Содержание
1.1.Историявозникновения картин, вышитых крестом
1.2.Генезис орнаментов в картинах, вышитых крестом
1.3.Цветовая гамма вышитых картин
2.1.Выбор изделия
2.2.Изготовление картины
3.Экономическое обоснование эффективности изготовлениякартины
Введение
Вышивка крестом — один излюбимых видов рукоделия.
Изготовление картин,вышитых крестом, способствует развитию творческого воображения, порождаетэмоциональный отклик, вызывает положительное отношение к художественнойдеятельности, что в конечном итоге рождает подлинное действенное желание“сочинять”.
В процессецеленаправленного создания картины вырабатывается смелость действий,уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Создатели приобретаюттехническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования,создания образа предмета или явления.
Сочетание разныхматериалов в одной картине не может быть случайным. Всякий раз необходимопробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получитьболее выразительное изображение.
Обучение техникеизготовления вышитых картин способствует пониманию свойств разных материалов,их выразительных возможностей, формирование умения использовать при созданииизображений различные материалы, несомненно, обогатит творческую деятельность.
Цель курсовой работы –выяснить, в чем заключается сущность создания картины, вышитой крестом.
Задачи:
— изучить литературу потеме курсовой работы;
— рассмотретьтеоретические основы создания картины, вышитой крестом;
— охарактеризоватьпроцесс создания картины, вышитой крестом.
1.Теоретические основы изготовления картин, вышитых крестом1.1 Историявозникновения картин, вышитых крестом
История возникновениявышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохепервобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка приизготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили ижилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся инатуральный волос.
В нашей стране вышивкаимеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище,предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условноподразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивкаиспытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда какнародная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русскогокрестьянства. К 13 – 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себеприданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Передсвадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия имастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. Вкрестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ееукрашали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветногоситца.
На территории России археологамиобнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX– XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпохуДревней Руси. С языческих времен женщины – вышивальщицы создавали в своихвышивках – картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшалипостельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а такжеполотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовыесарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только вбыту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях,придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, вхристианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы,зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитыеполотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил,болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу.Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалосьбезупречно чистым.
Возникнув в древности,искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно усовершенствовалось.Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокойдревности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощьюкоторых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение кнепонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного емусмысла, были одним из средств общения. 1.2 Генезисорнаментов в картинах, вышитых крестом
Со временем отдельныефигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создаваяузоры-рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельныхузоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носитназвание раппорт.)
По своим мотивам орнаментможет быть:
Геометрический –состоящий из различных геометрических элементов;
Меандровый – в видебеспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции иполучивший свое название от извилистой реки Меандр;
Растительный илифитоморфный – составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев,веток и т.п.;
Животный – в которомстилизованы фигуры зверей и насекомых;
Птичий– составлен изстилизованных фигур птиц;
Человекообразный– сизображением человеческих фигур и полуфигур;
Шрифтовый (вязь) –напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.
Язык каждого орнаментасвязан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращалиськ природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самоехарактерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам,понятиям о красоте.
Народные мастерицысоздавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, гдесплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочнымипредставлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентовназывается композицией и складывается из чередования отдельных фигур и ихрядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивоквсегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтомубольшинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементамигеометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых иломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток.
Геометрический орнаментхарактеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения.Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат.Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками – продленнымисторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены вквадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на другауглами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнаментазаполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создаютновый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играютразмеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всехвидах творчества играет колорит – гармоническое сочетание цветов и их оттенков.В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области,района и даже отдельного села. 1.3 Цветоваягамма вышитых картин
Гармоническое сочетаниечасто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов.Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток ввышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужнопомнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет долженподчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
Цветовая гамма вышитогорисунка привлекает внимание, делает рисунок объемным за счет его теневогооформления. Существует цветовой круг (Цветовой круг Гете-Освальда, см.рис*.), внем представлены цвета спектра солнечного света. Их расположение определиламатушка-природа, семь основных цветов — это цвета радуги. С детства многие,наверное, помнят присказку о последовательности цветов
В народном творчественаряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а такжемногоцветные. Хорошо сочетаются:
Красный – с черным,желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
Синий – с серым, голубым,бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
Желтый – с коричневым,черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
Зеленый – с темно-желтым,лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
Фиолетовый – с сиреневым,бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Об основах цветоведениясказка
Орнамент – бывает:
Ленточным – в виде прямойили криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия илиокаймляет его;
Сетчатым – при которомвся поверхность заполнена узором;
Центрическим илирозеточным – в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг,ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Столетиями отрабатывалосьтрадиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроемодежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формычеловеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы,располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не толькоукрашали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные вариантырасположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения,размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций ифантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.
2.Изготовление картины, вышитой крестом2.1 Выборизделия
Картина «Пионы». Имеетбогатую палитру оттенков. Прекрасно впишется в интерьер гостиной или кухни.
Вышивка содержит 32оттенка мулине DMC, канва Aida16. Размер готовой работы 30х23 см. (188х142 кр.)
Схема картины
/>2.2 Изготовлениекартины
Для начала понадобятсятакие простые и знакомые с детства приспособления как иголка (лучше с тупымконцом), ножницы, канва (особая ткань с дырочками) и пяльцы Пяльцы удобнееиспользовать маленького размера с винтом.
Для начала вам необходиморазметить канву, т.е. найти середину. Некоторые для удобства разлиновываютканву квадратами 10 на 10 клеточек (это делается специальным смывающимсямаркером).
По канве вышивают самымиразными нитками. Это может быть даже шелк, но наиболее распространено, конечно,мулине. При выборе толщины ниток необходимо обращать внимание на то, чтобыниткой покрывалась вся клеточка канвы. Вышивка имеет очень некрасивый вид, еслимежду стежками шитья видна канва. Чтобы нитки не путались и меньше лохматилисьпри вышивании, длина хлопкового мулине должна быть не более 50 см., ашерстяного — не более 40 см.
Чтобы нити сохраняли своюокраску дольше, их нужно прокипятить в водно- уксусном растворе( 1 ст. ложка на1 ст. воды) в течении 5 минут.
При вышивании украшенийхорошо использовать металлизированное мулине;
Для получения ровногополотна вышивки в работе желательно использовать такое же количество игл снитками. какое количество цветов используется в данном ряду.
Большое количествовремени занимает подборка и покупка ниток соответствующих цветов, но какправило ко многим схемам прилагается карта цветов (обычно палитра DMC илиMadeira), но ели вы все же решите использовать мулине других производителей.
Используем таблицуперевода ниток.
Madeira — DMC- MayFlower — Anchor (часть 1)
Madeira — DMC- MayFlower — Anchor (часть 2)
J&P Coats- DMC — Anchor
DMC — СПб — Anchor — bestex
Гамма — DMC — Anchor — Madeira(часть 1)
Гамма — DMC — Anchor — Madeira(часть 2)
Перед началом работыстоит обметать края канвы. Это можно сделать как руками, так и с помощьюшвейной машинки или оверлока.
Посмотрите внимательно наприготовленные иглы.
Вы, конечно, знаете, чтоигла состоит из стержня, острия и ушка. Но вышивальная игла немного отличаетсяот швейной иглы, да и понятно, ведь в вышивке иголка порой выполняет самыеудивительные действия. У вышивальной иглы острие чуть скруглено, стерженьхорошо отшлифовая, ушко овальное, хорошо обработанное, ведь это важно длясвободного вхождения иглы в материал. Подберите иглы разной толщины и длины,так как ткани, на которых вы будете вышивать, и нитки тоже будут разные.Поэтому в зависимости от вида ткани и ниток, а также вида выполняемых стежковвы будете выбирать и определенные иголки.
Как и все другие,вышивальные иглы имеют номер:
— тонкая игла маленькийномер,
— толстая игла — большойномер.
Чем больше игла, тембольше цифра, обозначающая ее величину. Наиболее часто в вышивке используютвышивальные иглы с длинным ушком №1 и №2, а также короткие штопальные иглы. длявышивания на более тонких тканях положите в коробочку и более тонкие иглы сменьшим ушком.
Толстые иглы на тонкихтканях оставляют следы (дырочки) в местах прокола, а в большом ушке плохоудерживается тонкая рабочая нить. На толстой ткани легче вышивать, если смазатьиголку мылом.
К сведению.Промышленность выпускает иглы под номерами от 1 до 12. Самая маленькая игла — 1— имеет длину 35 мм, а самая большая — №12-- 70 мм. Иглы, имеющие четныеномера, короткие и толстые, а иглы с нечетными номерами — длинные и тонкие.
Работу следует начинать сподготовки канвы. Чтобы края канвы не осыпались, промажьте их с изнаночнойстороны клеем ПВА на ширину 0,5 — 0,7 см. По канве Аида можно вышивать безпялец, т.к. она обработана специальным I составом, придающим ей жесткость. Нолучше натянуть канву на деревянную рамку (пяльцы), закрепив на ней кнопками синтервалом 2,5 — 3 см. Если канва провиснет при вышивании, ее можно подтянуть,переставляя кнопки. Для последующего оформления готовой вышивки важно, чтобыона занимала центральную часть канвы, т.е. чтобы вышивку окружали равные поширине полоски свободной канвы, одинаковые сверху и снизу, справа и слева.Канва соткана таким образом, что как бы состоит из множества квадратиков.Квадратик на канве соответствует цветовой клетке схемы. Определив подсчетомквадратиков и клеток высоту и ширину кусочка канвы и схемы, не трудно наметитьрасположение на канве формата будущей вышивки. Сюжетную вышивку обычно ведутрядами. Выберем начальный ряд. Пусть это будет нижний горизонтальный ряд. Ондолжен отстоять от нижнего края канвы на количество квадратиков, равноеполовине разности между высотой канвы и высотой схемы. Справа и слева от рядадолжно оставаться одинаковое количество свободных квадратиков.
Можно смазать края канвыпрозрачным клеем «Момент», на расстоянии 2-х клеточек от края. Послестирки готовой работы клей не растворяется и вышивка держит форму.
После того как вышивкаготова, ее необходимо постирать в шампуне (лучше в холодной воде, чтобы цветане полиняли). Затем аккуратно отжать и высушить. После сушки готовую вышивкуделикатно проглаживают с изнанки, чтобы крестики не потеряли своей формы.
Размещение рисунка. Сначаланужно найти середину ткани, сложив ее аккуратно по прямой нити вчетверо. Дляэтого необходимо точно совместить кромки ткани и линии среза. Затем приложитьсгибы и разметить сметочными стежками линии середины. как правило пересечениеэтих нитей является серединой счетной схемы. На этом месте следует начатьвышивать, считая нити. При размещении рисунка следует обязательно учесть всеприпуски на подгибку.
Для облегчения работыможно переснять счетную схему вышивки, предварительно увеличив ее. Именно налисте бумаги вам будет легче продумать дальнейшее расположение отдельныхповторяющихся мотивов вышивки или раппортов. Для скатертей достаточны размерысчетных схем.
Для выполнения орнаментана квадратной скатерти, располагающегося по краям каждой стороны, необходимоопределить середину среза. Затем точно найти середину ткани и определить, накаком расстоянии от среза ткани будет расположен орнамент. Начать вышивку вточке середины ткани на уровне расположения орнамента. Закончить вышивание содной стороны скатерти, перейти к вышиванию орнамента с противоположнойстороны. По аналогии вышить противоположные стороны, формируя углы орнамента;прежде, чем начать вышивку, цветной нитью можно прометать границы узора,разбивая поле на квадраты 10х10 клеток. Такая планировка очень полезна припостепенном исполнении узора, особенно при вышивании по готовым схемам.
Оформление в рамку. Послетого как вышивка полностью высохла можно приступать к натягиванию на основурамки. В качестве основы используется плотный картон, размером соответствующийвнутренней стороне рамы. Основа заворачивается в вышивку так, чтобы рисунокприходился точно по центру. Свободные края канвы загибаются на изнанку, затемпротивоположные загнутые концы стягиваются, посредством сшивания. Оченьэффектно смотрятся вышивки, оформленные в паспарту.
ПЯЛЬЦА
Их используют в своейработе все вышивальщицы. Предназначены они для растягивания и закрепления тканив растянутом состоянии. Ведь на натянутой ткани значительно легче вышивать.Отсюда и название — от «растягивать, распяливать» Основное назначениепялец предохранять вышивку от стягивания стежками.
Помимо простых круглых, производятся усовершенствованные, с раздвижным винтом. Кроме круглых пялецвстречаются и квадратные. Такие пяльцы, а они обычно имеют очень большиеразмеры, применяют для изготовления настенных картин или панно.
Начинающим удобнеепользоваться круглыми пяльцами с раз движным винтом — специальнымприспособлением, облегчающим процесс запяливания.
Множество преимуществделают специальное приспособление, рамку для вышивания, абсолютно необходимой вработе: при вышивании в рамке обе руки равномерно заняты делом. Чередованиевыполнения вышивки левой и правой рукой благоприятствует без укоризненномувыполнению работы и экономит время. Вышивать в рамке предпочтительно, когдаработа выполняется на сыпучей ткани или не по всей поверхности.
Для вышиванияиспользуются рамки различных форм: круглые и квадратные. Пяльцы для вышивания,т. е. два обруча, бывают деревянные или пластиковые, имеют очень простую форму,но не позволяют работать двумя руками одновременно. Пластиковые пальцы наиболееподходят для вышивания на тонких тканях. Барабаном для вышивания шутливоназывают пальцы в форме круга, которые при помощи штатива удобно крепятся крабочему столу. Внутренний обруч связан рычагом с кронштейном, таким образомрамку можно установить в наиболее удобное положение.
