится в новом Благовещенском кафедральномсоборе, куда он был возвращен в 1991 г. из Амурского областного краеведческогомузея. По инициативе местного владыки была возобновлена традиция водныхкрестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска доНиколаевска-на-Амуре.
Иконография
ОбразБожией Матери «Блаженное Чрево» написан «дословно» на строку из евангельскоготекста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Всоответствии с этим, икона представляет собой вариант иконографии«Млекопитательница», с одной отличительной особенностью: Богоматерь изображенасидящей на подушке на земле. Младенец Христос представлен возлежащим на рукахБогородицы, прильнув к Ее груди. Кисть правой руки Он придерживает грудьМатери.
АкадемикиН. П. Кондаков и Н. П. Лихачев отмечали связь иконы с итало-греческойживописью. Иконографические особенности и характер орнамента, по их словам, свидетельствуюто воспроизведении либо итальянского, либо далматинского оригинала первой третиXIV века.
/>
Наиконе «Помощница в родах» Божия Матерь изображена с непокрытой, нескольконаклоненной в сторону главой и распущенными по плечам волосами, что такжесвидетельствует о западном происхождении иконы. Руки Божией Матери сложены нагруди так, что персты левой руки покрывают до половины персты правой. Нижесложенных кистей рук при персях Богородицы в мандоле изображен МладенецХристос. Правой рукой он благословляет именословно, а левая его рука лежит наколене.
Верхняяодежда Богоматери красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотойзвезде, нижняя — темно-зеленая с прозолотью, золотыми звездами и такой жеоторочкой по вороту и рукавам. На Спасителе одежда желтая с прозолотью, нагруди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.
Поиконографическому типу образ «Слово плоть бысть» близок иконе Божией Матери«Помощница в родах», но есть и некоторые особенности. Богородица изображена спокрытой главой, а Ее руки придерживают святительский омофор, на котором стоитв мандорле Младенец Христос. Написание фигуры Младенца, так же, как и в иконе«Помощница в родах», подчеркивает его пребывание в утробе Матери, гдеСлово-Логос стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве Приснодевы.
Списки с икон
Счудотворной иконы Божией Матери «Блаженное Чрево» сохранились 3 списка. Один изних был исполнен в конце XVI века и предназначался для московскогоНоводевичьего монастыря. Этотсписок является наиболее точным воспроизведениеморигинала и по размерам доски, и по композиции, что послужило причинойперенесения на него древнего оклада чудотворной иконы. В 1927 г. образ был передан в Оружейную палату ГММК.
Другойсписок, икона-пядница второй половины XVI — конца XVII вв., находился впядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (в настоящее время — в егоэкспозиции на южной галерее). На нем Богоматерь изображена сидящей на престоле,в мафории без звезд.
Третийсписок, икона-пядница из ризницы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, былаисполнена иконописцем Иоанном Авксентьевым в 1664 г. (в настоящее время — в ВСМЗ). На иконе есть надпись, содержащая историю ее создания, при этомдается совершенно иное наименование образа — Хабаровская, что, возможно, каким-тообразом связано с существованием хабаровского списка с Албазинской иконы «Словоплоть бысть». Последний был пожертвован в январе 1897 года купцом ВасилийПлюснин хабаровскому собору Успения Божией Матери.
В1930-е годы, после закрытия и разрушения собора, икона, ввиду ее высокойисторико-художественной ценности, была помещена в запасник краеведческогомузея. В сентябре 1999 года музей передал икону Хабаровской епархии РусскойПравославной Церкви, а в 2002 году, после воссоздания собора Успения БожиейМатери, прославленный список перенесли на его историческое место.
Тропарьиконе Божией Матери «Помощница в родах», глас 4
Ангеловлицы благоговейно Тебе служат, / и вся Силы Небесныя немолчными гласы Тяублажают, / Помощнице в родах, / усердно молим Тя, Богородице, / да пребудеши вславе Господа, / чрез икону Тобою явленную / и светозарный луч славы чудесТвоих / да восхитит от тьмы, с верою Тебе молящихся, // и вопиющих Богу:Аллилуиа.
Молитвыиконе Божией Матери «В родах Помощница»
Молитвапервая
Приими,Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к тебе притекающих. Зримтя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа ИисусаХриста. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощисынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносномуобразу Твоему, и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: насгрешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивнопощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, оттяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благопомощие, да ипитаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию иутешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущихГосподь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сыновчеловеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащыяна нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услышинас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавленияприйми благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу СынаТвоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавитмилость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосерднуюЗаступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.
Молитвавторая
О,Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, в земной жизни нас не оставляющая! Ккому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхания принесу аще не к Тебе, всехверных Утешение! Со страхом, верою, любовию, Мати Живота, молю: Да вразумитГосподь люди православныя во спасение, да даст рождать нам чад Тебе и СынуТвоему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирения, в надежде оХристе спасения, и дарует нам всем, в покровах благодати Твоея, земноеутешение. Храни нас под сению милости Твоей, Пречистая, молящимся о родахпомози, наветов злых свободи, тяжких бед, напастей и смертей отврати. Даждьблагодатное прозрение, дух сокрушения о гресех, даждь зрети всю высоту ичистоту дарованнаго нам Христова учения; храни нас от погибельнаго отчуждения.Да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного успокоения итамо с возлюбленными Твоими, со всеми святыми прославим в Троице Единого Бога:Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитваиконе Божией Матери «Слово плоть бысть»
БогородицеДево, препорочная Мати Христа нашего, Заступнице рода христианского! Предчудотворною иконою Твоею предстояще, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твойи заступление стране Приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и странусию от нахождения иноплеменных свободи и от междоусобныя брани сохрани. Даруймирови мир, земли плодов изобилие, стране нашей на враги одоление; сохрани восвятыне пастырей наших, во святых храмах утруждающихся; осени вседержавнымпокровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии иединомыслии братий наших; заблуждших же и отступльших от Православныя верывразуми и соедини святей церкви Сына Твоего. Буди всем притекающим кчудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед иобстоящий: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждшихисправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко ПрестолуВсевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осенями.Прославим Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru