Содержание
Введение
1. Предпосылки формирования цивилизаций
2. Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций: восточнаяи западная
2.1 Восточный тип цивилизации
2.2 Основные этапы развития древневосточных цивилизаций
2.3 Западный тип цивилизации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообществолюдей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет обобщности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающиедуховные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельногочеловека, так и социальных групп.
Цивилизация — это и присущий данному культурно-историческомутипу способ организации пространства и времени, формирующий особые чертыгосударственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественностифакторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличиегородов, государства и письменности.
Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое длянаиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества,позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многихобществ. В основу типологизации положены различные критерии, и на основе этихкритериев вычленяются основные типы цивилизации: природные сообщества (непрогрессивныеформы существования); восточный тип цивилизации; западный тип цивилизации; современныйтип цивилизации.
Цель данной работы рассмотреть два основных типа цивилизаций:восточный и западный; их зарождение и эволюция, а также сравнительнаяхарактеристика.
Основными источниками для анализа явились: «ИсторияРоссии (Россия в мировой цивилизации)» под редакцией А.А. Радугина; «Культурологияв вопросах и ответах» составители И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин,"Столкновениецивилизаций" С. Хантингтона, а также другие источники.
Работа состоит из введения, основной части, заключения исписка литературы.
1. Предпосылки формирования цивилизаций
Возникновению первых цивилизаций предшествоваланеолитическая революция. Наличие избыточного продукта позволяло содержатьосвобожденных от производства пищи людей, исполнявших различныеадминистративные функции. Иными словами, на основе новых производственныхвозможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальнымиструктурами и ранними формами политической администрации.
Связанный с нею переход к новым формам хозяйстваспособствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере.Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почтивсе природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаютсяобщества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительныйприбавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные идуховные ценности.
Истоки первых цивилизаций уходят в период существованияраннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по темвременам ирригационных сооружений, резко повысилась производительностьсельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремеслоотделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, вкоторых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельскогохозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы,пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.
Началось социальное расслоение общества. В нем появилисьразные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональнымпризнакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав ипривилегий.
Сформировались государства — системы органов организации иуправления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних группи подавления других.
Была создана письменность, благодаря которой люди моглизафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования,традиции, законы и передать их потомству.
К III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первыеочаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными длятого, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и неопирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерныхособенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствуетзначительный момент первобытных верований, традиций и форм общественноговзаимодействия.
Первичные цивилизации возникли в сходных климатическихусловиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим,субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которыхбыла достаточно высокой — около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зонацивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А этоозначает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятныеприродные условия.
Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций,как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возниклав долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколькопозднее — в III-II тысячелетии до н.э. в долине рекиИнд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине рекиХуанхэ — китайская.
Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, вособой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это типприморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особыйотпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировалоформирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций.Так формировался другой тип цивилизации — западный.
Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться дваглобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.
2. Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций: восточнаяи западная
Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими игеографическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, онапроходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятсяна три глобальных типа: традиционные цивилизации; индустриальная цивилизация; постиндустриальная,или информационная, цивилизация.
Для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиесябольшой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходятфазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиленияцентробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа,связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот циклповторяется. Для Западной Европы, где все три типа цивилизацийпоследовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то естьпостоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества.2.1 Восточный тип цивилизации
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — историческипервый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н.э. на ДревнемВостоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте.
Возникновение древнейшего мирового очага цивилизациипроизошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеялипшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационныесооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошениеполей. Здесь в середине IV тысячелетия до н.э. появляются первые надобщинныеполитические структуры в форме городов-государств. Эти города-государствадолгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н.э. правитель города АккадаСаргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н.э.Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнегоШумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этогогосударства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлсяруководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.
В древневавилонском государстве общество было социальнонеоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы,ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группырасполагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группазанимала строго определенное место и отличалась от других своей социальнойзначимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей вВавилоне была государственная форма собственности на землю.
Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировуюкультуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшеесяв массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, чтосыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых,это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета иэлементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе сего знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся исегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитоеизобразительное искусство, первые географические карты и много другое. Словом,шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности.Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях былэталонным для тех, кто шел вслед за ними.
Каковы же особенности древней восточной цивилизации? Преждевсего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладываласущественный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, типхозяйствования, социальное и политическое устройство.
В духовной жизни восточного человека господствовалирелигиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. Вмировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира намир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятиюмира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах«все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиознойжизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность,безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. Ввосточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, онпредопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболеераспространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел».Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа,общество, государство — поэтому человеку весла не нужны.
Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А.Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однаждывсе вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизацияориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальныхструктур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего напротяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации являетсятрадиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующиеопыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качествеустойчивых стереотипов.
Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайнемедленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех жеусловиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков.Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей».Там существовало полное взаимопонимание поколений.
Общественная жизнь восточных цивилизаций построена напринципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересыподчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял иконтролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы,духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.
Политическая организация жизни восточных цивилизацийполучила в истории название деспотий. Одним из характерных признаков восточногодеспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государствопредстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует всемногообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формируетобщественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладаетвсей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и не ответственен,назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляетверховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и попроизволу.
Важный признак восточного деспотизма — политика принуждения,а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, анагнетание страха перед властью. Страх — единственное движущее начало этогообраза правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шлопрахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страхперед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничнойверой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в ихглазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящиена всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создаваловнутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.
Для восточного деспотизма характернаобщественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласнорелигиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсыбыли дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческиеправа, в некоторых случаях — права на мелкую собственность, в основном на жильеи хозяйство. В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имелохозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократическийконтроль. В социальном плане структурной основой восточного деспотизма былауравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословныхразличий, горизонтальных связей вообще.
Все древневосточные общества имели сложную иерархическуюсоциальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однакобольшую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Онинаходились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярнопривлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительствоканалов, крепостей, дорог, храмов и т.п. Над производителями возвышаласьпирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы,жрецы и т.п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.
Политически основу восточного деспотизма составлялоабсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотиясостояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновниковтребовалось только одно — беспрекословное повиновение.
Государственный бюрократически организованный аппарат властисостоял из трех ведомств:
1) военного;
2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомствопоставляло рабов-иностранцев, финансовое — изыскивало средства, необходимые длясодержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей,занятых в строительстве, и т.п. Ведомство публичных работ занималосьстроительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим,военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, авсе три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.
Характерной чертой политической системы восточногодеспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частьюсамоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации,касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственногохарактера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующеезвено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно врамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: внеих жизнь индивида была невозможна.
Сельские общины, экономически независимые исамоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной,организующей власти: хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства,от того, заботилось оно или нет об орошении. Именно на сочетании корпоративнойавтономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждиласьдостаточно цельная и стабильная система восточно-деспотической власти. Вместе стем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление вчистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не навсех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера властьправителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правителиизбирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советомзнати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный иограниченный характер.
В Древней Индии даже в период наивысшего укрепленияцентральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, чтосвидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индиинаряду с монархиями существовали государства и с республиканской формойправления (демократические — «ганы» и аристократические — «сингхи»).
Такой строй существовал во многих древних азиатскихгосударствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличномуправителю, а многочисленной правящей группировке. Как это ни парадоксально,подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполнесправедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткостьнорм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.
В таком обществе развитие идет циклами. Его историческийпуть графически выглядит в виде пружины, где каждый виток — это один цикл, внем можно выделить 4 стадии:
1) усиление централизованной власти и государства;
2) кризис власти;
3) упадок власти и ослабление государства;
4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев. Притаком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь,высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системыписьменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своемпредставляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записимолитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записыватьпоэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важныхисторических событиях.
Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики,географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашейэры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получиланазвание христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатаниевозникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книгпоявились в XXV в. до н.э. и китайских — в XIII в. до н.э. Для развитиякнигопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э).Появление первых книг в Китае относится к VII-VIII вв., когда уже было известноприменение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введенксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).