Натягивать ткань (вбольшинстве случаев для работ небольших размеров) следует
равномерно и, лучшевсего, достаточно сильно по прямой нити. Опытные вышивальщицы даже для самыхпростых вышивок пользуются пальцами или рамками для вышивания. для выполнениябольших по размеру моделей используют квадратные рамки. Форма такогоприспособления удивительно проста и состоит из 4 деревянных реек, собранных врамку. Для того чтобы вышивать было удобно, ткань необходимо сильно натянугь изакрепить на рамке с помощью кнопок.
Приспособление длявышивания может быть снабжено специальной подставкой, фиксирующей его положениена рабочем столе. для вышивания длинных мотивов ткань необходимо туго скататьваликом, длина скатанного отреза ткани может быть 60, 80 или 100 см.Необходимое количество ткани для вышивания отдельной части мотива натягиваетсяна рамку сначала вдоль, излишек ткани сворачивается валиком. Затем тканьнатягивается в других направлениях, с каждой стороны от кромки до кромки.
Приспособление наподставке наиболее часто используется для вышивки шириной от 80 до 100 см, этодостаточно большая величина для обивки. Этот вид вышивки невозможно выполнить,используя обычную рамку для вышивания.
Оба эти приспособления,пяльцы и рамка для вышивания могут устанавливаться наклонно для облегчениявытягивания иглы на изнаночной стороне вышивки.
3. Экономическоеобоснование эффективности изготовления картины
Методика расчета цены накартины вышитые крестом вручную
Формула расчета ценыработы: Ц=Кк*Е+Уэ+Им
Кк=количество крестиков ввышивке
Е=цена одного крестика(по ценам на 2006 г 0,25 рубля)
Уэ=Кц+РКр+Цк+Рк+В+Рг+Рв+Дс+Рс+Ссх,усложняющие элементы в процентах от Кк*Е
Кц — количество цветов(если количество используемых цветов(значков) в схеме больше 25, то за каждыедополнительные 5 цветов +5%)
РКр — разброс крестиков всхеме (большое количество одиночных крестиков +15-100%)
Цк — цвет канвы (темнаяканва +25%)
Рк — размер канвы (чеммельче канва тем сложнее и медленнее вышивка +10-25%)
В — время на вышивку(если заказ срочный то +50-100%)
Рг — работа группы (есливышивка выполняется группой то +25-100%)
Рв — размер вышивки(очень большие полотна неудобно вышивать +15-25%)
Дс — дополнительноиспользуемые стежки (Back stitch, французские узелки, выкладная нить, гладь,бисер, шнуры, ленты и т.д. — 5-25%)
Рс-разработка схемы (ценапо договоренности)
Ссх — сложность схемы(частая смена цветов, большое количество цветов на 100 крестиков,многослойность схемы +10-25%)
Им — стоимостьиспользуемых материалов(канва, нитки и т.д.)
Вышитая картина будетвыглядеть особенно эффектно, если она выполнена на канве не крупнее Aida-14.
Работа обсчитывается сучетом скорости вышивки 100 крестов в час для схем с малым разбросом крестов и50 для схем с большим разбросом одиночных крестов.
Заключение
Таким образом, мы пришлик следующим выводам:
История возникновениявышивки уходит далеко в глубь веков.
Со временем отдельныефигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создаваяузоры-рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельныхузоров или их группы
Гармоническое сочетаниечасто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов.Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток ввышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым.
В процессецеленаправленного создания картины вырабатывается смелость действий,уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Создатели приобретаюттехническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования,создания образа предмета или явления.
Обучение техникеизготовления вышитых картин способствует пониманию свойств разных материалов,их выразительных возможностей, формирование умения использовать при созданииизображений различные материалы, несомненно, обогатит творческую деятельность.
Списокиспользованной литературы
1. Бакушинский А. В. Художественноетворчество и воспитание. — М., 1999
2. Выготский Л С. Воображение итворчество в детском возрасте. — М., 1967. С. 3 – 50.
3. Выготский Л.С. Психология искусства.-М., 1999
4. Гадукова Р.П. Вышивая, отдыхаюдушой.- М., 2003
5. Голованова И. Л. Активизациятворческих способностей младших школьников в процессе работы с различнымиматериалами. Автореф. канд. дисс. — 1995
6. Злотников В. Г. Процесс воображения вхудожественном творчестве. Автореф. Канд. дисс. — М., 1996.
7. Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать.- М.:Знание, 2001
8. Паронина Б.Ю. Объемная вышивка .- М.,2001
9. Розман Г. И. Вышиваю картиныкрестом.- М., 2006
10. Хамукова М.О.Вышивка крестиком.- Спб, 2004