Кожевников В. А.
(...)В творении Иванова дан изумительно совершенный образец исторической религиознойкартины, потому что в ней, как нам кажется, не только поставлены, но и взначительной степени разрешены многосторонние требования, которым должнаудовлетворять религиозная живопись. Попробуем же представить оправдание стольрешительно выраженному приговору.
Религиознаякартина не соответствует своему назначению, если в ней нет достаточно богатогоидейного содержания, способного сосредоточить на себе с возможно большейполнотою настроение зрителя, то есть влиять не только на его чувства ивоображение, но и на его мыслительную и даже волевую сторону. Религия, посуществу своему, как целостное жизненное состояние, обращается и к человеку вего полном объеме и содержании. В соответствии с этим и произведение искусства,почерпающее свою тему из области религиозной, должно обладать возможно большеюполнотою для создания наиболее полного и живого религиозного настроя. В этомсмысле искусство религиозное является идейным no-преимуществу. Вот почему выбортемы здесь несравненно важнее, чем в бытовой (жанровой) живописи, не говоря ужео ландшафтной. Эта первая задача решена Ивановым с глубокомыслием, на нашвзгляд, не превзойденным никем в исторической религиозной живописи. ЯвлениеХриста народу, Богоявление… Возможна ли лучшая тема в этой области искусства,столь вдумчивая и емкая, столь богатая и внутренним, лирическим и драматическимсодержанием и благодарнейшими внешними условиями для художественноговоспроизведения сюжета? Какой широкий простор открыт здесь психологическомуанализу отдельных лиц и общей характеристике настроения масс, контрастам типов,исторической и этнографической самобытности, наконец,- группировке фигур иобъединению внешних составных частей в одно цельное духовное и художественноевпечатление. Внутреннее богатство религиозных идей вообще изумительно, нодалеко не все они представляют удобный материал для воспроизведения визобразительном искусстве: многие из них, по своей отвлеченности или, лучшесказать, затаенности, сокровенности, по своей духовной глубине или выспренностине поддаются либо трудно поддаются воплощению в реалистических художественныхформах и требуют помощи искусства символического, имеющего, бесспорно, своиправа и заслуги, но вместе с тем и свои значительные ограничения для примененияобычных, главных, внешних ресурсов искусства. Наоборот, избранная Ивановым темараскрывает полный простор для широкого и самого разнообразного применениятворческой силы к формам реалистическим, т. е. наиболее простым и общепонятным.
Нообнаружить все богатство своего внутреннего содержания взятая тема способнаименно лишь в той постановке, какую дал ей художник. Явление Христа, ещеневедомого народу, получает живое и могучее значение именно в связи спредшествующею Иорданскою проповедью Предтечи, пророка, уготовляющего путьгрядущему Спасителю. Гениально вдумчивый Иванов избрал именно этот момент,отдавши ему, с точки зрения художественной целесообразности, предпочтение переддругими, столь же существенными (напр., хотя бы перед Нагорною Проповедью, досих пор, как это ни странно, достойно еще не представленною в живописи).Остановившись на заключительном моменте Иорданской проповеди всенародногопокаяния и совместивши таким образом предсказание и предчувствие явленияСпасителя с первым мигом Его пришествия, художник овладел наибольшим сочетаниеммыслей и чувств, содержащихся в сюжете, а вместе с тем и самый сюжет возвысилдо крайнего художественного предела драматической напряженности.
Идейноебогатство темы раскрыто таким образом во всех трех степенях ее развития: поотношению к прошлому, настоящему и будущему. В живописи, искусстве, посвойствам своим имеющем непосредственно дело всегда только с одним моментомнастоящего, едва ли можно указать на другой, более удачный пример такойразновременной полноты ощущения. Проповедь покаяния произнесена, но она ещезвучит в сердцах внимавших, озаряет их лица, вдохновляет их жесты,заканчивается видимо в крещении. Вот он великий момент Минувшего! он еще неостыл, не отлетел прочь; причина, его вызвавшая, Предтеча, едва успел сомкнутьуста… Но здесь же одновременно — и следствие, воплощенное в Настоящем, вдвижении преобразившейся толпы, одушевленной единым, всех объявшим стремлениемк Будущему. И оно, это святое, спасительное Будущее, оно также уже близ них,оно тут уже, вот оно! «Се Агнец Божий», грядущий с таким спокойствием и миром«Света тихого», разгоняющего сумрак греха и тени сени смертной!..
Независимоот идейной полноты, достигаемой такою постановкою темы, какие сокровищачисто-художественной красоты раскрываются благодаря этой постановке в картине!Прежде всего, композиция получает простое, естественное, не придуманное, авнутренним смыслом вызванное содержание, в отличие от гоняющейся за внешнимиэффектами театральности и от той, иногда самой по себе красивой позировки,которая исходит из поисков внешней красоты, а не из глубины внутренней, идейнойосновы.