Таким образом, для них характерна высокая степеньзависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека сего социальной группой, низкая социальная мобильность, господство средирегуляторов общественных отношений, традиций и обычаев.2.2 Основные этапы развития древневосточныхцивилизаций
Первый этап развития государств Древнего Востока связан сформированием первых очагов цивилизаций — номовых государств в Египте и городов-государствв Двуречье — и охватывает конец V-IV тысячелетие до н.э.
Второй этап — эпоха централизованных царств — приходитсяна III-II тысячелетия до н.э. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды,Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшемконтакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные имцивилизации Индии и Китая развивались изолированно.
Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства.Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые — царско-храмовойи общинной — стало основой сосуществования двух секторов экономики — общинногои централизованного, государственно-храмового.
Третий этап — первая половина I тысячелетия до н.э. — эпохавозникновения и гибели великих империй — таких, как Новоассирийская,Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития былаинтеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней ихразвития.
Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйстваи частной собственности.
Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратилисуществование после походов Александра Великого (336-323 гг. до н. э). НаСреднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиесяизолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиесяот феодальной цивилизации Западной Европы).2.3 Западный тип цивилизации
Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся вдревности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегахСредиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме,обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н.э.до IV-V вв. н.э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можноименовать как средиземноморский или античный тип цивилизации. Ученые обычноподразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка иЛатинская Америка.
Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На югеБалканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества игосударства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н.э. (уничтоженоахейцами); в XVII-XIII вв. до н.э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв. до н.э. последняяпопытка удалась — возникло античное общество.
Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизацияявляется первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности ине могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античнойцивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни обществасущественно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическоемировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античноемировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир. Вселенная,но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью икрасотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, вантичной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один изважных элементов западной культуры — рациональность.
Установка на гармонию во всем космосе связана была и скультуросозидающей деятельностью «античного человека». Гармонияпроявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут бытьвычислены и воспроизведены. Отсюда — формулирование канона — совокупностиправил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных нанаблюдениях над реальным человеческим телом. Тело — прообраз мира. Космологизм(представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрическийхарактер, т.е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всегомироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты счеловеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремлениек земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру — характерные ценностиантичной цивилизации.
Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античноеже общество имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемаясредиземноморская триада — выращивание без искусственного орошения зерновых,винограда и маслин.
В отличие от восточных обществ античное развивалось весьмадинамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемымв долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов оназаканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоялсвободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурномразвитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстробогатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречиямежду могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силойземлевладельческой знати составило движущую пружину развития греческогообщества, которое к концу VI в. до н.э. разрешилось в пользу демоса.
В античной цивилизации на первый план вышличастнособственнические отношения, проявилось господство частного товарногопроизводства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый вистории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Демократияв греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенствовсех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова,выборность органов власти.
В античном мире были заложены основы гражданского общества,предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признаниеего личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частнуюжизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла,сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамкахзакона. Римское право содержало систему норм, регулирующихчастнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.
В античности вопрос о взаимодействии личности и обществарешался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, аколлектив, общество — вторичными. Однако демократия в античном мире носилаограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключениеиз ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов. В греко-латинской цивилизациитакже существовало рабство.
Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческойцивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис»- «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к немутерриторию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества. Многочисленныегреческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, атакже на островах — Кипре и Сицилии. В VIII-VII вв. до н.э. большой потокгреческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формированиена этой территории больших полисов было столь значительным, что получилоназвание «Великой Греции». Граждане полисов имели право владетьземлей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах,а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинскихполисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, нолишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческихгородов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находилисьсовершенно бесправные рабы.
