Реферат по предмету "Культура и искусство"


Идея свободы и художественная культура Греции

/>Содержание
Введение
1. История и культурное наследие Греции
2. Идея свободы Греции
3. Связь свободы и художественной культуры Греции
Заключение
Список литературы
Введение
Изучая культуру иискусство Античности, следует учитывать два обстоятельства:
1) термин античность объемлетдве культуры — культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима;
2) каждая из этих культуримеет свою специфику и свою историческую периодизацию.
По мнению историковкультуры, возникновение цивилизации в Греции — явление удивительное итруднообъяснимое. «Они изобрели математику, науку и философию; они свободнорассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либоортодоксального учения. Происшедшее было настолько удивительным, что люди досамого последнего времени довольствовались изумлением и мистическимиразговорами о греческом гении». В Древней Греции искусство впервые сталосоциальным явлением.
История античной Грециираскладывается на следующие периоды:
— доклассический;
— древнейшие цивилизации(Критская, Микенская) (2-1тыс. до н.э.);
— гомеровский (Х1-ГХ вв.до н.э.);
— архаический (УШ-У1 вв.до н.э.);
— классический:
— эпоха расцвета (V в. до н.э.);
— эпоха кризиса полиса (IV в. до н.э.);
— эллинистический (323-27гг. до н.э.).
Обсуждение культуры иискусства античной Греции требует понимания тех социальных условий, тойхудожественной среды, в которой они возникли, существовали и развивались.Необходимо представить себе спектр вкусов людей того времени, их художественныхпотребностей и идеалов, которые транслировали античный театр, музыка, архитектура,скульптура. А это влечет за собой изучение представлений греков о человеке, омире, о богах, о природе, т.е. о том, что определяло их идеи, системы ценностейи принятые ими нормы поведения.
Цель работы – рассмотретьидею свободы и художественную культуру Греции.
Задачи работы – рассмотретьисторию и культурное наследие Греции; определить значимость свободы в культуреГреции; охарактеризовать взаимосвязь свободы и художественной культуры Греции.
1. История и культурноенаследие Греции
Греция – колыбельевропейской цивилизации. Греция – это страна, где Эрос (бог любви) встречаетСофию (богиню мудрости). Из греческого алфавита возник славянский, а затем ирусский. Греческие мыслители и ученые заложили основы научных знаний. Грамма –по-гречески – буква, грамматика – наука о правилах письма, арифметика – наука очислах, география – описание Земли, геометрия – измерение Земли. В некоторыхотраслях научных знаний древнегреческие ученые достигли таких успехов, что ихработы (например, книга по геометрии, написанная греком Евклидом) лежали воснове современных учебников и учебных пособий по этому предмету. В Грециивпервые возник театр. До нашего времени некоторые из пьес, написанныедревнегреческими писателями, как, например, сказание о несчастной судьбе царягорода Фив – Эдипа («Царь Эдип»), идут на сценах современных театров.Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Без знания историиДревней Греции современный человек не может в полной мере понять и оценить культурныесокровища, созданные человечеством. Греция (Древняя Эллада), общее названиетерриторий древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островахЭгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе Малой Азии.
Первые раннеклассовыегосударства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Теринф, Пилос и др.) образовались вначале 2-го тысячелетия в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200 до Н.Э.)повлекло распад государств и оживление родовых отношений. К 9 в. до Н.Э. Грециюзаселяли: эолийцы – Северная Греция, дорийцы – Средняя Греция и Пелопонесс,ионийцы – Аттика и острова. В результате борьбы демоса с родовой аристократиейв 8-6 вв. до н.э. в Греции сформировались полисы (города-государства). Взависимости от результатов борьбы землевладельцев и ремесленников c родовойзнатью государственная власть в полисах была либо демократической (Афины), либоолигархической (Спарта, о. Крит). В экономически развитых полисах (Афины,Коринф и др.) широко было распространено рабство; в Спарте, Аргосе и другихдолго сохранялись пережитки родового строя. 5-4 вв. до н.э. – период высшегорасцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков вгреко-персидской войне (500-499 гг. до н.э.) и созданием Делосского союза (воглаве с Афинами).
Время наивысшегомогущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцветакультуры – годы правления Перикла (443-429 гг. до н.э.). Борьба между Афинами иСпартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом заторговые пути привели к Пелопонесской войне (431-404 до н.э.), котораязавершилась поражением Афин. В середине 4 века на севере Греции возвысиласьМакедония. После распада державы Александра Македонского в так называемыйпериод эллинизма (3-2 вв. до н.э.) в Греции преобладали государства и союзывоенизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшиегосподство в Греции. Со 146 г. до н.э. (после разгрома римлянами Ахейскогосоюза) Греция подчинялась Риму (с 27 г. до н.э. на ее территории была основанаримская провинция Ахайя). С 4 в. н.э. Греция стала частью Восточной Римскойимперии – Византии.
В средние века Грециябыла объектом острой борьбы между Венецианской республикой и Турцией. В ходеэтой борьбы был частично разрушен всемирно известный храм Парфенон. Туркиустроили в нем пороховой погреб, а венецианцы открыли по нему огонь из пушек. ВXIV-XV вв. Греция была порабощена турецкими феодалами. Греческий народ велдлительную и упорную борьбу против чужеземного господства, и только в 1830 г. странадобилась независимости. Освобождению Греции от ига Османской империиспособствовала Россия, которая нанесла поражение турецким войскам в войне1828-1829 гг.
В годы второй мировойвойны греческий народ под руководством Национально-освободительного фронта(ЭАМ), решающей силой которого являлась Коммунистическая партия Греции (КПГ), вблагоприятных условиях успешного продвижения советских войск на Балканах изгналфашистских оккупантов из страны. Однако в результате открытой вооруженнойинтервенции Великобритании в декабре 1944 г. и грубого вмешательстваамериканского империализма греческому народу был навязан антидемократическийрежим. В декабре 1947 г. были запрещены КПГ, ЭАМ и др. прогрессивныеорганизации.
В 1952 г. Греция вступилав НАТО, в 1953 г. подписала с США неравноправные соглашения о предоставлении имтерритории под военные базы. В 1962 г. была принята в «Общий рынок»на правах ассоциации, а в 1981 г. стала его десятым членом.
После падения военнойдиктатуры страной в течение 7 с лишним лет правила партия «Новаядемократия», которая на первых порах под давлением антидиктаторскихнастроений народа восстановила основные буржуазно-демократические институты ипредприняла некоторые попытки модернизировать режим господства монополий. В дальнейшемправительство «Новой демократии» совершило поворот вправо.
По конституции,вступившей в силу 11.06.1975 г., Греция — парламентарная республика спрезидентской формой правления. Глава государства — президент — избираемыйпарламентом сроком на 5 лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (300депутатов), избираемому сроком на 4 года, и президенту республики.Исполнительная власть осуществляется президентом республики и правительством.
В Греции действует рядполитических партий различных направлений. Наиболее влиятельные: правящаяпартия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) — отражает интересы восновном мелкобуржуазных слоев города и деревни: правая партия «Новаядемократия», выражающая интересы крупной промышленно-финансовой буржуазии,связанной с иностранным капиталом, и крупных землевладельцев; Союздемократического центра (ЭДИК) — партия либеральной буржуазии.
Религия – православноехристианство. Почти 98 % населения Греции придерживается автокефального(независимого) греко-православного вероисповедания. Представителем греческойправославной церкви является Архиепископ Афинский.
Климат Греции мягкий,средиземноморский, на побережье субтропический. Короткие горные рекиЦентральной и Южной Греции летом почти пересыхают. Только во время непродолжительнойзимы идут дожди, иногда выпадает снег, но быстро тает. Бесчисленные горы иплоскогорья, сильно изрезанные берега, лазурная синева моря и неба — неотъемлемая, наиболее типичная часть пейзажа Греции.  2. Идея свободы Греции
Свобода — доминанта греческого сознания,которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувствепричастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимнойлояльности. Она появилась и нарастала в архаический период, достигла апогея вклассический и получила преобразование в эллинистический период.
Истоки такого пониманиясвободы обычно объясняют особенностями природы, ландшафта, формировавшихустановки греков: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего. Грек никогда нечувствовал себя потерянным в окружающем мире, который всегда представал передним стройно расчлененным естественными границами: небольшие долины, невысокиегоры, море, наполненное хорошо видимыми островами. И в этом мире, сомасштабномему, он занимал место хозяина, дарованное богами.
В соответствии с такимпониманием свободы формировалась и государственная система: не единоегосударство, как на Востоке, с претензиями на мировое господство, а отдельныегосударства в тех границах, которые определили природа и родовая организация.Называясь полисами, эти города-государства жили своей жизнью, имея свойдиалект, своих богов и героев, календарь и монету. Однако это не мешало имдолгое время ощущать себя одним народом — эллинами (от древнего названия Греции- Эллада).
В систему ценностейсвободного грека входили неразрывная связь с полисом, органичная включенность внего, надежность и защищенность существования, наличие широких возможностей длясамореализации и в собственном совершенствовании, и в изменении своего социального,положения. Способность жить «по природе» и «по установлению» была предметомгордости свободного человека. Именно эта способность определяла неспешный образжизни грека.
Античный грек вставал срассветом и приветствовал восходящее солнце, затем завтракал, выпивая кубоквина и съедая кусок хлеба, и выходил из дома. За исключением ремесленников,занятых в своих мастерских, каждый свободный гражданин находился с утра вгороде, проводя время в общении, которое происходило на улицах, на рынках, вмастерских ремесленников, в парикмахерских. Люди легко вступали в контакт, всеобращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как быстирались. Многие проводили полдня в народном собрании. Слушать ораторов,выступать против того, что не нравится, ощущать удовлетворение от участия впринятии жизненно важных началом темноты, когда запирались ворота Афин, наулицах несли дозор лучники.
Так проживал свой деньобычный гражданин полиса классического периода.
Именно в это времяотмечался взлет и интенсивное развитие всех видов и жанров искусства. Не былосчета трагедиям и комедиям. Активно заявляло о себе изобразительное искусство.Существовали специальные здания для хранения картин (пинакотеки), время отвремени устраивались выставки и обсуждения, привлекавшие множество знатоковживописи и ваяния. При этом подавляющая масса произведений искусства былавключена в повседневную жизнь афинянина. Плутарх утверждал, что в Афинах былобольше статуй, чем живых людей. Расцвеченные скульптуры украшали площади, храмы- мир искусства был живым миром.
В IV в. до н.э. Эллада пережилаполитический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спартаодержала верх. Эллинистический период принес принципиально новое представлениео свободе. До определенного времени грек не испытывал потребности в пристальномвглядывании в себя, в анализе мотивов своего поведения, в оценке своихпоступков, отсутствовала необходимость в самоанализе, поскольку и ценности, иповедение греков были предопределены извне, сообществом, в котором он жил.Видимо поэтому не было в греческом языке слова «совесть», а Сократа, впервыезаговорившего об этом, обвинили в поклонении «чужим богам» и казнили.
Теперь же после крушенияполисной системы главным стержнем становится понимание того, что казавшиесяранее безграничными возможности человека на самом деле ограниченны. Иограничителем выступало устройство самого полиса. Стали очевидными новыегоризонты. Гражданин полиса уступил место космополиту. При том, что появилосьмного новых возможностей путешествовать, заниматься предпринимательством,наконец, разбогатеть, появилось и развивалось чувство неуверенности взавтрашнем дне, ставшее для греков доминантой этого периода. Это и заставило ихобратиться к своему внутреннему миру, чтобы разобраться в происходящем ирешить, как сохранить хотя бы внутреннюю свободу.
