Реферат по предмету "Культура и искусство"


Значение культуры Древнего Египта

Министерство образования российской федерации
федеральное агентство по образованию и науке
всероссийский заочный финансово-экономический
институт
региональная кафедра философии, истории и права
Характеристикаспецифики культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций
(реферат)
г. Барнаул

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Государственная организация
Религия
Наука
Архитектура, скульптура и живопись
Письменность
Литература
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Страна, которая ныненазывается Арабская Республика Египет, возникла в древности и являлась одной изсамых могущественных и загадочных цивилизаций. Самобытная культура ДревнегоЕгипта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себевнимание всего человечества.
В то время, когда вЕвропе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивныхохотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдольВеликого Нила, математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона ВеликихПирамид, зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способнопринизить время.
Культура вызывалаудивление у вавилонского народа своей цивилизацией. У египтян учились мудростифилософы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройнойгосударственной организацией страны пирамид. История Египта насчитывает более 6тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древнейкультуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира.Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте,многие другие архитектурные и исторические шедевры — все это по-прежнемупоражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этойудивительной страной.
Развитие древнеегипетскойкультуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятнымиусловиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯОРГАНИЗАЦИЯ
Древний Египет – первоегосударство, претендовавшее на мировое господство.
Власть в стране держалифараоны, провозглашенные сыновьями бога солнца «Ра». Их окружал многолюдныйдвор. Первым лицом после фараона был верховный сановник («визир», он же иглавный судья), а далее вельможи. Они были обладателями важных должностей всамом правительственном хозяйстве.
Большое значение вгосударственной жизни имели писцы (каждые два года в стране производилсяпереучет для налоговых целей).
Основной задачей властиявлялось подавление угнетаемых.
Существовал классовыйстрой, и народ полностью подчинялся правящему классу.
Основным оружием в странеявлялись простой лук и стрелы. Пехота была единственным военным родомсухопутных войск. Имелся особый «дом оружия» с особым начальником над ним.
РЕЛИГИЯ
Большая часть культурыДревнего Египта возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.
По представлениям древнихегиптян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала житьв потустороннем мире, представлявшем собой копию реального.
Была вера в существованиеу человека души-двойника, в особое значение имени человека. Родственники былиобязаны обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире, заботясь оснабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью. Не сделай они этого — мертвые «возвратятся с ветром» и месть их будет страшной .
Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию взагробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились впересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включалоочень много технологических стадий.
В египетской культурепостепенно формировались представления о едином мире мертвых — «дуате». Егоструктура во многом воспроизводила структуру земного мира. Древние египтяне неверили, что после смерти человек может занять другое социальное положение:фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный — царем.
Для защиты от разныхнапастей и спасения на суде Осириса египтяне использовали «Книгу мертвых»,которая давала возможность безболезненного прохождения мимо всех Сцилл и Харибдподземного пространства и позволяла «ба» на суде Осириса магически доказатьневиновность человека, обеспечив, таким образом, всему комплексу полноценное существование.
Всё видимое в природепринималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды,горы, вулканы, реки, ручьи, деревья.
В отличие от людей,божества могли перевоплощаться по своему желанию. Многих из них представляли ввиде животных — кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался с головой крокодила,богиня Хатор — в виде коровы или женщины с рогами коровы.
Божество жило в храме,являющемся его домом («дом» и «храм» обозначались одним иероглифом), иобслуживалось жрецами, функции которых заключались в удовлетворении его вполне«человеческих» (или «животных») потребностей, а также в контроле засохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитаниябога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в которомрасполагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Трираза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая этупроцедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний.
Обычно бог «вел» скрытный«образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишенывозможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множествопраздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидалместо своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В днипроцессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» запределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества.
В отличие от ДревнейМесопотамии, где все боги образуют единое сакральное пространство, в которомкаждый наделяется определенными функциями, в Древнем Египте единственной силой,придающей египетской мифологии видимость единства, является верховный бог,подобный фараону.
В описаниях бога-творца ифараона наблюдается явный параллелизм: оба они представляются, во-первых,великими завоевателями, наводящими ужас на врагов, во-вторых, властителямимира.