В полисной общине господствовала античная формасобственности на землю, ею пользовались те, кто был членом гражданской общины. Приполисной системе осуждалось накопительство. В большинстве полисов верховныморганом власти было народное собрание. Ему принадлежало право окончательногорешения важнейших полисных вопросов. Громоздкий бюрократический аппарат,свойственный восточным и всем тоталитарным обществам, в полисе отсутствовал. Полиспредставлял собой практически полное совпадение политической структуры, военнойорганизации и гражданского общества. Греческий мир никогда не был единымполитическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельныхгосударств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда попринуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры большей частиполисов были невелики: обычно в них был только один город, где проживалонесколько сот граждан. Каждый такой городок был административным, хозяйственными культурным центром маленького государства, а население его занималось нетолько ремеслом, но и земледелием.
В VI-V вв. до н.э. полис развился в особую формурабовладельческого государства, более прогрессивную, чем восточные деспотии. Гражданеклассического полиса равны в своих политических и юридических правах. Вышегражданина в полисе никто не стоял, кроме полисного коллектива (идеясуверенитета народа). Каждый гражданин имел право публично высказать своемнение по любому вопросу. Для греков стало правилом принимать любыеполитические решения открыто, сообща, после всестороннего публичного обсуждения.В полисе налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание) иисполнительной (выборные срочные магистратуры). Так, в Греции утверждаетсястрой, известный нам как античная демократия.
Древнегреческая цивилизация характеризуется тем, что онанаиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую формуправления. Греция архаического периода имела определенную специфику цивилизациипо сравнению с другими античными странами: классическое рабство, полиснуюсистему управления, развитой рынок с денежной формой обращения. Хотя Грециятого времени не представляла собой единого государства, однако постояннаяторговля между отдельными полисами, экономические и родственные связи междусоседними городами приводили греков к самосознанию — быть им в единомгосударстве.
Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в периодклассической Греции (VI в. — 338 г. до н. э). Полисная организация обществаэффективно осуществляла экономические, военные и политические функции, сталауникальным явлением, неизвестным в мире древней цивилизации. Одной изособенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъемматериальной и духовной культуры. В области развития материальной культурыотмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалосьремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительствоморского транспорта и всевозможных памятников культуры и т.п.
Порождением высочайшей культуры древности являетсяцивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание АлександромМакедонским в 334-328 гг. до н.э. Персидской державы, охватывавшей Египет изначительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизмадлился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формыполитической организации и социальных отношений народов и их культуры — цивилизацияэллинизма.
К характерным особенностям цивилизации эллинизма можноотнести: специфическую форму социально-политической организации — эллинистическаямонархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; ростпроизводства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширениеденежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетаниеместных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами грекамии другими народами.
Эллинизм обогатил историю человечества и мировую цивилизациюв целом новыми научными открытиями. Величайший вклад в развитие математики имеханики внесли Эвклид (III в. до н. э) и Архимед (287-312 гг.). Разностороннийученый, механик и военный инженер Архимед из Сиракуз заложил основытригонометрии; им были открыты принципы анализа бесконечно малых величин, атакже основные законы гидростатики и механики, широко применявшиеся дляпрактических целей. Для оросительной системы в Египте применялся «архимедоввинт» — прибор для откачки воды. Это была наклонно расположенная полаятруба, внутри которой находился плотно прилегающий к ней винт. Вращавшийся спомощью людей винт зачерпывал воду и поднимал ее наверх.
Путешествия по суше вызывали потребность точно измерятьдлину пройденного пути. Эта задача была разрешена в I в. до н.э. александрийскиммехаником Героном. Он изобрел прибор, названный им годометром (измерителем пути).В наше время такие приборы именуются таксометрами.
Мировое искусство обогатилось такими шедеврами, как АлтарьЗевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группаЛаокоон. Вошли в золотой фонд эллинистической цивилизации достижениядревнегреческой, средиземноморской, причерноморской, византийской и другихкультур.
Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была болеесложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н.э.на левом берегу Тибра. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов,старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни — reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднееприсоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименованиеплебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогдааристократический слой населения, получили название патрициев. В VI в. до н.э. Римстал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков,обитавших к северо-западу от Рима. В конце VI в. до н.э. с освобождением отэтрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий.Римская республика вначале была небольшим по площади государством, менее 1000 кв.км.Первые века республики — время упорной борьбы плебеев за их уравнение вполитических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. Врезультате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IVв. до н.э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики.В это время Рим был захвачен галлами, которые несколько ранее обосновались вдолине реки По. Однако галльское вторжение не сыграло значительной роли вдальнейшем развитии римского государства. II и I вв. до н.э. были временамибольших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю,Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти всепобережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получалинаименование провинций.
В первые века существования римской цивилизации рабство вРиме было слабо развито. Со II в. до н.э. количество рабов возросло в связи суспешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н.э.война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов подпредводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением вРиме в 30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженнуюсилу.
Первые века Римской империи были временем сильнейшегоимущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н.э.наблюдается и противоположный процесс — отпуск рабов на волю. В дальнейшемрабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, личносвободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италиястала ослабевать, а значение провинций — возрастать. Начался распадрабовладельческой системы. В конце IV в. н.э. Римская империя делится примернопополам — на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империяпросуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя втечение V в. до н.э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н.э. Римбыл взят одним из германских племен — остготами. После этого Западная империявлачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут спрестола.
Падение Римской империи связано с кризисом римскогообщества, обусловливавшимся трудностями воспроизводства рабов, проблемамисохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии,милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числагородов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этихусловиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказатьсяот военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военноеослабление Рима стало одной из причин его падения. Быстрому падению ЗападнойРимской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германскихплемен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием «варварскихкоролевств».
Таким образом, в условиях древности определились дваосновных (глобальных) типа цивилизации:
восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в томчисле арабскую, тюркскую и малоазиатскую;
западный, включающий европейскую и североамериканскую.
Особенности восточного типаразвития, ориентированного на коллективизм, рабскую покорность,азиатский способ производства, духовность, что препятствовало экономическомупрогрессу. Особенности западноготипа развития: индивидуализм, частная собственность, раннееразвитие товарно-денежных отношений, которые создавали условия дляэкономического прогресса. На определенном этапе, как показывает историческийопыт, наблюдается неизбежный процесс заимствования черт развития Запада иВостока друг у друга.
Древние государства Запада и Востока остались самыми мощнымидействующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономическихи политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ,переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюденияпроблем экологии и т.д.
Заключение
В настоящей работе рассмотрена сравнительная характеристика двухтипов цивилизаций: восточного и западного; рассмотрено их зарождение и эволюция.
Характерными чертами восточного типа цивилизации (восточнаяцивилизация) являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводствосложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех формчеловеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободечеловека, предопределение всех действий и поступков, независящими от негосилами природы, социума, богов и т.д.
4. Нравственно волевая установка не на познание ипреобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение сприродой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизньпостроена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизацияхпроисходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладаниегосударства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизацияхявляется корпоративная и государственная форма собственности, а основнымметодом управления выступает принуждение.
Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлениемк подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности надсоциальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическимполитическим режимом и правовым государством.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическаяхарактеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себяопределенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основнымиценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческойличности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формамгосударственного управления. Западная цивилизация на определенном этаперазвития приобретает характер техногенной цивилизации.
Основное отличие:
для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиесябольшой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходятфазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиленияцентробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа,связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот циклповторяется.
для Западной Европы, где все три типа цивилизацийпоследовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то естьпостоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества.
Список использованной литературы
1. Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики)/ Л.С. Васильев // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000. — 368с.
2. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под научной редакциейдоктора философских наук, профессора Г.В. Драча. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2004. — 544 с.
3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв.редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 352с.
4. Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути / Ю.В. Павленко.- М.: Логос. — 2000. — 386 с.
5. Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах / И.Т. Пархоменко, А.А.Радугин. — М.: Центр, 2001. — 336 с.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. — М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2003. — 603 с.
7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до концаХХ века / В.М. Хачатурян. — М.: Дрофа, 2000. — 512 с.