Таким образом, благодаряпотере выстроенной всем сообществом свободы для всех, произошел «великийповорот» к новому пониманию свободы для отдельного человека. Новыми идеологами,сформулировавшими новые ценности, стали киники и стоики, чьи воззрения легли воснову римской философии.
Выразителем этихнаправлений в изобразительном искусстве были великие мастера IV в. до н.э. — Пракситель и Скопас.
Пракситель (около 390 — 330 гг. до н.э.) — скульптор, представитель поздней классики. Он был мастеромбожественных образов: «Сатир, наливающий вино», «Аполлон Сауроктон» (или«Аполлон, убивающий ящерицу»), «Эрот». Наиболее известна его скульптураобнаженной Афродиты, которая получила название «Афродита Книдская». Праксительвпервые обнажил Афродиту. Только ей одной позволялось демонстрировать своюкрасоту без одежд. Она будто только что вышла из воды, прикрываясь руками,блестя чистотой, белизной паросского мрамора. Улыбка, волосы, взгляд, брови — превосходили все, что ваяли до этого скульпторы. В этом прелестнейшем из чудесГреции было соединение живой величавости с негой чисто южного характера.
Позднее она сталасимволом Книда — ее начали изображать на книдских монетах. А вифинский царьНикомед предлагал за ее уступку выплатить все государственные долги книдян.
Пракситель свои фигуры,высеченные обычно в теплом, нежно светящемся мраморе, отдавал для подцветки.Они мягко тонировались воском и оживлялись легким цветом. Одна из его работдошла до наших дней в подлиннике. Это «Гермес с младенцем Дионисом». Утраченытолько ноги и кисть руки Гермеса, державшего виноградную гроздь. Фигура овеянаатмосферой неги.
Пракситель выработалутонченный идеал красоты. Он владел виртуозной техникой обработки мрамора,благодаря которой достигал пластичности изображения и эффекта «влажного»взгляда.
Под его резцом преждепрекрасная форма искажается — страдание делает человека некрасивым,обезображивает его лицо.
Раньше греческая эстетикавообще исключала страдания. Мастера V в. до н.э., изображая чувства, сохраняли неприкосновенным лицо илинезначительно искажали его черты, поднимали брови, напрягали лоб. И вотфундаментальный нравственный принцип древнегреческого искусства оказалсянарушен. Теперь же страдание проникло в самую суть человеческого существа.Красота уступает место боли, боль изменяет облик человека, и из его грудивырывается стон. Знаменитая «Вакханка» (или, иначе, «Менада») — небольшаястатуэтка служительницы культа Диониса — представляет Скопаса мастером новыхпластических решений. Полуобнаженная, в дикой пляске фигура уже не стоит, неповорачивается, а вращается вокруг оси в стремительном, бурном движении.Вакханка охвачена страстью — разрывает на части животное, в котором видитвоплощение бога. На глазах зрителя совершается кровавый ритуал, который никогдапрежде в греческой скульптуре таким образом не выражался.
Скопас разработалпринципы круглой скульптуры: понять идею автора можно, только обойдя «Вакханку»кругом. Не менее известны другие работы Скопаса: «Потос», «Мелеагр».3. Связь свободы ихудожественной культуры Греции
Основные направленияхудожественной культуры Греции:
1) устремленность впатетическую героику;
2) уход в индивидуальныймир.
Вся культура Греции — этопостроение и оправдание мифа. Даже философия, которая в современном мирепризвана скорее развенчивать мифы (правда при этом неминуемо создавая новые),имеет мифологические корни. Сказанное относится не только к милетской школе, нои к более поздним философским учениям, например к философии пифагорейцев,элеатов, Платона. Связано это с тем, что в древнегреческих мифологических иполумифологических текстах постепенно накапливались сведения объективногохарактера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. Так, Гесиоднаписал поэму «Теогония», что значит «Происхождение богов».В греческой литера- туре мощный пласт образует мифологическая поэзия, а это нечто иное, как своды опоэтизированных мифов, но у Гесиода раскрываются мысличеловека, который пытается осознать не только то, что он не- посредственнонаблюдает и переживает, но его волнуют и весьма отвлеченные вопросы, на которыеон сам не мог дать ответ, но которые уже не мог не поставить. Например, вопросо том, откуда возникли, как родились боги. Такая постановка вопроса уже неявляется чисто религиозной. В сущности, вопрос о происхождении богов легкопере- растает в вопрос о происхождении мира.
