Игры разума втворчестве Пелевина
Разуму, сознательному ибессознательному, манипуляциям с сознанием отводится огромное место втворчестве Пелевина.
Слова несут в себеогромную силу. Их можно воспринимать как сознательно (аудиально или визуально),так и бессознательно. Нейролингвистическое программирование занимается тем,чтобы менять убеждения посредством не только вербального, но и невербальногоконтакта. Классическое НЛП ориентировано на гуманистическое направление(устранение стрессов, депрессий, конфликтных ситуации и личных проблем), но существуети так называемое «боевое НЛП», целью которого является манипулирование людьми,подмена их убеждений и установок. Нейропрограммирование может встречаться нетолько в устной речи, но и на письме.
Рассмотримиспользование приемов «боевого НЛП» на примере произведений Пелевина. Основнуюформу автор откровенно отметил в одном из своих последних сборников рассказов — 5П.
«…-Седьмую формуотрабатываю, — сообщил генерал. — Сначала подстройка и ведение, затем разрывшаблона, потом опущение и присоединение...» («П5»)
Подстройка у Пелевинапроста и универсальна. Конечно, она отличается от устоявшейся схемыНЛП-присоединения. Сложно делать подстройку к каждому читателю в отдельности,имеющему определенную репрезентативную систему, не видя его жестов и мимики.Пелевин выбирает отличный тактический прием. Он использует в своихпроизведениях не только выдуманных персонажей, но и реально существующих илисуществовавших героев, которые хорошо знакомы читателям. Как то Ельцин, Чапаев,Че Гевара, Березовский и другие. Иногда подстройка осуществляется черезповторение мотива или идеи предшествующего произведения (Generation«П» — Ампир V).
После установки мостамежду автором и читателем, происходит ведение. Пелевин выводит своих героев зарамки нашего представления о них, утверждая через диалоги или монологи своюточку зрения.
Следующий этап Пелевинчасто нарушает. Вместо того, чтобы «разорвать шаблон» («разрыв шаблона» — «зависание»читателя при резком попадании из привычной ситуации в непривычную, в частности,при неожиданном поведении автора), автор иногда использует прием «внутреннегоконфликта»:
« — Понял, — сказалТатарский. — Кажется, понял… То есть как, подожди… Выходит, что теопределяют этих, а эти… Эти определяют тех. Но как же тогда… Подожди… А начто тогда все опирается?» (Generation «П»)
«Ботвиник, стоявший уистока нового поколения техник нейролингвистического контроля, может быть сполным правом назван не только главным технологом всех идеологов, но и главнымидеологом всех технологов...» Лена перечитала это место три раза, но все равноне поняла, о чем речь» (П5)
Читатель, наподсознательном уровне пытается решить неразрешимый конфликт (выявить сутьвышесказанного). Создается ощущение, что автор всеведущ, знает больше, чемчитатель. Но поскольку того, о чем Пелевин говорит, нет нигде за пределамивыстраиваемой им фразы, он всегда будут разбираться в предмете намного лучше читателяи выглядеть «продвинуто и умно». (Интервью Пелевина)
Сам прием «разрывашаблона» свойственен Пелевину. Его очень легко определить. Как таковой, онвводит читателя в состояние, близкое трансовому. Существует много приемовдостижения цели:
1) Обсценнаялексика: «– Слышь, старый Перун! Потренируемся?
–Я не старый Перун, товарищ генерал, – ответил тот угрюмо. – Моя фамилия Громов.
