Васильева А. В.
/>
Предание
Судьбаиконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером вистории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западногопроисхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, попреданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.
Всказании об иконе повествуется, что в начале XVIII века, как это частопрактиковалось в петровское время, некий живописец был послан на учебу вИталию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию иконы «СвятоеСемейство» и оставил ее в Москве у своего родственника, настоятеля храма СвятойТроицы на Грязех. После смерти художника священник пожертвовал образ в своюцерковь и поместил его над входом перед папертью.
Сороклет спустя одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты:оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственныйсын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная женщина искалаотрады в молитве и просила Царицу Небесную быть Заступницей за невинныхстрадальцев. Как-то раз она услышала во сне голос, повелевавший ей отыскатьикону Святого Семейства и помолиться перед ней. Скорбящая дама долго ходила помосковским церквам в поисках желанной иконы, пока не набрела, наконец, наТроицкую церковь на Покровке. Здесь, на паперти, она обнаружила долгожданныйчудотворный образ. После усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила трирадостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращеноиз казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона и получила своеутешительное название «Трех Радостей».
Троицкийхрам на Грязех, где до революции хранилась чудотворная икона, неоднократноперестраивался. В середине XIX века по проекту архитектора М.Д. Быковского насредства ктитора церкви Е.В. Молчанова в 1861 году был возведен каменный храм, достоявшийи до нашего времени. 10 декабря того же года святителем Филаретом, митрополитомМосковским, был освящен главный престол в честь иконы Божией Матери «ТрехРадостей», или Собора Богородицы, являющийся и поныне единственным престолом вчесть этого святого образа.
Известно,что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списковобраза являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, жены АлександраII. Он был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобногоСергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожденной Тютчевой), бывшейпервой воспитательницей ее сына великого князя Сергея Александровича. Послесмерти Марии Федоровны образ был возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Вскорефрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великойкнягини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакованаписала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение,идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, икоторый, вместе с тем, и Ваш покровитель».
Судьбаобраза Божией Матери «Трех радостей» после закрытия Троицкой церкви в декабре1929 года неизвестна. В 1992 году здание храма было возвращено верующим, а приего открытии общине было прислано из Патриархии несколько икон, изъятых натаможне. Чудом Божиим среди переданных икон, между которыми не производилосьникакого отбора, оказался аналойный образ «Три Радости», список середины XIXвека.
В1996 году в тот же храм Живоначальной Троицы на Грязех принесли акафист иконеБожией Матери «Три Радости», вызвавший на приходе споры о том, стоит липродолжать по установившейся традиции читать акафист святителю НиколаюЧудотворцу или заменить его акафистом чтимой храмовой иконе. В разгаробсуждений перед новым образом «Трех Радостей», написанном в начале 90-х годовXX века в русской иконописной традиции, сама собой возгорелась лампада. Принявэто чудо как явное указание Божие, священнослужители Троицкой церкви с тех порпо средам совершают еженедельный молебен с акафистом перед старинной чтимойиконой «Трех радостей», которая в это время выносится из алтаря.
ОбразБожией Матери «Три радости» издревле полюбился русскому народу. До революцииикону особенно почитали на Дону и Кубани, так как считалось, что молитва передней помогает возвращению домой лихих казаков. Под особым покровительствомобраза Божией Матери «Трех радостей» пребывают люди, оставшиеся в одиночестве, оказавшиесяв плену и на чужбине. Известны случаи благодатной помощи от иконывоеннослужащим, находившимся в горячих точках России. Икона считаетсязаступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом,а также верной охранительницей семейного благополучия.
Празднованиеобразу Божией Матери, именуемому «Три Радости», совершается 26 декабря / 8января в день Собора Богородицы, следующий день после Рождества Христова.
/>
Иконография
Первоначальныйобраз Пресвятой Богородицы «Трех радостей», написанный Рафаэлем или кем-то изпредставителей рафаэлевской живописной школы, ближе всего стоит к серииизвестных полотен прославленного мастера, изображающих Деву Марию в окруженииМладенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Среди них — знаменитая луврская«Прекрасная садовница» (ок. 1507-1508 гг.), «Мадонна в зелени» (ок. 1505 г., Вена, Художественно-исторический музей). На обоих полотнах, так же, как и на образе, названномвпоследствии «Три радости», отсутствует изображение Иосифа Обручника, появившеесяуже на русских иконах.
Послепрославления образа Богородицы «Трех Радостей» многие списки с иконы сталиписать в древнерусской иконописной традиции. По сравнению с итальянскимпрототипом, Младенец Христос на этих образах обычно изображался на рукахБогоматери в зеркальном отражении — с левой стороны, а Иоанн Креститель и ИосифОбручник писались по разные стороны от Богородицы с Младенцем.
Спискис иконы
Помимодвух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имяЖивоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают вдвух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне(ул. Докукина, 15) и в домовой церкви Софринской бригады оперативногоназначения МВД России.
В1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон ицерковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди нихтуда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась управого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделеперед клиросом.
Вжизненном укладе Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД РФчтимыйобраз Божией Матери «Три Радости» занял подобающее место. Икона выносится наплац или в актовый зал в особые случаи жизни бригады — День бригады и Деньпамяти погибших софринских воинов, а также при отправке бойцов в командировки иво время молебнов и Крестных ходов — в благословение и помощь военнослужащих.
Тропарь,глас 4
Отсвятыя иконы Твоея, радости неизреченныя / преисполнила еси сердцеблагочестивыя жены. / О, Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царице радосте, Приснодево,твари, /егда возвратила оной, — и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде ивсем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, /источаяприснотекущий источник радости, молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / радостьвсему миру родившая, // радости исполни неоскудевающей чтущих Тя.
Молитва
О,Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града исвятаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех вернаяПредстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, ноумоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением предчудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует:грешником — вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбехи печалех — утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим — совершенное от нихизбытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилииживущим — непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни — исцеление иукрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имяТвое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых иневидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслииутверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякагополезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, ивсем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие содолгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыднуюПредстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоегосо безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во векивеков. Аминь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.portal-slovo.ru