Затем,цельность и стройность группировки — это основное требование всякого сложногоживописного сюжета. Как многие в других отношениях превосходные произведениятеряют силу влияния на зрителя вследствие хаотичного нагромождения фигур, поотсутствию идейного центра, объединяющего выражение и расположение составныхчастей! Здесь же — изумительно величавое и однако простое, сразу всеохватывающее впечатление, именно в силу очевидности такого духовного иматериального центра толпы народной в лице Иоанна и в силу общего движения иего, и всех к конечной цели, к приближающемуся Христу. Не только стройность ицельность общего впечатления, но и содержательнейшее движение, жизнь каждойотдельной фигуры в соподчинении всех друг другу и общему, конечномусредоточию!.. И пополняя этот многообразный порыв души и телес, навстречу ему,в ответ ему, завершая и разрешая его в примиряющее созвучие, другое движение-Спасителя к жаждующим спасения!.. Все волны различных чувств и желаний,вырывающихся из толпы, сочетаются сначала в неподражаемой по силе выраженияличности Предтечи и в его молниеносном взоре, а затем его драматичным жестом,указующим на Грядущего Агнца Божия, передаются Христу, святое спокойствиеКоторого распространяет чувство духовной удовлетворенности над сценою, сообщаяей, несмотря на всю драматичность, оттенок классической меры иглубокорелигиозной трезвенности…
Овладевшитемою по существу, художник уже легко и беспрепятственно может развиватьчастности ее содержания. И здесь он является нам в другом отношении образцомдолжного понимания задач религиозной живописи. Духовное содержание воплощается,как и подобает искусству, в телесных образах органически, в неразрывной связиодного с другим; выразительность и движение фигур развиваются естественно исвязно из данных характеров и типов, сопоставленных здесь в ярком разнообразии,от юности до старости, от знатных до убогих, от мудрых до простецов: фарисей,учитель синагоги и будущий апостол, воин и раб, робкий отрок и трепещущийполнотою чувств в атлетическом теле юноша, старик, расслабленный, ждущийисцеления,- все это живые люди, полные внутреннего содержания, а не ходячиеотвлеченные идеи, искусственно вложенные в тела…
Издесь мы касаемся нового, существенного вопроса, определяющего смысл и значениерелигиозной живописи, вопроса о реализме и идеализме в ее области. Их частопротивопоставляют друг другу как нечто обособленное и несогласимое. Такоепротивоположение — обычное явление в искусстве, но каждый раз — в ущерб, еслине в гибель истинного искусства, по своей природе всеобъемлющего,всестороннего, как и жизнь, в которой Творец сочетал духовное с телесныморганическим союзом, неразлучимым безнаказанно в мире художественноговоспроизведения. Реализм, воспроизводящий одну материальную действительность — не искусство, а только механическая копировка внешнего облика жизни, копия,притом фальшивая, погрешающая односторонностью против правды жизни, в которуювключено и духовное, и идеальное (хотя бы в желании, в мечте, в стремлении). Инаказание за односторонность художественного материализма — недосягаемость длянего высших вдохновений творчества. Наоборот, идеализм в искусстве, радиотвлеченных замыслов приносящий в жертву правдивость жизненных форм, в которыеоблекается идея, осуждает себя на художественное бессилие, на бездейственностьсвоих мечтаний. Недостаточно, наконец, и механического сопоставления одногорядом с другим, не создающего ничего цельного и звучащего вечным диссонансом.Только в гармонии идеализма с реализмом возможно истинное художественное творчество,облекающее духовное в соответствующую его смыслу видимую форму, и презирающее втелесном духовное, до идеального включительно, то есть, до высшегожелательно-возможного. Материалистический реализм есть бездушное пассивноевоспроизведение природы, творения без всякого проявления личногохудожественного творчества. Отвлеченный же идеализм есть бессильная попыткатворения художником только из самого себя, независимо от данного в природе. Тои другое несостоятельно. Искусству не подобает быть только копией творения; ноему не дано и силы творения из ничего, кроме своей мечты. Его творчество-впреображении несовершенного данного в возможное, желательное, высшее,художественно совершенное, осуществимое, если еще не в жизни, то уже в ееэстетическом идеале, в произведении искусства.
Вэтом претворении реального в идеальное и кроется великое таинство всякоготворчества; но ни в одной области искусства оно не проявляет себя с такоюполнотою, как в искусстве религиозном. И в этом отношении Иванов опять предстаетперед нами как великий учитель искусства. В отличие от материалистическогореализма, крайним представителем которого в религиозной живописи у нас являетсяГе, в отличие от идеалистического религиозного символизма, которым, наподобающем месте, умел пользоваться и сам Иванов (в своих библейских иновозаветных рисунках), в главном произведении он дает образец настоящего,здорового воплощения идеального элемента искусства в реальных формах; а впревосходных этюдах к своей картине он оставил и чрезвычайно поучительные ввоспитательном отношении указания на то, каким образом может осуществитьсясочетание идеального с реальным в произведении искусства. (...)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/