–Хуемов. Ты перед тем, как старших поправлять, из‑защеки вынь, чмо пернатое»;
(«Залпоющих кариатид»)
2) Множественноеповторение: «Хуфу — это имя крокодила? — Нет. Хуфу — это имя фараона. — ФараонХуфу кормит крокодила? — спросил Игорь. — Или крокодила кормят фараоном Хуфу?»;(«Кормление крокодила Хуфу»)
3) Чрезмернаятерминология: «задача шизосуггестирования будет выполнена в результатеудержания нейтрализуемого лица у телеэкрана в течение достаточно длительногопромежутка времени»;
4) Сюдаже можно включить и псевдо документальные статьи, заимствованные из различныхязыков цитаты, в большинстве своем адаптированные для русского сознания («Паркостей не ламент», «Parliament– is unЯва»,«the only bush i trust is mine…» (Единственный куст, которому я верю – это тот,который растет у меня между ног)
Опущение (стирание) –НЛП техника, связанная со стиранием из сознания уникальных характеристиккаждого феномена в отдельности. Также характерный прием для Пелевина: «А вбудущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не загорами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытоевоспевание «Кока-колы» и нападки на «Пепси-колу» — илинаоборот» (G«П»). В данном случаеэпоха Колы и эпоха Пепси исключает индивидуальность, о чем персонаж говоритоткрыто и убежденно. Чаще всего, этот прием используется после «разрывашаблона», чтобы не дать читателю выйти из состояния мгновенного транса ивнушить ему определенное мнение на подсознательном уровне. Опять же автор манипулируетсознанием читателя, навязывая ему свою точку зрения.
Затем происходитобратная подстройка для возвращения читателя в первоначальное состояние.Заключительная цикловая подстройка может отсылать к персонажам, с которымичитатель познакомился ранее. На протяжении всего цикла должно соблюдатьсяусловие чередования бытовых и философских рассуждений, для постояннойстимуляции подвешенного состояния сознания: «Опохмелиться было все-таки можно…Метод, в сущности, гурджиевский, — объяснил человек. — Относится к такназываемому «пути хитрого человека». В нем ты рассматриваешь себя какмашину» Далее идет рассуждение о конструкции машины, ее рецепторах изаканчивается все скрытой метафорой поколения Колы и Пепси.
Этот основной циклметодик может быть неполным. Часто встречаются единичные приемы, не зависящиедруг от друга.
Одна из главных методикНЛП у Пелевина – методика «новой упаковки»:
Рассуждения овау-импульсах (нервных воздействиях, которые посылает медиа-мембрана к каждойклетке Oranusa (или ротожопы).Каждая клетка этого организма – есть человек), identity(цель рекламной магии, субъект медиа-воздействия, управляемый исключительноостаточными вау-факторами), Внутренняя Монголия (которая одновременно иПустота, и Нирвана – блаженное состояние), криптоспик (разговорную технику,внедрявшую в сознание собеседника специальные микрокоманды, сами по себебезвредные, но в контексте выверенной фразы образующие что-то вроде бинарногооружия), гламур и дискурс. Ничего нового Пелевин не изобретает. Он использует ужесуществующие факты для того, чтобы заново, в новой форме донести их дочитателя, ориентировать его на определенную позицию мышления, манипулироватьего сознанием.
Пример: легенду обОранусе и вау-имупльсах читателю преподнесли как голый факт: человек тратитсвою жизнь на то, чтобы заработать деньги и потратить их. Логично предположить,что особого интереса и отклика этот факт бы не вызвал. нейролингвистическийпрограммирование пелевин разум
Методика Пелевинасостоит в том, чтобы взять какую-либо известную сентенцию, миф или субъект, и«одеть» его в новую упаковку, украсив несколькими неологизмами ипрофессиональными терминами. Следует отметить, что интерес писателя кнейро-лингвистическому программированию – давний, но любительский. Можетпоказаться, что, манипулируя читателем через текст произведений, Пелевин программируетего на принятие авторского мировоззрения или отношения к определенному факту. Ноавтор не скрывает применение приемов НЛП, а иногда даже откровенно на нихнамекает, что противоречит основной сути нейро-программирования и вынуждает непросто «усвоить» «внедренную» информацию, как того требует НЛП-практик, но идает возможность ее обнаружить и проанализировать, акцентируя на ней вниманиечитателя.