Древнеегипетская религия быласобранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих вековмногочисленным изменениям.
НАУКА
Древние египтяне внеслисущественный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный,что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на трисезона по четыре месяца. Тридцатидневный месяц делился на декады. В году было36 декад, посвященных особым божествам — созвездиям. В конце года добавлялосьпять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привеланеобходимость вычислять периоды разлива Нила. Разлив Нила совпадал с появлениемна рассвете, после долгого перерыва, яркой звезды Сириус. Это было замеченоегипетскими наблюдателями, однако египтяне не привели в соответствиекалендарный и астрономический год, так как не ввели високосных лет. Поэтомукаждые четыре года утренний восход Сириуса расходился с новым годом на одиндень. Через 120 лет ошибка вырастала до месяца. Хотя и существовали проектыустранить это неудобство, они не были осуществлены.
Другой большой вклад вастрономию — это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства былиизвестны водяные и солнечные часы. Египтяне создавали карты неба, группируязвезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами.
Египетская математикавозникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Египтянепользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употреблялиспециальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т.д. Оперировали простымидробями только с числителем 1. Со Среднего царства засвидетельствованызадачники, в которых приводились также решения. Большинство задач возникло изпрактических потребностей. Египетские математики умели вычислить длинуокружности и объем усеченной пирамиды. Способ, которым египтяне вычислилиплощадь круга, приводил к такому результату, как если бы число пи равнялось3,16, хотя понятия числа пи не существовало. Для расчетов, связанных с дробями,пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическуюпрогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом «куча».
Уже в Древнем царстве (небез связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии имедицины — достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных,зубных, хирургов и т.д. Позже засвидетельствованы практические руководства дляврачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией. Но не этоопределяет достижения египетской медицины: древние лечебники показывают, чтоегипетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение,знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы).Существовало и руководство для ветеринаров. Как мумификация, так и особеннорецепты показывают значительные познания в области химии.
Из общественных наукнаиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранилисьзаписи последовательности царствований и главнейших событий. Существовалиспециальные словники, а также пособия, по которым египетские писцы училисьаккадскому языку.
АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА ИЖИВОПИСЬ
Египетская культураактивно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта,как мировой державы, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся вмонументальных храмовых постройках.
Архитектура «Град Амона»,«Стовратные» (по выражению древнегреческого поэта Гомера) Фивы становятся однимиз самых блистательных городов древнего востока. Украшением Фив былиграндиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно,величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта.
Если древние пирамидыуподоблялись горе, то храмы Амона – Ра в Карнаке и Луксоре в восточной частиФив, напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку веладлинная, почти в два километра, прямая дорога – аллея сфинксов. У входа во дворхрама высились обелиски. Эти поражают своими размерами и свидетельствуют освоеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культуграндиозного.
Произведениямисакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись истатуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами илюдьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потустороннейжизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.
Имхотеп, министр и зодчийфараона Джосера (XXVIII в. до н.э.), автор ступенчатой пирамиды в Саккара,считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собойчасть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые отрасхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц храмы сталиприобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилищаже простых людей возводили из быстро разрушающегося сырцового кирпича.     
Амарнский период создалцелую галерею скульптурных шедевра – портретов. Искусство приобретаетневиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветныеросписи, изображение бытовых сцен, простых людей. Всемирно известным сталпортрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит вряду самых поэтичных женских образов, созданных мировым искусством. Фараоновизображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутымивдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.
Искусство древнего Египтав большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества,является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ееисторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но иархитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодомвечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденцийвельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, апрежде всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ длябессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружалисьиз камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор времени исистематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего временипамятники.
Нигде больше, даже вКитае, изображения и надписи не образуют такого прочного художественногосинтеза, как в Египте. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая,обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства.
В Египте все видыизобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. ЗодчествоЕгипта — ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики иживописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют сней единое и органическое целое.
Раскрашенный рельеф, изкоторого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры.Кроме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности,органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало издругого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был синтезтрех искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но иперед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись с цветами реальногомира.
ПИСЬМЕННОСТЬ
В период Раннего царстваегипетская письменность уже сложилась.
Накануне периода Iдинастии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемамиих сочетания, какими пользовались впоследствии.
Греческие писателиназвали знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» –священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифыпредставляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Они делятся натри части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак,обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма —знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает насмысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу засловом для того, чтобы избавиться от омонимов.
Почерк отличаетсябеглостью и уверенностью. Писали справа налево, на папирусе (растение 3-6 м. высотой, произраставшее в стоячих водах реки Дельта). Изображения (иероглифы) письменногоприбора доказывают, что уже тогда красными и черными чернилами писали при помощидлинных тростинок-кисточек.
Наряду с иероглифическимв Древнем Египте использовалось также иератическое и демотическое письмо.Демотическое письмо представляет собой особый вид скорописи, в котором иероглифили несколько иероглифов заменяются упрощенным письменным знаком.
Появился первый алфавит.
Благодаря развитиюписьменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды.
ЛИТЕРАТУРА
Художественная литератураДревнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н.э. к периоду Древнего Царства.
Именно поэтому основойтрадиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Как ибольшинство произведений древности, литература периода Древнего царстваанонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как правило,авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, чтонаводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, чтоподтверждается и стилистическим анализом текста. Особенно часто использовалисьсравнения и яркие художественные образы: разгневанный фараон говорит о себе,что он стал «… подобно змее в пустыни...», холодное сердце сравнивается скаменной глыбой и так далее.
От времени Древнегоцарства до нас не дошло литературных произведений в собственном смысле, если несчитать «автобиографических» надписей в гробницах конца Древнего царства.Надписи «биографического» характера со временем становятся все болеепространными, включают описания заслуг автора не только перед фараоном, но иперед населением своего города.
С этим видом литературысвязана «Повесть о Синухете».
Египетская художественнаялитература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставиланам множество сказок самого разного содержания и происхождения.
Широко распространен былжанр поучений, которые использовали как школьный материал. Очень часто онисоставлялись от имени известного вельможи или мудреца. Иногда поучениясоставлялись от имени царя. Таковы поучение гераклеопольского царя своему сынуМерикара и поучение Аменемхета I.
Социальные противоречиянеспокойной поры Среднего царства проявились в «Повести о красноречивомпоселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные речи взащиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.
Среди богатой поэтическойлитературы — гимны богам и царям, любовная лирика, хвалебные песни. Ритм стихастроился на ударных слогах, количество же неударных, видимо, не имело значения.
Излюбленные литературныеприемы — параллелизм (каждый стих состоит из двух параллельных фраз) иаллитерация, свойственная и прозаическим произведениям. Литературныепроизведения различных жанров часто вкладывались в уста повествователей,вводились в «рамке», составлявшей пролог и заключение. Египтяне очень любилиизощренную игру слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнеегипетскаяцивилизация существовала на протяжении многих веков, приблизительно с 3000 г. по 300 г. до н.э. Это был период расцвета Египта, время создания колоссальных архитектурныхсооружений и изящных произведений искусства. Египтяне создали письменность исистему счета; их техническими достижениями восхищались многие другие культурыДревнего мира. Таинственные и очень сложные религиозные обряды Древнего Египта исейчас продолжают вдохновлять ученых и писателей.
Древний Египетпредставляет большой интерес, египетские пирамиды — величайший архитектурныйпамятник Древнего Египта, одно из «Семи чудес света». Пирамида Хеопса
Египет был одним из самыхвеликих центров мировой культуры.
Египетское искусствоявилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетскаякультура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини –матери Исиды — получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурныйпортрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы исфинксы были восприняты античным искусством.
Древнеегипетская культурапородила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыгралаважнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развитияобщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «История Древнего Востока». ТураевБ.А, Ладомир-1935.
2. http//www.egipt.com;
3. «Мифы в искусстве старом и новом».Рене Менару, Санкт-Петербург-1993.
4. Энциклопедия туриста. «Большаяроссийская энциклопедия». Москва-1993.
5. «Краткая литературная энциклопедия».Советская энциклопедия. Москва-1964.
6. «Мифы Древнего Египта». И.В. Рака.Санкт-Петербург-1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.