Таким образом, философуже не является слушателем (читателем) — потребителем мифа, хотя в повседневнойжизни он, как и всякий грек, окружен мифологией, более того, во всем — в языке,образах, способах мышления не свободен от мифологии. Миф объясняет любое природноесобытие волей божества, то есть причина выводится за пределы самой природы,перемещается в небесную область, вверяется богам. Но от такого, в широком смыслетеологического, то есть сводящего все причины к промыслу Божьему, объясненияфилософия отталкивается, уходит.
Когда мифологиязадавалась вопросами: почему, как устроены космос и его тела, то от творцов мифовникто не требовал доказательств. Например, если они утверждали: Земля — огромное тело, имеющее форму шара, то создатель мифа мог бы сослаться на что угодно- на предание, на богов. А вот первые греческие мудрецы, делая астрономическиезаключения, должны были давать конкретные доказательства или хотя бы приводитьабстрактные теоретические построения. Как можно было в то время доказатьшарообразность Земли? Каковы были «доказательства»? Главным образом,эстетические.
Так, пифагорейцы считали,что нашей Земле надлежит быть шаром, по законам гармонии и совершенства, потомучто круглое тело считалось пластичным, красивым. Не было и не могло быть тогдаэмпирически достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе можнобыло рассуждать абстрактно, только на основе фантазии. Философии было важно иудобно опереться на астрономический материал, так как идея космоса, целостного,единого мира как универсума была органичной для древней мысли и для философиивообще.
Понятно, что астрономия вантичности так и не стала наукой в современном смысле этого слова: почти всеастрономические представления ныне кажутся фантастическими.
Духовная и художественнаякультура Древней Греции не просто является ценнейшей частью мировой. В нейсформировалась общеевропейская культурная парадигма. Это означает не просто то,что греческими мотивами пронизана вся последующая европейская художественнаякультура. Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основныепроблемы мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос,единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность,разум и логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусствои техника, материя и ее двойственность… Без обращения к греческому наследию европейскойкультуры просто бы не существовало и мы не смогли бы понять хоть как-нибудь,хоть по своему, ни арабских математиков, ни индийских и китайских мудрецов.
Заключение
Особенностью греческойкультуры является то, что она вырастает и развивается на основе полиснойсоциальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденногочеловеческого духа, в знание и правду жизни.
Развиваясь под влияниемранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировойкультуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописии поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значениене только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчассформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являютсясовременными. В социальной философской проблематике античности преобладаетэтическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляютзадумываться нас и сегодня.
На почве древнегреческой культурывпервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вкладантичности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античнаяфилософия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,развитии техники.
Отточенность, яркость и глубинафилософской мысли, обширность вопросов, волновавших древнегреческих философов,вершины, которых достигло ораторское искусство, не перестают восхищать нас исегодня.
Древняя Греция создалатот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, которыйпредопределил судьбу западного мира.
Именно благодаря этому способуотношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденногообразца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии идругих сферах творческой деятельности.
Список литературы
1.     Быстрова А.Н. Миркультуры: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2.     Гнедич П.П.Всемирная история искусств. М.: Издательство «ПРИОР», 2005.
3.     Гуревич Л.Я.Категории средневековой культуры. М.: Знание, 1984.
4.     Гуревич Л.Я.Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Просвещение,1990.
5.     Юхвидин П.А.Мировая художественная культура. М.: Культура и искусство, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :